Новое в законодательстве. Выпуск №78

Автор: admin. Опубликовано в Правовая информация

<Письмо> Рособрнадзора от 12.04.2021 N 10-99 <О направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году>

Для использования в работе направлены 15 документов, в том числе:
рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) по образовательным программам основного общего образования, по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов;

сборник форм для проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования;
рекомендации по разработке положения о государственной экзаменационной комиссии субъекта РФ по проведению ГИА по образовательным программам среднего общего образования;
рекомендации по работе конфликтной комиссии субъекта РФ при проведении ГИА по образовательным программам среднего общего образования.

<Информация> Роспотребнадзора от 16.04.2021 "О рекомендациях как подготовиться к сдаче ПЦР-теста на COVID-19"

Результат ПЦР-теста на COVID-19 зависит от соблюдения правил взятия мазка при условии тщательной подготовки пациента к исследованию.
Поэтому минимум за 3 часа до взятия мазков из ротоглотки (зева) нельзя: принимать пищу, пить, чистить зубы, полоскать рот/горло, использовать спрей - освежитель для ротовой полости, жевать жевательную резинку, курить.
Минимум за 3 часа до взятия мазков из носоглотки нельзя: промывать нос, использовать спреи, капли, мази для носа.
За два дня до взятия мазка рекомендуется отказаться от употребления спиртных напитков.

"Профилактика нарушений. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за I квартал 2021 года. Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования. Руководство по соблюдению обязательных требований" (утв. Рострудом)

В Докладе отмечается, в частности, что совершение работником по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, является грубым нарушением работником трудовых обязанностей, на основании которого работодатель вправе расторгнуть с ним трудовой договор.

Для расторжения трудового договора по указанному основанию необходимо соблюдение работодателем нескольких условий:
у работодателя должны быть доказательства, что хищение было совершено по месту работы;
работодатель обязан соблюсти установленный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности;
при наличии вступившего в силу приговора суда либо постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и соблюдении работодателем порядка привлечения работника к дисциплинарной ответственности работодатель имеет право издать приказ (распоряжение) о привлечении работника к дисциплинарной ответственности в виде увольнения.
Также даны разъяснения, в том числе по следующим вопросам:
увольнение сотрудника при выявлении факта алкогольного опьянения после окончания рабочего дня;
увольнение за хищение в отпуске по уходу за ребенком;
увольнение работника, который получил травму, находясь в состоянии алкогольного опьянения.

Постановление Правительства РФ от 19.04.2021 N 617 "Об установлении предельных значений среднесписочной численности работников и величины дохода некоммерческих организаций в целях распространения на них установленных главой 48.1 Трудового кодекса Российской Федерации особенностей регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений"

В соответствии со статьей 309.1 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) у работодателей - некоммерческих организаций регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом особенностей, установленных главой 48.1 ТК РФ, при условии, если среднесписочная численность работников и величина дохода за предшествующий календарный год не превышают соответствующих предельных значений, которые устанавливаются Правительством РФ.

Согласно принятому постановлению указанные предельные значения составляют:
значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год - не более 15 человек;
величина дохода некоммерческой организации за предшествующий календарный год - 120 млн. рублей.

Приказ Минпросвещения России N 163, Рособрнадзора N 472 от 12.04.2021 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2021 году" (Зарегистрирован в Минюсте России 23.04.2021 N 63221)

Основной период экзаменов ГВЭ-9 будет проводиться 24 и 25 мая по русскому языку, 27 и 28 мая - по математике.
Основной период экзаменов ГВЭ-11 будет проводиться: 25 мая - русский язык; 28 мая - математика.
Также определены дополнительные даты, в которые можно сдать экзамены.
ГВЭ-9 и ГВЭ-11 по русскому языку и математике начинаются в 10.00 по местному времени.
Продолжительность ГВЭ-9 по русскому языку и математике составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
Продолжительность ГВЭ-11 по русскому языку составляет 2 часа 30 минут (150 минут), по математике - 2 часа (120 минут).
Продолжительность ГВЭ-11 для обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающих среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов по русскому языку и математике составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
Для выполнения заданий экзаменационных материалов ГВЭ-9 и ГВЭ-11 допускается использование следующих вспомогательных средств обучения:
по русскому языку - орфографические и толковые словари для установления нормативного написания слов и определения значения лексической единицы;
по математике - линейка для построения чертежей и рисунков; справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики образовательной программы основного общего и среднего общего образования.

Приказ Минпросвещения России N 162, Рособрнадзора N 471 от 12.04.2021 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2021 году" (Зарегистрирован в Минюсте России 23.04.2021 N 63222)

Установлены основные даты проведения экзаменов: 24 и 25 мая - русский язык, 27 и 28 мая - математика.
Также определены дополнительные даты для сдачи экзаменов.
ОГЭ по всем учебным предметам начинается в 10.00 по местному времени.
Продолжительность ОГЭ по русскому языку и математике составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
Допускается использование следующих средств обучения по соответствующим учебным предметам:
по русскому языку - орфографические словари, позволяющие устанавливать нормативное написание слов;
по математике - линейка, не содержащая справочной информации, для построения чертежей и рисунков; справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики образовательной программы основного общего образования.

Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности для учащихся, воспитанников по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В частности, в Порядке учтены положения СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28) и СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2).
Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 N 442.
Приказ действует до 1 сентября 2027 года.

Постановление Правительства РФ от 16.04.2021 N 610 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 г. N 272"

Поправки внесены в целях реализации Федерального закона от 08.12.2020 N 412-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В частности, к полномочиям Рособрнадзора отнесено:
осуществление федерального государственного контроля за соблюдением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включенными в утвержденный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ, требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ и выдаче иностранным гражданам сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента;
определение контрольных измерительных материалов для проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ, разработанных на основе требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, а также периодичности их пересмотра.
Постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона N 412-ФЗ.

Федеральный закон от 30.04.2021 N 109-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

Определено, что лица, не имеющие российского гражданства, или граждане РФ, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Работники государственных органов или органов местного самоуправления, которые не имеют гражданства РФ или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство на его территории, обязаны сообщить работодателю об этом в течение десяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона указанные лица могут продолжить работу на замещаемых ими должностях при условии представления работодателю документов, подтверждающих их намерение приобрести гражданство РФ, прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

По истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и при непредставлении указанных документов, трудовые договоры с работниками государственных органов или органов местного самоуправления, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу в соответствии с частью второй статьи 83 Трудового кодекса РФ.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года.

Федеральный закон от 30.04.2021 N 137-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"

В Трудовом кодексе РФ закреплен новый порядок выплат работникам при ликвидации организации или сокращении штата (новая редакция статьи 178 ТК РФ предусматривает следующие выплаты при расторжении трудового договора в указанных случаях: выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация).
Соответствующие уточнения внесены в статьи закона о занятости населения.

Проект Федерального закона N 1162885-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части регулирования электронного документооборота в сфере трудовых отношений)"

Как поясняют авторы законопроекта, в настоящее время работодатель самостоятельно выбирает форму ведения документов, связанных с работой (на бумажном носителе или в электронном виде), за исключением тех, оформление которых в письменном виде или ознакомление с которыми под роспись работника прямо предусмотрено трудовым законодательством РФ. Соответственно, нет законных оснований для оформления этих кадровых документов только в электронном виде.

Законопроектом Трудовой кодекс Российской Федерации дополняется новой статьей 22.1 "Электронный документооборот в сфере трудовых отношений". Под электронным документооборотом понимается создание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе. Работодатель принимает решение о переходе на электронный документооборот путем издания соответствующего локального нормативного акта. О переходе на электронный документооборот работодатель уведомляет каждого работника, а лицо, поступающее на работу, - при заключении трудового договора. Работник или лицо, поступающее на работу, вправе подать заявление об отказе от перехода на электронный документооборот.

Согласно настоящему законопроекту электронный документооборот может осуществляться работодателем посредством ЕЦП "Работа в России", иной информационной системы, позволяющей обеспечить подписание электронного документа, хранение электронного документа, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений.
Напомним также, что в настоящее время проводится эксперимент, предусмотренный Федеральным законом от 24.04.2020 N 122-ФЗ "О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой".

Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 885"

Настоящим проектом предлагается дополнить Постановление Правительства РФ "Об информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России" новым разделом V(I). Следует обратить внимание на то, что аналогичный раздел содержался в указанном постановлении, но он утратил силу с 1 апреля 2021 года.

Предлагаемый проектом раздел в основном повторяет ранее содержащиеся положения.
Так, в частности, установлено, что разделом регулируются отношения, связанные с проведением эксперимента по использованию документов, в отношении которых трудовым законодательством РФ предусмотрены их оформление на бумажном носителе и (или) ознакомление с ними работника в письменной форме, в том числе под роспись, в электронном виде без дублирования на бумажном носителе.

Создание в системе электронных документов, требующих подписи работника, осуществляется путем заполнения форм и шаблонов, представленных в системе, или загрузки проектов документов, подписанных работником простой электронной подписью.

При заключении трудовых договоров, договоров о материальной ответственности, ученических договоров, договоров на получение образования без отрыва или с отрывом от работы, а также при внесении в них изменений используются УКЭП работодателя и простая электронная подпись работника.

Перечень документов, в отношении которых проводится эксперимент, утверждается работодателем самостоятельно.
Информация, необходимая для формирования и размещения электронных документов, связанных с работой, в системе, может содержать следующие документы:
трудовые договоры;
договоры о материальной ответственности;
ученические договоры;
договоры на получение образования без отрыва или с отрывом от работы;
приказы (распоряжения) о приеме на работу;
приказы (распоряжения) о прекращении трудового договора;
иные электронные документы, связанные с работой.
Размещение указанной информации осуществляют работодатели, участвующие в эксперименте.
Согласно указанному проекту, постановление будет распространяться в том числе на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2021 г., и действовать по 15 ноября 2021 г.

Федеральный закон от 30.04.2021 N 126-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования"

Реализуемый в ряде субъектов РФ пилотный проект "Прямые выплаты", предусматривающий назначение и выплату страхового обеспечения, в том числе пособий по больничным листкам, территориальными органами ФСС РФ, показал положительные результаты.

Принятым законом закреплен переход всех субъектов РФ на новый механизм выплат страхового обеспечения.
Законом вносятся изменения в ряд федеральных законов, в том числе "Об основах обязательного социального страхования" "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Законом, в частности:
уточняются права и обязанности субъектов обязательного социального страхования;
определяется порядок назначения и выплаты страхового обеспечения;
предусматривается механизм возмещения излишне понесенных расходов на выплату обеспечения по страхованию;
устанавливается порядок проведения проверок полноты и достоверности документов и сведений, представляемых страхователем для назначения и выплаты страхового обеспечения;
вводится ответственность за нарушение требований законодательства о обязательном социальном страховании.

<Информация> Минпросвещения России "Итоговое сочинение в дополнительный срок одиннадцатиклассники напишут 12 и 19 мая"

В этот день сочинение смогут написать одиннадцатиклассники, получившие неудовлетворительный результат - "незачет", не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам.
Еще один дополнительный срок написания итогового сочинения для них - 19 мая 2021 года.

<Письмо> Минобрнауки России от 29.04.2021 N МН-11/419-ЕД, МН-18/806-АО "О расходовании средств для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися"

Сообщается, в частности, что образовательная организация самостоятельно определяет возможность и объем оказания (выполнения) платных услуг (работ) исходя из наличия материальных и трудовых ресурсов, спроса на платные услуги (работы), а также из необходимости обеспечения одинаковых условий при оказании одних и тех же платных услуг (выполнении работ) и услуг (работ), осуществляемых в рамках установленного государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), формирует и утверждает перечень платных услуг (работ), утверждает размер платы за их оказание (выполнение) (за исключением установленного законодательством РФ).

Затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися в составе стоимости обучения по образовательным программам высшего образования для обучающихся по очной форме обучения на основе договоров о полном возмещении затрат не могут быть ниже нормативных затрат, определенных в соответствии с базовым нормативом затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и корректирующих коэффициентов.

Финансирование расходов на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися следует осуществлять как из средств федерального бюджета, так и из средств приносящей доход деятельности, а также иных источников доходов в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации и локальными нормативными актами, определяющими мероприятия образовательной организации в указанной области. Образовательная организация обеспечивает целевой характер расходования указанных средств.

При согласовании советами обучающихся (студенческими советами), представительными органами обучающихся и иными студенческими объединениями, созданными при образовательной организации, средства на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами, обучающимися по очной форме обучения, могут расходоваться на мероприятия указанной направленности путем включения и/или увеличения соответствующих статей затрат плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, в том числе:
на содержание недвижимого имущества, включая затраты на текущий ремонт имущества, которое используется исключительно для проведения культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися и не предназначено для ведения иной деятельности (включая частичное использование), в том числе коммерческой;
на оплату труда персонала (на условиях трудового договора), оказание услуг физических лиц (на основе договоров гражданско-правового характера), в трудовые функции (обязанности) которых входят виды деятельности в указанной области;
на оплату услуг сторонних организаций на организацию и проведение культурно-массовых, физкультурных и спортивных, оздоровительных мероприятий с обучающимися;
на приобретение билетов при посещении культурно-массовых, физкультурных и спортивных, оздоровительных мероприятий;
на оплату расходов при направлении обучающихся на культурно-массовые, физкультурные и спортивные, оздоровительные мероприятия (проезд, проживание, суточные);
на приобретение специализированного оборудования для проведения культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися в объеме в пределах 20% от средств, предназначенных на организацию указанной работы.

При этом затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами, обучающимися по очной форме обучения, не должны быть направлены на покрытие расходов на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда основного и прочего персонала, обеспечивающего реализацию основных и дополнительных образовательных программ, научно-исследовательских работ и прочих мероприятий, а также иных расходов, связанных с оказанием государственных услуг по реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Информация Рособрнадзора "О проведенных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в I квартале 2021 года контрольных (надзорных) мероприятиях в установленной сфере деятельности, а также перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований"

Проведены контрольные (надзорные) мероприятия в части:
- федерального государственного надзора в сфере образования;
- лицензионного контроля за образовательной деятельностью;
- федерального государственного контроля качества образования;
- государственного надзора за соблюдением требований законодательства РФ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции.

По результатам мероприятий составлены перечни наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований с указанием примерного перечня документов и (или) сведений, подтверждающих устранение выявленных нарушений.
В частности, к наиболее часто встречающимся нарушениям обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществлялась в рамках проведенного федерального государственного надзора в сфере образования, относятся следующие нарушения, в том числе:
при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся образовательной организации, не учитывается мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся;
образовательная организация не размещает на официальном сайте (либо размещает не в полном объеме) необходимую информацию;
основные профессиональные образовательные программы высшего образования не представляют собой комплекс основных характеристик образования - отсутствуют рабочие программы дисциплин, организационно-педагогические условия, программы практик.

Отмечается, что образовательная организация не ограничена в определении документов и сведений, направляемых в Рособрнадзор для подтверждения устранения выявленных в ходе проверки нарушений.