Мои проверенные техники управления поведением в классе

Опубликовано в БИБЛИОТЕКА

Дисциплина в классе порой составляет 50 процентов успешности урока. И детям и учителю тяжело работать при высоком уровне шума, частых замечаниях в адрес учеников, сидящих в телефоне или не выполняющих задания. Но как же учителю добиться рабочей атмосферы на уроках, оставаясь при этом в уважительных отношениях с учениками?


Дневник роста

Если проблемы возникают с отдельно взятыми учениками, то без помощи родителей тут не обойтись. Ученик может завести отдельный дневник или тетрадь, куда учитель будет записывать комментарий о его поведении в конце каждого урока, а ребёнок будет показывать эти записи дома родителям. Очень важно отмечать положительные моменты в поведении ученика, так у ребёнка будет мотивация изменять своё поведение в лучшую сторону. Родители со своей стороны могут поощрять хорошее поведение ребёнка на уроках — словесно или материально.

Три жизни

Чтобы разговаривать с детьми на понятном им языке, можно представить урок как компьютерную игру, на которую у класса есть три «жизни». В начале урока учитель рисует на доске три сердечка. Если в классе возникает высокий уровень шума, учитель стирает одно сердечко. В случае если учитель за урок сотрёт все три «жизни», то всему классу даётся двойная домашняя работа, дополнительное задание на уроке или другой «штраф» на усмотрение учителя. Но до этого редко доходит, потому что класс обычно успокаивается, если стереть одно-два сердечка. Ученикам даже нравится такая система «жизней», и они сами рисуют сердечки на доске перед уроком. Этот приём удобен также тем, что его можно использовать не только как штраф за плохое поведение, но и с целью поощрения: если за урок класс сохранил все три «жизни», то учитель может не задавать обязательное домашнее задание или выбрать другой приятный бонус.

Талончики на невыполненное домашнее задание

На плодотворную работу на уроке учеников можно мотивировать и таким приёмом, как талончики на одно невыполненное домашнее задание. В течение недели учитель ставит плюсы и минусы за поведение и работу на уроке каждому ученику, занося результаты в таблицу, которая висит на видном месте в классе. Если ученик наберёт определённое количество плюсов, то в начале следующей недели ему выдаётся талончик на одно невыполненное домашнее задание. Ученик может не сделать одну домашнюю работу, обменяв её на талончик. Если уроков мало, то можно за расчётный период взять не неделю, а месяц. Ученики с большим нетерпением ждут, когда в таблице появится очередной плюсик за урок, и стараются вести себя хорошо и работать на уроке, чтобы не получить минус. Если вы выбираете эту технику, то важно чётко проговорить критерии, за что вы ставите плюс, а за что минус в конце урока.

Игра в этажи

Этот приём подойдёт для тех классов, в которых лишь изредка возникают проблемы с поведением. Учитель может договориться с учениками, что они представляют урок как здание. Чтобы всем было комфортно на уроке, ученики должны находиться по уровню шума на первом этаже. Если в классе становится шумно, то учитель сообщает, на каком этаже они сейчас находятся, и просит спуститься ниже. Эту игру можно визуализировать в виде рисунка на ватмане, перемещая фотографию класса по этажам домика.

Об авторе: Светлана Измайлова, учитель русского языка и литературы в школе №16 г. Обнинск, Калужская область
(с) pedsovet.org