Информационный лист «Обзор печати за неделю» 27 марта – 02 апреля 2017г.

Заседание Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям

29 марта в Москве состоялось заседание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Советом рассматривались вопросы:

  • Об организации деятельности Национального совета в 2017 году;
  • О наделении полномочиями советов по профессиональным квалификациям, изменении их базовых организаций и персональных составов;
  • О задачах по внедрению независимой оценки квалификации на 2017 год;
  • О проекте постановления Правительства Российской Федерации "О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ";
  • О проектах нормативно-правовых и методических документов по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения;
  • О проекте постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил формирования, ведения и актуализации государственного информационного ресурса "Справочник профессий" и перечня содержащейся в нём информации";
  • О перечне проектов профессиональных стандартов, планируемых к разработке в 2017 году;
  • О привлечении союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" к разработке новых и доработке действующих профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учётом стандартов "Ворлдскиллс"".
  • В заседании принимала участие член Национального совета, Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова.

В Госдуме считают правильной идею о трудовом воспитании в школах

Инициатива сенаторов о введении в российское законодательство понятия "трудовое воспитание" правильная, но одних поправок в закон "Об образовании в РФ" недостаточно, решение проблемы требует комплексного подхода. Такое мнение высказал ТАСС председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

Ранее члены Совета федерации Виктор Кресс и Александр Волков внесли в Госдуму законопроект, которым предлагается ввести в закон "Об образовании в РФ" понятие "трудовое воспитание". В пояснительной записке авторы отмечают, что "важной составляющей воспитания является приобщение ребенка к труду".

"Эта тема для нас абсолютно не новая, мы занимались ею на протяжении последних лет", - отметил Никонов, напомнив, что совсем недавно на заседании думского комитета рассматривалась похожая инициатива, предложенная Законодательным собранием Алтайского края.
"Много раз рассматривая этот вопрос, проводя соответствующие круглые столы, советуясь по этому вопросу с представителями разных ведомств, регионов, учительским сообществом мы пришли к выводу, что решение проблемы возможно только комплексное", - заявил Никонов.
При этом парламентарий подчеркнул, что "проблема, поставленная сенаторами, абсолютно правильная, но у нее есть несколько аспектов". "Безусловно, трудовое воспитание должно быть, но у этого вопроса нет легкого решения. Это решение зависит не только от внесения поправок в закон об образовании, но и как минимум в Трудовой кодекс РФ, в Налоговый кодекс РФ", - отметил депутат, пояснив, что "поправки в закон об образовании ничего не решат, потому что кодексы будут противоречить этому закону и иметь приоритет".

Кроме этого, по словам депутата, "есть еще конституционный вопрос". "В Конституции РФ прописано, что у нас запрещено использование детского труда, и, соответственно, законодательство должно быть составлено таким образом, чтобы не противоречить Конституции", - добавил Никонов.

Рабочая группа в рамках комитета Думы

Политик также напомнил, что в рамках возглавляемого им думского комитета создана специальная рабочая группа, которая будет заниматься вопросами, связанными с трудовым воспитанием. В нее приглашены представители министерства финансов, образования, представители других комитетов Госдумы.
"Естественно, мы пригласим в нее и авторов этой инициативы, постараемся выработать необходимые поправки в законодательство, которые не могут быть сведены только поправками закона об образовании", - сообщил парламентарий.

Инициатива сенаторов

Кресс и Волков предлагают прописать в законе "Об образовании в РФ", что "трудовое воспитание - процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов".

При этом в их проекте закона указывается, что "трудовое воспитание осуществляется на всех уровнях общего образования в рамках освоения основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) дополнительных общеобразовательных программ". В пояснительной записке авторы отметили, что "важной составляющей воспитания является приобщение ребенка к труду", а "трудолюбие и способность к труду важно воспитывать с самого раннего детства".
"В действующей редакции федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" отсутствует понятие "трудовое воспитание". Законопроект устраняет этот пробел", - напомнили сенаторы.


VI сессия Всероссийской педагогической школы Профсоюза


В соответствии с пунктом 3.1.2 Плана работы Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования с 24 по 29 апреля 2017 года в Московской области пройдёт VI сессия Всероссийской педагогической школы Профсоюза.

В соответствии с письмом № 57 от 3 февраля 2017 года за подписью Председателя Профсоюза Галины Меркуловой для региональной (межрегиональной) организации Профсоюза определена квота в количестве трёх человек: председатель регионального совета молодых педагогов и два председателя местных (районных, городских) советов молодых педагогов. Участие в работе сессии сверх предложенной квоты - за счёт направляющей стороны.
Заявки на участие в VI сессии Всероссийской педагогической школы Профсоюза направляются до  31 марта 2017 года в Исполнительную дирекцию сессии по адресу электронной почты Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


Голосуем за чистый МРОТ!

Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации обратилась к рядовым членам общероссийских профессиональных союзов работников образования, здравоохранения и культуры с просьбой поддержать инициативу Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей о не включении в минимальный размер оплаты труда компенсационных и стимулирующих выплат.
В обращении, направленном в центральные органы трёх профсоюзов, описан пошаговый алгоритм интернет-голосования в поддержку указанной инициативы на сайте Российской общественной инициативы. www.eseur.ru/Golosuem_za_chistiy_MROT

От концепции преподавания - к новым учебникам

Концепции преподавания по всем основным школьным предметам должны быть приняты до конца 2017 года. Об этом в пятницу на Петербургском международном образовательном форуме сообщила министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева.
"Были созданы концепции по вопросам математики, русского языка, отечественной истории. Сейчас заканчивается подготовка концепции по обществознанию, работа в этом направлении продолжается, и до конца 2017 года должны быть приняты концепции по всем основным предметам школьного курса", - сказала она.

Министр отметила, что следующим этапом станет написание новых учебников, соответствующих концепциям.
ретьим этапом станет написание новых учебников, которые будут соответствовать по содержанию концепциям. Соответственно, будут изменения в федеральном перечне учебников, который на сегодняшний день составляет огромную цифру - 1276. Конечно, это недопустимо. Такое количество учебников не соответствует тем задачам, которые перед ними стоят", - добавила Ольга Васильева.


Всероссийский мониторинг безопасности образовательной среды

Стартовал Всероссийский мониторинг безопасности образовательной среды в рамках реализации указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
Принять участие в мониторинге могут сотрудники образовательных учреждений, зарегистрировавшись на сайте www.единыйурок.рф. Результаты мониторинга будут отражены при изменении законодательства, а также использованы для соответствующих проверок и решения проблем в школах.

Всероссийский конкурс программ развития организаций дополнительного образования детей «Арктур»

Около 100 представителей 26 регионов страны принимают участие в Форуме работников дополнительного образования, где ведущие учёные, практики, руководители образовательных организаций поделятся опытом и новыми формами работы с детьми в сфере дополнительного образования.
Одновременно с Форумом проходит финальный тур II Всероссийского конкурса программ развития организаций дополнительного образования детей «Арктур». В заочном туре которого приняли участие 128 организаций дополнительного образования детей из 44 регионов..


Новые концепции по основным школьным предметам будут приняты до конца 2017 года

Новые концепции по основным школьным предметам будут приняты до конца 2017 года. Следующим этапом станет написание новых учебников, соответствующих концепциям.
"Были созданы концепции по вопросам математики, русского языка, отечественной истории. Сейчас заканчивается подготовка концепции по обществознанию, работа в этом направлении продолжается, и до конца 2017 года должны быть приняты концепции по всем основным предметам школьного курса", - сказала Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева на Петербургском международном образовательном форуме.

Топ 50 лучших профессий России

Ученики российских школ вступают в горячую пору активной подготовки к выпускным экзаменам и окончательного выбора своей будущей профессии и места дальнейшей учёбы. По мнению многих школьников важными критериями будущей профессии являются её востребованность на рынке труда и достойная заработная плата.
Определиться с будущей сферой деятельности выпускнику поможет список пятидесяти наиболее востребованных новых и перспективных профессий. Он сформирован Минтрудом России совместно с Минобрнауки России. При подготовке списка было рассмотрено более 1600 профессий и опрошены свыше 13 тысяч организаций с учётом текущих и будущих потребностей российской экономики в высококвалифицированных кадрах.


top50 1

Участники Всероссийского семинара в Главном штабе обсуждают будущее школьников

Состоялось пленарное заседание Всероссийского семинара-совещания для педагогов опорных образовательных площадок «Российского движения школьников». Конференцию возглавила Министр образования и науки России Ольга Юрьевна Васильева, участие в заседании также принял губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко.
«Мы с вами много говорили о том, что опираемся в работе движения на инициативы самих ребят, самих школьников, которые сами помогают. Именно движение должно расширить их кругозор, расширить их интерес к технике, к культуре, воспитывать из них людей, которые завтра будут строить страну. Само движение должно способствовать всестороннему развитию наших детей», - отметила О.Ю. Васильева.

Минобрнауки определило лидеров среди опорных вузов

На заседании Совета по реализации программ развития опорных университетов, имеющих ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов РФ, которое прошло на днях под председательством министра образования и науки Ольги Васильевой, были представлены результаты работы опорных вузов за 2016 год. По итогам заседания было принято решение о разделении опорных университетов на три группы на основе оценки их потенциала.

Как сообщили в ведомстве, к группе лидеров в реализации программ развития опорных университетов, работа которых оценена "наиболее высоко", отнесены Вятский государственный университет, Донской государственный технический университет,
Уфимский государственный нефтяной технический университет, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева.

В группу вузов, работа и потенциал которых признаны "удовлетворительными" вошли еще шесть опорных университетов: Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, Костромской государственный университет, Самарский государственный технический университет, Волгоградский государственный технический университет, Воронежский государственный технический университет, Тюменский индустриальный университет.

Минобрнауки определило лидеров программы конкурентоспособности вузов

В третьей группе оказался Омский государственный технический университет.
Проректор по учебно-методической работе Уфимского государственного нефтяного технического университета Олег Баулин полагает, что вхождение вуза в группу лидеров связано, прежде всего, "с успешным объединением вузов в той концепции, которая задумывалась изначально. "Очень важно, что процесс реорганизации в нашем случае это ‒ не механическое суммирование двух университетов, не поглощение другого университета, а определенная мультипликация", ‒ пояснил эксперт.

По его мнению, конкурентоспособный вуз должен иметь общую повестку с большим числом партнеров и заказчиков, а также получать возможности для проведения мультидисциплинарных исследований.

В частности, как отметил проректор, в вузе открыт Центр по разработке одежды специального назначения и испытаний материалов для ее изготовления. Кроме того, на горно-нефтяном факультете создаются кафедры "Цифровые технологии разработки месторождений" и "Цифровые технологии в геологии и сейсмике". В вузе появились новые кафедры Роснефти по таким направлениям, как геология и сейсмика, цифровые технологии разработки углеводородов. Кроме того, создан Базовый институт на площадке "Институт нефтехим переработки".
"Для себя мы поставили внутренний индикатор успешности в реализации образовательных программ – это динамика оттока населения из республики, и нам приятно отметить, что динамика замедлилась", ‒ подчеркнул проректор.
По итогам заседания Совета по реализации программ развития опорных университетов Минобрнауки готовит рекомендации университетам, направленные на повышение эффективности реализации их программ развития.

Васильева обещала проверить данные ОНФ о реальных зарплатах учителей
    
Минобрнауки РФ проверит информацию, обнародованную Общероссийским народным фронтом (ОНФ), о несоответствии реальных учительских зарплат данным Росстата, сообщила РИА Новости глава ведомства Ольга Васильева.

Депутат предложила создать горячую линию о задержках зарплат для учителей
Ранее ОНФ провел совместно с фондом "Национальные ресурсы образования" масштабное исследование зарплат и нагрузки учителей. Эксперты ОНФ сделали вывод, что реальные зарплаты учителей в России существенно ниже тех, о которых сообщает Росстат. По итогам мониторинга зарплат Курганская область оказалась в числе аутсайдеров рейтинга.
"ОНФ сейчас обнародовал данные по Кургану. Сейчас мы будем проверять. Я думаю, что все руководители регионов выполнят свои обязательства. У меня даже сомнений нет", — сказала Васильева.
Она добавил, что, "если есть сигналы, то мы должны помнить что зарплата учителей и всех наших "указников" — это одна из главных задач руководителей регионов".

Васильева рассказала, когда родившие студентки смогут перевестись на бюджет

Студентки, родившие детей, смогут переводиться на бюджет уже в следующем учебном году, сказала в интервью РИА Новости глава Минобрнауки Ольга Васильева.
Ранее ведомство опубликовало проект, по которому таких студенток включат в список приоритетных категорий учащихся для перевода на бесплатное обучение.
"Я думаю, что уже к следующему учебному году это уже все будет отлажено", — сказала Васильева. Она пояснила, что после общественного обсуждения проекта Минобрнауки направит его в Минюст. Если норму примут, она начнет действовать уже через 10 дней после публикации документа.
Министр отметила, что это делается для того, чтобы молодые мамы могли закончить обучение после рождения ребенка..

Минобрнауки планирует перевести допобразование на подушевое финансирование
                           
Минобрнауки намерено перевести систему дополнительного образования детей на форму нормативно-подушевого финансирования, рассказала в интервью РИА Новости глава ведомства Ольга Васильева.

"На сегодняшний день с целью совершенствования механизмов дополнительного образования мы будем переходить на подушевое финансирование. И сейчас у нас есть семь пилотных проектов. Мы решили посмотреть, как это получится", — сказала Васильева.

По ее словам, в семь субъектов Российской Федерации уже направлены определенные средства на подушевое финансирование. "Посмотрим результат. То есть мы не разом все перевели, всю систему. Посмотрим, какой будет результат при таком финансировании", — пояснила министр.
Васильева также рассказала, что старшеклассники скоро смогут проводить летние каникулы в кампусах и на загородных базах российских вузов. По ее словам, летом 2016 года в апробации этой формы детского летнего отдыха уже участвовало 140 вузов.

"Естественно, старшеклассники не только отдыхали, но и проходили замечательные разноплановые образовательные программы. Мы будем продолжать это и дальше", — пояснила министр. Она также отметила, что Минобрнауки рассматривает три месяца летних каникул как период оздоровления с обязательными дополнительными образовательными программами. Поэтому они будут углубляться, и особое внимание будет уделяться их лицензированию..

Минобрнауки работает над нормативом ставки психолога для дошкольников с ОВЗ»

Минобрнауки РФ работает над нормативом ставки педагога-психолога для дошкольников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), сообщила в интервью РИА Новости глава ведомства Ольга Васильева.

"У нас норматив по количеству детей на ставку педагога-психолога установлен только в отношении детишек с ОВЗ. Там один человек психолог и 20 детишек, с которыми он может общаться и работать. Поэтому мы, конечно, прорабатываем вопрос, чтобы такая цифра была и для дошколят с ОВЗ по психологической помощи",- сказала Васильева.

По ее словам, на одного педагога-психолога в РФ сейчас, в среднем, приходится 800 учеников, и эта цифра, по мнению министра образования, "очень о себе говорящая". Она отметила, что в детских садах, ситуация чуть лучше — на одного психолога приходится 400 детей.
Министр сообщила, что в данном вопросе очень многое зависит от директора школы. Она уточнила, что в общеобразовательных организациях сейчас работает свыше 16 тысяч педагогов — "практически один педагог на 2,5 школы".
При этом, по словам Васильевой, что касается подготовки психологов, то контрольные цифры приема были "здорово увеличены в этом году".
"У нас в этом 2017/2018 учебном году 5647 мест, а было 4175. Это приличное увеличение", — заключила глава ведомства.

Новые замминистра будут курировать вопросы общего образования и финансов – Васильева

Заместители министра образования и науки Татьяна Синюгина и Валентина Переверзева будут курировать в ведомстве вопросы общего образования и финансов, сообщила министр образования и науки России Ольга Васильева в интервью РИА Новости.

«Татьяна Юрьевна Синюгина, которая пришла, это зам, который будет заниматься общим образованием, это главное ее направление <…> а (Валентина Викторовна) Переверзева — соответственно финансы и бухгалтерия», — сказала Васильева.
Министр отметила, что статс-секретарь Павел Зенькович теперь будет курировать международное сотрудничество, а ранее занимавшийся этой темой Вениамин Каганов будет курировать молодежную политику, воспитание и департамент по защите детей.
Глава Минобрнауки РФ подчеркнула, что контрольно-ревизионный департамент останется в прямом подчинении непосредственно министру.
«Под моим прямым управлением пока остается контрольно-ревизионный департамент. Он напрямую подчинен мне с самого начала», - заявила Васильева.

В марте премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжения о назначении Валентины Переверзевой первым заместителем министра образования и науки России и Татьяны Синюгиной заместителем министра образования и науки России.
Ранее Переверзева работала помощником министра, а затем возглавила департамент контрольно-ревизионной деятельности и профилактики правонарушений ведомства. До перехода в Министерство она работала проректором Одинцовского государственного университета.
Ранее Татьяна Синюгина занимала должность министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.

 

Подбор материалов подготовлен
комитетом Краснодарской краевой территориальной
организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ