Информационный лист "Обзор печати" 15 июня.- 21 июня 2020г.
Начинается оздоровительный сезон в Центре отдыха работников образования «Рассвет»
С 28 июня 2020 года возобновляет работу Центр отдыха работников образования «Рассвет» в городе-курорте Геленджике по графику:
с 28 июня по 5 июля, с 6 по 13 июля, с 14 по 21 июля, с 22 по 29 июля, с 30 июля по 6 августа, с 7 по 14 августа, с 15 по 22 августа, с 23 по 30 августа, с 31 августа по 7 сентября, с 8 по 15 сентября, с 16 по 23 сентября, с 24 сентября по 1 октября.
Распределение путевок производится председателями местных организаций Профсоюза, первичных профорганизаций высшего и среднего профессионального образования.
Отдыхающим при заезде в ЦОРО «Рассвет» необходимо иметь при себе паспорт, полис ОМС, маску (для посещения закрытых помещений) и направление за подписью председателя профсоюзной организации. Заезжающие добираются на отдых самостоятельно.
За дополнительной информацией обращайтесь по телефону 8(918)-48-47-409 (Людмила Алексеевна).
Состоялось общественное обсуждение проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации
Общественное обсуждение проекта профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)" состоялось в режиме видеоконференции под руководством председателя краевой организации Профсоюза Сергея Даниленко. В обсуждении приняли участие представители регионального министерства образования, науки и молодежной политики, Института развития образования края, более 30 руководителей и педагогов образовательных организаций из тринадцати муниципальных образований края.
"Представленный для обсуждения проект профессионального стандарта содержит множественные изменения, которые, на взгляд Профсоюза, требуют детальной проработки, в том числе на соответствие их законодательным нормам", - отметил в своем выступлении Сергей Николаевич.
Участники заседания обсудили методологию разработки профессиональных стандартов, требования к образованию и обучению руководителя, охарактеризовали перечень трудовых действий руководителя, предложенный разработчиками профстандарта. По итогам мероприятия принято решение сформировать общее мнение и направить его в Центральный Совет Профсоюза для последующей передачи в Совет по профессиональным квалификациям при Президенте РФ.
В Краснодарском крае 103 учителя получат по одному миллиону в рамках федеральной программы «Земский учитель»
16 июня 2020 года состоялось очередное заседание конкурсной комиссии, на котором определены педагоги-победители. В работе Комиссии приняли участие заместитель председателя краевой организации Профсоюза Алексей Едигаров и главный специалист-эксперт по социально-экономическим вопросам правового отдела краевой организации Профсоюза Светлана Азарова.
Всего на конкурс было подано 695 заявок от претендентов из 75 регионов России. В новом учебном году 103 победителя конкурсного отбора по федеральной программе «Земский учитель» приступят к работе в кубанских школах. Так, новые учителя приедут из 35 регионов страны, наибольшее количество педагогов из Астраханской, Волгоградской, Кемеровской, Саратовской, Челябинской областей, Алтайского, Красноярского, Ставропольского краев. В конкурсном отборе также победили и педагоги Краснодарского края.
Напомним, что участники программы будут преподавать в селах, рабочих поселках и поселках городского типа либо городах с населением до 50 тысяч человек. Они получат по 1 млн рублей, но должны будут жить и работать в населенном пункте не менее 5 лет. Благодаря прибытию новых педагогов в следующем учебном году в сельских школах Кубани будет больше учителей русского языка и литературы, истории, географии, английского языка, математики, биологии, физики, химии и информатики, начальных классов.
Определены стипендиаты Комитета краевой организации Профсоюза
Претендентами на профсоюзную стипендию стали студенты вузов и профессиональных образовательных организаций края – члены Общероссийского Профсоюза образования, обучающиеся по очной форме обучения, как за счет бюджетных средств, так и с полным возмещением затрат на обучение, активно участвующие в деятельности первичной профсоюзной организации.
В целях укрепления авторитета и повышения имиджа профессионального союза, мотивации обучающихся по педагогическим специальностям в содействии закреплению их в системе образования, повышения эффективности работы первичных профсоюзных организаций (объединенных первичных профорганизаций) с 2005 лучшие студенты-профактивисты высшего и среднего профессионального образования ежемесячно получают стипендию Комитета краевой организации Профсоюза.
Профсоюзная стипендия с 1 июля по 31 декабря 2020 года назначена 66 студентам. Со списком стипендиатов вы можете ознакомиться на сайте краевой организации: профсоюзобразования.рф
Поздравляем стипендиатов и желаем дальнейших успехов в профсоюзной деятельности!
СКС профсоюза предложил продлить срок выплаты государственной социальной стипендии
Студенческий координационный совет Общероссийского Профсоюза образования обратился к министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Фалькову с просьбой внести изменения в приказ министерства № 566 от 9 апреля 2020 года, продлив срок выплаты ранее назначенной государственной социальной стипендии по 15 июля 2020 года студентам, у которых она истекает.
Такое продление необходимо, так как во многих субъектах Российской Федерации, несмотря на вводимые послабления ограничительных мер, введённых из-за пандемии новой коронавирусной инфекции, обучающиеся в образовательных организациях высшего образования имеют различные затруднения при обращении в органы, уполномоченные назначать государственную социальную помощь.
С полным текстом обращения можно ознакомиться здесь https://www.eseur.ru/Files/file12574.pdf.
Перспективы педагогического образования обсудили онлайн
19-20 июня на онлайн-площадке Московского педагогического государственного университета в дистанционном формате состоялся двухдневный педагогический образовательный форум «Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества».
Организаторы форума - Министерство просвещения Российской Федерации, Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Московский педагогический государственный университет, Ассоциация развития педагогических университетов и институтов, Евразийская ассоциация педагогических университетов.
Участниками виртуальной встречи стали представители Министерства просвещения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, научных и образовательных организаций высшего и среднего профессионального образованиях Российской Федерации и стран СНГ, реализующих программы педагогического профиля, образовательных организаций общего образования, организаций дополнительного профессионального образования и другие заинтересованные лица.
В форуме приняли участие сотрудники аппарата Общероссийского Профсоюза образования.
На форуме обсуждались основные стратегические направления развития системы непрерывного педагогического образования и способы решения актуальных задач подготовки педагогических кадров в условиях системной трансформации современного общества.
На пленарном заседании в первый день прозвучали приветствия заместителя Министра просвещения Российской Федерации Виктора Басюка, заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрия Афанасьева, председатель попечительского совета Российской академии образования Ольги Васильевой.
Важные аналитические доклады сделали первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке Олег Смолин, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук и лабораторией когнитивных исследований, и.о. декана Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Черниговская, представители российских педагогических вузов, вузов зарубежных стран – Республик Казахстан, Беларусь, Узбекистан.
20 июня прошли открытые заседания секций «Новые траектории развития системы образования», «Развитие воспитательного потенциала современного образования», «Эффективные механизмы кадрового обеспечения системы образования региона», «Новые модели сетевого взаимодействия педагогических колледжей и образовательных организаций», «Опыт практикоориентированной подготовки учителя», «Психолого-педагогическое сопровождение рисков и трудностей обучения в современной образовательной среде», «Эффективные модели и практики допрофессиональной педагогической подготовки», «Педагогический университет – сельской школе: возможности и перспективы».
Запись пленарного заседания 19 июня: https://www.youtube.com/watch?v=lsBdf2wl5eA
В ссузах края стартует приемная кампания
Прием документов от абитуриентов учреждения начнут не позднее 20 июня.
Всего в этом году на Кубани для получения среднего профессионального образования выделено более 40,6 тыс. мест, из них почти 21 тыс. мест за счёт краевого бюджета.
Поступающему необходимо предоставить в приемную комиссию оригинал или копию паспорта, документа об образовании и фотографии. С учётом сохранения риска распространения коронавирусной инфекции документы техникумами и колледжами принимаются очно по предварительной записи, через операторов почтовой связи или по электронной почте.
На очную форму обучения документы можно подать до 15 августа, по направлениям, где есть творческие испытания- до 10 августа. При наличии свободных мест в организации приёмная кампания может продлеваться до 25 ноября.
Вступительные испытания проводятся с 11 по 15 августа в формах, определяемых колледжами и техникума самостоятельно с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований.
Напомним, на Кубани функционируют 112 организаций, реализующих программы СПО: 68 колледжей и техникумов, подведомственных министерству образования, 10 – министерству здравоохранения, 6 – министерству культуры, 28 – частных ссузов. Общий контингент их студентов составляет более 100,6 тысяч человек. По вопросам приемной кампании в ссузы края можно обратиться на «горячую линию» министерства - 8 (861) 298- 25-67
Состоялось собеседование с образовательными организациями по вопросу исполнения ими предписаний по итогам плановых выездных проверок
Собеседование с образовательными организациями Краснодарского края по вопросу исполнения ими предписаний по итогам плановых проверок, проведенных в 2019, 2020 годах, состоялось 16 июня 2020 года в режиме видеоконференции.
Отчеты по устранению нарушений государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Новороссийский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 18 Приморско-Ахтарского района, муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений станицы Северской муниципального образования Северский район - средних общеобразовательных школ № 44 и 45 были рассмотрены в присутствии начальника управления по надзору и контролю в сфере образования Горностаевой Т.Ю., начальника отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования Савельевой С.В. и специалистов отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования.
В ходе беседы с представителями министерства труда и социального развития Краснодарского края Исаевой И.Г., начальником отдела организации деятельности учреждений для несовершеннолетних министерства труда и социального развития, и ведущим консультантом этого же отдела Тер Е.А., начальником управления Горностаевой Т.Ю. были обозначены направления совместной работы двух министерств по воспитанию и образованию воспитанников социально-реабилитационных центров края.
В видеоконференциях также приняли участие специалисты управлений образованием Приморско-Ахтарского и Северского районов.
В ходе собеседования руководители школ сообщили о проведенных ими мероприятиях по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок. Особое внимание было уделено нарушениям, связанным с необъективностью оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся.
Все предписания исполнены и сняты с контроля.
Утверждено расписание ЕГЭ-2020 и особенности его проведения в текущем году
Совместный приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора, определяющий сроки проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2020 году, утвержден и зарегистрирован Минюстом.
ЕГЭ на территории России и за ее пределами пройдет по единому расписанию, которое предусматривает проведение пробного экзамена, основного и дополнительного периодов ЕГЭ.
В соответствии приказом, основной период ЕГЭ в 2020 году начнется с пробного экзамена 29 и 30 июня, в ходе которого будут протестированы все экзаменационные процедуры.
3 июля пройдут ЕГЭ по географии, литературе и информатике, 6 и 7 июля – ЕГЭ по русскому языку, 10 июля – по профильной математике, 13 июля – по истории и физике, 16 июля – по обществознанию и химии, 20 июля – по биологии и письменной части ЕГЭ по иностранным языкам, 22 и 23 июля пройдет устная часть ЕГЭ по иностранным языкам. Резервные дни запланированы на 24 июля (по всем учебным предметам, кроме русского языка и иностранных языков) и 25 июля – по всем учебным предметам.
Для участников, которые по уважительным причинам не смогут сдать ЕГЭ в июле, предусмотрен дополнительный период проведения экзаменов в августе.
3 августа пройдет ЕГЭ по географии, литературе, информатике, биологии, истории и устной части экзамена по иностранным языкам, 5 августа – ЕГЭ по русскому языку, 7 августа – по обществознанию, химии, физике, профильной математике и письменной части ЕГЭ по иностранным языкам. 8 августа в расписании предусмотрен резервный день для сдачи экзаменов по всем предметам.
Другим совместным приказом Минпросвещения и Рособрнадзора, зарегистрированным Минюстом, утверждены особенности проведения ЕГЭ в 2020 году.
ЕГЭ в 2020 году будет проводиться по следующим учебным предметам: русский язык, математика профильного уровня, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), информатика и ИКТ. Математика базового уровня из числа предметов ЕГЭ в 2020 году исключена. Экзамены будут проводиться только в целях использования их результатов при приеме на обучение в вузы.
Обучающиеся 10 классов участниками ЕГЭ в 2020 году стать не смогут.
Участники экзаменов вправе изменить перечень выбранных для сдачи учебных предметов и сроки участия в ЕГЭ, указанные в ранее поданных заявлениях. Для этого необходимо не позднее, чем за неделю до даты соответствующего экзамена, подать заявление в государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) своего региона.
В случае большого количества участников экзаменов в субъекте РФ, зарегистрированных на один учебный предмет, и невозможности проведения экзамена по этому предмету для всех участников в установленную дату основного периода с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических рекомендаций, ГЭК вправе определить для части или всех участников экзамена другую дату его проведения в один из резервных дней основного периода.
К экзаменам в резервные сроки основного периода ЕГЭ допускаются участники, которые пропустили экзамен в основной срок по болезни или иной уважительной причине, подтвержденной документально, а также те, у кого совпали сроки проведения экзаменов по отдельным учебным предметам, и участники, чьи апелляции о нарушении порядка проведения ЕГЭ были удовлетворены конфликтной комиссией. В дополнительный период ЕГЭ 2020 года сдать экзамены смогут только те участники, которые не смогли по уважительным причинам принять участие в экзаменах в дни основного периода.
Приказом установлено, что при проведении ЕГЭ в состав организаторов и ассистентов не могут входить специалисты по данному учебному предмету. Допускается привлекать в качестве руководителей пунктов проведения экзаменов (ППЭ), технических специалистов и ассистентов учителей обучающихся, сдающих экзамен в данном ППЭ.
Состоялась рабочая группа по обсуждению результатов участия общеобразовательных организаций Кубани в международном исследовании по материалам PISA
Рабочая группа прошла в режиме видеоконференции под председательством начальника управления по надзору и контролю в сфере образования Татьяны Горностаевой.
В ней приняли участие представители Института развития образования Краснодарского края и Центра оценки качества образования.
Они обсудили результаты участия общеобразовательных организаций муниципальных образований в международном исследовании по материалам PISA. Институтом развития образования был представлен план мероприятий по повышению естественнонаучной и математической грамотности обучающихся. Участники внесли предложения и дополнения.
Принято решение продолжить обсуждение плана с представителями органов управления образованием муниципальных образований края.
Елена Воробьева рассказала об особенностях проведения ЕГЭ на Кубани в связи с коронавирусной инфекцией
В связи с профилактикой распространения коронавирусной инфекции с учётом требований Роспотребнадзора во время сдачи ЕГЭ будет вестись термометрия, обеспечена безопасная дистанция участников, в аудиториях устанавливают рециркуляторные лампы.
В этом году ЕГЭ будут сдавать только те выпускники, которые планируют поступать в ВУЗы. В региональной информационной базе зарегистрировано 27 тысяч участников, из них около 2 тысяч ребят планируют не сдавать экзамены и поступать в средние профессиональные образовательные организации.
Так как выпускники определялись с выбором предметов до 1 февраля, он не изменился. Самый массовый экзамен (русский язык) будет проводиться два дня. Его выбрали 87 % участников. Математику профильного уровня планируют сдавать 52% выпускников, обществознание - 42%.
«Наша задача создать комфортные и безопасные условия сдачи экзаменов. Маски участникам ЕГЭ не понадобятся, все аудитории будут оснащены рециркуляторными лампами. Кроме того, с учетом особенностей жаркого климата нашего края муниципалитеты ведут работу по оснащению пунктов сплит-системами», - рассказала министр образования, науки и молодёжной политики Елена Воробьева.
Она отметила, что в этом году очных общественных наблюдателей станет меньше. ЕГЭ будет больше контролироваться онлайн. Для этого дополнительно открываются два ситуационно-информационных центра, в которых в режиме реального времени во всех 132 пунктах проведение экзамена будут контролировать 200 общественных наблюдателей.
Всего в организации экзамена будет задействовано 13 тысяч педагогических работников края.
Сейчас для выпускников организованы во всех школах консультации, пока в дистанционном формате. На региональных ресурсах размещены ссылки на все необходимые и полезные ресурсы при подготовке к экзаменам. На сайте министерства опубликованы видеоконсультации председателей предметных комиссий.
Напомним, в связи с коронавирусной инфекцией единый государственный экзамен был перенесён и пройдёт с 3 по 25 июля. Ребята, которые по уважительной причине пропустили экзамены в июле или заболели, сдадут экзамен с 3 по 8 августа.
Работает «горячая линия» министерства по вопросам ЕГЭ 8(918)189-99-02.
Состоялось заседание Координационного центра по работе со школами с низкими образовательными результатами Всероссийских проверочных работ
Заседание Координационного центра по работе со школами с низкими образовательными результатами Всероссийских проверочных работ состоялось в режиме видеоконференции под руководством Полины Миковой, заместителя министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.
В его работе приняли участие представители управлений и отделов министерства, Института развития образования, Центра оценки качества, муниципальных образований: г. Новороссийск, Краснодар, Тимашевский район.
В ходе заседания Координационного центра обсуждалась работа муниципальных органов управлений образованием и школ, проведенная с закрепленными за муниципалитетами кураторами из министерства: Центром оценки качества, Институтом развития образования.
Участники отметили, что в крае имеется опыт работы с учителями и школами с низкими образовательными результатами. В условиях современных требований необходимо обучать школьные и муниципальные административные команды новым методам и технологиям сопровождения учителей для достижения более высокого качества обучения.
Было внесено предложение о подключении к работе со школами с низкими образовательными результатами директоров школ, входящих в краевую ассоциацию. Институту развития образования поручено разработать программу практико-ориентированных курсов для административных команд школ с низкими образовательными результатами. Поступило предложение об оказании помощи учителям школ с низкими образовательными результатами лучшими учителями-предметниками края в дистанционном режиме.
По результатам заседания принято решение о переходе к следующему этапу работы – тщательному анализу информации, полученной от МОУО, разработке дорожных карт в территориях и региональной дорожной карты.
Сергей Кравцов: «Воспитание рассматривается как стратегический национальный приоритет»
Новый федеральный проект о патриотическом воспитании, готовящийся при участии Минпросвещения России, позволит укрепить воспитательную среду в школе, привить детям духовные и нравственные ценности, будет способствовать их социальному и культурному развитию. Об этом Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов заявил на заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке, выступая с докладом о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Глава Минпросвещения подчеркнул, что сейчас воспитание – это «стратегический национальный приоритет, требующий работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях».
В соответствии с поручением главы государства Владимира Путина разрабатывается новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», который закрепляет на законодательном уровне общие требования к организации воспитания школьников по всей стране.
Особое внимание будет уделяться приобщению детей и молодёжи к духовным и нравственным ценностям, вовлечению в волонтёрскую деятельность, а также вопросам профориентации.
«Важно то, на каких ценностях мы будем воспитывать подрастающее поколение. На сегодняшний день мы видим и предлагаем следующее: Родина, семья, дружба, взаимопомощь, спорт и здоровье, любовь к природе, стремление к знаниям», – заявил Министр.
Закон усилит такие составляющие школьной программы, как посещение музеев, театров, выставок, передовых предприятий, поможет укрепить связь школ с другими социальными и культурными организациями.
Сергей Кравцов отметил, что воспитательная работа не должна быть типовой, и подчеркнул важность участия в ней родителей. Кроме того, предлагается наделить советы, представительные органы учащихся правом принимать участие в программах воспитания и календарных планах воспитательной работы.
Главы Минпросвещения и Минспорта обсудили развитие спорта в образовательной среде и его роль в системе воспитания
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов и Министр спорта Российской Федерации Олег Матыцин обсудили продвижение массового спорта среди учащихся, его роль в развитии системы воспитания и реализацию межотраслевых программ развития школьного и студенческого спорта, разработанных в рамках поручения Президента Российской Федерации.
Программы позволят расширить возможности для занятий спортом у школьников в региональных центрах выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, запустить серию соревнований по круговой системе среди учащихся на уровне образовательной организации и муниципальном уровне, увеличив число детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время.
«Здоровый образ жизни и занятия спортом – неизменная часть системы воспитания, которую мы выстраиваем как в системе общего, так и в системе дополнительного детского образования, – отметил Министр просвещения Сергей Кравцов. – Наши совместные межведомственные шаги, а это создание к 2024 году сети школьных спортивных клубов на базе школ, усиление взаимодействия на всех уровнях органов управления образованием и физической культурой и спортом, вовлечение тренеров детско-спортивных школ в работу в школах и многие другое, что мы сегодня обсуждаем, – все это часть глобальной работы с большой воспитательной составляющей, которая позволит заложить в подрастающем поколении важные нравственные ценности».
Олег Матыцин предложил актуализировать данные программы: «Ввиду того что Президентом страны даны новые поручения по развитию системы воспитания и школьного спорта, а также учитывая, что часть педагогических вузов передана в ведение Минпросвещения России, Министерство спорта предлагает переутвердить Межотраслевую программу развития школьного спорта совместным приказом Минспорта и Минпросвещения. Также предлагаем переутвердить Межотраслевую программу развития студенческого спорта совместным приказом Минспорта, Минобрнауки и Минпросвещения».
«Эти изменения важны с точки зрения совершенствования законодательства, системы проведения спортивных соревнований, использования материальной базы образовательных учреждений для развития спорта», – почеркнул Олег Матыцин.
Кроме того, руководитель Минспорта России напомнил, что в настоящее время идёт завершающий этап формирования Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года. Одним из приоритетов Стратегии является развитие системы физической культуры и спорта в образовательных организациях всех уровней – от дошкольных до организаций высшего образования. Олег Матыцин поблагодарил Сергея Кравцова и коллег из Минпросвещения за содействие в подготовке проекта Стратегии.
«Одно из важнейших направлений деятельности Минспорта России – это создание максимально комфортных условий для всех обучающихся: дошкольников, школьников, студентов, – отметил Олег Матыцин. – От физической культуры и спорта во многом зависит будущее наших детей, возможность их реализации как грамотных специалистов, в какой бы области они ни работали».
В ходе совещания также обсуждались вопросы организации и проведения Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские спортивные игры» и «Президентские состязания».
Дмитрий Глушко: «Более 4 миллиардов рублей ежегодно выделяется на переоснащение колледжей и техникумов»
На переоснащение организаций среднего профобразования каждый год выделяется более 4 млрд рублей. При этом треть колледжей и техникумов страны уже создали современные производственные мастерские хотя бы по одной компетенции. Об этом сегодня заявил первый заместитель Министра просвещения Дмитрий Глушко, запуская онлайн-марафон в рамках Дня открытых демонстрационных экзаменов, который в прямом эфире проводили Минпросвещения России и Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».
Дмитрий Глушко напомнил, что демонстрационный экзамен в течение трёх лет прошли более 100 000 выпускников колледжей и техникумов.
«Я вижу, что за последние пять лет произошёл очень сильный сдвиг. Изменились преподаватели, мастера, которые работают с учениками. Когда мы четыре года назад начинали работу по переподготовке мастеров производственного обучения, выяснилось, что зачастую они проходили переподготовку около 15 лет назад. За это время произошли колоссальные изменения – технологические, на рынке труда, в психологии людей», – отметил Дмитрий Глушко.
Первый заместитель Министра сообщил, что в большинстве колледжей хотя бы по одной из компетенций создана современная мастерская, в которой можно обучать, или даже производить товары, или оказывать услуги. В этом году будет функционировать более 1500 мастерских, а к 2024 году – 5000.
Дмитрий Глушко также отметил, что демонстрационный экзамен повышает у выпускников колледжей и техникумов чувство уверенности в своём профессионализме и значимости на рынке труда.
«Во время демонстрационного экзамена студент получает детализированную оценку своих профессиональных навыков. Человек, который сдал такой экзамен, попадает в единую базу данных профессионалов. Система детализированной оценки позволяет выявить моменты, где лучше развиваться в дальнейшем. Важно и то, что эта база данных видна предприятиям, которые ищут высококлассных специалистов», – резюмировал Дмитрий Глушко.
Вступил в силу приказ Минпросвещения России, подтверждающий действие всех выданных в этом году аттестатов
18 июня Минюст России зарегистрировал приказ Минпросвещения России от 17 июня 2020 года № 309 «О внесении изменения в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 295 «Об особенностях заполнения и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании в 2020 году».
«Установить, что аттестаты об основном общем и среднем общем образовании, заполненные в соответствии с особенностями заполнения и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании в 2020 году, утверждёнными настоящим приказом, и выданные в 2020 году, являются действительными», – указано в документе, опубликованном на сайте ведомства.
Сергей Кравцов: «Регионы определят базовые школы при педагогических вузах, где студенты будут проходить практику»
Период вынужденного перехода на дистанционное обучение в школах и колледжах показал, что подготовку педагогов, в том числе в вопросе освоения компетенций в области новых информационных технологий, необходимо усовершенствовать. Кроме того, при педагогических вузах должны появиться базовые школы, где студенты смогут максимально подготовиться к педагогической деятельности. Об этом глава Минпросвещения России Сергей Кравцов заявил, выступая на круглом столе в рамках Педагогического образовательного форума «Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества».
Сергей Кравцов сообщил, что регионы совместно с педвузами определят базовые школы, на площадке которых студенты смогут практиковаться не только в преподавании своего предмета, но и в воспитательной работе, чтобы к моменту окончания учебного заведения быть максимально подготовленными к взаимодействию с детьми.
«Мы договорились с региональными министрами, что регионы определят школы, которые будут плотно работать с педагогическими вузами в части предоставления студентам площадки для прохождения практики», – пояснил Сергей Кравцов.
Министр просвещения обозначил основные приоритеты развития педагогического образования и направления работы, которая будет проводиться при активном участии педагогических университетов.
«Мы должны сделать определённые выводы и усовершенствовать подготовку учителей. За последние десять лет мы активно обсуждали вызовы цифровизации, ставили задачи по созданию цифровой образовательной среды, создали полезные ресурсы», – подчеркнул он.
Выступая на круглом столе, ректор Московского государственного педагогического университета Алексей Лубков подчеркнул, что «акцент при подготовке студентов на личностное развитие, взаимодействие учителя и ученика – главный ресурс, которым обладают педагогические вузы». По его словам, помимо предметной составляющей, также важны вопросы освоения педагогами новых технологий и выстраивания отношений с семьёй ученика.
Руководитель проекта «УчимЗнаем» Сергей Шариков рассказал о том, что за период дистанционного обучения состоялось около 70 мероприятий, в рамках которых участники проекта для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях, передавали обычным учителям свой опыт работы в ситуациях, когда ребята не могут ходить в школу. По мнению Сергея Шарикова, «такой постоянный обмен должен стать частью педагогического образования».
Алихан Динаев, учитель обществознания и права Математической школы имени Х.И. Ибрагимова (г. Грозный), абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018», считает, что владение информационными технологиями, включая умение правильно выстраивать отношения с детьми на дистанционных уроках, должно стать одним из важнейших элементов подготовки будущих педагогов.
«Цифровая грамотность, цифровая безопасность, цифровой этикет – это три столпа, на которых должна стоять цифровая компетентность и подготовка современных выпускников педвузов», – сказал он.
Студент Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского Николай Зибров рассказал об участии своего вуза в проекте Минпросвещения России «Волонтёры просвещения». По его словам, эта работа стала «прекрасной профессиональной стажировочной площадкой», а также позволила студентам на личном опыте убедиться, насколько важны интеграция и консолидация всех участников системы образования.
В России планируется открыть более 33 тысяч детских лагерей
Этим летом детские оздоровительные организации примут порядка пяти миллионов детей. В июле они будут отдыхать в лагерях своих регионов, продолжительность смен может варьироваться. Об этом в эфире радио «Комсомольская правда» заявил заместитель Министра просвещения Денис Грибов.
«Обычно к детской оздоровительной кампании открывается около 46 тысяч лагерей. В этом году, по нашему мониторингу, планирует открыться 33 347 учреждений. Это 74% от плановых цифр. Из них 2 300 стационарных лагерей с круглосуточной формой пребывания, где, как правило, смены длятся 21 день», – заявил заместитель Министра.
Он также уточнил, что в лагерях при школах программы смен могут длиться от 10 до 14 дней.
«При школах это может быть актуально: у нас большая тенденция на персонализацию смен. Некоторые программы вполне могут быть рассчитаны на 10-14 дней. Это одна из форм занятости и получения новых знаний», – сообщил заместитель Министра.
Минпросвещения рекомендовало рассмотреть возможность начала летней оздоровительной кампании 1 июля, однако окончательно сроки её старта регионы устанавливают самостоятельно – в зависимости от эпидемиологической ситуации.
Денис Грибов напомнил, что регулирование деятельности лагерей осуществляется нормативными правовыми актами, а решение об открытии лагерей принимается субъектами Российской Федерации.
Кроме того, разработаны интерактивные образовательные программы для школьников, которые не смогли попасть в лагеря.
«Наша задача – предоставить им возможность получать информацию в рамках образовательных программ, интерактивных игр, викторин. Мы решили предусмотреть возможность, для тех, кто не смог попасть в лагеря, и находясь дома хочет узнать что-то новое, увидеть, услышать. На портале «Российская электронная школа» мы разместили около тысячи ресурсов, ссылок на различные программы. Задействована вся система учреждений дополнительного образования», – резюмировал Денис Грибов.
Телефон горячей линии Ресурсного центра в сфере организации отдыха и оздоровления детей, открытого по поручению Минпросвещения России: +8 (800) 444-35-38, вопросы также принимаются по электронной почте: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Педвузы принимают документы абитуриентов в дистанционном формате
Педагогические вузы страны продолжают приём документов от абитуриентов. В 2020 году вступительная кампания проходит в дистанционной форме. На официальных сайтах вузов созданы личные кабинеты для поступающих, где необходимо подтвердить почту и телефон, указать свои паспортные данные, приложить отсканированные документы и выбрать программу, на которую подаётся заявление.
Вузы расширили спектр возможностей консультирования поступающих: можно позвонить в приёмную комиссию либо воспользоваться чатом-помощником, задать вопросы через мессенджеры.
Приёмные комиссии педвузов уже приводят первые цифры вступительной кампании. Так, в Омский государственный педуниверситет заявления на поступление по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры уже подали более 500 абитуриентов. В этом году университету выделено на 40% больше бюджетных мест на программы бакалавриата (очная форма), чем в прошлом году. В новом учебном году ОмГПУ примет более 1000 абитуриентов. Самое большое увеличение (на 35%) на педагогических направлениях подготовки.
О том, какие образовательные программы и направления подготовки предлагают педагогические вузы, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, о количестве бюджетных мест, условиях приёма документов, порядке начисления дополнительных баллов и зачисления без вступительных испытаний, можно прочитать в специальном разделе на сайте ведомства.
48 лучших учителей края получат премию в 200 тыс. рублей
В минобрнауки Кубани состоялось заседание конкурсной комиссии на присуждение премий учителям за достижения в педагогической деятельности в 2020 году.
В этом году было подано 134 заявки из 43 муниципальных образований. Конкурс проходил в два этапа – очно и заочно.
В состав комиссии вошли лучшие директора школ Краснодарского края, представители общественных и профессиональных объединений, краевого профсоюза работников народного образования, победители конкурса прошлых лет. Эксперты оценивали достижения учителей по организации образовательного процесса и результаты внеурочной деятельности их учеников. Учитывалось использование конкурсантами современных образовательных технологий, наличие собственной методической системы и побед в профессиональных состязаниях. Педагоги представили жюри собственные методические разработки.
– По итогам заседания определены 48 лучших учителей, набравших наибольшее количество баллов. Их документы будут направлены в Минпросвещения РФ, – сообщили в министерстве образования, науки и молодежной политики Кубани.
В ведомстве отметили, что конкурс проводится в соответствии с Указом Президента РФ с 2006 года. В нем могут принять участие учителя со стажем педагогической деятельности не менее трех лет и с учебной нагрузкой от 18 часов. Их основным местом работы должны быть кубанские школы, лицеи и гимназии. За достижения в работе в преддверии Дня учителя победители получают премии в размере 200 тыс. рублей.
Пресс-служба администрации Краснодарского края
Опубликован ежегодный рейтинг вузов России RAEX-100
Рейтинговое агентство RAEX составило девятый ежегодный рейтинг лучших вузов России. При его подготовке использовались статистические показатели, а также результаты опросов свыше 60 тыс. респондентов: представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников, работодателей.
Большинство вузов, попавших в рейтинг, находятся в двух столицах. 31 университет находится в Москве, 11 – в Санкт-Петербурге. По пять вузов располагаются в Томской и Московской областях. При этом, лидеры прошлогоднего рейтинга сохранили позиции и в этом. Состав топ-30 не меняется второй год подряд.
Лидером стал Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, следом расположились Московский физико-технический институт и Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ. Места с четвертого по шестое заняли Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" и Московский Государственный институт международных отношений.
Далее следуют 17 вузов Москвы, четыре университета Санкт-Петербурга, пять федеральных университетов – Уральский, Казанский (Приволжский), Сибирский, Дальневосточный и Южный, а также Томский государственный университет и Томский политехнический университет, Новосибирский государственный университет и Университет Лобачевского (Нижний Новгород).
Ограничения, связанные с распространением коронавируса, спровоцировали изменения в международном взаимодействии университетов и рост влияния ИТ на конкурентоспособность вузов.
"Наличие мощных интернет-ресурсов и технологий становится неотъемлемым элементом "джентльменского набора", который должен быть у каждого университета, претендующего на глобальную конкурентоспособность", — цитирует генерального директора рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика) Дмитрия Гришанкова пресс-служба организации.
Технические университеты, стремительно прогрессирующие в области научных публикаций, индексируемых в зарубежных наукометрических базах, а также улучшающие показатели образовательной деятельности, поднялись в рейтинге. Среди них – Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Университет ИТМО, а также Московский авиационный институт.
Синхронно улучшили свои позиции в рейтинге RAEX 2020 года сразу три ведущих экономических вуза – Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Финансовый университет и Российский экономический университет им. Плеханова. Причиной этого стало укрепление связей университетов с рынком труда, что нашло отражение в повышении мест этих вузов в субрейтинге "востребованность выпускников работодателями".
За пять лет количество научных публикаций, индексируемых в базе Scopus, у вузов из топ-100 рейтинга RAEX выросло в среднем более чем в три раза — с 1,0 тыс. статей (за период с 2010 г. по 2014 г.) до 3,2 тыс. статей (за период с 2015 г. по 2019 г.).
Также университеты активно развивают международное сотрудничество. Средняя доля иностранных студентов по всем участникам рейтинга 2020 года составила 10,3%, тогда как в рейтинге 2017 года она равнялась 8,3%. Доля обучающихся по программам двух дипломов, почти вдвое превысила средний результат трехлетней давности (0,83% против 0,45%).
Врио главы Рособрнадзора поблагодарил педагогов за дистанционное обучение школьников
В ходе горячей линии по вопросам проведения ЕГЭ в этом году врио руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев поблагодарил учителей за организацию дистанционного обучения школьников.
Врио главы ведомства отметил, что видел, насколько сложно организовать дистанционное обучение, поскольку его дети занимались в этот период и в школе, и в колледже, и в вузе.
– Я своими глазами видел, как тяжело организовать эти рабочие места, особенно там, где несколько детей. Как это тяжело, когда и родителям пришлось работать в дистанционном формате. Но не менее тяжкий груз выпал на плечи наших учителей. Какие бы скептические замечания по этому поводу мы не слышали, я считаю, что учителя России с этой задачей справились, – подчеркнул Анзор Музаев.
По его словам, ни одна страна в мире не была готова к полному дистанционному образованию. В России работа продолжалась, несмотря ни на что.
– Впервые у нас в истории отпуск для практически четверти учителей будет прерван для того, чтобы организовать экзамен. Это тоже после четвертой четверти изнурительно и тяжело. Надо каждому поставить себя на место учителя, и он поймет, как это непросто, – отметил Анзор Музаев.
Он также обратил внимание на то, что несмотря на начавшийся отпуск, многие учителя продолжают в дистанционном формате этот месяц до экзаменов консультировать своих выпускников. Консультации идут в режиме переписок, чатов и видеоподключений. В связи с этим врио главы Рособрнадзора также выразил благодарность педагогам:
– За это тоже низкий поклон всем учителям России и благодарность моя и моих коллег из Рособрнадзора.
Обращаясь к ребятам, Анзор Музаев отметил, что это был непростой год для всех, и информационный фон давит на родителей и выпускников.
– Мы постараемся создать комфортные условия даже в такой ситуации. Чтобы все заявившиеся смогли спокойно прийти на экзамен, сдать его и получить соответствующую оценку. Хочу пожелать всем успехов. Надеюсь, все поступят в тот вуз, о котором они мечтали и куда подадут документы, – резюмировал Анзор Музаев.
Пересдача ЕГЭ для улучшения результата в этом году не предусмотрена
Пересдача экзаменов для повышения результата в этом году не предусмотрена. Пояснения по этому поводу дал врио главы Рособрнадзора Анзор Музаев сегодня в прямом эфире горячей линии по вопросам ЕГЭ.
Он напомнил, что в прежние годы можно было пересдать один из двух обязательных экзаменов в случае неудовлетворительной оценки. Это было необходимо для того, чтобы выпускник смог получить аттестат. Однако в этом году из-за короновируса порядок выдачи аттестатов изменился. Их получили все выпускники, независимо от сдачи ЕГЭ.
Таким образом, сдать экзамены в резервные дни в этом году, в том числе в августе, смогут только те выпускники, кто по уважительной причине не явился на экзамен или не смог завершить испытание в основной срок.
Наблюдателей в аудиториях проведения ЕГЭ заменит система искусственного интеллекта
Анзор Музаев в ходе горячей линии по вопросам проведения ЕГЭ в этом году разъяснил, как будет работать система искусственного интеллекта по определению нарушений в пунктах проведения экзамена.
– В этом году мы совместно с Ростелекомом апробируем систему, которая облегчает работу онлайн-наблюдателям. В программу видеонаблюдения уже зашиты элементы, которые акцентируют внимание на возможных нарушениях, – заявил врио главы Рособрнадзора.
Программа будет реагировать на типичные движения, свидетельствующие о возможном нарушении правил, и ставить определенную метку.
– Это не значит, что участника экзамена сразу удалят. Это метка для наблюдателя – живого человека, не искусственного интеллекта, который спокойно просматривает заново это видео, берёт на заметку ту или иную аудиторию, это место, где было зафиксировано "нарушение", и дальше пристально наблюдает, – подчеркнул Анзор Музаев.
Если наблюдатель принимает решение, что метка поставлена ошибочно, ее снимают. При этом ни участник экзамена, ни организаторы не будут знать обо всех перечисленных манипуляциях, поэтому дополнительного дискомфорта они не должны вызвать.
По словам Анзора Музаева, программа заменит общественных наблюдателей, которые в прошлом году находились в аудиториях.
– В этом году общественные наблюдатели в аудитории не будут находиться из соображений [безопасности] здоровья. Они будут находиться в коридорах, в зонах прохода, штабах и там будут следить за тем, чтобы никаких нарушений не было, – отметил руководитель.
Если нарушение всё-таки было выявлено, онлайн-наблюдатель сообщит об этом в оперативный штаб Рособрнадзора. Далее информируется руководитель ППЭ и организатор в аудитории. После этого составляется индивидуальный протокол, а нарушителя удаляют с экзамена.
Анзор Музаев отметил, что в прошлом году искусственный интеллект уже использовался при проверке работ ЕГЭ. С его помощью из более четырех миллионов работ удалось выявить несколько, написанных не участниками экзамена. Результаты были аннулированы.
Рособрнадзор рекомендует учитывать возраст и здоровье педагогов при назначении организаторов ЕГЭ
Врио руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев выступил в прямом эфире горячей линии по вопросам ЕГЭ. По видеосвязи свой вопрос главе ведомства задала Ирина Митрофанова, школьный библиотекарь из Оренбурга. Она поинтересовалась, можно ли в этом году привлекать к проведению ЕГЭ педагогов старше 65 лет.
Как пояснил Анзор Музаев, в порядке проведения ЕГЭ не указан возрастной ценз организаторов экзаменов.
– Но в рекомендациях, которые мы декларировали всем субъектам РФ на всех всероссийских совещаниях, [указано], что приоритетом в выборе организатора экзамена является все-таки здоровье и возраст.
В Рособрнадзоре призывают регионы учитывать соответствующие рекомендации Минздрава России, предусмотренные для граждан разных возрастов, при принятии решения о привлечении того или иного учителя к процессу организации экзамена.
– И здесь пока мы не слышим серьезных сигналов о том, что эта рекомендация не используется.
Ранее в Рособрнадзоре сообщили, что в проведении ЕГЭ-2020 примут участие около 300 тысяч педагогов – это четверть всех учителей страны.
Введение обязательного ЕГЭ по истории может привести к упрощению содержания предмета
Введение обязательного ЕГЭ по истории может привести к упрощению содержания школьного предмета. Такое мнение высказала руководитель Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова в ходе заседания рабочей группы по подготовке концепции учебного курса "История России" в школах.
По словам руководителя ФИПИ, решение об обязательности ЕГЭ по истории, прописанной в соответствующем положении концепции, может вызвать проблемы.
"Обращу ваше внимание, что весь диалог о введении обязательного ЕГЭ по истории несет существенные риски как социального, так и организационно-технологического характера. В частности, есть риск девальвации содержания учебного предмета в связи с тем, что содержание необходимо будет адаптировать к минимальному уровню освоения предмета", – цитирует Оксану Решетникову портал "Будущее России".
Она пояснила, что сейчас задания ЕГЭ по истории рассчитаны на наиболее подготовленных ребят, с хорошим знанием истории.
"Поэтому поддержу мысль и идею о том, что использование того инструмента, который уже есть, превращение его и предание ему другого статуса, возможно, до допуска к итоговой государственной аттестации по аналогии с итоговым сочинением в одиннадцатых классах и итоговым собеседованием в девятых классах", – подчеркнула Оксана Решетникова.
Напомним, экс-министр просвещения Ольга Васильева ранее заявляла, что ведомство рассматривает возможность введения обязательного ЕГЭ по истории с 2022 года.
Сергей Кравцов рассказал, для чего создается сеть базовых школ при педвузах
В Москве стартовал форум "Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества". Его первым мероприятием стал круглый стол с участием министра просвещения РФ Сергея Кравцова и представителей экспертного сообщества. Глава Минпросвещения, в частности, рассказал, для чего создается пул базовых школ пи педагогических университетах.
Основными темами форума, организованного Московским педагогическим государственным университетом, являются процессы участия педагогических вузов в реализации нацпроекта "Образование", современные подходы к подготовке и сопровождению педагогических кадров. Форум будет проходить 19 и 20 июня в режиме онлайн.
В ходе круглого стола Сергея Кравцова попросили прокомментировать новость о создании пула базовых школ при педагогических университетах.
Министр напомнил о значении практики для будущих педагогов и отметил, что и сегодня многие вузы уже работают со школами и имеют базовые площадки, на которых педагоги передают свои опыт и умение учащимся.
– Очень важно, чтобы, окончив педуниверситет, выпускник вуза пришел работать учителем и не испытывал серьезных сложностей, – заявил Сергей Кравцов. – Мы эту работу будем систематизировать и договорились с региональными министрами, что регионы определят школы, которые будут плотно работать с педвузами в части предоставления площадки для прохождения практики студентами.
Кроме того, в базовых школах прежде всего появится возможность для студента устроиться на работу. Недавно президент подписал закон, дающий старшекурсникам педагогических направлений вести уроки.
– Понятно, что будут определенные требования, и школа будет тоже смотреть и проводить некую оценку, но тем не менее, такая возможность есть, – добавил министр.
Он также сообщил, что проходить практику в базовых школах студенты будут не только по предмету, но также в части организации воспитательной работы и системе дополнительно образования. "Чтобы студент, окончив педагогический вуз, был максимально готов к работе в школе", – резюмировал Сергей Кравцов.
На борьбу с коронавирусом направили более 11 млрд рублей из бюджета нацпроекта "Образование"
Правительство направило в резервный фонд на борьбу с коронавирусом более 11 млрд рублей из средств нацпроекта "Образование". Об этом сообщили в пресс-службе Минобрнауки.
"В ходе проведения мероприятий в целях увеличения резервного фонда правительства Российской Федерации перераспределены средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию национального проекта "Образование" в общем объеме 11 193,9 млн рублей", - цитирует ТАСС сообщение Минобрнауки России.
В ведомстве уточнили, что сэкономить удалось за счет сокращения расходов на информационную кампанию по привлечению иностранных студентов, проектирование, строительство и реконструкцию студенческих городков для иностранцев и педагогов, на программы по развитию СПбГУ и МГУ, а также другие мероприятия.
Заимствованные деньги в полном объеме вернут в проект в будущем году. При этом уточняется, что цели нацпроекта "Образование", несмотря на сокращение финансирования в этом году, остались без изменения.
Педагогов могут обязать регулярно проходить обследование у психиатра
Обязательные условия для занятия педагогической деятельностью в России хотят дополнить прохождением психиатрического осмотра. Соответствующий законопроект депутаты планируют рассмотреть на заседании Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов в понедельник, 22 июня 2020 года.
В последние годы особое внимание уделяется требованиям, предъявляемым к лицам, занимающимся преподавательской деятельностью, отмечает "Парламентская газета". Действующее законодательство гласит, что работать педагогом не может человек с судимостью за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, а также половой неприкосновенности или общественной безопасности. Нельзя преподавать также тем, кто был осуждён за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
Трудовой кодекс РФ гласит, что работодатель не должен запрашивать информацию о состоянии здоровья работника. За исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником определенной в договоре трудовой функции.
Авторы законопроекта предлагают расширить требования к здоровью кандидата на должность педагогического работника в сфере среднего и высшего профессионального образования. В частности, ввести обязательное психиатрическое освидетельствование соискателей. Действующий же преподавательский состав должен будет проходить такие осмотры периодически — раз в пять лет. Предполагается, что эта мера поможет защитить учащихся и студентов от потенциально опасного, девиантного поведения педагогов.
Правительство отменило ряд актов по надзору в сфере образования
В рамках механизма "регуляторной гильотины" Михаил Мишустин отменил ряд актов по надзору в сфере образования. Новое постановление вышло 20 июня.
Документ отменяет отдельные акты и их положения, содержащие требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении контроля в сфере образования, признаны утратившими силу и перестанут действовать с 1 января 2021 года.
Согласно справке к документу, в числе отменённых норм – требования к структуре официальных интернет-сайтов образовательных организаций и формату предоставления информации на таких ресурсах. Также недействительным признано постановление Правительства "О лицензировании образовательной деятельности" от 28 ноября 2013 года.
"Принятое решение – часть комплекса мероприятий в рамках механизма "регуляторной гильотины". Оно позволит пересмотреть требования по надзору в сфере образования и снять избыточную административную нагрузку с образовательных учреждений", – пояснили в правительстве.
Подписано постановление об увеличении числа бюджетных мест в региональных вузах
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление об особенностях распределения дополнительных контрольных цифр приема. В этом году региональные вузы смогут увеличить количество бюджетных мест.
Речь идет о более чем 11,4 тысячи бюджетных мест в высших учебных заведениях.
"Постановление предусматривает, что при распределении этих мест будет учитываться рейтинг вузов, сформированный по итогам ранее проведённого Минобрнауки России конкурса. При этом приоритет будет отдан региональным учебным заведениям, находящимся за пределами Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей", – говорится в справке к документу.
Президент Владимир Путин в январском послании Федеральному Собранию поручил сохранить доступность бесплатного высшего образования. Для этого он предложил ежегодно увеличивать количество бюджетных мест в вузах, причем в первую очередь региональных, особенно в тех субъектах, где остро не хватает квалифицированных специалистов.
Госдума рассмотрит поправки, усиливающие роль воспитания в образовании
Государственная Дума 23 июня в первом чтении рассмотрит президентские поправки Закон "Об образовании". Об этом министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил на онлайн-совещании в думской фракции "Единая Россия" 19 июня.
В первом чтении Госдума рассмотрит законопроект 23 июня, накануне Парада Победы, сказал глава Минпросвещения. Разработанный президентом законопроект, подчеркнул Сергей Кравцов, возвращает воспитанию ведущую роль в процессе образования.
"Задача системы образования — сформировать личность… нельзя разрывать процесс воспитания на воспитание в семье и школе", — сказал министр. Также законопроект, обратил внимание Кравцов, даст возможность школам выбрать лучшее из набора воспитательных программ и организовать работу с учётом мнения родительских комитетов и советов учащихся.
Министр просвещения заверил членов фракции, что за воспитание в школах оценки ставить не будут.
Инициативу об усилении воспитательной составляющей в образовании внёс в Госдуму Президент Владимир Путин. В законопроекте даётся определение понятия воспитания. Согласно документу, это деятельность, "направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества".
Регионам направят 21,8 млрд рублей на бесплатное горячее питание младшеклассников
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление о бесплатном питании для младших школьников. В этом году регионы получат 21,8 млрд рублей на эти цели.
С этого года в российских школах вводится бесплатное горячее питание для учащихся начальных классов. Расходы регионов будут софинансироваться из федерального бюджета.
Как сообщили в пресс-службе Правительства РФ, в 2020 году субсидия составит 21,8 млрд рублей, в 2021-м – 43,6 млрд, в 2022-м – 43,6 млрд. При этом региональные власти за счёт собственных средств смогут предоставлять школьникам дополнительное питание.
"Раньше обеспечение питанием учащихся было обязанностью исключительно регионов и муниципалитетов. Причём в большинстве субъектов России бесплатное горячее питание было доступно только для льготников. Теперь же у всех учащихся с первого по четвёртый класс появится такая возможность, независимо от социального статуса", – отметили в правительстве.
Всего, по данным кабмина, в России около 6,8 миллиона младших школьников. По прогнозам на 2021 год их будет 7,1 миллиона человек, на 2022 год – 7,2 миллиона.
Опрос показал, как россияне оценивают значимость высшего образования
Около 61% россиян полагают, что значимость высшего образования часто преувеличивают. По их мнению, успешное построение карьеры возможно и без него, свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ.
Согласно исследованию, 35% жителей России скорее не согласны с тем, что возможность удачно устроиться сохраняется при отсутствии высшего образования.
Кроме того, 57% участников опроса уверены, что высшее образование обеспечивает успешную карьеру, а также облегчает достижение жизненных целей. При этом обратной точки зрения придерживаются 39% опрошенных.
Тем не менее большинство россиян (60%) не согласны с тем, что человек, не окончивший вуз, обречен на непрестижную и низкооплачиваемую работу. Еще 37% респондентов согласились с этим утверждением.
Отмечается, что почти половина опрошенных (49%) рекомендуют обучаться на платной основе при невозможности поступить на бюджет. Противоположного мнения придерживаются 38% респондентов.
По мнению 28% россиян, сегодня для получения высшего образования хороши любые средства, 64% не согласны с этим. Авторы исследования указывают на рост числа несогласных на 16% с 2015 года.
Помимо этого, 40% опрошенных считают, что на получение высшего образования не жалко никаких денег. Противоположной точки зрения придерживаются 52% россиян.
В России выпустили обновленное приложение-коммуникатор для детей с аутизмом
Российские разработчики выпустили обновленную версию приложения-коммуникатора «Аутизм: общение», которое помогает общаться детям и взрослым, которые имеют нарушения функции речи. Об этом сообщают фонд целевого капитала «Истоки» и центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир».
Приложение помогает детям с РАС и прочими нарушениями в развитии учиться общаться с членами семьи и окружающим миром. Оно также может выполнять роль средства общения с неговорящими людьми с церебральным параличом, после инсультов и в других состояниях, которые сопровождаются нарушениями функции речи.
Основатель центра Игорь Шпицберг рассказал, что благодаря приложению у детей с аутизмом есть шанс на успешную социализацию. Он отметил, что стартовая версия приложения появилась в 2012 году. Это была первая в мире разработка такого рода на русском языке.
Приложение можно скачать бесплатно на устройства под управлением iOS и Android. Оно содержит галерею из 150 карточек, которые помогут ребенку различать предметы и соотносить их с разными категориями, к которым они принадлежат. Обозначать свои желания и составлять полноценные предложения-просьбы ребенок может при помощи коммуникатора. В новой версии приложения можно не только использовать уже имеющиеся карточки, но и создавать собственные. Кроме того, оно позволяет составлять озвученные карточки, которые подойдут для взрослых с нарушениями речи.
Генпрокурор сообщил о проблемах с охраной школ почти во всех российских регионах
Практически в каждом российском регионе имеются проблемы, связанные с ненадлежащим пропускным режимом и отсутствием квалифицированной охраны в образовательных организациях, заявил в ходе заседания в Совете Федерации генпрокурор РФ Игорь Краснов. Об этом сообщает РИА Новости.
Краснов добавил, что беспокойство также вызывают факты обучения детей в аварийных и требующих капитального ремонта зданиях.
Кроме того, к числу серьезных проблем он отнес некачественное питание в дошкольных и общеобразовательных организациях. По словам главы генпрокуратуры, недостаточный контроль за поступающими продуктами питания и их приготовлением стал причиной инфекционных заболеваний и отравлений детей в ряде субъектов.
Школьный курс истории необходимо связать с программой по основам духовной культуры - РПЦ
Школьный курс истории России необходимо тематически и ценностно связать и программами по основам религиозной культуры и светской этики и основами духовно-нравственной культуры народов России, полагает считает председатель Синодального отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Об этом сообщает ТАСС.
В ходе заседания рабочей группы по подготовке концепции учебного курса «История России» в образовательных учреждениях он заявил, что в учебнике по истории должны отражаться «ценности, имеющие традиционный характер». Он подчеркнул, что эти ценности связаны с культурой и религией России. По этой причине он порекомендовал привлечь теологов к разработке учебного курса.
По словам священнослужителя, проект учебного курса следует доработать. Он пояснил, что в нем имеются неточности, например, Серафим Саровский попал в раздел деятелей культуры, однако прежде всего он являлся религиозным деятелем.
«ВКонтакте» проведет онлайн-праздник для выпускников российских школ
«ВКонтакте» проведет 27 июня для ребят, оканчивающих школу, крупнейший в России онлайн-праздник «Основной выпускной», сообщает пресс-служба соцсети.
Выпускников ждут выступления любимых исполнителей, а некоторым участникам достанется особенный подарок – личное общение с кумиром. Накануне праздника музыканты проведут конкурсы в своих сообществах.
В рамках праздника ребят поздравят Тимати, Баста, Тима Белорусских, Jony, Zivert, Ramil, HammAli & Navai и NILETTO. К учащимся также обратится глава Минпросвещения Сергей Кравцов. Кроме того, при помощи массового группового видеозвонка в соцсети «Одноклассники» ребят поздравят 100 педагогов. Ведущими вечера станут Владимир Маркони, Ида Галич и голосовой ассистент Маруся.
Зрители также получат возможность выиграть ценные призы – от iPhone до умной колонки. Помимо этого, они смогут получить музыкальную подписку «ВКонтакте» на три месяца всего за 1 рубль.
Трансляция торжества начнется в 18:00 в паблике «Официальные страницы». Праздник также можно будет посмотреть в 19:00 на телеканале МУЗ-ТВ.
В Госдуме раскритиковали идею установки камер видеонаблюдения с функцией распознавания лиц в школах
Первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин заявил, что не поддерживает идею установки в российских школах камер видеонаблюдения с функцией распознавания лиц. Об этом сообщает Агентство городских новостей «Москва».
По мнению парламентария, такое нововведение станет причиной «очередной волны социального напряжения в родительском сообществе». Он подчеркнул, что многие родители не желают, чтобы школа превратилась в «цифровой концлагерь». Он также полагает, что с точки зрения безопасности такая система бесполезна.
Смолин пояснил, что в последнее время в России часто фиксируются случаи насилия в образовательных организациях, в частности колледжах. Однако большинство из них совершаются именно учащимися. Депутат уверен, что функция распознавания лиц никак не изменит ситуацию. Он добавил, что террористов такие меры безопасности тоже не могут остановить.
Смолин считает, что для обеспечения безопасности школьников необходимо избрать иные пути. Средства лучше направить на зарплаты педагогов и школьное питание, отметил он.
На портале госуслуг запущен суперсервис «Поступление в вуз онлайн»
Суперсервис «Поступление в вуз онлайн» заработал на едином портале госуслуг, с его помощью абитуриенты смогут подать документы в вузы без личного посещения приемных комиссии и бумажных заявлений, сообщает пресс-служба Минкомсвязи РФ.
Суперсервис позволяет выбрать вузы для поступления; направить заявление о зачислении с приложением необходимых документов; узнать о датах дополнительных вступительных испытаний; отслеживать свое место в конкурсных списках; управлять согласием на зачисление; внести изменения в заявление; узнать о зачислении, получив уведомление от вуза.
Отмечается, что зарегистрированные на портале госуслуг пользователи могут воспользоваться всеми данными функциями в личном кабинете.
Чтобы подать в вуз документы через суперсервис, нужно заполнить заявление о приеме и приложить необходимые документы (копии аттестата об окончании школы, дипломов, свидетельств, подтверждающих индивидуальные достижения, которые учитываются при поступлении). Их можно отсканировать или сфотографировать. Оригинал аттестата в 2020 году для поступления в вуз не нужен. Его необходимо принести в вуз уже после зачисления в течение первого года обучения - говорится в сообщении.
Кроме того, в этом году абитуриенты могут подать документы в вузы, не дожидаясь результатов ЕГЭ. Результаты экзаменов будут автоматически переданы в вузы.
Если абитуриент сдавал ЕГЭ в предыдущие годы, он может указать это в заявлении.
Постепенно к суперсервису подключатся 54 российских вуза.
В России четыре крупных детских центра возобновят работу с 1 июля
Детские центры «Артек», «Орленок», «Смена» и «Океан» возобновят работу с 1 июля. Об этом в эфире радиостанции «Комсомольская правда» сообщил замминистра просвещения Денис Грибов.
По его словам, на первом этапе в них смогут приехать дети только из тех регионов, в которых расположены данные центры. Он выразил надежду, что к августу эпидемиологическая обстановка позволит принимать ребят и из других субъектов.
Как уточнил замминистра, в ведомстве рассчитывают, что этим летом в российских лагерях отдохнут порядка пяти миллионов детей, к открытию планируется около 33 тысяч лагерей. Тем не менее делать точные прогнозы преждевременно, так как ситуация с коронавирусом постоянно меняется.
Шахназаров: в школе должен быть единый учебник по истории
Нужна четко выстроенная система преподавания истории в школах, чтобы привить детям уважение и поклонение перед подвигом советских солдат в годы Великой Отечественной войны, считает гендиректор киноконцерна «Мосфильм», кинорежиссер Карен Шахназаров.
Сейчас в школах масса разных учебников по истории, и преподают так, что непонятно, кто на самом деле выиграл Великую Отечественную войну. Очень многое зависит от позиции учителя, от того, каким учебником пользуется школа — получается некий хаос. В мире не допускают таких трактовок. Поэтому начинать надо со школы, надо воспитывать молодежь - приводит слова Шахназарова ИА REGNUM.
Кинорежиссер уверен, что государство должно иметь свою позицию воспитания.
Никто не возбраняет читать дополнительную литературу, иметь свое мнение, свои взгляды, но должна быть основа, на которую они опираются - добавил Шахназаров.
Чек-лист абитуриента-2020: даты, список документов, способы поступления, электронная подпись
Расписание ЕГЭ-2020 утверждено, даты полностью совпали с теми, что были в проекте. А что с приёмной кампанией в вузах? Спокойно! Все даты тоже уже объявили. Михаил Ланцман рассказывает обо всём максимально подробно.
17 июня 2020 года был опубликован приказ Министерства науки и высшего образования РФ № 726 от 15.06.2020 г. Я внимательно прочитал приказ несколько раз и постарался перевести официальный текст на простой человеческий язык. Поступление в вузы в 2020 году, конечно, будет особенным. Главных отличий два: поступление будет в подавляющем большинстве случаев дистанционным и очень сжатым по срокам. Но обо всём по порядку.
Важно: Новые правила поступления не распространяются на вузы, осуществляющие подготовку профессиональных кадров в интересах обороны и безопасности государства, а также обеспечения законности и правопорядка.
Способы подачи документов в вузы в 2020 году
Способов подачи по-прежнему четыре:
1. Онлайн-подача на официальном сайте вуза;
2. Подача документов через суперсервис «Поступление в вуз онлайн» на портале Госуслуг;
3. По почте;
4. Лично в приёмной комиссии вуза (только в регионах с хорошей эпидемиологической обстановкой и под ответственность местных властей).
Как мы видим, на бумаге изменений почти нет, однако на практике подача документов будет в этом году совершенно иная. Подавляющее большинство абитуриентов воспользуются онлайн-сервисами.
Есть список из 54 вузов (его можно посмотреть здесь), в которых онлайн-подача документов будет осуществляться через сервис «Поступление в вуз онлайн» на портале Госуслуг. Все остальные вузы должны организовать подачу документов через личные кабинеты на своих сайтах.
Я не знаю, кто из абитуриентов захочет отправлять свои документы по почте, имея возможность просто загрузить сканы и отправить в один клик, но возможность такая сохраняется. Подача документов в приёмные комиссии с личным присутствием (или по доверенности) тоже в приказе прописана, но есть важная оговорка: это можно делать только при условии хорошей эпидемиологической обстановки в регионе и населенном пункте вуза.
Список документов для поступления в вузы в 2020 году
Список документов в приказе отсутствует, а это означает, что пакет документов остался прежним. Итак, сначала разберёмся, какие документы вузы требовали раньше.
Список документов для поступления на программы бакалавриата и специалитета):
1. Паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность, содержащий сведения о гражданстве);
2. Аттестат об общем среднем образовании вместе с вкладышем с оценками (диплом вуза (второе высшее) или диплом учреждения СПО);
3. Медицинская справка 086/у;
4. Юношам — приписное свидетельство, т. е. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
5. Документы, подтверждающие право претендовать на дополнительные баллы за индивидуальные достижения — до 10 баллов (волонтёрская книжка, удостоверение к значку ГТО, удостоверение к медали «За особые успехи в учении», копии дипломов олимпиад, документы о победах в особых спортивных соревнованиях и т. д.);
6. Заявление (либо заполнить в Приёмной комиссии, либо скачать на сайте вуза и заполнить самостоятельно);
7. Фотографии 3×4 3-4 шт. (обычно просят матовые, но лучше уточнить в вузе);
8. Согласие на зачисление отправляется в самый последний момент, когда вы уже приняли чёткое решение о поступлении в один конкретный вуз;
9. Если вы будете учиться платно, то вместе с согласием на зачисление вы должны будете заключить договор на платные образовательные услуги.
В 2020 году в связи с эпидемией коронавируса некоторые документы, например, медицинские справки и приписное свидетельство, можно принести в вуз уже после зачисления (в течение первого года обучения). В некоторых вузах предусмотрены медицинские комиссии. Они тоже переносятся на срок после 1 сентября.
Предвижу, что многие выпускники, пробежавшись по списку, воскликнули: «А я эту бумажку (документ, аттестат, диплом и т. д.) ещё не успел (а) получить!»
Действительно, эпидемия коронавируса существенно затруднила сбор каких бы то ни было документов, в том числе — справок и дипломов. Но надо понимать, что в схожей ситуации оказались многие школьники.
В случае проблемы необходимо зайти на сайт вуза в раздел информации для абитуриентов и прочитать требования конкретного учебного заведения. Возможно, они уже обговорили этот щекотливый момент, связанный с отсутствием какого-либо документа из списка. Если нет, смело обращайтесь к сотрудникам приёмных комиссий с вопросами. Все вузы обязаны организовать в этом году «горячие линии» и чаты в соцсетях для консультирования своих абитуриентов. Не оставайтесь один на один со своими вопросами и проблемами! Пандемия коснулась всех, и члены приёмных комиссий обязаны помочь вам решить все проблемы при необходимости.
Даты приёмной кампании в вузах 2020 года
Не позднее 20 июня 2020 года — первый день подачи документов в вузы
Подача документов в 2020 году начнётся заранее, задолго до публикации результатов ЕГЭ. Все баллы по мере их официальной публикации в личных кабинетах участников ЕГЭ будут внесены в электронную базу «ФИС ГИА и приёма». Каждый вуз ежегодно имеет доступ к этой статистике, поэтому баллы ЕГЭ никому из выпускников в вуз сообщать не надо.
Врио главы Рособрнадзора Анзор Музаев публично заявлял, что все результаты ЕГЭ будут опубликованы в 2020 году до 15 августа.
Не думаю, что все выпускники 20 июня начнут загружать свои документы в личные кабинеты. Особенность поступления в вузы по результатам ЕГЭ в нашей стране заключается в том, что окончательный выбор вузов и направлений подготовки у большинства выпускников происходит только после того, как они увидят все свои баллы. Причина очень проста: результаты ЕГЭ никогда не бывают предсказуемы на все 100%.
Поступающие по ДВИ
С 20 июня начнётся приём документов у абитуриентов, проходящих дополнительные вступительные испытания (ДВИ) в вузах.
Сроки приёма документов для абитуриентов, сдающих, помимо ЕГЭ, ещё и дополнительные вступительные испытания, регламентируется в 2020 году Порядком № 1147.
Расписание вступительных испытаний вуза должно быть размещено на сайте университета не позднее 15 июля 2020 года.
Не ранее 7 июля 2020 года — срок завершения приёма документов от лиц, поступающих на обучение по результатам дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности.
Информацию о датах испытаний, а также о форме сдачи ДВИ (очно или онлайн) вы обязательно должны смотреть на сайте конкретного вуза.
Не ранее 10 июля 2020 года — срок завершения приёма документов от лиц, поступающих на обучение по результатам иных вступительных испытаний, проводимых вузами самостоятельно. Тут тоже надо всё внимательно смотреть на сайте конкретного вуза. Например, МГИМО отменил в этом году ДВИ по иностранному языку, МГУ им. М. В. Ломоносова будет проводить свои дополнительные экзамены онлайн (с прокторингом).
Поступающие по результатам ЕГЭ
18 августа 2020 года — последний день подачи документов для поступающих по результатам ЕГЭ.
19 августа 2020 года — публикация списков поступающих на информационных стендах и на сайтах всех вузов.
20 и 21 августа 2020 года — приём заявлений о согласии на зачисление абитуриентов, поступающих без вступительных испытаний (БВИ) и в пределах квот.
22 августа 2020 года — публикация приказа о зачислении абитуриентов, поступающих без вступительных испытаний (БВИ).
Первая и вторая волны зачисления в вузы
22 и 23 августа 2020 года — приём согласий на зачисление абитуриентов «первой волны». По окончании первой волны поступления будут заняты 80% бюджетных мест (если в каком-то конкретном вузе количество бюджетных мест при распределении процентов выдаёт не целое, а дробное число, то тогда производится округление в бОльшую сторону).
24 августа 2020 года — публикация приказа со списками зачисленных в «первую волну».
24 и 25 августа 2020 года — приём согласий на зачисление абитуриентов «второй волны». Во вторую волну будут заняты оставшиеся 20% бюджетных мест.
26 августа 2020 года — публикация приказа со списками зачисленных во «вторую волну».
В некоторых вузах, например в Высшей школе экономики, существуют дополнительные волны зачисления. Подробно о так называемой «Зеленой волне НИУ ВШЭ» можно прочитать здесь.
Вторая половина августа 2020 года — подписание договоров на оказание платных образовательных услуг и публикация списков зачисленных в вузы на платной основе. Кстати, не забудьте поинтересоваться, действуют ли в вузе скидки при оплате до заключения договора.
Что ж, как мы видим, долгий марафон с ЕГЭ в августе превратится для выпускников в суперспринтерский забег. Нужно будет всё успеть буквально за одну неделю.
Для сравнения: в прошлом году период от публикации рейтинговых списков до размещения приказов зачисленных во вторую волну составил 13 дней (с 27 июля по 8 августа). А в 2020 году на всё про всё у абитуриентов только 8 дней! Надеюсь, что всё пройдёт без сбоев, и каждый с лёгкостью поступит в вуз своей мечты.
Дополнительный набор на бюджет
Если бюджетные места не были заняты после 26 августа, то вуз должен объявить о дополнительном наборе не позднее 15 сентября 2020 года.
Согласие на зачисление и электронная подпись (ЭЦП)
Согласие на зачисление в 2020 году будет подаваться большинством абитуриентов дистанционно. Это, конечно, существенно упрощает процедуру. Однако вопросов при этом много.
1. Как подавать согласие на зачисление в 2020 году?
В 2020 году согласие на зачисление подаётся тем же способом, что и основной пакет документов и заявление о приёме.
2. Сколько раз можно менять решение при онлайн-подаче согласий?
В приказе это не прописано, но лучше уточнить это заранее в приёмной комиссии конкретного вуза или через «горячую линию» Министерства науки и высшего образования.
3. Нужно ли привозить оригиналы документов после онлайн-подачи документов?
Нет, при подаче согласия на зачисление вы должны будете подтвердить (разумеется, тоже дистанционно), что принесёте оригиналы документов, отправленных вами в виде сканов или фотографий, в вуз в течение первого года обучения.
4. Нужна ли электронная подпись (ЭЦП) при подаче согласия на зачисление?
Представители Министерства науки и высшего образования РФ публично заявили, что электронная цифровая подпись (ЭЦП) абитуриентам 2020 года не нужна.
Пока есть время до 15 августа (даты объявления всех результатов ЕГЭ), советую активно задавать все накопившиеся вопросы по телефонам и адресам «горячих линий» образовательных ведомств.
Горячая линия Министерства науки и высшего образования РФ по вопросам поступления в вузы:
Тел: 8 (495) 547-12-02 (пн.-пт.: 10:00–17:00)
Для электронной формы обращений: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Подбор материалов подготовлен:
комитетом Краснодарской краевой территориальной
организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ