Информационный лист "Обзор печати" 07 июня - 14 июня 2021г.

Состоялось заседание рабочей группы Профсоюза

7 июня в режиме видеоконференции состоялось заседание рабочей группы Профсоюза по подготовке проекта принципов формирования и использования имущества Профсоюза. В работе заседания принял участие председатель краевой организации Профсоюза Сергей Даниленко.


На заседании члены рабочей группы обсудили концепцию проекта принципов формирования и использования имущества Общероссийского Профсоюза образования. Работа над проектом документа будет продолжена с детальным обсуждением предложений и замечаний, поступивших из региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза.

Заседание Исполнительного комитета Общероссийского Профсоюза образования

8 июня в дистанционном режиме состоялось заседание Исполнительного комитета Общероссийского Профсоюза образования. В работе заседания принял участие председатель краевой организации Профсоюза Сергей Даниленко.

Члены Исполкома Профсоюза во главе с Председателем Профсоюза Галиной Меркуловой обсудили следующие вопросы повестки дня:
О созыве Центрального Совета Профсоюза;
О плане основных мероприятий по подготовке IX Съезда Общероссийского Профсоюза образования;
О плане работы Общероссийского Профсоюза образования на II полугодие 2021 года;
О кандидатуре в состав Исполнительного комитета ФНПР;
Об итогах VI Всероссийского профессионального конкурса «Арктур-2021» и Форума «Развитие системы дополнительного образования детей – путь к обновлению практик воспитания всесторонне развитой личности»;
Об итогах проведения Х сессии Всероссийской педагогической школы Профсоюза для молодых педагогов и преподавателей профессиональных образовательных организаций (СПО);
О результатах мониторинга по вопросу режима рабочего времени и норм труда педагогических работников образовательных организаций высшего образования.
О проведении Всероссийского конкурса на лучший коллективный договор образовательной организации высшего образования;
Об итогах Всероссийского семинара-совещания председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов;
О подведении итогов Всероссийского конкурса «PROFбонус для всех и каждого»;
Об итогах II Всероссийского конкурса социальных проектов региональных советов молодых педагогов на предоставление гранта Общероссийского Профсоюза образования;
Об итогах проведения Всероссийской Олимпиады педагогов начальной школы «Мой первый учитель» в 2020 году;
О системе мер по повышению уровня пенсионного обеспечения членов Профсоюза, профсоюзных работников.

Заседание Президиума совета ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея

На базе Краснодарского государственного института культуры 9 июня 2021 года состоялось заседание Президиума совета ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея. В работе заседания принял участие председатель краевой организации Профсоюза Сергей Даниленко.

Об актуальных технологиях профессиональной подготовки учителя будущего говорил ректор Армавирского государственного педагогического университета Амбарцум Галустов. В обсуждении вопроса С.Н. Даниленко в качестве положительного примера "подготовки учителя будущего" привел деятельность краевой организации Профсоюза по реализации проекта «Образование и карьера: шаг в будущее», поддержанного Фондом грантов Президента РФ.
Ректор КГИК Сергей Зенгин раскрыл вопрос совершенствования военно-патриотического воспитания в условиях системы многоуровневого художественного образования. Председатель Совета ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея Владимир Лобанов проинформировал членов Совета о совершенствовании государственной аккредитации образовательной деятельности.

Также согласно повестке заседания, об участии образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, в проекте администрации Краснодарского края «Карьерный старт» доложил начальник управления кадровой политики администрации Краснодарского края Геннадий Стрюк.
Кроме того, обсуждались вопросы выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи в Краснодарском крае и Республике Адыгея и готовности вузов к началу приёмной кампании 2021 года.
По итогу Совета было принято несколько решений. Например, распространить успешный опыт КГИК по проведению кинолекториев, исторических диктантов и квестов, образовательным организациям организовать взаимодействие с Краснодарским региональным отделением Российского военно-исторического общества.
Также на заседании было подписано Соглашение о взаимодействии между Общественной палатой Краснодарского края и Советом ректоров. Планируются совместные мероприятия, мониторинги.


Состоялось региональное совещание-семинар

9 июня в ГБУКК «Научно-методический центр» состоялось совещание-семинар по теме «Обеспечение качества процедуры аттестации педагогических работников образовательных организаций Краснодарского края. Итоги и перспективы», в котором приняли участие 45 ответственных за организацию проведения аттестации педагогических работников в муниципальных образованиях.

И.о. директора Научно-методического центра Ирина Иващенко рассказала о новой структуре Центра, подразделениями которого стали отдел сопровождения процедуры аттестации педагогических работников и Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов, подвела итоги аттестации в учебном году и обозначила перспективы работы.

Главный специалист-эксперт краевой организации Профсоюза Людмила Мазницкая обратила внимание аудитории на новые распорядительные и нормативные документы, касающиеся вопросов аттестации педагогических работников.
Начальник отдела аттестации Светлана Сивцева и ведущие специалисты Лейла Пучкина и Ольга Метелкина рассказали участникам мероприятия о типичных недочётах при представлении результатов профессиональной деятельности педагогами общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций.

Завершая работу совещания, ведущий специалист Евгения Давиденко провела практическую работу по теме «Технология приёма заявлений педагогических работников о прохождении аттестации в целях установления квалификационных категорий». Присутствующие грамотно отвечали на вопросы и показали хорошее знание нормативных документов.
В заключение руководитель Научно-методического центра И.А. Иващенко пожелала всем дальнейшей плодотворной работы, а участники мероприятия поблагодарили организаторов за содержательную и полезную информацию.


Совет молодых педагогов краевой организации выиграл грант Общероссийского Профсоюза образования

Подведены итоги II Всероссийского конкурса социальных проектов региональных советов молодых педагогов на предоставление гранта Общероссийского Профсоюза образования. Среди победителей - проект «#Profнавигатор» Краснодарской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования.

Основная идея проекта «#ProfНавигатор» - организация систематической работы по сопровождению молодых педагогов, развитию их профессиональных компетенций, становлению профессионального и личностного роста, а также привлечению и закреплению студенческой молодежи, молодых специалистов к работе педагогами в образовательных организациях Краснодарского края. В Проекте примут участие - 440 молодых педагогов со стажем работы до 3-х лет и 160 студентов-выпускников вузов.

Реализация Проекта будет включать: формирование целевых групп; «Видеоинтенсив» по модулям:«#ProfКарьера», «#ProfПраво», «#ProfВзаимодействие»; образовательные семинары с привлечением партнеров АО «Издательство «Просвещение», ООО «Русское слово», интерактивной платформы Учи.ру; педагогическую мастерскую «Заметки наставника» по секциям. Ключевым мероприятием Проекта станет межрегиональный молодежный форум «PROF-интенсив: Успешный старт 2022», участниками которого станут 100 молодых педагогов и студентов-выпускников края, а также представители ЮФО. Программа форума позволит создать условия и возможности для реализации личностного потенциала молодежи, развития молодежных инициатив, а также выступит связующим звеном между будущими молодыми специалистами и педагогическим сообществом, поможет выстроить профессиональную траекторию.
Поздравляем Совет молодых педагогов краевой организации Профсоюза и желаем успехов в реализации Проекта!
Справочно:

В целях поддержки проектных инициатив советов молодых педагогов в 2021 году Исполнительным комитетом Профсоюза было принято решение о проведении II Всероссийского конкурса социальных проектов региональных советов молодых педагогов на предоставление гранта Общероссийского Профсоюза образования. Всего в адрес организатора Конкурса поступило 37 проектов из 36 регионов по следующим направлениям: проекты в области образования, просвещения и воспитания; проекты в области охраны здоровья педагогов, обучающихся и их родителей, пропаганда здорового образа жизни; проекты в области защиты прав и профессиональных интересов педагогических работников; проекты в области цифровизации Общероссийского Профсоюза образования.

II Международный конкурс «Учимся учить»

Подведены итоги II Международного конкурса научно-методических разработок молодых преподавателей педагогических вузов, колледжей и организаций дополнительного профессионального педагогического образования государств-участников СНГ «Учимся учить» - 2021.

По итогам экспертной оценки признаны победители Конкурса в III номинациях:
- Научная разработка;
- Методический проект;
- Творческий проект.
Среди победителей - член Совета молодых преподавателей вузов при краевой организации Профсоюза, преподаватель кафедры информационных образовательных технологий Кубанского государственного университета Наталья Потапова. Наталья Викторовна заняла 3 место в номинации «Творческий проект».
Поздравляем и желаем дальнейших успехов в профессиональной деятельности!
Официальное награждение победителей состоится 17 июня 2021 года на Международном форуме «Современное состояние системы непрерывного педагогического образования и перспективы ее интеграционного развития».


Состоялся вебинар для председателей первичных профорганизаций вузов

В режиме видеоконференции 8 июня состоялся вебинар для председателей первичных профорганизаций вузов на тему "Положение о структурных подразделениях первичной профсоюзной организации". Совещание провел заместитель председателя краевой организации Профсоюза Экверхан Сурхаев. В работе вебинара приняли участие председатели профорганизаций Армавирского государственного педагогического университета, Кубанского государственного университета, Кубанского государственного технологического университета, Сочинского государственного университета, филиала КубГУ в г. Славянске-на-Кубани.

Председатели профорганизаций вузов обсудили «Положение о структурных подразделениях первичной профсоюзной организации». По итогам совещания принято решение о создании рабочей группы по разработке документа «Положение о структурных подразделениях первичной профсоюзной организации» для ППО вузов Краснодарского края.

Стартовала регистрация на I Всероссийский форум классных руководителей

До 26 июня 2021 года открыта регистрация участников на I Всероссийский форум классных руководителей, который пройдёт 9–10 октября в Москве и объединит 1000 специалистов со всей страны. Мероприятие проводится Министерством просвещения Российской Федерации по поручению Президента России Владимира Путина.

Подать заявку на участие может любой желающий с опытом работы классным руководителем. Участников определят по итогам отбора, в ходе которого будут оцениваться их профессиональные достижения и личные качества, такие как активность, интерес к современной культуре, открытость новому.

Среди целей проведения форума – создание профессионального сообщества классных руководителей страны, ориентированного на воспитание подрастающего поколения на принципах гуманизма, нравственности и справедливости.
Участников форума ждут насыщенные образовательная, дискуссионная и культурная программы. Спикерами и экспертами мероприятия выступят признанные специалисты в различных областях, которые поделятся со слушателями своим профессиональным опытом.

Образовательная программа форума включает такие ключевые темы, как организация воспитательной работы при реализации образовательных программ, классное руководство как ядро системы воспитания, психология воспитания и обучения, интернет как инструмент современного педагога, образ учителя и его взаимодействие с внешним миром, инклюзивное и семейное образование, здоровьесберегающие технологии в школе.
Форум организован Фондом новых форм развития образования. Участие в проекте бесплатное. Транспортные расходы и проживание участников в Москве полностью берёт на себя принимающая сторона. Регистрация до 26 июня 2021 года по ссылке https://anketa.vfkr.ru/. Для тех, кто не сможет попасть на форум, будет проводиться онлайн-трансляция мероприятия.


Работа педагогов города Сочи победила в межрегиональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Работа «От образовательного стандарта – к духовно-нравственной личности школьника» коллектива педагогов гимназии № 44 им. В.А. Сухомлинского города Сочи стала победителем в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной организации». Проект на межрегиональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» представляли директор школы Маргарита Корнева и заместитель директора по учебно-методической работе Ольга Кудина.
Заседание Конкурсной комиссии по Южному федеральному округу состоялось 4 июня в конференц-зале Правительства Республики Калмыкия. В ходе заседания члены комиссии заслушали доклады экспертов и ознакомились с работами педагогов.

Всего на второй этап конкурса поступило 33 работы от 48 конкурсантов из семи регионов Южного федерального округа. Конкурсной комиссией были определены победители второго этапа, а также принято решение о присуждении специальных наград ряду участников Конкурса.

Торжественное награждение победителей II этапа состоится в ноябре в городе Элисте. Работы победителей межрегионального этапа будут направлены в Москву для участия в финале конкурса.
Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», ежегодно проводимый по инициативе Русской Православной Церкви совместно с Министерством просвещения Российской Федерации и при поддержке полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, является примером успешного церковно-государственного сотрудничества в области образования.


Кубанские студенты участвуют в дискуссионных клубах «Диалог на равных»

«Диалоги на равных» - одно из мероприятий регионального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование». Такие встречи направлены на создание условий для общения молодежи края с видными деятелями политики, бизнеса, искусства и спорта.

7 июня в Центре молодежных инициатив состоялась встреча с Александром Пушкаревым, выпускником международной школы бизнес-тренеров, финалистом проекта «Тренер года», тренером по обучению компании «Магнит».
Александр рассказал о своем детстве, учебе, становлении себя как личности и переезде из Нижнего Тагила в Краснодар. После спикер провел тренинг «Аспирин для начинающих ораторов», сыграл с участниками в игру «Да-нет, черное-белое» и обсудил тему привлечения внимания.

Также Александр посоветовал ребятам свои любимые фильмы и отметил, что для того, чтобы развивать публичные выступления, нужно выступать перед публикой при любой возможности.
Напомним, что проект дискуссионных студенческих клубов «Диалог на равных» призван показать студентам на примере успешных и известных людей, что современная Россия – это страна равных возможностей, а успеха можно добиться в любой сфере и в любом регионе независимо от места рождения и социального статуса.

В Краснодарском крае учредили знак «Почётный доброволец (волонтёр) Кубани»

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края учрежден знак «Почетный доброволец (волонтер) Кубани».
«Почетный знак, как признание деятельности, может получить любой доброволец, который в течение трёх лет принимал активное участие в развитии волонтерского движения на Кубани и имеет определенные достижения в этой сфере. Например, внедрение инноваций в волонтерство, ведение образовательной, просветительской и консультационной деятельности в качестве наставника, конкретные заслуги за время работы и многое другое», - прокомментировал заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Сергей Урайкин.

Поддержка и развитие добровольчества – одна из приоритетных задач на сегодняшний день. Для ее успешного решения на территории края реализуется региональный проект «Социальная активность» национального проекта «Образование». В настоящее время создаются условия, которые позволят привлечь в большую добровольческую команду Краснодарского края как можно больше новых лиц.

980 лагерей дневного пребывания будут работать на базе школ Краснодарского края

В летних лагерях дневного пребывания, открытых на базе образовательных организаций региона, отдохнут 96 тысяч школьников. Смена длится три недели, для детей организованы культурно-развлекательные и образовательные мероприятия.

Каждая смена пришкольного лагеря посвящена какой-либо тематике. Наиболее популярными оказались физкультурно-спортивное, творческое и туристско-краеведческое направления.
Так, школа № 41 Краснодара тесно сотрудничает с муниципальными учреждениями дополнительного образования детей. Педагоги детско-юношеских спортивных школ, Детского морского центра имени адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова и Центра детско-юношеского туризма проводят для ребят спортивные эстафеты, организуют работу станций, где школьники могут потренироваться надевать страховочную систему и завязывать веревочные узлы, пройти полосу препятствий и собрать палатку. Кроме того, для школьников организуют викторины, конкурсы и даже занятия по робототехнике.
Помимо 135 ребят, отдыхающих в лагере дневного пребывания, 40 старшеклассников школы № 41 посещают лагерь труда и отдыха. Они помогают школьной библиотеке, участвуют в проведении мероприятий для младших школьников, убирают территорию и работают на пришкольном участке.

В трудовые отряды входят ребята с 14 лет, подростки получают первый трудовой стаж, который заносится в трудовую книжку. Всего на территории края будут работать 386 лагерей труда и отдыха, в них трудоустроят 8 тысяч школьников.
В летний период в городах и районах края продолжают работать учреждения дополнительного образования. Для детей организованы муниципальные профильные смены, мастер-классы, открытые занятия, походы и экспедиции, работают вечерние спортивные площадки и тематические дневные площадки.


На заседании рабочей группы обсудили вопросы повышения квалификации педагогов по работе с одаренными школьниками

На базе Кубанского государственного университета состоялось заседание рабочей группы по разработке региональной модели повышения квалификации педагогов в области выявления, поддержки и развития талантливых обучающихся.
В обсуждении приняли участие представители Кубанского государственного университета, краевого Института развития образования и министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.

Повышение уровня профессиональных компетенций педагогических работников – одна из целей региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

В ходе заседания обсудили вопросы сетевого взаимодействия Института развития образования и Кубанского государственного университета по разработке и реализации программ повышения квалификации учителей региона. Уже в следующем учебном году педагоги получат возможность пройти соответствующую курсовую подготовку в области выявления, поддержки и развития талантов и способностей у школьников, включая научно-методические основы подготовки ребят к участию во всероссийской олимпиаде школьников.

Региональная модель повышения квалификации будет представлена педагогическому сообществу края в рамках мероприятий августовской научно-педагогической конференции.

В Краснодаре обсудили итоги и перспективы аттестации педагогических работников

В Научно-методическом центре в рамках подведения итогов работы аттестационной комиссии министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края состоялось совещание-семинар по теме «Обеспечение качества процедуры аттестации педагогических работников образовательных организаций Краснодарского края. Итоги и перспективы».

В нем приняли участие 45 ответственных за организацию проведения аттестации педагогических работников в муниципальных образованиях. Для обеспечения безопасности в условиях сложной эпидемиологической обстановки совещание проводилось для двух групп в разное время.

Исполняющий обязанности директора Научно-методического центра Ирина Иващенко рассказала о новой структуре Центра, подразделениями которого стали отдел сопровождения процедуры аттестации педагогических работников и Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов, а также подвела итоги аттестации в учебном году и обозначила перспективы работы.

Специалисты Центра рассказали участникам мероприятия о типичных недочётах при представлении результатов профессиональной деятельности педагогами общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций.
Главный специалист Краснодарской краевой территориальной организации Профсоюза работников народного образования РФ Людмила Мазницкая обратила внимание аудитории на новые распорядительные и нормативные документы, касающиеся вопросов аттестации педагогических работников. В частности, рассказала о применении приказов Министерства просвещения Российской Федерации, продлевающих действие квалификационных категорий до 31 декабря 2021 года.

В завершение совещания для участников провели практическую работу «Технология приёма заявлений педагогических работников о прохождении аттестации в целях установления квалификационных категорий». Участники ответили на вопросы экспертов и показали хорошее знание нормативных документов.

Справочно: Аттестационная комиссия министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края проводит аттестацию педагогических работников муниципальных и государственных образовательных организаций, а также образовательных организаций других краевых ведомств: министерства здравоохранения, министерства культуры, министерства физической культуры и спорта, департамента по делам казачества и военным вопросам.

Кубанские школьники участвуют в отборе на образовательные программы «Сириуса»

Состоялся заключительный очный отборочный тур на октябрьскую образовательную программу «Лингвистика» Образовательного центра «Сириус». В Краснодарском крае мероприятие прошло на базе краевого Центра развития одаренности и Центра творческого развития и гуманитарного образования города Сочи.

В общей сложности в отборочном туре участвовали почти 400 школьников 6-11 классов из всех субъектов Российской Федерации. От Краснодарского края в отборе приняли участие 11 школьников из г. Горячий Ключ, Краснодар, Сочи, Абинского, Тихорецкого и Туапсинского районов.

По итогам отбора 140 ребят смогут принять участие в образовательной программе «Лингвистика», которая пройдёт с 1 по 24 октября в Образовательном центре «Сириус».
Образовательная программа ориентирована на развитие лингвистических и творческих способностей учащихся. Она включает изучение теоретической лингвистики с упором на изучение типологического разнообразия языков мира и решение олимпиадных задач, проектную и учебно-исследовательскую работу учащихся, популярные лекции ведущих ученых по лингвистике и смежным наукам.

В рамках теоретической части программы осуществляется обучение участников базовым идеям и методам лингвистики как науки о языковом разнообразии мира и об устройстве человеческого языка в целом, а также практическое применение этих идей и методов отрабатывается на материале олимпиадных задач. Программа ориентирована на ознакомление учащихся с методами решения лингвистических задач и расширение их знаний о различных уровнях языка и разделах лингвистики.
Предварительные результаты очного отборочного тура будут опубликованы не позднее 24 июня 2021 года на сайте Образовательного центра «Сириус». Окончательные итоги будут подведены после рассмотрения апелляций.

Порядок проведения финальных испытаний конкурса «Воспитатель года России» будет скорректирован

Изменения в порядке проведения финала конкурса «Воспитатель года России» коснутся двух очных испытаний – «Мастер-класс» и «Ток-шоу», остальные этапы будут проводиться так же, как и раньше. Соответствующее решение приняли члены оргкомитета конкурса «Воспитатель года России».

Финал профессионального состязания в 2021 году запланирован на сентябрь-октябрь, он включает как заочные, так и очные туры. Очный этап пройдет в Краснодарском крае в начале октября.
«Мы сделаем всё для того, чтобы конкурс прошёл на самом высоком уровне. Уверен, что Сочи станет великолепной площадкой для конкурсных мероприятий», – отметил первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.

Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова подчеркнула, что конкурс постоянно совершенствуется, а все профессиональные испытания соответствуют актуальным требованиям времени.
На первом испытании заочного тура воспитатели представят своё интернет-портфолио, на втором – видеоролик-самопрезентацию «Я – педагог».

«Видеоролики – визитные карточки конкурсантов – планируется разместить в открытом доступе, в социальных сетях, что позволит широкой общественности познакомиться с воспитателями страны, обратить внимание на важность и значимость профессии педагога дошкольного образования», – уточнил директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения России Сергей Шатунов.
В ходе очного тура конкурсантов ждут несколько испытаний. Два из них – «Моя педагогическая находка» и «Педагогическое мероприятие с детьми» – пройдут в традиционном формате, а порядок проведения «Мастер-класса» и «Ток-шоу» будет скорректирован.

Итоговая версия порядка проведения конкурса будет размещена на официальном сайте Минпросвещения России и официальном сайте конкурса «Воспитатель года России».

Цифровое портфолио упростит процесс поступления в вузы и поможет с выбором дальнейшей образовательной траектории

Цифровое портфолио поможет абитуриентам выбрать образовательную траекторию. Проект создания таких цифровых портфолио находится в стадии проработки и активно обсуждается специалистами Минпросвещения и Минцифры.
Так называемая копилка достижений школьников в цифровом виде, созданная по аналогии с цифровыми профилями в других областях, может облегчить и автоматизировать многие процессы в сфере образования. Такая форма представления достижений существует давно и востребована родительским сообществом, однако данные оказываются разрозненными и не позволяют составить целостную картину об успехах ребёнка.

Сейчас обсуждается создание подобного сервиса с соответствующей защитой данных и с широким набором удобных функций. Любые данные в портфолио должны быть верифицированы, размещены исключительно с согласия ребёнка и семьи, доступны только определённому количеству организаций (например, вузам). При этом все данные должны быть деперсонифицированы, поэтому первостепенное значение уделяется именно вопросам защиты персональных данных.
Данный проект уже давно обсуждался в экспертном сообществе, однако до настоящего времени не мог быть реализован с технической точки зрения. Он является частью глобальной работы в рамках развития цифровой образовательной среды, заложенной в национальном проекте «Образование».

Педагогическое образование и портрет современного преподавателя обсудили на форуме в РГПУ имени А.И. Герцена

В Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена завершился Педагогический форум Российского профессорского собрания «Университет в эпоху педагогических новаций». В нём приняли участие около 450 человек.

«Для сохранения и приумножения авторитета российского педагога в новых, «цифровых» реалиях важно, чтобы в системе образования оперативно появлялись те новшества, которые могут сделать лучше как процессы обучения детей, так и подготовку научно-педагогических кадров», – сказал Министр просвещения России Сергей Кравцов, приветствуя участников мероприятия.

По его словам, темы форума затрагивают многие актуальные вопросы – от возможностей цифрового образования до воспитательной работы и формирования надпрофессиональных компетенций учеников.
На форуме обсуждались социальная миссия современного университета, портрет современного преподавателя, подготовка педагогических и управленческих кадров для сферы образования.

В педагогических вузах появятся межфакультетские технопарки

На заседании Российского Союза ректоров по вопросам развития педагогического образования обсудили модернизацию педвузов. Так, например, в каждом из 33 вузов, подведомственных Минпросвещения России, появятся межфакультетские технопарки универсальных педагогических компетенций. Об этом сообщил Министр просвещения России Сергей Кравцов.
Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Президент Российского Союза ректоров, Президент Ассоциации классических университетов России, академик РАН Виктор Садовничий отметил, что сегодня 229 российских вузов реализуют программу подготовки педагогических кадров, из них 33 вуза – профильные, подведомственные Минпросвещения России. Ежегодно они выпускают 90 тысяч человек.

Виктор Садовничий рассказал об опыте двух школ: Специализированного учебно-научного центра – школы-интерната имени А.Н. Колмогорова (СУНЦ МГУ) и университетской гимназии МГУ. За всё время своего существования СУНЦ подготовил 3 тысячи кандидатов и докторов наук. По словам ректора МГУ, необходимо изучать и использовать практики работы таких школ.

Министр просвещения России Сергей Кравцов отметил, что МГУ имеет признанный высокий статус, в университете на профессиональном уровне функционирует факультет педагогического образования.
«На Министерство просвещения Российской Федерации возложена ответственность за качество школьного образования во всей России, а ключевой фигурой, от которой зависит качество школьного образования, является учитель. Для нас нет различий, в каком именно вузе обучался педагог, важен конечный итог – высокие качество и уровень его подготовки, соответствующие запросам детей, родителей и общества», – сказал Сергей Кравцов.

Президент России в недавнем ежегодном Послании Федеральному Собранию предложил направить дополнительные средства на оснащение российских педагогических вузов. В ближайшие два года на капитальный ремонт и техническое оснащение будет дополнительно направлено 10 миллиардов рублей.

«Из запланированных 10 миллиардов мы рассматриваем возможность создания межфакультетских технопарков универсальных педагогических компетенций в каждом из 33 наших педагогических вузов. Это будут современные, технологически насыщенные образовательные пространства для педагогического проектирования, а также площадки для проведения оценочных процедур в рамках мониторинга качества педагогического образования», – сказал Министр.
Он подчеркнул, что главными задачами функционирования таких центров станут приобретение опыта реализации междисциплинарных и метапредметных проектов, организация исследовательской работы, формирование функциональной грамотности и многое другое.

Будет проведено и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по формированию универсальных педагогических компетенций, включая развитие функциональной грамотности обучающихся.
Минпросвещения России сформирована программа с рабочим названием «Президентский проект «Учитель будущего поколения России», в рамках которой пройдёт модернизация педагогических вузов не только с точки зрения условий, но и с точки зрения программ подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, на что в этом году будет направлено почти 5 миллиардов рублей.

«Мы также предлагаем разработать концепцию «Ядра высшего педагогического образования», обеспечивающую единство при формировании универсальных, общепрофессиональных и сквозных профессиональных компетенций будущих педагогов», – добавил Министр.

Он обратил внимание на создание педагогических «Кванториумов», где будущие педагоги познакомятся с новейшим учебным оборудованием, которое сегодня поставляется в школы и с чем им непосредственно предстоит работать. В текущем году будут открыты десять таких образовательных площадок, а в последующие два года они откроются во всех остальных педвузах.

В 2021 году Минпросвещения увеличило финансирование научно-исследовательских работ более чем в три раза, теперь оно составляет до 500 миллионов рублей. В университетах создаются федеральные центры научно-методического сопровождения педагогических работников. В них будут проводиться научные исследования по детской психологии, физиологии, влиянию на детей информационных технологий, организации воспитательной работы и другим темам.
Сергей Кравцов также остановился на теме трудоустройства выпускников. По словам Министра, это один из главных показателей эффективности и востребованности вуза и необходимо трудоустроить каждого выпускника.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев рассказал о лицензировании образовательных организаций.

Декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Басюк информировал об основных принципах совместных действий при реализации программ педагогического образования для всех вузов независимо от их ведомственной принадлежности. Он обратил внимание на согласованность деятельности вузовского сообщества и объединение усилий по подготовке педагогов.

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко подчеркнул важность гибких учебных траекторий в связи с растущей неопределённостью на рынке труда.


Академия Минпросвещения России разработала курс «Педагогический кванториум»

Курс повышения квалификации «Педагогический кванториум», реализуемый Академией Минпросвещения России, поможет учителям освоить современное учебное оборудование. Планируется, что в новом учебном году обучение по одной из программ курса «Педагогический кванториум» пройдут специалисты из всех 85 регионов России.

В рамках обучения предусмотрено знакомство с цифровыми лабораториями, автономными и учебными роботами, квадрокоптерами с техническим зрением, многофункциональными станками, наборами для изучения технологий машинного зрения, построения и настройки нейросетей, проектирования беспилотников. Парк учебного оборудования Академии насчитывает 65 наименований (около 700 единиц) и является одним из лучших в России.

Очно-заочное обучение ведётся по девяти программам: визуализация естественно-научного эксперимента, 3D-моделирование, прототипирование и реверсивный инжиниринг, IT в естественно-научных и прикладных исследованиях, естественно-научная, исследовательская и проектная деятельность школьников, мобильная робототехника, моделирование, микропроцессорная техника, электроника и схемотехника.

Курс продолжительностью 40 часов ориентирован на учителей физики, информатики и ИКТ, технологии, преподавателей и специалистов вузов, среднего и дополнительного профессионального образования, педагогических «Кванториумов», центров непрерывного повышения профессионального мастерства. Очные занятия проводятся в группах по 25 человек. Профильная часть включает лекции, практические и самостоятельные работы.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» – подведомственная Минпросвещения России организация, в функции которой входит повышение квалификации и профессиональная переподготовка преподавателей, проведение фундаментальных, прикладных и поисковых научных исследований.

Платформу «Сферум» начнут широко использовать в школах с сентября

Замминистра просвещения Татьяна Васильева сообщила, что информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» с нового учебного года заработает во многих регионах России. Об этом она рассказала на конференции EdCrunch Kuzbass в Кемеровской области.

Татьяна Васильева отметила, что вынужденная работа в дистанционном формате весной 2020 года показала уязвимость системы образования, в том числе из-за отсутствия российской технологии, обеспечивающей связь между учителями и учениками.

«На сегодняшний день «Сферум» – это полноценно работающая система видео-конференц-связи, система мессенджеров, система управления образовательным процессом, которая, я думаю, с 1 сентября будет широко использована в регионах, и один из регионов – участников этой отработки – Кузбасс», – сказала заместитель Министра.
Она подчеркнула, что владение цифровыми компетенциями сегодня актуально для людей всех возрастов.

«Развитие компетенций семьи в этом направлении тоже очень важно. Пришло время семьям, у которых недостаточно тех самых базовых компетенций, оказывать помощь, в том числе в школе. Многие в регионах такие программы уже ведут, кто-то в рамках работы с родителями делает такие digital-десанты. Это все преодоление цифрового неравенства в компетенциях», – добавила Татьяна Васильева.

Международная конференция по новым технологиям в образовании EdCrunch Kuzbass прошла в Кемерове 9–10 июня. На тематических площадках эксперты обсудили вопросы современного дошкольного, школьного и профессионального образования, а также профессиональной переподготовки педагогических работников. В числе спикеров конференции – представители органов власти, некоммерческих организаций, эксперты в сфере образования, педагоги и блогеры.
На конференции Министерство образования и науки Кузбасса и компания «Цифровое образование» подписали соглашение об использовании коммуникационной платформы «Сферум».

Минпросвещения России сформирует Координационный центр психологической службы

На базе Московского государственного психолого-педагогического университета будет создан Координационный центр психологической службы. Об этом сообщил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.
Центр будет обеспечивать межведомственное взаимодействие по профилактике возникновения кризисных ситуаций, реализовывать систему дистанционной супервизионной и методической поддержки педагогов-психологов, разрабатывать и апробировать модели взаимодействия школ с социально ориентированными организациями.

«Для нас очень важно создать многопрофильную психологическую службу, которая бы отвечала приоритетам системы образования. Мы понимаем, что психологическая безопасность и психологическое благополучие, причем не только детей, но всех участников образовательных отношений, – не менее важный вопрос, чем безопасность физическая», – отметил Сергей Кравцов.

Министр уточнил, что особое внимание будет уделяться подготовке специалистов экстренного реагирования в чрезвычайных ситуациях, межведомственному взаимодействию для оказания экстренной и пролонгированной психологической помощи школьникам, их родителям и педагогам.

Минпросвещения держит на контроле ситуацию с выполнением конкурсных процедур в рамках нацпроекта «Образование»

Министерство просвещения продолжает пристально следить за ходом реализации национального проекта «Образование» в регионах. Согласно последним результатам мониторинга, в «красной» зоне, где своевременное выполнение работ находится под угрозой срыва, всё ещё остаются три субъекта Российской Федерации. Ведомство указывает соответствующим территориальным органам на необходимость выполнения всех обязательств по нацпроекту в кратчайшие сроки.

В подавляющем большинстве российских регионов показатели выполнения всех запланированных в рамках текущего календарного графика работ находятся на уровне 90–100%. При этом в Нижегородской области ход проведения конкурсных процедур соответствует планам только на 43%, в Тульской – на 60%, в Тверской – на 71%.
Министерством просвещения принимаются оперативные меры по исправлению ситуации и устранению всех существующих недочётов.

Анастасия Зырянова назначена заместителем Министра просвещения Российской Федерации

Анастасия Зырянова назначена на должность заместителя Министра просвещения Российской Федерации. Соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации № 1546-р «О заместителе Министра просвещения Российской Федерации» 10 июня подписал Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин.
«Назначить Зырянову Анастасию Владимировну заместителем Министра просвещения Российской Федерации», – говорится в распоряжении.

С 2013 года Анастасия Зырянова занимала должность главы Департамента госполитики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, затем работала заместителем директора направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив.

С 2019 года она возглавляла Федеральный центр тестирования, созданный в целях содействия Рособрнадзору в осуществлении его полномочий, в том числе по организации проведения единого государственного экзамена, формированию и ведению информационных ресурсов.

Анна Минькова проверила организацию детского отдыха в пришкольных лагерях Кубани

Вице-губернатор посетила школу №41 в Краснодаре, где на время каникул открыли два лагеря. В первую смену их посетят 175 детей.
Стабильная эпидемиологическая ситуация в крае позволила возобновить работу пришкольных лагерей. Такой формат летнего отдыха интересен детям и удобен для родителей. Мы постарались использовать все ресурсы современных школ, добавить в программу новые направления – робототехнику, кванториумы, лаборатории безопасности, интересные экскурсии и спектакли, – сказала Анна Минькова.

Всего в кубанских школах организуют 980 лагерей дневного пребывания. В них планируют отдохнуть порядка 96 тыс. детей. Часть лагерей уже заработали, оставшиеся откроют после завершения итоговой аттестации выпускников.
Тематические смены в лагере длятся три недели. Наиболее популярные – физкультурно-спортивные, творческие и туристско-краеведческие.

Для старшеклассников доступны также лагеря труда и отдыха. Здесь подростки получают первый опыт работы, который заносят в трудовую книжку. Они помогают в школьных библиотеках, убирают территорию, организуют мероприятия для младших классов.
Всего на территории края открыли 386 подобных лагерей. В них будет трудоустроено 8 тыс. школьников.
Пресс-служба администрации Краснодарского края

При пересмотре Трудового Кодекса учли замечания профсоюзов

В законопроект Минтруда о производственном травматизме и профессиональной заболеваемости внесли 143 поправки
Об этом сообщили в Комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Там отметили, что в законопроект, который вносит изменения в Трудовой кодекс и готовится ко второму чтению, поступило порядка 200 поправок, 143 из которых были учтены Комитетом.

«Замена 10-го раздела Трудового Кодекса «Охрана труда» — это давно подготавливаемые изменения в трудовое законодательство. В комитет уже приблизительно в течение года поступали определённые замечания, которые мы учитывали», — заявил первый зампред Комитета, Секретарь Центрального совета Горно-металлургического профсоюза России Михаил Тарасенко.

Он отметил, что после первого чтения, вызвавшего широкий общественный резонанс, была создана рабочая группа, в которую вошли и представители профсоюзов. В итоге, например, из законопроекта была исключена норма, предоставляющая работодателю право увольнять работника за грубые нарушения правил техники безопасности. Как и прежде, такого рода увольнение может инициировать только Комиссия по охране труда.

Не станут изменять и определение безопасных условий труда, на чём настояли профсоюзы: представленная к первому чтению формулировка могла трактоваться таким образом, что наличие средств индивидуальной защиты делает опасные условия труда безопасными.

Из законопроекта убрали понятие «грубая неосторожность» — осознанное нарушение пострадавшим правил техники безопасности. По мнению участников рабочей группы, доказать категорию осознанность будет крайне трудно.
Обновленный текст законопроекта позитивно оценивается профсоюзной стороной. Документ призван стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда на производстве, обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты и оценивать риски, связанные с травмами и заболеваемостью в особых условиях труда.

ВШЭ разрабатывает новые проекты для внедрения игры в обучение

В популярном сегодня онлайн-образовании сформировались три базовых элемента, без которых оно не может быть эффективным. Это анализ больших данных, адаптивное обучение и так называемая геймификация.
Высшая школа экономики активно разрабатывает проекты, касающиеся внедрения игр в образовательный процесс. В частности, здесь запустили игру-симулятор для курса «Организационное поведение» посредством Национальной платформы открытого образования. Эта игра помогает изучить психологию личности, ценностные ориентиры работников, социальное окружение. Студент во время игры становится HR-специалистом. Он должен хорошо разобраться в кадровых расстановках и достичь высоких показателей работы компании. Здесь можно пройти карьеру от специалиста по персоналу до главы компании. На каждом этапе игры растёт бюджет и расширяются полномочия. При этом достигать цели становится всё труднее.

О роли игры в процессе обучения в мире говорят довольно давно. Ещё десять лет назад учитель физики из Канады Шон Янг выпустил игру Classсraft, которая из школьников более чем 25 стран мира сделала воинов, целителей и волшебников. Тогда же было замечено, как эффективно помогает игра в обучении, особенно отстающим ученикам.

Достаточно широко онлайн-игры в образовании используют не только за рубежом, но и в нашей стране. В России для этого есть собственные разработки. Так, шесть лет назад учителя из московской школы №1363 Светлана Шихова, Елена Сиверенко и Ольга Кузнецова создали игру «Приключения Оли и Коли в стране десятичных дробей», где учащиеся помогали героям с помощью знаний по математике. Сегодня учителя многих стран понимают, что игра помогает школьникам в освоении нового материала.

В Высшей школе экономики отметили любопытный факт: во время пандемии коронавируса при переходе на дистанционный формат посещаемость по ряду дисциплин выросла. И это в то время как некоторые очные лекции сегодня посещают лишь 15 % учащихся. О том, как ВШЭ помогает своим студентам в обучении, ранее рассказывал сайт «Учительская газета».

Специалисты НИУ ВШЭ называют причины столь широкого распространения онлайн-образования. Среди них – увеличение числа ПО и количества компаний, которые трудятся в этой области. Только в Европе их сегодня более трёхсот. Ожидается, что российский рынок технологий виртуальной реальности к 2025 году вырастет до 7 млрд рублей.

В региональных школах запустят проекты по привлечению учащихся к сфере высоких технологий

Организатором проектов является Фонд инфраструктурных и образовательных программ группы «Роснано».
В рамках мероприятий старшеклассники познакомятся со специалистами наноиндустрии, а также поучаствуют в решении учебно-исследовательских и инженерных задач высокотехнологичных компаний.

По сообщению пресс-службы ФИОП, на региональном уровне будут организованы проектные смены и кружки естественнонаучной направленности. Таким образом, вовлечение школьников в технологическую деятельность на этапе обучения «позволит обеспечить осознанный выбор подрастающим поколением профессиональной траектории».
Первый проект – для учащихся 8-11-х классов, ребята будут разрабатывать бизнес-кейсы в сфере высоких технологий. ФИОП обеспечит специальными модулями по технологическому предпринимательству инженерные кружки в субъектах РФ.
Второй проект будет обучать педагогов региональных детских центров по программам образовательного центра «Сириус». Данная модель поможет учителям проводить эффективную работу с одаренными детьми по направлению «Нанотехнологии и естественные науки», пишет ТАСС.


В России принят закон о возможности получить второе высшее образование в области искусств бесплатно

Согласно принятому в Думе закону, теперь по программам специалитета, касающимся областей, связанных с искусством, в государственных вузах можно будет учиться бесплатно.

Правительство России ещё в апреле 2021 года предложило Государственной Думе внести новые нормы в закон «Об образовании». Россияне сегодня имеют право на получение бесплатного высшего образования – в случае, если оно получается впервые. Однако творческими специальностями многие начинают интересоваться в более зрелом возрасте, уже имея за плечами высшее образование по другим направлениям. Поэтому встал вопрос о предоставлении законной возможности получить второе высшее образование на бюджетной основе, если специальность касается области искусств. Об этом, в частности, писал ранее сайт «Учительская газета».

Правительству Российской Федерации предстоит определить конкретные направления и специальности, по которым второе высшее образование может быть получено за счёт бюджетных средств. А кабинету министров – утвердить, в каком порядке и в каких именно образовательных учреждениях будут принимать россиян обучаться творческим профессиям.

Рособрнадзор: большинство действующих учителей испытывают профессиональные дефициты

Об этом на заседании Российского Союза ректоров по вопросам развития педагогического образования заявил глава ведомства Анзор Музаев.
По его словам, абитуриенты педвузов демонстрируют хороший уровень подготовки, однако большинство работающих в школах педагогов нуждаются в дополнительном получении необходимых профессиональных компетенций.
Анзор Музаев отметил, что средний балл ЕГЭ поступивших в 2020-2021 учебном году на укрупненную группу специальностей «Образование и педагогические науки» составил 68 единиц в целом по России. Этот показатель находится в динамике роста, что внушает достаточный оптимизм по уровню подготовки студентов педагогических специальностей.
В тройке лидеров рейтинга средних баллов ЕГЭ по педагогическим специальностям: Национальный исследовательский университет ИТМО – 89,02 балла, МГУ имени М.В. Ломоносова – 86,61 балла, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова – 84,77 балла.

Стоит отметить, что МГПУ разместился на пятой позиции рейтинга с показателем 82,81 балла, а МПГУ в ТОПе вузов, ведущих прием по педагогическим специальностям, по среднему баллу ЕГЭ находится на шестом месте, с 80,29 баллами соответственно.

Глава Рособрнадзора рассказал, что последние три года ведомство осуществляло оценку предметных и методических компетенций школьных педагогов. По итогам оценочных мероприятий хорошие результаты показали учителя-предметники почти по всем дисциплинам и учителя начальной школы.

По результатам исследования выявлены «серьезные проблемы в методической и предметной подготовке у достаточно большого процента учителей. Более 40% учителей у нас достаточно хорошо подготовлены, к ним вопросов нет. Примерно половина учителей немного не дотягивает до базового уровня подготовки», – подчеркнул Анзор Музаев.
С данными педагогами важно проводить работу по повышению квалификации, а также взаимодействовать с региональными вузами, выпускающими специалистов в области образования. В России только 20% регионов имеют адресные магистерские программы, – заявил глава Рособрнадзора.

Кроме того, руководитель надзорного ведомства рассказал о новом формате госаккредитации вузов, который начнет действовать с 1 марта 2022 года. По новым условиям, аккредитация станет бессрочной и будет оцениваться по ряду показателей, отражающих качественный уровень подготовки студентов и выпускников. Она также может приостанавливаться, если образовательные учреждения не выходят на утвержденный уровень таких показателей.
Анзор Музаев отметил, что детальный перечень показателей будет утвержден Рособрнадзором до конца текущего года, после предварительного обсуждения с представителями вузовского сообщества.

Александр Сокуров призвал использовать образовательную среду для системного решения проблемы насилия

Российский режиссёр призвал перестать бояться обсуждать с подростками тему насилия. По его мнению, во всём мире с культом насилия следует бороться системно.

Александр Сокуров считает, что современная цивилизация не только сделала проблему насилия распространённой, она породила ещё и культ насилия. Сегодня подростки не просто бывают агрессивны, они делятся своими преступлениями в соцсетях, в школе. Их окружение всё чаще не воспринимает насилие как порок. В первую очередь, этот вопрос касается морального воспитания, договорённости о ценностях в обществе.

Проблема разрешима только в том случае, если будет разработана социальная схема для сопротивления культу насилия. Эта схема должна учитываться системой образования, она должна обязательно изменить телевидение, где сегодня транслируется немало жестокости.

В сегодняшней ситуации культа насилия неудивительны случаи, подобные тем, что произошли в Казани или ранее в Крыму. Невозможно гарантировать, что они не повторятся. После них ожидаемы серьёзные обсуждения проблемы. Однако вместо них в школах есть лишь страх, считает Александр Сокуров.

Для решения проблемы насилия необходимо особое состояние общества и культуры: в них должны существовать чёткие нормы, в том числе и в той виртуальной реальности, куда втянуты подростки. Например, в компьютерных играх должно быть сразу понятно, где добро, а где зло, что плохо, а что хорошо. В каждом разговоре с подростком его понимание взрослого собеседника – уже победа.

В 78 вузах страны откроются бесплатные подготовительные курсы для абитуриентов

Осенью в 78 российских вузах откроются бесплатные курсы, где люди, имеющие социальные гарантии в области образования, смогут подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения. Планируется, что слушателями станут 2000 человек.

Перечень федеральных государственных вузов, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение за счет средств бюджетных ассигнований из федерального бюджета в 2022/23 учебном году, утвержден приказом министра науки и образования РФ Валерия Фалькова. В список включены 78 вузов. Они будут готовить слушателей к поступлению по программам очного, очно-заочного и заочного обучения.

На подготовительных отделениях бесплатно имеют право обучаться люди, которым государством предоставлены социальные гарантии в области образования. Это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (принимаются на подготовительные отделения вузов, даже если еще учатся школе или колледже); дети-инвалиды; граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы (при условии среднедушевого дохода семьи ниже прожиточного минимума); пострадавшие во время аварии на Чернобыльской АЭС; дети военнослужащих, погибших при исполнении; контрактники, отслужившие не менее 3 лет, а также призывники с рекомендациями командиров частей.
Если желающих поступить окажется больше, чем мест, прием пройдет по конкурсу. Все поступившие на бесплатные подготовительные отделения, смогут получать стипендию, а иногородним будет предоставляться место в общежитии.

Обладатель титула «Учитель года–2017» Илья Демаков открыл цикл лекций об Александре Невском

Минпросвещения совместно с Фондом новых форм развития образования и историческими парками «Россия-Моя история» запустило серию видеолекций о жизни великого полководца, одного из самых известных военачальников Руси – князя Александра Невского.

Автором лекций стал победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2017» Илья Демаков. Он расскажет зрителям о юности князя, его учителях и сверстниках, стремлении к новым знаниям и опыту, преодолении себя и формировании личности будущего великого дипломата и полководца.

История России богата примерами, к которым важно и нужно обращаться, формируя личность свою и своих детей, отметил Илья Демаков в предуведомлении к первой лекции и напомнил, что в этом году мы отмечаем 800-летие Александра Ярославича Невского, русского князя, прославленного в лике святых, одного из самых почитаемых деятелей отечественной истории.

В своей первой лекции Илья Демаков рассказал о научной традиции в изучении жизни Александра Невского, источниках биографии князя. Учитель выделил русские летописи и в частности Новгородскую I летопись старшего извода, где рассказывается о детских годах Александра Невского. Северо-восточные летописцы зафиксировали более поздние этапы жизни князя, в том числе относящиеся к княжению в Великом Новгороде, отметил педагог. Он обратил внимание зрителей, что об Александре Невском мы имеем возможность судить и по источникам, не являющимся собственно русскими, среди которых есть, например, ливонские. Один из исторических документов примечателен тем, что о битве на Чудском озере хроникер повествует стихами, рассказал Демаков. По его словам, важнейшим источником, который проливает свет прежде всего на эмоциональную сторону биографии Александра Невского, является его житие, где описано впечатление, которое вызывал князь у современников. Лектор заметил, что, по всей видимости, автор жития был знаком с Александром Невским.
Первую лекцию Ильи Демакова об Александре Невском можно посмотреть на странице Министерства просвещения в социальной сети «ВКонтакте». Другие части цикла будут опубликованы в течение недели.

Дистанционное образование может остановить миграцию молодёжи с удалённых территорий

Цифровые технологии и качественный доступ в интернет могут стать стимулом для проживания и работы молодёжи в удалённых регионах – в частности, в Арктике. Об этом говорят результаты исследования Тюменского государственного университета.

Данные опроса учащейся молодёжи в возрасте от 15 до 23 лет свидетельствуют, что подавляющее их большинство (98%) хотят остаться в своих городах и посёлках. Для этого им необходим полный набор современных технологий для качественного дистанционного обучения. Кроме того, информационные технологии дают возможность чувствовать себя в безопасности. Именно потребность в безопасности оказалась одной из сильнейших мотиваций для переезда в другие регионы страны.

Миграция с северных территорий ранее считалась проблемой, которую трудно решить. Но, оказалось, их привлекательность для жизни, учёбы, работы, творчества и развития может стать реальной с развитием цифровой сферы. Более 70 % респондентов настроены на переезд, при этом лишь 2 % хотят переехать в любом случае – даже если жизнь в регионе изменится в лучшую сторону. Исследование проводили специалисты из Тюменского государственного университета, Научного центра Арктики и Санкт-Петербургского государственного университета.
Итог проведённого опроса может быть важен и другим странам, в которых существует проблема миграции населения. В планах учёных – расширить выборку респондентов, включить в неё большее число городов северных территорий.

Минпросвещения совместно с ФНС контролирует, чтобы до учителей доходили все выплаты за классное руководство

Глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил президенту РФ Владимиру Путину, что учителя получают выплаты за классное руководство в срок, не сокращены региональные и муниципальные доплаты.
«Мы контролируем вместе с Федеральной налоговой службой, совместно с контролирующими органами, с казначейством, чтобы все выплаты доходили до учителей», – приводит слова Кравцова пресс-служба Кремля.

Глава Минпросвещения сообщил, что в стране увеличивается количество школьников. Если сейчас в школах учится 16,5 миллионов ребят, то к 2024 – 2025 учебному году ожидается, что за парты сядут 18,3 миллионов учеников. Он добавил, что в рамках нацпроекта, чтобы ликвидировать трехсменку и не допустить увеличения числа школ, которые учатся в две смены, «договорились о государственно-частном партнерстве и дополнительно привлекли в систему образования 300 миллиардов рублей». По словам Кравцова, в этом году будет построено 767 детских садов, в которые смогут пойти 112 тысяч ребят. Минпросвещения взяло под особый контроль вопрос с детскими садами и ликвидацией очереди в них.

Кравцов: учителя года войдут в жюри «Большой перемены»

Победители Всероссийского конкурса «Учитель года» войдут в жюри «Большой перемены». Об этом рассказал глава Минпросвещения Сергей Кравцов президенту РФ Владимиру Путину.
Кравцов сообщил, что министерство договорилось с рядом СМИ, интернет-изданий и телеканалов о трансляции всех этапов конкурса «Учитель года». Такое освещение первенства может быть интересным и важным для школьников, которые планируют связать свою жизнь с профессией учителя. «Также учителя года войдут в жюри конкурса «Большая перемена», – приводит слова Кравцова пресс-служба Кремля. Он уточнил, что с 2021 года в «Большой перемене» могут участвовать школьники, начиная с 5 класса, а также учащиеся колледжей и техникумов.

Осенью запланирована всероссийская неделя классных руководителей, которая завершится всероссийским форумом. Учителя обменяются опытом, обсудят актуальные вопросы по воспитанию, создадут рабочие группы, в которых смогут взаимодействовать по вопросам разработки новых пособий по воспитанию и совершенствованию уже действующих, рассказал глава Минпросвещения.

Президент посоветовал министру сделать конкурс «Учитель года» живым, организовать каждый этап так, чтобы он был зрелищным, познавательным и захватывающим. «Для этого мы как раз и собрали всех победителей предыдущих годов конкурса «Учитель года», обсудили с учителями, и у нас уже [есть] «дорожная карта», которую мы начинаем реализовывать», – рассказал Кравцов. Он уточнил, что учителя года будут участвовать в круглых столах, в лекциях в обновленном обществе «Знание», приходить на телевидение. На сайте Минпросвещения организованы открытые уроки учителей года. Министр подчеркнул, что у педагогического сообщества большой интерес к этому.

Школам разрешили использовать типовые образовательные программы

Госдума приняла во втором и третьем чтении законопроект, который разрешит школам применять примерные программы образовательной и воспитательной работы.
Документ предусматривает возможность для школ не разрабатывать отдельные учебно-методические документы. То есть образовательные учреждения смогут использовать типовой учебный план и календарный график, а также примерные рабочие программы по разным предметам и курсам. Кроме того, подразумевается и применение типовых программ воспитания и календарных планов воспитательной работы.

Изначально поправки были направлены на предоставление двум ведущим вузам страны – Московскому государственному университету и Санкт-Петербургскому государственному университету – возможности самостоятельно распоряжаться имуществом юрлиц, которые входят в их научно-образовательные комплексы.

Затем в законопроект была внесена поправка, касающаяся типовых учебных планов и примерных программ обучения. Как пояснил «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов, если школы не захотят пользоваться типовыми программами, то они смогут разработать свои, продвинутые или многопрофильные. Законопроект предусматривает выбор для школ, а также снижение бюрократической нагрузки, поскольку учителю, который решит работать по типовой программе, не нужно будет ничего больше писать, добавил Нилов. По его мнению, большинство школ захотят работать по типовым программам.

В российских вузах в экспериментальном режиме откажутся от бумажных документов в пользу цифрового реестра

Соответствующий проект постановления опубликован на портале нормативных правовых актов.
Согласно документу, с 20 июня в России запустят эксперимент по полному отказу от бумажного документооборота с помощью возможностей суперсервиса «Цифровые документы об образовании онлайн». Тестирование инициативы продлится до конца текущего года.

Участниками проекта заявлены пять российских вузов: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Уральский федеральный университет им. Ельцина, Российский университет транспорта, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Тольяттинский государственный университет.
Авторы эксперимента указывают основной целью проекта апробацию полного отказа от бумажных документов об образовании и переход на реестровую модель документооборота.

Таким образом, станет возможно создание единого цифрового реестра в сфере образования, который будет включать: реквизиты цифровой формы аттестатов и дипломов, информацию о выпускнике и образовательной организации, сведения об образовательной программе и другие.

Проект уже прошел этап общественного обсуждения, а также независимую антикоррупционную экспертизу. Методическую поддержку эксперимента будет осуществлять Министерство просвещения РФ.
Уточняется, что для получения и дальнейшего использования документа об образовании в цифровом виде будет необходимо согласие выпускника или его родителей.

Кабмин одобрил проект закона о пребывании иностранных студентов в России

Правительство РФ рассмотрело и одобрило проект закона об изменениях в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Это значительно упростит пребывание в нашей стране студентов из других стран.

Законопроект направлен на упрощение процедуры пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Россию для обучения или обучающихся в нашей стране по очной форме в государственном вузе или государственной научной организации, сообщили в пресс-службе кабмина. В настоящее время иностранные студенты получают разрешение на временное проживание в России на общих основаниях в пределах установленной Правительством РФ квоты. Введение нового вида разрешения на временное проживание позволит упростить получение иностранными гражданами высшего образования в России и одновременно создаст правовые условия для эффективного миграционного учета таких граждан, прокомментировали в правительстве.

Кроме того, на заседании кабмина одобрен законопроект, устанавливающий государственную пошлину за выдачу разрешения на временное проживание в России для получения образования (новый вид документа, который вводится основным законопроектом) в размере 1600 рублей. Это сделано по аналогии с размером государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Количество обучающихся во вторую смену российских школьников выросло в 1,3 раза с 2018 года

Число школьников, которые учатся во вторую смену, выросло с 1,9 млн в 2018 году до 2,5 млн в 2020 году, сообщает ТАСС со ссылкой на доклад правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2020 году.
Актуальной продолжает оставаться проблема обучения в школах в две и три смены. В 2020/21 учебном году численность обучающихся в одну смену составила около 13,9 млн человек, во вторую смену - 2,5 млн человек, 18,1 тыс. детей учатся в третью смену - говорится в материалах, опубликованных на сайте кабмина.
В докладе указано, что сейчас система образования охватывает более 30,5 млн детей и молодежи. При этом сохраняется тенденция роста количества обучающихся в общеобразовательных организациях - в 2020 году на 328,1 тыс. человек по сравнению с 2019 годом.


Порядка 30% россиян за полгода не прочли ни одной книги

Почти половина россиян за последние полгода прочли от одной до пяти книг, при этом треть наших сограждан не прочитали ни одной, следует из результатов опроса ВЦИОМ.
Так, 44% опрошенных сообщили, что за последние полгода прочитали от одной до пяти книг, 25% - пять книг и более, а 30% респондентов признались, что не прочли ни одной.

Среди «заядлых читателей», прочитавших пять и более книг, больше всего молодежи в возрасте 18-24 года, россиян с высшим и неполным высшим образованием и жителей крупных городов. Группу респондентов, не прочитавших ни одной книги, представляют в основном мужчины, граждане не пользующиеся интернетом, россияне с неполным средним либо средним образованием и селяне.
Самыми популярными писателями у россиян являются Дарья Донцова (5%), Борис Акунин (4%), Захар Прилепин (4%), Виктор Пелевин (3%) и Татьяна Устинова (3%).

Инвалидам разрешат получать второе образование бесплатно

Госдума в ближайшее время примет законопроект, который позволит инвалидам бесплатно получить второе образование, пишут «Известия».
Авторами документа являются депутаты Госдумы от КПРФ Олег Смолин и «Единой России» Михаил Терентьев. Они предлагают установить государственную гарантию бесплатного получения второго среднего профессионального или высшего образования для граждан, ранее получивших такое образование и ставших инвалидами. Для этого им необходимо будет получить специальное заключение медико-социальной экспертизы о том, что инвалидность препятствует осуществлению профессиональной деятельности.
Отмечается, что законопроект получил положительный отзыв правительства, его готовы поддержать все думские фракции.

По данным Росстата, общее количество людей с инвалидностью в России в 2020 году, включая взрослых и детей, составило 11,87 млн человек или 8,1% населения страны. Из них работающих - 1,57 млн человек, большая часть которых - чуть более миллиона - инвалиды третьей группы.

Госдума освободила школы от дополнительной учебно-методической документации

Госдума во вторник приняла сразу во втором и третьем чтении закон, освобождающий детские сады и школы от разработки отдельной учебно-методической документации, сообщает РИА Новости.
Согласно документу, образовательные организации смогут использовать программы примерного учебного плана или календарного графика, а также рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин. Такая норма коснется и программ воспитания, а также календарного плана воспитательной работы. В этих случаях такая учебно-методическая документация не разрабатывается. При этом, если школы не захотят внедрять типовые программы, то они смогут создать свои собственные.
Данная поправка была внесена ко второму чтению в законопроект, направленный на возможность МГУ и СПбГУ самостоятельно распоряжаться юрлицами, входящими в научно-образовательный комплекс, и своим имуществом.

 

Подбор материалов подготовлен:
комитетом Краснодарской краевой территориальной
организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ