Информационный лист "Обзор печати" 14 марта - 20 марта 2022г.

Информационно - просветительский центр «Культура здоровья»

Основа профессионального долголетия заключается в гармоничном общении в коллективе, именно об этом шла речь 11 марта 2022 года, на очередном бесплатном онлайн-вебинаре, проводимом в рамках сотрудничества Краснодарской краевой организации Общероссийского Профсоюза и автономной некоммерческой организации информационно - просветительским центром «Культура здоровья».


Мудрый спикер – психолог, специалист по психосоматике, автор и ведущий тренингов по навыкам публичных выступлений, профилактике стресса и профессионального выгорания на рабочем месте, Елена Мельник, уделила внимание понятию психологической зрелости, рассказала о внутренних наработках, необходимых педагогам для гармоничной жизни в профессии, о внутреннем договоре как основе этикета в коллективе, о том, что нужно делать, чтобы коллектив стал родным.

Затем для слушателей, которых собралось более 2 тысяч человек из всех муниципальных образований края, были проведены практические упражнения с тренингами и загадками.
Вебинар прошёл в атмосфере интерактивного общения, что подчеркнуло актуальность и важность обсуждаемой темы.

Педагогический дебют

17 марта 2022 года завершились испытания краевого профессионального конкурса «Педагогический дебют» в 2022 году.
В торжественной церемонии закрытия конкурса, состоявшейся в Краевом доме работников образования, приняли участие председатель краевой организации Профсоюза Сергей Даниленко и заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края – Оксана Грушко.

Ежегодно конкурс профессионального мастерства проводится региональным министерством образования, науки и молодежной политики и Краснодарской краевой организацией Общероссийского Профсоюза образования в целях выявления талантливых педагогов, их поддержки и поощрения, повышения их социального статуса и престижа педагогической профессии, распространения инновационного педагогического опыта.

Победителем краевого профессионального конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Молодой педагог дополнительного образования» 2022 году стал Врубель Филипп Александрович - педагог дополнительного образования центра творческого развития и гуманитарного образования, г.Сочи.

Призерами краевого конкурса в номинации «Молодой педагог дополнительного образования» стали: Бикбаев Ахад Иркинович - педагог дополнительного образования школы № 1, Динской район; Лабузова Алина Олеговна - педагог дополнительного образования центра общего и дополнительного образования "Перспектива", г. Краснодар

Победителем краевого профессионального конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Молодой учитель» 2022 году стал Безверхий Александр Сергеевич - учитель истории и обществознания школы № 21, Лабинский район.

Призерами краевого конкурса в номинации «Молодой учитель» стали: Сергеева Наталья Александровна - учитель начальных классов школы №6, г. Краснодар; Грицай Алина Валерьевна - учитель биологии гимназии № 25, г. Краснодар.

Победителем краевого профессионального конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Молодой воспитатель» 2022 году стала Мосюк Диана Эдуардовна - воспитатель детского сада № 19, Тимашевский район.

Призерами краевого конкурса в номинации «Молодой воспитатель» стали: Клюева Мария Николаевна - воспитатель детского сада №2, Абинский район; Валеева Сафия Абдурашитовна - воспитатель детского сада «Сказка», г. Краснодар.

Лауреаты и призеры краевого конкурса получили ценные подарки от партнера краевой организации профсоюза - Центра офтальмохирургии «Ирис», а победители конкурса - сертификаты на денежные премии краевой организации Профсоюза и путевки в профсоюзный пансионат «Рассвет» в городе-курорте Геленджике.

Поздравляем всех участников с успешным завершением конкурса, желаем дальнейших успехов и новых профессиональных побед!

На связи Общероссийский профсоюз образования

Присоединяйтесь к нашим сетевым ресурсам, будьте в курсе событий, пишите, задавайте вопросы, делитесь впечатлениями, ставьте лайки, делайте репосты и оставляйте комментарии.

Общие:

Сайт — https://www.eseur.ru
«ВКонтакте» — https://vk.com/eseur
«Одноклассники» — https://www.ok.ru/eseur2018
YouTube — https://www.youtube.com/user/profsouz2
Telegram — https://t.me/eseur

СКС Профсоюза:
Сайт — http://sksrf.ru/
«ВКонтакте» — https://vk.com/sks_rf
YouTube — https://www.youtube.com/channel/UCezP6Pw8pI8an0yKKAiOo4g
Telegram — https://t.me/sks_rf

СМП Профсоюза и клуб «Наставник»:
«ВКонтакте» — https://vk.com/smp_prof

КСП Профсоюза:

Сайт — https://ksp.eseur.ru

Краснодарская краевая организация:
Сайт — https://www.профсоюзобразования.рф
«ВКонтакте» — https://vk.com/profobrkk

Ждём вас!


Взаимодействие СКС профсоюза и Минобрнауки России: планы и перспективы

16 марта в Москве, в рамках мероприятий Студенческого координационного совета Общероссийского Профсоюза образования, прошла встреча Президиума СКС Профсоюза с заместителем министра науки и высшего образования Российской Федерации Григорием Гуровым и директором Департамента государственной молодёжной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России Денисом Ашировым.

В рамках встречи были рассмотрены следующие вопросы:

О деятельности СКС Профсоюза. О предложениях по вопросам совместной работы Профсоюза и Минобрнауки России в части взаимодействия с СКС Профсоюза. О проведении совместных мероприятий Профсоюза и Минобрнауки России со студенческой молодёжью, направленных на развитие социокультурной среды для формирования высококвалифицированных специалистов.
Об использовании средств, выделяемых вузам на организацию культурно-массовой, физкультурной, спортивной и оздоровительной работ.
О стипендиальном обеспечении.
О временном трудоустройстве обучающихся.
О деятельности СКС Профсоюза в сфере контроля качества образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования.
О молодёжной политике в образовательных организациях высшего образования.

Мы понимаем, что необходимо выстраивать и усиливать работу по взаимодействию СКС Профсоюза по многим направлениям, работать над трудоустройством выпускников. Молодёжная политика стала очень большим пластом работы, поэтому видим необходимость создания в вузах проректоров по молодёжной политике, — поделился планами министерства Григорий Гуров. — Будем продолжать проект «Твой ход», а также планируем уделить большое внимание студенческому туризму.

Мы готовы активно взаимодействовать с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, — подчеркнул председатель СКС Профсоюза Виктор Шабельник. — Мы готовы выходить на подобные встречи регулярно. Надеемся также на встречу с министром науки и высшего образования Российской Федерации Валерием Фальковым.

Накануне в центральном офисе Общероссийского Профсоюза образования состоялась рабочая встреча Президиума СКС Профсоюза с Председателем Профсоюза Галиной Меркуловой и заместителем председателя Профсоюза Вадимом Дудиным.

В рамках нацпроекта родители могут бесплатно получить консультацию по вопросам воспитания и обучения детей

В 2022 году федеральную грантовую поддержку получили 14 консультационных центров Краснодарского края. Они бесплатно оказывают психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование».

Консультационные центры создаются на базе дошкольных образовательных и автономных некоммерческих организаций с привлечением средств федерального гранта и краевого бюджета.

Победителями гранта текущего года стали муниципальные детские сады Армавира (№ 6, 9, 30, 37), Анапы (№ 14), Краснодара (Сказка, № 24, 175), Новороссийска (№ 49), Сочи (№ 86), Курганинского района (№ 19), Северского района (№ 15), ЧОУ НОШ «Счастливое детство» и краевой Центр диагностики и консультирования.

Консультативная помощь предоставляется только родителям или законным представителям детей в возрасте от 0 до 18 лет. Если родителям на время посещения центра не с кем оставить маленького ребенка, в игровой комнате под присмотром консультанта он найдет себе занятие по интересам.

С семьями работают педагоги-психологи, учителя-логопеды и учителя-дефектологи. Рекомендации можно получить как при личной встрече, так и по телефону или в формате онлайн. Помимо индивидуальных и групповых консультаций специалисты центров проводят обучающие мероприятия с выдачей сертификата.

Консультационные центры помогают семьям решить проблемы в поведении и развитии детей и подростков, устранить трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, оказать поддержку по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Основная задача заключается не столько в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, сколько в поддержании у родителей стремления организовать семейный досуг интересно и с пользой, научить эффективно и качественно проводить время с ребенком.

Информация о работе консультационных центров размещается на сайтах организаций, на базе которых они созданы. Полный список и контакты центров, работающих на территории Краснодарского края, также размещены на сайте растимдетей.рф. Чтобы получить квалифицированную помощь специалистов, необходимо предварительно записаться на консультацию по телефону или заполнить форму на сайте образовательной организации. Родители сообщают, какая проблема их волнует, и определяют наиболее удобное для них время посещения консультационного центра.

На портале также размещены информационные и мультимедийные материалы, призванные повысить родительскую компетенцию в области образования и воспитания детей.

В России появятся колледжи креативных индустрий

В регионах России создают экспериментальные площадки, на которых будет проводиться апробация программ профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям в сфере креативных индустрий.
Студенты смогут освоить такие направления, как реклама и маркетинг, разработка компьютерных игр, медиадизайн, анимация, подготовка фотовидеоконтента, музыка, звукорежиссура и саунд-дизайн.

На участие в пилотном проекте подали заявки образовательные организации 11 регионов, конкурсный отбор и разработку образовательных программ для колледжей креативных индустрий осуществляет Институт развития профессионального образования.
Отбор пройдёт в три этапа. Финалистам предстоит презентовать свои площадки и стратегию развития учебного заведения.
На базе образовательных организаций будут запущены проектно-продюсерские центры, оснащённые высокотехнологичным оборудованием. Это позволит студентам создавать проекты по различным творческим направлениям уже на этапе обучения.
Апробация модели колледжа креативных индустрий на экспериментальных площадках начнётся уже в этом году. Лучшие практики получат поддержку и масштабирование на федеральном уровне.

Победителями Открытых всероссийских соревнований по спортивному ориентированию стали школьники из Краснодарского края

Во Всероссийском детском центре «Смена» определили победителей Открытых всероссийских соревнований школьных команд по спортивному ориентированию. Первое место заняла команда из Краснодарского края, второе место – из Волгоградской области, третье – из Тульской.

В соревнованиях принимали участие представители 32 регионов страны.
Школьники соревнуются в нескольких дисциплинах: «Кросс-выбор», «Кросс-эстафета – 2 человека», «Маркированная трасса», «Кросс-эстафета – 3 человека». Используя карту и компас, команды должны быстрее остальных преодолеть маршрут на незнакомой местности через фиксированные контрольные пункты.

Медали в личном зачёте юные спортсмены разыграли ещё в первый день соревнований. Первое место в разных возрастных категориях завоевали Ульяна Моисеева (Республика Мордовия), Варвара Бондарь и Егор Зузов (Краснодарский край), Артём Панов (Свердловская область).

Победители и призёры командных соревнований получили кубки, медали и дипломы. Памятные свидетельства и сувениры вручили всем участникам соревнований.

Всероссийские соревнования школьников по спортивному ориентированию проходили в ВДЦ «Смена» с 8 по 14 марта. В них приняли участие свыше 400 школьников в возрасте от 14 до 17 лет.


Новый номер журнала «Семья и школа» посвящён защите персональных данных детей в интернете

Институт воспитания Российской академии образования выпустил новый номер журнала «Семья и школа», основной темой которого стала защита персональных данных детей в интернете.
Читатели также узнают, как познакомить ребёнка с миром профессий, как выбирать спортивные секции, как подготовиться к походу с детьми.

Особое внимание будет уделяться подросткам: эксперты расскажут о преимуществах колледжей и о том, с какими мифами о работе блогеров сталкиваются современные старшеклассники.
Журнал доступен на сайте семьяишкола.рф как в печатной версии, так и в формате подкастов, которые можно прослушать в любое удобное время.

Справочно
«Семья и школа» – российский журнал для родителей и педагогов, история которого началась ещё в XIX веке. Издание стало одним из первых педагогических журналов в России.
В 2021 году, в 150-летний юбилей журнала, Институт воспитания РАО при поддержке Министерства просвещения РФ возобновил его издание.

Стартовали региональные чемпионаты «Абилимпикс»

В субъектах Российской Федерации стартовали чемпионаты по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Чемпионат является одним из проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей» и проводится при поддержке Минпросвещения России.

Победители региональных чемпионатов проходят в общероссийский финал, которым является ежегодный Национальный чемпионат «Абилимпикс», а лучшие участники Национального чемпионата получат шанс войти в состав национальной сборной «Абилимпикс» Россия и представлять нашу страну на международном уровне.

«В России соревнования проводятся с 2015 года, и за это время десятки тысяч конкурсантов всех возрастов смогли не только продемонстрировать профессиональное мастерство и навыки, но и найти своё призвание. Участие в чемпионате – это уже победа каждого из вас, демонстрация уверенности и несгибаемой воли. Конкурсантов готовят самые внимательные педагоги и мастера, которые всецело поддерживают каждого, кто решается освоить профессию и добиться в ней высшего мастерства. Я признателен всем педагогам и наставникам за вклад в успешное будущее каждого конкурсанта», – прокомментировал начало соревновательного сезона первый заместитель Министра просвещения России, заместитель председателя Организационного комитета по проведению национального чемпионата «Абилимпикс» Александр Бугаев.

В 2022 году к участию в региональных чемпионатах готовятся около 14 тысяч человек по более чем 130 компетенциям. В каждом субъекте выбор компетенций отвечает запросам региональной экономики, а также включает региональную специфику, отражающую национальные и этнокультурные особенности региона, например «Чувашская вышивка», «Приготовление кыстыбый» или «Бурятские буузы». Конкурсные задания разработаны с учётом профессий, по которым участники смогут трудоустроиться после успешного освоения компетенций.

В прошлом году самыми востребованными среди участников компетенциями стали «Обработка текста», «Швея», «Столярное дело», «Изобразительное искусство», «Поварское дело», «Адаптивная физическая культура» и «Малярное дело».

Региональные чемпионаты пройдут во всех 85 субъектах Федерации и должны завершиться до 1 июня 2022 года. Финал соревновательного сезона, которым является Национальный чемпионат «Абилимпикс» – запланирован на август 2022 год и пройдет в столице при поддержке Правительства Москвы.

Детальный график проведения соревнований в каждом субъекте Российской Федерации опубликован на сайте Национального центра «Абилимпикс».

Чемпионаты «Абилимпикс» проводятся с учётом передового международного опыта Международной Федерации «Абилимпикс» (International Abilympics Federation) и имеют трёхуровневую структуру: региональный, национальный и международный уровни.

Сергей Кравцов: «Школьные спортивные клубы – ядро развития детско-юношеского спорта»

Министр просвещения России Сергей Кравцов провёл совещание по вопросам развития детско-юношеского спорта и реализации Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года.

«Ядро развития детско-юношеского спорта – это деятельность школьных спортивных клубов. Поэтому мы формируем их перечень. Сейчас зарегистрировано уже более 26,5 тысячи школьных спортивных клубов. И процесс продолжается. К концу 2022 года должны появиться ещё 10 тысяч таких клубов», – сказал Сергей Кравцов.

Минпросвещения продолжит работу, чтобы школьные спортивные клубы создавались во всех регионах.
«Мы совместно с Министерством спорта в течение февраля провели широкую методическую работу по разъяснению и консультированию субъектов Федерации относительно разработки своих региональных программ развития детско-юношеского спорта. На данный момент от всех субъектов получены проекты региональных программ развития детско-юношеского спорта», – добавил Сергей Кравцов.

Важно, чтобы во всех концепциях была отражена региональная специфика, был дан детальный анализ проблем и состояния системы детско-юношеского спорта в субъекте, а также в план должны быть включены мероприятия по обучению детей плаванию.

«Минпросвещения России уже получило предложения от 16 общероссийских спортивных федераций и сформировало пакет модулей на этот год. Начата активная работа совместно с федерациями по различным видам спорта: фитнес-аэробике, спортивной борьбе, бадминтону, флорболу, легкой атлетике, шахматам. Также в разработке модули по боксу, городошному спорту, гольфу, го, дзюдо, конькобежному спорту, киберспорту, лапте, сквошу, регби, теннису, роллер-спорту», – отметил Сергей Кравцов.

На совещании также обсудили вопросы доступности спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций для детей, семей с детьми и иных категорий населения в целях организации занятий физической культурой и спортом во внеурочное время.
Министр спорта Московской области Дмитрий Абаренов рассказал о реализации в регионе проекта «Открытый школьный стадион», в рамках которого жители смогут заниматься спортом бесплатно, используя территорию школьных стадионов.

Президент Всероссийской федерации плавания Владимир Сальников сообщил о мерах, необходимых для того, чтобы с 2023 года обучать детей плаванию как базовому жизнеобеспечивающему навыку.

Члены Общественного совета при Минпросвещения России обсудили перспективы реализации проектов Министерства в 2022 году

Система образования в России не снижает темпов развития. Об этом в ходе заседания Общественного совета при Минпросвещения России заявил первый заместитель Министра просвещения Александр Бугаев.

«Мы ведём масштабную работу как по существующим направлениям, так и по новым. Министерство продолжает реализацию ключевых программ, таких как капитальный ремонт школ, патриотическое воспитание, подготовка к запуску проекта «Профессионалитет» на базе 70 колледжей страны, организация горячего питания для начальной школы, международная деятельность», – сообщил Александр Бугаев.

Он информировал, что в настоящее время Минпросвещения России совместно с региональными органами исполнительной власти занимается вопросами адаптации и обучения в школах и колледжах ребят из ДНР и ЛНР.

«Принят ряд важных решений, связанных с образованием, с аттестацией этих ребят», – отметил первый заместитель Министра.
Александр Бугаев обратил внимание на то, что к работе подключились представители организаций среднего профессионального образования и педагогических вузов: на базе колледжей организованы пункты сбора гуманитарной помощи, студенты-волонтёры оказывают помощь преподавательскому составу.

«Никто из беженцев, приехавших в нашу страну, не останется без заботы и внимания», – подчеркнул Александр Бугаев.
Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко предложила провести очное заседание общественных советов Минпросвещения России, Рособрнадзора и Минобрнауки России на площадке Общественной палаты.
Она подчеркнула, что сегодня особенно важно понимать, куда двигаться, чему и как учить детей в условиях, когда очевидно обозначена стратегически важная задача – обеспечить технологический суверенитет страны. В этих условиях критерии оценки качества образования должны быть сформированы российским обществом и национальной экономикой.

«С коллегами по Общественному совету при Министерстве просвещения хотим предложить запланированное ранее и отложенное из-за очередной волны пандемии совместное заседание трёх общественных советов: при Министерстве просвещения, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Министерстве высшего образования и науки – и посвятить его этим крайне актуальным сейчас вопросам. Вопросы текущей и итоговой аттестации школьников нами ни в коем случае забыты не будут», – заявила Наталья Кравченко.

В ходе заседания Общественного совета при Минпросвещения России обсуждались также итоги пилотной апробации присвоения обновлённых квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник», результаты деятельности Министерства за 2021 год и задачи на 2022 год.

«Все вопросы, которыми занимается Министерство, резонансные. Поэтому очень важно эффективное взаимодействие Общественного совета и Минпросвещения на всех этапах разработки и принятия решений по развитию образования», – резюмировал председатель Общественного совета Виталий Сурвилло.


Проект «Мир возможностей» объединяет акции для школьников

Партия «Единая Россия» запустила проект «Мир возможностей», который вовлечёт семьи во главе с родителями школьников и дошкольников в конкурсы, акции и развивающие проекты, направленные на усиление воспитательной работы в молодёжной среде. Проект реализуется при поддержке Минпросвещения России.

Проект партии «Мир возможностей» поддержит несколько акций, среди них – «Здоровое питание школьников», которая объединяет уже более 2,5 тысячи школ, акции «Культурный код народов России», «Люди Артека». В сентябре планируется старт акции «Герой нашего времени».

Первый заместитель Министра просвещения России Александр Бугаев отметил, что при участии партии эффект от объединения инициатив в сфере воспитательной работы, которой в текущих условиях уделяется огромное значение, «безусловно будет намного более масштабным».

«Мы сделаем всё необходимое, чтобы проект «Мир возможностей» развивался и расширялся», – добавил он.
Акция «Люди Артека» объединит различные формы детского досуга. С учётом ухода с рынка различных производителей контента возрастает значение того контента, который производят сами дети.

Заместитель секретаря Генсовета партии, вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова подчеркнула, что важно объединить едиными смыслами существующие в сфере организации досуга детей активности, чтобы ребёнок понимал, зачем он в них участвует.
«В настоящее время в деятельность детско-юношеских некоммерческих организаций вовлечено всего 17% детей в возрасте от 8 до 18 лет. Отсутствие созидательных форм досуга для детей может иметь негативные последствия», – отметила она.
Также Минпросвещения совместно с партией «Единая Россия» ведёт работу по законодательному регулированию норм деятельности служб школьной медиации в образовательных учреждениях.

Сергей Кравцов: «Подрастающее поколение должно знать историческую правду»

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов в режиме видео-конференц-связи поприветствовал участников Всероссийской акции «Русская весна: пусть всегда будет солнце!», посвящённой годовщине воссоединения Крыма с Россией.
Акция молодёжного крыла Ассоциации развития педагогического образования организована при поддержке Минпросвещения России, она проводилась на площадке Московского педагогического государственного университета.

«Наше подрастающее поколение должно знать историческую правду, знать истоки нашего государства. Ведь для нас Крым – сакральное место, где находятся важнейшие памятники истории и многие символы воинской славы. В различные исторические эпохи полуостров становился местом колоссального подъёма морального духа и веры в свою Родину, своё Отечество. Именно здесь были заложены основы русской духовности, ставшие впоследствии фундаментом для создания единого централизованного российского государства», – обратился к студентам Сергей Кравцов.

Акция «Русская весна: пусть всегда будет солнце!» объединила представителей ведущих педвузов страны: Московского педагогического государственного университета, Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала Ростовского государственного экономического университета).
В режиме онлайн к ним присоединились молодые люди из разных регионов страны, в том числе из Республики Крым, участники региональных студенческих акций и митингов, посвящённых годовщине воссоединения Крыма с Россией.

С приветствием к будущим педагогам обратились ректоры профильных вузов, свои выступления представили творческие коллективы.
«Сегодня мы направляем все наши устремления в будущее, продолжаем мечтать, строить планы. Да, в текущей ситуации это сделать непросто. Но именно в этом всегда была сила нашего народа – преодолевать любые преграды, сплотившись вокруг единой цели», – подвёл итоги урока Сергей Кравцов.

В Краснодарском крае подписали концессионные соглашения о строительстве двух школ

В рамках государственно-частного партнерства в 2023 году планируют ввести в эксплуатацию новые школы в Армавире и Новороссийске на 1,5 тысячи мест каждая.

Концессионные соглашения подписали 18 марта глава Армавира Андрей Харченко и замглавы Новороссийска Наталья Майорова с гендиректором ООО «ПроШкола», исполнительным директором бизнес-блока ВЭБ.РФ Алисой Денисовой

На региональном и муниципальном уровнях была проведена масштабная работа по подготовке концессионных соглашений. Это уникальный опыт для края. Строительство школ позволит создать дополнительные учебные места, которые нужны нашим городам, – рассказала заместитель руководителя департамента инвестиций и развития МСП Краснодарского края Анастасия Шишмарева.

В Армавире образовательное учреждение появится на улице Заполярная, в Новороссийске – на улице Котанова. Финансирующими организациями выступают госкорпорация «ВЭБ.РФ» и Сбер.

Алиса Денисова отметила, что это не единственные школы, которые будут строить по концессионным соглашениям
Всего с участием компании «ПроШкола» в Краснодарском крае к 2024 году будут запущены пять школ на почти 7 тысяч человек. Благодаря подписанным сегодня соглашениям в Армавире и Новороссийске появятся дополнительные современные школы по 1,5 тыс. мест. Еще три проекта – в Анапе, Армавире и Новороссийске – были одобрены по итогам третьего этапа приема заявок по госпрограмме «Развитие образование», – сообщила Алиса Денисова.

***
Компания «ПроШкола» – утвержденный Правительством РФ концессионер, с которым субъекты и муниципальные образования могут заключать концессионные соглашения без конкурса для создания новых школ в рамках госпрограммы по развитию образования.
Пресс-служба администрации Краснодарского края

В ФНПР рассказали, как профсоюзы займутся цифровизацией

2022 год объявлен Годом информационной политики и цифровизации работы профсоюзов и в феврале Исполком ФНПР утвердил план мероприятий, подготовленный на основе предложений членских организаций

Концепция информационной политики ФНПР, утвержденная Генсоветом в конце 2021 года, предполагает единый подход к организации электронных каналов коммуникации и работы с пересданными членов профсоюзов. Это означает создание электронных сервисов, обучение актива, обеспечение информационной безопасности и развитие цифровых технологий. Подробнее о планах ФНПР рассказала Александра Шубина, руководитель Департамента по связям с общественностью, молодёжной политике и развитию профдвижения Аппарата ФНПР.

Экспертная группа по вопросам цифровизации работы профсоюзов

В составе Постоянной комиссии Генсовета ФНПР по информационной политике появится специальная экспертная группа. В неё войдут специалисты из тех профсоюзных организаций, где уже отрабатывались вопросы цифровизации.
В ближайшее время Комиссия утвердит состав экспертной группы.
Первые результаты деятельности экспертной группы будут рассмотрены на заседании Постоянной комиссии в рамках мероприятий Генсовета ФНПР в апреле.

Работа с членскими организациями ФНПР

ФНПР поделиться с профорганизациями опытом работы с CRM-системой, организацией баз актива и так далее. На этот год в формате вебинаров запланирован большой обучающий семинар по информационной работе. Предполагается, что он пройдет в формате вебинаров. При подготовке учебных материалов учитываются лучшие практики, разработки учебных центров и тренды информработы, используемые органами власти и бизнесом. В курс войдут такие темы, как ведение социальных сетей, подготовка видеоматериалов и текстовых публиций, а также законодательные аспекты ведения информработы.

Методические рекомендации

В обновлённой Концепции (ссылка) уже заложены стандарты для территориальных и отраслевых профобъединений, их теркомов и первичек.
По словам руководителя Департамента Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения Александры Шубиной, организации знают, что у них должно быть, но не все понимают, как этого достичь и именно на решение данной проблемы направлены подготовленные рекомендации. Александра Шубина добавила, что рекомендации будут разрабатываться департаментом совместно с центральной профсоюзной газетой «Солидарность» и обсуждаться постоянной комиссией по информационной политике Генерального Совета ФНПР. Она подчеркнула, что в Федерации не намерены заставлять всех все делать одинаково, это описание минимума, который должен быть на профсоюзных информресурсах.

Информационные ресурсы членских организаций ФНПР

Осенью 2021 года, при подготовке материалов к заседанию Генсовета ФНПР, департамент подробно изучил информационные ресурсы членских организаций ФНПР и разместил результаты на сайте Федерации (ссылку на постановление с аналитичкой). Сейчас департамент повторно исследует состояния соцсетей и сайтов территориальных профобъединений, а также готовит соответствующие справки для секретарей ФНПР.

Семинары

В этом году должны состоятся окружные семинары по вопросам информационной политики и цифровизации. В ряде федеральных округов такие мероприятия уж были, а где-то они пройдут впервые. Заниматься организацией семинаров будут секретари ФНПР — представители ФНПР в федеральных округах совместно с председателями ассоциаций территориальных профобъединений. На Всероссийском семинаре информационных работников планируется найти общую повестку для окружных семинаров, а также включить в нее обмен первым опытом по реализации обновленной информацинной концепции.
Федеральный семинар информационных работников членских организаций ФНПР запланирован на июнь-июль текущего года.

Сайт и другие инструменты оцифровки

Запланировано серьезное развитие сайта ФНПР — центрального информационного ресурса федерации. Он должен быть повседневным подспорьем для актива и работников профорганизаций всех уровней. В систему личных кабинетов будет переведен большой объем отчётности членских организаций. Их цифровое взаимодействие с Аппаратом ФНПР будет строиться и через CRM-систему Битрикс24. Эта работа ведётся планомерно с 2019 года. Сейчас членские организации могут подключить к системе специалистов по информационной работе, по работе с молодёжью и образованию.

Как отметила Алекандра Шубина, на этот год мы запланировано не только создание инструмента взаимодействия с этими специалистами, но и их доступ к общей базе знаний: подборке методических материалов ФНПР и ее членских организаций, правда пока только по профилю Департамента по связям с общественностью, молодёжной политике и развитию профдвижения Аппарата ФНПР.

Аппарат ФНПР внедряет информационные инструменты и в свою работу. С помощью CRM-система Битрикс24 специалисты создают сайты под отдельные проекты, информационные рассылки, , хранят и обрабатывают документы, планируют и контролируют выполнение задач. При этом архитектура на базе системы Битрикс24 позволяет качественно выстраивать процессы независимо от возможности присутствия сотрудников в офисе.

Александра Шубинасказала, что по факту, Битрикс24 стал для департамента ФНПР удалённым рабочим местом и они готовы делиться этим опытом с членскими организациями.
В апреле 2022 года планируется запуск личных кабинетов для профактивистов – уже определены архитектура, дизайн и базовый функционал. Теперь можно будет участвовать в проектах не только своей территории или профсоюза, но и любой профорганизации, состоящей в ФНПР.

Опыт

Чтобы внедрить единый подход к цифровизации, нужно глубоко изучить опыта членских организаций, считают в ФНПР. В рамках осеннего Генсовета ФНПР 2021 года среди них был проведён опрос. Сейчас есть примеры членских организаций ФНПР, где перечисленные выше инструменты цифровизации внедрены, поделилась руководитель департамента.

По её словам, для цифровизации подходят и промышленные решения, такие как «Битрикс24», и адаптированные под профорганизации (модуль председателя ППО). Есть даже уникальные продукты. Например, Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей с 2011 года выстраивает в единой системе реестр профорганизаций, ведет персональный учёт членов профсоюза, контролирует работу технических инспекций, обеспечил централизацию бухгалтерии и действие программу лояльности.

Ряд крупных членских организаций ФНПР внедряют в «Битрикс24» модули под нужды первички. Это учёт и хранение карточек членов профсоюза, комплексная работа с их запросами, учёт матпомощи, мониторинг обращений членов профсоюза и так далее.
Александра Шубаина отметила, что стоимость этих технологий высока, но окупается возможностью решать широкий круг вопросов, свести к минимуму ручную работу с отчётностью и документацией, помогает больше времени непосредственно взаимодействовать с членами профсоюза.

Безопасность

Большая работа проводится для обеспечения информационной безопасности профорганизаций. Речь идёт о выработке единых рекомендаций и подходов для профорганизаций всех уровней с учетом всего опыта, накопленного в организациях ФНПР.
Обеспечение информационной безопасности – одна из самых сложных задач при цифровизации. Здесь требуются не только технологические решения, такие как защита серверов, логинов, паролей к системам, нераспространение определенного типа информации, но и хорошее знание текущего законодательства о персональных данных. Разработкой таких материалов в тоже будет заниматься экспертная группа.

Взаимодействие с соцпартнерами

Органы государственной власти активно внедряют у себя электронный документооборот и переходят на формат электронных обращений. Профсоюзы не могут остаться в стороне. ФНПР сейчас работает над подключением к государственной информационной системе «Типовое облачное решение системы электронного документооборота». Это позволит упростить и ускорить коммуникацию Федерации с министерствами и ведомствами.

Кадры

Разговор об этом начался в конце 2020 года на совещании со специалистами по информационной работе. Из-за особенностей профструктуры, скорее всего, именно информработники будут передовыми бойцами за внедрение «цифры». Они активно пользуются инструментами дистанционного общения с членами профсоюзов, выстраивают коммуникацию через соцсети и сайты. Уже ни у кого не вызывает сомнений то, что профессия специалиста по цифровизации требует официального признания внутри профсоюзного движения и определения минимального уровня компетенций для приёма таких сотрудников на работу или их переподготовки из уже имеющихся специалистов, подытожила Александра Шубина.

В Минобрнауки задумались об увеличении бюджетных мест в аспирантуре

Министерство науки и высшего образования сейчас прорабатывает вопрос об увеличении бюджетных мест в магистратуре и аспирантуре. Об этом заявил глава ведомства Валерий Фальков на форуме «Педагогическое образование в российском классическом университете» Российской академии образования.

Министр пояснил, что сейчас идет анализ мер поддержки системы высшего образования, вузов и науки. «И мы отдельно прорабатываем возможность дополнительных бюджетных мест в магистратуру и аспирантуру», – сказал Фальков.

Это нужно для того, чтобы у выпускников бакалавриатов, в том числе по педагогическим направлениям и специальностям, появилось больше возможностей для обучения на бюджетных местах. Идея состоит в том, чтобы в университетах появились исследовательские магистратуры, как некие «первые ласточки» аспирантуры. Министр отметил, что данный вопрос пока находится в проработке и окончательное решение не принято. При этом на всех площадках, где он поднимался, его поддержали, пишет ТАСС.

По словам Фалькова решение по данному вопросу может быть «оформлено» в течение 2 – 3 недель. Глава ведомства напомнил, что в 2022 году на аспирантуру выделили на 1 тыс. мест больше, чем в прошлом. То есть 17,5 тысяч в текущем году вместо 16,5 тысяч в прошлом.

Глава Минобрнауки отметил, что в курсе тех удручающих цифр (5% – 8%) защит диссертаций по итогам аспирантуры. Он пояснил, что это «наследство сложных лет», когда ученая степень и звание были «модным аксессуаром». Дополнительные места в аспирантуре – это ответ на вопрос, что качество аспирантов и их подготовки должно быть совершенно иным, подчеркнул Фальков.

Летом в России начнут разрабатывать экспериментальные программы профобразования

В России с 1 июня по 31 декабря 2022 года проведут эксперимент по разработке, апробации и внедрению новой технологии создания образовательных программ среднего профессионального образования в рамках «Профессионалитета».
Постановление правительства РФ опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации. Исследование будет проводить Минпросвещения, говорится в документе. Разработка новой технологии подразумевает создание цифрового ресурса, на базе которого колледжи и техникумы будут конструировать образовательные программы. Также будут созданы проекты примеров основных образовательных программ на основе ФГОС среднего профобразования. Предполагается, что прием на обучение по этим программам начнется в следующем 2022/23 учебном году.

Рособрнадзор: регионам направлены рекомендации по защите от взлома систем ОГЭ и ЕГЭ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направила в российские регионы рекомендации по обеспечению информационной безопасности и работы ПО во время проведения ОГЭ и ЕГЭ. Об этом сообщила пресс-служба ведомства.
В Рособрнадзоре пояснили, что «в условиях риска нарушения информационной безопасности систем, обеспечивающих проведение ГИА (Государственная итоговая аттестация)», рекомендации направлены в органы управления образования субъектов РФ, сообщает РИА Новости. Советы составлялись с учетом предложений Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. В них говорится «о принятии мер по предотвращению нарушений функционирования программного обеспечения и оборудования в региональных центрах обработки информации и пунктов проведения экзаменов».

Минобрнауки и Минпросвещения предупреждают о фейковых письмах

В Министерстве науки и высшего образования предупредили, что в вузы поступают письма якобы за подписью заместителей министров. Это фейки. Об этом говорится в Telegram-канале ведомства.
В Минобрнауки советуют: если есть сомнения по поводу содержания пришедшего письма, сообщать о таких инцидентах на почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

В Минпросвещения также предупреждают о рассылке фейковых писем, которые якобы направили чиновники ведомства. «Министерство опровергает подобную информацию: она не имеет и не может иметь к реальности никакого отношения», – говорится в Telegram-канале министерства просвещения.

Судя по скриншотам фейковых документов, в письмах говорится о якобы сокращении штата сотрудников, а также о подготовке серии патриотических мероприятий. В Минпросвещения заявили, что фейк можно заметить даже «при беглом просмотре, при котором виден плохо состряпанный с помощью фотошопа документ».

В ведомстве рекомендуют пользоваться проверенными источники информации: официальным сайтом министерства, а также страницами в соцсетях.

Начался прием заявок на участие в конкурсе для получения стипендий Президента и Правительства РФ

В новом учебном году эти стипендии смогут получить более 9 тысяч студентов и 1,4 тысячи аспирантов. Об этом рассказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Дмитрий Чернышенко напомнил, что в нашей стране существует несколько механизмов поощрения молодых людей, в том числе стипендии Президента и Правительства. Они присуждаются ребятам, которые учатся по приоритетным направлениям развития экономики, или тем, кто совершил значимые научные открытия.

«В новом учебном году их смогут получить свыше 9 тысяч студентов и 1,4 тысячи аспирантов», – приводит пресс-служба правительства слова Чернышенко. На выплаты будет направлено свыше 695 млн рублей.

Дмитрий Чернышенко уточнил, что в новом 2022/23 учебном году на ежемесячную стипендию Президента могут претендовать 2,7 тысячи студентов и 300 аспирантов, на стипендию Правительства – 4,5 тысячи студентов и 500 аспирантов.

Сегодня также начался прием заявок на стипендии от студентов и аспирантов за выдающиеся успехи в учебе, а также научные открытия. В следующем учебном году стипендию Президента смогут получить 700 студентов и 300 аспирантов, правительственную – 1,2 тысячи студентов и 300 аспирантов. Отмечается, что заявки на конкурс будут приниматься до 1 июня 2022 года.

Как отметил глава Минобрнауки Валерий Фальков, в этом году стипендиальный фонд в подведомственных вузах увеличен на более 3,3 млрд рублей и составляет 53,2 млрд рублей. Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что в 2022 году государственная академическая стипендия для студентов вузов составляет 1 755 рублей, для учащихся ссузов – 638 рублей. В 2023 году вузовская поддержка учащихся будет составлять 1 825 рублей, а в среднем профессиональном образовании – 664 рубля. Также планируется в следующем году увеличить объем стипендиального фонда до 57,1 млрд рублей, в 2024-м – до 59,3 млрд рублей.

РАО взяла под контроль подготовку будущих педагогов в вузах

Реализацию образовательных программ, по которым учат будущих педагогов в вузах РФ, берет под контроль Российская академия Образования (РАО). Об этом заявила президент РАО, академик Ольга Васильева на Первом всероссийском форуме «Педагогическое образование в российском классическом университете».

«В 2022 году мы инициируем масштабный мониторинг состояния реализации педагогических образовательных программ в вузах по всей стране», – сказала она. Президент РАО уточнила, какие вопросы будут интересовать Академию: что преподают студентам; насколько это отвечает требованиям, которые предъявляет школа, и современным образовательным стандартам; хватает ли практики; чего нужно добавить, а от чего можно отказаться?

Васильева добавила, что после получения полной информации, специалисты РАО смогут предложить научно обоснованные, действующие механизмы повышения качества педагогического образования. Также планируется наработать исследовательский материал, который сможет помочь в разработке единых подходов к развитию педагогического образования, отметила она. В пресс-службе РАО уточнили, что в исследованиях примут участие более 200 российских вузов по всей стране. Старт работы дан в ходе форума.

Единая модель электронного документооборота в школах и колледжах снизит нагрузку на педагогов

На расширенном совещании межрегиональной рабочей группы, которая реализует проект по снижению документарной нагрузки на учителей, глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил о конкретных решениях в этом направлении.

Руководитель ведомства отметил, что проведенный анализ причин загрузки педагогов в части документации позволил принять меры по ее снижению. Меры были апробированы в пилотных регионах. Совместно с Минпросвещения России подготовлено предложение по внесению изменений в статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которые предполагают право педагогов не готовить отчетные документы за пределами утвержденного Минпросвещения РФ перечня. Как сообщает сайт Рособрнадзора, ожидается, что это станет защитой педагогов от бюрократического произвола. Документарная нагрузка учителя должна снизиться как минимум вдвое.

Ранее Минпросвещения и Рособрнадзор направляли в российские регионы перечень, который ограничивает количество обязательных документов, которые обязан заполнять педагог. Инициатива снизить документарную нагрузку принадлежит главе Рособрнадзора. Она позволяет освободить время учителя для учебно-воспитательной работы.

Чтобы осуществить проект, в Рособрнадзоре организовали межрегиональную рабочую группу, куда вошли представители 5 пилотных площадок в Пензенской и Московской областях, Чувашской Республике, Липецкой области и Федеральной территории «Сириус». Во главе рабочей группы – директор по развитию ГК «Просвещение» Наталья Алтыникова.

В дальнейшей реализации проекта решено начать разрабатывать единую модель электронного документооборота для школ и колледжей. Это даст возможность учителю комфортнее работать с документаций. В основе модели будут лучшие практики, которые апробированы в информационных системах разных регионов.

По словам Натальи Алтыниковой, информационная система, которая соответствует разработанной модели, обеспечит максимальную автоматизацию подготовки документации и ответов на запросы – благодаря внутри- и межведомственной интеграции. Она также предполагает единые подходы к оформлению и содержанию отчетов. Единую модель документооборота планируют апробировать осенью текущего года.


Минпросвещения: российское образование не снижает темпов развития

О том, что темпы развития образования в нашей стране не снижаются, сказал первый замминистра просвещения Александр Бугаев на заседании Общественного совета при Минпросвещения России.

По словам Александра Бугаева, масштабная работа идет в том числе по новым направлениям. Ведомство продолжает реализовывать ключевые программы, среди которых – проекты по ремонту школ, патриотическому воспитанию, подготовке к старту проекта «Профессионалитет» в 70 российских колледжах, по организации горячего питания в начальных классах школ, по международной деятельности.

Помимо этого, Минпросвещения вместе с региональными органами исполнительной власти решает вопросы, которые касаются адаптации и обучения детей из Донбасса. Об этом сообщается на сайте ведомства. В работу министерства вовлечены сотрудники организаций СПО и педагогических высших учебных заведений. В колледжах организуют пункты для сбора гуманитарной помощи, студенты-волонтеры помогают преподавателям.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко выступила с инициативой проведения заседания общественных советов Минпросвещения России, Рособрнадзора и Минобрнауки на площадке Общественной палаты. По ее мнению, сообща можно будет понять, в каком направлении развиваться образовательной системе в условиях, когда стоит стратегическая задача обеспечения технологического суверенитета страны. В такой ситуации необходимо, чтобы критерии оценки качества образования сформировали российское общество и национальная экономика. По ее словам, на совместном заседании обязательно рассмотрят и вопросы аттестации школьников.

На заседании Общественного совета при Минпросвещения РФ речь также шла об итогах тестовой апробации присвоения обновленных квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник». Говорилось о результатах работы ведомства в прошлом году и о задачах текущего года.

Работа Общественного совета при Минпросвещения России нацелена на обеспечение взаимодействия ведомства с общественными объединениями и другими некоммерческими организациями, а также прозрачности деятельности. В составе совета – представители общественных объединений, профсоюзов, профобъединений, которые работают в сфере полномочий Минпросвещения.

«С места в карьеру»: более 40 бесплатных интенсивов проведет общество «Знание» для молодежи

В России стартует проект «С места в карьеру», адресованный молодежи. Его цель – помочь молодым людям определиться с выбором профессионального пути, учитывая их интересы и востребованные на рынке труда навыки. Об этом сообщается на сайте Российского общества «Знание».

Перед проектом также стоит задача, чтобы подростки и студенты на этапе школа-вуз смогли погрузиться в профессию. Планируются однодневные форумы, которые будут проходить в дистанционном формате, а также очно. В них будут участвовать сотрудники крупнейших российских компаний, успешные предприниматели и фрилансеры. Участие во встречах бесплатное. Для этого необходимо пройти предварительную онлайн-регистрацию.

В течение года Общество проведет 47 карьерных интенсивов в более 40 российских регионах. В прошлом году подобные мероприятия были очень популярны среди молодых специалистов. Так, в рамках проекта «Умный маршрут» состоялась серия просветительских карьерных форумов с участием более 1500 человек.

Для ребят организовали интерактивные лекции и мастер-классы, дискуссии и круглые столы. В них участвовали более 80 ведущих российских бизнес-консультантов, HR-менеджеров и специалистов по профориентации. В 2022 году это направление расширилось до специального просветительского проекта «С места в карьеру». Кроме того, запланирована масштабная акция: крупнейшие предприятия страны пригласят к себе молодежь на экскурсии.

С 15 марта начались первые офлайн-форумы в Уфе, с 16 марта – в Тюмени. Ребята лично общаются с представителями региональных компаний, знакомятся с историями успеха предпринимателей, проходят экспресс-собеседования, составляют первые резюме под руководством опытных HR-специалистов.

Экспертный совет по развитию исторического образования создали в Минобрнауки

Председатель ассоциации «Российское историческое общество» Сергей Нарышкин, выступая на первом заседании экспертного совета, отметил значимость гуманитарной повестки для настоящего времени.

Он приветствовал решение, о котором заявил глава Минобрнауки России Валерий Фальков – организовать при ведомстве экспертный совет по развитию исторического образования. Стоит сосредоточить внимание на получаемых студентами-историками профессиональных знаниях. Они, по мнению Сергея Нарышкина, должны быть актуальны и востребованы. Об этом сообщается в Телеграм-канале Минобрнауки РФ.

Во всех вузах страны ситуация разнится: где-то преподаватели более сильные, лучше построена производственная практика. По мнению Сергея Нарышкина, созданный экспертный совет может взять на себя функцию по выявлению и анализу подобных проблем. Это позволит их оперативно решать. В частности – использовать для этого сетевые формы реализации образовательных программ благодаря взаимодействию вузов в регионах страны с ведущими университетами.

В ходе заседания министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил особую значимость истории как науки и учебной дисциплины. Она помогает сформировать отношение граждан страны к ее прошлому, благодаря ей становится возможной преемственность поколений, формируется личностное сознание и нравственные ценности.

Знание истории необходимо для сохранения и укрепления культурной и духовной идентичности россиян, оно способно защитить от фальсификации событий. Важно формировать в обществе историческую культуру. Значимая роль в этом принадлежит органам власти, институтам гражданского общества, ученым-историкам и преподавателям гуманитарных дисциплин.
Кроме того, по мнению Валерия Фалькова, образование должно быть основано на уважении к истории своей родины, на фактах из документальных источников и на результатах научных исследований. Если россияне обнаружат исторические неточности или искажения фактов, они могут обратиться в Совет по электронной почте: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., чтобы попросить провести проверку.

В 2022 году в российских вузах появится 83 магистерские программы в сфере ИИ

Российские вузы уже в 2022 году начнут обучать магистров по 83 новым программам в сфере искусственного интеллекта (ИИ). Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Чернышенко подчеркнул, что очень важна качественная подготовка специалистов в сфере ИТ и искусственного интеллекта для высокотехнологичных производств. По его словам, система высшего образования старается оперативно отвечать на все вызовы и разрабатывает актуальные образовательные программы.

«В новом учебном году в российских вузах появится 83 магистерские программы по искусственному интеллекту», – приводит пресс-служба правительства слова Чернышенко. Вице-премьер уточнил, что программы подготовлены с учетом запросов и потребностей предприятий разных отраслей экономики. При этом акцент сделан на региональные университеты. В пресс-службе сообщили, что в разработке новых программ принимали участие МГУ, СПбГУ, Национальный исследовательский университет ИТМО, МИРЭА, МГТУ имени Н. Э. Баумана и другие вузы.

В следующем учебном году новые программы по профилю «Искусственный интеллект» уже появятся в Дальневосточном федеральном университете, Ижевском государственном техническом университете имени Калашникова, Национальном исследовательском Мордовском государственном университете имени Огарева, Грозненском государственном нефтяном техническом университете имени академика Миллионщикова и других.

В России в 2023/24 учебном году планируют ввести программы бакалавриата по направлениям ИИ. Как сообщил глава Минобрнауки Валерий Фальков, в 2021 году в университетах был запущен образовательный модуль «Системы искусственного интеллекта», который можно использовать при реализации образовательных программ по всем направлениям подготовки и специальностям, а также дополнительных профессиональных программ. По мнению Фалькова, объединение научного потенциала вузов с экспертами и IT-компаниями поможет создать действенный механизм подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере ИИ.

Эксперты Минобрнауки определят гражданскую идентичность современных россиян

Специальный экспертный совет при Министерстве науки и высшего образования России по развитию исторического образования даст определение гражданской идентичности россиян. Об этом стало известно от замглавы ведомства Елены Дружининой на заседании совета.

Дружинина отметила, что в совете будут организованы три рабочие группы. Две из них создадут историко-культурный стандарт, концепцию преподавания истории в высших учебных заведениях, проведут экспертизу учебных пособий, займутся научно-просветительской работой. Об этом сообщает РИА Новости.

Третьей группе предстоит определить гражданскую идентичность. Для этого специалисты проведут несколько социологических исследований о том, какие причины и события, даты могут играть роль в формировании гражданской идентичности современных жителей России.
Кроме этого, эксперты изучат ситуацию в молодежной среде, узнают, как влияет миграция на формирование идентичности. Итоги исследований лягут в основу единого пособия для высших учебных заведений.


С июля в России начнут эксперимент с цифровыми дипломами

С июля и почти до конца года в России состоится эксперимент по формированию цифровых документов об образовании. Соответствующий проект постановления правительства РФ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Согласно документу, эксперимент планируется провести с 1 июля 2022 года по 25 декабря 2022 года. Он будет разделен на три этапа: с 1 июля по 31 августа, с 1 сентября по 31 октября, с 1 ноября по 15 декабря.

Исследование будет проходить по формированию цифровых документов об образовании посредством модуля «Единый реестр цифровых документов об образовании» федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» в рамках реализации суперсервиса «Цифровые документы об образовании онлайн».

Эксперимент нужен для того, чтобы провести апробацию механизма формирования цифровых документов об образовании, говорится в проекте постановления. В исследовании примут участие Рособрнадзор, Минпросвещения, Минобрнауки, Минкультуры, Минцифры, Минздрав, а также федеральные университеты.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что в эксперименте по формированию цифровых документов об образованию планируют участвовать Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Уральский федеральный университет, Российский университет транспорта, Московский государственный технический университет имени Баумана и Московский педагогический государственный университет.

В ходе исследования Рособрнадзор будет формировать цифровые документы об образовании выпускников вузов, успешно сдавших государственную итоговую аттестацию. В свою очередь Минпросвещения будет оказывать методическую поддержку эксперимента, Минцифры доработает личные кабинеты на едином портале.

Согласно проекту постановления, созданные в рамках апробации цифровые дипломы об образовании не будут иметь юридической силы. Их не будут выдавать выпускникам, а по окончании исследования удалят из реестра.

О трансформации центров карьеры в вузах рассказал замминистра науки и высшего образования России

В Госдуме, на заседании рабочей группы по трудоустройству и реализации профессионального трудового и предпринимательского потенциала российской молодежи в современных условиях на рынке труда, замминистра науки и высшего образования Григорий Гуров рассказал о мерах, которые предпринимает ведомство в настоящее время.

Как сообщается на сайте Минобрнауки России, в марте текущего года ведомство открывает Ресурсный центр для трансформирования центров карьеры в университетах. Он будет оказывать центрам карьеры аналитическое, методологическое, экспертное и информационно-техническое сопровождение. В его задачи также входит координация вопросов их цифровой трансформации, в том числе системы мониторинга, сбора и анализа данных.

В ведомстве также оперативно отслеживают риски меняющегося рынка труда для выпускников. Как отметил Григорий Гуров, в настоящее время важна готовность к возможным рискам из-за изменений в структуре занятости.
Необходимо точечно обратить внимание на все критические ситуации прошлых лет. В настоящее время в центрах карьеры будут оценивать и отрабатывать возможные сложности при трудоустройстве выпускников.

Министерству необходимо понимание ситуации по каждому направлению, региону и университету. Меры поддержки предстоит формировать точечно. Чтобы снизить нагрузку на вузы при проведении мониторинга, ведомство продолжает совершенствовать сбор и обработку данных на платформе «Работа в России» и цифровую карьерную среду «Факультетус».

Колледжи креативных индустрий появятся в России

Речь идет об экспериментальных площадках, на которых будут испытывать программы профессионального обучения по самым востребованным и перспективным профессиям в сфере креативных индустрий.

Как сообщила пресс-служба Минпросвещения, студенты смогут освоить профессии по таким направлениям, как реклама и маркетинг, разработка компьютерных игр, медиадизайн, анимация, подготовка фотовидеоконтента, музыка, звукорежиссура и саунд-дизайн.
На данный момент участвовать в пилотном проекте выразили желание колледжи из 11 регионов. Конкурсный отбор заявок будет проводить Институт развития профессионального образования. Он также займется разработкой образовательных программ.
Планируется, что на базе колледжей появятся проектно-продюсерские центры с высокотехнологичным оборудованием. Благодаря этому ребята еще в процессе обучения смогут реализовать свои проекты по различным творческим направлениям.
Ожидается, что пилотный проект колледжа креативных индустрий на экспериментальных площадках начнется уже в этом году. После этого лучшие практики будут масштабированы на федеральном уровне.

В середине января сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что Минпросвещения запустило конкурс для образовательных организаций в сфере креативных индустрий. Ведомство искало площадки для реализации проекта «Подготовка кадров для креативных индустрий в системе среднего профессионального образования (СПО) на основе моделей колледжа креативных индустрий».

В конкурсном отборе могли участвовать колледжи и техникумы, которые учат студентов по направлениям: «Информационные системы и программирование», «Реклама», «Музыкальное звукооператорское мастерство», «Дизайн» (по отраслям), «Анимация» (по видам), «Театральная и аудиовизуальная техника» (по видам).

Начался второй этап программы повышения квалификации педагогов «Мастерство учителя»

14 марта, начался второй этап образовательной программы повышения квалификации педагогов школ «Мастерство учителя» в рамках проекта «Школьная классика». Об этом сообщила пресс-служба Минпросвещения.

Проект создан Театральным институтом имени Бориса Щукина совместно с Российским движением школьников при поддержке Минпросвещения. В восьми федеральных округах нашей страны с 14 по 28 марта педагоги легендарной Щуки проведут мастер-классы, образовательные интенсивы, круглые столы, а также смотр работ конкурсантов «Школьной классики».

В декабре 2021 года прошел первый этап программы. Учителя профильных школьных предметов и педагоги театральных коллективов познакомились с базовыми навыками вахтанговской школы, узнали о ее основных элементах, а также как их применять в педагогике.
Ожидается, что занятия по сценическому движению, сценической речи, актерскому мастерству и психологии помогут проработать существующие у человека внутренние зажимы, раскрыть потенциал. Как отметили в пресс-службе Минпросвещения, учителя благодаря курсу смогут чувствовать себя более уверенными и открытыми во время занятий, научатся держать внимание аудитории, увлекательно рассказывать. Третий этап программы планируется провести в середине апреля 2022 года.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что до 2024 года в каждой школе России создадут театральные и спортивные кружки, которые ребята смогут посещать после уроков.

По словам главы Минпросвещения Сергея Кравцова, на данный момент только в 7 тыс. из 40 тыс. образовательных учреждений созданы школьные театры. Он отметил, что в каждой образовательной организации, где есть советник по воспитанию, уже должны быть открыты школьный театр и спортивная секция.

Министр подчеркнул, что школьное театральное искусство – это важный инструмент в воспитании детей и подростков, который дает ребятам возможность для социального роста в регионах.


Минобрнауки не планирует останавливать программы развития

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил в ходе встречи с ректорами вузов, что ни одну программу развития Минобрнауки останавливать не планирует.

Так, в 2022 году продолжится реализация таких проектов, как «Приоритет 2030». Осенью этого года университеты – получатели грантов – должны будут представить отчеты о своих достижениях по итогам года, а также защитить программы. Также в 2022 году будет запущен проект «Приоритет 2030. Дальний Восток» для дальневосточных вузов, сообщает пресс-служба Минобрнауки в своем Telegram-канале.

В первой половине текущего года состоятся конкурсные процедуры для передовых инженерных школ и Платформы технологического предпринимательства. Будет дополнительно профинансировано в рамках программы «Содействие занятости выпускников на научно-исследовательские позиции» трудоустройство не менее 5 тысяч ребят, получивших дипломы. Планируется выделить на эти цели 1,8 млрд рублей. До конца этого года запланировано открытие не менее 150 лабораторий в вузах и научных организациях.
Ожидается и новый проект – «Развитие отечественного научного приборостроения». В рамках программы будет разработано и запущено в производство не менее 42 новых российских приборов для проведения научных исследований.

На 1 млрд рублей увеличено финансирование программы по предоставлению жилья молодым ученым. А в более 100 вузах в 78 российских регионах будут капитально отремонтированы общежития. Кроме того, расширяется программа по созданию кампусов мирового уровня. До 1 августа 2022 года идет конкурс разработанных проектов по отбору заявок на создание кампусов.

Минобрнауки: вузам после пандемии необходимо провести срез знаний у студентов

21 марта, прошла встреча главы Минобрнауки Валерия Фалькова с ректорами российских вузов. Как заявил министр, университетам сейчас необходимо сконцентрироваться на работе со студентами, а также организации очного формата обучения.
Фальков отметил, что два года в «рваном» режиме в период пандемии неизбежно сказались на качестве образования.
«Сегодня нужно поработать индивидуально со студентами, провести срез знаний», – приводит пресс-служба Минобрнауки слова Фалькова в своем Telegram-канале. Он добавил, что нынешнее время необходимо использовать продуктивно, чтобы устранить все пробелы. По словам министра, студентов нужно активно привлекать к исследовательской деятельности.

Валерий Фальков и ректоры вузов в ходе встречи обсудили также вопросы о международной деятельности университетов, как организовать учебу в постпандемийный период, тему помощи российским студентам, которые учатся за рубежом.
Глава Минобрнауки отметил, что сейчас большое значение приобретает психологическая помощь. По мнению министра, в университетах должна работать постоянно действующая площадка, куда могут обращаться студенты и педагоги.
Он подчеркнул, что особое внимание нужно уделять иностранным студентам, в первую очередь – ребятам из Украины. «Необходимо неформальное отношение и внимание к данному вопросу», – добавил Фальков. В образовательных организациях должна быть на высоком уровне организована воспитательная работа, отметил он.

 

Подбор материалов подготовлен:
комитетом Краснодарской краевой организации
Профсоюза работников народного образования и науки РФ