Информационный лист "Обзор печати" 17 февраля - 23 февраля 2020г.
Госдума поддержала профсоюзную инициативу о расширении социальных льгот в сфере образования
20 февраля Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по инициативе профсоюзов Кубани принят закон о внесении поправок в статьи 51 и 52 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», направленный на предоставление за счет бюджетных средств мер социальной поддержки руководящим работникам образовательных организаций сельской местности.
«Краевая организация Профсоюза на протяжении нескольких лет настаивала на исключении из положений указанных статей закона формулировки «в порядке, установленном Правительством Российской Федерации», которая препятствовала выплате компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций региона (руководителям и их заместителям, руководителям структурных подразделений и их заместителям).
Поскольку действующее в настоящее время постановление Правительства РФ закрепляет предоставление компенсации по отоплению и освещению только руководителям федеральных образовательных организаций, субъект Российской Федерации, не имеет права предоставлять их на основании этой нормы руководителям сельских школ, детсадов, учреждений дополнительного и профессионального образования, что, безусловно, расценивалось нами как социальная несправедливость. Поэтому и возникла проблема с заведующими детских садов в ряде муниципалитетов, где Контрольно-счетная палата края, выявив предоставление указанной компенсации, потребовала от них возмещения в бюджет выплаченных денежных средств. В ходе переговоров с КСП края, при поддержке руководства региона, нам удалось отстоять права руководителей на уровне региона.
Для решения этого вопроса на федеральном уровне мы вышли с законодательной инициативой о разграничении полномочий регионов в части предоставления данной компенсации. Лидер профсоюзов Кубани, депутат Государственной Думы РФ Светлана Бессараб подержала инициативу краевой организации Профсоюза. И теперь руководители всех регионов нашей страны будут защищены Федеральным законом», - рассказал председатель Краснодарской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования Сергей Даниленко.
На Кубани выбрали лучшего «Учителя года»
21 февраля, стало известно имя победителя XXVII краевого профессионального конкурса «Учитель года Кубани» в 2020 году. В торжественной церемонии закрытия, состоявшейся в краевом Доме работников образования, приняли участие председатель краевой организации Профсоюза Сергей Даниленко, заместитель министра образования, науки и молодежной политики края Андрей Цветков, секретарь комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи Юлия Алешкевич.
На протяжении многих лет на Кубани конкурс является стимулом в обновлении и совершенствовании форм обучения детей, способствует эффективному развитию системы школьного образования, внедрению в практику новых методик и подходов к преподаванию. Конкурс способствует улучшению имиджа педагогического работника в обществе, формирует в крае педагогическое сообщество единомышленников.
Организаторами конкурса профессионального мастерства является региональное министерство образования, науки и молодежной политики и Краснодарская краевая организация Общероссийского Профсоюза образования. Профессиональный конкурс традиционно проходил в несколько этапов.
17 февраля стартовал очный этап конкурса в гимназии №23 города Краснодара. В первые два конкурсных дня учителя Кубани представляли свои уроки и внеурочные мероприятия. В этом году впервые урок состоял из трех этапов: представление урока, урок и самоанализ. По итогам заочного и первого очного тура жюри определило пятнадцать лауреатов. Каждый из них представил свой мастер-класс, транслируя собственный педагогический опыт, в условиях интерактивного профессионального общения.
Ярким и насыщенным стал четвёртый конкурсный день. Разработка «Образовательного проекта» и его защита. В этом конкурсном испытании члены жюри оценивали знания и умения конкурсантов в области создания эффективных моделей проектов важных для практики и умения команды обосновать его значимость.
По итогам испытания шесть лучших учителей стали участниками третьего очного тура. В нем они продемонстрировали мастерство в умении проводить «Публичную лекцию» и вести продуктивный педагогический разговор, который прошел за круглым столом с министром образования Еленой Викторовной Воробьевой.
Лучшей была признана Ирина Марюхина, учитель русского языка гимназии №3 города Краснодара. Ирина Андреевна представит Кубань на федеральном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2020».
Призерами краевого конкурса стали: Екатерина Дынник, учитель английского языка школы №40 имени М.К. Видова города Новороссийска и Сергей Бондаренко, учитель истории и обществознания школы №2 им. Героя Советского Союза А.В. Ляпидевского Ейского района.
Лауреатами признаны: Ксения Саенко, учитель русского языка и литературы лицея имени Заслуженного учителя РСФСР Д.И. Вишни Северского района, Дарья Сергань, учитель русского языка и литературы школы №3 им.Героя Советского Союза В.В. Петренко Староминского района, Ольга Аринцева, учитель английского языка школы №2 им. А.Д. Кардаша Ленинградского района.
Все участники конкурса получили грамоты, памятные подарки и путевки в профсоюзный Центр отдыха работников образования «Рассвет» в городе-курорте Геленджике, а победитель, призеры и лауреаты конкурса - еще и сертификаты на денежные премии краевой организации Профсоюза.
Поздравляем всех участников конкурса с ярким событием в их профессиональной жизни и желаем дальнейших успехов!
КСП Профсоюза проводит опрос по внедрению и применению "эффективного контракта" в вузах
Координационный совет председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов Общероссийского Профсоюза образования проводит социологический опрос профессорско-преподавательского состава вузов по результатам внедрения и применения системы "эффективного контракта" в образовательных организациях высшего образования.
Приглашаем к участию в социологическом исследовании!
Заполнить анонимную анкету можно через общедоступный интернет-сервис Google Forms по ссылке https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeUui2CjP2ikMmfBx-SvM3-BtGfo1aDQI6AgfCu9LK9BvbDhw/viewform.
Опрос проводится до 31 марта 2020 года. Результаты опроса будут подведены и опубликованы на сайтах Профсоюза и КСП Профсоюза не позднее 30 июня 2020 года.
Подробнее: https://vk.com/profobrkk?w=wall-106122659_3998
Путин одобрил закрепление в конституции индексации зарплаты
Внести в Конституцию статью, предусматривающую регулярную индексацию зарплаты работников, а также различных социальных выплат – такое предложение высказал председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков 13 февраля, в ходе встречи с рабочей группой по подготовке предложений по изменению основного документа страны с участием президента России Владимира Путина. – Наше предложение – добавить сюда индексацию заработной платы. Это могло бы звучать так: в РФ гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения, индексация зарплаты, социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном Федеральным законом, – пояснил глава ФНПР, подчеркнув, что конкретную норму можно будет регулировать в зависимости от экономической обстановки, которая складывается в стране. – Справедливо, я согласен, – одобрил предложение Владимир Путин. Рабочая группа по внесению изменений в Конституцию состоит из представителей органов законодательной и исполнительной власти, искусства и науки, а также общественных организаций. Как ранее сообщала «Солидарность», помимо Михаила Шмакова, профсоюзы в рабочей группе представлены еще тремя фигурами: Иван Мохначук – председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности; Николай Никифоров – председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей; Наталья Агапова – председатель профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ. Другие предложения от профсоюзов, принятые на заседании Генсовета ФНПР: прописать индексацию пенсий без исключений (включая работающих пенсионеров) и предоставить общероссийским профцентрам право законодательной инициативы.
Источник: Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©
Галина Меркулова вошла в оргкомитет профессионального конкурса "Учитель будущего"
В целях выявления лучших педагогических практик и профессионального развития педагогических работников федеральным проектом "Социальные лифты для каждого" национального проекта "Образование" в России предусмотрено проведение ежегодного профессионального конкурса "Учитель будущего".
17 февраля председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал распоряжение об образовании организационного комитета конкурса.
В соответствии с указанным распоряжением, председателем оргкомитета назначена заместитель председателя правительства Российской Федерации Татьяна Голикова, в состав оргкомитета также вошли министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов и Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова. Организационно-техническое обеспечение деятельности комитета возложено на Минпросвещения России.
Комитет государственной думы по образованию и науке: рекомендации парламентских слушаний правительством рф не выполнены
20.02.2020 в Москве прошло заседание Комитета Государственной думы по образованию и науке, в центре обсуждения которого был вопрос о реализации парламентских слушаний на тему "О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации", утверждённых постановлением Госдумы России от 23 июля 2019 года.
В заседании приняли участие заместитель министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк, представители министерства финансов Российской Федерации, министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова и два её заместителя - Татьяна Куприянова и Михаил Авдеенко.
По итогам заседания члены Комитета сделали вывод о том, что правительство Российской Федерации не выполнило рекомендации парламентских слушаний в части вопросов заработной платы и повышения социального статуса педагогов.
Депутаты рекомендовали правительству страны и профильным министерствам более ответственно отнестись к реализации рекомендаций парламентских слушаний.
Дальнейший ход реализации указанных рекомендаций предложено обсудить на "правительственном часе" в рамках пленарного заседания Государственной думы Российской Федерации в этом году.
Кубань присоединится к всероссийской акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями»
Мероприятие пройдет 28 февраля. Оно призвано помочь выпускникам и родителям снизить уровень психологической напряженности, связанной с подготовкой к ЕГЭ.
Родители выпускников смогут поменяться местами со своими детьми и пройти всю процедуру сдачи, увидеть организацию входа в пункт и рассадки в аудиториях, как происходит печать и сканирование экзаменационных материалов.
В Год памяти и славы, посвященный 75-летию годовщине победы в Великой Отечественной войне, проверить свои знания взрослым предстоит по истории.
Принять участие в акции могут все желающие родители выпускников, представители общественности и средств массовой информации. Для регистрации необходимо обратиться в школу, где учится ребенок, или в управление образованием по месту жительства до 26 февраля (включительно).
Напомним, что досрочный этап сдачи единого государственного экзамена пройдет с 20 марта по 13 апреля, основной – с 25 мая по 29 июня.
Для выпускников и их родителей в Краснодарском крае работает краевая «горячая линия» 8-918-189-99-02.
Всероссийская акция «Единый день сдачи ЕГЭ родителями» проходит четвертый раз по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Кубанские школьники выиграли всероссийский чемпионат по робототехнике
Участниками чемпионата стали 1150 человек из 70 городов России, а также команды из Румынии, Эстонии и Казахстана.
Команда станции юного техника «Созидатели» из Анапы стала лучшей в номинации «Пытливые умы» национального чемпионата «First Russia Robotics Championship».
Перед юными инженерами стояла задача решить актуальные проблемы градостроительной отрасли. Анапские школьники представили собственное проектное решение по постройке пассажирского морского порта.
В образовательных организациях края создаются необходимые условия для «особых» детей
Актуальные вопросы работы с детьми-инвалидами обсудили в краевом министерстве образования, науки и молодежной политики.
На совещании в режиме видеоконференцсвязи присутствовали специалисты управлений образованием всех муниципалитетов региона.
Сотрудники министерства и краевого Института развития образования обсудили с коллегами вопросы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в там числе с использованием дистанционных образовательных технологий, реализации государственной программы «Доступная среда» и выполнения постановления губернатора о повышении значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Краснодарском крае.
В настоящее время в образовательных организациях края создаются необходимые условия организации качественного обучения и комфортного пребывания «особых» детей. Архитектурная доступность и современная инфраструктура адаптированы под специфические особенности каждого такого ребенка.
В 277 детских садах и 268 общеобразовательных школах созданы универсальные безбарьерные условия для детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 18 лет.
Выездная рабочая группа комитета ЗСК посетила музыкальный и социально-педагогический колледжи Новороссийска
В Новороссийске по поручению спикера ЗСК Юрия Бурлачко выездная рабочая группа комитета ЗСК по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи под руководством Виктора Чернявского изучала опыт обучения кадров в колледжах.
Депутаты кубанского парламента вместе с членом комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, образованию и культуре Владимиром Бекетовым в рамках подготовки материалов к заседанию «круглого стола» в верхней палате российского парламента на тему «Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации» ознакомились с деятельностью музыкального и социально-педагогического колледжей. В мероприятии также приняли участие секретарь комитета ЗСК Юлия Алешкевич, глава Новороссийска Игорь Дяченко, руководители и специалисты профильных министерств и управлений, образовательных организаций муниципалитета.
Встреча гостей в Новороссийском музыкальном колледже началась с возложения цветов к бюсту инициатора создания в городе-герое музыкального училища в 1968 году – выдающегося композитора XX века Дмитрия Шостаковича. Презентацию колледжей музыкального и социально-педагогического провели их руководители – Галина Ниривняя и Екатерина Самарина.
Практические умения студентов музыкального колледжа гости смогли увидеть и услышать в его классах, где для них провели импровизированные мини-концерты, а также на настоящем концерте в конце встречи. В социально-педагогическом колледже участники встречи также посетили профессиональные и профориентационные занятия. Главным стало общение с учащимися.
По итогам мероприятия состоялся обмен мнениями и предметный разговор, на котором отметили высокий уровень подготовки специалистов в колледжах, а также необходимость поднимать престиж профессии педагога и продолжать поиск новых ещё более результативных методик подготовки специалистов.
Наработки новороссийских колледжей по обучению профессиональных кадров будут представлены в ближайшее время на заседании «круглого стола» в Совете Федерации, на котором планируется рассмотрение актуальных вопросов развития системы среднего профессионального образования в стране.
21 февраля стартовала регистрация добровольцев для участия в проекте «Волонтеры Конституции»
О развитии добровольческих проектов в крае шла речь на совещании, которое провела Анна Минькова.
Вице-губернатор отметила, что роль волонтерства с каждым годом растет. В 2019 году на Кубани в это движение было вовлечено 874 тысячи человек. Таких результатов во многом удалось достичь за счет реализации регионального проекта «Социальная активность» нацпроекта «Образование».
– Одним из важнейших в 2020 году станет проект «Волонтеры Конституции». Его цель – рассказать о проведении общероссийского голосования по изменениям в основной закон государства, – заметила Анна Минькова.
Она сообщила, что в каждом муниципалитете будут созданы информационные точки – в торговых центрах, на вокзалах, в парках. Предполагается, что участниками проекта станут более 2000 кубанцев, которые будут полностью обеспечены раздаточными материалами.
Отметим, что регистрация добровольцев на сайте Волонтерыконституции.рф началась сегодня. С 10 по 18 марта федеральный штаб организует отбор волонтерского корпуса, где в дальнейшем будет проходить обучение. После чего волонтеры смогут получить аккредитацию на участие в проекте.
***
Проект «Волонтеры Конституции» реализуется Ассоциацией волонтерских центров, Центризбиркомом РФ, общественными объединениями при поддержке органов исполнительной власти.
Во всех районах края проходит социально-патриотическая акция «Согреем сердца ветеранов»
Волонтеры, представители молодежных общественных организаций, студенческих трудовых отрядов помогают инвалидам войны и труда, участникам боевых действий.
Активисты Лабинского района посетили участника Великой Отечественной войны Василия Тараканова. Ребята подарили ему памятный подарок, поздравили с Днем защитника Отечества и 75-й годовщиной Победы, оказали помощь по дому.
Волонтеры Тихорецкого района помогли в наведении порядка на придомовой территории труженикам тыла, а молодежь Геленджика поздравила с днем рождения ветерана Елену Черняк.
В Успенском районе молодые люди посетили ветерана Анну Балян. Она рассказала о том, как прошла боевой путь сержанта-зенитчицы от Сталинграда до Белоруссии.
Краевая акция не ограничивается поздравлениями и адресной помощью. Ветеранов приглашают на тематические линейки, уроки мужества и концертные программы. В 2019 году активисты оказали социально-бытовую помощь более 2600 ветеранам, прошло свыше 1000 мероприятий с их участием.
Краснодарский край получит 3,7 млрд рублей на поддержку семей с детьми 3-7 лет
Финансирование предусмотрено поправками в федеральный бюджет.
В общей сложности между регионами России планируется распределить 35 млрд рублей, которые пойдут на выполнение поручений президента Владимира Путина.
Как ожидается, Кубань получит из федерального бюджета дополнительно 4,4 млрд рублей.
Из них 3,7 млрд рублей намечено направить на новую меру господдержки, озвученную главой государства в послании Федеральному собранию – ежемесячные выплаты на детей 3-7 лет.
На модернизацию детских школ искусств края предусмотрено 9,5 млн рублей на условиях софинансирования.
Более 725 млн рублей планируется выделить на доплаты кубанским учителям за классное руководство, сообщили в региональном министерстве финансов.
Напомним, что по решению губернатора Вениамина Кондратьева с января краевая доплата педагогам увеличена до 4 тысяч рублей. На эти цели из регионального бюджета направят 2 млрд рублей. По инициативе президента с сентября 2020 года учителя будут получать федеральную доплату в 5 тыс. рублей.
Пресс-служба администрации Краснодарского края
Более 23 тысяч подростков будут трудоустроены летом в регионе
О занятости несовершеннолетних во время каникул говорили на заседании по подготовке к летней оздоровительной кампании.
Как было отмечено на мероприятии под председательством вице-губернатора Анны Миньковой, создание рабочих мест для трудоустройства подростков – одно из важнейших направлений работы соцблока. Занятость напрямую влияет на уровень подростковой преступности.
Согласно приказу Минтруда России, Краснодарскому краю необходимо трудоустроить этим летом как минимум 23,5 тыс. подростков. Они будут получать от центров занятости дополнительно к зарплате 2250 рублей. На эти цели в рамках краевой программы «Содействие занятости населения» выделено более 25 млн рублей.
– По нашему мониторингу в 21-м муниципальном образовании предусмотрено уже более 50 млн рублей, что позволит создать временные рабочие места для 6,5 тысяч подростков. Остальные муниципалитеты продолжают работать в этом направлении, – проинформировал министр труда и соцразвития края Сергей Гаркуша.
Он призвал председателей межведомственных комиссий до 1 апреля проинформировать министерство о создании работодателями временных рабочих мест.
Анна Минькова, в свою очередь, предложила рассмотреть этот вопрос как один из основных на ближайшей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
– Тема чрезвычайно актуальная, нам нужно отработать ее с работодателями напрямую, – резюмировала вице-губернатор.
Пресс-служба администрации Краснодарского края
К лету на Кубани будет сформирован единый реестр детских здравниц и лагерей
Подготовку края к оздоровительной кампании детей в 2020 году обсудили в Краснодаре.
Расширенное заседание профильной межведомственной комиссии провела вице-губернатор Анна Минькова. В нем приняли участие руководители краевых департаментов и министерств, управления Роспотребнадзора, представители правоохранительных органов, заместители глав МО по соцвопросам.
Открывая совещание, Анна Минькова подчеркнула, что подготовка к детской оздоровительной кампании началась уже сейчас не случайно. Новый федеральный закон, принятый в прошлом году, предусматривает составление единого реестра и полную инвентаризацию здравниц. Причем представить заявления в министерство труда и соцразвития края организациям можно до 1 мая, а к июню вся работа должна быть завершена. Учреждения, не входящие в перечень, не смогут принимать детей и будут штрафоваться.
– Включение в реестр – это своего рода знак качества здравницы. И, конечно, это гарантия для родителей, что дети будут в безопасности, под контролем. Эти гарантии мы обязаны родителям обеспечить. Безусловно, для нас это вопрос имиджа, репутации Краснодарского края. Работу необходимо четко выстроить, мы должны стать примером для других субъектов РФ, – подчеркнула Анна Минькова.
Она отметила, что прошлый год завершился с хорошими результатами, хотя были и ошибки, повторения которых нельзя допускать.
– Нам нужно абсолютно четко соблюдать все нормы, заблаговременно отработать с каждой здравницей и руководителем. Каждый работник, который трудоустраивается в наши здравницы, должен иметь санитарную книжку и все остальные обязательные документы, – подчеркнула вице-губернатор.
Анна Минькова акцентировала, что край увеличивает финансирование детского отдыха и поручила муниципалитетам не снижать свои бюджеты. Также она призвала вовлекать больше детей в туризм, как доступный и полезный во всех отношениях вид отдыха.
Министр труда и социального развития Сергей Гаркуша сообщил, что по линии министерства в текущем году планируется приобрести 31,5 тыс. путевок. Родителям 2 тыс. юных кубанцев будет компенсирована стоимость приобретенных ими путевок. Кроме того, намечено организовать отдых и оздоровление 1,6 тыс. детей в подведомственных учреждениях, предоставить субсидии местным бюджетам на организацию отдыха 7,5 тыс. детей в 14 муниципальных загородных лагерях.
Пресс-служба администрации Краснодарского края
Финансирование детского отдыха на Кубани в этом году вырастет до 2,6 млрд рублей
Это на 380 млн рублей больше по сравнению с 2019 годом. О предстоящей оздоровительной кампании рассказал журналистам глава региона Вениамин Кондратьев.
Ежегодно в регионе отдыхает более 770 тысяч детей и порядка 600 тысяч из них – дети, живущие в городах и районах Кубани.
– Краснодарской край – главный детский курорт страны. Чтобы охватить большее количество детей, в этом году мы решили увеличить поддержку оздоровительной кампании до 2,6 млрд рублей. Это позволит приобрести большее количество путевок детям, а также компенсировать затраты родителям, которые сами покупают путевки, – рассказал Вениамин Кондратьев.
Губернатор также добавил, что еще одним важным направлением в регионе является бальнеолечение, которое подразумевает использование природных и искусственно приготовленных минеральных вод для профилактики и лечения различных заболеваний.
– Мы им не так давно занимаемся, но популярность его растет. Если в 2015 году в таких лечебницах оздоровились 5 тыс. ребят, то в этом - уже 7,5 тыс. детей и подростков. По многим рейтингам в прошлом году Краснодарский край стал лидером детского отдыха в России. Важно сохранить и улучшить эту позицию и в 2020 году, – акцентировал губернатор края.
Пресс-служба администрации Краснодарского края
Сергей Кравцов: «Обеспечить каждого ребёнка местом в детском саду – приоритет работы Минпросвещения»
Министр просвещения Сергей Кравцов во время рабочей поездки по Северному Кавказу посетил детский сад в посёлке Сурхахи Республики Ингушетия, построенный по национальному проекту «Демография». Министра сопровождал глава Республики Ингушетия Махмуд-Али Калиматов. Глава Минпросвещения высоко оценил работу местных властей по развитию дошкольного образования.
«Мы хотим, чтобы дети в дошкольных учреждениях были счастливы, здоровы, получали необходимую заботу. В новых детсадах, строящихся в рамках национального проекта «Демография», должны быть обеспечены все условия для полноценного и всестороннего развития каждого ребёнка. Важно оснащать их современным оборудованием для занятий спортом и творчеством», – отметил Сергей Кравцов.
Министерство просвещения будет оказывать необходимую методическую и организационную поддержку региональным властям для выполнения ключевой задачи – повышения качества воспитания и образования детей. Министр подчеркнул, что для достижения этой цели необходимо также строительство новых школ, повышение квалификации преподавателей, создание условий для эффективной методической поддержки педагогов и обмена опытом.
В 2019 году в России введено в эксплуатацию 577 дошкольных организаций, что обеспечило 78 965 новых мест. В этом году планируется ввести 737 дошкольных организаций на 103 868 новых мест.
«Нехватка мест в детских садах – это проблема, которую надо решить одной из первых. Увеличение числа мест в детских садах является приоритетной задачей Министерства просвещения. Для достижения этой цели мы будем строить детские дошкольные учреждения, ремонтировать существующие», – подчеркнул Сергей Кравцов.
Отметим, что Министерство просвещения уделяет большое внимание упрощению процедур, связанных с приёмом в детские сады и переводом из одного сада в другой. В частности, разработаны проекты приказов об утверждении Порядка приёма в дошкольные учреждения и о методических рекомендациях по формированию и ведению региональных информационных систем.
Документы сделают процедуру распределения мест в дошкольных учреждениях более доступной и понятной для родителей. Приём в государственный или муниципальный детский сад проводится по направлению органа управления в сфере образования с использованием региональных информационных систем. Аналогичный принцип будет закреплён и при переводе в другое учреждение.
Региональные информационные системы работают во всех субъектах Федерации и содержат информацию как о детях, уже посещающих детские сады, так и о тех, кто нуждается в предоставлении места. Все данные аккумулируются на федеральном уровне. Министерству просвещения такая система позволяет в сотрудничестве с регионами принимать решение о строительстве детских образовательных учреждений, чтобы устранить нехватку мест.
Сергей Кравцов вошёл в оргкомитет профессионального конкурса «Учитель будущего»
В целях выявления лучших педагогических практик и профессионального развития педагогических работников федеральным проектом «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование» предусмотрено проведение ежегодного профессионального конкурса «Учитель будущего». Подписанным распоряжением образован организационный комитет конкурса. Оргкомитет возглавила заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова. В состав оргкомитета вошёл глава Минпросвещения России Сергей Кравцов.
«Что делает каждую школу успешной? Ответ на этот вопрос вполне очевиден: учительская команда. Есть она, и весь механизм школьной жизни начинает работать: возникают и образовательная среда, и творческая атмосфера для развития детей, и вовлеченные в активности школы родители. Профессиональная команда педагогов – разных, ярких, готовых к поиску и самосовершенствованию, – это нескучные уроки, наполненная событиями и общением внеклассная работа. Конкурс «Учитель будущего» – как раз про это, – отметил Сергей Кравцов в ходе рабочей поездки по регионам Северо-Кавказского федерального округа. – И что очень важно: конкурс «Учитель будущего» демонстрирует сложность и многогранность профессии для родительского сообщества, даёт понимание, что не бывает простых решений в образовании, поскольку специфика детского характера не встраивается ни в какие шаблоны. К каждому ребёнку нужен свой подход, таланты есть у всех. И мастерство учителя – выявить и поддержать. На этом пути только совместная работа профессиональной школьной команды учителей и родителей может дать необходимый результат. Взаимодействие всех участников образовательного процесса – залог успеха. То, что такие конкурсы становятся частью национального проекта «Образование», – важнейший шаг на пути повышения престижа педагогического труда».
Студентам колледжей и вузов могут продлить льготный проезд в электричке до конца сессии
Правительство просят увеличить срок, в течение которого для учащихся колледжей и вузов действуют скидки на проезд в пригородных электричках. Письмо с предложением продлить действие льготы до конца июня, пока студенты не сдадут все экзамены сессии, направлено главе кабмина Михаилу Мишустину.
Согласно Постановлению Правительства № 1163 от 27 декабря 2010 года, льготный проезд для учащихся очной формы обучения колледжей и вузов в пригородных электричках действует с 1 января по 15 июня включительно и с 1 сентября по 31 декабря включительно. Льгота предоставляется студентам на региональном уровне бюджетных расходов в виде скидки в 50 процентов от общей стоимости проезда.
"В мой адрес поступают обращения от студенческого сообщества и общественных организаций из разных регионов страны, которые указывают на то, что летняя сессия в большинстве учебных заведений заканчивается 28-30 июня, тогда как действие льготы на проезд в поездах пригородном сообщении ограничено 15 июня", — цитирует письмо депутата Натальи Кувшиновой "Парламентская газета".
По словам депутата, некоторые регионы на местном уровне вносят соответствующие изменение в своё законодательство. Так, Заксобрание Санкт-Петербурга в декабре 2018 года внесло поправки в «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», продлив действие проездной льготы для обучающейся молодёжи с 15 до 30 июня. Однако такие нормы есть далеко не во всех регионах.
В связи с этим депутат просит премьера Михаила Мишустина продлить действие льготного проезда в электричке для студентов до 30 июня, а также рассмотреть возможность выделения субсидии бюджетам субъектов Федерации для софинансирования их расходных обязательств.
"Данное изменение позволит учитывать реальный период сдачи экзаменов и обучения студентов и обеспечит им равные права на территории всей страны", — подчёркивает депутат Наталья Кувшинова.
Всемирный конгресс Международного совета по детской книге впервые пройдет в России
Россия впервые примет Всемирный конгресс Международного совета по детской книге. Ожидается, что в нем примут участие около 1,5 тысячи специалистов из более 80 стран мира.
Конгресс пройдет с 5 по 7 сентября в Москве под эгидой Международного совета по детской книге. Всего планируется работа девяти секций, каждая из которых будет посвящена сразу нескольким темам. Основное тематическое направление конгресса уже определено – «Огромный мир сквозь призму детских книг: отечественная и переводная литература – роль, значение, влияние на юных читателей разных стран».
18 февраля заместитель председателя Правительства Татьяна Голикова провела первое заседание организационного комитета, специально созданного для проведения конгресса. В его состав вошли представители более чем 20 ведомств и организаций.
Заседание было посвящено согласованию основных мероприятий по подготовке и проведению конгресса, обсуждению научной программы и участию стран СНГ в его работе.
«Для нас это большая честь, потому что прежде конгресс в России не проводился никогда. Поэтому мы должны организовать и провести это мероприятие на высоком и достойном уровне», – цитирует Татьяну Голикову пресс-служба Правительства РФ.
По ее словам, проведение конгресса в Москве поспособствует развитию отечественной детской и юношеской литературы. Для России, как для одной из лидирующих мировых культурных держав, это будет иметь особое значение.
В рейтинге университетов стран с развивающейся экономикой стало больше российских вузов
Британская компания Times Higher Education (THE) рейтинг вузов стран с активно развивающейся экономикой. Число российских университетов в нем увеличилось с 35 до 39.
В тройке российских лидеров находятся Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (5-я позиция), Московский физико-технический институт (12-я позиция) и Высшая школа экономики, которая поднялась на 18-ю позицию с 22-й в пошлом году.
Также в сотне лучших вузов представлены: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (27), Национальный исследовательский университет ИТМО (35), Национальный исследовательский Томский государственный университет (52), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (72), Новосибирский национальный исследовательских государственный университет (82), Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (89) и Санкт-Петербургский государственный университет (100).
По информации пресс-служба Проекта «5-100», в первую сотню рейтинга THE вошли восемь вузов, участвующих в этой программе. Всего же в списке – 19 университетов Проекта «5-100».
Не попал в список в этом году Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники».
Впервые в рейтинге в этом году оказались Санкт-Петербургский горный университет (167), Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина, Южно-Уральский государственный университет и Уфимский государственный авиационный технический университет (все – 401-500). В диапазоне 500+ расположился Башкирский государственный университет.
Рейтинг THE Emerging Economies University Rankings охватывает государства, классифицированные как развивающиеся. Он охватывает 533 университета из 48 стран, включая расположенные в странах БРИКС: Бразилии, России, Индии, Китае и Южной Африке.
Методика рейтинга основывается на 13 показателях эффективности, среди которых преподавание (среда обучения), исследования (объем, доход и репутация), цитирование (влияние исследований), международное взаимодействие (сотрудники, студенты и исследования), доход от производственной деятельности (передача знаний).
Роспотребнадзор напомнил о нормах температурного режима в школах и детских садах
Роспотребнадзор опубликовал нормы температурного режима в образовательных учреждениях в зимний период. Список находится на официальном сайте ведомства.
В Роспотребнадзоре напомнили, что в связи с сезонным подъемом заболеваемости гриппом и ОРВИ соблюдение температурного режима в школах и детских садах является важным аспектом работы.
«При пребывании детей в помещении, в воздух поступают вещества, выделяемые кожей, грязной одежной, остатками пищи; повышаются температура и влажность воздуха, возрастает концентрация углекислого газа. Если в группе, классе есть больные дети то при кашле, чихании в воздух попадают вирусы, бактерии», – подчеркнули в ведомстве.
Температура в школьных учебных помещениях, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреации и гардеробе должна варьироваться от 18 до 24°С. В спортивном зале, комнатах для проведения кружков и мастерских должно быть свежее – от 17 до 20°С, – а в душевых теплее – от 24 до 25°С. В медицинском кабинете и раздевалках спортивного зала требуется поддерживать температуру от 20 до 22°С.
В помещениях дошкольных образовательных организаций температура воздуха часто зависит от возраста детей. В приемных, игровых ясельных групп необходимо поддерживать температуру от 22 до 24°С, младшей, средней и старшей групп – от 21 до 23°С. Температурный режим в туалетах также разделяется: в туалетных ясельных групп – от 22 до 24°С, дошкольных групп – от 19 до 20°С. Помещения медицинского назначения также требуют температуры от 22 до 24°С. В зале с ванной бассейна столбик термометра не должен опускать ниже отметки в 29°С, в раздевалках от 25 до 26°С. В спальнях, зале для музыкальных и гимнастических занятий необходимо поддерживать температуру от 19 до 20°С.
Помещения образовательных организаций должны быть оснащены бытовыми термометрами для контроля за температурным режимом. В школах и детских садах необходимо обеспечить качественные системы вентиляции и отопления и правильно организовать проветривание.
Специалисты Роспотребнадзора отметили, что при соблюдении указанных норм дети будут меньше подвержены заболеваниям, в том числе и инфекционным.
Минпросвещения и Рособрнадзор разработают проект по организации методической помощи школам
Врио главы Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил о том, что Министерство просвещения РФ и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки разрабатывают проект "Школа равных возможностей". Его целью станет организация методической помощи школам.
Как рассказал Анзор Музаев на совещании в Кабардино-Балкарии, Рособрнадзором накоплен большой массив данных по результатам различных оценочных процедур: ЕГЭ, ГИА-9, всероссийских проверочных работ, национальных и международных исследований качества образования.
"Эти данные позволяют определить проблемы каждой школы. Мы их передадим в регионы и предоставим методические рекомендации, как выстроить работу в каждой конкретной ситуации. Неважно, в каком населенном пункте живет ученик, качество образования должно быть достойным: в любой школе и по каждому предмету. Те рекомендации, которые мы дадим, будут основаны на лучших практиках, которые есть в России", – заявил Анзор Музаев.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил, что работа по повышению качества образования в каждой конкретной школе должна быть направлена в первую очередь на оказание поддержки школам. "Здесь не должно быть административных мер к тем или иным директорам школ и учителям", – подчеркнул он.
На совещании Анзор Музаев положительно оценил готовность Кабардино-Балкарии к проведению ЕГЭ и особо отметил работу "Корпуса общественных наблюдателей". Студенты из республики в прошлом году были общественными наблюдателями на ЕГЭ не только в своем, но и в других регионах.
Глава ведомства также напомнил, что в прошлом году 103 школы Кабардино-Балкарии приняли участие в исследовании качества образования по стандартам международного исследования PISA. "Впервые регион увидит уровень своего школьного образования в сравнении с другими странами мира. Эти результаты нужно будет внимательно проанализировать и провести работу по устранению имеющихся проблем", – сказал он.
Эксперты выяснили, каких навыков не хватает современным педагогам
В Москве 20 февраля прошел круглый стол, в ходе которого чиновники, эксперты в области образования и команда сервиса "Яндекс.Учебник" обсудили необходимые современному учителю компетенции и основные проблемы, связанные с образованием педагогов.
Специалисты "Яндекса" провели опрос среди учителей, чтобы выяснить, каких навыков им недостает. По мнению самих педагогов, более всего им не хватает умения выстраивать индивидуальные образовательные траектории, работать с цифровыми технологиями и преподавать детям с ОВЗ.
Профессор кафедры технологии и профессионального обучения Института физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета Марина Вайндорф-Сысоева отметила, что основным требованием к учителю является наличие soft skills. Под ними понимают коммуникативность, лидерские качества, социальность, креативность и умение выстраивать диалог с учениками, базой для которых является глубокое знание предмета. Именно этих навыков, по мнению участников дискуссии, не хватает современным учителям.
– Всю жизнь педагогов обучали этим навыкам, мы просто не подразделяли их. Условия поменялись. Но те, кто должен учить этим навыкам, на данный момент в профессиональной среде отсутствуют как факт, – подчеркнула Марина Вайндорф-Сысоева.
Она также рассказала, что большая часть педагогов испытывают проблемы в работе с цифровыми технологиями.
– Приезжая в регионы и обсуждая с директорами и учителями вопрос запрета гаджетов, я часто слышу, что им всё равно, они не умеют с ними работать. Это очень страшная история на самом деле. Кто будет отрицать, что нам не нужно понимать ученика? – отметила Марина Вайндорф-Сысоева.
Эксперты отметили, что иногда педагоги неверно ставят цели и задачи своей деятельности, из-за чего у них не получается добиться желаемого результата
– Конечно же, коммуникация, обратная связь необходимы. Но здесь я бы еще отметила, что нужна технологическая и методическая компетентность. Ее сегодня у наших учителей катастрофически не хватает, – в свою очередь отметила Наталья Тарасова, директор научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования РАНХиГС.
Решение проблемы эксперты видят в изменении системы профессионального образования будущих учителей. Для начала необходимо подготовить преподавателей, которые смогут обучить будущих педагогов необходимым в работе навыкам. Также в самих школах должна быть обеспечена методическая поддержка учителей.
В школьной программе появится изучение искусственного интеллекта
Министерство просвещения РФ к 2021 году планирует включить изучение искусственного интеллекта (ИИ) в школьную программу. Об этом сообщают РИА Новости.
В документе, составленном Сбербанком и Российским фондом прямых инвестиций, говорится, что уже разработаны правила предоставления средств федеральном бюджета на выдачу грантов для интеграции ИИ в школьное образование.
«Обеспечена разработка образовательных модулей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерными основными общеобразовательными программами – 2020 год (с последующей ежегодной актуализацией при необходимости)», – цитирует РИА Новости выдержки из документа.
В 2021 году Минпросвещения проведет апробацию учебных модулей «Искусственный интеллект» в составе основных общеобразовательных программ. К концу 2024 года обеспечит охват не менее 50% школ.
Педагогам предстоит пройти повышение квалификации по ИИ в очно-заочном формате. Для школьников будет проводиться всероссийская олимпиада, по итогам которой можно получить дополнительные баллы при поступлении в вуз. Все мероприятия будет проводиться в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект».
В ноябре 2019 года Сбербанк, «Газпром нефть», «Яндекс», Mail.ru Group, МТС и РФПИ в ходе конференции AI Journey подписали соглашение о сотрудничестве для создания альянса по искусственному интеллекту. Введение предмета по изучению искусственного интеллекта в школьную программу – один из способов в дальнейшем вывести российские компании на международный рынок.
Минпросвещения выделит регионам более 300 миллионов рублей на поддержку обучения родным языкам
Министерство просвещения РФ регионам более 300 миллионов рублей на поддержку методического и кадрового обеспечения обучения русскому языку и языкам народов России. Об этом заявила директор департамента государственной политики в сфере общего образования Жанна Садовникова на пресс-конференции, приуроченной к Международному дню родного языка.
Финансирование изучение родных языков предусмотрено в рамках ведомственной целевой программы. Регионы, которым для этого требуется государственная поддержка, были отобраны в прошлом году. Субсидии рассчитаны на 2020-2022 годы.
«11 субъектов у нас включились в эту программу, и им будет оказана поддержка на общую сумму свыше 300 миллионов рублей», – цитирует РИА Новости Жанну Садовникову.
Глава департамента отметила, что министерство просвещения регулярно проводит работу, направленную на обеспечение прав граждан на поддержку изучения родных языков народов РФ. Ключевой фигурой в этом процессе, по мнению министерства, является учитель.
Жанна Садовникова также напомнила, что в прошлом году министерство утвердило концепцию преподавания родных языков народов РФ. Работа по формированию плана реализации этой концепции близка к завершению.
В шестой раз в Санкт-Петербурге на педагогической мастерской собрались лучшие учителя России
В этом году педагогическая мастерская, которая проводится по инициативе директора гимназии № 166 Центрального района, абсолютного победителя Всероссийского конкурса "Учитель года" - 2003 Игоря Карачевцева, дала старт большому учительскому форуму, проводимому Профсоюзом работников народного образования и науки РФ.
Посмотреть на мастер-классы коллег приехали педагоги из разных регионов страны, в том числе: Ярославской, Липецкой, Волгоградской, Тюменской, Московской областей. Традиционно все места в зале были заняты, и это неудивительно, поскольку опытом работы делились абсолютные победители и победители Всероссийского конкурса "Учитель года" разных лет: Алла Волкова, Марина Зезкова, Михаил Нянковский, Лариса Арачашвили, Игорь Карачевцев.
Как заметила проректор по научной работе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Ирина Гришина, на педагогических мастерских Игоря Карачевцева всегда настоящий сплав ума, творчества, азарта, увлеченности и добра. Атмосфера, царящая здесь, позволяет надеяться, что не только учитель будущего, но и учитель настоящего сможет преодолеть все трудности и решить все задачи, которые ставит перед ним общество. Для участников и гостей педагогической мастерской также нашел теплые слова главный редактор "Учительской газеты" Арслан Хасавов. Он подчеркнул, что на подобных встречах традиции соседствуют с инновациями, и в этом симбиозе всегда рождается что-то новое, яркое и незабываемое.
Действительно, каждый мастер-класс был по-своему удивительным. Например, гости педагогической мастерской вместе с Игорем Карачевцевым и абсолютным победителем Всероссийского конкурса "Педагогический дебют" -2016, 2017 Иваном Меньшиковым искали… истину. Причем, как с помощью математики, так и с помощью живописи, музыки, литературы. Конечно, удалось ли ее найти, каждый решит сам, но понятным для всех было одно - путь к истине труден.
Алла Волкова предложила коллегам разобраться в тарабарском языке, то есть в языке шифров, кодов и паролей для того, чтобы не только защитить информацию, но и защититься от нее. Ведь искаженная информация, тем более касающаяся трагических исторических событий, может нанести непоправимый вред, в первую очередь, детям.
Марина Зезкова, считающая, что все в нашей жизни начинается с вопроса, о вопросах и говорила с участниками педагогической мастерской. По ее мнению, есть много способов сделать вопросы не скучными, а, наоборот, побуждающими детей самих конструировать интересные вопросительные предложения не только на русском, но и на французском языке.
В своем мастер-классе Михаил Нянковский рассказал о внимательном прочтении текстов. Оказывается, любое хрестоматийное литературное произведение, по сути, это кладезь открытий. Взявшись за одно слово или выражение, можно раскрутить его по спирали смыслов и вдруг увидеть срез целой эпохи или понять мировоззренческую позицию автора текста.
Лариса Арачашвили вместе с коллегами размышляла о том, как заинтересовать, мотивировать и учить детей в ситуации их категорической нелюбви к чтению. Возможно, в век визуалов тоже нужно искать яркие "пятна", которые привлекают внимание учеников, и пускать в ход те иллюстративные "штучки", которыми пользуются сами дети. Например, почему бы не использовать агитационные плакаты, но в новом формате, мемы, элементы комиксов и т.д. По идее любой контент может стать образовательным, если учитель хочет сделать свой урок интересным.
Педагогическая мастерская тоже стала своего рода увлекательным уроком, и каждый взял из мастер-классов что-то свое. Так и должно быть, убежден Игорь Карачевцев. Профессия учителя – многогранная, а, когда учителя встречаются на творческой мастерской, то это уже палитра педагогических находок и идей. Такое многообразие вдохновляет. Может, в этом и кроется истина?
Ввести в школах уроки полового воспитания рекомендуют в Госдуме
Участники круглого стола "Вопросы законодательного обеспечения профилактики и лечения ВИЧ", прошедшего в Госдуме, рекомендовали Министерству просвещения ввести в школах уроки полового воспитания для борьбы с распространением заболевания.
Кроме того, Минпросвещения рекомендовано глубже внедрить в предметы школьного курса вопросы профилактики распространения и лечения наркомании, в том числе как одного из основных источников ВИЧ, сообщает РИА "Новости".
Также предложено внедрить в школах программы, помогающие подросткам противостоять давлению молодёжной среды, понимать себя и свои эмоции.
В круглом столе принимали участие депутаты Госдумы, представители Минздрава, эксперты, представители НКО, работающих с ВИЧ-инфицированными людьми.
Ранее в Роспотребнадзоре зафиксировали рост числа ВИЧ-инфицированных среди детей и подростков. Согласно данным ведомственного мониторинга, на диспансерном наблюдении их состоит свыше 11,4 тысячи человек.
Субсидии на повышение конкурентоспособности распределят между ведущими вузами страны
Кабмин распорядился распределить между ведущими российскими вузами субсидии на поддержку для повышения их конкурентоспособности в мире. Об этом сообщается на сайте Правительства.
На эти цели в 2020 году в федеральном бюджете предусмотрено более 10,07 миллиарда рублей. Это сделано в рамках нацпроекта "Образование".
Минобрнауки поручено до 20 марта подготовить совещание у премьер-министра Михаила Мишустина с участием ректоров ведущих университетов. Как ожидается, на нем обсудят вопросы создания и функционирования целевых фондов, которые будут использоваться в качестве основы для развития материально-технической базы и передовых исследований в университетах.
26% учителей страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями
По заказу Минздрава было проведено исследование состояния здоровья представителей разных профессий. По его результатам оказалось, что почти каждый третий работающий россиянин имеет проблемы с сердцем и сосудами. Среди некоторых профессий эти заболевания особо распространены, в частности, ими страдают 29% медиков и 26% учителей.
"Именно эти профессии требуют огромной стрессоустойчивости. Работа тех же учителей связана с постоянным волнением за учеников. Много сил отнимает общение с родителями, а они иногда крайне негативно настроены", – цитируют "Известия" ведущего научного сотрудника Института профилактической медицины, кардиолога Ольгу Молчанову.
Исследование провел сервис по поиску работы и подбору персонала hh.ru. Согласно полученным данным, чаще всего сотрудники российских компаний болеют гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) – 77%. Чаще остальных простуду подхватывают представители IT-сферы (90%). После них идут преподаватели с показателем 86%, на третьем месте оказались медики — 77%.
Проблемы с опорно-двигательной системой острее всего чувствуются в IT-сфере (30%), в госструктурах (24%) и среди медиков (23%). Программисты и системные администраторы лидируют и по заболеваниям желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) — 25% из них имеют такие проблемы. Вторые в этом антирейтинге — медики (21%), третьи — педагоги (20%).
Эксперты связывают проблемы представителей IT-сферы с тем, что они мало двигаются и плохо питаются.
Только 19% российских компаний практикуют добровольное медицинское страхование (ДМС). В образовательных и медицинских организациях ввиду бюджетного финансирования выделение средств на ДМС невозможно, поэтому осмотры сотрудников проводятся в рамках ОМС. На законодательном уровне работодателей обязали давать один день оплачиваемого отпуска для прохождения диспансеризации.
В этом году в ВПР примут участие 6,5 млн школьников
Около 6,5 миллионов школьников примут участие во всероссийских проверочных работах в текущем учебном году. Об этом заявил временно исполняющий обязанности главы Рособрнадзора Анзор Музаев на пресс-конференции, посвященной старту кампании ЕГЭ и ОГЭ в 2020 году.
Анзор Музаев напомнил, что Рособрнадзор разработал методические рекомендации по проведению ВПР и направил их в регионы.
Также временно исполняющий обязанности главы ведомства рассказал, что в Рособрнадзоре рассматривают возможность перевода ВПР в компьютерный формат. В этом году этот формат применят только к иностранным языкам.
«ВПР по иностранным языкам в 7 и 11 классах будут проводиться в компьютерной форме», – цитирует Анзора Музаева РИА Новости.
В этом году ВПР в 11 классах пройдут в апреле и мае, чтобы не мешать ЕГЭ. Кроме того во всех классах, кроме восьмых, у проверочных работ будет плавающая дата для удобства их проведения.
Во всероссийских проверочных участвуют ученики всех школ страны, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования. Перечень учебных предметов и классов ежегодно утверждается Рособрнадзором. Ученики классов, в которых ВПР проводится впервые, а также 11-х классов, принимают участие по решению школы.
В России сформируют кадровый резерв директоров школ
В России создадут кадровый резерв директоров школ и руководителей муниципальных органов управления образованием, заявил глава Минпросвещения Сергей Кравцов в ходе рабочего совещания в Карачаево-Черкесии. Об этом сообщает ТАСС.
Кравцова также отметил, что одним из приоритетных направлений работы министерства является повышение престижа профессии педагога. По его словам, в России продолжат появляться новые меры поддержки учителей.
Министр подчеркнул, что проделана большая работа по повышению зарплат педагогических работников, в частности, будут установлены надбавки за классное руководство.
Помимо этого, Кравцов сообщил, что ведомство планирует взаимодействовать с заместителями директоров по воспитательной работе, оказывая им методическую поддержку.
Глава Минпросвещения также отметил, что нельзя забывать о вопросах материально-технического обеспечения школ, работе с одаренными детьми и ребятами, которые испытывают трудности в обучении.
В Госдуме призвали вернуть в школы начальную военную подготовку
В старшие классы необходимо вернуть несколько часов начальной военной подготовки, считает первый зампред комитета Госдумы по обороне Александр Шерин.
Мы должны вернуть туда мужчину, желательно, чтобы он был в виде офицера, прошедшего службу, желательно, в горячих точках. Чтобы мальчик мог защитить свою даму, семью, страну, отечество - приводит слова Шерина АГН «Москва».
Он также предложил открыть в каждом регионе кадетские корпуса на базе сокращенных военных учебных учреждений. По его словам, если родители отдадут туда ребенка с 1-го класса, то после выпуска он «сам будет проситься в армию служить».
Ранее за возвращение начальной военной подготовки в школах выступал сенатор Виктор Бондарев. По его мнению, «пацифист не будет никогда защищать Родину», а дети «боятся» автомата и не знают, как кидать гранату. В свою очередь в госкорпорации «Ростех» предлагали ввести в школьную программу уроки обращения с оружием.
Результаты «Диктанта Победы» засчитают при поступлении в вуз
Высокие результаты «Диктанта Победы» в этом году будут засчитываться абитуриентам при поступлении в вуз, передает РИА Новости со ссылкой на главу Минобрнауки Валерия Фалькова.
Он уточнил, что ведомство включило результаты предстоящего диктанта в перечень индивидуальных достижений абитуриентов в рамках приемной кампании 2020-2021 учебного года.
Фальков напомнил, что по законодательству абитуриенту при поступлении может быть добавлено до 10 баллов, что является «хорошим стимулом к тому, чтобы участвовать в таких важных мероприятиях».
В этом году «Диктант Победы» пройдет 24 апреля. В 2019 году в акции приняли участие около 100 тысяч человек.
В России будут штрафовать родителей за издевательства детей над учителями
Общероссийский профсоюз образования разработал законопроект, ужесточающий наказание для родителей, чьи дети оскорбляют учителей, сообщает пресс-служба организации.
Согласно документу, штраф за ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей предлагается повысить в шесть раз - с 500 до 3 тыс. рублей. Кроме того, за оскорбление учителя во время осуществления профессиональной деятельности предлагается наказывать граждан штрафом до 5 тыс. рублей, должностных лиц - до 40 тыс. рублей, юридических лиц - до 150 тыс. рублей. При этом за насильственные действия в отношении педагога «при исполнении» предлагается ввести уголовную ответственность - до трех лет лишения свободы.
В пояснительной записке говорится, что законопроект разработан «в целях установления и усиления ответственности за неуважительное отношение, выражающиеся в форме оскорблений и насильственных действий по отношению к педагогическим работникам». Отмечается, что в последнее время в России участились случаи нападения на учителей в школах, что влечет за собой «не только значительное снижение доступности образования, но и умаление особого правового статуса педагогических работников в обществе».
Документ передан на рассмотрение в комитет Госдумы по образованию и науке, говорится в сообщении пресс-службы.
В России могут засекретить аттестаты несовершеннолетних участников уголовных процессов
Аттестаты и личные данные школьников, являющихся потерпевшими и находящихся под госзащитой или проходящих свидетелями в уголовном судопроизводстве, могут быть изъяты из открытого доступа. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на проект соответствующего постановления Минпросвещения.
На данный момент документ проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти. Предусмотренные ведомством меры безопасности не относятся к его полномочиям, поэтому информацией о возможном числе лиц, которых может коснуться данное решение, Минпросвещения не располагает.
В Рособрнадзоре, в свою очередь, пояснили, что на сегодняшний день в Федеральный реестр сведений о документах об образовании и квалификации, документах об обучении (ФРДО) не вносятся данные лишь о документах об образовании, выданных силовыми структурами. Помимо этого, Уголовный кодекс запрещает распространять данные, которые могут указать на личность несовершеннолетнего потерпевшего.
В Госдуме вновь призвали отменить ЕГЭ и вернуть вступительные экзамены в вузы
Член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Сергей Вострецов выступил с предложением вернуть вступительные экзамены в вузы и отменить ЕГЭ, сообщает Агентство городских новостей «Москва».
По словам Вострецова, в ряде вузов сохранились вступительные экзамены, но это не совсем правильно. Депутат уверен, что в университетах либо должны проводиться вступительные испытания, либо абитуриенты должны приниматься по результатам ЕГЭ. Существующую систему он назвал «хитрым подспорьем», отметив, что от единого госэкзамена нужно уходить, возвращаясь к традиционной форме приема.
Сейчас право проводить дополнительные вступительные испытания имеют МГУ, СПбГУ, а также вузы, ведущие прием абитуриентов на специальности творческой и профессиональной направленности.
5 принципов, которые делают датских школьников самыми счастливыми в мире
В 2016 году Данию уже в который раз назвали самой счастливой страной мира. Датчанка Малин Рюдаль в книге «Счастливы как датчане» рассказывает о принципах, на которых строится датское благополучие. В том числе и о школьной системе, которая развивает личность каждого ребёнка и помогает ему найти своё место в жизни.
1. Быть лучшим — не главное
Основное внимание в датской системе образования уделяется не тренировке навыка прохождения тестов, а развитию любознательности и способности к саморазвитию.
В школах стараются сформировать у каждого ученика уверенность, что его ценят за его собственные качества и умения. Это значит, что каждый, независимо от оценок, может рассчитывать на место в обществе и возможность приносить пользу, занимаясь любимым делом.
Датская система не нацелена на воспитание элиты — ни в материальном, ни в интеллектуальном смысле
Программа в школах рассчитана на то, чтобы большинство учеников могли без труда её освоить. В результате среди датчан почти нет людей, которые «выпадают» из процесса образования. Система ориентирована не на лучших, а на всех: элиты немногочисленны, и датчане склонны заботиться об оставшихся 95-99%.
Особенность датского менталитета, благодаря которому такая система работает, в том, что у датчанина нет стремления главенствовать или быть самым лучшим. С 1993 по 2006 год в датских учебных заведениях существовал групповой экзамен, введённый для «воспитания командного духа». При этой «очень датской», как говорит Малин Рюдаль, форме оценки каждый студент получал свой балл за ответ, но суммарная оценка зависела от результатов всей группы. В 2006 году правительство отменило экзамен, потому что он не выявляет личные достоинства учеников, но в обществе это решение вызвало серьёзное недовольство. В результате в 2012 году групповой экзамен вернули. Теперь школы могут самостоятельно решать, проводить его или нет.
2. Уметь быть собой так же важно, как уметь читать и писать
Датская система школьного образования, в первую очередь, нацелена на воспитание независимой личности. И это не пустые слова: в датском законе об образовании прописано, что система начального образования должна не только давать детям базовые знания и навыки, но и развивать личности школьников. Перед дошкольными учреждениями (детскими садами и подготовительными классами) стоит сразу несколько задач: расширить словарный запас ребёнка, познакомить его со школьными правилами, научить их толерантности и подготовить к полноценной жизни в обществе.
3. Зубрёжка не поощряется
В школах учеников поощряют добывать информацию самим — ставить эксперименты, анализировать источники.
Считается, что для обучения полезнее активно участвовать в процессе познания, чем просто слушать учителя
Школьников учат сомневаться в утверждениях и вырабатывать личное мнение, тем самым воспитывая в них самоуважение и осознание себя как личности. Полезными для общества и востребованными качествами считаются креативность, критическое мышление и инициативность, а не способность запомнить наизусть параграф из учебника.
4. Важен не результат, а благополучие ученика
Если бы сравнение моделей образования разных стран проводилось исключительно по результатам выпускных тестов, датская система вряд ли считалась одной из лучших. Между тем Дания входит в первую десятку в рейтинге стран по уровню образования и занимает третье место в рейтинге национальных систем высшего образования 2016 года.
Малин Рюдаль приводит в пример результаты опроса учеников в странах-членах ОСЭР: треть учащихся заявляют, что им не нравится учиться, ещё три четверти — что им скучно в колледже. В Дании такого стараются не допускать: здесь считают важным, чтобы школьники и студенты получали удовольствие от учёбы, а не воспринимали её как бесконечное страдание с перерывами на выходные.
Больше всех страдают старшеклассники: им нужно хорошо учиться, готовиться к экзаменам и думать о поступлении — вернее, о «самом важном выборе в своей жизни»
Датская система образования построена так, что старшеклассники не испытывают суеверного ужаса перед грядущим поступлением в университет, усиленного тем, что они никак не могут выбрать, в какой именно. Специально для молодых датчан, которые не уверены, чем они хотят заниматься, или испытывают трудности в социализации, в датской образовательной системе предусмотрены постшколы (Efterskole). Каждый год в них записывается больше 15% учеников. Здесь подростки от 14 до 18 лет могут провести год, прежде чем решить, куда поступать дальше. В «постшколе» внимание уделяется тем областям, которые не преподавались в школе, чтобы у учеников было больше возможностей развить свои таланты, — творчеству, спорту, ручному труду. Ключевые слова, лежащие в основе Efterskole, — солидарность и свобода. Среди студентов принята взаимопомощь: более «благополучные» ученики поддерживают ровесников, которым трудно учиться или адаптироваться в обществе.
В Дании также существует совершенно уникальная система народных школ, созданная в XIX веке лютеранским епископом Николаем Грундтвигом. Это так называемая школа жизни, в которую можно поступить в любом возрасте, чтобы развить творческое начало и научиться жить в обществе. В школе преподают в основном гуманитарные науки, ученики много путешествуют и обсуждают современную ситуацию в мире. Каждый может задавать любые вопросы и обсуждать свои проблемы с товарищами. Общение и обучение в школе построено так, что воспитывает принципы равенства, взаимного уважения к другому человеку, умение делиться и потребность участвовать в общем деле. Идея Грундтвига заключалась также в том, чтобы сделать образование общедоступным — в этой школе можно просто учиться для удовольствия, «без соревновательности и диплома». Сейчас таких школ около 70 по всей Дании.
5. Равенство шансов
Только 11% датчан при выборе работы считают важным фактором большую зарплату. В Дании, где граждане платят чуть ли не самые большие налоги в мире, стремиться к обогащению не принято. Профессия, выбранная из прагматических соображений, может не соответствовать настоящим интересам и оказаться «не по душе» — об этом детям говорят ещё в школе.
Выбрать профессию, которая будет приносить удовлетворение, помогает развитая система профориентации. Специальная социальная служба помогает старшеклассникам выбрать высшее или среднее учебное заведение, которое соответствует их представлениям о будущем. В старших классах регулярно проходят собрания, на которых школьники индивидуально обсуждают свои планы с учителем.
Половина молодых датчан, согласно опросам, уверены, что совершенно свободны в выборе своего будущего и способны всё контролировать
Малин Рюдаль называет Данию страной «подлинной социальной мобильности». Это значит, что стать успешными могут все, независимо от отправной точки. Во многом это возможно благодаря тому, что образование в Дании бесплатное и субсидируется государством. Студентам выплачивают стипендию, которой хватает на оплату обучения и на жизнь, независимо от материального положения.
Малин Рюдаль для книги встретилась с человеком, который родился в рабочей семье в маленьком городке, а сейчас зарабатывает больше миллиона крон в одной из крупнейших адвокатских контор Копенгагена. «Родись я в другой стране, вряд ли добился бы такого положения. У меня были равные возможности с ровесниками. Я учился на юридическом факультете, получал стипендию и даже не влез в долги. Я горжусь тем, что плачу очень большие налоги и могу вернуть долги моей стране», — рассказывает он.
Разумеется, не всё идеально
У датской системы есть недостатки, которые признаёт и сама Малин Рюдаль. Когда все вокруг равны, а система ориентирована на большинство, есть риск «потерять» тот небольшой процент талантливых учеников, которые способны на большее. Датская система нацелена на поддержание удовлетворительного общего уровня, при этом самым способным может не хватать поддержки для развития потенциала.
Подбор материалов подготовлен:
комитетом Краснодарской краевой территориальной
организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ