8 быстрых способов проверить, насколько хорошо дети усвоили материал
Формирующее оценивание — это техника и стратегии для улучшения школьного обучения, которые работают и в классе, и дистанционно. Мы собрали несколько простых способов, которые помогут учителю оценить, усвоили дети пройденный материал или нет.
Так как школьникам нужно усваивать большое количество информации, у учителей не всегда есть время на на то, чтобы проверить, понимают ли ученики тему и могут ли они применить знания на практике. Для того чтобы «измерить» понимание учеников, существуют доказанные на практике техники формирующего оценивания. Эти 8 несложных техник можно применять как в младших, так и в старших классах; в разных предметных сферах; в дистанционном, смешанном или очном формате. За результаты таких проверок не нужно ставить оценки, потому что цель формирующего оценивания — собрать обратную связь.
1. Покажи
Попросите детей подать знак рукой, который бы показывал их оценку своих знаний — то, насколько хорошо они поняли тему, правила и весь процесс. Например:
Палец вверх: «Я понимаю и могу объяснить своими собственными словами».
Помахать рукой: «Я не очень уверен и сомневаюсь, смогу ли объяснить».
Пальцы вниз: «Я не понял и не смогу это объяснить».
Поскольку дети могут оценивать себя не слишком объективно, иногда выбирайте случайных учеников, поднявших палец вверх (можно выбирать имена, написанные на бумажках из шляпы), и просите их объяснить выбранный ими вариант.
В дистанционном формате дети могут показать знак в камеру или использовать смайлики, чтобы продемонстрировать их уровень понимания темы.
2. Выбери
Предложите детям несколько утверждений с бинарным выбором или вопросы, которые включают в себя распространенное заблуждение, и попросите их выбрать ответ (правда или ложь, согласие или несогласие).
Поделиться выбранным ответом они смогут на доске, в телефонном приложении или при помощи сигнала (палец вверх или вниз). Эта техника особенно эффективна для проверки знаний или потенциальных заблуждений в понятиях перед началом новой темы.
Правда/Ложь: Слова «день» и «ночь» женского рода. (Нет.)
Согласие/Несогласие: «Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума». Является ли это примером аллитерации? (Да.)
В дистанционном формате школьники могут использовать чат, чтобы написать свои ответы, или ответить на вопросы в опроснике.
3. Нарисуй
Таблицы и интеллект-карты — отличный способ улучшить понимание темы. Дайте детям задание — создать таблицу, виртуальную или интеллект-карту по пройденной на уроке теме, а затем попросите объяснить их рисунки. Техники рисования очень полезны в случае, когда нужно посмотреть, понял ли ученик, как связаны разные элементы или понятия.
Биология: Нарисуйте схему факторов, влияющих на рост растений.
Обществознание: Сделайте интеллект-карту понятий, объясняющую структуру Федерального собрания РФ.
Литература: Создайте карту-рассказ или схему последовательностей, показывающую основные события в произведении.
В дистанционном формате можно использовать сервис Google Slide или Pinterest Board, доску Miro и другие похожие ресурсы.
4. Устрани неполадки
Представьте детям распространенное заблуждение или частую ошибку. И понаблюдайте, смогут ли они распознать эту ошибку и исправить ее. Их ответы дадут вам понять, насколько глубоки их знания.
Дайте детям плохо написанное сочинение и попросите их выступить редакторами: исправить композиционные и грамматические ошибки.
Попросите учеников поработать над решением задачи с несколькими действиями. Проследите, насколько хорошо они выявят вычислительные ошибки и ошибки, возникающие в ходе рассуждений. И, конечно же, исправят их.
На уроке рисования покажите ученикам картины с явными композиционными ошибками. Также можно продемонстрировать рисунки с неправильным изображением света. Попросите выявить ошибки и исправить их.
5. Обобщи
Регулярное обобщение школьниками того, что они выучили, помогает учителям понять, действительно ли дети усваивают важную информацию. Вот несколько примеров этой техники:
Напишите сочинение не более чем на 100 слов и постарайтесь ответить в нем на вопрос: «В чем заключается главная информация, которую вы узнали о ____?»
Запишите подкаст на одну минуту и попробуйте обобщить все, что узнали на одном или нескольких уроках по определенной теме.
Подготовьте еженедельное письмо вашему учителю или родителям и попытайтесь обобщить в нем то, что вы поняли из уроков на этой неделе.
6. Примени это
Понимание материала выявляется тогда, когда ученики могут применить полученные знания в конкретных ситуациях или в новом контексте.
Составьте задачу из реальной жизни, чтобы понять, как хорошо ученики знают тему «Площадь поверхности».
Найдите новостную статью или пост о противоречии между правами личности и общим благом.
Найдите примеры симметрии в здании школы или на ее территории.
7. Научи
Это наиболее сложный, но и самый ценный метод формирующего оценивания. Попросите учеников объяснить новое понятие или что-то объяснить другому человеку — новому ученику, ребенку, который только вернулся с больничного, или младшему школьнику. Учитель сможет оценить степень понимания ребенка, наблюдая за уроком.
Разработай урок на 5 минут для ученика младших классов. Объясни ему, как спрос и предложение влияют на формирование цены товара. Используй 1–2 конкретных примера, которые вы не обсуждали на уроке с учителем.
Твой друг был на больничном и пропустил два последних урока, на которых вы изучали правителей эпохи дворцовых переворотов. Нарисуй портреты не менее 3 человек, участвующих в этом мероприятии, чтобы твой друг лучше понял тему.
В дистанционном формате школьники могут записать видеоурок или провести его в зуме.
8. Проведи аналогию
Эта техника предлагает детям придумать аналогию или метафору, чтобы проиллюстрировать недавно изученное понятие. Эффективность их объяснения поможет учителю понять, насколько хорошо они поняли тему. Однако с этой техникой нужно быть максимально осторожным: иногда ученик может понимать материал блестяще, а вот объяснить его другими словами не сможет. Также важно просить школьников объяснить их аналогию, чтобы понять, насколько хорошо они поняли тему.
Дробь — это часть целого, как колесо — часть велосипеда.
Формирующее оценивание похоже на пробу блюда во время его готовки, потому что дает обратную связь о том, что повар может сделать, чтобы улучшить блюдо.
Школьники могут также сделать визуальные аналогии (совмещая техники 3 и 8). В дистанционном формате ученики могут присылать свои аналогии в чат, Google Slide или Pinterest Board.
(с) mel.fm ООО «МЕЛ»