Информационный лист «Обзор печати за неделю» 30 января – 5 февраля 2017г.
Профсоюз внёс предложения в проект правительственной программы "цифровая экономика"
2 февраля в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации состоялся "мозговой штурм" по формированию основных направлений и ключевых мероприятий программы "Цифровая экономика".
Участие в дискуссии приняли специалисты аппарата Общероссийского Профсоюза образования во главе с заместителем председателя Профсоюза Михаилом Авдеенко. В своем выступлении Михаил Авдеенко сформулировал актуальные задачи информатизации сферы образования и обозначил ключевые проблемы их реализации.
Среди наиболее значимых задач информатизации в сфере образования Михаил Авдеенко выделил следующие:
– повышение качества образования посредством внедрения современных технологий (наиболее яркие примеры – это разработка электронных учебников, а также использование в ходе учебных занятий интерактивных досок и даже гаджетов);
– содействие повышению профессионального уровня педагогических работников (например, посредством обмена актуальным профессиональным опытом в сетевых сообществах или повышения квалификации в дистанционной форме на базе лучших организаций дополнительного профессионального образования);
– оптимизацию условий труда работников образования (в частности, посредством ведения электронных журналов и дневников обучающихся);
– формирование единой базы данных о педагогических работниках (с их согласия), интегрирующей информацию об их квалификации, в том числе в целях аттестации.
Между тем, Михаил Авдеенко подчеркнул, что фактическая реализация перечисленных задач возможна только путём принятия комплексных мер, выходящих за рамки финансирования разработки новейших информационных продуктов и (или) многочисленных проектов, связанных с развитием информационного общества.
Во-первых, необходимо обеспечить финансовые условия их внедрения в образовательных организациях. Не секрет, что, к примеру, переход к электронным журналам, как правило, не сопровождается подключением школ к высокоскоростному Интернету или наличием компьютеров на рабочих местах, чем обусловлены дополнительные нерациональные временные затраты учителей в ходе или после уроков.
Во-вторых, переход к использованию цифровых средств обучения (в частности, закупка школами SMART-досок) не всегда сопровождается обучением педагогических работников технологиям и методикам их практического применения. В связи с этим нельзя не отметить, что большинство программ профессионального образования и повышения квалификации в сфере педагогики, по-прежнему, остаются архаичными и не содержат модули, связанные с использованием актуальных ИКТ.
В-третьих, форсирование внедрения ряда информационных технологий без их полноценной апробации стимулирует составление педагогическими работниками избыточной отчётности. Так, например, во многих субъектах Российской Федерации до сих пор сохраняется проблема дублирования «бумажных» и электронных журналов, так как на электронных порталах происходят регулярные технические сбои.
С учётом изложенного было отмечено, что Общероссийский Профсоюз образования приветствует выделенные задачи информатизации в сфере образования, но не поддерживает такие методы их реализации, которые превращают электронное образование в формальную самоцель без создания необходимых для её достижения материально-технических, методических и организационно-правовых условий.
По итогам "мозгового штурма" в Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации были направлены практические предложения Общероссийского Профсоюза образования (письмо Центрального Совета Профсоюза от 2 февраля 2017 года № 52).
Примите участие в конкурсе "Профсоюзный репортёр"!
Конкурс "Профсоюзный репортёр" на лучшую публикацию в газете "Мой Профсоюз" проводится в рамках Года профсоюзного PR-движения.
Участниками могут стать не только профессиональные журналисты региональных СМИ, но и профсоюзные активисты, студенты, школьники и их родители.
Организаторы конкурса - Издательский дом "Учительская газета" и Общероссийский Профсоюз образования.
Конкурс проводится по номинациям:
1. Лучшее интервью.
2. Лучший очерк.
3. Лучший специальный репортаж.
4. Лучшая статья о деятельности образовательной и (или) профсоюзной организации.
5. Лучшая заметка, описывающая новации в профсоюзной деятельности.
Материалы принимаются до 1 ноября 2017 года включительно по электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Каждый участник конкурса получит электронный сертификат. А победители в номинациях - дипломы и денежные призы.
С положением о конкурсе можно ознакомиться здесь.
Рособрнадзор рассказал, как пройдет подготовка к ЕГЭ и проведение экзаменов в 2017 году
Единый государственный экзамен в 2017 году не претерпит содержательных изменений, кроме отказа от тестовой части еще в трех учебных предметах (химия, биология и физика), меры информационной безопасности при проведении экзаменов будут сохранены, а использование новых технологий расширено. Об этом на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» рассказал заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев.
Досрочный этап ЕГЭ в 2017 году пройдет с 23 марта по 14 апреля. Основной период – с 29 мая 2017 года по 1 июля. Прием заявлений на участие в ЕГЭ-2017 заканчивается 1 февраля. По словам Анзора Музаева, в 2017 году для проведения ЕГЭ будет задействовано более 5,5 тысяч пунктов проведения экзамена (ППЭ), почти 50 тысяч аудиторий. Продолжится развитие новых технологий проведения ЕГЭ, в том числе печати экзаменационных материалов и сканирования бланков ответов участников в ППЭ: доля таких ППЭ вырастет в 2017 году до 40%. Будет увеличен охват ППЭ онлайн-видеонаблюдением с 83% в 2016 году до 90% в 2017 году, усилится общественное наблюдение за процедурами ЕГЭ.
«Мы можем констатировать, что проведение ЕГЭ полностью вошло в спокойное русло, процедура проведения экзамена отработана, предложений что-то изменить в ЕГЭ в Рособрнадзор почти не поступает», - заявил Анзор Музаев.
Он рассказал о ресурсах, которые созданы Федеральной службой в помощь выпускникам для подготовки к ЕГЭ: портале ЕГЭ, открытом банке заданий, информационных материалах на сайте ФИПИ, разъясняющих видеороликах от разработчиков заданий ЕГЭ и других. Анзор Музаев сообщил, что особое внимание в этом году Рособрнадзор уделит работе с родителями выпускников.
«Мы считаем, что не менее важно, чем выпускникам, дать всю нужную информацию о проведении ЕГЭ их родителям. Со взрослыми надо работать даже больше, чем с самими школьниками, чтобы они могли правильно сориентировать и настроить своих детей, объяснить, как организовать подготовку, помочь своему ребенку справиться с волнением», - сказал он.
С этой целью 7 февраля будет проведена всероссийская акция «Единый день сдачи ЕГЭ родителями». Родители смогут сами пройти через все процедуры экзамена, зарегистрироваться, заполнить бланки, увидеть, как организован контроль на ЕГЭ, как печатаются и обрабатываются экзаменационные материалы, напишут небольшую экзаменационную работу, составленную из заданий, аналогичных тем, что будут на ЕГЭ. В акции примут участие около 50 регионов России, еще в нескольких регионах подобные мероприятия пройдут позднее.
Кроме того, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов 15 февраля проведет Всероссийскую встречу с родителями выпускников 9 и 11 классов, в ходе которой ответит на их вопросы об организации экзаменов.
Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова рассказала о содержании экзаменационных материалов, которые будут предложены участникам ЕГЭ в 2017 году. По ее словам, содержание ЕГЭ в 2017 останется неизменным, но поменяется форма подачи ряда заданий. Это связано, прежде всего, с отказом от тестовой части в ЕГЭ по трем предметам. Новые формы заданий прошли предварительную апробацию и экспертное обсуждение.
Доцент кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Александра Фокина поделилась советами, как создать у выпускников правильный психологический настрой при подготовке к ЕГЭ и во время экзаменов.
Российские ученые получили государственные премии в области науки и техники
2 февраля прошла церемония вручения премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2016 год. Ученые получили награды из рук Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева и Министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой.
Лауреатами стали 156 человек, в их числе 7 академиков и 5 членов-корреспондентов Российской академии наук, 65 докторов наук и 77 кандидатов наук. Среди авторов работ – представители 17 регионов России, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Алтайского края, Иркутской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской и других областей.
Как отметил, Д.А. Медведев, за всеми результатами стоят годы кропотливой работы. «Я хочу вас сердечно поблагодарить за ваш труд, за вашу целеустремлённость, за всё, что было сделано для достижения этих результатов в нашей стране», – рассказал Председатель Правительства Российской Федерации.
Всего в 2016 году на соискание премий Правительства России было представлено 110 работ, премиями отмечена 21 работа, в том числе 7 работ молодых ученых. Результаты работ реализованы во многих отраслях экономики России: в области медицины и здравоохранения, экологии, энергетики, химии, металлургии, разведки и добычи минеральных ресурсов, вычислительной техники, машиностроения и транспорта, а также значительная часть – в сфере обороны и безопасности страны.
«Все работы, это очень важно подчеркнуть, выполнены на высоком научно-техническом уровне и обеспечили значительный экономический и социальный эффект», – добавила О.Ю. Васильева.
Работы, удостоенные премий, предварительно прошли общественное обсуждение, рекомендованы секциями Межведомственного совета по присуждению премий правительства Российской Федерации в области науки и техники и выбраны из числа представленных на соискание премий в результате тайного голосования на заседании Межведомственного совета.
Россия сохранила лидирующие позиции в математическом и естественнонаучном образовании по итогам международных исследований
1 февраля в Москве прошла международная конференция по результатам исследований качества образования с участием Министра образования и науки Российской Федерации О.В. Васильевой, руководителя Рособрнадзора С.С. Кравцова, мэра Москвы С.С. Собянина и представителей более 30 стран.
Участники конференции «Результаты международных исследований TIMSS и PISA 2015 года и факторы, влияющие на изменения в системе образования» обсудили вопросы действия управленческих решений и преобразований, реализуемых в системе образования, на изменение её характеристик.
Открывая конференцию, руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов отметил, что, по результатам исследований 2015 года, Россия сохранила лидирующие позиции в математическом и естественнонаучном образовании по итогам исследования TIMSS и продемонстрировала одну из самых лучших в мире динамик улучшения результатов в исследовании PISA, изучающем читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность 15-летних учащихся.
По его словам, положительное влияние на качество школьного образования в России оказало введение новых образовательных стандартов, обновивших содержание школьного образования, введение национальных экзаменов в 11 и 9 классах, объективная оценка знаний выпускников на ЕГЭ и работа с результатами этой оценки для решения выявленных проблем.
Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева в свою очередь рассказала о задачах по совершенствованию качества российского образования. Она отметила, что введение государственных образовательных стандартов стало важным этапом в развитии российского образования в последние годы, отразившимся в том числе и на результатах России в сравнительных международных исследований качества образования.
«Наши результаты показывают, что новые стандарты соответствуют современным международным тенденциям в образовании. Однако совершенствование стандартов еще не завершено. Принимаются меры по включению в них базового содержания по учебным предметам, стандарты должны обеспечить базу для творческого развития наших детей, для формирования у него интереса к учебе, проявления таланта. Важно повысить и укрепить воспитательную роль школы», – отметила Министр.
О. Ю. Васильева также добавила, что необходимо расширить систему независимой объективной оценки качества подготовки обучающихся, в том числе выстраивая систему всероссийских проверочных работ, которые в этом году пройдут для учащихся 4, 5 и 11 классов.
Мэр Москвы С.С. Собянин в своем выступлении рассказал о преобразованиях, проведённых в системе школьного образования столицы, которые позволили московским школам выйти на лидирующие позиции в мире.
"В Москве воспитанников, учащихся и студентов – около двух миллионов человек, больше 200 тысяч человек работают в этой отрасли. По этим параметрам Москва является одним из крупнейших в мире образовательных центров. И это важнейшая отрасль городского хозяйства и важнейший приоритет деятельности правительства Москвы", – отметил С.С. Собянин.
С краткими обзорами результатов своих стран в международных исследованиях и факторов, повлиявших на их изменение, также выступили представители Болгарии, Израиля, Литвы, Турции, Эстонии и Германии.
Справочно:
Международное исследование PISA (Programme for International Student Assessment) является крупнейшей общепризнанной международной программой оценки образовательных достижений учащихся, охватывающей в настоящее время 72 страны.
Тесты PISA призваны выявлять и оценивать функциональную грамотность учащихся школ в возрасте 15 лет в таких сферах как чтение, математика и естественные науки. Причем, акцент в заданиях сделан на выявлении творческих навыков учащихся, критического мышления и решении практических проблем в реальных жизненных ситуациях.
TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – международное исследование качества математического и естественнонаучного образования, проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). В рамках исследования TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4-х и 8-х классов по математике и естественнонаучным предметам, а также подготовка учащихся 11-х классов, изучающих углубленный профильный курс математики и физики. В исследовании принимают участие более 50 стран.
Объявлен старт конкурса на лучший медиацентр среди вузов
Международная ассоциация студенческого телевидения при поддержке Министерства образования и науки России объявила о старте конкурса на лучший медиацентр среди вузов страны.
«Основная задача конкурса – развитие компетенций для того, чтобы они (студенты) смогли создавать информационный ресурс внутри высшего учебного заведения», - уточнил директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Игорь Михеев.
С 3 февраля по 30 апреля 2017 года пройдет отборочный тур конкурса, во время которого каждый вуз сможет представить презентацию медиацентра. Следующим этапом участникам¬ необходимо будет выполнить творческое зад-ание.
«Медиацентры недавно стали появляться массово в вузах нашей страны. Это новое коммуникационное движение. Хотелось бы, чтобы каждый медиацентр, имеющий свои наработки, передавал свои знания другим медиацентрам», - отметил исполнительный директор МАСТ Владимир Косенчук.
Победителей назовут в ходе II Всемирного конгресса молодежных медиа в октябре 2017 года. Лучшим медиацентрам вручат памятные статуэтки и специальные призы от партнеров конкурса.
Восемь российских вузов вошли в топ-1000 рейтинга Webometrics
Восемь российских вузов вошли в топ-1000 рейтинга Webometrics Ranking of World Universities, сообщает РИА Новости.
Лучшие результаты показали Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (216 место) и Санкт-Петербургский государственный университет (526 место).
Шесть попавших в рейтинг вузов представляют проект 5-100. Это Новосибирский государственный университет (548 место), НИУ «Высшая школа экономики» (699), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (802 место), Университет ИТМО (836), Московский физико-технический институт (871) и Томский государственный университет (969).
Рейтинг Webometrics выходит дважды в год, в конце января и в конце июля. В нем представлены около 25 тысяч вузов мира.
Проект по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100), в котором участвуют ведущие университеты страны, был запущен постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 года. Целью проекта является наличие к 2020 году пяти российских высших учебных заведений в числе 100 лучших вузов мира.
Успешность проекта будет оцениваться по трем наиболее авторитетным мировым рейтингам университетов — QS, Times Higher Education и ARWU.
Акция «Неделя Здоровья» стартует во всех Кубанских школах
Во всех школах края с 6 по 10 февраля 2017 года состоится акция «Неделя Здоровья», основной задачей которой является формирование у учащихся устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и ответственного к нему отношения.
Акция пройдет по основным направлениям для разных возрастных групп школьников:
1-4-х классы – профилактика заболеваний, организация рационального питания;
5-9-х классы – организация рационального питания, профилактика курения;
10-11-х классы – профилактика курения, обучение оказанию первой помощи.
На прошедшем 3 февраля 2017 года селекторном совещании в министерстве образования, науки и молодежной политики состоялось с муниципальными работниками системы образования и здравоохранения, которым были даны рекомендации по проведению мероприятия, его формах, использовании интересных методов его организации.
«Акция «Неделя здоровья» станет ежегодным мероприятием в кубанских школах. Здоровье каждого школьника очень ценно для нас», – сказала Татьяна Юрьевна Синюгина, министр образования, науки и молодежной политики. Алла Владимировна Бурлуцкая, заместитель министра здравоохранения, отметила, что у каждого ребенка, благодаря нашей совместной работе, должно укрепиться желание быть здоровым, сохранить свою жизнь от болезней. Вместе мы научим детей полезным навыкам сохранения своего здоровья.
Состоялось установочное совещание участников конкурса «Директор школы Кубани» в 2017 году»
На базе краевого института развития образования 3 февраля 2017 года состоялся краевой семинар по проведению конкурса «Директор школы Кубани».
Его участниками стали 44 директора школ – победители муниципального этапа, специалисты методических служб, члены жюри.
В ходе семинара выступил Сергей Сергеевич Приходько, призер Всероссийского конкурса «Директор школы – 2011», который вместе с коллегами обсудил содержание предстоящих конкурсных испытаний и критерии их оценивания. Андрей Васильевич Цветков, призер краевого конкурса «Директор школы Кубани – 2013», выступил с мастер-классом об особенностях подготовки к выступлению на сцене. Шевченко Андрей Владимирович, директор школы № 98 г. Краснодара, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2016», поделился с коллегами опытом подготовки ко всероссийскому конкурсу «Директор школы» и участия в нем.
Региональный этап конкурса стартует 13 февраля 2017 года.
Желаем всем участникам успехов и побед!
В «Вольной Кубани» прошел прием лауреатов читательского референдума
31 января в редакции независимой народной газеты Краснодарского края «Вольная Кубань» прошел торжественный прием лауреатов XX юбилейного общекраевого читательского референдума «Кубань-2016: «Человек года».
По традиции в самом начале мероприятия лауреатов и гостей приветствовал главный редактор газетно-радио-информационного комплекса Виктор Ламейкин. Он подчеркнул значимость момента: газета приближается к столетию, 20 лет из которых проводится читательский референдум.
В номинации «Авторитетный общественный деятель» победителем признан Сергей ДАНИЛЕНКО, председатель краевой организации профсоюза работников народного образования и науки РФ.
«Лучший младший воспитатель года»
2 февраля в детском саду №1 «Сказка» г.Приморско-Ахтарска впервые состоялся конкурс «Лучший младший воспитатель года». Организатором конкурса выступила районная организация Профсоюза.
Труд младшего воспитателя, как правило, незаметен, но крайне необходим. Многие мамы и папы не видят этих добрых и ласковых глаз, встречающих детей каждый день, не слышат, как их ребятишки делятся своими секретами с этими мудрыми женщинами, не знают, как по-матерински учат няни малышей уму-разуму и порядку – накрывать на стол, заправлять кровати, следить за внешним видом и многому другому. А ведь без них работать педагогам было бы намного сложнее. Группа, где помощник воспитателя неравнодушен к своему труду, – счастливая группа. Счастливы и педагоги, когда во всём можно опереться на ответственного, творческого, старательного, талантливого человека.
Пять младших воспитателей боролись за право стать победителем конкурса. Участницам предстояло продемонстрировать свои профессиональные навыки в конкурсных заданиях: «Здравствуйте, это Я», «Золотые ручки», «Умелые руки не знают скуки».
«Конкурс наряду с серьезным испытанием дает мощный импульс, как для профессионального, так и для личностного роста. Возможность «на других посмотреть и себя показать», почерпнуть полезный опыт работы, продемонстрировать свои способности. Уверен, что впервые состоявшийся конкурс станет доброй традицией!», - отметил Евгений Буренин, председатель Приморско-Ахтарской районной организации Профсоюза.
Победительницей конкурса признана - Дембовская Александра, младший воспитатель МБДОУ № 21 ст.Приазовской, получившая главный первый приз - путевку в Центр отдыха работников образования «Рассвет» г.Геленджика. Второе и третье место заняли Кривошеева Кристина, младший воспитатель МБДОУ № 21 и Денисюк Елена, младший воспитатель МБДОУ № 8. Все участники конкурса получили от районной организации Профсоюза денежные сертификаты.
Подбор материалов подготовлен
комитетом Краснодарской краевой территориальной
организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ