Информационный лист "Обзор печати" 31 октября - 06 ноября 2022г.

Владимир Путин отметил роль профсоюзов в борьбе за повышение заработной платы

Президент России Владимир Путин на итоговой пленарной сессии XIX заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», говоря о роли профсоюзов в борьбе за повышение заработной платы, подчеркнул, что «идёт сложный диалог в трёхсторонней комиссии между представителями работодателей, профсоюзами и правительством. Этот диалог продолжается».
«Это один из принципиальных вопросов, которым должно заниматься правительство, и профсоюзы это делают, делают несмотря ни на что, делают, несмотря ни на какие спецоперации», — подытожил он.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/16179131

Москва чествует победителей

В Москве завершился Всероссийский конкурс «Педагогический дебют» — 2022. На торжественной церемонии закрытия конкурса состоялось награждение и чествование абсолютных победителей всероссийского состязания.

Ими стали:
Елена Окулова, воспитатель детского сада № 370 города Перми — в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»;
Татьяна Блинова, педагог-библиотекарь «Экономического лицея» города Новосибирска — в номинации «Молодые классные руководители»;
Роман Мухаметдинов, воспитатель группы продлённого дня школы «Гармония» города Ижевска Удмуртской республики — в номинации «Молодые педагоги дополнительного образования»;
Анна Ляскович, педагог-психолог детского сада № 9 «Незабудка» города Дубны Московской области — в номинации «Молодые педагоги-психологи»;
Ингрид Пильдес, директор центра «Академия талантов» города Санкт-Петербурга — в номинации «Молодые управленцы»;
Александр Гудковский, учитель русского языка и литературы школы № 323 города Санкт-Петербурга — в номинации «Молодые учителя»;
Галина Овсянкина, заведующий детским садом № 29 города Читы Забайкальского края — в номинации «Молодые руководители дошкольных образовательных организаций»;
Екатерина Тенютина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы Академической гимназии № 56 города Санкт-Петербурга — в номинации «Педагоги-наставники».

На церемонии награждения выступил заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Михаил Авдеенко. Он пожелал конкурсантам дальнейших ярких побед, потому что, по его мнению, «нельзя стоять на месте, нужно развиваться и идти от победы к победе».

Тему продолжила заместитель председателя жюри конкурса, руководитель Центра развития образования Российской академии образования Екатерина Уба, которая передала участникам конкурса пожелания дальнейшего личностного и профессионального роста от председателя жюри конкурса, члена-корреспондента Российской академии образования, вице-президента Российской академии образования Виктора Басюка, который не смог лично присутствовать на церемонии.

В свою очередь, сопредседатель Оргкомитета конкурса, член Комитета Государственной думы по просвещению Лариса Тутова отметила: «Семнадцать лет конкурс проходит на высочайшем уровне, и каждый раз он чем-то удивляет, чем-то вдохновляет, открывает новые горизонты». Она также подчеркнула, что участники показали свой профессионализм, несмотря на юные годы, и не побоялись поделиться опытом с коллегами. «У вас впереди очень долгая педагогическая жизнь. И куда бы вы не приехали: на любой семинар, на любую конференцию, в любой регион, вы встретите там своих друзей, тех, с кем здесь съели не один пуд соли», — сказала Лариса Тутова.

Мероприятия Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» — 2022 проходили в московской школе № 1409 имени Джерарда Уэя. Конкурс для молодых педагогов, одним из учредителей которого выступает Общероссийский Профсоюз образования, в этом году отметил своё 17-летие. В ярком, незабываемом событии приняли участие более 150 участников из 70 субъектов страны! Впервые, чтобы поучаствовать в конкурсе, но пока вне основной программы, в столицу приехали девять молодых педагогов из Донецкой и Луганской народных республик. В следующем году они собираются участвовать как в заочном, так и в очном этапах конкурса.


Более 19 тыс. школьных учителей прошли обучение технологиям искусственного интеллекта

Свыше 19 тыс. школьных педагогов из разных регионов России приняли участие в обучении по программе «Быстрый старт в искусственный интеллект». Итоги пилотного проекта подвели на Всероссийской конференции «Искусственный интеллект в образовании: опыт и перспективы» в Московском физико-техническом институте.

Проект «Быстрый старт в искусственный интеллект» разработан для обучения школьных учителей основам технологий искусственного интеллекта. Он проходил с 5 сентября по 3 октября 2022 года. Программа входит в федеральный проект «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Онлайн-курс состоял из трех основных модулей: введение в искусственный интеллект, цифровизация в современной школе и непосредственный практикум по технологиям, во время которого участники создавали собственный чат-бот.

«Это проект, который не просто повышает квалификацию учителей, но и учит нас стремиться создать что-то новое, выходящее за рамки образовательной программы. Мы видим большой интерес со стороны школьников к освоению ИТ-дисциплин. Для Российской Федерации это очень важно. Наш потенциал – это наши дети, именно они в будущем сделают интересные открытия, которые приведут к расширению фундаментальных основ и сподвигнут к новым свершениям», – приветствовал участников директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России Андрей Горобец.

На пленарном заседании конференции в МФТИ выступили представители Минпросвещения России, Минцифры России, Минэкономразвития России, Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве России и сетевые партнеры проекта.

Как подчеркнул ректор МФТИ Дмитрий Ливанов, вуз изначально заточен на обучение самых талантливых ребят в области точных наук. Это ученики педагогов, которые не просто преподают свои дисциплины, но также ведут дополнительные занятия и готовят детей к участию в олимпиадах.

«Именно сейчас вопросы, связанные с информационными технологиями, очень интересуют школьников, и мы уделяем данному направлению большое внимание, а федеральный проект дает нам возможность расширить эту работу и сфокусироваться на задачах, связанных с преподаванием технологий искусственного интеллекта. Запрос на квалифицированных специалистов в ИТ-индустрии очень высок и требует широкого вовлечения учителей. Нам важно мотивировать ребят осваивать современные технологии еще во время обучения в школе», – отметил он.


Студенты колледжей и техникумов могут получить кредит на обучение с выплатой до 15 лет после выпуска

В 2022 году Минпросвещения России получило возможность оказывать государственную поддержку в сфере образовательного кредитования обучающихся в организациях среднего профессионального образования.

Получить кредит на обучение может любой россиянин с 14 лет. Для оформления не требуется обеспечение. Кредит предоставляется для оплаты обучения на дневном, вечернем и заочном отделениях образовательных организаций, для оплаты всего образования целиком или одного семестра.

Размер образовательного кредита определяет банк на основе стоимости, указанной в договоре с образовательной организацией.
Процентная ставка для получателя кредита остается фиксированной на весь срок и составляет 3% годовых, так как часть процентов субсидируется государством.

Во время обучения и девяти месяцев после него действует льготный период – студент получает отсрочку по погашению основного долга. При этом льготный период продлевается в случае ухода в академический отпуск.

Во время обучения ежемесячные взносы идут на погашение процентов по кредиту. В первый год студент оплачивает 40% от начисленных процентов, во второй год – 60%, с третьего года – 100%. Через девять месяцев после окончания учебы ежемесячные платежи увеличатся, начнется погашение основного долга до конца действия кредита. Период погашения может составить до 15 лет после окончания обучения, при желании можно погасить кредит досрочно.

Для оформления кредита студенту потребуются паспорт, договор на платное обучение и квитанция или счета на оплату обучения с суммой платежа. Обучающимся, еще не достигшим 18 лет, потребуется также свидетельство о рождении, согласие от одного из законных представителей и его паспорт.

В 2022 году по результатам отбора оператором по предоставлению государственной поддержки образовательного кредитования стал ПАО «Сбербанк России».
Подробнее об условиях на сайте ПАО «Сбербанк России».


Минпросвещения России продолжит поддерживать социально ориентированный бизнес

Минпросвещения России активно работает и оказывает поддержку компаниям, работающим в области социального предпринимательства. Одними из приоритетных направлений деятельности таких компаний являются дошкольное образование, детский досуг и образовательная деятельность. Работа социально ориентированного бизнеса осуществляется также с применением государственно-частного партнерства.

Накануне Президентом России Владимиром Путиным был подписан закон, согласно которому компании, поддерживающие детские сады, школы, техникумы, колледжи и вузы, получили право на инвестиционный налоговый вычет.

«Инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет в совокупности не более 100% суммы расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, имеющим государственную аккредитацию», – говорится в законе.
Закон вступит в силу с 1 января 2023 года. Частный бизнес сможет поддерживать и развивать образовательные организации трех уровней: дошкольные образовательные организации, все учреждения среднего образования (школы, колледжи и техникумы), учреждения высшего и послевузовского образования.

Данная мера позволит продолжить наращивать поддержку образовательной среды со стороны социально ориентированного бизнеса. Такая поддержка будет выражена не только в части обновления инфраструктуры школ, она будет расширена и затронет внутреннюю работу школ, детских садов и других образовательных учреждений.


Минпросвещения России и Уполномоченный по правам человека заключили соглашение о сотрудничестве

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого, в частности, запланированы совместный семинар по правовому просвещению, разработка соответствующей школьной программы и мероприятия для учителей.
Глава Минпросвещения России отметил эффективную работу института Уполномоченного по правам человека в стране и предложил организовать в следующем году семинар, на котором все заинтересованные стороны могли бы обсудить планы по правовому просвещению детей и молодежи.

«Хочу вас поблагодарить за серьезную работу по защите прав и свобод наших граждан. Знаю, как вам непросто, особенно непросто эмоционально. Очень важно, чтобы вы продолжали также последовательно реализовывать все проекты и инициативы, в том числе и по правовому просвещению детей и подростков. Со своей стороны мы всегда готовы оказать необходимую помощь. И в следующем году предлагаю провести семинар по правовому просвещению, обсудить на нем вопросы разработки школьной программы и запланировать тематические мероприятия для учителей в рамках объявленного Президентом России Года педагога и наставника», – сказал Сергей Кравцов.

Он напомнил, что недавно принят закон, согласно которому по шести предметам будут вводиться обязательные федеральные государственные образовательные программы.

«В рамках примерной программы по обществознанию все моменты, связанные с правами человека, уже нашли отражение. В дальнейшем будем совместно с вами дорабатывать при необходимости», – отметил Министр.

Еще одно важное направление совместной деятельности – правовое просвещение студентов колледжей и техникумов. По словам Сергея Кравцова, колледжи сегодня очень востребованы, а Президентом России инициирована большая программа «Профессионалитет», нацеленная на их дальнейшее развитие.

«На днях подписан закон, согласно которому предприятия могут инвестировать в колледжи и получать налоговый инвестиционный вычет», – заключил он.

Он предложил в следующем году провести совместный семинар по правовому просвещению, обсудить на нем вопросы разработки школьной программы и запланировать тематические мероприятия для учителей в рамках объявленного Президентом России Года педагога и наставника.

«Благодаря нашему соглашению и новым стандартам открываются широкие просторы для создания передовых методик и формирования рабочих групп для подготовки новых учебников. Это очень значимо особенно сейчас, в условиях выхода из политизированного Совета Европы, в условиях, когда мы ставим задачу поднять на максимально высокий уровень отечественные формы образования, в частности в области прав человека и их защиты», – заявила Татьяна Москалькова.

Члены Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека вошли в состав рабочей группы по новым ФГОС, были учтены их предложения по освоению предмета «Обществознание», а именно по формированию знаний о системе прав человека и гражданина, а также о государственно-общественных институтах, в том числе об институте Уполномоченного.

Она подчеркнула также важность создания образовательных стандартов совместно с новыми территориями.
«У нас уже подписаны соглашения о сотрудничестве с уполномоченными по правам человека Донецкой и Луганской народных республик. И коллеги просили нас помочь им в сфере правового просвещения», – добавила омбудсмен.
За девять месяцев текущего года благодаря деятельности Уполномоченного по правам человека почти четыре тысячи человек получили помощь в защите прав граждан в сфере образования.


Сергей Кравцов обсудил вопросы развития общего и среднего профессионального образования с представителями фракции «Новые люди»

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов провел встречу с членами фракции «Новые люди» в Госдуме. В том числе были затронуты вопросы, связанные с капитальным ремонтом образовательных организаций, подготовкой и проведением ЕГЭ, качеством образования в учебных заведениях и системой оплаты труда педагогов.

«Благодарю, что нашли время встретиться и обсудить вопросы в области образования, которые волнуют вас и ваших избирателей. У нас достаточно конструктивный диалог с фракцией «Новые люди». Партия выступает с инициативами по развитию предпринимательства, что актуально в контексте поддержки развития соответствующих компетенций у школьников и развития среднего профессионального образования. Ведь сегодня более 60% девятиклассников выбирают колледжи и техникумы, и важно, чтобы из организаций среднего профессионального образования выходили квалифицированные выпускники», – сказал Сергей Кравцов.

По словам Министра, продолжается всесторонняя поддержка среднего профессионального образования, в частности, подготовлены изменения в законодательство, позволяющие колледжам создавать учебно-производственные комплексы, которые бы занимались производством, реализацией продукции, оказывали услуги населению.

«Для нас тема образования в вузах и средних специальных учреждениях важна, потому что мы видим: именно образование является драйвером развития экономики и общества. Я рад, что формируется понимание, что образование – не просто услуга, а часть чего-то большего, нашей жизни», – подчеркнул руководитель фракции Алексей Нечаев.

В ходе встречи была затронута тема капитального ремонта школ, члены фракции выступили с предложением расширения перечня образовательных объектов, участвующих в программе.

Кроме того, стороны обсудили заработную плату и поддержку педагогов. В этом году было разработано и принято несколько важных законодательных инициатив в этом направлении. Из законодательства было исключено понятие «образовательная услуга», снижена бюрократическая нагрузка на учителей.

Встреча стала подготовительным этапом к «Правительственному часу», который запланирован на 16 ноября. Со стороны Министерства, помимо главы ведомства, в ней приняли участие заместители Министра просвещения Сергей Корнеев и Андрей Николаев, а также директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования России Максим Костенко и директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Алексей Благинин.

Фракцию «Новые люди» на встрече представляли руководитель партии Алексей Нечаев, председатель Комитета по малому и среднему предпринимательству Александр Демин, зампредседателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Сардана Авксентьева, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Максим Гулин, зампредседателя Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Олег Леонов.


Министр просвещения обсудил с членами фракции ЛДПР воспитательную работу в школах и продвижение российского образования за рубежом

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов провел встречу с представителями фракции ЛДПР в Госдуме, в ходе которой были обсуждены вопросы организации воспитательной работы в школах и преподавания по российским образовательным стандартам в зарубежных школах.

Лидер фракции Леонид Слуцкий отметил, что число носителей русского языка в мире год от года снижается, и указал на необходимость расширения деятельности русских школ за рубежом, в том числе на постсоветском пространстве.

Министр просвещения рассказал, что сегодня продолжается большая работа по поддержке различных инициатив, направленных на продвижение российского образования. В пример он привел итоги своей недавней рабочей поездки в Республику Узбекистан, где в том числе встретился с учителями русского языка и осмотрел строящийся кампус филиала РГПУ им. А.И. Герцена.

Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Борис Чернышов затронул тему школьного буллинга. По мнению депутата, для решения этой проблемы нужно усиливать психологическое образование педагогов.

Сергей Кравцов отметил, что в школах должны действовать комиссии для отдельного рассмотрения каждой возникшей спорной ситуации.

«Минпросвещения реализует целый комплекс мер, направленных на усиление воспитательной работы в школах. В их числе единые программы воспитания, введение института советников директоров школ по воспитательной работе. В тех десяти регионах, где уже учреждена эта должность, на 15% снизилось количество правонарушений среди школьников», – сказал он.

Кроме того, он напомнил, что с этого года по понедельникам во всех школах страны проводятся внеурочные занятия «Разговоры о важном», а также церемонии поднятия Государственного флага и исполнения гимна. Создана государственная информационная система «Моя школа» с проверенным и защищенным контентом.

В ходе встречи поступил ряд вопросов от депутатов. Замруководителя фракции Ярослав Нилов поднял тему профориентации школьников, отметив, что правильно выбранная профессия – одно из условий повышения эффективности труда и удовлетворенности граждан от жизни.

Сенатор Иван Абрамов, представляющий Амурскую область, обратил внимание на отдельные аспекты в работе по цифровизации школ и поставке современного оборудования в учебные заведения, особенно в сельской местности, а также по обеспечению их высокоскоростным интернетом.

Депутат Госдумы, экс-губернатор Владимирской области Владимир Сипягин, в свою очередь, сообщил, что ряд школьников выбирают колледжи и техникумы, чтобы избежать сдачи ЕГЭ, что повышает конкурс на бюджетные места в этих учреждениях. Министр просвещения заметил, что с этого года реализуется федеральный проект «Профессионалитет», который позволяет выстроить новую отраслевую модель подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. Студенты обучаются по практико-ориентированным программах в кластерах, объединяющих колледжи, техникумы и компании реального сектора экономики. По его словам, сегодня более 60% девятиклассников продолжают обучение в организациях среднего профессионального образования, большинство из них после выпуска выбирает работу по специальности, и лишь небольшая часть поступает в вузы.

Участники встречи договорились продолжить конструктивный диалог по всем затронутым вопросам.


В министерстве состоялось совещание с председателями предметных комиссий

В министерстве образования, науки и молодежной политики Краснодарского края состоялось совещание с председателями предметных комиссий. Участники совещания обсудили итоги работы предметных комиссий по проверке экзаменационных работ участников единого государственного экзамена в 2022 году. В формате видеоконференции специалисты Федерального института педагогических измерений провели анализ статистико-аналитических отчетов и отчетов о работе предметных комиссий, а также обсудили вопросы подготовки экспертов предметных комиссий к проверке экзаменационных работ 2023 году, проведение оперативного согласования оценивания развернутых ответов, отбора экзаменационных работ участников ЕГЭ, вызвавших сложности в оценивании

Председатели и заместители председателей предметных комиссий Краснодарского края поделились своим опытом по совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов экзаменационных работ участников единого государственного экзамена.

В настоящее время на официальном сайте Федерального института педагогических измерений опубликованы онлайн-консультации по вопросам подготовки к итоговому сочинению, а также к ЕГЭ-2023 по физике, русскому языку, математике, информатике и ИКТ, географии, биологии, обществознанию с участием руководителей и членов комиссии по разработке КИМ ГИА.

Обращаем внимание, что также в разделе «Итоговое сочинение» уже размещен Открытый банк текстов для итогового изложения.
Банк изложений содержит более 300 текстов, разработанных в 2014 – 2022 годах и распределённых по трём разделам: «Нравственные ценности», «Мир природы», «Страницы истории» - и в дальнейшем будет пополняться новыми текстами.
С 2022/23 учебного года итоговое изложение будет проводиться с использованием текстов из Банка изложений. Ознакомиться с разделом «Итоговое сочинение» и Открытым банком текстов для итогового изложения можно также на сайте ФИПИ.


Стипендию для студентов с 2023 года предложили увеличить до 1,9 тысячи рублей

Студенческую стипендию с 1 сентября 2023 года предлагается увеличить до 1967 рублей в месяц, а государственную социальную стипендию — до 2953 рублей

«Парламентская газета» пишет, что об этом говорится в подготовленном Минобрнауки проекте постановления кабмина, документ размещен на портале проектов нормативных правовых актов.

Проект также предусматривает увеличение стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по образовательным программам высшего образования. Так, для обучающихся в аспирантуре по программам подготовки научно-педагогических кадров предлагается увеличить стипендию до 3873 рублей, для аспирантов, обучающимся по направлениям подготовки, определенным Минобрнауки, — до 9296 рублей, ординаторам — до 9866 рублей.

По данным Минобрнауки, сумма стипендии для студентов вузов в этом году составляет 1755 рублей, а социальная стипендия — 2634 рубля.

В пояснительной записке к документу отмечается, что подобные размеры стипендий предложено установить с 1 сентября 2023 года в связи с одобрением Правительством проекта закона «О федеральном бюджете ‎на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», в том числе с учетом изменения уровня инфляции.

«Парламентская газета» также напоминает, что 25 сентября 2022 года вступил в силу приказ Минобрнауки от 15.08.2022 № 777, который внес изменения в порядок назначения академических и социальных стипендий студентам очникам на бюджете. Повышенные стипендии теперь назначаются также за «систематическое участие в деятельности, направленной на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности, культуры межнационального (межэтнического) и межконфессионального общения», говорится в документе. Отмечается, что такая работа должна быть подтверждена документально.

Сейчас повышенные стипендии назначаются студентам-отличникам, призерам олимпиад и за выдающиеся достижения в учебе.
В 2021 году средняя государственная академическая стипендия в России составила 3268 рублей, в повышенном размере — 9578 рублей, следует из ежегодного доклада кабмина о реализации госполитики в сфере образования. Средняя государственная социальная стипендия в России в 2021 году была 3665 рублей.

Вениамин Кондратьев: В Краснодарском крае одномоментно строят более 60 школ и детских садов

Ход возведения социальных объектов обсудили на совещании под председательством главы региона. Участие в нем приняли сенатор от края в Совете Федерации Федсобрания РФ Алексей Кондратенко, вице-губернаторы.

Социальные объекты – это не только показатель стабильности в крае, но и качества жизни кубанцев. Мы продолжаем возводить новые школы и детсады. Сегодня одномоментно в стройке находится 36 общеобразовательных и 27 дошкольных учреждений. В 2022 году мы открыли 11 школ. До конца года должны сдать еще пять – в Анапе, Динском, Кущевском районах и два в Новороссийске. Такого темпа не было никогда и мы должны его сохранить, – сказал Вениамин Кондратьев.

Также глава региона акцентировал внимание на проблему дефицита мест в дошкольных организациях. Решать ее можно только наращивая мощности по возведению детских учреждений.

Вице-губернатор Евгений Наумов сообщил, что в текущем году построили 9 новых детсадов и четыре выкупили у застройщиков.
До конца текущего года планируем завершить еще два детских дошкольных учреждения в Краснодаре на 510 мест. Были риски не успеть ввести в эксплуатацию три ДДУ на 700 мест в Анапе, Курганинске, Славянске, поэтому приняли решение перенести их на 2023 год, – сообщил Евгений Наумов.

В ходе совещания обсудили и проекты на 2023 год.
В следующем году важно достроить 15 школ почти на 12,9 тысяч мест и 21 детский сад на 4 тысячи мест. Ход работ на объектах необходимо держать на строгом контроле, чтобы завершить каждый в установленные сроки, – поручил Вениамин Кондратьев.
Пресс-служба администрации Краснодарского края

Чернышенко рассказал о популярности российского образования среди иностранных студентов

Россия входит в топ-10 стран по количеству иностранцев, обучающихся в наших вузах. В этом году, согласно словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, за возможность поступить в магистратуру и аспирантуру российских вузов будут бороться свыше 30 тысяч иностранных студентов.

Возможность начать обучение в отечественных вузах бесплатно, без вступительных испытаний иностранцам дает международная олимпиада Open Doors, сообщили в пресс-службе Правительства. В этом году ее участниками станут более 30 тысяч студентов из 176 стран мира.

В этом году иностранные студенты могут выбирать из 14 профилей обучения. Среди них, например, «Образование», «Бизнес и менеджмент», «Политические науки», «Компьютерные науки и науки о данных». Также по каждому предполагается выбор трека – магистратура или аспирантура. При этом отмечается, что студент может не ограничиваться одним профилем или треком, а пройти олимпиаду сразу по нескольким.

Первый этап состоится с 12 по 21 декабря 2022 года, второй – уже после новогодних праздников, с 10 по 19 января 2023. Те, кто проходит испытания по треку аспирантуры, должны будут пройти и третий этап – с 11 февраля по 9 марта. Узнать свои результаты студенты, поступающие на магистратуру, смогут в середине феврале. А те, кто выбрал аспирантуру, немного позже – в середине марта. При этом поступать в этом же году необязательно – результаты олимпиады действительны в течение двух лет.
Подать заявку на участие в состязании можно до 10 декабря 2022 года. Помимо прохождения самой олимпиады студентам предстоит заполнить портфолио, написать мотивационное письмо, а потенциальным аспирантам – еще и пройти онлайн-собеседование.

По словам Чернышенко, олимпиада проводится уже пять лет. За это время участниками состязаний стали свыше 245 тысяч человек из 197 стран. Почти 3 тысячи из них смогли бесплатно поступить в наши вузы.


В ноябре Минобрнауки и Минпросвещения представят план по реализации концепции подготовки учителей

Летом этого года Правительство России утвердило концепцию подготовки педагогических кадров до 2030 года. Таким образом в стране должны появиться единые подходы к структуре, содержанию и оценке качества подготовки педагогов для системы образования.

Как заявила вице-премьер Татьяна Голикова на встрече со студентами в честь 150-летия Московского педагогического госуниверситета, на данный момент Минобрнауки и Минпросвещения готовят комплекс планов по реализации утвержденной концепции подготовки педагогических кадров до 2030 года.

Голикова выразила надежду, что уже в ноябре министерства внесут соответствующий документ в правительство, и он будет принят. «Для нас это уже будет своего рода дорожной картой по реализации той идеологии, которая заложена в концепцию подготовки педагогических кадров», – цитирует ТАСС вице-премьера. Она добавила, что также идет подготовка плана по проведению Года педагога и наставника. Этот документ в ближайшее время будет утвержден.

Ребенок потерял школьный учебник, что делать рассказали на Госуслугах

Первого сентября всем школьникам выдают учебники, а в мае, в конце учебы, дети их сдают в школьную библиотеку. Наверное, многие родители помнят, как в детстве учителя пугали их в школе, что если они сдадут учебник в конце года в плохом состоянии или еще хуже – потеряют, то кары небесные их ждут. На Госуслугах рассказали папам и мамам алгоритм действий, если ребенок потерял учебник.

Поиск. Прежде чем впадать в панику, нужно выдохнуть и попробовать поискать пропавший учебник. Начать нужно с дома. Учебник можно поискать на полке с художественной литературой, в письменном столе или среди стопки тетрадей.

Если поиски не дали результатов, тогда нужно спросить у одноклассников, в первую очередь – у соседа по парте, который мог по ошибке прихватить и чужой учебник. Затем поинтересоваться о случайном «лишнем» учебнике у других одноклассников. Иногда вопрос решается одним сообщением в родительском чате. Есть еще вариант – поискать учебник в школе. Для этого нужно рассказать о пропаже классному руководителю или педагогу, который ведет конкретный предмет. Есть шанс, что учебник кто-то найдет и вернет.

Ущерб. Как известно, учебники – собственность школы. Именно поэтому учителя просят ребят беречь книги, использовать обложки, не писать на страницах. Если произошла потеря школьного имущества, то тут нужно узнать, какие в учебном заведении действуют внутренние правила.

С родителей могут взыскать стоимость учебника или обязать купить такой же. Есть варианты, когда школьная библиотека может выдать новый учебник в обмен на художественную книгу. Все это нужно уточнять в своей школе.

Замена. Если родители по своему желанию решили купить новый учебник взамен потерянного или их обязали сделать это в школе, тут нужно знать некоторые нюансы. Учебник должен соответствовать образовательной программе, по которой идет обучение в школе. Поэтому прежде чем покупать учебник, лучше сфотографировать обложку, а также выходные данные – издательство, год выпуска.


Выпускники российских вузов смогут получать сразу две квалификации

В Министерстве науки и высшего образования России разработали модели образовательных программ с опцией получения диплома с двумя квалификациями. Приоритетом в данных программах является практическая подготовка.

Как сообщает сайт Минобрнауки России, студенты бакалавриата, магистратуры и специалитета благодаря новым программам смогут выстраивать уникальную траекторию обучения. В настоящее время в системе высшего образование внимание сфокусировано на подготовке высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда сразу по окончании вуза. Важнейшей задачей выступает предоставление студентам возможности для получения широкого спектра профессиональных умений в период обучения.

Получением выпускником сразу двух квалификаций выступает эффективным механизмом взаимодействия университетов с предприятиями. Этот механизм создали в Минобрнауки России по поручению главы государства. В новой методической модели бесплатно сопряжены несколько квалификаций по одному уровню: бакалавриат-бакалавриат, магистратура-магистратура, специалитет-специалитет.

Помимо этого, по новой программе студенты охватят больше профилей благодаря дополнительному образованию: предполагается учитывать совмещение по уровню и дополнительно встраиваемому модулю дополнительного профобразования либо дополнительно встраиваемому модулю профобучения.

Так, студенты Уральского государственного горного университета обучаются по новой программе по уровню специалитета «Горное дело» («Шахтное и подземное строительство»), имеющей разные специализации. Учащиеся могут выбрать несколько квалификаций из 39 предлагаемых – в зависимости от их актуальности на рынке труда. В ближайшее время их число вырастет до 70. Кроме того, в обучение включили модули, которые были созданы вместе с работодателями.

Также в Минобрнауки России разработали модель «перевернутого учебного плана» на бакалавриате при обучении ИТ-специалистов для цифровой экономики. Такой план сформирует у студентов профессиональные знания и умения на первых двух курсах. При этом часть фундаментальных и общих дисциплин он изучат на старших курсах.

Нововведения эксперты обсудили в ходе вебинара «Модели реализации образовательных программ высшего образования: присвоение выпускнику нескольких квалификаций, построение траектории обучения в соответствии с потребностями рынка труда». Встречу организовало Министерство науки и высшего образования РФ. В ней участвовали представители ведущих университетов России, АНО «Национальное агентство развития квалификаций», АНО «Цифровая экономика» и другие.

Детские кружки разрешили открывать в подвалах и на цокольных этажах

Детские кружки и рестораны теперь могут работать в подвалах и цокольных этажах зданий. Об этом сказал директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Ринат Еникеев.

Ринат Еникеев отметил, что ранее нельзя было занимать подвалы и цокольные этажи домов под детские кружки, кафе и рестораны. В настоящее время правила противопожарного режима позволяют это. При наличии проектной документации можно просчитать потенциальные риски и подать декларацию. Тогда появится возможность использования таких помещений для работы детских кружков, секций и организаций общественного питания. Необходимо при этом соблюдать все требования.

Как подчеркнул Ринат Еникеев на пресс-конференции ТАСС, сегодня юридически обеспечена возможность эксплуатировать подвальные помещения и цокольные этажи для нужд предпринимателей. Помимо этого, по словам представителя Министерства чрезвычайных ситуаций России, в настоящее время уточняют требования для размещения внеквартирных кладовых. Ранее правила противопожарного режима запрещали все кладовки. Теперь найдены схемы противопожарного обустройства этажей зданий, позволяющие построить кладовку для хозяйственных нужд, если соблюдать меры для защиты от пожара.

Также прописали возможность обустроить такие шкафы для хранения на подземных парковках и то, как они должны быть оснащены. Информацию об этом можно найти в своде правил пожарной безопасности. Введены и установленные нормативы для размещения на предприятиях общепита мангалов и барбекю.


Минпросвещения разработало поправки в порядок проведения олимпиад, уравнивающие права участников

Изменения предлагается внести в порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников, который утвержден приказом Минпросвещения от 27 ноября 2020 года.

Проект приказа размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Документом предлагается, чтобы школьники, прошедшие в следующий этап олимпиады и выполнившие задания для более старших классов, решали олимпиаду того же уровня, что они выбрали до этого. Сейчас правилами устанавливается, что участник, выполнивший задания олимпиады для более старших классов, на следующем этапе состязаний может решать олимпиаду для возраста, который он выбрал, или более старших классов.

В проекте документа большое внимание уделяется Центральной предметно-методической комиссии (ЦПМК). Если сейчас в комиссию могут войти победители или призеры международных олимпиад только после 5 лет с момента победы, то после принятия поправок, призеры и победители смогут стать членами ЦПМК после окончания школы или достижения ими совершеннолетнего возраста.

Предлагается, что те члены жюри регионального и заключительного этапов, которые готовили школьников к участию к соответствующему туру олимпиады, должны об этом уведомить Оргкомитет до начала проведения соответствующего этапа. При этом такой член жюри не может участвовать в показе выполненных олимпиадных работ участников, которых готовил, а также рассматривать поданные ими апелляции.

Минпросвещения предлагает увеличить число членов жюри региональных этапов олимпиад с 5 до 7 человек. «Число членов жюри заключительного этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету составляет не менее 15 человек», – говорится в документе.

Что касается проходных баллов по каждому предмету, то предлагается обеспечить примерно одинаковое количество участников заключительного этапа олимпиады в каждой возрастной группе. Принцип определения проходного балла может быть скорректирован по решению ЦПМК по согласованию с Минпросвещения.

Также проектом приказа уточняются требования по подаче апелляции. Участник олимпиады будет иметь право подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами за выполненные в письменной форме задания. Апелляция по результатам теоретических и практических заданий, которые предполагают устные, практические и экспериментальные задания, подается в том порядке, который предусмотрен требованиями к проведению конкретного этапа олимпиады по конкретному предмету.

Минпросвещения представило в Совфеде памятки по обеспечению безопасности школ

2 ноября, в Совете Федерации прошло заседание рабочей группы по координации требований к антитеррористической защищенности образовательных организаций.

Как сообщили в пресс-службе верхней палаты парламента, статс-секретарь-замминистра просвещения РФ Андрей Корнеев представил разработанные Минпросвещения памятки для руководителей школ по вопросу обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) различных категории опасности.

В памятках есть информация по нормативно-правовой базе, по проведению необходимых мероприятий и мер, в том числе по инженерно-технической укрепленности учебных заведений. Также в памятках представлен алгоритм действий при возможном совершении теракта.

В ходе заседания рабочей группы председатель комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова напомнила, что весной 2021 года Президент РФ поручил кабмину внедрить единый подход к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности общеобразовательных организаций. «Теме безопасности школ сенаторы уделяют пристальное внимание», — отметила Гумерова. Она подчеркнула, что должны быть представлены понятные инструменты, которые позволят снять возможные риски и угрозы безопасности детей в школе.

Было принято решение, что Минпросвещения направит в регионы представленные памятки для директоров образовательных организаций по вопросу обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) различных категории опасности.


Студенческий отряд психологической помощи организуют в России

Во Владимире, в ходе круглого стола, посвященного психологической поддержке студентов, объявили об организации Всероссийского студенческого отряда психологической помощи.

Как сообщает пресс-служба МГУ им. М.В. Ломоносова, студенты факультета психологии Московского госуниверситета собираются начать дистанционно обучать желающих участвовать в работе отряда. Ребята также продолжат сотрудничать с представителями существующих отрядов в вузах-партнерах данного проекта.

В работе круглого стола участвовали студенты из более чем 40 регионов страны. Выступления спикеров касались структуры психологической поддержки учащихся на факультете психологии университета, приводились примеры работы групп поддержки. Аудитории рассказали о социально-психологических тренингах и адаптации студентов, которые обучаются на младших курсах вуза.
Декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко отметил готовность факультета психологии делиться собственным опытом и знаниями с нуждающимися в помощи. В настоящее время психологические студотряды объединяют желающих обрести навыки самопомощи и овладеть современными методами психологической поддержки студентов в своих университетах. Круглый стол состоялся в рамках выездного всероссийского студенческого семинара «Сохраняя культурное наследие» проекта «Вернадский».

Соревнования по искусственному интеллекту: что важно знать учителям и будущим участникам

О том, как мотивировать школьников к участию в интеллектуальных соревнованиях по искусственному интеллекту, рассказывает Мария Кондратьева, руководитель профиля «Искусственный интеллект» НТО и Академии ИИ, программы «Цифровые навыки и компетенции» Благотворительного фонда «Вклад в будущее». А победители прошлых сезонов делятся советами с новичками.
Ученики 8–11 классов, желающие участвовать в профиле «Искусственный интеллект» Национальной технологической олимпиады, могут до 7 ноября включительно зарегистрироваться на сайте. Соревнования проходят при экспертной поддержке Sber AI. Задания профиля разработаны Академией искусственного интеллекта для школьников Благотворительного фонда «Вклад в будущее».
Победители получат 100 баллов ЕГЭ и возможность поступления без экзаменов в ведущие вузы. Лучшие участники получат денежные сертификаты на образование, ценные призы и приглашение на стажировку в экосистему Сбера по направлению «Машинное обучение». Участники лучших команд финала также будут приглашены в сообщество Амбассадоров ИИ и получат право участия в менторской программе, где опытные IT-специалисты помогают юным талантам добиться успеха в сфере искусственного интеллекта.

Профиль «Искусственный интеллект» Национальной технологической олимпиады проходит в этом году в четвертый раз. Он стал одним из самых популярных направлений олимпиады. В прошлом году на профиль зарегистрировались более 7100 учеников 7‒11-х классов из 80 регионов России и 13 стран. В финал по итогам отборочных туров вышли 99 школьников из 30 регионов России и 5 стран: Азербайджана, Беларуси, Индии, Казахстана и Киргизии.

Петр Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее», отмечает: «Особенность Национальной технологической олимпиады состоит в том, что организаторы уделяют большое внимание подготовке и заданиям для участников — это комплексные практические задачи, решения которых не только показывают высокий уровень участников, но и могут быть применены в мире. Таким образом, ребята совершенствуют свои знания и умения на протяжении нескольких месяцев, а соревновательный аспект усиливает их мотивацию, что в совокупности дает неоценимый опыт. Надеемся, что участие в профиле ИИ позволит получить ценные призы и преференции при поступлении в вузы, а также стать частью увлечённого сообщества, найти единомышленников, поучиться у настоящих профессионалов своего дела. Желаю будущим участникам удачи, терпения и, конечно же, побед, которые откроют новые вершины».

Как заинтересовать ученика: советы учителям

Мария Кондратьева, руководитель совместного профиля «Искусственный интеллект» НТО и Академии искусственного интеллекта для школьников, программы «Цифровые навыки и компетенции» Благотворительного фонда «Вклад в будущее», рассказала о том, как учитель может помочь школьнику добиться успеха в изучении технологий искусственного интеллекта и, возможно, стать победителем олимпиады и получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении.

По словам Марии, любой учитель в любой школе способен помочь своим ученикам стать участниками профиля «Искусственный интеллект». Глобально есть два пути. Первый — для учителей, которые сами хотят разобраться в сфере ИИ. Академия искусственного интеллекта для школьников предлагает таким педагогам пройти обучение на курсе повышения квалификации и получить материалы для проведения образовательных программ самых разных уровней: от просветительских уроков до полноценных курсов. Уроки на тему ИИ можно проводить и на информатике, и на других предметах (например, урок «ИИ в искусстве» как альтернатива стандартному уроку ИЗО) или на классном часе. На курсах ученики могут развить практические навыки в сфере ИИ — от основ программирования на Python до разработки нейросетей для решения актуальных задач. Более того, с этого года для учителей, запускающих кружки по ИИ, существует грантовая программа для учителей.

Для педагогов, которые не могут глубоко включиться в программу подготовки, есть другой, очень простой вариант. Кстати, совершенно необязательно, чтобы об искусственном интеллекте рассказывал именно учитель математики или информатики: эти технологии применяются и в сфере искусства, и в спорте, и в науке. Поэтому учителя физики, химии и даже физкультуры вполне могут рассказать ребенку о том, что искусственный интеллект применим и в этих областях и что при наличии интереса он может присоединиться к проектам Академии искусственного интеллекта для школьников, а потом, возможно, участвовать в Национальной технологической олимпиаде. Для участников профиля проводятся образовательные интенсивы, которые помогут им в короткие сроки и без отрыва от учебного процесса развить необходимые навыки. Задача учителя — заинтересовать ученика и поддержать его увлечения.

Мария Кондратьева подчеркивает, что зачастую успех в профиле «Искусственный интеллект» не определяется успеваемостью.
«Я бы сказала, что школьные оценки для успеха в профиле не имеют значения. Школьник, который активно интересуется программированием, не боится сложных задач, обладает здоровым уровнем дерзости, позволяющим попробовать то, чем он раньше серьёзно не занимался, — именно тот тип участника, который имеет высокие шансы на победу. Так что приглашение на профиль может стать отличным началом диалога с ребятами, про которых обычно говорят «мог бы хорошо учиться, если бы взялся за ум». Ведь когда учитель общается со школьником на одном языке, а именно на языке его увлечений, это качественно повышает уровень их взаимодействия», — подчеркивает Мария.

И главное: по словам Марии Кондратьевой, не стоит огорчаться, если ученик вернулся с соревнований без статуса призёра или победителя: ведь он получил опыт, который в разы повышает его шансы на победу в следующем году.
«Примеров того, как люди заходили в эту реку дважды и во второй раз получали «золото», мы знаем очень и очень немало, — рассказывает Мария. — Лучше помочь проанализировать ошибки, укрепить мотивацию и определить вектор подготовки к следующему соревнованию. В рамках проекта «Академия искусственного интеллекта для школьников» круглый год доступны онлайн-курсы по необходимым темам, а в летний период проводятся образовательные интенсивы и соревнования, где можно отточить навыки и выиграть призы».

Опыт победителей

Победители состязаний по искусственному интеллекту также рассказали о том, как они готовились к соревнованиям и что именно им дало участие в профиле «Искусственный интеллект» Национальной технологической олимпиады. Они поделились советами о том, как лучше подготовиться ребятам из регионов, где, казалось бы, сложно найти хорошо оснащённые кружки и технопарки.
Дмитрий Куценко: «Главное, чтобы было желание»

Дмитрий — победитель профиля «Искусственный интеллект», призёр профиля «Автономные транспортные системы» в 2021-2022 г., город Озерск Челябинской области. Дмитрий учится в 11 классе.

По словам Дмитрия, участие в совместном профиле по ИИ, помимо бонусов при поступлении в вузы, позволяет получить навыки, которые помогут добиться успеха в профессии. Например, победителям очень помогла стажировка, организованная Сбером, — Дмитрий проходил её удаленно. В его родном городе Озерске нет крупных технопарков и оффлайн курсов, поэтому он занимался самостоятельно по материалам, которые находил в сети — среди них онлайн-курсы, обучающие платформы, электронные книги по искусственному интеллекту, видеоролики, соревнования. Дмитрий считает, что самое важное — желание заниматься тем, что интересно.

Сам Дмитрий примерно 2 года назад заинтересовался тематикой искусственного интеллекта. Он прошёл онлайн-курс, а после его завершения стал искать другие ресурсы и платформы для состязаний. По его словам, соревнования являются важным подспорьем для подготовки к участию в НТО по профилю «искусственный интеллект».

Благодаря олимпиаде он получил практические навыки и возможность поступления в топовые вузы, познакомился с единомышленниками. Появилось сообщество для профессионального общения и участия в соревнованиях. Дмитрий пока не определился с вузом для поступления, но рассматривает МФТИ и НИУ ВШЭ по специальностям «прикладная математика и информатика» либо по экономике или информатике. Ребятам из регионов Дмитрий рекомендует готовиться к олимпиаде и обязательно участвовать в ней, поскольку, по его словам, конкуренция пока не очень большая. Есть открытые материалы, которые очень помогают в «прокачке» знаний и навыков.

Саид Азизов: «Главное — заниматься тем, что нравится, что сводит с ума. Тогда всё получится. Можно преуспеть в любом деле!»

Саид Азизов — призёр профиля «Искусственный интеллект» 2021-2022 г., город Каспийск (Дагестан), окончил школу в этом году. В настоящее время учится в НИТУ МИСИС.

Опираясь на свой опыт взаимодействия с кванториумами, Саид пришел к выводу: это прекрасные учреждения для развития в сфере IT — они помогут школьникам до 9-го класса. В этом возрасте ребятам нужен наставник, который будет сопровождать их на начальном этапе как будущих специалистов в этой области. Очень важна среда, в которой оказывается школьник: он знакомится с единомышленниками, которых Саиду вне такого сообщества очень не хватало. Он рассказывает: «Лично я пробовал пару раз записаться в IT-куб (аналог кванториума), но, к сожалению, средний возраст обучающихся в этом учреждении составлял 11–12 лет, и желание пропало (или я просто не нашёл смысла заниматься с ребятами помладше). Вывод: если вы ещё не знаете, чем конкретно хотите заниматься в IT, и вам нужен наставник, либо вы ищете друзей со схожими интересами, профильные кружки — ваш шанс. Но если вы уже уверены в том, кем хотите стать и чем хотите заниматься, посещение подобных кружков может стать тратой времени, потому что, вероятно, вы будете двигаться намного быстрее программы, по которой учатся обычные ребята».
В 2020 году Саид Азизов начал учить программирование на Python, чтобы затем изучать машинное обучение (МО). Он рассказал о своем приходе в профиль ИИ НТО: «Я активно участвовал в обсуждениях, в беседах, кидал свои работы на оценку более опытным специалистам. И вот в мае 2021 года мне предложили участвовать в AIIJC. Появилась команда, мы одержали победу, и с ней же я продолжил соревноваться на НТО. В итоге мы победили».

Благодаря олимпиаде у Саида появилась возможность получить дополнительные баллы для поступления в лучшие вузы страны, а также, что не менее важно, — обзавестись знакомствами среди единомышленников, с которыми он ежедневно поддерживает контакт, обменивается идеями возможных коммерческих проектов. После окончания вуза Саид рассматривает возможность стать предпринимателем. Главное для него — заниматься тем, что нравится. Только в этом случае, по мнению Саида, можно преуспеть в любом деле.

Павел Ильин: «Необязательно поступать в элитную столичную школу, можно всё изучить самому»

Павел Ильин из Тулы стал призёром профиля «Искусственный интеллект» в 2020-2021 и 2021-2022 гг., победителем профиля «Большие данные» и «Автоматизация бизнес-процессов» в 2020-2021 гг., окончил школу в этом году. По мнению Павла, технологические кружки хороши для старта — позволяют влиться в сообщество олимпиадников или хакатонщиков. Однако принципиально на возможности участников соревнований они не влияют (по крайней мере, в области ИИ — при этом в робототехнике, например, вполне могут влиять). О том, как он пришел к участию в олимпиаде, Павел рассказал так: «Я пробовал разные области программирования, участвовал в различных профилях НТО (например, летающая робототехника и автоматизация бизнес-процессов). «Искусственный интеллект» понравился больше всего». Участие в олимпиаде даёт опыт, знания и навыки, позволяет попасть в сообщество интересующихся искусственным интеллектом. В настоящее время Павел учится на ПАДИИ СПб ВШЭ, а также работает в Точка банке и продолжает участвовать в соревнованиях и хакатонах. Потенциальным участникам совместного профиля олимпиады по ИИ он советует обратить внимание на наличие в свободном доступе множества качественных материалов для подготовки: среди них курсы Стенфорда, Deep learning school, курсы на Степике, а также курсы по МО на сайте Академии ИИ. Он уверен, что для участия в профильном направлении по ИИ необязательно поступать в элитную столичную школу: можно всё изучить самому.

Подробнее о профиле «Искусственный интеллект»

Профиль «Искусственный интеллект» Национальной технологической олимпиады проходит в несколько этапов:
29 августа–7 ноября — регистрация;
5 сентября–8 ноября — первый отборочный этап, на котором нужно решить задания по математике и информатике, а также несложную задачу по машинному обучению для проверки базовых знаний в сфере ИИ;
8 ноября–12 декабря — второй отборочный этап, на котором предстоит разработка алгоритма для классификации видео.
Финал соревнований пройдет в марте 2022 года. В итоговом задании ребята создадут алгоритм, способный ответить на вопрос к видео, заданный на естественном языке.

На этот раз ребятам предстоит разработать для искусственного интеллекта алгоритм анализа визуальных данных. Предложенные решения позволят решать разные задачи: быстро находить нужный контент, извлекать информацию из больших массивов данных. Это значительно сократит время работы по сравнению с ручной обработкой и создаст возможности автоматизировать решения таких задач, как поиск нужного фрагмента видео по запросу, например, на камерах видеонаблюдения, поиск в базе данных различных видео по определенным параметрам или нахождение конкретных объектов в десятках часов видеозаписи.

Чтобы подготовиться к участию в совместном профиле ИИ НТО, на сайте Академии ИИ можно пройти образовательный курс по машинному обучению и ознакомиться с тренировочными задачами.

В Краснодаре вдвое увеличили именную молодежную стипендию

В Краснодаре студенты, которые стали соискателями стипендии главы города, с 2023 года будут каждый месяц получать более 4 тысяч рублей. Ранее размер выплаты был около 2 тысяч рублей.

Как сообщил исполняющий обязанности главы города Максим Слюсарев на встрече со студентами краевой столицы, власти необходимо понимать, что в настоящее время важно для молодежи, какие проблемы волнуют студентов, каким образом они хотят участвовать в общественной жизни. Об этом сообщает городской сайт Краснодара.

На встрече студенты задавали вопросы касательно стажировок и трудоустройства. Представитель Кубанского государственного университета задал вопрос о взаимодействии государства и бизнеса. Он отметил, что в городе немало сделано для развития дуального образования. Например, крупный производитель сельскохозяйственной техники в Краснодаре, принимал на стажировку третьекурсников. В итоге за несколько лет они стали специалистами, которым не приходится тратить время для адаптации на рабочем месте.

Максим Слюсарев также отметил, что и в городской администрации рады молодым специалистам. Один из блоков, курируемых им, связан с кадровой политикой. И.о. главы города получает все анкеты и личные дела соискателей, среди которых немало молодых специалистов, которые только прошли обучение, ни одному из них не отказали. Главное для работы – это знания и желание работать.

В диалоге были обсуждены и вопросы, касающиеся вовлечения молодежи в систематические занятия спортом. В частности, было предложено проведение студенческого турнира по армрестлингу, на состязания заранее был приглашен Максим Слюсарев. И.о. главы Краснодара поддержал такую идею.

Именные стипендии главы Краснодара получили 30 студентов высших учебных заведений и организаций СПО столицы Кубани. Всего в конкурсе участвовали 111 заявок, из них 21 поступила от студентов профессиональных образовательных организаций, 90 — от студентов высших учебных заведений.

Одиннадцатиклассники могут воспользоваться открытым банком текстов для подготовки к итоговому изложению

В текущем учебном году при проведении итогового изложения используют тексты из открытого банка, который будут постепенно пополнять.

Банк включает более 300 текстов, распределенных по трем разделам: «Нравственные ценности», «Мир природы» и «Страницы истории». Ознакомиться с разделами и самими текстами можно на сайте ФИПИ в разделе «Итоговое сочинение».

Итоговое изложение, аналогично итоговому сочинению, выступает непременным условиям для допуска к ГИА. Изложение пишут 11-классники в первую среду декабря. Работу могут писать как школьники 11 (12) классов, так и экстерны с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды. Ее также вправе выполнить учащиеся специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также те, кто учится в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Помимо этого, изложение адресовано ребятам, обучающимся дома или в санаториях по состоянию здоровья.

Тексты для изложений поместили в открытый банк, чтобы учащимся было легче готовиться к работе. Доступ к банку в текущем году открывается не позднее начала ноября. В нем специалисты собрали тексты, созданные с 2014 по 2022 годы российскими авторами.

В разделе «Нравственные ценности» представлены тексты о добре, любви, счастье, правде, милосердии, дружбе и творчестве. Здесь поставлены вопросы, касающиеся духовных ценностей, нравственного выбора и межличностных отношений.
Раздел «Мир природы» содержит тексты, описывающие красоту мира, рассказывающие об общении животных и человека. Они побуждают читателя поразмышлять об экологических проблемах, о тех уроках, которые природа дает человечеству.

«События истории» – в этом разделе даны фрагменты из биографии выдающихся личностей, которые внесли весомый вклад в развитие культуры, науки, техники. Здесь также представлены тексты, которые напоминают о значимых исторических событиях России, о подвигах ее народа.

Объем каждого текста для изложения составляет не более 300–380 слов. Каждый завершен по смыслу, в повествовании использован ярко выраженный сюжет. Здесь нет монологов и диалогов, могут быть лишь несколько реплик. Все тексты понятны учащимся с ОВЗ – написаны в привычном стиле, содержат минимальное количество слов со значением звука, а также с переносным значением. Тексты носят воспитательный характер.

Поддерживающие школы и вузы компании с 2023 года смогут получать налоговый вычет

Соответствующий закон подписал президент страны Владимир Путин.
Президент РФ Владимир Путин подписал закон подписал закон о налоговом вычете для компаний, поддерживающих школы и вузы. Компании, поддерживающие детские сады, школы, техникумы, колледжи и вузы, получили право на инвестиционный налоговый вычет

Инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет в совокупности не более 100% суммы расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, имеющим государственную аккредитацию, говорится в документе. Частный бизнес сможет поддерживать и развивать образовательные организации трех уровней: дошкольные образовательные организации, все учреждения среднего образования (школы, колледжи и техникумы), учреждения высшего и послевузовского образования. Закон вступит в силу с 1 января 2023 года.

В российских школах появится перечень учебников по обязательным школьным предметам

В России сформируют перечень учебников и пособий по обязательным школьным предметам. Их подготовят по новым правилам, в федеральный перечень учебников эти издания войдут бессрочно.

Для общественного обсуждения Минпросвещения России предлагался новый порядок формирования федерального перечня учебников для школ. Новый пул учебных пособий планируется создать по обязательным учебным предметам в школах. Для этого профессиональные специалисты сформируют технические задания, квалифицированные авторские коллективы подготовят учебники, которые затем пройдут «усиленный экспертный фильтр».

Чтобы обеспечить стабильность и единообразие образовательной среды, подготовленные по новым правилам учебные пособия включат в федеральный перечень учебников бессрочно. Об этом сообщает ТАСС.

В России прогнозируют сокращение сроков обучения в вузах до двух-трех лет

Ускоренное обучение в вузах может начаться уже в ближайшие 5–7 лет. Такое мнение высказал ректор Университета 2035 Вадим Медведев на конференции «Национальная технологическая революция 20.35», которая проходит в Санкт-Петербурге.

Он пояснил, что сокращение сроков обучения в вузах может произойти на фоне ускоряющегося технологического развития и за счет концентрации дисциплин. Потому что сейчас, пока студенты получают классическое образование, на которое уходит 5-6 лет, устаревают технологии, на смену им приходят новые, а это требует изменения методик обучения.

По мнению ректора Университета 2035, в этой ситуации правильным будет оставлять некую фундаментальную образовательную основу, а необходимые компетенции набирать за счет краткосрочных модулей. «Сокращение сроков получения высшего образования в этом случае может быть кратным, вплоть до двух-трех лет», – цитирует Медведева ТАСС. Он добавил, что речь идет о любых специальностях, в том числе и в области IT. Эксперт отметил, что такой сценарий могут начать реализовывать уже в ближайшие 5-7 лет.

Вадим Медведев подчеркнул, что сейчас специалист – это не просто кадровая единица, а личность со своими индивидуальными качествами. Поэтому будущих профессионалов ждет сокращение сроков обучения за счет концентрации знаний, усиленная профессиональная переподготовка, индивидуальные траектории обучения с концентрацией внимания на качествах конкретного человека. Ректор добавил, что современному работнику предстоит всю жизнь заниматься презентацией своих навыков.

Сокращение сроков обучения уже коснулось среднего профессионального образования. В этом учебном году стартовала программа «Профессионалитет», к которой присоединились 250 колледжей из 43 российских регионов. По образовательным программам проекта учится 150 тыс. студентов в 71 образовательно-производственном центре (кластере). Кластеры – это связующее звено между образовательной организацией и производством, то есть непосредственным работодателем, который принимает участие в подготовке нужных ему кадров.

В этом учебном году в рамках проекта готовят специалистов для 8 отраслей экономики: железнодорожный транспорт и машиностроение, сельское хозяйство, атомная, химическая и легкая промышленность, фармацевтика, металлургия. В общей сложности к «Профессионалитету» присоединились 200 предприятий. Со следующего года подготовка специалистов начнется еще и в таких отраслях: топливно-энергетический комплекс, лесная, космическая и пищевая промышленность, детские и социально-значимые товары, IT-сфера. Будет работать 141 образовательно-производственный кластер, то есть откроют еще 70 центров. В проект будут вовлечены более 500 компаний.

Записать ребенка в спортшколу: запущена ГИС «Физическая культура и спорт»

Государственная информационная система (ГИС) «Физическая культура и спорт» запущена на платформе «ГосТех». Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

По словам зампредседателя правительства, ГИС «Физическая культура и спорт» – это удобный инструмент управления спортивной отраслью, который объединит все сервисы для тех, кто занимается спортом, а это более 65 млн человек.

Дмитрий Чернышенко сообщил, что сейчас в системе доступен сервис по присвоению спортсменам званий и разрядов, а также размещен единый календарный план спортивных мероприятий. К регистрации приступили регионы, спортивные федерации и школы. Они также размещают всю необходимую информацию.

В ГИС также будет сервис по записи ребенка в спортивную школу с помощью портала «Госуслуги». Это станет возможным после того, как будут внесены необходимые поправки в закон о спорте, которые разработаны Минспортом. Сервис будет доступен по всей стране.

В свою очередь министр спорта Олег Матыцин рассказал, что сервисы системы призваны решать ежедневные задачи спортсменов, тренеров, организаторов соревнований и других участников отрасли. Он добавил, что ГИС «Физическая культура и спорт» нацелена на то, чтобы повысить эффективность государственного управления в этой сфере, сформировать современные механизмы взаимодействия между всеми представителями отрасли.

Директор «ГосТеха» Василий Слышкин пояснил, что ГИС «Физическая культура и спорт» – единственная централизованная система спортивной отрасли и первая глобальная информационная система Минспорта. Структура разрабатывалась с Министерством спорта, была проведена интеграция с порталом «Госуслуги», спроектировано более 300 новых цифровых сервисов в рамках работы над доменом «Спорт», сообщается на сайте Правительства РФ.

Отчислили из вуза: на Госуслугах разъяснили, когда можно восстановиться

Отчисление из учебного заведения, а если быть точным, то досрочное прекращение образовательных отношений, – это крайняя мера, которая даже прописана в законе «Об образовании в РФ». Иногда студент бросает учебу по своему желанию, иногда его вынуждают сделать это. Telegram-канал «Госуслуги: для родителей» разъяснил все нюансы по этому вопросу.

За что могут отчислить? Университеты самостоятельно устанавливать причины, по которым могут досрочно прервать образовательные отношения. Чаще всего это: неуплата за обучение на коммерческом отделении; академическая задолженность по ряду предметов; систематические пропуски занятий без уважительной причины; нарушения дисциплины; неявка на экзамен без уважительной причины; по инициативе самого студента или с согласия родителей, если учащемуся еще нет 18 лет.
На сайте конкретного вуза можно найти локальные документы, в которых прописаны причины отчисления из университета. Например, в одном учебном заведении могут отчислить за три задолженности, а в другом – за умышленную порчу имущества или нарушение правил проживания в общежитии.

Процедура отчисления. При выявлении нарушения администрация вуза составляет акт. Затем запрашивает у проштрафившегося студента объяснительную. Если учащийся по каким-то причинам не предоставил объяснительную или в ней написал неубедительные причины и доводы, то декан запускает механизм по ходатайству об отчислении. После этого уже выходит приказ об отчислении за подписью ректора.

Можно ли восстановиться после отчисления? Такая возможность сохраняется у студентов, которые были отчислены по собственному желанию. Учащийся может быть восстановлен в течение 5 лет с момента отчисления, но при наличии свободных мест. При этом условия обучения сохраняются.

Школьники любят проводить летние каникулы в детских лагерях, с родителями и в кругу друзей

Социологи узнали у российских детей, какой вид летнего отдыха для них предпочтительнее. Большинство выбрали летние оздоровительные лагеря.

Под финиш уходящего года специалисты Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ) решили, что называется, из первых уст, от самих детей, узнать, какой вид летнего отдыха им больше всего пришелся по вкусу и по душе. Большинство голосов (51%) предпочли провести летние каникулы в детских лагерях.

Среди основных побудительных мотивов в пользу такого выбора юные респонденты назвали три фактора: вкусную еду, комфортные бытовые условия и доброжелательность работников детского лагеря – 40, 39 и 28 процентов соответственно. Неудивительно, что 60% участников анкетирования неоднократно проводили лето подобным образом.

Тем не менее почти половина опрошенных школьников (46%) охотно отдохнули вместе с родителями, а 38% провели время в кругу своих сверстников, отправившись в поход или на экскурсию в соседний регион. Каждому десятому респонденту (10%) по душе дачный отдых, на природе, в стороне от городской суеты.

Формат летнего отдыха в значительной мере зависит от возраста и пола ребенка/подростка. Школьники младших классов предпочитают проводить это время в ближнем кругу: с родителями, родственниками, одноклассниками – 47, 20 и 17 процентов соответственно.

Ребята с 5 по 9 классы выбирают преимущественно спортивно-оздоровительные лагеря (53%), однако сохраняют интерес к поездкам с родителями – 48 процентов. В старших классах у подростков по-прежнему котируются лагеря (52%), однако отдых с друзьями становятся более предпочтительным, нежели общение с родителями – 49 против 38 процентов.

Люди с ограниченными возможностями получат доступ к образовательной литературе

В Правительстве России разрешили предоставлять онлайн-доступ к специализированным библиотекам для слепых и слабовидящих.

Как сообщается на сайте Правительства, люди с ограниченными возможностями получат доступ в онлайн-формате к специализированным библиотекам для слепых и слабовидящих, а также к общедоступным библиотекам, которые имеют отделы для обслуживания людей с ограниченными возможностями. Также доступ будет обеспечен к библиотекам образовательных и научных организаций, где учатся или преподают граждане с ограничениями по здоровью.

Раньше бесплатный онлайн доступ к книгам и учебной литературе имели только люди с нарушением зрения. Сейчас же перечень категорий граждан, которые могут пользоваться этой льготой значительно расширен. В списке около 80 позиций. Туда также входят люди, которые перенесли инсульт, страдающие рассеянным склерозом, болезнью Паркинсона.

«Бесплатные аудиокниги, журналы, учебные материалы на сайтах различных библиотек, а также научных и общественных организаций теперь будут доступны для большего числа людей с нарушениями здоровья», – говорится в сообщении.
Планируется, что доступ будет расширен в тех библиотеках, которые предназначены для слепых и слабовидящих. А также общедоступные библиотеки, которые имеют отделы для обслуживания людей с ограниченными возможностями.

 

Подбор материалов подготовлен:
комитетом Краснодарской краевой организации
Профсоюза работников народного образования и науки РФ