«Понял, что детям нужна разрядка»: зачем учитель химии ведёт уроки в мантии из «Гарри Поттера»
Почти все, кто читал «Гарри Поттера», хоть раз хотели оказаться в школе волшебства и чародейства. Учитель химии из Екатеринбурга Вячеслав Стебеньков придумал, как это устроить: свои уроки он ведет в мантии студента-слизеринца и позиционирует их как курс зельеварения. Заглянем к Вячеславу в лабораторию.
Отношу себя к факультету Слизерин
Идея надеть мантию во время урока пришла ко мне спонтанно. Это был мой способ поощрить детей: незадолго до этого они написали довольно сложную контрольную, и сделали это хорошо. Я понял, что хочу как-то их порадовать. Это был внезапный порыв.
Бывает так, что в традиционной школе детям не так интересно, как могло бы быть. Система образования сильно конкурирует за внимание ребенка с различными средствами массовой информации, социальными сетями. В итоге классически поданный материал проигрывает огромному количеству разнообразного контента. Я почувствовал, что детям нужна разрядка. Назовем это «новой искрой» — чем-то таким, что будет и интересным, и не мешающим преподаванию химии.
Слизерин я выбрал по двум причинам. Во-первых, именно с этого факультета были все преподаватели зельеварения, появляющиеся в книгах и фильмах о Гарри Поттере. Получилась творческая отсылка.
Во-вторых, я и сам себя отношу к этому факультету. Конечно, в книгах у него скорее негативный образ, но если смотреть на критерии отбора (чтобы попасть в Слизерин, нужно быть хитрым и целеустремленным), то в целом это про меня.
Несмотря на немного злодейское амплуа, реакция детей была очень позитивной
Это было видно по первому впечатлению, которое произвело мое появление в мантии. Их удивленные лица прямо отпечатались у меня в памяти. Ясно, что такой ход может понравиться не всем: есть люди, настроенные против нововведений. Но подавляющему большинству образ, как говорят, зашел.
Вообще, меня вдохновила реакция класса, хотя сама по себе тема урока была не то чтобы очень интересной. Теперь буду думать, как еще можно популяризировать химию и среди детей, и среди взрослых.
Каких-то негативных комментариев от учителей старой закалки я не получил, хотя и знаю, что они сталкиваются с проблемой клипового мышления. Моя идея эту проблему в каком-то смысле решает.
С другой стороны, я не думаю, что мой метод станут использовать очень многие учителя. Возможно, они и правы: педагог хорош тем, что может доносить материал максимально понятно, точно, корректно, без какой-либо мишуры. Я смотрю на роль учителя несколько иначе.
Облачение в мантию — опыт из аниматорского прошлого
По образованию я химик — и сейчас, помимо работы в школе, продолжаю обучение в аспирантуре при кафедре органической химии и высокомолекулярных соединений ИЕНиМ УрФУ. До того как прийти в школу, я был аниматором и работал в разных организациях, популяризирующих науку. Там я и понял, что мне определенно нравится, когда мир становится чуточку светлее от знаний, которые можно принести людям. А самый простой способ сделать это — стать педагогом.
И тогда я нашел вакансию недалеко от своего дома, прошел курсы переподготовки и пришел в школу
Мне было чуть легче начинать работать благодаря аниматорскому опыту. Это непростая работа: приходится постоянно менять свое поведение в зависимости от того, как тебя воспринимают люди.
Одна из главных особенностей этой профессии — умение держать аудиторию. Умение держать ее так, чтобы тебя хотелось слушать. Со временем эта привычка к динамичной подаче себя и материала закрепляется на подкорке. Мое облачение в мантию — опыт из аниматорского прошлого.
Сейчас информация стала общедоступной, а не элитарной. И это меняет роль учителя. Она, по моему мнению, должна сводиться к тому, чтобы не просто рассказывать о чем-то, а скорее мотивировать детей изучать вопрос самостоятельно.
Потому что, если ты не можешь заинтересовать своим предметом, слушать тебя и запоминать то, что ты говоришь, вряд ли кто-то будет. Знания останутся где-то там, в закоулках сознания.
А если подать материал интересно, то дальше дети уже сами продолжат изучение, зажгутся предметом. Тогда можно будет сказать, что главная миссия преподавателя выполнена.
Дети считают меня своим
У нашей школы (школа № 49 города Екатеринбурга) один из самых молодых педсоставов если не в городе, то в районе точно. Поэтому, с одной стороны, мои предложения встречают с интересом и энтузиазмом, а с другой — дети не удивляются, что химию им преподает молодой педагог.
Впрочем, надо сказать, что сами дети воспринимают меня как представителя молодого поколения. И это связано не столько с тем, что я молодой, сколько с тем, что я хорошо понимаю современные направления и тренды. Понимаю мемы, язык, на котором дети общаются, и иногда даже использую его, чтобы интересно рассказать о химии. Поэтому они относятся ко мне с большим уважением, считают меня своим.
Более опытные коллеги не давят, а, наоборот, помогают и делятся опытом, когда видят, что я с чем-то не справляюсь. За это я хочу передать им огромную благодарность.
Я бы хотел дать совет всем педагогам — и опытным, и нет.
Ребенок — это очень способное существо, человек, который может сам обучаться и искать информацию
Поэтому не стоит забывать, что один из способов обучить ребенка — передать ему любовь к своему предмету. В таком случае он продолжит учиться сам и непосредственное участие преподавателя уже не будет столь важным.
К предмету можно привлечь внимание его прикладной ценностью, однако химия действительно не та наука, которую приходится часто использовать в быту. Но если подумать, она окружает нас повсюду.
Например, бытовая химия. Или, например, изучение жесткости воды. Зная свойства химических соединений, можно более эффективно отстирывать пятна с одежды.
И таких примеров множество — интернет наполнен лайфхаками и полезными видео, в основе своей имеющими темы школьной химии. Это хорошая возможность сделать предмет ближе, понятнее. Только материал нуждается в небольшой переработке.
Конечно, большинство людей интересует не какая-то фундаментальная структурная составляющая, а практическое применение знаний. И я понял, что помогает не столько химия, сколько наука в целом. Ее глубинное понимание позволяет выработать правильное мнение и не потеряться в аргументах, найти истину, которая, как водится, где-то посередине.
(с) mel.fm ООО «МЕЛ»