Информационный лист "Обзор печати" 07 февраля - 13 февраля 2022г.
Краевая организация Профсоюза стала лауреатом ежегодной премии «Общественное признание-2021»
10 февраля, в Краснодарской филармонии имени Г.Ф. Пономаренко состоялась торжественная церемония награждения лауреатов ежегодной премии «Общественное признание-2021». В награждении принял участие председатель краевой организации Профсоюза Сергей Даниленко.
Из 94 предентентов, ежегодной награды Общественной Палаты Краснодарского края за вклад в развитие гражданского общества на Кубани удостоились 15 организаций. В числе лауреатов - Краснодарская краевая организация Общероссийского Профсоюза образования.
Жюри оценивало участников по таким критериям, как социальная значимость реализуемых проектов, информационная открытость, перспективы развития организации или проектов соискателя-активиста и ряду других.
Награда Общественной Палаты Краснодарского края «Общественное признание» вручается ежегодно с 2016 года. В состав жюри входят члены и эксперты Общественной Палаты Краснодарского края, не представляющие интересы соискателей, представители
Образовательное событие с партнерами проекта «ProfНавигатор»
В феврале стартует второй этап реализации проекта «ProfНавигатор» - серия вебинаров с партнерами проекта.
Несколько раз в месяц молодые педагоги будут обсуждать актуальные вопросы профессиональной деятельности.
В первой встрече, 10 февраля, приняло участие более 100 молодых педагогов края. Мероприятие проведено совместно с партнером проекта - издательством «Просвещение».
Начинающие специалисты на занятии познакомились с секретами формирования и развития читательской грамотности у обучающихся в начальной школе.
Благодарим лектора, Кирюхина Олега Анатольевича, ведущего методиста ГК "Издательство "Просвещение".
Следующая онлайн-встреча состоится 17 февраля 2022 года.
В центре внимания — корпоративная культура
8—9 февраля Общероссийский Профсоюз образования провёл Всероссийский онлайн-семинар, посвящённый Году корпоративной культуры в Профсоюзе. Среди почти двух тысяч участников вебинара — лидеры региональных (межрегиональных), территориальных организаций Профсоюза, первичных профсоюзных организаций с правами территориальных.
В программе — огромное количество тем, наиболее полно отражающих корпоративный потенциал Общероссийского Профсоюза образования.
Старт и общий тон мероприятию задала Председатель Профсоюза Галина Меркулова. В своём приветственном слове она сделала акцент на основах корпоративной культуры Профсоюза как общественной организации с длительной и богатой историей, в организационном развитии которой лежит система ценностей и целей, традиций, норм, правил и принципов, по которым живут и действуют вся организация в целом и каждый из её членов в частности — от Центрального Совета до первичной организации.
В ходе вебинара рассматривались стратегические цели и векторы развития Общероссийского Профсоюза образования в этом направлении: аспекты организационной деятельности профсоюзных кадров, наградная и поощрительная системы в её рамках, цифровые возможности современного Профсоюза; реализация федеральных проектов Профсоюза для достижения высоких показателей его развития в новых социокультурных условиях; финансовые, пенсионные, кооперативные, потребительские и социальные гарантии профсоюзного членства; качество правозащитных и инспекционных органов Профсоюза как законных представителей социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования и студенчества; роли корпоративного стиля, коммуникативной культуры, обучения и конкурсного движения как инструментов, которые обеспечивают практическое повышение эффективности работы Профсоюза, и многое другое.
В конце каждого дня все участники вебинара в формате «круглого стола» отвечали на поступающие от слушателей вопросы (а их, к слову, было огромное множество) и подводили промежуточные итоги. Результатом двухдневной работы стало формирование общего видения содержания и структуры корпоративной культуры Общероссийского Профсоюза образования и определение задач по её развитию в рамках реализации мероприятий тематического года.
Модерировал онлайн-обучение заместитель председателя Профсоюза Михаил Авдеенко. По его словам, слушатели высоко оценили формат, заявленную тему и содержание лекций, раскрывающих место, роль и значимость корпоративной культуры для эффективной деятельности Профсоюза.
Вебинар для будущих победителей
Общероссийским Профсоюзом образования в режиме онлайн был проведён вебинар «Конкурс профессионального мастерства "Арктур" в контексте развития системы дополнительного образования».
С приветственными словами к участникам вебинара обратились заместитель председателя Профсоюза Татьяна Куприянова, председатель Курской областной организации Профсоюза, председатель Совета по вопросам дополнительного образования детей при ЦС Профсоюза Ирина Корякина и заместитель заведующего отделом по вопросам общего образования аппарата Профсоюза Евгений Романенков. Они рассказали об истории конкурса, его развитии и планах на ближайшее будущее.
Наибольшая часть эфирного времени вебинара была по праву отдана финалистам Всероссийского профессионального конкурса «Арктур» предыдущих лет, которые поделились с будущими коллегами личным опытом, приведшим их к победе.
О том, как не упустить важное, заявляясь на конкурс, грамотно подготовиться к состязаниям, минимизировать количество ошибок и недочётов на пути к успеху, с потенциальными участниками конкурса поговорила секретарь — заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Профсоюза Елена Елшина.
О профессиональном росте педагогов, практике организации дополнительного образования детей и работе Всероссийского детского центра «Смена», на территории которого состоятся форум "Новый взгляд на формы и методы профориентационной работы в образовательных организациях" и очный тур конкурса «Арктур», рассказала начальник методического отдела управления образования ВДЦ «Смена» Вероника Ивличева.
Об информационном пространстве конкурса «Арктур» и его онлайн-сопровождении в современных реалиях поделилась методист высшей категории Дома детского творчества Приморского района Санкт-Петербурга, эксперт Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения Александра Подлевских.
Итоговое слово взяла заместитель председателя Профсоюза Татьяна Куприянова, которая поблагодарила победителей конкурса 2021 года за активное участие в работе вебинара и пожелала участникам конкурса этого года удачи и везения.
Справочно:
Приём документов на участие в заочном туре VII Всероссийского профессионального конкурса «Арктур» осуществляется до 25 марта!
В этом году конкурс пройдёт по следующим номинациям:
«Программа развития образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования детей»;
«Руководитель (заместитель руководителя) образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования детей»;
«Методист, сотрудник методической службы образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования детей»;
«Педагогический работник, реализующий дополнительные общеобразовательные общеразвивающие и предпрофессиональные программы».
Очный тур конкурса состоится 20—24 мая на базе Всероссийского детского центра «Смена» (Краснодарский край, Анапский район, cело Сукко) в рамках форума "Новый взгляд на формы и методы профориентационной работы в образовательных организациях".
Дополнительную информацию можно найти на сайте и в социальных сетях конкурса:
http://starktur.ru/
https://vk.com/stararktur_prof
Технологии формирования культуры профессионального здоровья педагогических работников
18 февраля в онлайн-формате пройдёт Всероссийская научно-практическая конференция «Технологии формирования культуры профессионального здоровья педагогических работников».
Для участия в конференции необходимо пройти регистрацию на сайте https://prof.as/konferencia-profzozh.php
На конференции вы узнаете:
как сохранить своё профессионально-личностное здоровье;
как создать здоровьесберегающую среду в образовательной организации;
как организовать и провести массовое спортивно-оздоровительное мероприятие;
как разработать и реализовать программу оздоровления педагогических работников и обучающихся вузов и ссузов.
Участники, которые пройдут регистрацию, также получат свидетельство участника, которое будет направлено по указанному при регистрации электронному адресу.
Реализацию инновационных проектов обсудили на заседании Совета при Президенте России по науке и образованию
В День российской науки Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл заседание Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Основным вопросом повестки дня стала реализация важнейших инновационных проектов государственного значения.
«Считаю принципиальным, чтобы все наши важнейшие инновационные проекты, причём на всех этапах реализации, проходили глубокую научную экспертизу, чтобы планы и действия формулировались совместно со специалистами, учёными, экспертами и практиками, конечно», – сказал Владимир Путин.
Глава государства отметил, что преданные своему делу люди, которые расширяют горизонты познания, создают технологическую основу для движения всей нашей страны вперёд.
«По моему поручению, как вы знаете, с участием научного, профессионального сообщества по каждому из проектов подготовлены базисные, основополагающие документы с конкретными задачами и подходами, с решениями», – добавил Президент России.
Внедрение рабочих программ воспитания обсудили в Общественной палате России
В Общественной палате России прошло общественное обсуждение реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». В дискуссии принял участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов.
Он отметил, что в 2021 году завершена разработка примерных рабочих программ воспитания для образовательных организаций всех уровней. Их общим стержнем являются традиционные ценности, такие как Родина, семья, дружба. Совместно с заинтересованными органами власти и некоммерческими организациями разработан примерный календарный план воспитательной работы на 2021/22 учебный год.
«По состоянию на 1 января 2022 года рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы разработаны в 97,5% образовательных организаций России», – сообщил заместитель Министра просвещения.
Основные направления реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» – это внедрение рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы, проведение Всероссийского конкурса школьников «Большая перемена», поддержка Российского движения школьников и других юношеских организаций.
Справочно
Федеральный проект «Патриотическое воспитание» направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведётся работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности.
К концу 2024 года не менее 24% граждан Российской Федерации будут вовлечены в систему патриотического воспитания.
Школьников Кубани научат создавать музыку на «Уроке цифры»
Новый этап всероссийского проекта проводят в школах по всей России с 14 февраля по 6 марта в рамках национального проекта «Цифровая экономика».
Тема урока этого года – «Цифровое искусство: музыка и IT». На нем эксперты компании Яндекс расскажут школьникам, как благодаря технологиям можно узнать больше о музыке и создавать ее с помощью искусственного интеллекта.
– В Краснодарском крае «Уроки цифры» проходят систематически. Нам важно поддерживать интерес школьников к ИТ-специальностям, поскольку сфера цифровых технологий сегодня остро нуждается в кадрах, а в дальнейшем эта потребность будет только расти. Смысл цикла занятий еще и в том, чтобы раскрыть для ребят целый спектр направлений, в которых они могут развиваться: от разработки беспилотных автомобилей и цифровизации производства до кибербезопасности и цифровой музыки, – рассказал руководитель департамента информатизации и связи Краснодарского края Станислав Завальный.
Для школьников с 1 по 11 классы подготовили уроки, которые состоят из видео, комиксов с теорией, инфографики и интерактивного тренажера для закрепления знаний. Участникам расскажут, что такое звук, какие у него есть важные характеристики, как работают алгоритмы рекомендаций в музыкальных сервисах, научат оцифровывать музыку. Также ребята попробуют с помощью технологий написать музыку самостоятельно.
Все материалы будут доступны на сайте урокцифры.рф. Приступить к занятию можно в любое время.
Организаторами выступают АНО «Цифровая экономика» при поддержке Министерство просвещения РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в партнерстве с ведущими российскими компаниями IT-отрасли.
Пресс-служба администрации Краснодарского края
В 2022 году муниципалитетам Кубани выделят более 30 млрд рублей краевых субсидий
Средства направят на реализацию национальных проектов и государственных программ. Об этом губернатор Вениамин Кондратьев рассказал журналистам.
– На 2022 год в краевом бюджете предусмотрели 67 видов субсидий муниципалитетам в размере 31,4 млрд рублей. Почти 70% средств направим на проекты в социальной сфере – строительство школ и детских садов, спортивных объектов, обновление материально-технической базы образовательных организаций, учреждений культуры, физкультуры и спорта. Сейчас главная задача – оперативно довести эти лимиты и приступить к реализации программ, – сказал Вениамин Кондратьев.
Губернатор отметил, что порядка 1,7 млрд направят на благоустройство территорий в городах и районах, в том числе в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». Еще более 2 млрд рублей выделят на строительство и ремонт дорог муниципального значения.
На сегодняшний день экономика Краснодарского края восстановилась от пандемии коронавируса. Рост валового регионального продукта по итогам 2021 года составил 108,5%, доходы в консолидированный бюджет региона превысили 450 млрд рублей. В 2022 году поступления в консолидированный бюджет Кубани без учета федеральных средств должны составить не менее 380 млрд рублей.
Пресс-служба администрации Краснодарского края
Минпросвещения разработало новый перечень профессий и специальностей для колледжей
Министерство просвещения предложило обновить перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования (СПО)
«Парламентская газета» пишет, что соответствующий приказ ведомства опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Как ранее отмечал директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования Министерства просвещения Виктор Неумывакин, мир компетенций меняется, за последние время из перечня исключили уже порядка 100 неактуальных профессий и специальностей. Он также утонил, что на них нет спроса ни от работодателей, ни от самих абитуриентов.
Проект приказа, определяющий новый перечень, в том числе признает ряд документов утратившими силу. Среди них, в частности, приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 2009 года, которые утверждали перечни профессий начального профессионального образования и специальностей СПО. Приказ от 2013 года, определяющий действующий список профессий и специальностей СПО, будет признан недействительным с 31 декабря 2022 года, говорится в документе.
Документом также устанавливается соответствие профессий и специальностей нового списка с теми, что утверждены приказом 2013 года и внесенными к нему изменениями. К примеру, профессию мастера сухого строительства предложили включить в профессию мастера отделочных строительных и декоративных работ.
Специальности наладчиков аппаратного и программного обеспечения и наладчиков компьютерных сетей, в действующем списке существующие раздельно, хотят объединить в профессию наладчика аппаратных и программных средств инфокоммуникационных систем. Исключается значащаяся самостоятельно в перечне от 2013 года профессия повара, кондитера, добавляется отсутствующая сейчас профессия контролера измерительных приборов.
По ряду профессий и специальностей обучение в учреждениях среднего профессионального образования будет продолжаться, пока все уже принятые по таким программам студенты не закончат обучение. При этом в 2022 году на некоторые профессии и специальности еще можно будет поступить.
В октябре прошлого года сообщалось, что Министерство просвещения с начала 2022 года планирует прекратить прием в колледжи и техникумы по 43 специальностям. В частности, речь шла о рекламных агентах, контролерах банка, младших медсестрах по уходу за больными, вышивальщицах и водителях городского электротранспорта.
Председателей первичных профсоюзных организаций соберут на Всероссийское совещание
26 мая в Москве состоится Всероссийское совещание председателей первичных профсоюзных организаций
Соответствующее решение 9 февраля принято Исполнительным комитетом Федерации независимых профсоюзов России на очередном заседании.
Газета «Солидарность» приводит слова зампредседателя профцентра Давида Кришталя о том, что такое мероприятие было запланировано еще в 2021 году, в рамках проведения Года организационного и кадрового укрепления профсоюзов.
Участниками совещания станут председатели первичных профсоюзных организаций, руководители отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений, а также руководство ФНПР. Планируется, что на совещание соберется порядка 1 тысячи человек. В ближайшее время, профлидерам предстоит внести предложения по тематике встречи, а также проработать списки первичек, представители которых смогут поучаствовать в мероприятие.
На заседании Исполкома ФНПР обсудили реализацию молодежной политики профсоюзов
9 февраля состоялось заседание Исполкома Федерации независимых профсоюзов России, которое прошло в очном и дистанционном формате
В режиме видеоконференцсвязи в заседании приняла участие председатель Краснодарского краевого профобъединения, депутат Государственной Думы РФ Светлана Бессараб.
Члены Исполкома приняли решение о созыве Генерального Совета ФНПР в апреле этого года, утвердили мероприятия в рамках Года информационной политики и цифровой работы профсоюзов, рассмотрели организационные и кадровые вопросы, а также обсудили реализацию молодежной политики.
Заместитель председателя ФНПР, главный редактор газеты «Солидарность» Александр Шершуков отметил лучшие практики защиты профсоюзами интересов молодёжи через коллективные договоры и трёхсторонние соглашения, активное участие молодых профактивистов во Всероссийской молодёжной программе ФНПР «Стратегический резерв» и проводимых ФНПР и её членскими организациями даже в условиях сложной эпидемиологической обстановки 2021 года молодежных мероприятий в дистанционном и онлайн форматах.
Зампредседателя ФНПР подчеркнул, что профсоюзы разрабатывают программы по социальной поддержке молодых работников, привлекают молодёжь к профсоюзной работе, в том числе по реализации информационной политики и цифровизации профсоюзной деятельности. Предложения профсоюзов вошли в утвержденную в конце прошлого года Долгосрочную программу содействия занятости молодёжи до 2030 года.
«Проводимая сегодня в профсоюзах работа с молодежью – не дань моде, а объективная необходимость. Усилить внимание к молодежной политике заставляет сложившаяся экономическая ситуация, изменения в законодательстве и сфере трудовых отношений. Участие молодежи в профдвижении помогает сформировать новые подходы, формы и методы защиты прав и интересов наемных работников. Молодое поколение со свойственными ему качествами – динамичностью, новаторством, упорством, нацеленностью на успех, предлагает свои решения проблем в сфере экономики, занятости, в продвижении социальных инициатив и проектов. Профсоюзная молодежь готова взять на себя и функционал по модернизации профсоюзного движения, внедрению новых современных технологий в цифровизацию работы профсоюзов, информационную политику», — отметила лидер кубанских профсоюзов, депутат Государственной Думы РФ Светлана Бессараб.
Каждый третий член профсоюза в Краснодарском крае – молодой человек в возрасте до 35 лет. В рядах профсоюзов Кубани почти 200 тысяч молодежи.
Родители оценили качество образования в российских школах по 5-балльной шкале
В современной российской школе, по мнению родителей, больше всего внимания уделяется развитию памяти ребенка, а меньше всего – практическим навыкам и критическому мышлению.
Исследовательский центр сервиса SuperJob в первой декаде февраля провел опрос среди трех тысяч родителей школьников начальных, средних и выпускных классов, живущих в 528 городах из всех округов России.
Респондентам было предложено оценить по 5-балльной шкале качество современного школьного образования. Аналитики заметили, что оно, по мере взросления детей и перехода их в старшие классы, все меньше удовлетворяло родителей. Если большинство родителей учеников начальных классов (51%) довольны уровнем преподавания, то папы и мамы выпускников значительно реже испытывают подобные чувства – 40 процентов.
Самую высокую оценку от родителей российская школа получила за развитие у детей памяти: 3,3 балла в начальных и 3.1 балла – в старших классах (напомним, по 5-бальной системе). Примерно также (3,2 балла) были оценены усилия преподавателей младших классов, развивающих у своих подопечных воображение, внимательность и умение сосредоточиться.
Родители будущих выпускников выставили удовлетворенную оценку (твердую «тройку») педагогам за обучение их чад определенным практическим навыкам и умению критически мыслить. Однозначно довольных школьным образованием оказалось 12% родителей учеников начальных классов. Их поддерживают 8% респондентов, воспитывающих старшеклассников.
Школьный психолог: зачем он нужен и с какими проблемами к нему обращаться
В последние годы на школьных психологов обрушился шквал критики. Буллинг, суициды, нападения на школы… Родители считают, что трагедий можно было избежать, если бы в школах существовала эффективная психологическая диагностика. Однако часто никто не интересуется той работой, которую проводят школьные психологи.
Какие задачи приходится решать педагогам? Как меняется психологическая служба в системе образования? Ответы на эти вопросы искал корреспондент сетевого издания «Учительская газета».
Школа без конфликта
Создать «лабораторию дробей», организовать школьное самоуправление и подружить старшеклассников с ребятами из начальных классов. Такие подходы в работе использует лауреат Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России-2021» Евгений Иванов. Он работает психологом в московской школе № 1576.
– Школьники обращаются с абсолютно разными проблемами – это и взаимоотношения со сверстниками, и первая любовь, и какие-то конфликты в классе, – рассказывает Евгений Павлович. – Также ребята просят помощи в решении вопросов, связанных с учебой.
Для работы по преодолению учебных трудностей педагог использует практику профессора Виктора Зарецкого (рефлексивно-деятельностный подход). Евгений Павлович вместе с ребятами пытается найти пути решения проблемы. Нередко для этого психологу приходится самому погрузиться в учебный процесс.
– Ребята обращаются за помощью практически по всем предметам, – делится педагог. – Как-то пришла ко мне ученица и стала жаловаться, что не понимает математику. У нее не получалось решать квадратные уравнения. Мы стали разбираться, что именно она не понимает. Нашли пробелы, это была тема «Дроби». В итоге создали с ней практическую «лабораторию дробей», стали искать способы решения. Такой творческий подход по-настоящему заражает и вдохновляет учеников. Ребята начинают осознавать, что ошибки и трудности – это не клеймо неудачника, а ресурс для развития.
Впрочем, от педагога не всегда требуется понимание того или иного предмета. Так, Евгений Павлович является психологом команды итальянского языка на Всероссийской олимпиаде школьников. Психолог помогает олимпиадникам готовиться к соревнованиям, подсказывает способы для лучшего запоминания иностранных слов, объясняет правила тайм-менеджмента, помогает понять и проконтролировать эмоциональное состояние.
– Также мы очень плотно занимаемся поддержкой и развитием Ученического самоуправления, – делится психолог. – Наши ученики принимают активное участие в жизни школы. Они придумывают новые законы, разрабатывают интересные проекты. Так, школьники смастерили книжный шкаф для обмена книгами. Придумали доску посланий, на которой ребята могли оставлять свои мысли и пожелания. Это был очень важный проект и с психологической точки зрения. Мы увидели эмоциональную атмосферу внутри школы.
Психолог рассказывает, что главная идея – привлечь в самоуправление ребят, которые сталкиваются с теми или иными трудностями. Подростки налаживают коммуникационные связи, учатся преодолевать проблемы через дружбу и общение. При этом дружественная атмосфера поддерживается во всей школе. Нередко старшеклассники проводят веселые конкурсы и игры для учеников начальных классов.
– Ребята уже приходят с готовыми идеями, – рассказывает Евгений Павлович. – Мы можем провести на перемене турнир по крестикам-ноликам или устроить музыкальную паузу. Кто-то из старшеклассников под музыку показывает танцевальные движения, а младшие школьники пытаются их повторить.
Помимо этого педагог-психолог проводит тренинги и консультации для педагогов. В школе проходят как индивидуальные, так и групповые занятия. В группе учителя обмениваются знаниями и опытом, помогают друг другу справиться с эмоциональным выгоранием.
Помочь определиться с выбором профессии и справиться с буллингом
Организовать мастер-классы по профориентации старшеклассников, провести тренинги для родителей, будущих первоклашек и даже помочь преодолеть соматические заболевания. Все это под силу лауреату Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России-2020» Софье Павловой. Талантливый педагог работает клиническим психологом в «Нижнемуллинской средней школе» деревни Петровка Пермского края.
– Порой приходится решать неординарные задачи, – рассказывает Софья Владимировна. – К примеру, ко мне обращалась мама ребенка, у которого был постоянный кашель. Причем он проявлялся только в школе. Они обошли всех врачей, причину не удавалось установить. Я стала работать с учеником. Мы нашли психологические проблемы, устранили их, и уже через месяц состояние ребенка нормализовалось.
Также Софья Владимировна работает с профилактикой буллинга в школе. Психолог проводит тренинги в классе, в котором у ребят есть проблемы с взаимопониманием. Кстати, в групповых занятиях участвуют как ученики, так и классный руководитель. Помимо этого психолог применяет методику видеокейсов.
– Мы просматриваем отрывки из фильмов, ребята примеряют на себе разные роли, – рассказывает педагог-психолог. – Тем самым пытаемся найти выход из сложных ситуаций. Также ведется регулярная работа с родителями. Они отслеживают, с каким настроением приходит домой ребенок. Подросток, который столкнулся с непониманием со стороны сверстников, ведет дневник своих эмоций. Он записывает, что произошло в тот или иной день, кто его обидел. Потом мы разбираем все тревожные моменты. При этом я постоянно нахожусь на связи.
Плюс ко всему педагог-психолог проводит мастер-классы по профориентации. Софья Владимировна помогает ребятам определить тип темперамента. Ведь каждая профессия предъявляет свои требования к человеку: где-то есть спрос на энергичных, подвижных, мобильных сотрудников, а где-то нужны неторопливые, сдержанные, склонные к глубокому анализу люди.
– Я не помогаю ребятам определиться с выбором профессии, – говорит педагог-психолог. – Мне важно, чтобы они смогли примерить на себя разные роли, выбрать ту сферу, которая им больше подходит. Кому-то важна «командная игра», кто-то больше склонен к индивидуальному труду.
Большая работа ведется и с родителями ребят. Специально для них была создана «Школа понимающего родителя». В рамках этого проекта педагог-психолог проводит тренинги мастер классы, учит пап и мам слушать и понимать детей.
– Ее новизна заключается в создании для родителей целостного и последовательного просветительского курса, включающего не только теоретическое обсуждение проблем развития и воспитания ребенка, но и выработку практических навыков эффективного взаимодействия с членами семьи, – поясняет педагог.
«Пусть меня научат…»
Придумать мастер-классы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), помочь наладить отношения с родителями, и слепить «талисман» из глины. О необычных подходах в работе рассказала «Педагог-психолог России – 2020» Надежда Боянович.
– Я работаю в школе № 60 города Тюмени, – рассказывает Надежда Владимировна. – Мы проводим очень большую работу с детьми с особенностями развития. К примеру, реализуем проект по ранней профориентации детей с ОВЗ, называется он «Пусть меня научат…». Этот проект помогает создать условия для позитивной социализации обучающихся в форме разнообразных социокультурных практик. Так, для ребят мы проводим мастер-классы организуем площадки по профориентации. Наши ученики в игровой форме осваивают профессию флориста, учатся мастерству фотографа и даже примеряют на себя роли моделей.
Еще один необычный подход – во время консультаций Надежда Владимировна использует лепку из глины. Психолог считает, что такая технология помогает негативным переживаниям трансформироваться в положительные эмоции.
– Глинотерапия очень хорошо работает в конфликтных ситуациях, – рассказывает психолог. – Бывает на консультацию приводят подростков, у которых есть поведенческие проблемы. Их очень трудно разговорить, настроить на позитивный лад. Я предлагаю ребятам что-то слепить из глины. Ребенок трогает материал, разминает, выплескивает свою злость – от этого снижается напряжение. Потом мы решаем слепить какое-то абстрактное животное, которое будет обладать теми качествами, которых ребенку не хватает. Уравновешенность, смелость, уверенность…Ребята уносят с собой эти фигурки и порой используют как «талисманы»
К тому же психолог проводит тренинги с педагогами. Большая работа здесь направлена на профилактику эмоционального выгорания. Это и практики, и мастер-классы с обучением приемам снятия эмоционального напряжения.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
В России на одного школьного психолога приходится от 148 до 882 детей. Только в 12 российских регионах этот показатель составляет менее 400 учеников. Таковы данные мониторинга, проведенного учеными Российской академии образования (РАО).
В Минобрнауки рассказали о молодежных обменах со 178 странами мира
В молодежных обменах с Россией в 2020/21 годах участвовали 178 стран. Лидером по количеству участников в молодежных обменах стал Китай, также в десятку стран вошли Узбекистан, Казахстан, Египет, Киргизия, Беларусь, Туркменистан, Монголия и Иран. Об этом сообщили в пресс-службе Минобрнауки.
Наибольшей популярностью у иностранных студентов, которые учатся в России, пользуется Российский университет дружбы народов. В нем учатся студенты из Индии, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы и Казахстана. Ребята из Узбекистана часто выбирают учебу в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (Мининский университет), а китайские студенты – Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I и Российский университет транспорта. Большинство студентов из Ирака и Ирана учатся в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и Российском государственном аграрном университете – МСХА имени К.А.Тимирязева.
Студенты из других стран принимают активное участие в работе международных летних и зимних школ. По информации пресс-службы, за последние два года в работе таких школ участвовали 15,6 тыс. иностранцев. В Минобрнауки особо отметили работу летних и зимних исторических школ. Так, в 2021 году партнерами России в этом вопросе стали США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Австрия, Швейцария, Польша, Финляндия, Беларусь, Казахстан, Китай, Япония, Южная Корея и другие. Были проведены первая Международная летняя историческая школа для молодых русистов и IX Международная научно-практическая школа-конференция молодых ученых-историков.
В марте 2022 года планируется Международная зимняя историческая школа, в сентябре – Международная летняя историческая школа, в октябре – X Международная научно-практическая школа-конференция молодых ученых «История России с древнейших времен до XXI век: проблемы, дискуссии, новые взгляды».
«Я мечтаю быть хорошим учителем»: новый урок «Высшей лиги» провела Лариса Арачашвили
Урок в онлайн-школе для педагогов «Высшая лига» провела учитель русского языка и литературы, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2019 Лариса Арачашвили. Темой занятия стала «Метапредметность как основа современного урока».
Предваряя мастер-класс, к аудитории обратился координатор проекта, главный специалист Фонда новых форм развития образования, учитель музыки, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» –1992, кандидат педагогических наук Артур Заруба. Он выразил благодарность всем, кто пишет комментарии, активно участвуя в занятиях «Высшей лиги», и предлагает темы для обсуждения в следующем полугодии.
В начале своего мастер-класса Лариса Гивиевна отметила, что метапредметность для многих является размытым понятием. По причине созвучия его часто путают с межпредметностью. Однако эти два термина необходимо четко разграничивать. Межпредметность – это «про сцепку», в частности про связь сюжета художественного произведения с историческими событиями. А метапредметность – это «история про надпредметность», она не нова.
Еще 30 лет назад у Юрия Громыко была концепция, в которой метапредметность раскладывалась на 4 составляющие: знак как формирование способности схематизации, знание как умение работать с понятиями и системами знаний, проблема как умение вести диалог и задача в качестве умения решать задачи разных типов. Спикер указала на тесную связь метапредметности с развивающим обучением Эльконина-Давыдова, с мыследеятельностной педагогикой и с коммуникативной дидактикой. Любой хороший урок, по словам учителя, является метапредметным.
Чтобы проиллюстрировать свое понимание метапредметности, Лариса Гивиевна привела цитату: «Если культура – это то, что остается, когда все остальное забыто, то воспитание остается, когда все потеряно» (Надин де Ротшильд). Для педагога метапредметность – это «та самая культура и воспитание интеллекта ребенка, когда мы даем ребенку удочку. Если мы даем рыбу, человек будет сыт один день. А сели даем удочку – человек будет сыт всю жизнь. Вот удочка – это метапредметность».
Ученик может забыть какие-то данные или формулы, но он сохраняет способность получать знания, выводить формулы самостоятельно, сопоставлять факты, критически мыслить. Тогда «утки» в интернете для него не будут истиной в последней инстанции. Согласно исследованию Бенджамина Харди, метапредметные навыки лучше всего развиваются у троечников. На западе оценка 5 соответствует букве А, 4 – В, троечники получают С. Американский психолог назвал таких учеников-троечников creative students – они способны творчески и критически мыслить. У них хорошо развиты навыки коммуникации.
Учитель рассказала, что на уроках русского языка часто приходится работать со схематизацией. Это важный навык: благодаря ему информацию можно свернуть и развернуть обратно. Схематизация помогает удерживать знания. На мастер-классе также шла речь о гибких навыках – в частности, о концепции 4К: креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация. Лариса Гивиевна подчеркнула, что это все метапредметные навыки. В рамках занятия педагог также затронула тему умения видеть скрытые смыслы, интерпретировать, использовать тексты новой природы – буктрейлеры, мемы, инфографику.
В заключение мастер-класса Лариса Арачашвили ответила на вопросы аудитории. Их задали:
Ирина Георгиевна Димова – наставник проекта «Высшая лига», первый заместитель главного редактора АО «Учительская газета», член Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России», кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры РФ;
Михаил Александрович Нянковский — Заслуженный учитель школы РФ, лауреат премии Президента РФ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» –1994, директор книжного издательства «Академия 76»;
Екатерина Алексеевна Филиппова — Народный учитель Российской Федерации, «Учитель года» – 1996;
Ирина Александровна Макарова – доцент Волгоградского государственного социально-педагогического университета;
Татьяна Шимберева – студентка педагогического колледжа.
Отвечая на блиц-опрос координатора проекта Артура Зарубы, Лариса Арачашвили сказала, что мечтает быть хорошим учителем, своим достижением считает дружбу со многими своими выпускниками и чувствует себя счастливым человеком.
С записью трансляции урока можно ознакомиться на youtube-канале проекта.
На предыдущем занятии «Высшей лиги» победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020, учитель математики Лицея классического элитарного образования города Ростова-на-Дону Михаил Гуров рассказал об «Истории учительского успеха» на примере своей профессиональной деятельности.
Открыла серию мастер-классов учитель физики МАОУ гимназия №16 города Тюмени, победитель конкурса «Учитель года» – 2021 Екатерина Костылева. Темой ее урока стали три кита педагогики XXI века.
Руководителем проекта «Высшая лига» выступает Андрей Лукутин, начальник методического управления Фонда новых форм развития образования, учитель истории, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2004. Партнерами проекта являются Общероссийская общественная организация лидеров образования «Учитель года», сетевое издание «Учительская газета», Мультимедийный исторический парк «Россия – Моя история», Общероссийский Профсоюз образования.
Подробную информацию о проекте можно получить на сайте «Высшей лиги» https://teacherus.ru/mleague .
В Минпросвещения рассказали, как планируют платить учителям
В 2022 году министерство просвещения вместе с другими ведомствами представит на общественное обсуждение проект новой системы оплаты труда школьных учителей. Это позволит исправить сложившуюся ситуацию с низкими окладами. Об этом заявили в пресс-службе ведомства.
Сегодня министерство на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре представило данные по зарплатам педагогов в школах за 2021 год. Согласно докладу, оклад ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) получают более 75% учителей. Стоит напомнить, что МРОТ в прошлом году году составлял 12,8 тыс. рублей.
Позднее в Минпросвещения заявили, что разрабатываемая система оплаты учительского труда позволит существенным образом усилить гарантированную часть зарплаты педагога в любой точке страны. «Новая система позволит установить размер ставки, что усилит гарантированную часть выплат и исправит текущую ситуацию с окладами», – приводит ТАСС слова сообщения. В министерстве отметили, что новая система привяжет уровень оплаты труда учителя к квалификационному уровню и «создаст одинаковые и понятные условия для всех в части стимулирующих и компенсационных выплат».
В Минпросвещения пояснили, что учительская зарплата строится на ставке и помимо оклада включает набор разных надбавок, стимулирующих, компенсационных и других выплат. «Сегодня средняя зарплата учителей в каждом регионе уже находится на уровне не ниже средней зарплаты по всем профессиям», – заявили в пресс-службе. При этом важно, чтобы каждый учитель четко понимал, из чего формируется его доход и был уверен в размере его гарантированной части, подчеркнули в министерстве.
«Портрет» российского аспиранта создали в РАО
В Российской академии образования ученые под руководством академика РАО, научного руководителя лаборатории социологических исследований в образовании Центра развития образования РАО Владимира Собкина составили «портрет» российского аспиранта.
Основанием стали данные, полученные в анонимном опросе с участием 803 аспирантов организаций, где готовят ученых в сфере наук об образовании, а также педагогических вузов России.
Исследование проводили в 2018-2021 годах, чтобы изучить социальное самочувствие аспирантов. Удалось выяснить, что больше половину опрошенных оценивают программу своего обучения как оптимально выстроенную. Каждый пятый аспирант отметил ее избыточность и желание ее сократить. Для 11,2% респондентов программа обучения оказалось недостаточной.
Как сообщают в РАО, основная часть будущих ученых уверены, что программа адекватна современному состоянию науки. Каждый пятый полагает, что в процессе обучения используется много устаревшего материала, который необходимо обновить.
Больше всего опрошенных не удовлетворяют занятия для развития научно-исследовательских компетенций, которые связаны с проведением эмпирических исследований, с навыками обработки данных, анализом результатов исследований и способности организовать современную научную коммуникацию.
Исследование показало, что 64,5% российских аспирантов в области наук об образовании решили связать свою деятельность с наукой из желания профессионально развиваться, еще 41,6% уверены, что аспирантура даст возможности для карьерного роста, а 39% мотивированы материальным вознаграждением. Главным недостатком в карьере 61,9% российских аспирантов в области наук об образовании считают низкую заработную плату.
Выяснилось также, что 74,2% опрошенных оптимистично оценивают свои личные перспективы, 23,5% сомневаются в них и лишь 2,2% настроены однозначно негативно по отношению к своему будущему.
Что касается миграционных установок, то трудиться за границей постоянно и проживать там хотят 20,7% опрошенных. Не желают переезжать на постоянное место жительства 8,2% аспирантов, а 21,1% о жизни в другой стране не думали. Те, кто связывает свои планы с работой в России, чаще указывает на значимость для них профессионального развития в науке.
По словам Владимира Собкина, исследование мотивации для выбора научной карьеры выявило высокую значимость для молодежи профессиональной самореализации и развития, стремление быть социально успешными. Поступление в аспирантуру сразу после окончания вуза в большей степени выпускники связывают с карьерными устремлениями, в то время как обучение в аспирантуре в зрелом возрасте больше связано с потребностью в творческой самореализации.
Спикер Госдумы Володин запустил опрос о стандартах работы групп продленного дня в школах
Онлайн-опрос проводится в Телеграм-канале https://t.me/vv_volodin/303 председателя Государственной думы РФ.
Ранее Вячеслав Володин заявил, что в настоящее время единый системный подход к организации работы групп продленного дня в школах России отсутствует. По словам спикера нижней палаты российского парламента, необходимо на федеральном уровне принять нормы, регламентирующие создание групп продленного дня в младших классах. При этом в регионах на основании таких норм должны быть сформированы единые принципы к организации продленки.
В продолжение обсуждения вопроса Вячеслав Володин запустил в своем Телеграм-канале опрос. Парламентарий предлагает ответить на вопрос: как вы считаете, нужны ли единые стандарты работы групп продленного дня. Речь идет о расписании, питании, обязательности кружков и секций, выполнении домашнего задания, уточнил Володин.
Предлагается несколько вариантов ответов:
– да, это необходимо отразить в федеральном законе;
– эти вопросы должны решать региональные власти;
– пусть все остается как есть (на усмотрение учредителей школы);
– группы продленного дня в начальной школе не нужны.
На момент подготовки материалы наибольшее число отзывов (73%) набрал первый вариант ответа. 13% респондентов считают, что организацию продленки нужно оставить администрации школ. 10% высказались за то, чтобы этот вопрос решали региональные власти. И только 3% – за то, что продленка в младших классах не нужна.
В России во второй раз пройдет Международный конгресс математиков
Участие в форуме, который состоится в Санкт-Петербурге, примут более 5 тыс. участников из 144 стран мира.
С 6 по 14 июля в Санкт-Петербурге пройдет Международный конгресс математиков. Самый значительный в мире форум, посвященный фундаментальной и прикладной математике, Россия будет принимать во второй раз – в 1966 году конгресс проходил в Москве.
Заявки на участие в петербургской встрече подали более 5 тыс. участников из 144 стран мира. Лидерами по числу заявок, помимо России, стали Индия, Китай, Бразилия, Италия, Аргентина и США. В ходе конгресса состоится около 30 пленарных часовых лекций и около 200 секционных докладов, которые будут касаться не только математики, но и многих смежных областей от физики до информатики, сообщается на сайте конгресса. В рамках форума с 1 марта по 1 сентября ряд мероприятий пройдет в разных городах нашей страны в режиме онлайн.
Международный конгресс математиков впервые прошел в 1897 году и с тех пор проводится каждые четыре года под эгидой Международного математического союза. Это крупнейшее событие для математиков всего мира. Во время Конгресса объявляются имена лауреатов главных математических премий, в том числе медали Филдса, по важности сравнимой с Нобелевской премией.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) намерен открыть кругосветную эстафету, которую посвятит проведению Международного конгресса математиков.
На конгрессе впервые вручат медаль имени Ольги Александровны Ладыженской. Награду планируют присуждать каждые 4 года выдающимся математикам и физикам за значимые результаты их деятельности. Победителю также предусмотрено финансовое вознаграждение в размере 1 млн рублей.
Кроме того, к Международному конгрессу математиков выпустят специальную серебряную монету. Ее дизайн будет разрабатывать Банк России.
12 февраля учителя-предметники обсуждали тему «Любовь правит миром»
Дискуссия проходит в рамках VII Международной онлайн-конференции «Школа в фокусе. Фокусы для школы».
В субботу, 12 февраля, на платформе YouTube проходила зимняя сессия VII Международной онлайн-конференции «Школа в фокусе. Фокусы для школы». Ее проводит Общероссийская общественная организация (ООО) лидеров образования «Учитель года» и Международный центр «Фокус».
Участие в онлайн-дискуссии приняли учителя-предметники и победители конкурса «Учитель года России». Тема встречи – «Любовь правит миром». Эта неточная цитата из стихотворения Шиллера «Мировая мудрость» является лейтмотивом февральской конференции, отметила первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», член Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года», Президент ООО лидеров образования «Учитель года» Ирина Димова.
– Тема настраивает на особый, лирический, романтический лад, – сказала Ирина Димова, обращаясь к участникам конференции. – А кроме того, тема любви для нашей школы и образования является ключевой, главной, сокровенной.
Председатель комитета Самарской губернской думы по образованию и науке, председатель ООО лидеров образования «Учитель года», «Учитель года Самарской области – 2006» Светлана Ильина пожелала, чтобы февральские методические объединения под председательством Учителей года России, самых титулованных людей, самых опытных экспертов, подарили всем участникам заряд бодрости и энергии. «Любовь, полученную на встрече, передайте своим детям,» – сказала Светлана Ильина.
Общую тему зимней сессии онлайн-конференции спикеры раскроют в своих мастер-классах:
– трансляция методических объединений учителей иностранных языков и учителей музыки;
– трансляция методических объединений учителей русского языка и литературы, учителей географии;
– трансляция методических объединений учителей начальной школы и классных руководителей, педагогов-психологов, учителей-логопедов;
– трансляция методических объединений учителей математики, учителей и специалистов по цифровой трансформации образования;
– трансляция методических объединений учителей физики, химии, биологии;
– трансляция методического объединения учителей-авторов методических разработок, межпредметная секция, методическое объединение педагогов дополнительного образования;
– трансляция методических объединений учителей истории и обществознания.
Конференция является преемником форума «Педагогическая гавань», ежегодно проходящего в гимназии №3 Самары, где яркие педагоги делятся своими методическими находками. Основная идея встречи, сообщили организаторы, – обмен ценным профессиональным опытом.
Участники смогут смотреть конференцию на канале YouTube, комментировать выступления и задавать вопросы спикерам. Председателями методических объединений выступают победители и лауреаты Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет.
Кадровые изменения в Минпросвещения: Андрей Милехин освобожден от занимаемой должности
Директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Андрей Милехин освобожден от занимаемой должности в связи с переходом на другую работу.
Как сообщил источник, близкий к сетевому изданию «Учительская газета», Андрей Милехин больше не занимает должность директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения России.
Андрей Викторович Милехин окончил Московский государственный открытый педагогический университет по специальности «Социальная педагогика», является кандидатом психологических наук. Работал педагогом дополнительного образования, замдиректора по воспитательной работе, учителем в московских школах. Позднее занимал должность начальника управления по внеучебной работе со студентами, проректора по внеучебной работе, первого проректора Московского государственного психолого-педагогического университета.
Минобрнауки: на конкурсе студенческих научных обществ будет распределено 100 млн рублей в виде грантов
Все российские вузы, где есть студенческие научные сообщества, могут подать заявку на участие в конкурсе. В рамках конкурса студенческих научных обществ будет распределено 100 млн рублей в виде грантов. Об этом сообщил глава Минобрнауки Валерий Фальков.
Как сообщили в Минобрнауки, на сегодняшний день студенческие научные общества есть в 400 вузах России. Подать заявку на участие можно до 25 февраля до 18:00 через портал предоставления мер финансовой государственной поддержки.
Как рассказал Валерий Фальков, через конкурс планируется поддержать более 30 студенческих коллективов. Объединения, в зависимости от опыта и планов в развитии науки, получат грант в размере 1, 3 или 5 млн рублей. Отмечается, что студенческий коллектив, который претендует на максимальный грант, должен предусмотреть в своей программе как минимум одно мероприятие с международным участием, а, например, в рамках гранта на 1 млн рублей можно ограничиться региональной повесткой.
В заявке необходимо рассказать об организационном и исследовательском опыте студенческих коллективов, достижениях в иных схожих конкурсах, о программах развития и идеях. Это все будет учитываться при оценке заявок.
Глава Минобрнауки пояснил, что студенческие научные общества – это объединения молодых, талантливых и амбициозных ребят, которые делают первые шаги в исследованиях. «Нам важно их поддержать, создать условия для раскрытия способностей каждого, показать возможности для реализации личного потенциала в научной сфере», – рассказал министр. Победители конкурса будут определены уже в апреле.
Студенческие объединения смогут потратить гранты на организацию и проведение мероприятий студенческого научного общества, академическую мобильность, повышение квалификации и многое другое.
Школа для каждого: эксперты обсудят актуальные вопросы инклюзивного обучения
17-18 февраля группа компаний «Просвещение» проводит всероссийскую онлайн-конференцию «Инклюзивное измерение современного образовательного пространства». Вместе с экспертами, педагогами, авторами и родителями узнаем, как в школе и дома организовать комфортную среду, помогающую детям с особенностями жить обычной жизнью.
Обсуждать вопросы образования, инклюзивного в том числе, всегда важно предметно и с привлечением всех участников процесса – от директора школы и педагога до самого ученика и его родителей.
Первый день конференции будет интересен руководителям, педагогам и тьюторам. О проблемах современного образования детей с ОВЗ и траекториях образовательных маршрутов расскажут специалисты из Института коррекционной педагогики РАО: директор Татьяна Александровна Соловьева и ведущий научный сотрудник Светлана Борисовна Лазуренко.
Оценке инклюзивности среды и психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ будут посвящены выступления директора ГКОУ «Школа № 2124 «Центр коррекции и развития» Адели Дамировны Вильшанской и директора Института проблем инклюзивного образования Светланы Владимировны Алехиной.
Во второй – родительский день – встретимся со специалистами по коррекционной педагогике, дефектологами, представителями НКО и даже с мамами и папами, которые воспитывают особенных детей. Среди ключевых спикеров выступят эксперты благотворительного фонда Даунсайд Ап, Центра лечебной педагогики «Особое детство», Московского городского педагогического университета, проекта ГЕРОИ и Московского государственного психолого-педагогического университета.
Оба дня на конференции будет работать сурдопереводчик.
Среди всех зарегистрированных участников конференции организаторы разыграют оборудование для групповой и индивидуальной работы: игровые наборы для развития моторики и фантазии, комплекты для стимуляции и мотивации, материалы для самовыражения и терапии.
Что ждет слушателей?
Эксперты расскажут о вопросах адаптации ребенка в коллективе, подготовке к школе, техниках домашнего обучения и развития, жизненных лайфхаках, инструкциях и советах, нюансах альтернативной и дополнительной коммуникации. Разберем актуальные темы, посвященные специфике обучения, оценке инклюзивности, профессиональной ориентации детей с ОВЗ.
Цель конференции – помочь педагогам качественно организовать процесс обучения, а родителям – грамотно выстроить диалог со школой и государством в правовом поле.
Как выстроить инклюзивную среду в школе? От учебных пособий до классных комнат.
Как преподавать особенным детям? От диагностики до педагогических подходов.
Как помочь своему ребёнку? От коммуникации до развивающих практик.
У каждого участника трансляций будет возможность задать вопрос авторам учебных материалов для детей с ОВЗ, ведущим специалистам в области инклюзивного образования и экспертам из фондов и научных институтов. Слушателей ждут именные сертификаты и специальные скидки на учебную литературу для детей с ОВЗ.
Зарегистрируйтесь для участия и смотрите подробную программу конференции на сайте https://uchitel.club/conferences/inclusion .
Учитель года – не Рэмбо и не «крепкий орешек»
Человек устроен так, что ему постоянно хочется чуда, благодаря которому волшебным образом исчезнут все тяготы и заботы, проблемы и заморочки. Заболел – дайте таблетку, чтоб проглотить – и как рукой. Поссорился с злым соседом – хорошо бы он внезапно куда-нибудь съехал, а в его квартире поселился кто-нибудь хороший. Не хватает денег – эх, а вот бы выиграть миллиард в лотерею!..
Самое интересное, что учителей тоже часто стараются воспринимать ровно по такому же принципу. Хочется, чтобы сын вырос гением – дайте мне такую школу, чтобы отдал туда кусок камня, а получил ограненный бриллиант. У ребенка возник конфликт с преподавателем – дайте нам другого педагога, а этого увольте! Не понимаете новой программы, по которой учится ваше дитя – долой реформы, верните то, по чему мы сами когда-то учились, я, по крайне мере, смогу помочь ребенку д/з выполнять.
И, самое грустное, что сами учителя часто мыслят аналогичными категориями. В том числе, и относительно своих коллег…
Универсальный солдат
Людям почему-то кажется: если вот этого педагога признали лучшим по результатам того или иного профессионального конкурса, значит, он «универсальный солдат» от образования. Или даже нет – офицер! Этакий Рэмбо, которого можно направить в любую горячую точку, и он мигом решит там все проблемы. Скажем, есть отстающая по всем показателям школа, надо здесь из нее конфетку. Как? Да вот же, у нас есть Учитель года, лучший в районе, крае, республике! Пусть придет и исправит положение дел. Он же давал открытые уроки и мастер-классы, причем – в незнакомых классах, на незнакомых детях. Значит – в путь!
Не спорю, я и сам частенько ловлю себя на подобных измышлениях. Мол, как красиво вы все говорите, а не послать ли вас в глухую провинцию к детям-оторвам и их непростым родителям! И тут же говорю себе – стоп! Это не тот случай, когда подобные «волшебные таблетки» работают. Тут несколько иная ситуация. Действительно, уровень профессионализма проверяется только на практике, когда ты выдаешь отличный результат в любой обстановке и любом состоянии, грустно тебе или весело, тяжело или легко, болен ты или здоров, как бык. Однако педагогика – не математика, тут далеко не всегда, сделав одно, гарантированно получишь другое. Очень многое зависит от обстоятельств, времени, желания и многого другого.
В любое время дня и ночи
Как мы знаем, принцип проверки партии товара, пришедшего из-за границы, остается неизменным на протяжении многих веков: из тысяч ящиков наугад вскрывают один или два, и если там все в порядке, дают добро всей партии. Если же нет – начинают копать, шерстить. Или просто ставят крест и отправляют все ящики под арест.
Учителя тоже можно проверить, организовав внезапную проверку его занятий. Потому что открытый урок – это понятно, к нему готовятся, его репетируют, на него отбирают и пр. А вот когда к тебе гости приходят «вдруг», без приглашения, тогда и становится понятно, убираешься ли ты в квартире лишь два раза в год или поддерживает чистоту и порядок постоянно. И если ты – действительно, очень хороший учитель, то подобные «налеты» вряд ли тебя испугают, ты всегда во всеоружии и у тебя на уроках всегда ученики работают с полной отдачей и выдают отличные результаты.
Хотя…
А вам слабо?
Я представил любого из абсолютных победителей, лауреатов или просто финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года России» в каком-нибудь диком классе, куда боятся заходить даже те, кто проработал там много лет и знает всех, как облупленных. Стоит ли по первому уроку с такими детьми судить о степени мастерства педагога? А по второму? Третьему? Может быть – да. А может, и нет. Потому как результат довольно трудно предсказать, тут вам, повторяю, не математика (даже если учитель – математик). Скорее всего, потребуется некоторое время, чтобы дети поняли и приняли нового преподавателя, чтобы он понял и принял их, и чтобы на уроках установилась по-настоящему рабочая обстановка, безо всяких заигрываний из серии «Не женитесь на курсистках».
Но от учителя-то, черт побери, ждут чуда! Как от Брюса Уиллиса, который был более-нормальным простым смертным в первом фильме «Крепкий орешек», но в последующих превратился в сущего киборга, от которого разве что пули не отскакивают, а сам он крушит злодеев пачками и выходит невредимым чуть ли не из эпицентра ядерного взрыва. Увы, люди верят: лучшие из лучших педагогов тоже непременно должны быть такими вот «Брюсами» (а лучше – «Брюсами Всемогущими»). И уж раз их объявили лучшими, значит – пусть постоянно доказывают и оправдывают этот почетный статус. Как? Чудесами, само собой!
Граната не той системы
Нет, дорогие, это так не работает. Точнее, это не так работает. Хороший педагог вполне может рассказать о том, какие он применяет методики и технологии, как выстраивает взаимодействие с детьми и родителями, как развивает мышление, внимание и всякие там «четыре К». При этом, очень хорошо, чтобы он не только рассказал, но и показал на практике, в ходе реального занятия, как его слова соотносятся с действиями.
Вот только нужно постоянно помнить: чудес не бывает, равно как и тех самых пилюль, от которых любая хворь проходит сразу и навсегда, тоже. Лучшее, о чем мы можем мечтать – это о повышении процента эффективности, качества усвоения материала, уровня развития интеллекта и пр. Было 10% – стало 20%, раньше за урок решал только две задачи, теперь – пять, и так далее. Но не ждите чуда в виде полного и окончательного усвоения всего, что учитель дал за 45 минут, такого не было и никогда не будет. Говорил же классик: образование – то, что осталось в голове после того, как забыл все, чему учили. То есть, по определению, мало.
(Пример, так сказать, в тему, но «из ряда вон». Мастера боевых искусств утверждают – при работе с холодным оружием нужны годы, чтобы повысить вероятность своей победы в поединке с вооруженным противником с 0% до 80%. Что это значит? А то, что даже у опытного бойца всегда остается 20% вероятности схлопотать удар ножом от нападающего. По сравнению с 80% это, казалось бы, мало. Но… вполне достаточно для окончания поединка. Возможно – навсегда.)
На ошибках же учимся, нет?
И, к сожалению, ошибки бывают даже у очень опытных учителей, и у тех, кого называют лучшими. Бывают неудачные и даже провальные уроки, о которых им потом самим неприятно вспоминать. Но не стоит педагога судить именно по таким занятиям. В былые времена многие великие хирурги проводили операции на глазах у целого амфитеатра коллег, которые приходили на такие «мастер-классы» толпами. Значит ли это, что абсолютно все подобные операции заканчивались удачно? Нет, увы, нередко пациенты умирали прямо на столе. Но хирург всегда мог сказать: «Видите, я все делал правильно, но у меня не все получилось» Или: «Я не сумел предугадать то, от чего человек скончался».
Да, от врачей тоже ждут чудес. Но ожидания оправдываются далеко не всегда. Даже если это – врач от Бога.
Так же и с учителями. Не ждите от них чудес. Попробуйте лучше сами свершить хоть какое-нибудь чудо, причем на бис. И вы поймете, насколько это непросто.
Впрочем, если вы все-таки Учитель с большой буквы, если вы уверены в своих силах и используемых методиках, не ограничивайтесь одними только рекомендациями, а просто покажите, как они работают в реальной обстановке. Возможно, не все у вас получится, но это ведь нормально, это жизнь. Не надо ждать чудес, но надо делать то, что повышает качество образования.
В Минобрнауки рассказали об увеличении квоты для иностранных студентов
В 2022 году количество цифр приема будет увеличено на 5 тысяч и составит 23 тысячи мест, а в 2023 году – 30 тысяч мест.
По итогам 2021/22 учебного года наибольшее число заявок поступило из Китая, Вьетнама, Таджикистана, Узбекистана и Афганистана. Кроме того, было увеличено количество квот для обучения студентов из Республики Беларусь, Казахстана, Сирии и Монголии.
Таким образом, число абитуриентов, принятых на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры в текущем учебном году по сравнению 2020/21 учебным годом выросло на 16%, сообщает пресс-служба Минобрнауки РФ.
«Чаще всего обучением по квотам Правительства РФ в РУДН интересуются студенты из Казахстана, Таджикистана, Киргизии. Из стран дальнего зарубежья больше всего заявок из Афганистана, Китая, Вьетнама, Сирии, Ирана, Ирака, Нигерии», – рассказал ректор Российского университета дружбы народов Олег Ястребов. Он отметил, что в настоящее время в РУДН учится 11 тысяч иностранных студентов.
Позитивно оценил увеличение квоты для иностранных студентов и проректор по образовательной деятельности Казанского (Приволжского) федерального университета Тимирхан Алишев. По его словам, за последние годы в КФУ наблюдают повышенный интерес со стороны иностранных граждан, как по коммерческому потоку, так и в рамках квоты.
Практика приема в КФУ включает не только выезды в страны отбора, но и активное проведение онлайн-собеседований. В 2022 вуз получил право на самостоятельное распределение 59 грантов на обучение по программам бакалавриата и магистратуры среди талантливых иностранных студентов по итогам проведения собственных конкурсных отборов.
Положительную динамику по приему иностранных студентов отметили в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана и Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова. В последнем иностранные студенты чаще всего поступают на такие направления, как экономика, менеджмент, реклама и связи с общественностью, юриспруденция и гостиничное дело.
Путин поручил рассмотреть вопрос о десятилетии науки и технологий в РФ
Президент РФ Владимир Путин поручил до 31 марта рассмотреть вопрос об объявлении в стране десятилетия науки и технологий, сообщается на официальном сайте Кремля.
Администрации президента РФ с учетом результатов, достигнутых по итогам мероприятий, реализованных в рамках Года науки и технологий, рассмотреть вопрос об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий- указано в сообщении.
Доклад об исполнении должен быть представлен до 31 марта 2022 года.
Ярмарка современного образования пройдет онлайн
Центр поддержки семейного образования проведет Ярмарку современного образования 19-20 февраля в онлайн-формате.
В рамках мероприятия будет широко представлен спектр проектов, работающих за рамками традиционного образования.
На одной площадке соберутся более 40 школ, сообществ, «нешкол», пространств, объединений, семейных классов – представителей современного образования России и ближнего зарубежья.
«Мы собираем все разнообразие проектов, которое не подходит под общепризнанный стандарт. Потому что хотим показать, как выглядит образование сегодня, и кто его создает, рассказать о реальных открытиях в образовании, о молодых и неформальных проектах, о людях, которые их придумывают и воплощают», - говорится в сообщении организаторов.
Регистрация для участия в ярмарке для родителей бесплатная. Необходимо заполнить анкету, чтобы получить ссылку на трансляцию.
Подбор материалов подготовлен:
комитетом Краснодарской краевой организации
Профсоюза работников народного образования и науки РФ