Информационный лист "Обзор печати" 12 октября - 18 октября 2020г
VIII Съезд Общероссийского Профсоюза образования
14 октября, состоится второй очный этап Съезда. Делегаты от Краснодарской краевой организации Профсоюза прошли регистрацию и ожидают начала Съезда Профсоюза.
Главным событием очного этапа съезда должно стать утверждение новой редакции Устава Общероссийского Профсоюза образования.
Первый этап VIII съезда Профсоюза состоялся в городе Москве в очно–заочном режиме 20 марта 2020 года.
Заключено соглашение о сотрудничестве между краевой организацией Профсоюза и клиникой высоких технологий WMT
В рамках договора работникам отрасли образования края - членам Профсоюза предоставляется скидка в размере 10% на медицинские услуги согласно действующей ценовой политике клиники «WMT» (исключение составляют медицинские услуги отделения Эндоскопии).
Деятельность клиники высоких технологий WMT основывается на современном подходе к лечению и оздоровлению.
Важнейшими составляющими деятельности клиники являются:
• Технологии — возможность вылечить самые серьезные заболевания.
• Оборудование — чем оно современнее, тем быстрее и точнее будет диагноз.
• Врачи — их опыт, квалификация и владение новейшими методами лечения.
Клиника предлагает пациентам:
• Консультации лучших врачей-экспертов Краснодарского края.
• Диагностику на высокоточном оборудовании.
• Инновационное хирургическое лечение любой сложности.
• Экспертизу поставленного диагноза — второе мнение.
• Комплексное обследование Check-Up, включая онкоскрининг.
Желающим записаться на приём и лечение в клинику необходимо обращаться к председателям местных организаций Профсоюза, первичных профсоюзных организаций высшего и среднего профессионального образования.
Краевая организация по обращениям членов Профсоюза формирует список работников отрасли, нуждающихся в медицинском лечении. Оказание медицинских услуг со скидкой производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность и профсоюзного билета.
Подробнее о клинике: https://wmtmed.ru/
Состоялось очередное заседание Студенческого координационного совета края
13 октября, в режиме видеоконференции состоялось заседание Студенческого координационного совета, участие в котором приняли председатели, заместители председателей первичных профсоюзных организаций вузов Краснодарского края. Открыл заседание заместитель председателя краевой организации Профсоюза Экверхан Сурхаев.
Члены Совета обсудили изменения в структуре Совета, рассмотрели участие студенческих команд профсоюзных организаций вузов в окружной школе студенческих советов, конкурсе "Лучший студсовет ЮФО", а также участие волонтерского отряда в масштабной акции "Будем здоровы". Отдельно остановились члены Совета на участии во Всероссийском конкурсе "PROFбонус для всех и каждого".
Напомним, что СКС Краснодарского края успешно действует уже на протяжении 15 лет. Деятельность Совета направлена на представление интересов обучающихся, а также реализацию молодежной политики через развитие и укрепление студенческого профсоюзного движения.
Проект краевой организации "Профтехобразованию - 80 лет"
В год 80-летия системы профессионально-технического образования в России краевая организация Профсоюза реализует проект «Профтехобразованию - 80 лет». На профсоюзных информационных ресурсах будут размещаться материалы об учреждениях, деятельности их первичных профорганизаций, выдающихся выпускниках и профсоюзных лидерах.
ГБПОУ КК "Щербиновский индустриальный техникум"
На территории Щербиновского района осуществляет свою деятельность единственное профессиональное образовательное учреждение – Щербиновский индустриальный техникум.
1 сентября 2008 года открыло свои двери учащимся профессиональное училище № 21, самое юное в Краснодарском крае. С.Д. Борисенко – первый директор ГОУ НПО ПУ № 21 КК. В училище был организован учебно-воспитательный процесс для учащихся, в том числе детей с проблемами в развитии и детей-сирот.
Как в любом, вновь открывшемся учреждение, в учреждении происходило много различных изменений в течение такого короткого периода времени: в ноябре 2008 года учебное заведение возглавила С.Г. Човган. В 2010 году первые 32 дипломированных специалиста покинули стены профессионального образовательного учреждения.
С 2012 года руководит учреждением доцент А.А. Гребенник. В 2015 году профессиональное образовательное учреждение ПУ-21 было преобразовано в ГБПОУ КК «Щербиновский индустриальный техникум» и вышло на новый этап оказания профессиональных образовательных услуг. В учреждении открыты новые специальности: «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», «Технология продуктов общественного питания», открыто обучение по профессии «Слесарь по ремонту авиационной техники» - специалисты по ремонту летательных аппаратов востребованы на рабочих местах ремонтных авиазаводов Краснодарского края и России.
За период становления техникума количественный состав обучающихся увеличился с 200 студентов до 500 человек. В учреждении трудится 62 специалиста, из них 24 относящихся к инженерно-педагогическому составу. В 2018 учреждению присвоен Почётный знак качества как одному из лучших профессиональных образовательных учреждений России.
В 2018 году по инициативе работников и при поддержке директора в Щербиновском индустриальном техникуме создана первичная профорганизация, которую возглавила Е.И.Заяц. Стабильно высоким остается уровень профчленства - 90% работников являются членами Профсоюза.
Профсоюзная организация техникума сегодня - это гарантированная защита прав и интересов работников, контроль над выполнением трудового законодательства, разрешение трудовых конфликтов, контроль над безопасными условиями труда, материальная и социальная поддержки, правовая и юридическая помощь членам Профсоюза.
В 2020 году Щербиновский индустриальный техникум получил Сертификат о соответствии учреждения стандарту Реестра образования, как техникум, имеющий высокие показатели безупречного качества предоставляемых услуги и социальную активность в регионе и устойчивую позицию надёжности и конкурентноспособности.
Подведены итоги X Всероссийского семинара-совещания председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов
В рамках реализации социального партнёрства между Общероссийским Профсоюзом образования, министерством просвещения Российской Федерации и министерством науки и высшего образования Российской Федерации с 6 по 8 октября 2020 года проходил X Всероссийский семинар-совещание председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов, представителей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, курирующих вопросы профессионального образования на тему "Основные тенденции развития профессионального образования".
В целях недопущения увеличения риска заболевания новой коронавирусной инфекцией работа семинара-совещания в этом году проводилась в онлайн-режиме. В мероприятии приняли участие более 200 человек - председатели и заместители председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов из 146 высших учебных заведений страны, 30 представителей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза из всех федеральных округов России.
В работе семинара-совещания приняли участие: заместитель председателя краевой организации Профсоюза Экверхан Сурхаев, главный специалист по профессиональному образованию краевой орагнизации Профсоюза Алена Парфенюк, председатели первичных профорганизаций работников вузов края.
Перед участниками семинара-совещания выступили Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова, заместитель председателя Профсоюза Вадим Дудин, председатель Координационного совета председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов Профсоюза Магомед Магомедов, специалисты центрального аппарата Профсоюза.
Также в семинаре-совещании активное участие приняли социальные партнёры Профсоюза: представители Минобрнауки России, Минпросвещения России и ректорского сообщества страны.
В первый день онлайн-встречи с информацией о реализации государственной политики в сфере высшего образования выступил заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев. Он поприветствовал собравшихся от имени министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Фалькова, отметив, что "нынешняя непростая обстановка - не повод прекращать наши совместные усилия по совершенствованию системы высшего образования, системы социального партнёрства по защите прав участников образовательного процесса, по созданию тех условий, которые только и могут привести нас вместе к достижению национальных целей развития, которые поставил президент Российской Федерации в своём указе".
Выступление заместителя министра было посвящено ключевым проблемам и изменениям в работе образовательных организаций высшего образования в условиях сложной эпидемиологической ситуации в стране. Дмитрий Афанасьев выразил надежду на постоянную коммуникацию с Профсоюзом в поиске решений сложных вопросов, подтвердив готовность советоваться, использовать экспертное мнение и профсоюзные предложения в работе ведомства. Он поблагодарил Профсоюз за совместную работу и активное участие в разработке документов и разъяснительную деятельность, отметив высокую роль профсоюзных организаций вузов по контролю действий администрации при соблюдении мер безопасности в вузах, что в будущем должно позволить избежать роста распространения заболеваемости среди студентов, преподавателей и сотрудников.
Кроме этого, заместитель министра ответил на вопросы участников онлайн-совещания, в том числе о методике распределения контрольных цифр приёма на обучение за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета на конкурсной основе, и, как следствие, ослаблении ряда региональных вузов и усилении разрыва между ними, участии вузов в программе стратегического академического лидерства и многие другие.
По итогам обсуждения была достигнута договорённость о предоставлении Профсоюзу перечня нормативных правовых актов, которые находятся в завершающей фазе обновления и утверждения, с целью получения экспертного профсоюзного мнения и применения в работе первичными профсоюзными организациями.
В рамках семинара-совещания также обсуждались вопросы соблюдения трудовых прав работников в условиях дистанционного режима работы и проведения других мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, а также организация обучения в образовательных организациях высшего образования и действия Общероссийского Профсоюза образования в условиях пандемии.
Как показал мониторинг, проведённый КСП Профсоюза, в большинстве вузов при организации учебного процесса соблюдаются правила профилактики новой коронавирусной инфекции. Вместе с тем в 14% образовательных организаций выявлена нехватка средств индивидуальной защиты, предоставляемых вузом для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности рабочих мест преподавателей. Это связано с отсутствием целевого финансирования на реализацию антиковидных мероприятий по аналогии с финансированием противопожарных мероприятий. В результате совещания была достигнута договорённость о том, что вузы, имеющие дефицит средств для организации учебного процесса в соответствии с правилами профилактики новой коронавирусной инфекции, имеют возможность подать заявку на выделение дополнительного финансирования для реализации мер по предотвращению и профилактике распространения новой коронавирусной инфекции.
Во время диалога с заместителем министра науки и высшего образования Российской Федерации Андреем Омельчуком члены КСП Профсоюза обсудили вопросы финансирования основных направлений деятельности вузов, нормирования и оплаты труда в образовательных организациях высшего образования, включения в эффективный контракт руководителей вузов такого показателя, как доля профессорско-преподавательского состава, который получает среднюю заработную плату на уровне 200% и более от средней заработной платы по экономике региона, изменения практики заключения краткосрочных трудовых договоров с работниками из числа профессорско-преподавательского состава в образовательных организациях высшего образования и возможность регулирования таких вопросов в Отраслевом соглашении и коллективных договорах вузов.
В ходе дискуссии шла речь и о повышении качества договорного регулирования, ведомственной регистрации коллективных договоров, проблемах финансирования деятельности ведомственной лаборатории анализа эффективности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, а также о возможности использования средств субсидии на выполнение государственного задания на финансирование объектов социальной инфраструктуры вузов (санаториев-профилакториев, баз отдыха и т.п.).
На онлайн-встрече членов Координационного совета председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов Профсоюза совместно с президентом Южного федерального университета Мариной Боровской были рассмотрены состояние процесса внедрения и реализации системы "эффективного контракта" в вузах, результаты социологического исследования мнения преподавательского сообщества об итогах и перспективах его внедрения.
В рамках Всероссийского семинара-совещания социальные партнёры затронули вопросы реализации Отраслевого соглашения и совершенствования договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях высшего образования. С целью подготовки проекта нового Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021-2023 годы, состоялось обсуждение проекта соглашения в рабочих группах, в ходе которых были проанализированы предложения первичных профсоюзных организаций работников вузов.
Большое внимание на онлайн-совещании было уделено результатам и ходу реализации мероприятий федеральных проектов, входящих в национальный проект "Образование" (в части высшего образования).
О реализации федеральных проектов "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", "Новые возможности для каждого", "Экспорт образования", а также едином национальном проекте в сфере науки и высшего образования "Наука и университеты" участникам семинара рассказал заместитель директора Департамента проектной деятельности Минобрнауки России Иван Ефремов.
Вопрос функционирования вузов, как сетевого академического взаимодействия между университетами, индустриальными партнёрами и научными организациями при разработке и реализации программ опережающего спроса был подробно освещён директором Международной академии бизнеса Mendeleev, советником ректора Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева Александром Жидковым.
В заключительный день работы онлайн-совещания члены КСП Профсоюза, представляющие педагогические вузы страны, совместно с директором Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Минпросвещения России Андреем Милёхиным поговорили о функционировании отраслевых вузов, развитии педагогического образования и включении таких вузов в систему профессионального развития педагога.
Заместитель начальника отдела кадрового администрирования и охраны труда Минобрнауки России Василий Антонов рассказал участникам семинара об изменениях в нормативном правовом регулировании по вопросам охраны труда в образовательных организациях высшего образования. Подробно были рассмотрены изменения в процедуре проведения медицинских осмотров, финансовое обеспечение предупредительных мер по охране труда в 2020 году, а также вопросы системы управления охраны труда и оценки профессиональных рисков.
В ходе семинара-совещания его участники также обсудили итоги внедрения новой модели аттестации кадров высшей квалификации, складывающиеся практики реализации организациями права самостоятельного присуждения учёных степеней, модернизации аспирантуры, а также вопросы развития системы профессиональных квалификаций в сфере образования, применения профессионального стандарта в образовательных организациях высшего образования и совмещения процедуры аттестации обучающихся и независимой оценки квалификации.
Участники онлайн-мероприятия совместно со специалистами аппарата Общероссийского Профсоюза образования говорили и о внутрисоюзной работе - подробно был рассмотрен проект ""Профсоюзное образование": новый образ Профсоюза" и участие в нём первичных профсоюзных организаций работников вузов.
Впервые за 10 лет в связи с эпидемиологической ситуацией в стране традиционный формат Всероссийского семинара-совещания изменился, он прошёл в онлайн-режиме. И как показали три дня интенсивной работы, подобный формат взаимодействия не отразился на качестве предлагаемого материала и актуальности обсуждаемых проблем. Мероприятия семинара прошли с пользой, как для представителей Профсоюза, так и для многочисленых социальных партнёров.
Несмотря на сложности применения интерактивных методов коммуникации в дистанционном формате, участники семинара-совещания отметили, что онлайн-мероприятие состоялось в форме живого диалога с представителями отраслевых министерств и вузов по текущим проблемам в сфере высшего образования.
Проблемы профессионального роста молодых педагогов обсудили на форуме
9 и 10 октября в очно-дистанционной форме состоялся второй Всероссийский педагогический форум «Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества. Молодой педагог - учитель будущего».
Организаторы форума - Минпросвещения России, Московский педагогический государственный университет, Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий, Ассоциация развития педагогических университетов и институтов, Евразийская ассоциация педагогических университетов.
На форуме обсуждались вопросы профессионального роста, развития творческого потенциала молодых педагогов и способы решения актуальных задач подготовки будущих учителей. Участники мероприятия обменялись опытом, были представлены лучшие практики и модели поддержки молодых педагогов в профессиональном сообществе, в том числе в рамках молодежного педагогического движения, инициированного и организованного Общероссийским Профсоюзом образования.
На пленарном заседании прозвучало приветствие Председателя Общероссийского Профсоюза образования Галины Меркуловой. Обращаясь к организаторам и участникам мероприятия, Галина Ивановна, в частности, отметила: «Сфера образования как ключевой фактор развития человеческого капитала в современном информационном государстве преобразуется и всё более становится ресурсной сферой жизни общества. При этом проводимые Профсоюзом опросы педагогов свидетельствуют, что выполняемые учителями и другими педагогическими работниками трудовые функции усложнились и значительно расширились. Скорость изменения запросов государства и общества к образованию требует актуализации уже отработанных адаптационных механизмов. Именно поэтому сегодня столь важна трансформация образовательной системы в целом, и главное – её кадрового потенциала. Профсоюз считает, что необходимо использовать эти трансформации для поддержки достойного педагогического труда, особенно на этапе старта в профессии».
На форум зарегистрировались более 5 тысяч человек. Его участниками стали молодые педагоги, классные руководители, представители Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, научных и образовательных организаций высшего и среднего профессионального образованиях Российской Федерации и стран СНГ, реализующих программы педагогического профиля, образовательных организаций общего образования, организаций дополнительного профессионального образования.
В работе форума приняли участие сотрудники аппарата, эксперты Общероссийского Профсоюза образования, члены Совета молодых педагогов при ЦС Профсоюза, региональных советов.
На заседании секции "Эффективные практики региональных объединений молодых педагогов" выступила секретарь - зав. отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина. Она рассказала, что 8 лет назад масштабный опрос молодых педагогов показал: основные проблемы, которые их волнуют, - не низкая зарплата или трудности с жильем, а взаимоотношения с учениками, родителями школьников, вопросы адаптации в коллективе, неумение выступать перед публикой и так далее. 70% опрошенных собирались сменить место работы… Профсоюз протянул руку помощи молодым, потому что «хочет помочь им состояться в профессии, полюбить профессию и остаться в ней».
Заместитель заведующего отделом по вопросам общего образования Общероссийского Профсоюза образования Евгений Романенков поделился опытом профсоюзных проектов на секции «Профильная педагогическая подготовка в школе: практики реализации моделей педагогических классов в региональных образовательных системах».
На заседании секции "Региональные программы поддержки молодых педагогов: опыт и перспективы развития" с докладом о молодежном педагогическом движении под эгидой Профсоюза выступил главный специалист отдела по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Дмитрий Голубев. Он представил Совет молодых педагогов при ЦС Профсоюза, презентовал самые интересные мероприятия и проекты всероссийского и региональных объединений начинающих преподавателей.
Программа форума со ссылками на записи мероприятий: http://mpgu.su/pedagogicheskij-obrazovatelnyj-forum/programma-foruma/ .
В Минпросвещения России обсудили ситуацию по выплатам классным руководителям и участникам программы «Земский учитель»
Сопровождение участников программы «Земский учитель» должно быть индивидуальным. Об этом сообщил заместитель Министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк на совещании с регионами. Мероприятие проходило в формате видео-конференц-связи.
«Многие регионы проделали титаническую работу, и в настоящее время по программе «Земский учитель» закрыто уже более 90 процентов от общего количества вакансий: из 1803 вакансий закрыто 1662. Для нас важно, чтобы учителя, подписавшие договор, приступили к работе и получили свои компенсационные выплаты», – заявил Виктор Басюк.
Он отметил, что ежемесячный мониторинг того, как педагоги работают по программе «Земский учитель», проводит и Минпросвещения, и сами регионы. При этом участникам программы требуется индивидуальное сопровождение.
На совещании также обсуждались вопросы выплаты педагогам за классное руководство.
Заместитель Министра обратил особое внимание на то, что средства должны начисляться в первых числах месяца, и призвал вести постоянную работу с региональными казначействами.
«Сохраняйте существующие региональные выплаты, все вопросы должны быть чётко отработаны и зафиксированы в нормативно-правовых актах», – резюмировал он.
Горячая линия Минпросвещения поможет родителям в борьбе с ложной информацией
Единая горячая линия Министерства просвещения, запущенная с начала 2020 года и оказавшая за это время более 90 тысяч адресных консультаций родителям и педагогам, теперь также помогает бороться с распространением ложной информации по образовательной тематике.
В ряде каналов коммуникаций, включая СМИ, соцмедиа и, прежде всего, родительские чаты в популярных мессенджерах, на регулярной основе распространяются недостоверные сведения и слухи о работе образовательных организаций, не имеющие ничего общего с принимаемыми мерами и развитием системы образования. Так, в частности, в последние дни увеличились перепосты ложных сообщений о якобы голосованиях по теме дистанционного обучения на постоянной основе, а также встречались публикации, призывающие к некоему «голосованию» против не существующих в действительности нормативных правовых актов.
За последние 24 часа более 100 звонков подобной тематики были приняты и обработаны специалистами, всем обратившимся даны соответствующие разъяснения и консультации.
Министерство подчёркивает, что введение дистанционного обучения на постоянной основе ранее не обсуждалось и не рассматривается сейчас и никаких планов на этот счёт нет, а подобные сообщения – лишь очередная провокационная попытка привести к социальной напряжённости. Подобные попытки распространить заведомо ложную информацию были зафиксированы и ранее, в период окончания прошлого учебного года.
«Мы продолжаем вместе с регионами вести открытое консультирование родителей по любым вопросам, связанным с работой образовательных организаций, любые решения всегда общедоступны, и, если вы сталкиваетесь со ссылками на некие источники или данными от неустановленных лиц или чьих-то «знакомых», то, скорее всего, вы имеете дело с недостоверной информацией. Родительские чаты сегодня – важная среда коммуникации, и их популярность наглядно показывает интерес наших граждан к вопросам образования. Однако именно там по понятным причинам могут зарождаться подобные слухи. Наши эксперты и специалисты горячей линии всегда на связи, и наши информационные ресурсы всегда наполнены актуальной и проверенной информацией», – отметил Министр просвещения Сергей Кравцов.
Минпросвещения призывает родителей пользоваться официальными источниками информации, прежде всего сайтом Министерства, а также сайтами региональных органов управления образованием. Информация о работе школ, каникулярном времени и иных режимных мерах, принимаемых образовательными организациями, всегда общедоступна и открыта.
Горячая линия Министерства просвещения: 8 (800) 200-91-85
Подобные горячие линии по вопросам образования также действуют во всех регионах страны.
Дмитрий Глушко: «Программы предпринимательства – важная часть современного образовательного процесса»
Школьную программу нужно дополнять практическими межпредметными знаниями и навыками, которые соответствуют актуальным запросам рынка труда. Об этом заявил первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Дмитрий Глушко на презентации обучающего курса «Стать предпринимателем. Бизнес в стиле Z».
«Вместе с глубокими знаниями предметных областей, которые всегда были и остаются традиционными для отечественной системы образования, сегодня мы помогаем школьнику научиться командной работе, проектной деятельности, выстраиваем образовательную программу так, чтобы максимально раскрыть креатив школьника и помочь ему выстроить карьерную траекторию предпринимателя. И программы предпринимательства здесь являются очень важной частью современного образовательного процесса. Нам важно, чтобы школа давала ребёнку не просто набор знаний, а помогала использовать это всё на практике и применять в жизни», – подчеркнул он.
Первый заместитель Министра напомнил, что продолжается работа по обновлению федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе и по основам предпринимательской деятельности.
«Если школьник проявляет интерес к созданию собственных бизнес-проектов, безусловно, система образования должна предоставить ему возможность получить необходимые знания и сформировать определенные навыки, которые позволят развивать собственный проект», – прокомментировал Дмитрий Глушко.
Минпросвещения поддерживает проекты, связанные с обучением предпринимательству. С этого года запущена серия обновленных уроков для школьников, в которых принимают участие представители и эксперты ведущих компаний ИТ-индустрии. Также на базе детских технопарков «Кванториум» проводятся регулярные мастер-классы по предпринимательству, где школьники могут создавать свои стартапы, ощутимые результаты приносит и кружковое движение НТИ, которое поддерживается Министерством просвещения.
Социальное предпринимательство также становится всё более популярным среди молодёжи.
«Хочу привести такой пример: школьник из Рыбинска Дмитрий Шевелёв, учащийся одного из наших «Кванториумов», не только создал средство защиты из маски для подводного плавания, но и после того, как она доказала свою надёжность, напечатал на 3D-принтере более 100 штук и передал их в местную больницу. Такие проекты важны в качестве примеров для того, чтобы другие школьники могли попробовать и реализовывать свои проекты в социальном предпринимательстве», – резюмировал Дмитрий Глушко.
Сергей Кравцов пообщался с победителями международных олимпиад
Качество образования в нашей стране является одним из лучших в мире. Об этом сообщил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов на встрече с медалистами международных олимпиад 2020 года. В мероприятии также приняли участие помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко, заместитель Министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.
С Министром пообщались ребята, завоевавшие золотые и серебряные медали на международных олимпиадах этого года – 52-й Международной химической олимпиаде, 31-й Международной биологической олимпиаде, 32-й Международной олимпиаде по информатике, 61-й Международной математической олимпиаде, а также тренер сборной Российской Федерации по математике, учитель математики Президентского физико-математического лицея № 239 Кирилл Сухов.
«В этом году мы показали очень хороший результат, прекрасный результат, один из лучших в мире. По биологии наша страна вошла в тройку лидеров, обогнав такие страны, как Япония, Италия и Южная Корея. По математике мы вторые, тоже очень серьёзный результат. Мы обогнали США, Южную Корею, Сингапур, который по всем международным исследованиям занимает первое место по качеству общего образования. По информатике мы обогнали США, Великобританию, Южную Корею, Японию. Очень надеюсь, что, когда вы закончите вуз, свою жизнь посвятите науке и будете лучшими», – сказал Министр.
Сергей Кравцов обсудил с призёрами интересующие их вопросы о проведении заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников для тех ребят, которые не смогли принять в нём участие из-за эпидемиологической ситуации, а также о том, насколько возможен переход образования в дистанционный формат.
«В части школ (а зона нашей ответственности – это, прежде всего, общеобразовательные учреждения) – никаких планов по переходу на дистанционное обучение в масштабах всей страны быть не может. Потому что традиционную систему образования ничто не заменит», – заявил Министр.
Он также сообщил, что прорабатывается вопрос о проведении финала Всероссийской олимпиады школьников в «Сириусе». В нём примут участие финалисты прошлого и текущего учебного года.
В свою очередь, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, обратившись к ребятам, посоветовал им помогать тем, кто рядом. Он предложил призёрам взять на себя работу с подрастающим поколением.
Помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко поздравил ребят и пожелал запомнить победу в олимпиаде как шаг, который дал им возможность двигаться дальше.
До конца этого года в крае достроят девять школ и два детских сада
Со следующего года по поручению Вениамина Кондратьева возведение всех соцобъектов будет вестись в рамках Единой государственной программы.
На планерном совещании по вопросам социально-экономического развития Краснодарского края обсудили создание новых социальных объектов.
– Задача строить не менее 10 школ каждый год не снимается. По-другому мы проблему с дефицитом мест не разошьем. В целом строительство, школ, детсадов, объектов здравоохранения остается на особом контроле. Эта защищенная строка в бюджете, – подчеркнул Вениамин Кондратьев.
Первый вице-губернатор Кубани Андрей Алексеенко добавил, что за последние пять лет в крае изменен подход в строительной сфере, усилен контроль за работой подрядчиков. В результате с 2015 года удалось открыть 41 новых школ, создать более 15 тысяч мест в детских садах.
– В текущем году уже построено и введено в эксплуатацию 8 объектов: 5 школ и 3 детских сада. До конца года 2020 года будет достроено еще 9 школ и 2 детских сада, 5 спортивных комплексов, – доложил первый замглавы региона.
В целом в регионе одновременно ведется строительство 54 социальных и коммунальных объектов. Из них в следующем будут завершены 9 школ, 5 детских садов, 6 спортивных комплексов, 10 центров единоборств и 1 бассейн.
– С 2021 года строительство всех соцобъектов будет вестись в рамках Единой государственной программы. Единый контроль за ходом строительства возложен на департамент строительства Краснодарского края, – сказал Андрей Алексеенко.
Общую координацию будет осуществлять министерство экономики Краснодарского края, в том числе планирование приоритетности объектов, исходя из потребности муниципалитетов. При этом ответственность за качество строительства, соблюдение сроков сдачи соцобъектов с глав муниципалитетов не снимается.
Пресс-служба администрации Краснодарского края
Образовательные организации обяжут трудоустраивать целевиков
С 1 января 2021 года в России вводятся новые правила целевого обучения в колледжах и вузах
В частности, учебные заведения будут обязаны возвращать расходы федерального, регионального или муниципального бюджета в случаях, если они выступили заказчиком целевого обучения, но не трудоустроили выпускников. В настоящее время эти нормы действуют для всех организаций, которые направляют абитуриентов на учебу, за исключением образовательных.
Количество бюджетных мест на целевое обучение, выделяемое регионам, будет согласовываться с органами государственной власти субъектов. Абитуриенты, поступающие по целевому направлению в учебное заведение, проходят обучение бесплатно. По окончанию ВУЗа и колледжа, выпускник должен отработать не менее трех лет в организации, которая его направила.
«Регионы смогут определять специальности, на которые будут выделены квоты на целевое обучение, ориентируясь на рынок труда. За счет бюджетных средств студенты ВУЗов и колледжей будут обучаться тем профессиям, которые востребованы, и в которых нуждаются муниципалитеты. Ранее за нарушение договора целевого обучения несли ответственность заказчик, при отказе в трудоустройстве выпускника и сам целевик, в случаях, если он отказывался работать в организации, которая его направила на обучение. С нового года ответственность за трудоустройство выпускников будет возложена и на учебные организации. В тех случаях, если университеты и колледжи выступили заказчиками обучения, они будут обязаны предоставлять место работы своим выпускникам, в противном случае им придется вернуть полученные средства в бюджет» — прокомментировала депутат Государственной Думы, Председатель Краснодарского краевого профобъединения Светлана Бессараб.
Объявлены даты итогового сочинения и собеседования по русскому языку для выпускников
Итоговое сочинение для одиннадцатиклассников пройдет 2 декабря этого года, собеседование по русскому языку для девятых классов – 10 февраля 2021 года. Об этом сообщили в пресс-службе Рособрнадзора.
“Допуск к ГИА-11 (итоговое сочинение): основной срок (первая среда декабря) – 2 декабря 2020 года, дополнительный срок 1 (первая среда февраля) – 3 февраля 2021 года, дополнительный срок 2 (первая рабочая среда мая) – 5 мая 2021 года”, – цитирует ТАСС сообщение ведомства.
Итоговое собеседование по русскому языку в основной срок пройдет 10 февраля 2021 года, дополнительные сроки назначены на 10 марта и 17 мая. Прохождение вышеперечисленных испытаний является обязательным условием допуска к государственной итоговой аттестации для выпускников 9 и 11 классов.
Напомним, ранее Минпросвещения России представило проект единого расписания ЕГЭ в следующем году. В соответствии с этим документом, планируется, что в 2021 году экзамены традиционно пройдут в три этапа: досрочный – с 22 марта по 16 апреля, основной – с 24 мая по 1 июля и дополнительный – с 3 по 17 сентября. Начнутся досрочный и основной периоды ЕГЭ с экзаменов по географии, литературе и химии.
ОГЭ также планируется провести в три этапа: досрочный – с 20 апреля по 14 мая, основной – с 21 мая по 1 июля и дополнительный – с 3 по 22 сентября.
В пресс-службе Рособрнадзора уточнили, что заявления на участие в ЕГЭ принимаются до 1 февраля 2021 года, на участие в ОГЭ – до 1 марта 2021 года.
В Госдуме предложили ввести изучение истории отечественного спорта в школе
Председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Борис Пайкин предложил ввести в школах программы по истории отечественного спорта. Соответствующее предложение депутат отправил в министерство просвещения РФ, сообщили в пресс-службе комитета.
По мнению депутата, в рамках школьных уроков физкультуры необходимо ввести теоретические программы по истории отечественного спорта. Он отметил, что “молодежь не знает и не помнит имен прославленных спортсменов, практически не знакома со спортивными достижения и победами своих предков даже в недалеком прошлом”.
При этом, победы и призовые места спортсменов школьники часто ассоциируют исключительно с большими гонорарами. По словам Бориса Пайкина, это подтверждают результаты исследований и опросов, а также отзывы учителей.
“Необходимо во что бы то ни стало переломить такое восприятие в сознании молодежи, рассказать им о героических победах наших спортсменов в легкой атлетике, баскетболе, футболе, хоккее, лучших вехах отечественного спорта”, – цитирует РИА Новости главу профильного комитета.
Борис Пайкин отметил, что курс по истории отечественного спорта должен быть облегченным и кратким, возможно, факультативного характера, чтобы не перегружать школьную программу.
“А если галереи школьных спортивных залов будут украшать портреты выдающихся отечественных спортсменов, это еще лучше укрепит в сознании школьников образы наших спортивных героев, способствует воспитанию патриотизма, гордости за страну у молодежи”, – заключил депутат Госдумы.
Для некоторых ребят это станет дополнительным стимулом к достижению спортивных целей.
Минпросвещения разработает новый порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников
Министерство просвещения России намерено разработать новый порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников. Об этом заявили в пресс-службе ведомства, комментируя информацию о том, что Генеральная прокуратура взяла под контроль соблюдение прав детей при проведении олимпиады.
“Работа над новым порядком проведения Всероссийской олимпиады школьников – плановая работа, инициированная министерством еще в начале этого года и находящаяся на завершающей стадии”, – цитирует ТАСС сообщение пресс-службы Минпросвещения.
Разработка нового порядка проходит в тесном сотрудничестве с заинтересованными органами и ведомствами, включая Генпрокуратуру.
Новый порядок сделает процедуру проведения олимпиады более технологичной и прозрачной. В том числе будет использован опыт проведения ЕГЭ. Также будет нормативно закреплена ответственность организаторов на каждом этапе олимпиады.
Ранее в Генпрокуратуре заявили, что действующий порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников “не отвечает современным реалиям и не в полной мере учитывает требования антикоррупционного законодательства”. При этом создаются предпосылки к ущемлению гарантированного законом “Об образовании в РФ” права детей на развитие своих творческих способностей и интересов посредством участия в олимпиаде.
Уточняется, что по требованию Генпрокуратуры Министерство просвещения России разработает новый порядок проведения состязания, в целях активизации этой работы внесен акт прокурорского реагирования. Ситуация находится на постоянном контроле генпрокурора России Игоря Краснова.
Педагогические вузы подвели итоги приемной кампании
Российские педагогические университеты подвели итоги вступительной кампании. Её главными особенностями стали упрощенный прием документов в электронной форме, увеличение бюджетных мест и проведение некоторых испытаний в дистанционном формате.
Лидером по количеству заявлений от абитуриентов стал Московский педагогический государственный университет. Из 71 493 зарегистрированных заявлений наибольшее количество (19 945 заявлений) было подано на направление “Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)”. Также в пятёрку самых востребованных направлений среди абитуриентов вошли “Педагогическое образование” и “Лингвистика”. Конкурс на очную форму обучения по программам бакалавриата составил 24 человека на место. Всего в вуз поступили 7220 человек, включая двух чемпионов Сурдлимпийских игр, 30 мастеров спорта.
В Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена отмечают значительный рост количества поданных заявлений по сравнению с прошлым годом и связывают это с электронной подачей документов. В этом году в педвузе также увеличилось количество бюджетных мест, а средний балл ЕГЭ абитуриентов вырос почти на 1% и составил 79,8 балла.
Также по сравнению с прошлым годом значительно увеличилось число поступающих в Новосибирский государственный педагогический университет – с 5285 до 8602 человек. Наивысший средний балл ЕГЭ (87,17) – на направлении “Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)”, профили “Иностранный (английский) язык и Иностранный (испанский) язык”.
Воронежский государственный педагогический университет проводил вступительные испытания по общеобразовательным, творческим и профессиональным дисциплинам в дистанционном формате. Так, абитуриенты факультета искусств и художественного образования использовали платформу Zoom для прохождения творческих вступительных испытаний. ВГПУ также зафиксировал более высокий по сравнению с прошлым годом средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисленных на первый курс на бюджетной основе, – он составил 73,3 балла.
Армавирский государственный педагогический университет расширил географию поступающих благодаря электронной форме подачи документов и успеху своего дистанционного проекта “АГПУ в онлайн”. В этом году в университет в том числе поступили ребята из Белгородской, Московской, Челябинской областей, Приморского края, Республики Башкортостан, Санкт-Петербурга.
Расширить географию абитуриентов удалось и Российскому государственному профессионально-педагогическому университету. В педвуз подали документы из 57 регионов России, в том числе из Московской области, Республики Крым, Забайкальского края и Калининградской области. Были зачислены абитуриенты из 22 регионов России.
В Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского также зафиксировали повышение проходного балл на большую часть образовательных программ. Кроме того, в этом году университет стал вторым среди вузов Ярославской области по востребованности и конкурсу на одно бюджетное место.
В этом году подробную информацию об итогах вступительной кампании можно посмотреть на федеральном портале “Российское образование“.
Регионам выделят 12 млрд рублей на создание новых мест в школах
Правительство России выделит почти 12 млрд рублей на создание новых мест в школах в четырех регионах, где наблюдается их дефицит и сохраняется трехсменное обучение. Об этом сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин, открывая заседание кабмина.
По его словам, средства будут направлены тем регионам, где вопрос стоит особенно остро. Среди них премьер-министр назвал Бурятию, Дагестан и Чечню. Там школьники продолжают учиться в три смены. Средства также получит Ингушетия, где трехсменное обучение ликвидировано, но потребность в дополнительных местах “довольно высока”, пояснил премьер.
“За счет перераспределения бюджетных ассигнований эти регионы дополнительно до конца следующего года в общей сложности получат почти 12 млрд рублей”, – цитирует главу правительства пресс-служба ведомства.
Он также напомнил, что президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал необходимость ликвидации третьей смены в школах, чтобы у каждого ребенка в стране была возможность учиться в хороших условиях.
“Для этого строятся современные школы. И за счет ввода новых школьных мест в регионах третья смена будет ликвидирована”, – подчеркнул Михаил Мишустин.
Владимир Путин поручил внепланово проверять питание в школах
Президент России Владимир Путин поручил Роспотребнадзору проводить внеплановые проверки образовательных организаций и поставщиков продуктов в них для обеспечения качественного питания школьников. Об этом говорится в перечне поручений главы государства, составленного по итогам совещания с членами правительства, состоявшегося 29 сентября.
“Роспотребнадзору в целях обеспечения качественного питания обучающихся, осваивающих программы начального общего образования, проводить внеплановые проверки соответствующих образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов”, – говорится в документе, опубликованном на сайте Кремля.
Первый доклад по итогам проверок необходимо будет предоставить до 15 ноября. Далее – ежеквартально.
Помимо этого, глава государства поручил полномочным представителям в регионах постоянно проводить мониторинг обеспечения питанием школьников и студентов колледжей, а также тех, для кого предусмотрены отдельные меры поддержки. Владимир Путин рекомендовал уделить особое внимание качеству продуктов и сохранению объемов финансирования на указанные цели. Доклад необходимо предоставить до 30 ноября, далее – ежеквартально.
В России появятся профстандарты по профессиям будущего
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о реализации пилотного проекта по разработке профстандартов по перспективным профессиям будущего, в том числе в области искусственного интеллекта. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
“Реализовать с 1 ноября 2020 года по 1 ноября 2021 года пилотный проект по ускоренной разработке профессиональных стандартов по перспективным профессиям будущего и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов, а также соответствующих образовательных программ”, – говорится в документе.
Премьер также утвердил план мероприятий и правила реализации проекта. Реализация мероприятий, предусмотренных постановлением, возложена на Минтруд РФ, Минобрнауки РФ, Минпросвещения РФ и профильные некоммерческие организации.
В документе указано, что перспективными профессиями будущего “признаются профессии в области технологий искусственного интеллекта и в области игровых и образовательных сред”.
Михаил Мишустин дал поручения по повышению доступности среднего профессионального образования
Председатель Правительства России Михаил Мишустин дал ряд поручений, связанных с переподготовкой граждан, лишившихся работы из-за пандемии, а также с повышением доступности среднего профобразования для людей с инвалидностью.
В частности, согласно документу, размещенному на сайте кабмина, поручено проработать предложения по реализации в 2021 году программ профессионального обучения и дополнительного профобразования для граждан, пострадавших от пандемии коронавируса. Профильные ведомства должны представить свои идеи до 20 ноября.
Министерству просвещения и Минтруду нужно совместно с организацией “Ворлдскиллс Россия” и советами по профессиональным квалификациям проработать вопрос о расширении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, по которым проводится демонстрационный экзамен. Предложения по этому вопросу нужно представить до 15 ноября.
Поручено также расширить состав участников соревнований профмастерства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья “Абилимпикс”.
Профильные ведомства должны вместе с регионами принять меры по повышению доступности программ среднего профобразования для указанной категории граждан и их приему в образовательные организации.
Перечень поручений составлен по итогам рабочих поездок Мишустина в Марий Эл, Чувашию и Ростовскую область.
В СПЧ предлагают помочь нуждающимся семьям с покупкой детям компьютеров для учебы
Глава Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) Валерий Фадеев считает, что в РФ нарушается статья конституции о бесплатном образовании, так как не все семьи могут позволить себе оборудование для дистанционного образования.
Валерий Фадеев направил письма вице-премьеру РФ Татьяне Голиковой и главе комитета Госдумы по образованию и науке Вячеславу Никонову с просьбой представить предложения по более гибкому переходу на дистанционное обучение и по решению проблемы с обеспечением малоимущих семей компьютерной техникой и оплаты им интернет-трафика.
“В условиях удаленки приходится покупать компьютеры. Компьютеры не дешевые. Как мне говорят специалисты, компьютер, который может нормально “тянуть” интернет для уроков, разных презентаций, он стоит 30-40 тысяч рублей. И это деньги. Сегодня в России порядка трех миллионов школьников из малообеспеченных семей, это бедные семьи. А если в семье три школьника, где же взять сто тысяч рублей – это очень большие деньги”, – цитирует Валерия Фадеева РИА Новости.
Также глава Совета по правам человека при президенте РФ затронул проблему стоимости трафика, которая составляет примерно от 500 до 1,5 тысячи рублей в месяц с одного компьютера, и, если взять в среднем одну тысячу на 10 миллионов школьников, которые находятся на удаленке, получится 10 миллиардов рублей в месяц. При этом, если дистанционное обучение продлится три месяца, как было весной, сумма увеличится до 30 миллиардов рублей.
“Сегодня мы направили предложения в правительство РФ и Госдуму на эту тему. Это крайне несправедливая ситуация. И здесь, мне кажется, очевидным образом нарушается 43-я статья конституции о бесплатном общем образовании”, – отметил глава СПЧ.
Валерий Фадеев подчеркнул, что, по его мнению, государство должно участвовать в решении проблемы. Он отметил, что Минпросвещения сообщало о покупке десятков тысяч компьютеров для детей из малообеспеченных семей, тогда как их несколько миллионов.
“Когда мы говорим: “Давайте найдем способ обеспечить малообеспеченные, по крайней мере, бедные семьи компьютерами?”, нам отвечают: “Нет, это большие деньги”. Я говорю, что граждане же платят, платите и вы. Да, это несколько десятков миллиардов рублей, но для российского государства это не какие-то неподъемные деньги. Я считаю, что сложилась несправедливая ситуация, когда люди платят за компьютеры, за трафик, а государство говорит: “Это ваши проблемы”. Что касается компьютеров, Минпрос сообщил, что несколько десятков тысяч компьютеров с помощью благотворительных фондов было куплено и роздано в малообеспеченные семьи. А детей малообеспеченных три миллиона”, – подчеркнул глава Совета по правам человека при президенте РФ.
Минобрнауки России планирует упростить получение грантов для вузов и НИИ
Министерство науки и высшего образования предлагает в ряде случаев упростить получение грантов научными и образовательными организациями. Соответствующий законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Правило об отмене конкурсов на гранты будет действовать для образовательных и научных организаций, которые ранее уже выиграли конкурсы на реализацию различных проектов с бюджетным финансированием. Сейчас им приходится преодолевать еще один барьер для получения средств. Минобрнауки предлагает его устранить, сообщает “Парламентская газета”.
В пояснительной записке говорится, что законопроект упростит процедуру и для научно-образовательных центров (НОЦ). Это инновационные площадки, объединяющие образовательные и научные организации с бизнесом. В 2019 году было создано пять НОЦ — в Пермском крае, а также в Белгородской, Кемеровской, Нижегородской и Тюменской областях. Всего до конца 2024 года их должно появиться не менее 15.
В проекте бюджета на следующую трехлетку кабмин заложил средства на развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в рамках нацпроекта “Наука”. Деньги пойдут на строительство новых современных научно-исследовательских судов неограниченного района плавания. В 2021 году финансирование превысит плановые показатели на 5,6 млрд рублей и в 2022 году — на 3,5 млрд.
Министр просвещения РФ еще раз подтвердил, что локдауна в системе образования не будет
Образовательный процесс сохраняется на территории всей России, речи о локдауне в системе образования не идет, заявил министр просвещения Сергей Кравцов.
“Особо подчеркну, что ни о каком локдауне в системе образования речи не идет, образовательный процесс сохраняется на территории всей России. Москва и другие регионы продолжают работу, необходимую для защиты здоровья, исходя из той ситуации, которая сложилась, а также опираясь на рекомендации и требования органов здравоохранения. Меры от региона к региону разнятся в зависимости от конкретной эпидемиологической ситуации”, – цитирует министра просвещения ТАСС.
Сергей Кравцов отметил, что при принятии тех или иных решений, касающихся организации в школе учебного процесса, должен рассматриваться каждый конкретный случай. Министр также сообщил, что примерно 0,31% российских школ закрыты на карантин из-за коронавируса, 0,22% – из-за ОРВИ и гриппа.
“По последним данным, количество школ, закрытых на карантин в связи с ситуацией с COVID-19, колеблется на показателе немногим более 100-110 школ. Сейчас это примерно 0,31% от всех школ страны – ситуация контролируемая”, – сообщил Сергей Кравцов. Он добавил, что в связи с сезонными заболеваниями ОРВИ и гриппа закрыты 88 школ.
В Рособрнадзоре не оценили идею выпускного экзамена для начальной школы
Рособрнадзор не считает нужным вводить выпускной экзамен для начальной школы для перехода в пятый класс, заявил глава ведомства Анзор Музаев. Об этом сообщил глава ведомства в ходе ежегодной всероссийской встречи с родителями учащихся школ и вузов, которая проходит в онлайн-формате.
“Начальная школа имеет свои особенности и, переходя в пятый класс, а ими занимается, как правило один учитель, он четко понимает готовность ребенка к преодолению следующей ступени, поэтому никаких дополнительных испытаний, экзаменов мы не планируем и даже не обсуждаем. Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это другое. Мы не выставляем оценок за ВПР, школа сама решает, использовать ли эти результаты при выставлении четвертной и годовой”, – заявил Анзор Музаев в ходе ежегодной всероссийской встречи с родителями учащихся школ и вузов, которая состоялась в ТАСС.
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев обсудил с родителями организацию и проведение ЕГЭ -2021, ГИА-9 и всероссийских проверочных работ (ВПР), а также международных и национальных исследований качества образования.
Эксперты обсудили роль цифровых технологий в формировании культуры здорового образа жизни школьников
Ведущие российские эксперты в сфере школьного образования и возрастной физиологии, представители московской родительской общественности и бизнеса обсудили перспективные электронные образовательные материалы и инструменты, направленные на формирование полезных привычек у детей и подростков. Дискуссия состоялась в рамках пресс-брифинга «Цифровые образовательные технологии, которые помогают формировать культуру здорового образа жизни», организованного «Нестле Россия» и Институтом возрастной физиологии РАО.
По мнению участников встречи, цифровизация помогает школьникам быстрее адаптироваться к динамичным условиям современной жизни. Но чтобы привить практические навыки здорового образа жизни важно, чтобы digital-инструменты мотивировали ребенка на реальные действия, связанные с заботой о здоровье.
Цифровые технологии стали нормой жизни. Представить современное образование без них невозможно, однако на данном этапе больше внимания уделяется обучающим, а не воспитательным digital-проектам. На этом направлении пока остаются пробелы, и крайне важно заполнить их качественным информационным контентом, созданным при поддержке экспертного сообщества и социально ответственного бизнеса. Это поможет сделать культуру здорового жизни в хорошем смысле слова «модной и молодежной – отметил в рамках приветственного слова заместитель председателя Комиссии по развитию гражданского общества и общественному контролю Общественной палаты города Москвы Вадим Ковалев.
Опытом реализации цифровых проектов и их интеграции в образовательные инициативы поделились эксперты «Нестле Россия». Более 20 лет в российских школах действует программа «Разговор о правильном питании», призванная сформировать у учеников навыки здорового образа жизни. В 2020 году компания успешно адаптировала программу к новому формату, запустив онлайн-платформу «Домашний разговор о правильном питании» и собрав на одной площадке видео-уроки от спортсменов, шеф-повара и ученого. Одновременно стартовал «Летний кулинарный лагерь», участники которого вместе с родителями учились готовить вкусные и полезные блюда.
- В новом учебном году материалы программы «Разговор о правильном питании» появились в Московской электронной школе.
На данный момент в МЭШ собрана огромная библиотека контента, это ресурсная база, где представлено более 48 тысяч электронных сценариев урока, электронные учебные пособия, видеообъяснения и другой современный образовательный контент. Важно отметить, что доступ к материалам библиотеки открыт не только для жителей Москвы, но и для любого пользователя сети интернет. Мы активно развиваем новый контент МЭШ и открыты к сотрудничеству с профессиональными разработчиками образовательных материалов». Размещение материалов программы «Разговор о правильном питании» в МЭШ делают их доступными для школьников всех регионов страны - рассказал первый заместитель директора Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы Михаил Бородин.
По словам руководителя отдела образовательных программ «Нестле Россия» Александра Макеева, на сегодняшний день программа «Разговор о правильном питании» приобрела особое социальное значение.
- Обучение школьников в режиме онлайн вдохновило нас ускорить внедрение цифровой платформы, чтобы дети не прерывали обучение основам здорового образа жизни, что стало особенно актуально в период самоизоляции. Мы предложили дополнительные образовательно-игровые форматы, призванные закрепить полученные навыки на практике в рамках проекта «Летний кулинарный лагерь», к участию в котором присоединились и родители. В дальнейшем мы продолжим развивать digital-проекты в синергии с традиционным форматом инициатив «Нестле»: только так знакомство с культурой здорового образа жизни может перерасти в привычку - отметил Макеев.
Программа «Разговор о правильном питании» – часть глобальной инициативы «Нестле. Здоровые дети». Ее цель – помочь 50 миллионам детей из разных стран вести здоровый образ жизни. Программа «Разговор о правильном питании» работает в российских школах с 1999 года и направлена на формирование основ культуры питания у детей 6-12 лет. На сегодняшний день общий охват проекта составляет 60 регионов и более 1 400 000 детей ежегодно. В 2019 году программе исполнилось 20 лет.
Минпросвещения не будет ограничивать школы в выборе программного обеспечения для онлайн-обучения
Российские школы смогут самостоятельно выбрать программное обеспечение для реализации образовательного процесса. Об этом в эфире радиостанции «Вести FM» заявил директор департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения Павел Кузьмин.
Он отметил, что ведомство не издавало и не планирует издавать никакие приказы об использовании того или иного программного обеспечения. Он добавил, что учителя также вправе не использовать контент, который предоставляет государство.
Кузьмин подчеркнул, что позиция Минпросвещения подразумевает свободу образовательных учреждений в использовании тех или иных технологий. Тем не менее перед ведомством стоит задача создать отечественный аналог Zoom и Teams – социальную платформу коммуникации с видео-конференц-связью, возможностью создания групп, школьных пабликов, виртуальной доски и чатов.
Российские родители выступили против продления каникул из-за коронавируса
Для профилактики распространения коронавируса нужно усилить контроль за поведением взрослых, а не продлевать школьные каникулы. Об этом заявил глава Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев, сообщает РИА Новости.
Гусев уверен, что столичные школы готовы к организации учебного процесса в очном формате. По этой причине необходимости продлевать каникулы нет.
Рыбаков Фонд и «Фоксфорд» выпустили новый онлайн-курс «Школа - центр социума»
Рыбаков Фонд выпустил на «Фоксфорде» новую версию онлайн-курса «Школа – центр социума», который расскажет, как стать лидером образования и привлечь финансовые ресурсы, сообщает пресс-служба Фонда.
Курс предназначен для директоров школ, педагогов, школьников, выпускников, участников школьных советов. Он состоит из шести модулей, которые дают практические знания о том, зачем создавать школьное сообщество, как с его помощью сделать школу эффективнее, привлечь дополнительные ресурсы, повысить успеваемость и выйти в лидеры образования. Участники курса разработают пошаговый план развития школы и уже во время обучения сделают первые шаги для реализации этого плана. Модули включают видеоуроки и практические задания.
Стоимость курса – 10 тысяч рублей, однако Рыбаков Фонд полностью спонсирует прохождение курса, для этого нужно оставить заявку. По окончании курса все участники получат сертификат.
Первая версия курса вышла в январе 2020 года, с тех пор на него зарегистрировались более 4500 человек из 4000 школ.
В новой версии курса уроки стали более короткими и емкими. Участники последовательно знакомятся со всеми аспектами концепции Рыбаков Фонда «Школа – центр социума»: как создавать мотивированную школьную команду, строить активное сообщество, включающее выпускников школы и бизнес-партнеров, как формировать современные финансовые институты – фандрайзинг, благотворительный фонд, эндаумент.
- Акцент сделан на эффектах, которые получит школа, если она развивает сообщество и ставит своей целью подготовку успешного и благодарного выпускника. «Открытое школьное сообщество кардинально меняет образовательную среду. В такой школе дети не готовятся к будущей жизни, а полноценно живут уже сейчас. Приходя в такую школу, ученики понимают, зачем они это делают. Они видят связь школьных знаний с реальной жизнью, им интересно учиться, пробовать себя в новых проектах. Школа становится для них местом, где они получают бесценный опыт самостоятельности и поддержку. Выпускники таких школ обязательно найдут свою дорогу в жизни, ведь у них развиты навыки XXI века, они привыкли проявлять инициативу и брать ответственность. А потом они вернутся в школу - чтобы участвовать в ее жизни, быть примером для новых школьников - рассказала президент Рыбаков Фонда Екатерина Рыбакова.
В курс добавлены новые кейсы школ, которые участвуют в сообществе Рыбаков Фонда и прошли первую версию. Среди новых спикеров курса – Екатерина Рыбакова, Игорь Рыбаков, сотрудники фонда и финалисты конкурса «Школа Рыбаков Фонда», которые вошли в топ-20 школ, развивающих сообщества.
Для российских школьников проведут онлайн-марафон профориентации
Бесплатный онлайн-марафон для российских школьников «Выбери профессию мечты» стартует 1 ноября, по его итогам каждый участник сможет составить свою индивидуальную образовательную траекторию, сообщает пресс-служба образовательного проекта «Учеба.ру».
Исследования показывают, что в России 70% людей недовольны своей профессией, а 50% выпускников вузов и колледжей работают не по специальности. Мы хотим помочь школьникам со всей ответственностью подойти к выбору будущей профессии, чтобы они могли с легкостью поступить в понравившейся вуз и в дальнейшем трудоустроиться в выбранной сфере - подчеркнул руководитель сервиса по подбору образовательных программ «Учеба.ру» Александр Каючкин.
На протяжении всего марафона подростки будут отвечать на вопросы и выполнять задания, участвовать в лайвах с представителями интересных профессий и смотреть онлайн-экскурсии по университетам и колледжам. Взаимодействовать друг с другом и задавать вопросы экспертам участники марафона смогут в мессенджере «ВКонтакте».
Вести образовательные программы, лекции и сессии в рамках марафона будут эксперты из разных российских компаний и учебных заведений. Они расскажут, почему та или иная профессия считается перспективной и какое образование нужно получить, чтобы ее освоить.
Тем, кто сомневается в выборе учебного заведения, помогут определиться нынешние студенты вузов, которые расскажут о плюсах и минусах своих образовательных программ. А молодые специалисты, уже выпустившиеся из университетов, поделятся историями успеха и взглядом на профессию со стороны человека, только начавшего ее осваивать на практике.
Марафон «Выбери профессию мечты» организован образовательным проектом «Учеба.ру» совместно с социальной сетью «ВКонтакте» и Mail.ru Group. Среди партнеров мероприятия: МГУ им. М. В. Ломоносова, Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина и Институт общественных наук ИОН РАНХиГС.
Руководитель Рособрнадзора провел встречу с родителями учащихся школ и вузов
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев провел всероссийскую встречу с родителями учащихся школ и вузов.
В ходе мероприятия Музаев отметил, что не считает нужным вводить выпускной экзамен для перехода в пятый класс.
Начальная школа имеет свои особенности и, переходя в пятый класс, а ими занимается, как правило один учитель, учитель четко понимает готовность ребенка к преодолению следующей ступени, поэтому никаких дополнительных испытаний, экзаменов мы не планируем и даже не обсуждаем - заявил руководитель ведомства.
Кроме того, он отметил, что в четвертых классах проводят всероссийские проверочные работы, напомнив, что это именно контрольные работы, а не экзамены.
Музаев также сообщил, что Рособрнадзор не планирует вводить концептуальные изменения в структуру ОГЭ, в частности из-за распространения коронавируса. Он добавил, что на данный момент видеонабюдение на ОГЭ не является обязательным требованием, однако некоторые регионы организуют его по собственной инициативе.
Говоря о ЕГЭ, глава ведомства подчеркнул, что еще рано загадывать, потребуется ли в следующем году проводить выпускные экзамены только для абитуриентов. Предполагается, что испытания по русскому языку и математике будут обязательными для всех. Музаев добавил, что в случае такой необходимости, может быть повторен сценарий 2020 года.
Он также заявил, что пока невозможно провести ЕГЭ в дистанционной форме с сохранением массовости, объективности, а также качества проведения экзамена и скорости обработки данных.
Руководитель Рособрнадзора добавил, что у каждого сдающего должна быть необходимая техника, соответствующая определенному минимуму требований, а также программное обеспечение, чтобы никто не имел возможности списать.
Кроме того, ведомство не планирует разделять ЕГЭ по всем предметам на базовый и профильный уровни, поскольку в этом нет необходимости. Музаев пояснил, что необязательные для сдачи предметы являются профильными для поступления в вузы. Это значит, что абитуриенты заинтересованы в том, чтобы продемонстрировать максимальный результат, а не базовые знания.
Глава ведомства также рассказал, сколько выпускников школ, сдававших ЕГЭ в этом году, заразились COVID-19 в ходе экзаменационной кампании. По его словам, таких ребят было 400, однако Рособрнадзор ожидал худших показателей. По словам Музаева, их удалось избежать благодаря санитарным мерам. Он подчеркнул, что послаблений мер безопасности на ЕГЭ в 2021 году не будет.
Для российских регионов подготовили каталог «Рекомендовано для образования и воспитания детей 2020»
Образовательный портал ActivityEdu в партнерстве с Агентством стратегических инициатив и Ассоциацией участников рынка артиндустрии подготовил каталог для российских регионов «Рекомендовано для образования и воспитания детей 2020».
В каталог вошли лучшие отечественные средства обучения и учебное оборудование. Он содержит три раздела:
Оборудование и средства обучения для сопровождения проектной и учебно-исследовательской деятельности;
Оборудование и средства обучения по предметной области «Технология»;
Оборудование и средства обучения по предметной области «Искусство».
- Мы рассчитываем, что каталог будет содействовать региональным властям в обеспечении соблюдения правил приоритета российской продукции при осуществлении закупок для государственных нужд в рамках национального проекта «Образование», а также внедрению в процесс воспитания и обучение детей отечественных разработок и технологий за счёт выстраивания прямой коммуникации педагогических работников с отечественными производителями - заявила гендиректор АСИ Светлана Чупшева.
Каталог составлен по итогам конкурсного отбора отечественного учебного оборудования с участием представителей Минпросвещения, Минпромторга, сотрудников ведущих академических, научно-исследовательских и педагогических университетов России, представителей экспертных организаций, фондов и ассоциаций, работа которых связана с развитием сферы образования в стране.
Подбор материалов подготовлен:
комитетом Краснодарской краевой территориальной
организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ