Информационный лист "Обзор печати" 17 августа - 23 августа 2020г.
О профилактике коронавируса и вакцинации работников образовательной сферы
Не секрет, что распространение нового коронавируса привело к многочисленным переменам в жизни организаций, предприятий и государства в целом. "Мир уже не станет другим" - эта фраза становится всё более привычной. Конечно, в зоне особого внимания государства и общества - медицина и образование. Постоянно меняющаяся эпидемиологическая ситуация порождает всё новые правила и предписания. При этом законодательство в целом консервативно и не изменяется так быстро. Что же обязаны делать работники образования и от чего они имеют право отказаться в связи с мерами, препятствующими распространению новой коронавирусной инфекции?
Об этом - в материале, специально подготовленном Отделом охраны труда и здоровья аппарата Общероссийского Профсоюза образования для газеты "Мой Профсоюз".
Что можно и чего нельзя?
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273‑ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия, обеспечивающие жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объёме проводиться санитарно-противоэпидемические мероприятия, в том числе медицинские осмотры, профилактические прививки, гигиеническое воспитание и обучение граждан.
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2020 года № 20 "О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021 годов» руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования рекомендовано:
- обеспечить подготовку образовательных организаций к работе в осенне-зимний период с учётом необходимости соблюдения оптимального теплового режима, режима проветривания помещений, оснащённости бактерицидными лампами, термометрами, дезинфекционными средствами, средствами индивидуальной защиты органов дыхания для сотрудников;
- вести контроль за иммунизацией против гриппа сотрудников образовательных организаций;
- обеспечить своевременное введение ограничительных мероприятий в период подъёма заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, в том числе по приостановлению учебного процесса, отмене массовых культурных и спортивных мероприятий;
- совместно с территориальными органами Роспотребнадзора при подготовке к эпидемическому сезону по гриппу и острым респираторным вирусным инфекциям 2020-2021 годов провести обучение персонала дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций мерам профилактики гриппа и других острых респираторных инфекций негриппозной этиологии.
Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции "COVID-19"", утверждённым постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ (за исключением образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования) (далее - организация) должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие в том числе:
- проведение ежедневной влажной уборки и не реже одного раза в неделю генеральной уборки помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
- обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в организацию, помещения для приёма пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
- регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы организации;
- организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток.
Прививка - право или обязанность?
Одним из основных мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций является иммунизация против гриппа работников образовательных организаций, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 года № 157‑ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" в рамках Национального календаря профилактических прививок, утверждённого приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125 н.
Однако работник имеет право отказаться от проведения профилактической прививки, сославшись на статью 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323‑ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Вместе с тем отсутствие прививки у работников с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, в частности у работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, является нарушением требований безопасности работодателем. В этом случае под угрозу ставится жизнь и здоровье не только самого работника, но и обучающихся.
Поэтому, руководствуясь статьёй 76 Трудового кодекса Российской Федерации и статьёй 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157‑ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", работодатель вправе отказать в приёме граждан на работы или отстранить граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Следует отметить, что работа в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, входит в Перечень работ с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, утверждённый постановлением правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 825, и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Работодатель обязан организовать условия для прохождения вакцинации работников (предоставление свободного оплачиваемого дня, организация вакцинации на рабочем месте, организованная доставка в медицинское учреждение для вакцинации и т.п.). Для этого издаётся письменный приказ о проведении вакцинации в организации или работники письменно уведомляются о необходимости пройти вакцинацию. Работникам при этом в соответствии со статьёй 185 Трудового кодекса Российской Фнднрации гарантируется сохранение среднего заработка или предоставление специального дня при прохождении вакцинации в медицинском учреждении. Вакцинация, как правило, осуществляется бесплатно, по государственным программам.
1 августа глава Минздрава России Михаил Мурашко в ходе совещания по вопросам эпидемиологической ситуации, прошедшем в Нижнем Новгороде, говоря о разработке вакцины от коронавирусной инфекции, отметил, что "на сегодняшний день клинические испытания завершены. После получения регистрационного удостоверения вакцины начнут применяться".
Заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Олег Гриднёв уточнил, что первыми вакцину получат медицинские работники и пожилые люди. Врачи считают, что это правильный подход, поскольку и те и другие находятся в группе риска и чаще подвержены заболеванию. Даже если предположить, что вакцина наполовину уменьшит тяжесть заболевания или количество летальных исходов от коронавируса, это уже будет положительным результатом.
Правда, у многих граждан есть опасения, что из-за ускоренного режима испытания вакцины, в "гонке" за её выпуском возможны негативные последствия для тех, кто прошёл вакцинацию. И, самое главное, нет ответа на вопрос, будут ли болеть вакцинированные люди или нет.
Таких вопросов много. Они касаются не только эффективности вакцины против нового коронавируса и её возможных последствий, но и условий проведения процедуры вакцинации населения.
На сегодняшний день правовой основы для определения, какой быть прививке от коронавируса - обязательной или добровольной, не существует. Изменения и дополнения в Национальный календарь профилактических прививок в части проведения вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 до настоящего времени не внесены.
Исходя из изложенного, необходимо и дальше проводить мониторинг ситуации, следить за изменениями, вносимыми в санитарное законодательство, и действовать в рамках правового поля.
Учителя технологии "Точек роста" повышают квалификацию
В детском технопарке «Кванториум» в г. Краснодар стартовала образовательная сессия для педагогов Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Более 40 учителей общеобразовательных школ обсудят возможности применения новых знаний в образовательной программе по предмету «Технология», поработают над инженерными кейсами.
В рамках образовательной сессии педагоги изучат основы 3D–моделирования и 3D–печати, научатся основам разработки виртуальной реальности и другим технологиям, необходимым для обучения в 21 веке.
Образовательная сессия продлится 4 дня и завершится 20 августа.
Напомним, Центры гуманитарного и цифрового профилей создаются в сельских школах в рамках национального проекта «Образование». На Кубани в прошлом году было открыто 153 «Точки роста», в новом учебном году планируется создать еще 42 Центра в 24 муниципальных образованиях края.
Состоялась дискуссионная площадка «Пути противодействия экстремизму в молодежной среде»
18 августа 2020 года, в рамках августовского совещания научно-педагогической общественности края, состоялась дискуссионная площадка «Пути противодействия экстремизму в молодежной среде».
Цель мероприятия: повышение профессиональной компетенции руководителей территориально-методических служб в вопросах правового обеспечения реализации направлений воспитательной и профилактической работы в образовательной организации по антитеррористическому просвещению детей и молодежи.
На дискуссионной площадке выступали представители ГБОУ ИРО Краснодарского края, МВД и ГБУ «Центр диагностики и консультирования Краснодарского края».
В основной части работы дискуссионной площадки был представлен комплекс методического сопровождения работы по профилактике распространения экстремизма, современные методы диагностики выявления среди обучающихся лиц, подверженных влиянию идеологии экстремизма, патриотическое воспитание как основа противодействию экстремизму в молодежной среде, роль и действия родителей в профилактике экстремизма среди несовершеннолетних
В завершении мероприятия были представлены методические рекомендации, которые будут размещены на сайте ГБОУ ИРО Краснодарского края: «Методические рекомендации по предупреждению экстремизма в образовательных организациях», «Профилактика молодежного экстремизма и этносоциальных конфликтов в полиэтничном социуме».
На краевом родительском собрании обсудили вопросы особенностей организации учебного процесса в государственных образовательных организациях
18 августа 2020 г. состоялось краевое родительское собрание «Об особенностях организации учебного процесса в государственных образовательных организациях» в режиме видеоконференции.
Участниками собрания стали директора и родители обучающихся государственных общеобразовательных организаций.
Директора государственных общеобразовательных организаций рассказали родителям об особенностях организации учебного процесса с 1 сентября 2020 года, в том числе проведения торжественной линейки в условиях своих учреждений.
Краевой Центр диагностики и консультирования дал рекомендации родителям детей по адаптации их к школе, в том числе и детей с ОВЗ.
Министерством образования, науки и молодежной политики были подведены итоги родительского собрания. Начальник управления общего образования Мясищева Елена Валерьевна еще раз напомнила государственным образовательным учреждениям о том, что проведение торжественных линеек на открытом воздухе допускается для первоклассников и выпускников 9, 11 классов. Количество участников мероприятия не должно превышать 100 человек.
Состоялось собеседование с образовательными организациями Краснодарского края по вопросу исполнения ими предписаний по итогам плановых выездных проверок
Собеседование с образовательными организациями Краснодарского края по вопросу исполнения ими предписаний по итогам плановых проверок, проведенных в 2019, 2020 годах, состоялось 18 августа 2020 года в режиме видеоконференции.
Отчеты по устранению нарушений государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Армавирский юридический техникум», муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы № 1 города Белореченска, муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений - начальной общеобразовательной школы № 94 город Краснодар, средней общеобразовательной школы № 17 и гимназии № 7 города Новороссийск, основной общеобразовательной школы № 10 Приморско-Ахтарского района были рассмотрены в присутствии начальника отдела экономического, нормативного и информационного обеспечения Москаленко Н.А., специалистов отделов государственного контроля (надзора) в сфере образования.
В видеоконференциях также приняли участие начальник отдела профессионального образования министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Батютина Н.А., начальник отдела общего образования департамента образования города Краснодар Петрова Т.А., заместитель начальника управления образования города-героя Новороссийск Бобровная Н.А., исполняющий обязанности начальника управления образования Приморско-Ахтарского района Давыденко Е.М.
В ходе собеседования руководители образовательных организаций сообщили о проведенных ими мероприятиях по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок. Особое внимание было уделено нарушениям, связанным с необъективностью оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся.
Все предписания исполнены и сняты с контроля.
Состоялась дискуссионная площадка по вопросам профилактики девиантного поведения обучающихся
19 августа 2020 года в рамках августовского совещания научно-педагогической общественности края, состоялась дискуссионная площадка «Современные технологии профилактики девиантного поведения обучающегося в деятельности заместителя директора по ВР».
Цель мероприятия: методическое сопровождение деятельности заместителя директора по воспитательной работе, повышение эффективности воспитательной работы.
На дискуссионной площадке выступали представители ГБОУ ИРО Краснодарского края, ГБУ «Центр диагностики и консультирования Краснодарского края» и заместитель уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае Ольга Гончарова.
В основной части работы были обозначены основные аспекты готовности заместителей директоров по воспитательной работе к новому учебному году: особенности апробации примерной программы воспитания, а также навигация по работе с телефоном доверия.
В завершении мероприятия были представлены примерная программа воспитания и ролик федерального Института стратегии развития образования о программе воспитания, созданный по заказу Министерства просвещения России.
Кубанские педагоги поделились лучшими практиками реализации национального проекта «Образование»
В рамках августовского совещания научно-педагогической общественности края на базе лицея № 48 города Краснодара состоялась дискуссионная площадка «Национальный проект «Образование» - вектор изменения и развития».
Мероприятие призвано распространить лучшие образовательные практики реализации региональных проектов национального проекта.
Для участников были организованы 4 интерактивные площадки.
На площадке «Современная школа» был представлен опыт организации дополнительного и внеурочного образования в дистанционном формате в Центре цифрового и гуманитарного образования «Точка Роста» школы № 81 города Сочи. На основе разработанных школой материалов участники площадки формировали рабочие программы для смешанной формы обучения.
Опыт участия в конкурсе «Учитель будущего» представили команды школ № 27 города Новороссийска и «Альтернатива» города Краснодара. Представители муниципалитетов приняли активное участие в мастер-классах по внедрению в профессиональную педагогическую деятельность гибких компетенций, креативных навыков и осваивали современные механизмы командообразования.
Участники площадки «Успех каждого ребенка», изучая опыт лицея № 48 города Краснодара по организации ранней профилизации в условиях многомерного сетевого взаимодействия с центрами дополнительного образования, средними и высшими профессиональными образовательными организациями, участвовали в практикуме по алгоритмике и мероприятии по программе «Обучение через воспитание».
Механизмы реализации проекта «Цифровая образовательная среда» продемонстрировали коллективы школы № 21 Ейского района и гимназии № 6 города Сочи. Участники площадки получили практический опыт выбора единой платформы для проведения онлайн уроков и внеурочных занятий, организации корпоративного обучения педагогов по работе с цифровыми сервисами, использования виртуальной реальности при преподавании учебных предметов.
Участники дискуссионной площадки получили методические материалы, отражающие лучшие образовательные практики реализации региональных проектов национального проекта «Образование».
Новый учебный год в школах края начнется 1 сентября в обычном формате
Новый учебный год в школах начнется 1 сентября в обычном формате. Об этом рассказала министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева в ходе краевого родительского собрания, которое состоялось в онлайн режиме.
Участие в собрании также приняли сотрудники министерства, представитель Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю Светлана Дементьева, муниципальные органы управления образованием и порядка 1 300 родителей школьников.
Центральной темой мероприятия стала организация учебного процесса в школах в условиях профилактики новой коронавирусной инфекции.
В части организации торжественных мероприятий, посвященных началу учебного года, Елена Воробьева подчеркнула, что данный вопрос регламентирован Постановлением губернатора края от 18 августа 2020 года № 475.
Так, тожественные линейки 1 сентября пройдут на открытом воздухе для учащихся 1, 9 и 11 классов, в кадетских корпусах для 7, 9, 11 классов. Родители могут присутствовать на празднике, но со средствами индивидуальной защиты.
В ходе собрания родителям рассказали об организации основных дезинфекционных мероприятий в школах в период учебного года. Так, будет проводиться ежедневная термометрия взрослых и детей. Для каждого класса будет определено свое время захода в школу, по возможности при соблюдении мер антитеррористической безопасности откроют дополнительные входы. Уроки организуют по гибкому графику, для этого образовательные организации вносят изменения в расписание звонков и перемен.
Ежедневно в каждом классе в отсутствии детей будет проводиться санобработка, установлены обеззараживатели воздуха. Кроме того, в новом учебном году будет исключена кабинетная система, то есть за каждым классом будет закреплен отдельный кабинет, где будут проходить все занятия.
Все средства, необходимые для проведения санобработки в школах, бактерицидные рециркуляторы приобретены за счет бюджета, из резервного фонда краевого бюджета на эти цели выделено 174 млн рублей.
Требование использования средств индивидуальной защиты остается обязательным только для технического персонала общеобразовательных организаций. Санитарные правила не предусматривают обязательного масочного режима в школах среди обучающихся и педагогических работников.
По завершении собрания представители министерства ответили на актуальные вопросы родителей, в числе которых обеспечение бесплатным горячим питанием, проведение Всероссийских проверочных работ и на дополнительные вопросы по организации учебного процесса в условиях профилактики новой коронавирусной инфекции.
Отметим, в рамках подготовки к новому учебному году директорам школ рекомендовано организовать работу «горячих линий» для оперативного предоставления разъяснений по интересующим родителей вопросам. Работает «горячая линия» министерства : 8 (861)298-25-97.
Профсоюзы сформировали предложения в законопроект «О молодежной политике»
На основе предложений членских организаций ФНПР сформированы предложения в федеральный закон «О молодежной политике в РФ». Сформулированные и сведенные в единый документ поправки выложены на официальном сайте профцентра.
Предложения были разосланы в Государственную думу, Федеральное агентство по делам молодежи, Общественную палату РФ и в другие ведомства. В рамках подготовки законопроекта, 25 августа состоятся слушания в Общественной палате. В Госдуме документ будет обсуждаться в рамках осенней сессии в сентябре 2020 года.
Как ранее сообщала «Солидарность», законопроект о молодежной политике – первый в данной сфере документ такого уровня (до этого она регулировалась постановлениями правительства и указами президента). Авторы законопроекта дают определения молодежи, ее организациям и молодым семьям, распределяют полномочия между органами власти, а также обещают материальную поддержку россиянам от 14 до 35 лет – вплоть до улучшения жилищных условий. Будучи принят, закон затронет интересы 37 млн человек.
Заместитель председателя ФНПР Александр Шершуков прокомментировал документ следующим образом: – Ясно как день – новый закон о молодежи давно созрел и даже перезрел как для государственной вертикали, так и для общественных организаций, включая профсоюзы. Этот законопроект частично учитывает предложения ФНПР, внесенные в 2016 – 2018 годах при обсуждении тогдашней и более ранних инициатив (наша федерация была активным участником обсуждения всех вопросов и проблем, связанных с молодежью). Суть профсоюзных предложений – в особом внимании к обеспечению первого рабочего места и занятости молодежи, а также гарантий и различного рода преференций молодым людям, начинающим свою трудовую деятельность. Создающим молодые семьи нужны реальные возможности для решения жилищных вопросов. И всем им нужны достойные зарплаты, культурное и физическое развитие, реализация способностей и талантов.
Разработка и реализация государственных программ по основным направлениям, согласно законопроекту, поручается федеральным органам власти в сфере молодежной политики. Это дает надежду на появление федеральной (и региональных) целевой программы по обеспечению занятости молодежи. И здесь появляется обширное поле для участия профсоюзов.
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©
Краснодарка победила в XVII Всероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия» в номинации «Моя педагогическая инициатива»
Конкурс реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» нацпроекта «Образование».
Номинация «Моя педагогическая инициатива» стала второй по масштабности: свыше 10,5 тысяч участников представили свои новаторские идеи, направленные на развитие образования. А во всех номинациях приняло участие около 30 тысяч человек.
Екатерина Вакуленко – доктор педагогических наук, профессор кафедры народного декоративно-прикладного творчества Краснодарского государственного института культуры, представила в финале конкурса проект, направленный на сохранение культуры Кубани в годы Великой Отечественной войны.
С помощью собранного материала – фотографий, национальных песен и описаний обрядов, она познакомит младших школьников с историей казачества. Центральным сюжетом станут проводы на военную службу. Учащиеся смогут лично попробовать вышить традиционный рушник и нагрудной платок будущего воина.
Защита проектов длилась в течение трех дней, в очном этапе свои инициативы представили 100 конкурсантов из 45 регионов России.
Конкурс «Моя страна – моя Россия» реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование». Список участников очного тура размещен на сайте www.moyastrana.ru.
АНО «Россия – страна возможностей» была создана по инициативе Президента РФ и направлена на создание условий для повышения социальной мобильности, обеспечения личностной и профессиональной самореализации граждан. Владимир Путин возглавляет наблюдательный совет организации.
Пресс-служба администрации Краснодарского края
1 сентября на Кубани откроются четыре новых школы
Сейчас в регионе строится 30 общеобразовательных учреждений.
Как сообщил журналистам Вениамин Кондратьев, в первый день осени свои двери откроют более 1200 школ.
– Четыре из них примут учеников впервые. Новые современные школы сданы в этом году в Краснодаре, Анапе, Новороссийске и Геленджике, в том числе в рамках нацпроекта, – сказал губернатор.
Напомним, что, несмотря на пандемию, строительство социальных объектов в Краснодарском крае не приостанавливалось. Глава Кубани поставил задачу за пять лет ввести в эксплуатацию 50 новых школ, и к концу 2020 года это поручение будет выполнено.
Кроме того, в текущем году планируется завершить строительство девяти детских садов и шести пристроек к ним на 2,2 тысячи мест.
Пресс-служба администрации Краснодарского края
Учеников начальных классов всех государственных школ Кубани с 1 сентября обеспечат бесплатным горячим питанием
На эти цели из федерального бюджета направлено более одного миллиарда рублей.
В новом учебном году на организацию бесплатного питания перейдут 1130 государственных и муниципальных школ края. Мера поддержки охватит порядка 300 тысяч обучающихся 1-4 классов.
Задачу обеспечить младших школьников с 1 сентября 2023 года бесплатным питанием поставил президент России Владимир Путин. Но край, благодаря развитой инфраструктуре образовательных организаций, готов приступить к выполнению поручения уже в текущем году.
– Для этого региональным министерством образования и Роспотребнадзором, совместно с администрациями муниципалитетов была проведена работа по подготовке инфраструктуры пищеблоков и обеденных столовых, – сообщили в минобразования края.
В ведомстве отметили, что с учетом муниципальных особенностей в школах региона реализуются три модели питания: самостоятельная (когда еду готовят непосредственно в школе), на основе договоров с предприятиями общепита и ИП, а также – смешанная. При этом в ряде школ обучающимся предлагаются альтернативные варианты меню с возможностью выбора блюд.
Напомним, по поручению губернатора Вениамина Кондратьева в регионе усовершенствуется модель школьного питания – проекты строительства столовых подразумевают отдельные помещения со специальным оборудованием. Сегодня охват горячим питанием кубанских школьников один из самых высоких в стране – 98,8 %, а учеников начальных классов еще выше – 99,5%.
Пресс-служба администрации Краснодарского края
Талантливые школьники получат гранты от государства
Учащиеся, которые имеют высокие достижения в области математики, информатики и цифровых технологий, смогут получить грант от государства в размере 125 тысяч рублей. Заявление на грант подаётся через портал «Госуслуги». Подать его может сам школьник, если ему исполнилось 14 лет, или его законный представитель. Срок подачи заявлений – с 1 сентября до 10 октября 2020 года. При положительном решении в личный кабинет на портале будет направлен договор на получение гранта. В 2020 году предполагается предоставить гранты 850 обучающимся.
Претендовать на получение гранта в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» могут победители или призёры профильных олимпиад и конкурсов по математике, информатике и цифровым технологиям, проведённых в 2018/19 учебном году; ребята, имеющие награды или призы за научно-исследовательские работы по профилям: математика, информатика и цифровые технологии, а также школьники, получившие патенты или свидетельства.
Среди требований для заявки на получение гранта – возраст не старше 18 лет, присутствие на государственном информационном ресурсе талантыроссии.рф.
Детальные правила предоставления и выплаты грантов утверждены Правительством Российской Федерации (постановление от 27 декабря 2019 г. № 1873).
Минпросвещения России направило рекомендации по разработке программ основного общего образования для пятиклассников с ОВЗ
Минпросвещения России направлены в регионы рекомендации по разработке программ основного общего образования для учащихся с ОВЗ, которые переходят на вторую ступень общего образования в новом учебном году.
1 сентября 2020 года учащиеся по первым вариантам адаптированных образовательных программ, разработанных в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, продолжат обучение по программам основного общего образования.
Школы смогут разработать основные общеобразовательные программы для обучения детей с ОВЗ в пятом классе с учётом примерных адаптированных «рабочих» программ первого года обучения в основной школе, подготовленных Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования. Примерные адаптированные программы размещены на сайте.
Кроме того, школам рекомендуется перевести учащихся на индивидуальный учебный план, включающий возможность изменения сроков изучения некоторых предметов, обязательные специальные учебные дисциплины, а также внеурочные коррекционно-развивающие курсы. Он также должен содержать обязательные образовательные области и учебные дисциплины, отражённые во ФГОС основного общего образования.
Минпросвещения России проводит целенаправленную работу по созданию необходимых условий для получения детьми с ОВЗ качественного и доступного образования, в том числе работая с Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования.
Минпросвещения России приглашает принять участие в общественном обсуждении проекта нового плана мероприятий Десятилетия детства
С 20 августа по 2 сентября пройдёт общественное обсуждение проекта плана основных мероприятий Десятилетия детства на период до 2027 года. Проект подготовлен Министерством просвещения Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, экспертами научных, общественных и других организаций.
Реализация плана основных мероприятий Десятилетия детства до 2020 года завершается в этом году.
Ознакомиться с текстом и принять участие в обсуждении проекта нового плана можно будет на портале Десятилетия детства в разделе «Документы» (подраздел «Общественное обсуждение»).
На следующем этапе реализации основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, приоритетными направлениями будут профилактика семейного неблагополучия, привлечение мультидисциплинарных команд к определению нужд и потребностей детей и их семей, оказание необходимой помощи.
Министр просвещения обсудил с детскими омбудсменами вопросы образования
Система дистанционного обучения никогда не заменит традиционную. Об этом заявил Министр просвещения Сергей Кравцов, выступая на всероссийском совещании детских омбудсменов. Мероприятие провела уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анна Кузнецова. Встреча с главой ведомства прошла в онлайн-формате. Во всероссийском совещании также принял участие заместитель Министра просвещения Денис Грибов.
Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов в своём выступлении подчеркнул, что образовательный процесс заключается не только в обучении.
«Воспитательный процесс и организация системы воспитания – это прежде всего общение с учителем, со сверстниками. Поэтому 1 сентября начнётся учебный год в традиционном, очном формате. Этого ждут школьники, этого ждут учителя. И мы, подчёркиваю, сделаем всё, чтобы 1 сентября был праздник и учебный год был в традиционном формате. Но с учётом требований Роспотребнадзора», – заявил Сергей Кравцов.
Министр сообщил, что с сентября 2020 года школы должны организовать работу по созданию и постепенному внедрению своих рабочих программ воспитания. При этом особое внимание будет уделено приобщению детей и молодёжи к духовным и нравственным ценностям, вовлечению в волонтёрскую деятельность.
В своём выступлении Сергей Кравцов также отметил важность обратной связи с детскими омбудсменами в субъектах Российской Федерации.
В свою очередь заместитель Министра просвещения Денис Грибов в качестве модератора провёл специальную сессию, во время которой в течение пяти часов подробно отвечал на вопросы детских омбудсменов, касающиеся организации образовательного процесса, начала нового учебного года и др.
В «Орлёнке» реализуется образовательная программа «Азбука финансовой грамотности»
В рамках девятой смены Всероссийский детский центр «Орлёнок» проводит образовательную программу «Азбука финансовой грамотности». В ней принимают участие 100 ребят в возрасте 10–17 лет из Краснодарского края. Они знакомятся с принципами и инструментами финансовых операций, экономическим устройством города и учатся применять знания на практике.
Основное событие проекта – финансовая имитационно-ролевая игра «Домохозяйство», этапы которой ребята проходят в течение смены. Разбившись на команды, они учатся планировать бюджет семьи, платить налоги, взаимодействовать с кредитными и страховыми организациями на базе условной экономической модели города.
Каждый из этапов игры включает три модуля: получение минимума необходимых знаний и умений, организация проблемных ситуаций и учебно-игровых действий в этих ситуациях и, наконец, обсуждение результатов. В ходе выполнения заданий участники разбираются, как устроена экономическая жизнь семьи, и учатся принимать взвешенные, осознанные финансовые решения.
Завершится смена турниром, на котором ребята продемонстрируют умение вести аргументированную дискуссию на темы, связанные с управлением денежными средствами.
Проект «Азбука финансовой грамотности» продлится до 30 августа 2020 года.
На совещании Минпросвещения России с регионами обсудили вопросы организации горячего питания для младшеклассников и выплат классным руководителям
21 августа Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов провёл совещание с представителями региональных органов управления образованием. Ключевыми темами мероприятия стали организация бесплатного горячего питания обучающихся 1–4-х классов и ежемесячные выплаты педагогам за классное руководство. Мероприятие прошло в формате видео-конференц-связи. В нём также приняли участие первый заместитель Министра просвещения Дмитрий Глушко и заместитель Министра просвещения Андрей Николаев.
В ходе совещания первый заместитель Министра просвещения Дмитрий Глушко отметил, что регионы провели масштабную работу по организации горячего питания для школьников, и подчеркнул, что реализация данной задачи «будет предметно мониториться Министерством, представителями Общероссийского народного фронта и общественными объединениями».
«Важно оперативно отрабатывать все запросы, детально информировать родительскую общественность», – обратился Дмитрий Глушко к представителям региональных ведомств.
Заместитель Министра просвещения Андрей Николаев акцентировал внимание на том, что все классные руководители с 1 сентября должны получать специальную доплату в размере 5 тысяч рублей. При этом должны сохраняться все выплаты, которые педагоги получали ранее за классное руководство на региональном уровне.
Для обеспечения прозрачности механизма выплат этих средств Министерством рекомендовано указывать и региональные, и федеральные выплаты в расчётном листе отдельными строчками.
VII Общероссийское родительское собрание пройдёт в прямом эфире
28 августа в 11:00 (по московскому времени) состоится VII Общероссийское родительское собрание. Встреча Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова с родителями школьников пройдёт в формате онлайн-дискуссии и будет транслироваться в прямом эфире на сайте Минпросвещения России и в официальной группе Министерства в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/minprosvet .
На связь с московской школой № 1539 выйдут родители из Ивановской области, Ульяновска, Севастополя, Челябинска, Красноярска, Магадана и Карачаево-Черкесии. К диалогу с Министром также присоединятся активисты родительского сообщества, федеральные и региональные эксперты в сфере образования.
Благодаря онлайн-трансляции за Общероссийским родительским собранием можно будет следить из любой точки страны и мира.
Более подробная информация о мероприятии размещена на странице «Общероссийское родительское собрание» официального сайта Минпросвещения России.
Федеральная горячая линия Минпросвещения России по вопросам начала учебного года, горячего питания и выплатам за классное руководство продолжает работу
Операторы горячей линии Минпросвещения России ведут приём звонков и проводят консультации по вопросам начала учебного года, горячего питания и выплатам за классное руководство. Консультации проводятся в круглосуточном режиме по телефону 8-800-200-91-85.
Продолжают также работу федеральные горячие линии по вопросам детского отдыха, функционирования учреждений среднего профессионального образования, поддержки лиц с ОВЗ и инвалидов, детей и подростков. Телефоны этих горячих линий опубликованы на сайте Минпросвещения России.
Сергей Кравцов рассказал о ключевых приоритетах современной молодёжи
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов выступил на пресс-конференции, посвящённой форуму «Сильные идеи для нового времени».
Глава Минпросвещения России подчеркнул, что для молодёжи во все времена остаются незыблемыми несколько принципов.
«Первое – это, конечно, знания и учёба. Если вы не знаете того или иного предмета, то вам будет сложно развиваться, поэтому знания – прежде всего. Вторым ключевым принципом всегда будет воспитание и понимание нравственных принципов. Третье – это здоровье, и этому вопросу мы будем уделять особое внимание вместе с Росмолодёжью и с Министерством спорта. Четвёртое – развитие, реализация своих возможностей и способностей», – заявил Сергей Кравцов.
Министр уточнил, что работа Минпросвещения России направлена на выявление таких способностей и оказание поддержки талантливым детям.
Кроме того, Сергей Кравцов напомнил о важности профориентации и перспективах развития soft skills у молодых людей. Он сообщил, что такая работа может проводиться как в очном режиме, так и в формате онлайн.
Справочно
Форум «Сильные идеи для нового времени» организован Агентством стратегических инициатив и фондом «Росконгресс». Проведение мероприятия запланировано на октябрь 2020 года.
Все желающие могут представить свои идеи по семи направлениям на крауд-платформе idea.asi.ru. Наиболее значимые инициативы получат поддержку Агентства стратегических инициатив и партнёров, а авторы топ-100 идей представят их на форуме в октябре.
В Госдуме предложили обеспечить учителей защитными экранами вместо масок
Заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль предложил альтернативу медицинским маскам для учителей в школах. По его мнению, стоит обеспечить педагогов защитными экранами.
Накануне в Минпросвещения России сообщили о том, что регионы будут самостоятельно принимать решение об обязательном ношении масок школьными учителями.
Леонид Огуль предложил "подумать над тем, чтобы маски заменить на защитные экраны".
"Все-таки провести в трехслойной медицинской маске целый рабочий день – это серьезное испытание. Дышать в ней неудобно, говорить придется громко, чтобы тебя услышали дети с последних парт. Да и видеть лицо и мимику педагога для детей – важный элемент обучения", – цитирует парламентария ТАСС.
При этом он отметил, что педагоги не должны тратить на защитные экраны собственные средства.
"На самом деле, если принять во внимание, что маску необходимо менять каждые три часа, гораздо выгоднее один раз приобрести каждому учителю защитный экран. Считаю, что этот вопрос должен также проработать Роспотребнадзор и дать свое официальное заключение, времени до первого сентября не так много", – резюмировал Леонид Огуль.
Минпросвещения России и Роспотребнадзор направили в регионы письмо с рекомендациями по защите здоровья учеников и педагогов в предстоящем учебном году. Оно не исключает перехода на дистанционное обучение в случае ухудшения эпидемиологической ситуации.
Национальный родительский комитет предлагает ввести в школах курс медицинской грамотности
Председатель Национального родительского комитета, член Общественной палаты России Ирина Волынец направила письмо на имя министра просвещения РФ Сергея Кравцова с предложением ввести в школах курс занятий по медицинской грамотности.
По словам Ирины Волынец, подобный курс повысил бы общую осведомлённость школьников об угрозах вирусных заболеваний и способах защиты от них.
"В рамках курса важно объяснить школьникам основы индивидуальной защиты и технику применения средств индивидуальной защиты, типологию вирусных заболеваний и их потенциальную угрозу, правила поведения во время эпидемий (также вируса гриппа)", — цитирует текст обращения RT
Необходимость курса обосновали не только ситуацией с распространением коронавируса, но и низким уровнем понимания природы вирусных заболеваний в целом. Особое внимание стоит уделить способам их профилактики, отмечается в документе.
Еще одну часть курса предлагается посвятить профилактике вирусных заболеваний, в том числе способам немедикаментозного укрепления иммунитета – базовым понятия правильного питания и ЗОЖ.
Ирина Волынец считает, что курс может стать частью программы школьного предмета ОБЖ.
В российских вузах началось зачисление абитуриентов
Накануне российские вузы завершили прием документов по программам бакалавриата и специалитета от абитуриентов, которые поступали по результатам ЕГЭ, и для тех, кто решил продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре. Также 18 августа подошли к концу дополнительные творческие и профильные испытания в университетах.
С сегодняшнего дня в вузах страны начался процесс зачисления абитуриентов. Списки поступающих разместят на официальных сайтах университетов. В ближайшие два дня вузы будут принимать заявления о согласии на зачисление от абитуриентов, поступающих без прохождения вступительных испытаний в рамках квоты на обучение. Приказ об их зачислении будет издан 22 августа.
Прием заявлений о согласии на зачисление от абитуриентов, включенных в списки поступающих на бюджетные места по результатам вступительных испытаний, будет осуществляться 22 и 23 августа.
24 августа стартует вторая волна поступления. Ее итоги будут подведены 26 августа.
О дополнительном приеме вузы сообщат не позднее 15 сентября.
"В этом году абитуриенты могли подать документы в вузы еще до получения результатов единого государственного экзамена. Приемная кампания стартовала 20 июля и длилась почти месяц. Согласно особенностям приемной кампании-2020, поступающие могут предоставить оригиналы документов в вуз не только при подаче документов, но и в течение всего первого года обучения", – напомнили в пресс-службе Минобрнауки России.
Опубликованы полезные советы и идеи экспертов сферы образования по итогам "Августовки Учи.ру"
Онлайн-совещание "Августовка Учи.ру" завершилось 14 августа. Во время двухдневного мероприятия эксперты из сферы образования делились результатами исследований, полезными советами, идеями и личным опытом.
По итогам онлайн-совещания специалисты образовательной платформы "Учи.ру" сформулировали рекомендации педагогам, связанные с организацией дистанционного обучения.
Для комфортной работы в удаленном формате рекомендуется:
- составить базовый набор простых и функциональных электронных ресурсов;
- завести единое расписание, например в "Google Таблицах", со ссылками на электронные ресурсы или видеовстречи;
- по возможности сократить количество онлайн-уроков в день (в начальной школе можно ограничиться тремя предметами).
Среди своих сервисов "Учи.ру" рекомендует обратить внимание на "Виртуальный класс" для проведения онлайн-уроков, "Домашнее задание" из карточек для коррекции знаний учащихся, "Проверочные работы" и подготовку к ВПР для контроля знаний учащихся и курс "Цифровая грамотность" для развития профессиональных компетенций.
Немало трудностей вызывает и коммуникация с родителями. Для выстраивания хороших взаимоотношений эксперты рекомендуют:
- быть открытыми, использовать современные технологии для коммуникации с ними;
- вводить правила переписки в мессенджерах и санкции за их нарушение, вплоть до исключения из чата;
- соблюдать регламент времени на собраниях, не отходить от заявленной темы;
- учитывать особенности их темперамента во время общения.
Выяснилось, что большую сложность у учителей вызывает кружковая деятельность и проведение внеурочных мероприятий онлайн. Ведущие вебинара поделились удобными инструментами для внеклассных занятий, рассказали, где найти программы курсов и игры для дистанционной работы с детьми. Записи выступлений и презентации спикеров — на странице онлайн-совещания https://distant.uchi.ru/online-august/?utm_source=ug-ru&utm_medium=partner&utm_campaign=online-august-referral-20_partner_ug-ru .
Анзор Музаев возглавил Рособрнадзор
Анзор Музаев официально стал руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. С февраля он являлся временно исполняющим обязанности главы ведомства.
"Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2123-р от 18 августа 2020 г. Анзор Музаев назначен руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки", – говорится в сообщении Рособрнадзора.
Временно исполняющим обязанности руководителя Анзор Музаев был назначен после того, как прежний глава ведомства Сергей Кравцов стал министром просвещения РФ. До этого Анзор Музаев являлся его заместителем.
Напомним, Анзор Музаев перешел в Рособрнадзор в 2013 году с должности министра образования и науки Чеченской Республики. Он окончил Чеченский государственный педагогический институт, является кандидатом технических наук. До вступления в должность министра Анзор Музаев преподавал в Грозненском государственном нефтяном институте, был заместителем председателя Комитета правительства Чеченской республики по делам молодежи и ректором Чеченского государственного университета.
Прокуратура проверит российские школы в преддверии нового учебного года
Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов поручил регионам провести проверки на предмет готовности школ к 1 сентября и принять дополнительные меры по обеспечению прав детей при организации образовательного процесса.
"В ходе проверки прокуроры дадут оценку полноте выполнения органами власти и муниципалитетами мероприятий по подготовке объектов образования к началу нового учебного года, обоснованности выдачи заключений об их готовности, а также устранению выявленных недостатков", – говорится в сообщении Генпрокураутры РФ.
Отмечается, что особое внимание прокуроры уделят школьным поборам, укомплектованности штата школ педагогами, наличию необходимой материально-технической базы и учебников и организации питания.
Также акцент сделают на соблюдении санитарно-эпидемиологического законодательства, требований пожарной безопасности в зданиях школ и их антитеррористической защищенности.
"По результатам проверок будут приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования. Итоги проверок находятся под личным контролем генерального прокурора РФ", – добавили в ведомстве.
Более 170 тысяч детей в школах и детсадах России нуждаются в лечебно-профилактическом питании
Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Анна Кузнецова 21 августа сообщила об итогах всероссийского мониторинга качества питания детей с пищевыми особенностями в школах и детских садах. По его итогам выяснилось, что тысячи дошкольников и учеников школ нуждаются в особом питании, но не получают его.
"Мы провели масштабный мониторинг, охватили 80 субъектов РФ. Проверили свыше 43 тыс. дошкольных и школьных организаций, в которых обучаются более 13 млн детей – более половины от числа всех обучающихся несовершеннолетних в нашей стране. На основании подробных данных из 57 регионов мы проанализировали ситуацию", – рассказала Анна Кузнецова в ходе второго дня всероссийского совещания региональных омбудсменов в Москве.
Уполномоченный подчеркнула, что из указанного числа детей 170 тыс. – те, кто нуждается в лечебно-профилактическом питании.
"1,3% – это немного. Но к уполномоченным по правам ребёнка часто обращаются родители, которые говорят, что вынуждены забирать своих детей на обед, или которым отказывают в посещении образовательной организации, потому что там не могут обеспечить соответствующее питание. Были единичные случаи, когда ребёнка вопреки тем запретам на питание, которые для него установлены, кормили тем же, чем и остальных детей. Возникали, к сожалению, проблемы со здоровьем ребёнка, и требовалось срочное вмешательство докторов", – цитирует детского омбудсмена пресс-служба Института уполномоченных по правам ребенка.
По словам Анны Кузнецовой, особое диетическое питание требуется детям, страдающим пищевой аллергией, диабетом и рядом других хронических заболеваний.
По итогам мониторинга эксперты сделали вывод: в большинстве регионов эти вопросы решаются в индивидуальном порядке либо не решаются никак. Анна Кузнецова внесла предложения для устранения проблем.
"Среди них – обязать Министерство здравоохранения России вести учёт детей, нуждающихся в лечебно-профилактическом питании. До сих пор таких данных нет ни на федеральном уровне, ни в регионах, ни в образовательных организациях", – сообщили в Институте уполномоченных по правам ребенка.
Роспотребнадзору предложено усилить контроль за соблюдением в образовательных организациях СанПиН в части обеспечения горячим питанием детей с пищевыми особенностями, а Генеральной прокуратуре – включить в план проверок вопрос соблюдения школами и детскими садами соответствующего законодательства.
"Органам исполнительной власти регионов в сфере образования мы предлагаем включать в план проверок образовательных организаций в части рассмотрения вопроса о надлежащей организации питания детей с пищевыми особенностями форм родительского контроля. Если не будет действенной обратной связи, мы не сможем своевременно реагировать на те проблемы, которые ещё остались. К сожалению, в нашей практике есть факты, когда данные официальных ведомств по той или иной проблеме не соответствуют тем данным, которые мы получали по результатам опроса родителей и общественного контроля", – отметила детский омбудсмен.
Минпросвещения России предложило ежегодно обновлять список предметов для Всероссийской олимпиады
Министерство просвещения опубликовало на портале нормативных правовых актов проект закона, подразумевающего замену фиксированного перечня предметов, по которым проводится Всероссийская олимпиада школьников, "плавающим".
В настоящее время список предметов, по которым школьники могут принять участие в олимпиаде, определяет приказ Минобрнауки от 18 ноября 2013 г. В нём 24 предмета — от русского языка до физкультуры и ОБЖ. Предлагаемые меры позволят утверждать этот перечень ежегодно, внося соответствующие изменения (в части сокращения или ротации предметов), говорится в пояснительной записке, на которую ссылается "Парламентская газета".
Также Минпросвещения предлагает переложить часть своих обязанностей по организации и контролю за результатами олимпиад на Рособрнадзор. По мнению ведомства, такой подход позволит проводить Всероссийскую олимпиаду школьников на более высоком технологическом уровне, используя многолетний успешный опыт Рособрнадзора по проведению Единого государственного экзамена.
Рособрнадзор, по задумке Минпросвещения, будет отвечать за разработку заданий регионального и заключительного этапов олимпиады и критериев оценивания выполненных заданий, устанавливать порядок разработки, использования и хранения олимпиадных заданий, определять необходимое количество баллов для участия в заключительном этапе олимпиады, а также обеспечивать проведение заключительного этапа.
ВОЗ и ЮНИСЕФ рекомендуют носить медицинские маски детям с 12 лет
Не нужно требовать от детей до 5 лет носить медицинские маски в обязательном порядке, их могут носить дети в возрасте от 12 лет, считают во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Детском фонде ООН (ЮНИСЕФ).
"От детей в возрасте 5 лет и младше не следует требовать ношения масок… Это основано на безопасности и общих интересах ребенка, а также на способности использовать маску надлежащим способом при минимальной помощи", — говорится в информационном бюллетене ВОЗ, на которыйй ссылается РИА Новости.
Что касается детей от 6 до 11 лет, при решении об использовании ими масок необходимо учитывать ряд факторов. Речь идет об уровне распространения вируса в месте проживания ребенка, его способности безопасно и правильно пользоваться маской, надлежащем надзоре со стороны взрослых. Также должны учитываться потенциальное влияние ношения маски на обучение и психосоциальное развитие, а также доступ к средствам защиты, возможность их менять и стирать.
Дети в возрасте 12 лет и старше должны носить маски наравне со взрослыми — когда у них нет возможности соблюдать дистанцию минимум 1 метр от других людей или в районе с широким распространением вируса.
Финал конкурса "Учитель года России"-2020 переносится на 2021 год
Соучредители Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2020 – Министерство просвещения РФ, "Учительская газета" и Общероссийский профсоюз образования выступили с консолидированной позицией о переносе сроков очного проведения финала состязания на I квартал 2021 г. из-за санитарно-эпидемиологической ситуации.
При этом региональный этап конкурса будет проводиться осенью 2020 г. в очном или в дистанционном формате – в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации в каждом конкретном субъекте РФ.
Эти предложения были поддержаны заместителем председателя Правительства РФ Татьяной Голиковой. Министерству просвещения страны поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ обеспечить контроль регионального этапа конкурса и доложить о результатах в Правительство до 25 декабря 2020 г.
Аналогичное решение принято и по конкурсу "Воспитатель года России".
Напомним, что конкурс "Учитель года России" – один из старейших и самых авторитетных в отечественном образовательном пространстве. Впервые он прошел по инициативе "Учительской газеты" в 1990 году, у его истоков стоял главный редактор издания того времени Геннадий Селезнев, значительную роль в становлении конкурса сыграл его преемник Петр Положевец – ныне председатель редакционного совета издания и исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее". В рамках конкурса газета с 2015-го года вручает специальный приз имени Геннадия Селезнева "За настойчивость в достижении цели".
Победителем "Учителя года России" – 2019 стала Лариса Арачашвили из Волгоградской области. Согласно правилам конкурса, финальные испытания пройдут на родине победителя конкурса предыдущего сезона.
Церемония награждения победителей традиционно проходит в День учителя на сцене Государственного Кремлевского дворца. Мероприятие транслируется в эфире "Первого канала", а с участниками конкурса встречается президент страны.
Почти половина выпускников российских школ не смогли получить ожидаемые баллы за ЕГЭ
Почти половина выпускников российских школ (45%) заявили, что полученные по результатам ЕГЭ баллы оказались ниже тех, что они ожидали. Таковы результаты опроса, проведенного образовательной компанией MAXIMUM Education.
Тем не менее 41% учащихся получили те баллы, на которые рассчитывали. А 14% выпускников сообщили, что их баллы были выше ожидаемых.
Большинство опрошенных (70%) не изменили планы по поступлению после того, как узнали свои баллы за ЕГЭ. При этом 24% респондентов пришлось подать документы в вузы «ниже уровнем», чем те, в которые они изначально собирались поступать. Еще 6% респондентов рассчитывают поступить в более престижные университеты.
Подать документы в вузы успели 47% опрошенных. Отмечается, что 97% из них пользовались электронной информационной системой вузов. Супер-сервисом «Поступи онлайн в вуз» воспользовались лишь 3% опрошенных школьников. Еще 4% абитуриентов посетили приемные комиссии очно и менее 1% выпускников прибегли к услугам «Почты России».
Выпускники также рассказали, на какие направления они планируют поступать. Самыми популярными оказались технические науки (37%). Предпочтение гуманитарным наукам отдали 27% респондентов, социально-экономическим наукам – 24%. Наименее популярными стали медицина – 9%, искусство и культура – 8%, а также сельскохозяйственные направления – 2%.
Большинство опрошенных (64%) планируют поступать исключительно на бюджетное отделение. При этом 8% выпускников рассчитывают только на платное обучение. Оба варианта рассматривают 28% опрошенных.
Кроме того, стало известно, что 82% респондентов будут поступать в те города, в которые и планировали до пандемии. Однако 15% респондентов признались, что им пришлось изменить планы, но не из-за пандемии. А 3% абитуриентов пожаловались, что изменение планов связано с распространением коронавируса.
MAXIMUM Education проведет онлайн-августовку для российских педагогов
Образовательная компания MAXIMUM Education проведет онлайн-августовку для российских учителей. Об этом сообщает пресс-служба компании.
С 24 по 29 августа эксперты и методисты по онлайн-обучению будут рассказывать об эффективных методиках, инструментах преподавания и работе с учениками в дистанционном режиме.
В мае и июне MAXIMUM Education уже проводила онлайн-занятия для педагогов. Тогда участниками курсов стали более 15 тысяч учителей. Августовка стала логичным продолжением серии курсов по эффективному преподаванию на «удаленке».
Узнать о программе подробнее и зарегистрироваться можно, перейдя по ссылке https://maximumtest.ru/teach?utm_source=nonamesite&utm_medium=special&utm_campaign=onl_free68_allclass_18-08-2020_name--activityedu .
Госдума введет в законодательство термины «просвещение» и «просветительская деятельность»
В российском законодательстве собираются закрепить понятия «просвещение» и «просветительская деятельность». О соответствующих планах говорится в техзаданиях госзакупок Госдумы, сообщают «Известия».
Отмечается, что в течение последнего месяца нижняя палата заключила шесть новых исследовательских контрактов. Эксперты указывают на важность подобной аналитической работы.
В парламенте полагают, что понятия «просвещение» и «просветительская деятельность» во многом схожи с образованием, однако не полностью идентичны. Поэтому они нуждаются в разных подходах к регулированию.
Заказчики исследования считают, что просвещение могло бы определяться как «передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений».
Изучением данной темы займется Научно-исследовательский институт правовых экспертиз и комплексных исследований, одержавший победу в тендере на сумму 1,75 миллиона рублей.
Профсоюз образования выступил за введение единой системы оплаты труда педагогов
Профсоюз образования выступил за единую систему оплаты труда учителей. Об этом в ходе онлайн-эфира Медиагруппы «Патриот» заявил заместитель заведующего отделом по вопросам общего образования организации Евгений Романенков.
Он отметил, что на сегодняшний день базовая часть зарплаты педагогов в некоторых субъектах РФ составляет 3-4 тысячи рублей. При этом в 80 регионах гарантированная ставка оклада ниже МРОТ.
Романенков добавил, что профсоюз пытается поменять эту систему уже в течение многих лет. Помимо этого, добавил он, в период распространения коронавируса нагрузка на учителей значительно возросла. Он уверен, что это необходимо «предусмотреть в выплачиваемых педагогам зарплатах».
Представитель профсоюза также напомнил, что в ноябре Госдума планирует рассмотреть законопроет, вносящий изменения в систему формирования зарплат педагогических работников.
Предполагается, что расчет должен базироваться на числе отработанных часов и некоторых других показателях, которые понятны и просты. При этом региональные доплаты и премии будут сохранены.
Таким образом, оклады обретают федеральный статус, и манипулировать ими станет невозможно. Вопрос надбавок за возросшую нагрузку из-за ограничений по коронавирусу профсоюз тоже прорабатывает - резюмировал Романенков.
Стали известны регионы-лидеры по качеству образования
На всероссийском совещании детских омбудсменов уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова представила рейтинг регионов по уровню доступности и качества дошкольного и школьного образования. Об этом сообщает РИА Новости.
Кузнецова уточнила, что показатель доступности дошкольного образования определялся учетом количества детей, которым было предоставлено место в дошкольной организации, которые не стоят в очереди, и которые не охвачены образовательными услугами.
По доступности дошкольного образования регионы с высокими показателями - Волгоградская, Курская, Костромская области, Хабаровский край, республика Мордовия. Их коэффициенты приближаются к максимально возможным 500. Низкие показатели - Дагестан, Ингушетия - рассказала уполномоченный по правам ребенка.
Уровень качества дошкольного образования, в свою очередь, определялся соотношением количества воспитателей к числу детей дошкольного возраста. Лидерами в этом рейтинге стали Москва (коэффициент 611 из 1000 возможных), Республика Саха (444), Тамбовская область (439). Наиболее низкие показатели у Приморского края (270) и Тверской области (273).
Уровень доступности школьного образования рассчитывался с учетом процента учащихся в сельской местности, городах и регионе в целом, а также числа детей, не обучающихся из-за плохого материального положения или причин, связанных со здоровьем.
В число субъектов с самыми высокими показателями вошли Санкт-Петербург (199 из 200), Москва (198) и Кемеровская область (190). Наиболее низкие показатели оказались у Курганской (119) и Магаданской (103) областей, а также республики Адыгея (122).
В рейтинге качества школьного образования лидируют Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская, Белгородская и Московская области. Самый низкий показатель зафиксирован у Республики Ингушетия.
Кузнецова уточнила, что при расчете рейтинга качественного школьного образования рассматривались такие параметры, как бюджет на одного школьника, число детей, не подлежащих обучению, процент выбывших и не продолживших учебу, количество школьников, которые систематически пропускают занятия по неуважительным причинам, детей, обучающихся во вторую и третью смены, выпускников, не получивших аттестат, педагогов с высшим образованием и ещё целый ряд критериев.
В России изменились правила тестирования школьников на наркотики
С начала учебного года российских школьников будут по-новому тестировать на наркотики. Об этом сообщает «РГ».
Теперь родителей несовершеннолетних будут оповещать о результатах анализов. Ранее такие данные не раскрывались, если ребенку исполнилось 15 лет. Соответствующие изменения были введены в конце июля.
Кроме того, даже если результаты тестов будут отрицательными, врачи вправе направлять подростков на повторное обследование при обнаружении как минимум трех признаков, сигнализирующих о приеме психотропных веществ.
По словам зампреда комитета Госдумы по охране здоровья, практикующего врача-нарколога Николая Говорина, определить, что ребенок употребляет наркотики, можно по вялой реакции зрачков на свет, нарушению речи и поведению.
В России ежегодное тестирование на наркотики проводится среди школьников, которым исполнилось 13 лет. Оно добровольное, проходит с согласия родителей или самих учащихся старше 15 лет и состоит из анкетирования и забора биоматериала на анализ.
С 2020 года пробы будут проверять на девять видов наркотиков: барбитураты, бензодиазепины, каннабиноиды, кокаин, метадон, опиаты, синтетические катиноны, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), фенциклидин, а также их производные и аналоги.
Минпросвещения учтет особенности режима рабочего дня учителей при обновлении норм оплаты их труда
Минпросвещения собирается сохранить действующие норм-часы, особенности режима рабочего дня и времени отдыха педагогов при разработке новой системы оплаты их труда. Об этом заявил замминистра просвещения Виктор Басюк, сообщает ТАСС.
В ходе ростовской областной педагогической конференции работников образования Басюк напомнил, что Минпросвещения, Минтруд, Минфин и Общероссийский профсоюз образования работают над обновлением системы оплаты труда учителей.
По его словам, в России впервые происходит создание типовых отраслевых норм оплаты труда, которые станут одним из основных гарантов формирования понятной и прозрачной системы оплаты труда педагогов.
В июле премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил представить до 1 ноября предложения по установлению единых требований к оплате труда учителей.
Проект «Учитель для России» с нового учебного года начнет внедрять концепцию Рыбаков Фонда «Школа – центр социума»
Проект «Учитель для России» и Рыбаков Фонд стали импакт-партнерами. Благодаря этому сотрудничеству образовательные организации в отдаленных городах и селах смогут внедрить концепцию «Школа – центр социума», разработанную фондом, и аккумулировать дополнительные ресурсы для развития с помощью школьного сообщества, фандрайзинга и социальных партнерств. Об этом сообщает пресс-служба фонда.
Планируется, что к концу следующего учебного года минимум 2300 педагогов в 43 российских регионах, с которыми у программы «Учитель для России» уже налажена связь, познакомятся с концепцией и смогут внедрять ее в школах.
Некоммерческая программа «Учитель для России» развивает школьное образование в регионах. Выпускники престижных вузов после конкурсного отбора два года работаютв отдаленных школах, где особенно остро стоит вопрос с оснащением, кадрами и мотивацией учеников.
В таких условиях концепция «Школа – центр социума» особенно актуальна, поскольку она предлагает новый способ организации школьной жизни: уход от модели закрытой «коробки», оторванной от реальности, и создание открытого внешнему миру сообщества, куда включены выпускники, родители, бизнес, социальные организации и местные жители.
Отмечается, что школьное сообщество создает ресурсную среду, где каждый может проявить инициативу, работать в команде, получить полезный опыт, стать самостоятельной и ответственной личностью.
Концепция «Школа – центр социума» Рыбаков Фонда дает школе инструменты, чтобы привлечь больше разнообразных, в том числе нематериальных, ресурсов: экспертиза, финансы, лидерство, наставничество, обмен лучшими практиками и многое другое. Влияние такого подхода будет особенно заметно в школах, испытывающих дефицит ресурсов, – а как раз в такие школы едут работать участники программы «Учитель для России». Они по своей инициативе и внутреннему побуждению становятся миссионерами этого движения и берут ответственность за улучшение образования в нашей стране, в самых разных ее уголках. Это очень близко нам по духу, ведь миссия Рыбаков Фонда – способствовать тому, чтобы развитие социума своими руками стало нормой и традицией. – подчеркнула сооснователь и президент Рыбаков Фонда Екатерина Рыбакова.
В Госдуме разработали законопроект о выплатах родителям школьников
Депутаты фракции ЛДПР во главе с Ярославом Ниловым разработали законопроект о выплатах родителям школьников. Об этом парламентарий рассказал в своем Telegram-канале.
Как указано в документе, финансовая помощь на сборы детей в школу должна быть ежегодной и составлять 10 тысяч рублей на каждого ребенка. При этом такие выплаты не должны учитываться в составе дохода граждан при предоставлении прочих мер соцподдержки. Кроме того, предусмотрена ежегодная индексация выплат, что позволит сохранять их покупательскую способность. Условием для получения средств является наличие у школьника российского гражданства.
Законопроект был направлен в правительство. В случае поддержки закон вступит в силу с начала 2021 года. Предполагается, что средства на реализацию инициативы будут выделены из федерального бюджета.
Каждый пятый российский школьник хотел бы частично перейти на дистанционное обучение
В России каждый пятый школьник хотел бы частично перейти на дистанционное обучение. Таковы результаты опроса, проведенного онлайн-школой Skysmart, сообщает RT.
При этом 49% респондентов отметили, что стали больше ценить традиционный формат учебы. Противоположного мнения придерживаются 24% ребят. Школьники, заявившие, что обучение должно быть наполовину дистанционным (20%) подчеркнули, что такой вариант допустим лишь при условии, что все учащиеся будут обеспечены необходимой техникой и доступом в интернет, а цифровые инструменты будут работать исправно.
Кроме того, опрос показал, что главными преимуществами очного обучения школьники считают то, что педагогам лучше удается объяснить материал (30%), а также наличие живого общения с одноклассниками (29%) и учителями (11%).
К главным недостаткам традиционного формата учащиеся отнесли необходимость рано вставать (25%) и отсутствие возможности учиться в своем темпе (17%).
Участниками опроса стали 1,3 тысячи российских школьников.
В России зафиксировали ставку по образовательным кредитам
В России зафиксировали ставку по образовательным кредитам, теперь она составляет 3%. Об этом объявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, сообщает ТАСС.
В ходе совещания со своими заместителями Мишустин отметил, что соответствующие изменения уже были внесены в правила предоставления господдержки образовательного кредитования.
Кроме того, льготный период кредитования после завершения учебы был увеличен с трех до девяти месяцев. По словам премьер-министра, это даст выпускникам возможность трудоустроиться, пройти испытательный срок и «не испытывать чрезмерной нагрузки» при выплатах. Срок погашения образовательных кредитов также был повышен и теперь составляет 15 лет после окончания льготного периода.
Мишустин добавил, что ставка в 3% может быть распространена на кредиты, которые студенты получали до вступления нового постановления в силу. Для этого нужно подать соответствующее заявление в банк.
Он пояснил, что ранее условия выдачи образовательных кредитов были схожими с потребительскими. Решение о том, чтобы сделать подобные кредиты более доступными, было принято согласно поручению президента РФ Владимира Путина.
Подбор материалов подготовлен:
комитетом Краснодарской краевой территориальной
организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ