Новое в законодательстве. Выпуск №77

Автор: admin. Опубликовано в Правовая информация

"Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений сторонам социального партнерства по организации дистанционной (удаленной) работы и по определению категорий работников, в приоритетном порядке временно переводимых на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях" (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 26.03.2021, протокол N 2)

Организацию дистанционной работы (кроме дистанционной работы по инициативе работодателя в исключительных случаях) рекомендуется осуществлять с учетом специфики деятельности работников путем отражения в коллективном договоре, локальном нормативном акте, принимаемом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, в трудовом договоре, дополнительном соглашении к трудовому договору следующих положений:

- порядка взаимодействия работодателя и работника, в том числе в связи с выполнением трудовой функции дистанционно, передачей результатов работы и отчетов о выполненной работе по запросам работодателя, сроков подтверждения получения электронного документа от другой стороны;
- порядка подтверждения действий дистанционного работника и работодателя, связанных с предоставлением друг другу информации, если они осуществляют взаимодействие в иной форме;
- формы подачи работником работодателю заявлений (в письменной или электронной форме и др.), предусмотренных Трудовым кодексом РФ, осуществления ознакомления работника с документами, в отношении которых трудовым законодательством предусмотрено ознакомление под роспись;
- режима рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника;
- условий и порядка вызова работодателем дистанционного работника на стационарное рабочее место или выхода на работу такого работника по своей инициативе (за исключением дистанционной работы в соответствии со статьей 312.9 Трудового кодекса РФ);
- порядка предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска и иных видов отпусков работникам, выполняющим дистанционную работу на постоянной основе;
- обеспечения работника необходимым оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты и иными материально-техническими средствами, необходимыми работнику для выполнения своей трудовой функции;
- порядка, сроков и размеров компенсации дистанционному работнику расходов за использование принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информационных средств (если работник использует данные средства с согласия или ведома работодателя и в его интересах);
- порядка ознакомления дистанционного работника с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем;
- распространения дополнительных гарантий, предусмотренных коллективным договором и (или) локальным нормативным актом работодателя, на дистанционных работников, с учетом особенностей их работы;
- иных положений, связанных с организацией дистанционной работы.

В исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, при осуществлении перевода на временную дистанционную работу по инициативе работодателя, работодатель с учетом фактической возможности работников и работодателя и решений, принятых органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления, может установить категории работников, имеющих приоритетное право на перевод на временную дистанционную работу.
Например, к ним можно отнести:
работников, рабочие места которых находятся в зоне непосредственной угрозы для их жизни и здоровья;
беременных женщин;
работающих пенсионеров и работников, имеющих хронические заболевания;
работников (родителей, опекунов, попечителей, приемных родителей), имеющих детей в возрасте до 14 лет;
работников, осуществляющих уход за инвалидами или длительно болеющими членами семьи, которые по состоянию здоровья нуждаются в уходе;
инвалидов;
других работников, предусмотренных коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Приказ Минтруда России от 16.03.2021 N 124н "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2020 года" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2021 N 62989)

В целом по РФ за указанный период величина прожиточного минимума на душу населения составила 11329 рублей, для трудоспособного населения - 12273 рубля, пенсионеров - 9348 рублей, детей - 11140 рублей (для сравнения - в III квартале 2020 года были установлены следующие параметры: величина прожиточного минимума на душу населения - 11606 рублей, для трудоспособного населения - 12542 рубля, пенсионеров - 9519 рублей, детей - 11580 рублей).

В соответствии с законодательством РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за второй квартал предыдущего года.


<Письмо> Минпросвещения России от 30.03.2021 N ВБ-511/08 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по открытию классов "Психолого-педагогической направленности" в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования")

В направленных методических рекомендациях приведены:
алгоритм действий общеобразовательных организаций по открытию классов "Психолого-педагогической направленности" в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования;
методические рекомендации о разработке учебного плана 10 - 11 классов "Психолого-педагогической направленности" в рамках профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования.
Предусматриваются в том числе гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки; примерный перечень учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с профилями обучения; примерные варианты учебных планов профилей.

Федеральный закон от 05.04.2021 N 85-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Закон вводит понятие просветительской деятельности - это деятельность, осуществляемая вне рамок образовательных программ, направленная, в частности, на распространение знаний, опыта, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека.
Просветительскую деятельность осуществляют государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физлица, ИП и (или) юридического лица при соблюдении установленных данным законом требований.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2021 года.

<Письмо> Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 10.02.2021 N 62 "О прохождении медосмотров работниками образовательных организаций, реализующих образовательные программы в отношении несовершеннолетних обучающихся"

Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 ТК РФ (далее - Порядок), и Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

В соответствии с пунктом 25 приложения к Порядку предусмотрено проведение медосмотров при выполнении работ в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статьей 54 Семейного кодекса РФ ребенком является лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
На основании изложенного работники образовательных организаций, реализующих образовательные программы в отношении несовершеннолетних обучающихся, проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры вне зависимости от занимаемой должности и вида выполняемой работы.

Федеральный закон от 05.04.2021 N 77-ФЗ "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

Согласно общему правилу, если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду, передает в безвозмездное пользование закрепленные за ней объекты собственности, то заключению такого договора должна предшествовать проводимая учредителем оценка последствий заключения договора.

В соответствии с принятым законом требование о проведении оценки последствий заключения договоров не распространяется на случаи заключения государственной или муниципальной профессиональной образовательной организацией, образовательной организацией высшего образования таких договоров целях создания необходимых условий для организации питания обучающихся, организации и создания условий для занятия ими физической культурой и спортом, а также обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.

<Информация> Минцифры России от 06.04.2021 "На Госуслугах можно узнать о назначенных мерах соцподдержки"

Выписка позволяет получить персонифицированную информацию о каждом факте назначения меры соцподдержки, включая размер, срок и периодичность выплат.
Сервис реализован в соответствии с поручением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Письмо ФСС РФ от 18.03.2021 N 02-08-01/15-05-2461л "Об актуальности в 2021 г. Формы заявления о выплате (перерасчете) пособия (оплате отпуска), утвержденной Приказом ФСС РФ от 24 ноября 2017 г. N 578, обоснованности заполнения сведений об адресе проживания в составе информации при заполнении формы электронного обращения на сайте ФСС РФ"

Сведения, необходимые страхователю и территориальному органу ФСС для выплаты страхового обеспечения предоставляются при трудоустройстве или в период осуществления трудовой, служебной (иной) деятельности.
В настоящее время проект приказа об утверждении формы "Сведения о застрахованном лице" направлен на регистрацию в Минюст России.
Страхователям и застрахованным лицам рекомендовано использовать для назначения и выплаты страхового обеспечения форму сведений, предусмотренную данным проектом приказа.
По вопросу заполнения сведений об адресе проживания в составе информации при заполнении формы электронного обращения на сайте ФСС РФ обращено внимание на следующее.
Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ установлено, что гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает, в том числе свои фамилию, имя, отчество (при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Отмечено при этом, что в случае если обращающийся посредством электронного обращения заявитель не желает указывать, например, адрес проживания или регистрации по месту жительства, он может проставить любой символ или прочерк в соответствующем поле ячейки и направить обращение, которое будет принято к рассмотрению Фондом в соответствии с законодательством РФ.