Информационный лист «Обзор печати за неделю» 12 декабря – 18 декабря 2016г.

Итоговое пленарное заседание общероссийского профсоюза образования

 15 декабря в Москве прошло итоговое заседание Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования. Участники пленарного заседания обсудили текущие вопросы повестки дня:

1. О задачах Профсоюза в современных социально-экономических условиях (доклад заместителя председателя Профсоюза Татьяны Куприяновой);

2. О прекращении и подтверждении полномочий членов Центрального Совета Профсоюза (информация председателя Мандатной комиссии Центрального Совета Профсоюза, председателя Липецкой областной организации Профсоюза Суровой Нелли);

3. Об организационно-финансовом укреплении Профсоюза, его межрегиональных, региональных, местных и первичных профсоюзных организаций (доклад заместителя председателя  Профсоюза Михаила Авдеенко);

 

4. О проценте отчисления членских профсоюзных взносов в Центральный Совет Профсоюза на 2017 год (доклад заведующего финансовым отделом аппарата Профсоюза – главного бухгалтера Профсоюза, члена контрольно-ревизионной комиссии Федерации независимых профсоюзов России Натальи Лебедевой);

5. Об утверждении сметы доходов и расходов Общероссийского Профсоюза образования на 2017 год (доклад заведующего финансовым отделом аппарата Профсоюза – главного бухгалтера Профсоюза, члена контрольно-ревизионной комиссии Федерации независимых профсоюзов России Натальи Лебедевой);

6. О внесении изменений в составы постоянных комиссий Центрального Совета Профсоюза (информация заместителя председателя Профсоюза Михаила Авдеенко);

В рамках пленума были оглашены решения по итогам прошедших 13 декабря заседаний постоянных Комиссий Центрального Совета Профсоюза, а лауреатам профсоюзной Премии имени В.М. Яковлева 2016 года - вручены соответствующие дипломы и медали.

Рейтинг востребованности вузов в РФ - 2016

Национальный рейтинг вузов РФ, который показывает их востребованность со стороны российской экономики, представлен в четверг, 15 декабря проектом "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня". 

В исследование вошли 446 вузов из 82 регионов страны. Оценка вузов проводилась по таким критериям, как востребованность подготовленных специалистов работодателями, коммерциализация интеллектуального продукта, производимого вузом, а также востребованность научно-исследовательского продукта (методика). 

В рейтинг востребованности вузов вошли государственные, ведомственные, муниципальные и частные вузы, осуществлявшие подготовку кадров по основным и дополнительным программам высшего образования. Среди них — 132 инженерных вузов, 89 классических университетов, 57 сельскохозяйственных вузов, 53 вузов из сферы управления, 68 гуманитарных вузов и 47 медицинских вузов. В исследование не были включены филиалы, высшие духовные учебные заведения, вузы сферы культуры и военного профиля. 

Рейтинг востребованности вузов в РФ - 2016 (инженерные вузы) 
Среди инженерных вузов (технических университетов), которые максимально широко представлены в данном исследовании, лидирует Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ". Вторую строчку рейтинга занимает Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. На третьем месте Самарский государственный технический университет. 

Рейтинг востребованности вузов в РФ - 2016 (классические вузы) 
Лидером рейтинга среди классических университетов, как и в прошлом году, стал Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. На втором месте Национальный исследовательский Томский государственный университет, занимавший в прошлом году третью позицию. Замыкает тройку лидеров Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, который по сравнению с прошлым годом поднялся сразу на 5 позиций. 

Рейтинг востребованности вузов в РФ - 2016 (сельскохозяйственные вузы) 
В номинации "сельскохозяйственные вузы", как и в прошлом году, лидируют Ставропольский государственный аграрный университет и Кубанский государственный аграрный университет. 

Рейтинг востребованности вузов в РФ - 2016 (вузы сферы управления) 
Среди вузов экономического, финансового и юридического профиля лидерами по востребованности стали Российская экономическая школа, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Международный университет природы, общества и человека "Дубна". Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" покинул тройку лидеров, сместившись на четвертое место. 

Рейтинг востребованности вузов в РФ - 2016 (гуманитарные вузы) 
Первые места среди гуманитарных (педагогических и филологических) вузов заняли Московский государственный психолого-педагогический университет, Московский городской педагогический университет и Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. 

Рейтинг востребованности вузов в РФ - 2016 (медицинские вузы) 
В номинации "медицинские вузы" лидируют Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Нижегородская государственная медицинская академия и Сибирский государственный медицинский университет. 
По мнению руководителя проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" Натальи Тюриной, данное исследование вызывает неподдельный интерес не только у работодателей, но и у российских абитуриентов, которые строят свой образовательный выбор на понимании того, где они будут работать после завершения учебы. "Делая свой выбор в пользу того или иного вуза, на первое место они ставят не столько бренд университета, сколько возможность получить востребованную профессию", — отметила она, добавив, что именно этим и объясняется успех данного рейтинга, который впервые был представлен "Социальным навигатором" в прошлом году, и сразу продемонстрировал крайне высокую читаемость. 

Как отметила эксперт, исследование показало, что в настоящее время в российских регионах можно получить не менее востребованное образование, чем в столице. Вместе с тем, по словам Натальи Тюриной, в современных условиях вузам необходимо с одной стороны максимально разворачиваться в сторону рынка труда и работодателя, а с другой — строить серьезную профориентационную работу со старшеклассниками. 

Как показали результаты данного исследования, по соотношению "доли выпускников, получивших направление на работу" лидируют сельскохозяйственные вузы страны – более 70% выпускников получают направление на работу. Наименее востребованы работодателями выпускники вузов сферы управления (в среднем около 25%). 

По показателю "доли средств в бюджете вуза от научных исследований", как и следовало ожидать, лидируют инженерные вузы страны. Доля их доходов от коммерциализации интеллектуальных продуктов составляет в среднем около 17% бюджетов вузов, в то время как сельскохозяйственные и медицинские вузы получают не более 8% доходов. 

Если рассматривать "индекс цитирования трудов сотрудников организации", то разрыв между разными типами вузов не столь очевиден: максимальные показатели у классических университетов (13,52%), а минимальные – у гуманитарных (9,62%). 

Как полагают эксперты, подобная трехсторонняя оценка показывает потребителям услуг высшей школы, каковы шансы получить подготовку, обеспечивающую конкурентоспособность на рынке труда, а также демонстрирует эффективность привлечения вуза к решению задач развития организаций, секторов экономики и территорий. 

Научный руководитель Приволжского филиала Федерального института развития образования, научный руководитель данного исследования Ефим Коган, комментируя результаты рейтинга, высказал мнение, что связь высшей школы с предприятиями в современных условиях рыночной экономики возможна только при наличии рыночного поведения самих университетов. 

"В действительности этого не происходит: университеты не видят себя полноценными агентами рынка и хозяйствующими субъектами", — сказал он РИА Новости, добавив, что вузы не имеют собственной инфраструктуры, способной профессионально взаимодействовать с предприятиями и государственными органами управления. По его мнению, университеты инертно участвуют в муниципальном и региональном строительстве, слабо погружены в социальные, экономические и культурные структуры своих регионов. 

Вместе с тем, по словам Ефима Когана, университеты – объединение интеллектуального ресурса территорий, и эффективное использование этого ресурса пошло бы всем на пользу. "С одной стороны вузы имели бы дополнительный доход, а с другой – формировали бы интеллектуальные продукты, меняющие экономику, производство и технологии", — подчеркнул эксперт.

Стратегический резерв 2016

15 декабря Председатель Федерации Независимых Профсоюзов России Михаил Шмаков дал официальный старт работе молодежного форума ФНПР "Стратегический резерв - 2016". 

- Профсоюзная молодежь должна бороться за повышение зарплат, достойные и безопасные условия труда, - отметил профсоюзный лидер в приветственном слове.

Далее между участниками форума и руководством ФНПР состоялась дискуссия о задачах молодежных профсоюзных структур, а также о борьбе с заемным трудом, положении в экономике и специфике трудовых отношений в ближайшем будущем.

 - Сегодня так быстро меняется мир, что невозможно всю жизнь проработать по одной специальности. Необходимо постоянное переобучение, освоение новых знаний, переориентация, - отметил Шмаков, заводя с молодыми активистами разговор об инициативе Международной организации труда "Будущее сферы труда".

В ходе беседы глава ФНПР напомнил, что в следующем году МОТ отмечает свое столетие, равно как сто лет исполняется и Великой октябрьской революции. По его мнению две эти даты символизируют два пути развития принципов трудовых и социальных отношений не только в прошлом, но и в будущем: революционный и партнерский.

- Никто лучше, чем молодое поколение, не сможет понять, как лучше создавать новые технологические условия, и как в них должны развиваться трудовые отношения. Ваша жизнь и ваши успехи в ваших руках, - резюмировал Михаил Шмаков.

В свою очередь, в своем выступлении, секретарь ФНПР Александр Шершуков призвал молодежь продемонстрировать на практике профсоюзные принципы, поддержав кампанию солидарности в поддержку коллектива "Примтеплоэнерго" и за смещение зарвавшегося директора.

14 декабря в Пятигорске прошел первый день работы молодежного форума Федерации Независимых Профсоюзов России «Стратегический резерв 2016». Первую лекцию, посвященную информационной политике в профсоюзах, провел секретарь ФНПР Александр Шершуков, поделившийся с собравшимися особенностями вовлечения людей в дискуссии вокруг социальных проблем и профсоюзной жизни. Один из постулатов лекции звучал следующим образом: мало рассказывать людям об экономике заработков и охране труда, необходимо обращаться к более тонким материям, вызывая у читателей, зрителей и собеседников живые эмоции. В частности, страна должна больше слышать о профсоюзных героях – тех, кто проводит успешные протестные действия, отбивая атаки работодателей и добиваясь для своих коллективов значительно больших зарплат и лучших условий работы.

Цикл лекций для участников молодежного форума продолжился выступлениями преподавателей и тренеров Пятигорского государственного университета. Так, доктор социологических наук Анжела Салогуб поделилась секретами того, как в эпоху перемен должен действовать настоящий лидер. В других аудиториях активистам разъяснили основы эффективной коммуникации, а также поговорили с ними на тему психологических нюансов управления организацией.

Официальное открытие молодежного форума «Стратегический резерв – 2016» состоится 15 декабря. В этот день перед участниками мероприятия выступит председатель ФНПР Михаил Шмаков, а также приглашенные государственные и общественные деятели федерального уровня. В рамках дальнейшей работы, которая продлиться 5 дней, активистам предстоит пройти ряд тренингов, поучаствовать в дискуссиях и семинарах на тему принципов молодежной политики, а также совершить восхождение на гору Эльбрус – высочайшую точку России и Европы.

 В Москве открылась IV национальная выставка «ВУЗПРОМЭКСПО-2016»

14 декабря 2016 г. в московском ЦВК «Экспоцентр» открылась IV национальная выставка «ВУЗПРОМЭКСПО-2016». Главная тема форума – развитие инновационного сотрудничества между институтами высшего образования, научными организациями и производственными предприятиями. На выставке свои научно-технические разработки представят 120 российских вузов.

В церемонии открытия «ВУЗПРОМЭКСПО-2016» приняли участие вице-премьер Правительства Российской Федерации А.В. Дворкович и Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева.

Глава Минобрнауки России, и.о. директора Департамента науки и технологии С.Ю. Матвеев и директор Департамента управления программами и конкурсных процедур М.С. Попов осмотрели выставку и оценили разработки российских вузов.

Заместитель Председателя Правительства отметил, что к настоящему времени выработаны приоритеты научно-технического развития страны.

«За эти годы сделано многое, чтобы показать и реализовать разработки, сделанные при участии российских вузов. Рассчитываем, что будут разработаны конкретные планы по реализации проектов. Надеюсь, Минобрнауки России сможет этот процесс возглавлять. Важно, чтобы традиция продолжалась», – подчеркнул А.В. Дворкович.

О.Ю. Васильева отметила, что отличительной чертой сегодняшней выставки является участие в ней академических вузов.

«Сегодня с уверенностью можно сказать, что наука должна стать ядром социально-экономического развития России. Именно вузовская наука за последнее время показала наиболее динамичный рост. Объем исследований и разработок, проводимых в стенах учебных лабораторий, увеличился за последнее десятилетие более чем в 5 раз. Численность исследователей достигла 46 тысяч человек, что сопоставимо с академическим сектором. Самое важное, что доля молодых исследователей составляет 63%», – пояснила О.Ю. Васильева.

 Справочно

Выставка продлится в течение двух дней – с 14 по 15 декабря – под эгидой Минобрнауки России. Важным событием выставки станет проведение ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Исследования и разработки –2016», где будут рассмотрены вопросы о перспективах развития отечественной прикладной науки и производства. Также будет традиционно представлена выставка студенческого научно-технического фестиваля «ВУЗПРОМФЕСТ». Тема этого года – инновации, наука и техника в сельском хозяйстве.

В Краснодаре прошла расширенная коллегия министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

15 декабря 2016 года в здании института развития образования Краснодарского края прошла четвертая расширенная коллегия министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.

В ней приняли участие вице-губернатор Анна Алексеевна Минькова, руководители муниципальных органов управлений образования, органов по делам молодежи, президиум совета директоров профессиональных образовательных организаций, члены совета директоров государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, руководители государственных бюджетных учреждений дополнительного образования

Говорили и о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Сегодня в крае более 30 тыс. детей и молодежи занимаются в военно-патриотических клубах и в поисковых организациях, классов казачьей направленности тоже становится больше. Но этой работой нужно заниматься постоянно.

«Нам нужно максимальную занятость наших подростков обеспечивать. И вообще, туристическое направление, разработка новых турмаршрутов, чем сегодня занимается наш центр краевой, это для муниципалитетов тоже очень важно. Уводим их в тур. Походы летом, полностью занимаем нашу молодежь. Школа полностью взяла на себя ответственность за детей. Это не образовательный, а воспитательный, полностью воспитательный процесс», — отметила Минькова.

Вице-губернатору показали и учебные аудитории в институте развития образования. Ежегодно около 17 тыс. педагогов проходят здесь курсы повышения квалификации, а весной выпускники школ досрочно сдают ЕГЭ

Также были рассмотрены вопросы:

  1. О результатах проверок деятельности муниципальных органов управления образованием.

  2. О работе образовательных и молодежных организаций по патриотическому воспитанию детей и молодежи и задачах на 2017 год.

  3. О ходе выполнения решения коллегии министерства образования и науки Краснодарского края от 23 октября 2015 года «О комплексе мер, обеспечивающих стратегическое развитие среднего профессионального образования Краснодарского края в 2016-2021 годах».

  4. О первоочередных задачах реализации федеральных государственных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью в муниципальных и государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Краснодарского края в 2017 году.

  5. Об утверждении плана работы министерства на 2017 год.

 
ЕГЭ-2017: Подготовка к экзамену по литературе

Разработчик контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена по литературе рассказывает об особенностях подготовки к ЕГЭ-2017 по этому предмету.

Главным условием успешной сдачи единого госэкзамена по литературе является хорошее знание содержания художественных произведений, входящих в обязательный список, а также умение анализировать текст лирического стихотворения. Следует помнить, что различного рода «краткие пересказы» классических сюжетов, как и чтение «по диагонали» могут лишь навредить экзаменуемому, так как многие из заданий нацелены на проверку знания сюжета и образной системы произведения, основного места действия и тому подобного.

Плохое знание литературного материала неизбежно отразится и в развернутых ответах, связанных с общей проблематикой предложенных текстов. Сказанное относится и к сочинению, один из критериев оценивания которого связан с наличием ссылок на текст рассматриваемого в работе произведения. 
Не менее важны знания по истории и теории литературы. Они отражают опыт, накопленный на уроках литературы и подкрепленный умением пользоваться при подготовке к экзамену различными учебно-справочными материалами (учебники, словари и тому подобное). 

«Одно из условий успешного выполнения заданий – хорошее владение сведениями о литературных направлениях, родах и жанрах, умение определять роль художественных средств в прозаическом и поэтическом тексте, терминологическая грамотность, то есть способность «говорить на языке предмета», - считает председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по литературе Сергей Зинин.
Наконец, учитывая тот факт, что основное место в экзаменационной работе по литературе занимают задания, требующие написания связного ответа, необходимо особое внимание уделить совершенствованию навыков письменного рассуждения на литературную тему. Эти навыки не формируются раз и навсегда, а требуют постоянного воспроизведения, своеобразного «тренинга». 

В период подготовки к экзамену писать нужно постоянно, обращаясь к программному материалу и пробуя свои силы в раскрытии тем различной направленности (анализ основного конфликта произведения, характеристика персонажей, выявление авторского отношения к героям и событиям, сопоставление произведений разных писателей на основе их сходства или различия и тому подобное).

При этом вовсе не нужно «прятаться» за мнение авторитетных критиков и ученых: для проверяющих работы экспертов не менее важно мнение самого пишущего, его умение размышлять над прочитанным. 
Успех на экзамене может быть достигнут только в том случае, если сам предмет глубоко и добросовестно изучен. 

Удачи на ЕГЭ-2017!

 

Подбор материалов подготовлен
комитетом Краснодарской краевой территориальной
организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ