Информационный лист "Обзор печати" 28 марта - 03 апреля 2022г.
Всероссийский круглый стол «Приоритеты государства и общества в привлечении молодежи к работе в университетах России».
31 марта по инициативе Координационного совета председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов (КСП Профсоюза) состоялся Всероссийский круглый стол о перспективах профессионального роста и путях реализации социальных ожиданий молодых работников университетов «Приоритеты государства и общества в привлечении молодежи к работе в университетах России». В работе круглого стола приняли участие председатели первичных профорганизаций образовательных организаций высшего образования края, а также члены Совета молодых преподавателей вузов при краевой организации Профсоюза.
«Важнейшим фактором развития университетов и всей системы высшего образования России является сохранение ее самого важного капитала – преподавателей и учёных, привлечение к работе в университетах талантливых молодых выпускников, создание для них условий для саморазвития, карьерного роста, реализации самых смелых амбициозных идей и помощь в решении социально-бытовых вопросов, неизбежно сопровождающих любого молодого человека», - отметил в приветственном слове заместитель Председателя Общероссийского Профсоюза образования Вадим Дудин.
В рамках работы круглого стола участники обсудили меры по сохранению и привлечению в университеты талантливых выпускников, создание условий и возможностей для развития и профессионального роста молодых исследователей и преподавателей в вузах, предоставление дополнительных возможностей для профессиональной и творческой самореализации, определение приоритетов и существующих инструментов государственной политики в отношении молодых специалистов.
Наталья Потапова, председатель Совета молодых преподавателей вузов, старший преподаватель кафедры информационных образовательных технологий Кубанского государственного университета выступила с докладом «Проблемы обеспечения жильём молодых работников вузов», Светлана Новикова, член Совета, доцент кафедры психологии Сочинского государственного университета озвучила «Психологические проблемы молодых работников вузов».
Модель наставничества в действии
25 марта 2022 года под руководством сотрудников Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края прошло заседание региональной рабочей группы по реализации целевой модели наставничества в образовательных организациях края.
В состав рабочей группы вошли представители Академии Минпросвещения России, Краснодарской краевой организации Профсоюза, работники Института развития образования, педагоги и руководители образовательных организаций края. От краевой организации Профсоюза участие в заседании принял заместитель председателя Алексей Юрьевич Едигаров.
На заседании рассмотрели вопросы реализации целевой модели наставничества, обсудили новые методические рекомендации по реализации целевой модели наставничества педагогических работников, наметили перспективы развития наставничества в региональной системе образования.
Целью внедрения целевой модели наставничества является раскрытие творческого потенциала молодых педагогов, создание условий для формирования эффективной системы поддержки и профессиональной ориентации не только всех обучающихся в возрасте от 10 лет‚ но и педагогических работников разных уровней образования.
С 2020 года целевая модель наставничества в различных форматах внедрена в 738 образовательных организациях края: «Учитель-учитель» - 521 образовательная организация в 44 муниципальных образованиях; «Учитель-ученик» - 456 образовательных организаций в 39 муниципальных образованиях; «Ученик-ученик» - 207 образовательных организаций в 37 муниципальных образованиях; «Студент-ученик» - 2 образовательные организации в 2 муниципальных образованиях; «Работодатель-ученик» - 4 образовательных организации в 3 муниципальных образованиях.
В своем выступлении Алексей Юрьевич затронул вопросы подготовки и правовой экспертизы проекта нормативного акта краевого уровня, регламентирующего внедрение целевой модели наставничества, оплаты труда педагогов-наставников, закрепление дополнительных мер их поддержки в отраслевых соглашениях и коллективных договорах.
Профсоюзные лекции "Родительского университета" продолжаются...
Опубликовано третье профсоюзное видео в рамках проекта «Родительский университет», который реализуется Министерством образования и науки Самарской области совместно с Общероссийской организацией лидеров образования «Учитель года» и Самарской общественной организацией «Клуб учитель года» при поддержке Общероссийского Профсоюза образования.
На этот раз главные темы выпуска: Нужны ли домашние задания? И как сделать так, чтобы ребёнок выполнял их сам? Ответы на вопросы даёт эксперт аппарата Профсоюза, доктор педагогических наук, профессор Юлия Лях.
«Родительский университет» — инициатива Общероссийской организации лидеров образования «Учитель года», в которую входят практически все одноимённые региональные клубы.
Цель проекта — объединение всех участников образовательного процесса, а одно из направлений — лекториум для родителей, в котором педагоги в видео-формате «Научу за 5 минут» освещают самые актуальные вопросы обучения и воспитания детей.
Поскольку родители — одна из сторон образовательного процесса Общероссийский Профсоюз образования в этом проекте видит необходимость их просвещения в сфере нормативно-правовых актов, затрагивающих систему образования.
Первый профсоюзный видеоурок в рамках данного проекта был посвящён взаимоотношениям между учителями и родителями учеников. Его автором стала главный специалист по правовым вопросам правового отдела аппарата Профсоюза Елена Леонова. Тема второго — «Буллинг как он есть». В ней также, как и в новом ролике, помогает разобраться эксперт аппарата Профсоюза, доктор педагогических наук, профессор Юлия Лях.
Предложить свою тему для обсуждения на площадке «Родительского университета» можно направив письмо с пометкой «Родительский университет» на адрес электронной почты Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Добро пожаловать на XI сессию Всероссийской педагогической школы профсоюза!
25—30 апреля в Московской области на базе «Центра отдыха Голицыно» пройдёт XI сессия Всероссийской педагогической школы Общероссийского Профсоюза образования.
Тема сессии в этом году: «Наставничество — как важный элемент корпоративной культуры и эффективный инструмент развития человеческого капитала организации».
Для участия в ВПШ Профсоюза приглашаются действующие или потенциальные председатели советов молодых преподавателей среднего профессионального образования при региональной (межрегиональной) организации Профсоюза (один человек) и действующие или потенциальные председатели клубов «Наставник» (кураторы движения наставников) в региональной (межрегиональной) организации Профсоюза (один человек).
Квота на участие — два человека от региональной (межрегиональной) организации Профсоюза! Вне квоты приглашаются члены президиума Совета молодых педагогов при ЦС Профсоюза и клуба «Наставник». Общее количество участников — не более 200 человек.
Регламент работы ВПШ Профсоюза в этом году:
24 апреля — заезд организаторов и членов президиума Совета молодых педагогов при ЦС Профсоюза и клуба «Наставник»;
25 апреля — заезд участников. Открытие сессии;
26-29 апреля — работа ВПШ Профсоюза;
29 апреля (вечер) — закрытие ВПШ Профсоюза;
30 апреля (до 12:00) — отъезд участников.
Проезд для участия в ВПШ Профсоюза осуществляется за счёт направляющей организации. Проживание, питание, обучение — за счёт средств Центрального Совета Профсоюза. Организационный сбор на каждого участника — 3500 рублей.
Участники ВПШ Профсоюза проходят регистрацию и оформляют документы для оплаты организационного сбора на сайте https://prof.as/VPS.php до 8 апреля 2022 года.
По итогам сессии все участники ВПШ Профсоюза получат свидетельство участника ВПШ Профсоюза. Для получения удостоверения о повышении квалификации (36 часов) необходимо будет дополнительно зарегистрировать документы на сайте Учебного центра Профсоюза.
Контакты по вопросам участия в ВПШ Профсоюза:
Булгакова Оксана Игоревна — +7 (985) 604-14-22 (по организационным вопросам);
Голубев Дмитрий Олегович — +7 (915) 402-37-46 (участие представителей СМП Профсоюза и клуба «Наставник»);
Елшина Елена Станиславовна — +7 (916) 441-86-46 (по вопросам реализации программы);
Скоморохова Галина Валериевна — +7 (919)-998-91-91 (участие представителей среднего профессионального образования);
Вся актуальная информация о XI сессии ВПШ Профсоюза будет размещаться на сайте Общероссийского Профсоюза образования, портале профсоюзного актива и педагогов https://prof.as/VPS.php. Прямые трансляции с мероприятий ВПШ Профсоюза будут организованы в группах Общероссийского Профсоюза образования и Молодёжного педагогического движения социальной сети «ВКонтакте».
День охраны труда в Общероссийском профсоюзе образования
Общероссийский Профсоюза образования поддерживает предложения и инициативы региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза по проведению 28 апреля 2022 года мероприятий, посвящённых Дню охраны труда под девизом «Культура безопасности труда как ключевой элемент корпоративной культуры».
День охраны труда, проводимый в рамках Года корпоративной культуры в Профсоюзе, обращает внимание работников сферы образования, членов Общероссийского Профсоюза образования на актуальность данной тематики.
Именно культура безопасности труда включает в себя ценности, представления и принципы, являющиеся основой в управлении системой безопасности и охраны труда.
Повышая культуру безопасности труда, работодатели и профсоюзные организации образовательных организаций принимают активное участие в обеспечении функционирования системы управления охраной труда, проведении системных мероприятий, связанных с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков на рабочих местах.
Особое внимание должно быть уделено контролю за реализацией Федерального закона от 2 июля 2021 года № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и выполнению требований подзаконных нормативных правовых актов по охране труда.
В ходе подготовки и проведения Дня охраны труда Общероссийский Профсоюз образования предлагает региональным, межрегиональным организациям Профсоюза, техническим (главным техническим) инспекторам труда и внештатным техническим инспекторам труда, уполномоченным по охране труда профкомов образовательных организаций, членам комитетов (комиссий) по охране труда провести в апреле 2022 года месячники, декады, недели охраны труда.
В региональных, территориальных (местных) и первичных организациях Профсоюза рекомендуется провести следующие мероприятия:
тематические встречи и семинары;
обучение и проверку знаний требований по охране труда;
проверки (комплексные и тематические) состояния охраны труда в организациях;
актуализировать страницы по охране труда региональных и территориальных профсоюзных сайтов, а также сайтов и стендов по охране труда первичных профсоюзных организаций;
подготовить специальные выпуски наглядной агитации по охране труда;
организовать и провести различные квесты, олимпиады, конкурсы и т. д.
Рекомендуем также разместить информацию о проведении Дня охраны труда на профсоюзных сайтах и сайтах образовательных организаций с указанием победителей конкурсов, сопроводив публикации фотографиями, видео, презентациями и другими материалами.
Девиз дня охраны труда «Культура безопасности труда как ключевой элемент корпоративной культуры» рекомендуется использовать наряду с другими лозунгами, посвящёнными празднику солидарности трудящихся — Первому маю.
Организация и проведение Дня охраны труда — дополнительная возможность на федеральном, региональном и муниципальном уровнях подчеркнуть важность и актуальность вопросов охраны труда, необходимость решения проблем в этой сфере деятельности.
Уверены, что мероприятия Дня охраны труда Общероссийского Профсоюза образования послужат руководством к действиям работодателей и профсоюзных организаций для улучшения условий труда, профилактики производственного травматизма и профзаболеваний не только в этот день, но и в течение всего 2022 года.
Кубанские педагоги могут принять участие в профессиональных олимпиадах
29 марта стартуют две профессиональные олимпиады для педагогов: Всероссийская олимпиада учителей информатики «ПРО-IT» и Всероссийская олимпиада учителей естественных наук «ДНК науки». Учредителем профессиональных олимпиад выступает Минпросвещения России. Федеральный оператор – Академия Минпросвещения России.
Выполнять задания олимпиад «ПРО-IT» и «ДНК науки» можно будет дистанционно. Задания станут доступны с 10:00 (мск) 29 марта 2022 года до 23:59 (мск) 11 апреля 2022 года.
Проведение метапредметной олимпиады «Команда большой страны» и олимпиады для учителей русского языка «Хранители русского языка» запланировано на осень 2022 года.
Всероссийская профессиональная олимпиада учителей проводится по инициативе Минпросвещения России с 2021 года. Участие в состязании добровольное и бесплатное. В прошлом году в трех направлениях олимпиады в общей сложности приняли участие более 34 тысяч педагогов из всех регионов страны. Цель олимпиад – повышение статуса профессии учителя.
Более 100 педагогов уже получили свидетельства на выплату миллиона по ипотеке
Свидетельства о праве на получение социальной выплаты вручены 119 педагогам. Воспользоваться свидетельством для приобретения жилья необходимо в течение трех месяцев.
Всего заявления на получение краевой выплаты в 1 млн рублей в текущем году подали более 1400 педагогов Кубани. Тем, кто получил на электронную почту уведомление о необходимости подачи документов, необходимо в течение месяца со дня его получения обратиться в Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка. В случае неявки претендента или его несоответствия критериям программы будут приглашаться следующие по списку.
Согласно постановлению губернатора, 1 млн рублей на улучшение жилищных условий сможет получить педагогический работник общеобразовательной организации, который прожил в течение последних 10 лет в Краснодарском крае, не обеспечен жильем либо площадь имеющегося в собственности – менее 10 кв. метров на одного члена семьи.
Выплату можно использовать для первоначального взноса по ипотеке, как на первичном, так и вторичном рынках, постройку или реконструкцию дома. После получения средств педагог должен отработать 5 лет в общеобразовательной организации.
Очередной прием заявлений от педагогических работников общеобразовательных организаций на получение выплаты начнется после 15 апреля 2022 года. Дополнительная информация о порядке приема документов и условиях участия в программе будет размещена на сайте министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.
Подведены итоги ежегодного краевого конкурса «Учитель здоровья Кубани»
На торжественной церемонии закрытия профессионального конкурса назвали имена двух победителей и трех призеров.
Победителями стали учитель истории и обществознания школы №1 Каневского района Лариса Криворучко и учитель географии школы №12 Крымского района Татьяна Тебряева. Они будут представлять Кубань на XIII Всероссийском конкурсе «Учитель здоровья», который пройдет с 29 ноября по 1 декабря 2022 года.
В числе призеров – учитель начальных классов гимназии «Эврика» Анпы Оксана Николаева, педагог дополнительного образования центра детского творчества Апшеронского района Елена Заметаева и учитель физической культуры школы №4 Успенского района Алексей Бондаренко
Все участники, лауреаты и финалисты получили дипломы и подарки. Победителям вручили кубки лидеров в виде символа конкурсных состязаний, а также ценные призы от министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и Краснодарской краевой организацией Общероссийского Профсоюза образования.
Профессиональный конкурс «Учитель здоровья Кубани» прошел в регионе в 11-й раз. Он направлен на выявление талантливых педагогов, повышение их профессиональной компетентности в области формирования культуры здоровья у обучающихся и готовности к внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий.
В текущем году очные конкурсные испытания проходили на площадке краевого Института развития образования с 28 по 30 марта. В них принимали участие 10 педагогов, признанных лучшими по итогам заочного отбора среди 48 участников со всего края. В течение трех конкурсных дней участники представили творческую презентацию «Я – учитель здоровья», провели и проанализировали урок или внеклассное занятие, а также выступили с творческой импровизацией на тему «Культура здоровья».
Состоялось очередное заседание аттестационной комиссии министерства
Заседание аттестационной комиссии министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края проходило в режиме видеоконференцсвязи. В работе участвовали 13 членов комиссии. Вела заседание заместитель председателя комиссии, начальник управления общего образования министерства Елена Мясищева.
Рассматривались вопросы о приёме заявлений, об установлении квалификационных категорий и об оценивании результатов профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников.
Последний вопрос наиболее активно обсуждался членами аттестационной комиссии. Принято решение оценивать результаты участия обучающихся и педагогов-наставников во Всероссийском конкурсе «Большая перемена» в критерии «Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности» утвержденных в крае Измерительных материалов для оценки профессиональной деятельности педагогических работников.
Также члены комиссии одобрили возможность поощрения педагогов за участие в деятельности регионального методического актива. Данный результат будет оцениваться в показателе «Участие педагогического работника в экспертной и организационно-методической деятельности по различным направлениям» критерия «Личный вклад в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности».
В марте аттестованы 1079 педагогических работников, из них на первую квалификационную категорию – 480 педагогов, на высшую – 599. Новые заявления о проведении аттестации на квалификационные категории продолжают поступать в личные кабинеты на сайте http://attest.iro23.ru/ краевого Научно-методического центра.
Аттестационная комиссия министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края проводит аттестацию педагогических работников муниципальных и государственных образовательных организаций, образовательных организаций других краевых ведомств: министерства здравоохранения, министерства культуры, министерства физической культуры и спорта, департамента по делам казачества, военным вопросам и работе с допризывной молодежью Краснодарского края.
Организационно-техническое, экспертно-аналитическое, и информационно-методическое обеспечение проведения аттестации возложено краевым министерством на Научно-методический центр, в частности на его структурное подразделение – отдел сопровождения процедуры аттестации педагогических работников.
Более 80 тысяч первоклассников примут школы Кубани в 2022 году
Первый этап приема заявлений начнется 1 апреля и продлится три месяца.
C 1 апреля по 30 июня заявления о приеме на обучение будут принимать от семей, проживающих на закрепленной за школой территории, включая имеющих право внеочередного, первоочередного или преимущественного приема.
С 6 июля документы принимают от жителей, кто не закреплен за желаемой образовательной организацией. Этот этап продлится до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.
Подать документы можно на региональном портале, который интегрирован с порталом Госуслуг, направить по электронной почте или заказным письмом с уведомлением о вручении.
Для приема в школу родители должны предоставить личное заявление, паспорт, свидетельство о рождении и регистрации ребенка по месту жительства или пребывания.
Зачислять первоклассников будут без вступительных испытаний. Школа может отказать в приеме в случае отсутствия свободных мест. Тогда муниципальное управление образованием предложит семье другое учреждение.
Состоялось первое в текущем году заседание коллегии министерства
Заседание коллегии министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края прошло под руководством министра Елены Воробьевой. В нем традиционно приняли участие представители министерства, органов законодательной власти, общественных организаций, руководители ведущих образовательных организаций Кубани.
Участники обсудили итоги осуществления в 2021 году государственной молодежной политики и ход реализации на территории региона двух ключевых мероприятий: введения с 1 сентября в школах обновленных государственных образовательных стандартов и выполнения мероприятий по модернизации школьных систем образования.
Заместитель министра Оксана Грушко рассказала, что участниками федеральной программы капитального ремонта школ в этом году стала 41 общеобразовательная организация края. Утверждены региональная и муниципальные дорожные карты реализации мероприятий программы в регионе, в настоящее время идут конкурсные процедуры по отбору подрядчиков проведения капитального ремонта зданий. Все работы должны завершиться к началу нового учебного года.
«В рамках программы проводятся не только ремонтные работы, из федерального бюджета на каждую школу выделены средства в размере 6,5 млн рублей на обновление оборудования и инфраструктуры. Кроме того, средства краевого бюджета направлены на закупку учебных пособий и организацию курсов повышения квалификации для педагогов», - рассказала замминистра Оксана Грушко.
В реализации программы активное участие принимают как педагоги, так и родители и обучающиеся. Школьники участвуют в разработке дизайн-проектов школьных помещений, а представители Штаба родительского общественного контроля – в контроле за сроками и качеством выполнения работ.
Реализацию в Краснодарском крае молодежной политики осветил заместитель министра Сергей Урайкин. На территории Краснодарского края функционирует развитая система учреждений, включающая органы по делам молодежи в каждом муниципалитете, 74 молодежных центра, более 900 подростковых клубов по месту жительства, 724 объекта дворовой инфраструктуры. С молодежью работают более 1,5 тысяч специалистов.
«В планах на ближайшую перспективу – создание условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития, а также усиление работы по информированию молодых людей о тех возможностях, которые предоставляет государство», - отметил Сергей Урайкин.
О готовности общеобразовательных организаций Краснодарского края к введению обновленных федеральных государственных стандартов рассказала начальник управления общего образования Елена Мясищева. Переход на обновленные ФГОС в школах региона планируется осуществить в течение трех лет. С нового учебного года по обновленным стандартам будут обучаться только школьники первых и пятых классов. Это порядка 158 тысяч обучающихся из 1166 общеобразовательных организаций.
Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечить создание на территории страны единого образовательного пространства и усилить роль школы в воспитании детей и молодежи. Предусмотрено расширение знаний школьников о здоровом образе жизни и экологии, задействованы интерактивные программы патриотического воспитания.
«В настоящее время особое внимание уделено подготовке педагогов. Курсы повышения квалификации по единой разработанной на федеральном уровне программе ведут Академия Минпросвещения России, краевой Институт развития образования и три педагогических колледжа региона. Подготовку проходят порядка 18 тысяч учителей», - рассказала Елена Мясищева.
Кроме того, в ходе заседания коллеги принято решение ходатайствовать о награждении двух научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории региона, государственными наградами за многолетнюю плодотворную работу, высокое профессиональное мастерство и большой личный вклад в развитие российской науки и образования.
Краснодарский край завоевал 22 награды на ХХV Московском международном Салоне «Архимед-2022»
Выставка изобретений прошла в Москве.
Представители Кубанского государственного университета, Кубанского технологического университета, Кубанского аграрного университета и Краснодарского научного центра по зоотехнии и ветеринарии также приняли участие в Салоне «Архимед-2022» сразу по нескольким направлениям. Они презентовали 24 проекта. По итогам оценки экспертного жюри кубанские вузы и научный центр завоевали 9 золотых медалей, 7 серебряных наград и еще 6 работ получили «бронзу».
Также участники от Краснодарского края получили кубок «За активную работу по развитию изобретательства и рационализаторства в регионе». Представители КубГУ получили специальный приз за проект «Биоплато для очистки водоемов и мониторинга состояния окружающей среды», а также почетными дипломами и благодарностями наградили разработчиков проектов из КубГТУ, Краснодарского научного центра по зоотехнии и ветеринарии и Кубанского научного фонда получили дипломы почтения и благодарности.
– Международный Салон – это площадка, где ученые не только презентуют свои работы и могут найти компаньонов или индустриальных партнеров. Это прежде всего место, где можно заявить о себе, о своих возможностях и достижениях, и быть по достоинству оцененным, – отметил руководитель «Кубанского научного фонда» Виктор Владимирович Анисимов.
По итогам ХХV Московского международного Салона «Архимед-2022» золотые награды получили:
– проект «Лаборатория удаленного доступа «Дифракция лазерного излучения на дифракционной решетке» – КубГТУ;
– проект «Разработка продуктов питания биокоррегирующего действия для людей, работающих в арктических условиях» – КубГТУ;
– проект «Прогрессивные технологии в производстве напитков для здорового питания» – КубГАУ имени И.Т. Трубилина;
– проект «Кисломолочные продукты функционального назначения с использованием продуктов пчеловодства» – КубГАУ имени И.Т. Трубилина;
– проект «Способ диагностики рака легких по выдыхаемому воздуху с применением нейронных сетей» – КубГУ;
– проект «Биоплато для очистки водоемов и мониторинга состояния окружающей среды» – КубГУ;
– проект «Новые функционализированные силикагели как основа органо-минеральных материалов для твердофазного синтеза, технологий разделения концентрирования, сенсорики» – КубГУ;
– проект «Способ электробаромембранного извлечения ценных ионов из природных вод и высокоэффективные мембраны для его реализации» – КубГУ;
– проект «Мембранный реактор парового риформинга метанола» – КубГУ.
«Культура для школьников»: в России запущен уникальный интернет-портал для детей
2 апреля начал работу портал «Культурадляшкольников.РФ», который объединит все доступные цифровые ресурсы о культуре для детей и молодёжи. Также на площадке будут собраны спектакли, лекции и лучшие примеры отечественного кинематографа.
Доступ к порталу бесплатный. Им могут пользоваться дети, их родители и учителя.
Ресурс призван популяризировать культуру среди российских детей и подростков. Его также можно будет использовать в качестве дополнительного пособия при подготовке школьных уроков.
Материалы будут регулярно обновляться, чтобы обеспечить максимально интересный контент для пользователей.
Проект «Культура для школьников» Минпросвещения и Минкультуры России совместно с Российским фондом культуры, Роскультпроектом и компанией Яндекс запустили в 2019 году. Цель – пробудить интерес к культуре как можно большего количества детей, педагогов и родителей, а также раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал подрастающего поколения.
Эксперты РЦК рассказали про внедрение бережливых технологий в систему образования
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края совместно с АНО «Региональный центр компетенций» провели видеоконференцию с кубанскими образовательными учреждениями. В рамках реализации национального проекта «Производительность труда» в РЦК недавно начали разработку методических рекомендаций для систем «Образования», «Здравоохранения», «Санаторно-курортной отрасли» и «Водоканала». В рамках онлайн-встречи руководитель проекта «Образование» раскрыла перед представителями команд краевых детских садов, школ и колледжей особенности подготовки к партнёрской проверке качества образца (ППКО). Важно, что до проведения проверки у организаций есть время на самооценку и устранение найденных несовершенств.
Задача ППКО в первую очередь – экспресс-диагностика организации по направлениям развития методов бережливого производства с привлечением специалистов региона, передача личного опыта, обмен лучшими практиками, выявление сильных сторон и областей для улучшения и формирование культуры постоянных улучшений. Инструменты бережливого производства позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недочёты в системе образования и за короткий срок добиваться значимых результатов по их устранению.
«Для подготовки к партнёрской проверке необходимо составить чёткий регламент посещения организации, представить председателю и членам комиссии материалы, подтверждающие критерии достижения уровня образца по трём блокам: «Управление проектами улучшений», «Вовлечение, обучение, мотивация персонала» и «Готовность к тиражированию». Материалы по реализованным проектам также должны быть оформлены в методические пакеты», – рассказала руководитель проекта «Образование» РЦК Краснодарского края Людмила Горнушина.
В апреле-мае на Кубани пройдут выездные мероприятия, по итогам которых каждое учреждение, заявленное в качестве образца, будет представлять свое учреждение. Работу координирует министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края. В конце года команды будут защищать уровень регионального образца.
Сергей Кравцов: «Все регионы – участники программы капремонта школ утвердили внутренние дорожные карты»
Минпросвещения России завершило первый отбор заявок на капитальный ремонт школ в 2022–2023 годах, все регионы – участники программы утвердили внутренние дорожные карты. Об этом сообщил Министр просвещения Сергей Кравцов на расширенном совещании с партией «Единая Россия» по вопросу реализации программы капремонта школ. Совещание провёл секретарь Генсовета партии Андрей Турчак. К обсуждению присоединились депутаты Госдумы, представители родительского сообщества из регионов.
«На сегодняшний день Министерством полностью завершён первый отбор заявок на участие в программе в 2022–2023 годах. По его итогам будет отремонтировано более 2065 объектов в 80 субъектах Российской Федерации. Всего на эти цели из федерального бюджета ежегодно предусмотрено почти 70 млрд рублей. По итогу капитального ремонта приёмка должна проходить с участием управляющих советов школ. Во всех регионах работают штабы родительского контроля. Мы должны сделать всё, чтобы создать комфортную безопасную среду», – сказал Министр просвещения Сергей Кравцов.
Он добавил, что в рамках программы проводятся не только ремонтные работы: около 14 млрд рублей из запланированных на два года средств будет выделено на оборудование. Это более 6,5 млн рублей на один объект капитального ремонта.
«Сегодня все регионы – участники программы утвердили внутренние дорожные карты, в которых детально прописали аспекты её реализации. Подчеркну также необходимость заключения государственных контрактов в апреле текущего года», – отметил Сергей Кравцов.
Министр просвещения напомнил, что 31 марта заканчивается дополнительный отбор заявок на 2023 год и на оставшуюся часть 2022 года.
Секретарь Генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Турчак сообщил, что большинство регионов начали реализацию программы капремонта школ.
Он указал, что будут оптимизированы расходы в связи с ростом стоимости на материалы – уже принято решение о замене стройматериалов из недружественных России стран на отечественные или из дружественных стран. Помимо этого, при возможности нужно отказаться от проведения конкурсных процедур, считает секретарь Генсовета «Единой России».
«Надо, чтобы в процесс капремонта сразу были вовлечены все ответственные ФОИВы, которые впоследствии принимают объект: пожарные, Ростехнадзор, Роспотребнадзор и так далее», – сказал Андрей Турчак.
Он также предложил перераспределять между регионами средства на капремонт школ в случае нарушения сроков выполнения программы. Инициативу поддержал Министр просвещения Сергей Кравцов.
Глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова отметила три составляющих капитального ремонта: соблюдение сроков, контроль качества используемых материалов и обновлённое содержание школьного пространства. По её словам, важной частью воспитательной работы в школе является школьный музей. В России активно работают 1200 школьных музеев. Методическую и организационную помощь в этом вопросе может оказать Музей Победы на Поклонной горе (Москва).
Она также добавила, что проработки требует и вопрос перевода детей в другие школы на время ремонтных работ в их учебном заведении.
Депутат Государственной Думы, координатор проекта «Новая школа» партии «Единая Россия» Алёна Аршинова обратила внимание на необходимость сокращать бюрократические согласования в пользу упрощения процесса координации работы.
На совещании также был обсужден проект обеспечения учеников младших классов бесплатным горячим питанием. Андрей Турчак предложил Правительству изыскать дополнительное финансирование на организацию школьного питания в связи с тем, что подорожание некоторых продуктовых позиций достигло 30%.
«На прошлой неделе нами внесён проект закона о бесплатном двухразовом питании в школах для детей с ОВЗ. Сейчас порядок чётко регламентирован только для тех, кто учится в интернатах. Наш законопроект позволит исправить эту несправедливость», – подчеркнул Андрей Турчак.
Сергей Кравцов, в свою очередь, отметил, что в 2021 году регионам по программе горячего питания было направлено более 54 млрд рублей, в 2022 году эта сумма превысит 63 млрд рублей.
«Мы понимаем, что недостаточно просто перечислить средства. В итоге мы должны следить за качеством и разнообразием горячего питания. Напомню, что во время заседания штаба Минпросвещения России 17 марта была поставлена задача включить все школы в мониторинг, который проводит Федеральный центр мониторинга питания обучающихся Института возрастной физиологии РАО», – добавил он.
Справочно
По поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина всего до конца 2026 года в рамках государственной программы «Развитие образования» отремонтируют 7,3 тыс. зданий школ.
Программа не ограничивается ремонтными работами, а подразумевает масштабное развитие школ: закупку оборудования, повышение квалификации учителей. Всё это позволит создать комфортную и современную образовательную среду.
В соответствии с задачей, поставленной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года, все учащиеся начальных классов (с 1-го по 4-й) должны быть обеспечены бесплатным горячим питанием не реже одного раза в день.
Министерством просвещения Российской Федерации проведена соответствующая работа для того, чтобы с 2020/21 учебного года нормы, закрепляющие обеспечение всех младшеклассников бесплатным горячим питанием, распространялись на все регионы страны. Бесплатное горячее питание в настоящее время получают 100 процентов учеников начальных классов российских школ.
Телефон горячей линии: + 7 (800) 200-91-85.
Спортивные клубы будут созданы во всех колледжах России
Сеть колледжей в России достигла 3230, и уже к 2024 году во всех организациях среднего профобразования появятся спортивные клубы. Об этом заявил первый заместитель Министра просвещения России Александр Бугаев на совещании по вопросам развития физической культуры и спорта в организациях СПО.
«Спорт – это одна из важных составляющих формирования гармонично развитой личности, поэтому мы ведём масштабную работу в этом направлении. Сегодня в нашей стране уже многое сделано для формирования позитивного отношения к спорту и здоровому образу жизни, и для Минпросвещения России развитие этой работы – одна из приоритетных задач», – подчеркнул он.
Александр Бугаев предложил колледжам и вузам использовать опыт и модели создания школьных спортклубов.
В течение апреля будут проведены вебинары для образовательных организаций, посвящённые порядку регистрации спортивных клубов.
Участники совещания обсудили важность преемственности воспитательной работы в школах и колледжах и перечень спортивных мероприятий, которые состоятся в 2022 году.
«Чтобы вырастить здоровое поколение, необходимо обеспечить правильные подходы к развитию физической культуры и спорта в образовательных организациях», – резюмировал первый заместитель Министра.
Новый выпуск журнала «Вестник образования» Минпросвещения России посвящён программе «Профессионалитет»
Мартовский номер электронного журнала «Вестник образования» Минпросвещения России посвящён новым трендам развития отечественной системы среднего профессионального образования, и прежде всего федеральной программе «Профессионалитет».
В своём вступительном слове Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов подчеркнул, что программа «Профессионалитет» нацелена на построение принципиально новой модели подготовки квалифицированных кадров.
«Эта уникальная программа уже в сентябре 2022 года охватит студентов самых разных специальностей. Сроки обучения по ней будут сокращены за счёт интенсификации и практико-ориентированного подхода. В колледжах – участниках проекта изменятся подходы к преподаванию, сформируется новая структура образовательных программ, будут внедрены современные управленческие модели», – сказал Министр просвещения Сергей Кравцов.
Директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин пояснил, что программа «Профессионалитет» синхронизирует подготовку кадров с потребностями экономики страны. В условиях новых экономических реалий и необходимости оперативного развертывания работы по импортозамещению это особенно важно.
«Проект «Профессионалитет» станет локомотивом комплексной перезагрузки системы среднего профобразования. Основная наша задача, учитывая растущий интерес молодёжи к обучению в колледжах, – широкое распространение отраслевой модели подготовки кадров и массовая подготовка специалистов по востребованным профессиям», – прокомментировал Виктор Неумывакин.
Ректор Института развития профобразования Наталия Золотарева уточнила, что одно из ключевых мероприятий «Профессионалитета» – переподготовка и повышение квалификации всех сотрудников образовательно-производственных кластеров.
«Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки уже разработаны Институтом развития профессионального образования, в апреле стартуют первые учебные модули. Преподаватели, мастера производственного обучения и методисты научатся конструировать образовательные программы под запрос реального сектора экономики, в том числе с использованием «Конструктора компетенций», пройдут стажировки на базе опорных предприятий и лидеров отрасли», – рассказала Наталия Золотарева.
В рубрике «Главная тема» журнала «Вестник образования» Минпросвещения России представлены интервью с представителями бизнеса и системы образования. Так, сопредседатель Комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Комаров высказал убеждённость в том, что курс на импортозамещение создаст спрос на рабочие кадры во многих отраслях промышленности, а потому повышение качества профобразования вследствие реализации программы «Профессионалитет» актуально сейчас как никогда.
Об участии работодателей в распределении, а при необходимости и в увеличении контрольных цифр приёма в колледжи на особо востребованные специальности и профессии рассказал начальник Департамента профессионального образования Томской области Юрий Калинюк; а о планах подготовки управленческих команд для проекта «Профессионалитет» в Мастерской управления «Сенеж» – проректор Мастерской по образовательной деятельности Мария Афонина.
В рубрике «Точка зрения» заместитель Министра образования Московской области Любовь Сторчак поделилась уникальными практиками взаимодействия системы СПО с предприятиями-партнёрами, а заместитель генерального директора АНО «Корпоративная Академия Росатома» Алексей Пономаренко уточнил, как эта работа ведётся в сфере атомной энергетики.
Новыми материалами пополнились разделы «Методика», «Документы» и «Календарь событий».
Рубрика «Новости» обновляется в журнале «Вестник образования» Минпросвещения России ежедневно и включает обзор наиболее значимых событий в сфере образования и воспитания в регионах страны.
Минпросвещения и институт Уполномоченного по правам человека будут вводить в образовательные стандарты правозащитную тематику
В Доме прав человека прошла встреча Министра просвещения России Сергея Кравцова с Уполномоченным по правам человека в России Татьяной Москальковой.
Сергей Кравцов рассказал о процессе обучения ребят, прибывших из ДНР и ЛНР. По его словам, всего 57 российских регионов приняли в образовательные организации более 13 тысяч детей из Донецкой и Луганской народных республик. Дети получают не только общее, но и дополнительное образование, в систему интегрированы также дети-сироты.
Татьяна Москалькова отметила опыт конструктивного взаимодействия с Минпросвещения России. Уже в течение пяти лет проводится Единый урок по правам человека и реализуется ряд правопросветительских проектов. Она также сообщила о необходимости повышения эффективности преподавания в школах темы прав человека.
Уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева, присутствовавшая на встрече, подчеркнула необходимость включить в проектную деятельность правовое просвещение школьников. По словам московского омбудсмена, тему прав человека также необходимо интегрировать и в курс изучения иностранных языков.
Александр Бугаев встретился с руководителями колледжей, включённых в федеральную программу «Профессионалитет»
Первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев провёл рабочую встречу с руководителями образовательных организаций, ставших участниками федеральной программы «Профессионалитет».
Мероприятие проводилось на площадке Московского колледжа транспорта Российского университета транспорта.
Участники встречи обсудили перспективы реализации программы и практические аспекты её внедрения в образовательных организациях.
В условиях импортозамещения именно новый отраслевой подход к подготовке современных профессионалов позволит решать вопросы адресной подготовки кадров для приоритетных отраслей развития российской экономики. Колледжи – участники проекта «Профессионалитет» станут реальными кадровыми центрами импортозамещения.
Уже в апреле стартует приёмная кампания в организациях среднего профессионального образования, и 16 апреля для потенциальных участников программы «Профессионалитет» пройдёт Единый день открытых дверей.
В новом учебном году по программам федерального проекта «Профессионалитет» будут обучаться порядка 150 тысяч студентов.
В педвузах стартовал проект «Новые горизонты» Российского общества «Знание»
Российское общество «Знание» запустило проект «Новые горизонты», который будет проходить на площадках федеральных педагогических вузов. Специалисты проведут цикл лекций, которые помогут людям подстроиться под социально-экономические изменения и сохранить благополучие.
Лекторы расскажут, как управлять финансами в условиях неопределенности, почему важно развивать критическое мышление и как сохранять спокойствие в любое время. Также будет затронута тема о том, каким потенциалом обладает Россия для развития экономики.
В апреле лекции состоятся в Благовещенском государственном педагогическом университете, Самарском государственном социально-педагогическом университете, Армавирском государственном педагогическом университете, а также Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург).
До конца мая мероприятия в рамках проекта «Новые горизонты» Российского общества «Знание» пройдут во всех федеральных педагогических вузах.
Правительство утвердило концепцию дополнительного образования детей до 2030 года
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал концепцию полного обновления системы дополнительного образования детей к 2030 году. Соответствующий документ опубликован на сайте Правительства.
Концепция будет реализовываться в два этапа: с 2022 по 2024 год и с 2025 по 2030 год.
Она предполагает распространение целевой модели развития дополнительного образования по всем регионам страны: введение персонифицированного финансирования и выдачу сертификатов, позволяющих школьникам посещать кружки и секции бесплатно.
В организациях дополнительного образования будут созданы новые учебные места, обновлена инфраструктура зданий.
Планируется закупить новое оборудование, внедрить цифровые сервисы, развивать сеть технологических кружков, открывать в школах музеи, театры, спортивные клубы и медиацентры.
Одним из направлений работы станет формирование школьных туристических маршрутов, позволяющих учащимся познакомиться с историей и традициями своих регионов.
Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья, а также привлечению к работе в этом сегменте молодых специалистов, в том числе для обучения школьников в сельской местности. Для них Правительство также подготовит новые меры поддержки.
Набор участников нового потока кубанского проекта «Бизнес молодых» объявят в апреле
Вениамин Кондратьев поручил доработать программу обучения. Об этом стало известно на краевом расширенном планерном совещании, которое провел губернатор.
– Несмотря на новые экономические условия в Краснодарском крае продолжит работать школа «Бизнес молодых». Этот проект уже показал свою востребованность и эффективность. В прошлом году его участниками стали 3 тысячи человек, более 150 из них открыли собственное дело. В 2022 году мы должны доработать программу обучения с учетом текущей ситуации, чтобы помочь начинающим предпринимателям, – сказал Вениамин Кондратьев.
Губернатор сообщил, что выпускники школы могут получить 1 млн рублей под 0,1% годовых без залога и поручителей от краевого Фонда микрофинансирования. Заместитель главы региона Александр Руппель отметил, что всего Фонд выдал лучшим ученикам 25 займов на сумму более 27 млн рублей.
– «Бизнес молодых» стал прорывной идеей в развитии предпринимательства, особенно среди молодежи. Поэтому продолжим реализацию проекта. В апреле объявим набор на первый поток, в июле – на второй. Мы детально проанализировали результаты, собирали обратную связь от участников и экспертов, чтобы в этом году сделать проект еще более эффективным, – сказал Александр Руппель.
О старте набора в школу «Бизнес молодых» и подробности новой программы сообщат в ближайшее время.
Пресс-служба администрации Краснодарского края
Профсоюзные организации края приняли участие в акции «10 тысяч шагов к жизни»
Всероссийская акция «10 тысяч шагов к жизни» проходила 3 апреля 2022 года одновременно во всех субъектах РФ и была приурочена ко Всемирному дню здоровья
Акция «10 000 шагов к жизни» проводится в России с 2015 года. Она основана на рекомендации Всемирной организации здравоохранения проходить в день от 6 до 10 тыс. шагов для поддержания нормальной физической активности.
Мероприятие посвящено Всемирному дню здоровья и организуется в рамках национального проекта «Демография».
Инициаторами выступают Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации», Общероссийский Конгресс муниципальных образований, Общенациональная Ассоциация территориального общественного самоуправления при поддержке Минспорта и Минздрава России.
Главная цель акции – привлечь внимание максимального числа граждан к выбору и ведению здорового образа жизни, повышению двигательной активности. «Ходьба – золотой рецепт оздоровления», считают организаторы.
Девиз мероприятия в 2022 году – «Здоровье планеты — наше здоровье».
Активный отдых размеренному предпочли кубанцы разных возрастов: от детсадовцев до пенсионеров. На акцию подтягивались целыми семьями и трудовыми коллективами, профактивисты.
Председатель координационного совета организаций профсоюзов в муниципальном образовании Приморско-Ахтарский район организовал участие в акции профактивистов района.
В Сочи в акции приняли участие спортсмены, молодежь, общественники, волонтеры, люди серебряного возраста. В Центральном районе прогулка стартовала от памятника Николаю Островскому на Курортном проспекте и завершилась у Северного мола морского порта. Колонну возглавила серебряный призер зимних Олимпийских игр-2022 в Пекине Ирма Махиня.
В Хостинском районе маршрут проходил по «тропе здоровья» в микрорайоне Мацеста. В Адлерском районе — вдоль реки Мзымты и центральной набережной. После этого в рамках акции участники совершили заплыв в море.
В Геленджике в акции «10000 шагов к жизни» поучаствовали 300 человек
Участники прошли шесть километров по набережной. Конечной точкой акции стала детская здравница «Лазуревый берег». Дойдя до нее, участники повернули и пошли обратно. Всего было пройдено шесть километров или 10000 шагов.
В конце мероприятия всем участникам выдали сувениры на память в виде значков.
В Северском районе акция проходила в парке «Сосновая роща» п.Северского, в Белоглинском районе на стадионе им.Мацнева г.Белая Глина, в станице Динской в Комсомольском парке.
Всероссийская акция «10000 шагов к жизни» в Туапсинском районе собрала свыше 500 участников.
Центральной площадкой акции в Крыловском районе стала площадь перед районным Домом культуры.
На месте сбора участников в Краснодаре (Береговая, 144) работал мобильный комплекс министерства здравоохранения Краснодарского края, где каждый смог проверить состояние своего организма. Также все желающие могли сдать нормы ГТО.
Вузы сами примут решение о переносе видеоконтента на российские платформы
По закону российские вузы могут сами принимать важные для своей деятельности решения.
Письмо, направленное Министерством науки и образования РФ российским вузам о переносе контента с YouTube на российские платформы VK.Video и Rutube, носит рекомендательный характер.
Ранее сообщалось о том, что вузы получили письмо от Минобрнауки, в котором содержалась просьба перенести весь видеоконтент учебных заведений на отечественные платформы. Письмо носит характер рекомендации, поскольку учреждения высшего образования наделены правом самостоятельно принимать решения, сообщили ТАСС в пресс-службе министерства.
Это правило закреплено в федеральном законе об образовании, отметили в ведомстве. Кроме того, там добавили, что просьба связана с заинтересованностью в максимальном присутствии вузов России на отечественных онлайн-сервисах VK.Video и Rutube.
В России заработал бесплатный портал о культуре для школьников, учителей и родителей
Сервис объединит все доступные цифровые ресурсы о культуре для подрастающего поколения.
Министерство культуры РФ сообщило о запуске интернет-портала «Культурадляшкольников.РФ», на котором буду собраны все доступные цифровые ресурсы о культуре для детей и молодежи, а также собраны спектакли, лекции и лучшие отечественные фильмы.
Уже сейчас на портале можно найти образовательные уроки, созданные командой лауреата международных премий Петра Лундстрема, мастер-классы по художественному чтению и пению Нонны Гришаевой и Юлии Пересильд. В пресс-службе Минкультуры РФ отметили, что доступ ко всем материалам портала является бесплатным для детей, их родителей и учителей.
В ведомстве рассказали о цели проекта: ресурс призван популяризировать культуру среди российских детей и подростков, его также можно будет использовать в качестве дополнительного пособия при подготовке школьных уроков. Материалы планируется постоянно обновлять, чтобы обеспечить максимально интересную базу контента для пользователей.
Одной из первой акцией, которая стартовала на портале, стал Всероссийский онлайн-марафон «Моя любимая сказка». Как уже сообщало сетевое издание «Учительская газета», известные деятели культуры предлагают школьникам прочитать авторские сказки и сказки народов России и поделиться видеороликами в социальных сетях. Проект стартовал в Международный день детской книги.
Проект «Культура для школьников» Минкультуры России, Минпросвещения России совместно с Российским фондом культуры, Роскультпроектом и компанией Яндекс запущен в 2019 году. Цель – пробудить интерес к культуре как можно большего количества детей, педагогов и родителей, а также раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал подрастающего поколения. В рамках проекта используются наиболее доступные форматы получения знаний, включая интерактивные и цифровые технологии.
В российских вузах откроются 83 магистерские программы в сфере искусственного интеллекта
Программы разработаны ведущими университетами страны.
В российских вузах появятся 83 магистерские программы в сфере искусственного интеллекта, которые будут основаны на запросах предприятий отраслей экономики. Магистерские программы разработаны ведущими университетами.
Первыми вузами, где начнется из реализация, станут: Дальневосточный федеральный университет, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова.
Кроме того, в 2023/24 учебном году начнется обучение по программам бакалавриата по этим направлениям, сообщается на странице Рособрнадзора в социальной сети «ВКонтакте». Отмечается, что в прошлом году представители федеральных учебно-методических объединений, ведущих университетов и педагогические работники приняли участие в разработке образовательного модуля «Системы искусственного интеллекта», который уже работает в российских вузах.
Утверждены новые правила итоговой аттестации школьников, обучающихся за границей
Постановлением правительства РФ определены правила выдачи документов об образовании детям, которые учатся за пределами России и не смогут пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА) из-за организационных сложностей, вызванных действиями недружественных иностранных государств.
Согласно постановлению, которое подписал председатель кабинета министров РФ Михаил Мишустин, школьники получат документы об образовании на основе промежуточной аттестации, сообщается на сайте российского правительства.
В сообщении уточняется, что речь идет об учениках, которые, проживая за границей, учатся дистанционно или находятся на семейной форме обучения.
Обычно для таких ребят Рособрнадзор при необходимости организовывал пункты сдачи экзаменов за рубежом, но теперь из-за сложившейся ситуации сделать это невозможно, пояснили в пресс-службе кабмина.
В постановлении определен также порядок прохождения ГИА в России для школьников из Луганской и Донецкой народных республик и Украины. Отмечается, что дети смогут участвовать в ГИА на равных условиях со своими российскими сверстниками или смогут по своему выбору воспользоваться результатами промежуточной аттестации.
На платформе «Сферум» открылась серия обучающих вебинаров для учителей
Первая онлайн-встреча проходила в субботу, 2 апреля, и посвящена проектированию образовательного опыта.
2 апреля на платформе «Сферум» в режиме онлайн прошла практическая конференция о проектировании образовательного опыта с помощью возможностей сервиса. Педагоги, которые уже в совершенстве овладели платформой «Сферум», поделились с коллегами своим опытом. Мастера «Сферума» рассказали, как можно использовать платформу в методической работе школы, проводить родительские собрания и классные часы, использовать «Сферум» во внеурочной деятельности.
Сервис дает возможность организовывать кружковую работу и руководить индивидуальным проектированием студентов. Об этом также пойдет речь на вебинаре. Еще одна тема, которая поднимут педагоги, – гибридная форма организации учебной деятельности, сообщается на сайте проекта.
5 апреля в 15:00 (МСК) состоится вебинар для администраторов «Как управлять платформой Сферум». Участникам встречи расскажут, как работать со структурой школы в «Сферуме»: быстро и просто приглашать учителей и учеников в школьное сообщество, добавлять классы и создавать чаты.
6 апреля в 09:00 (мск) и в 15:00 (мск) пройдут вебинары для учителей «Первые шаги на Сферум», а 7 апреля в 14:00 (мск) – вебинар «Как работать с платформой Сферум».
«Сферум» – бесплатная платформа для учителей и учеников. Здесь можно проводить онлайн-занятия, совершать видеозвонки, общаться в чатах, делиться документами, составлять расписание уроков и даже вести информационный канал школы. Основная задача «Сферума» — помочь учителю организовать обучение.
В апреле начнется приемная кампания в колледжи в рамках программы «Профессионалитет»
Назначен Единый день открытых дверей для будущих участников программы «Профессионалитет». Он состоится 16 апреля. Об этом стало известно на встрече первого замминистра просвещения Александра Бугаева с руководителями колледжей, которые вошли в федеральный проект.
Мероприятие прошло на площадке Московского колледжа транспорта Российского университета транспорта. Участники встречи обсудили вопросы по внедрению программы «Профессионалитет» в учреждениях СПО, а также перспективы ее реализации.
Как отметила пресс-служба Минпросвещения, новый отраслевой подход к подготовке высококвалифицированных специалистов позволит решить проблемы адресной подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики России. И колледжи, которые стали участниками программы «Профессионалитет», станут настоящими кадровыми центрами импортозамещения.
Сообщается, что уже в апреле стартует приемная кампания в учреждения СПО, а 16 апреля состоится Единый день открытых дверей для потенциальных участников программы «Профессионалитет». Ожидается, что в новом учебном году в рамках проекта будут учиться около 150 тысяч студентов.
Глава СК теперь может организовывать воспитательную работу в ведомственных учебных заведениях
Теперь в России председатель Следственного комитета РФ имеет полномочия по организации в системе СК РФ воспитательной, психологической и культурно-просветительской деятельности, а также может вести работу по развитию физической культуры и спорта.
Соответствующий указ подписал Владимир Путин. Изменения внесены в статью 13 федерального закона «О Следственном комитете РФ». Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Стоит пояснить, что к системе Следственного комитета России относятся в том числе и образовательные учреждения. Это Московская и Петербургская академии СК, а также кадетские корпуса и специализированные школы для девочек. Теперь глава СК получил полномочия по изданию нормативных правовых документов для регулирования деятельности этих образовательных организаций.
Как говорилось в пояснительной записке к этому документу, принятие закона позволит разработать и установить в системе Следственного комитета РФ порядок и основы воспитательной работы, составить список мероприятий психологического мониторинга и культурно-просветительских событий, а также разработать порядок и условия взаимодействия самого СК с организациями науки и культуры.
Кроме того, ведомство теперь может обеспечивать развитие физической культуры и спорта в следственных органах и учреждениях СК, а также привлекать учащихся образовательных организаций СК, сотрудников ведомства и их семьи к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях.
Правовое просвещение школьников обсудили российский омбудсмен и министр просвещения
На встрече в Доме прав человека Уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой и министра просвещения России Сергея Кравцова шла речь о развитии правового просвещения школьников.
Как отмечается на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, омбудсмен отметила значимость взаимодействия института государственного правозащитника и Министерства просвещения России.
По словам Татьяны Москальковой, в настоящее время можно говорить о конструктивном взаимодействии ведомств: в течение 5 лет проводится Единый урок по правам человека, проходят различные правопросветительские проекты. Федеральный омбудсмен также сказала о необходимости повышения эффективности преподавания в школах темы прав человека.
По ее мнению, необходимо сформировать мировоззрение о правах человека – пока эта тема раскрыта не полностью. Действующие образовательные программы разного объема, некоторые ориентируются на западные стандарты. При этом в стране за последние 25 лет сформировалась национальная правозащитная система.
Во встрече также участвовала Уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева. Она подчеркнула, что необходимо рассмотреть вопрос о включении в проектную работу правовое просвещение учащихся школ. По ее мнению, тему прав человека нужно интегрировать в изучение иностранных языков.
В итоге встречи Татьяна Москалькова и Сергей Кравцов определили траекторию движения по укреплению образовательных стандартов в правозащитной тематике.
В настоящее время систему образования пополняют актуальными направлениями – в частности, темой финансовой грамотности. Знания в этой области включены в образовательный процесс и проверяются, например, специальными олимпиадами. Как ранее сообщало сетевое издание «Учительская газета», в Липецкой области походил фиатлон среди старшеклассников – они продемонстрировали свои знания в финале олимпиады по финансовой грамотности. Для повышения компетентности педагогов проводятся семинары по данной тематике.
В каком возрасте соцсети особенно опасны для молодежи – мнение психологов
Психологи и нейробиологи Кембриджского и Оксфордского университетов выявили взаимосвязь между активностью в соцсетях и удовлетворенностью жизнью. Для этого ученые проанализировали сведения о 17,5 тыс. детей, подростков и молодежи в возрасте от 10 до 21 года.
Результаты исследования специалисты опубликовали в журнале Nature Communications. Выяснилось, что существуют возрастные периоды, когда подростки становятся особенно чувствительными к негативу в социальных сетях. Чем больше времени он проводит онлайн, тем спустя год меньше его удовлетворяет жизнь. Также установлена обратная взаимосвязь: чем меньше ребенок в совестях – тем через год его больше радует действительность.
Этот период у девочек и мальчиков разнится. Для девочек опасным оказался возраст от 11 до 13 лет, а для мальчиков — от 14 до 15 лет. Специалисты полагают, что разница обусловлена особенностью развития мозга у представителей разных полов, а также с более поздней половозрелостью мальчиков.
Помимо этого, ученые установили другой опасный для активности в соцсетях возраст – он одинаков для девушек и юношей. В 19 лет особенно уязвимы перед Сетью, потому что в их жизни происходит много изменений. Это и начало самостоятельной жизни, основание семьи, и начало учебы либо работы.
Кравцов заявил, что ученики начальных классов и дальше будут бесплатно есть в школах
На сегодняшний день проблем с организацией бесплатного горячего питания для школьников начальных классов не замечено. Об этом заявил глава Минпросвещения Сергей Кравцов.
Кравцов уточнил, что все деньги, которые были предусмотрены на эти цели, направлены в регионы. «Рисков мы не видим», – приводит ТАСС слова министра. Кравцов отметил, что в каких-то субъектах «определенная паника общая была, но сейчас ситуация стабилизирована». Глава Минпросвещения заверил, что ресурсов на выполнение программы по горячему питанию хватает, в школах и на предприятиях есть продукты. По его словам, проект и дальше будет реализован, сбоев не будет.
Накануне на расширенном совещании по вопросу реализации программы капитального ремонта школ зампредседателя Совета Федерации Андрей Турчак предложил найти дополнительное финансирование для программы горячего питания, чтобы сохранить качество блюд и размер порций, сообщалось на сайте «Единая России». Он пояснил, что есть проблемы в связи с ростом цен. По его словам, у поставщиков запас продуктов, которые они купили до подорожания, остался на одну – две недели. И они уже обращаются в муниципалитеты с предложениями разорвать контракты, добавил Турчак. Он подчеркнул, что нельзя допустить срыва важнейшей программы, а также ситуации, когда властям придется выбирать – уменьшить порции или экономить на качестве.
На этом же совещании Сергей Кравцов сообщил, что в 2022 году на программу горячего питания будет направлено более 63 млрд рублей. В прошлом году средства были направлены в 84 региона на сумму более 54 млрд рублей. Глава Минпросвещения отметил, что недостаточно просто перечислить деньги, нужно следить за качеством и разнообразием горячего питания. "Поэтому в середине марта была поставлена задача включить все школы в мониторинг, который проводит Федеральный центр мониторинга питания обучающихся Института возрастной физиологии РАО", - добавил министр.
В «Артеке» подготовят 10 тыс. советников по воспитанию для школ и колледжей России
В Международном детском центре «Артек» в текущем году подготовят 10 тысяч советников директоров школ и организаций СПО по воспитанию. Это в 4 раза больше, чем в первый год реализации программы.
Как рассказал директор центра Константин Федоренко, в прошлом году в центре подготовили 2,5 тыс. советников из 10 субъектов России. В текущем году намерены подготовить 10 тыс. специалистов для школ и колледжей. Об этом сообщает ТАСС.
По словам руководителя «Артека», в 2020 году фактически возродили созданную в СССР подготовку вожатых в формате школы педагогического работника. Этот опыт представили министру просвещения Сергею Кравцову, и в прошлом году по его поручению стали готовить советников директоров образовательных организаций по организации и реализации воспитательных процессов.
В 2020 году президент страны подписал закон об укреплении воспитательной работы в образовании. В законе «Об образовании в РФ» установлен механизм организации воспитательной работы.
С начала прошлого года Минпросвещения и Российское движение школьников открыли конкурс «Навигаторы детства», где отбирают кандидатов на должность советника директора школы по воспитанию и работе с детскими объединениями. Новые должности в штатном расписании школ в 10 регионах ввели с 1 марта прошлого года.
В настоящее время детский центр становится все популярнее. Количество желающих отдохнуть в нем ребят за 4 года увеличилось в 4 раза – со 180 тыс. до 800 тыс. Приехать в «Артек» может любой школьник на конкурсной основе. Для этого ему нужно заполнить портфолио на сайте и набрать определенное количество баллов.
RAEX представило рейтинги лучших вузов России
Агентство RAEX составило 29 предметных рейтингов лучших высших учебных заведений страны. Двенадцать из них возглавляет МГУ имени М. В. Ломоносова.
Лучшие вузы выявили по разным направлениям: в естественных и инженерных науках, в математике, социальных и гуманитарных направлениях, в медицине и педагогике. Как сообщает сайт агентства, в списки вошли 136 вузов из 41 региона. В них шире всего представлены университеты Москвы и Санкт-Петербурга – 40 и 17 вузов соответственно. Шесть вузов представил Татарстан и пять – Башкортостан.
МГУ имени М. В. Ломоносова лидирует в 12 рейтингах, один раз он занял вторую позицию и четыре раза – третью. За ним следует СПбГУ – вуз занял 13 призовых мест (1 первое, 8 вторых и 4 третьих), а также НИУ ВШЭ. Высшая школа экономики уступила СПбГУ по числу вхождений в тройки лучших (9 раз), однако опередила по числу первых мест (4 «золота», все – в науках об обществе).
Лучшими по предметному охвату оказались крупные федеральные университеты в регионах страны: Уральский федеральный университет вошел в 21 предметный рейтинг, Казанский федеральный университет – в 20, Южный и Дальневосточный федеральные университеты представлены в 19 рейтингах.
По словам гендиректора рейтингового агентства, RAEX Дмитрия Гришанкова, данные рейтинги стали первыми предметными списками в семействе «Три миссии университета». Ими дополнилась система академических рейтингов, которая представлена институциональными рейтингами, оценивающими вузы в целом, а не достижения в конкретных областях. В новых рейтингах сравнили университеты в разрезе предметных знаний – по объективным критериям.
В двадцатке лучших рейтинга в сфере «Медицина» лидируют специализированные вузы во главе с Сеченовским университетом и РНИМУ им. Н. И. Пирогова. Медицинское образование в России хорошо обеспечено кадрами и финансами. По объему денежных средств в расчете на студента медвузы на 43% превосходят среднее значение по другим предметным областям, а по удельному числу сотрудников – на 45%. В них обучается больше всего студентов – более 260 тысяч будущих медиков.
В тройке лидеров по масштабам подготовки, кроме медицины, также информационные технологии и педагогика. Количество бюджетных мест по этим направлениям все увеличивается, в течение года их стало больше в педвузах на 25%, а по направлениям ИТ выросло вдвое – до 160 тысяч. В сфере ИТ лидируют МГУ, МФТИ и ИТМО. Первыми в педагогике стали Московский городской педагогический университет, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена и Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Предметные рейтинги составляли, базируясь на анализе статистики. Для этого использовали сведения Минобрнауки России, провайдеров библиометрических данных Clarivate Analytics и Scopus, организаторов студенческих состязаний «Я – профессионал», системы мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа СКАН-Интерфакс, агрегаторов онлайн-курсов, платформы веб-аналитики Alexa, а также соцсетей.
Российским студентам могут разрешить сдавать дипломы в электронном виде
Такое предложение внес на заседании Госдумы депутат Виталий Милонов. Соответствующий запрос отправлен главе Минобрнауки Валерию Фалькову.
Депутат Госдумы Виталий Милонов выступил с предложением разрешить студентам вузов, а также других учебных заведений сдавать дипломы на цифровых носителях. Речь идет об этом учебном годе.
Милонов подчеркнул, что сейчас в нашей стране отмечено повышение цен на бумагу. Причина – в нарушении поставок сырья, необходимого для работы, связанной с производством бумаги. Депутат убежден, что проблемы носят временный характер, они будут устранены. Однако в данный момент распечатка каждого документа может оказаться очень дорогой.
Обращение с предложением о сдаче дипломов в этом году на цифровых носителях Госдума направила главе Министерства науки и высшего образования РФ Валерию Фалькову, сообщает RT, ссылаясь на копию документа.
Подбор материалов подготовлен:
комитетом Краснодарской краевой организации
Профсоюза работников народного образования и науки РФ