Новое в законодательстве. Выпуск №76
"Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021 - 2023 годы"
Главной целью соглашения является рост благосостояния населения и социальной защищенности работников путем повышения эффективности российской экономики и стимулирования внутреннего спроса.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции стороны соглашения договорились проводить анализ влияния пандемии на социально-экономическое развитие страны и мониторинг реализации мер поддержки граждан и организаций, а также на их основе формировать предложения о дополнительных мерах поддержки граждан и бизнеса.
В частности, в сфере рынка труда и занятости населения стороны считают необходимым способствовать решению следующих задач, в том числе:
сохранение и создание новых рабочих мест;
сдерживание и снижение негативных последствий массовых увольнений работников и резкого роста безработицы;
обеспечение равного доступа граждан вне зависимости от места их проживания к активным программам на рынке труда;
разработка новых направлений активной политики занятости населения и предложений по их финансовой обеспеченности.
Стороны также обязуются в том числе обеспечить реализацию государственных гарантий по заработной плате, направленных на обеспечение достойного уровня жизни работников и их семей, в том числе:
на установление минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ;
на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, в порядке, установленном действующим законодательством.
Приказ МВД России от 02.03.2021 N 99 "О внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный Приказом МВД России от 1 августа 2020 г. N 541" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.03.2021)
Установлено, в частности, что копии документов, удостоверяющих личность иностранных граждан и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, представляемые работодателем для выдачи или продления срока действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту, а также иностранному гражданину, направляемому для осуществления трудовой деятельности в иностранной коммерческой организации на территории Российской Федерации, не требуют нотариального заверения.
Копии иных документов, не заверенные нотариально, представляются с предъявлением оригинала.
Также определено, что услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, оказываются за счет средств заявителя в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ.
Проект Приказа Минтруда России "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда"
Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми.
Декларация подается работодателем в государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства.
Формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами. В реестр вносятся сведения о поступивших декларациях, а также о прекращении их действия.
В проекте приказа приведены:
форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
порядок подачи декларации;
порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Проектом признается утратившим силу Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда" с внесенными в него изменениями.
"Татьяна Голикова провела заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" (информация с официального сайта Правительства РФ от 27.03.2021)
Так, организацию дистанционной работы (кроме дистанционной работы по инициативе работодателя в исключительных случаях) рекомендуется осуществлять с учетом специфики деятельности работников путем отражения в коллективном договоре, локальном нормативном акте (актах), принимаемом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, в трудовом договоре, дополнительном соглашении к трудовому договору следующих положений: порядка взаимодействия работодателя и работника, сроков подтверждения получения электронного документа, формы подачи работником работодателю заявлений, режима рабочего времени и времени отдыха и других. Также приведены примеры категорий работников, имеющих приоритетное право на перевод на временную дистанционную работу.
Кроме того, на заседании одобрены предлагаемые изменения в Закон "О занятости населения в Российской Федерации".
Изменения предлагаются по нескольким направлениям. Во-первых, развитие электронной формы предоставления услуг на цифровых платформах "Работа в России" и ЕПГУ. Устанавливается расширение банка общедоступных вакансий, закрепление обязанности центров занятости осуществлять регистрацию граждан в ЕСИА для подачи заявления в цифровом виде при отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи и разделение потоков граждан, обратившихся за содействием, в зависимости от их мотивации к трудоустройству. Во-вторых, выстраивание единой технологии работы органов службы занятости на всей территории страны в рамках единых стандартов качества предоставления услуг. В-третьих, систематизация отношений центров занятости населения и заявителей. Так, предусматривается ответственность граждан в случае получения пособия по безработице обманным путем, конкретизация периода выплаты пособия по безработице и стипендий для отдельных категорий безработных граждан, оказание финансовой помощи при постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Также на заседании были рассмотрены проекты постановлений Правительства РФ "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 года N 858" и "О предельных значениях среднесписочной численности работников и величины дохода некоммерческих организаций в целях распространения на них установленных главой 48.1 Трудового кодекса Российской Федерации особенностей регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений".
В связи с тем, что типовая форма трудового договора утверждена Постановлением Правительства РФ N 858 "О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем - субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям", в него предлагается внести изменения и распространить действие указанного постановления на некоммерческие организации, которым часто необходимо привлекать сотрудников для реализации ограниченных по времени проектов. Такие проекты реализуются в том числе в рамках президентских грантов, предоставляемых на развитие гражданского общества.
Второй из проектов устанавливает среднесписочную численность и предельное значение дохода за предшествующий год для НКО, отвечающих установленным в отношении микропредприятий критериям в виде максимальных значений среднесписочной численности работников (15 человек) и объема дохода за предшествующий календарный год (120 млн рублей) и на которые распространяются нормы, предусмотренные главой 48.1 Трудового кодекса в части регулирования трудовых отношений с работодателем - субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям.
Еще на заседании был рассмотрен проект Постановления Правительства РФ "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", который подготовлен для реализации статьи 66 Трудового кодекса, предусматривающей, что форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти.
В этой связи проектом постановления предусмотрена отмена действовавшего с 2003 года Постановления Правительства "О трудовых книжках" и предусмотрено, что нормативно-правовое регулирование порядка ведения и хранения трудовых книжек, а также форма трудовой книжки и вкладыша в нее будут осуществляться нормативными правовыми актами Минтруда.
<Информация> Минпросвещения России от 31.03.2021 "В России стартует запись детей в первый класс"
Сообщается, что 1 апреля начинается запись детей в первые классы. Чтобы облегчить этот процесс, сделать его максимально комфортным, справедливым и прозрачным, Минпросвещения России разработало новый порядок, который впервые будет воплощен в жизнь в этом году. Он включает 2 этапа:
первый этап - с 1 апреля до 30 июня (предназначен для детей, имеющих первоочередное или преимущественное право зачисления в школы, а также для детей, которые живут на закрепленной территории, то есть в том же районе, где находится школа (внеочередное право (для детей прокуроров, судей и следователей) действует только для школ с интернатами);
второй этап - с 6 июля до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября (предназначен для детей, не проживающих на закрепленной территории).
Разъясняется в том числе: кто может подать заявление на первом и втором этапе; правила приема в школу для детей с ограниченными возможностями здоровья; как подать заявление, в том числе через портал госуслуг; какие документы потребуются для зачисления в 1-й класс; где можно ознакомиться с новым порядком приема детей.
Приказ Минпросвещения России N 104, Рособрнадзора N 306 от 16.03.2021 "Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2021 году" (Зарегистрирован в Минюсте России 02.04.2021 N 62970)
В частности, предусмотрено, что Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 N 189/1513, не применяется в части:
форм проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА);
количества и перечня учебных предметов, по которым проводится ГИА;
выбора участниками ГИА сроков сдачи ГИА по соответствующим учебным предметам;
установления периодов проведения ГИА;
условий повторного допуска участников ГИА к сдаче экзаменов по соответствующим учебным предметам;
требований к местам расположения пунктов проведения экзаменов (далее - ППЭ), их количеству и распределению между ними участников ГИА;
требований к распределению организаторов ППЭ в аудиториях проведения экзаменов.
ГИА проводится в формах основного государственного экзамена и государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике. Для участников с ограниченными возможностями здоровья, участников - детей-инвалидов и инвалидов ГИА по их желанию проводится только по одному обязательному учебному предмету по их выбору.
Приказ Минпросвещения России N 105, Рособрнадзора N 307 от 16.03.2021 "Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году" (Зарегистрирован в Минюсте России 02.04.2021 N 62971)
Установлено, что порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзором от 7 ноября 2018 г. N 190/1512, не применяется в части:
форм проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА);
количества и перечня учебных предметов, по которым проводится ГИА;
установления периодов проведения ГИА;
условий повторного допуска участников экзаменов к сдаче экзаменов;
требований к местам расположения пунктов проведения экзаменов (далее - ППЭ), их количеству и распределению между ними участников экзаменов;
требований к распределению организаторов ППЭ в аудиториях проведения экзаменов;
требований к проверке экзаменационных работ государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) экспертами предметной комиссии по соответствующему учебному предмету.
Предусматривается, в частности, следующее:
- ГИА проводится в форме ГВЭ по русскому языку и математике для лиц, не планирующих поступление на обучение в образовательные организации высшего образования;
- ГИА в форме ГВЭ по литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), а также ГИА по родному языку и родной литературе в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, в 2021 году не проводятся;
- лица, планирующие поступление в образовательные организации высшего образования, проходят ГИА в форме ЕГЭ по русскому языку, а также проходят ЕГЭ по следующим учебным предметам: математика профильного уровня, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые сдают по своему выбору для предоставления результатов ЕГЭ по соответствующим учебным предметам при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета;
- ГИА проводится в основной период проведения экзаменов, резервные сроки основного периода, дополнительный период проведения экзаменов, резервные сроки дополнительного периода проведения ЕГЭ, дополнительный сентябрьский период проведения ГВЭ, резервные сроки дополнительного сентябрьского периода проведения ГВЭ;
- количество и места расположения ППЭ определяются исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), общей численности участников экзаменов, территориальной доступности и вместимости аудиторного фонда с соблюдением требований санитарного законодательства РФ;
- экзаменационные работы ГВЭ проходят проверку одним экспертом предметной комиссии по соответствующему учебному предмету. По результатам проверки эксперты выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки предметными комиссиями экзаменационных работ. Протоколы проверки экзаменационных работ после заполнения передаются в региональный центр обработки информации для дальнейшей обработки.