Информационный лист "Обзор печати" 12 августа - 18 августа 2019г.

Председатель краевой организации Профсоюза встретился с профсоюзным отрядом

15 августа, председатель краевой организации Профсоюза Сергей Даниленко встретился с профсоюзным отрядом на завершающей тематической смене «Кубанский союз молодежи» молодежного форума Кубани «Регион 93». В неформальной обстановке Сергей Николаевич пообщался с участниками отряда, рассказал о планомерной работе, проводимой краевой организацией Профсоюза по поддержке работающей и студенческой молодежи, инновационной деятельности, а также призвал молодежь к активному участию в профсоюзном движении. Отвечая на вопросы, Сергей Николаевич отметил, что в настоящее время очень важно занимать активную жизненную позицию, принимать участие в форумах и слётах, быть волонтёром различных мероприятий для того, чтобы накапливать бесценный опыт, который пригодится в дальнейшей жизни.

«Регион 93» - отличная площадка для коммуникации между участниками, экспертами, представителями власти. Второй год я выступаю экспертом в различных тематических сменах Форума. Здесь обмениваются опытом, делятся знаниями, помогают выработать идеи и реализовать проекты. Уверен, что каждый из вас сможет достичь высоких результатов. Я получил большое удовольствие от общения с вами!», - заключил С.Н. Даниленко.
Председатель Совета молодых педагогов при Центральном Совете Общероссийского Профсоюза образования, лидер молодых педагогов Кубани Дмитрий Завертаный поблагодарил руководство краевой организации Профсоюза за создание условий для самореализации и поддержки инициатив молодых педагогов и студенческой молодежи.
Напомним, что смена «Кубанский союз молодежи» направлена на формирование лидерского потенциала, развитие навыков работы в команде, компетенций в области добровольчества. Образовательную программу Форума провели эксперты различных сфер деятельности - руководство региона, медийные личности и представители общественных организаций.


Национальная премия “Гражданская инициатива”


Совет молодых педагогических работников Новокубанской районной организации Профсоюза принимает участие в конкурсе на присуждение Национальной премии "Гражданская инициатива".
Приглашаем вас поддержать проект "Педагоги будущего!" в номинации "Духовное наследие". Более подробная информация о проекте и ссылка для голосования: https://premiagi.ru/initiative/4856

На Кубани определят обладателей стипендии талантливой молодежи


В министерстве образования, науки и молодежной политики состоялось заседание конкурсной комиссии по присуждению стипендии талантливой молодежи Кубани имени И.Т. Трубилина.
В этом году количество направлений подготовки соискателей был расширен. Подать документы на конкурс смогли студенты таких специальностей, как строительство, электроэнергетика и электротехника, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции и другие.

Претендентами на стипендию стали студенты пяти кубанских вузов. В состав конкурсной комиссии вошли представители Кубанского государственного университета, Кубанского государственного технологического университета, Академии маркетинга и информационных технологий – ИМСИТ, Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина. Они оценили достижения соискателей в учебе, конкурсных мероприятиях, олимпиадах, наличие публикаций в научных журналах, внедрение авторских разработок в экономику края.

По итогам экспертизы конкурсная комиссия определит семь студентов, проявивших наиболее выдающиеся результаты, которым с нового учебного года будет выплачиваться ежемесячная стипендия.
Напомним, стипендия имени И.Т. Трубилина утверждена постановлением губернатора в 2011 году. Ее размер составляет 3214 руб. Претендовать на выплату могут студенты вузов, начиная со 2 курса обучения.

Подготовку к новому учебному году обсудили на селекторном совещании Минпросвещения России


Главной темой селекторного совещания под председательством заместителя Министра просвещения РФ Татьяны Синюгиной стала подготовка образовательных учреждений к новому учебному году. В нем приняли участие руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования. В их числе министр образования, науки и молодежной политики Кубани Елена Воробьева.

Татьяна Синюгина отметила, что к 20 августа 2019 года приемка образовательных учреждений межведомственными комиссиями должна быть завершена. В качестве первостепенных задач обозначены: приведение образовательных организаций в соответствие с требованиями контрольно-надзорных органов, обеспечение доступного образования, комфортных и безопасных условий его получения, организацию подвоза, 100-процентную обеспеченность детей учебной литературой, укомплектованность кадрами и разумную учебную нагрузку педагогов.

На совещании также выступил заместитель Министра - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору МЧС России Игорь Кобзев, который назвал основные причины пожаров: эксплуатация электрооборудования и неосторожное обращение с огнем.

На Кубани Центры гуманитарного и цифрового обучения откроются в единый день 20 сентября


Готовность к реализации проекта с начальниками муниципальных органов управления образованием, директорами школ и руководителями «Точек роста» сегодня обсудили в режиме видеоконфенцсвязи начальник управления общего образования министерства образования, науки и молодежной политики Елена Мясищева, руководитель отдела общего образования Наталья Шипулина и специалисты, курирующие эту работу.

В рамках национального проекта «Образование» (региональный проект «Современная школа») в единый день 20 сентября в сельских школах края откроется 153 Центра гуманитарного и цифрового обучения.
В Калининском районе современные образовательные технологии школьники будут постигать в четырех Центрах, которые откроются в школах № 1 и 2 ст. Калининской, № 4 ст. Старовеличковской и № 12 ст. Новониколаевской.

Директор школы № 1 Татьяна Шаплинкина рассказала, что «Точка роста» располагается в трех кабинетах. Завершен ремонт, сделано брендирование, начата поставка оборудования. Школа уже получила мебель и шахматные столы. Семь педагогов прошли курсы повышения квалификации, руководитель Центра - обучение на базе детского технопарка «Кванториум» в городе Севастополе.

Елена Мясищева обратила внимание участников совещания на вопросы кадрового обеспечения, лицензирования и разработки учебного плана «Точек роста».
Отметим, собеседования с руководителями «Точек роста» по вопросам подготовки проекта проходят в министерстве на постоянной основе. В Центрах будут проходить уроки и внеурочные занятия для учеников 5-классов и старше по информатике, технологии и ОБЖ в новых форматах. Для этого они оснащаются современным оборудованием: 3D-принтерами, квадрокоптерами, ноутбуками и планшетами..

Кубанские колледжи и техникумы готовы обучать граждан предпенсионного возраста


Вопросы реализации специальной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста сегодня обсуждали директора техникумов и колледжей края с заместителем генерального директора по подготовке кадров Союза «Молодые профессионалы», директором Академии Ворлдскиллс Россия Светланой Крайчинской.

Программа исполняется в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография». В этом году ее участниками могу стать женщины 1964-1968 г.р. и мужчины 1959-1963 г.р., а также люди, имеющие право на досрочную пенсию.

Для реализации программы Союзом отбираются лучшие образовательные площадки России с современной материально-технической базой, подготовленными и сертифицированными экспертами. На сегодняшний день в их числе 21 колледж и техникум края, которые готовы обучать кубанцев по международным стандартам WorldSkills по 35 компетенциям.
Первыми участниками программы стали 11 граждан, обучающихся по востребованной в регионе компетенции «Виноделие» в Анапском сельскохозяйственном техникуме.
Светлана Крайчинская отметила, что выпускники программы получают конкурентное преимущество на рынке труда. После сдачи демонстрационного экзамена гражданам выдается не только документ об образовании, но и Скиллс-Паспорт – сертификат актуальных профессиональных умений, признанный ведущими работодателями страны, что дает им возможность дальнейшего карьерного роста.

Отметим, программа является бесплатной и рассчитана на период до 2024 года. Каждый слушатель может пройти обучение один раз, для этого необходимо зарегистрироваться на официальном сайте https://50plus.worldskills.ru/. Реализует программу на основании распоряжения Правительства РФ Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», являющийся официальным представителем международного движения WorldSkills в России.

Онлайн-курсы и мессенджер для учителей: какой будет цифровая образовательная среда


Как целевая модель цифровой образовательной среды упростит работу учителей и сделает доступнее различные образовательные курсы для регионов, рассказала замминистра просвещения России Марина Ракова.

Цифровизация сегодня является одной из главных тем, в том числе и в образовании, которая вызывает много вопросов и споров среди учителей, родителей и учеников. К концу текущего года, согласно целям нацпроекта „Образование”, в нескольких регионах страны должна быть внедрена целевая модель цифровой образовательной среды (ЦОС), которая впоследствии будет распространена на всю территорию России. О том, что представляет собой эта модель, как она позволит упростить работу учителей и сделать доступнее различные образовательные курсы для регионов и почему не стоит переживать за сохранность персональных данных ребенка, в интервью порталу „Будущее России. Национальные проекты”, оператором которого является информационное агентство ТАСС, рассказала замминистра просвещения России Марина Ракова.

— Марина Николаевна, в прошлом месяце Минпросвещения России объявило о запуске портала по реализации нацпроекта „Образование”. Для чего был создан портал? В чем вы видите его основную задачу?

— Портал „Электронная приемная нацпроекта «Образование»” запущен нами в тестовом режиме в начале июня. На нем каждый – и гражданин, и чиновник любого уровня — может задать вопрос о ходе реализации национального проекта, а администратор нацпроекта и ведомственный проектный офис отвечают на них.

Предварительно мы провели опрос среди 40 тыс. респондентов с целью выяснить, нужен ли вообще такой портал, будет ли он востребован и что на самом деле волнует граждан. Меньше чем за месяц с момента открытия портала мы получили более 10 тыс. запросов — и это несмотря на то, что портал был запущен без какой-либо рекламы и даже публичного анонсирования на сайте министерства.

— О чем спрашивали чаще всего?

— Люди не только хотят знать о том, какого идеального конечного результата мы собираемся достичь за шесть лет реализации нацпроекта, они хотят видеть его „человеческое лицо”: кто именно отвечает за внедрение новых образовательных практик, технологий и систем.
Мы поняли, что со стороны общества есть однозначный запрос на прямой диалог с министерством, с конкретными людьми — такой, как наш портал, где каждый может задать волнующий его вопрос и получить содержательный ответ.

Не секрет, что часто искажения на местах — следствие правила „испорченного телефона”. Если есть вопросы к новому содержанию образования в точках роста, ИТ-кубах — отвечаем, будет ли это бесплатно и доступно для всех детей, если есть случаи привлечения педагогов и родителей к ремонту новых помещений для новых программ — оперативно принимаем меры и тоже отвечаем.

Я уверена, что уже к 1 сентября запросов станет гораздо больше: к этому моменту гражданам будут уже видны первые инфраструктурные и содержательные результаты реализации нацпроекта первого года, а на самые важные вопросы будет отвечать руководитель национального проекта — министр просвещения РФ Ольга Васильева. Для нас портал — это инструмент эффективной обратной связи: мы получаем как благодарности и советы, так и конструктивную критику, и она особенно важна нам для уточнения планов и выстраивания работы на местах — в городах и селах всех 85 субъектов, ведь большую часть работы делают именно регионы, от них зависит финальный эффект.

— Говоря о реализации нацпроекта, какие предварительные результаты работы вы уже можете отметить?

— Чтобы сделать какой-то срез, нужно обратить внимание на несколько моментов. Общий бюджет нацпроекта — более 784 млрд руб., из которых около 65% — это межбюджетные трансферты, то есть деньги, которые уходят прежде всего на строительство новых школ, инфраструктуру для учителей, создание современных мастерских колледжей, открытие новых, оснащенных, мест для программ дополнительного образования — это не только кружки, секции, студии, но и другие форматы для проявления и развития способностей детей.

— Министерство ранее сообщало, что все средства по текущему году до регионов доведены. Как регионы справляются с их реализацией?

— Да, Минпросвещения России уже перечислило в регионы и муниципалитеты субсидии на сумму 106 млрд рублей. На настоящий момент от общего объема реализовано примерно 30%.
Такой показатель является нормальным явлением для отрасли — у нас в образовании традиционно все изменения реализуются к 1 сентября, поэтому основные результаты работы мы увидим именно в начале учебного года.

В целом по всем федеральным проектам и по всем мероприятиям мы уже сформировали рабочие группы из ключевых федеральных и региональных экспертов. Этими группами разработаны методические рекомендации для применения на местах, которые уже утверждены распоряжениями Минпросвещения России и доведены до регионов. Поэтапные планы — дорожные карты — тщательно составлены и выверены исходя из стартовых условий каждого субъекта.

То есть можно смело сказать, что сейчас все регионы понимают, что конкретно, когда и как им нужно делать по каждому направлению — от проектно-сметной документации на строительство школы до ее ввода, от закупки современного оборудования до включения учащихся в программы по топовым научным или практическим проблематикам.

— С какими самыми большими вызовами уже пришлось столкнуться?

— Наверное, самый сложный момент на данном этапе — это работа над содержанием образовательных проектов, которые мы реализуем, и над обучением педагогов работе с этим новым содержанием.
Например, для региональных команд, школьных команд и групп учителей мы провели свыше 20 образовательных сессий и 30 мозговых штурмов по реализации мероприятий каждого федерального проекта.

Приведу пример. Один из федеральных проектов — „Современная школа” — предполагает создание в селах и малых городах центров гуманитарного, естественнонаучного и цифрового профилей в школах „Точки роста”. В этом году в селах будет открыто более 2000 таких центров. В них дети в первой половине дня будут изучать различные предметные дисциплины (в основном технологию, информатику и ОБЖ), а во второй — заниматься по программам дополнительного образования, в частности работать в командах над технологическими, цифровыми, гуманитарными и социально-экономическими проектами. Для этого, конечно же, нужны подготовленные наставники, которые будут обладать всеми компетенциями: и предметными, и психолого-педагогическими, и проектными.

Именно поэтому еще в марте мы запустили платформу для обучения учителей, в частности тем компетенциям, которые будут им необходимы для профессионального общения с учениками по таким предметным областям как „Технология”, „Информатика” и ОБЖ.

— Курсы были рассчитаны на представителей каких-то конкретных регионов?

— Принять участие могли все желающие. Онлайн-этап наших курсов прошли свыше 15 тыс. человек, из них около 10 тыс. были приглашены на очные курсы повышения квалификации, которые проводятся на базе детских технопарков „Кванториум”. Участие в таких курсах доступно даже для педагогов из удаленных регионов: сегодня функционируют уже 89 детских технопарков „Кванториум” в 62 регионах страны, а к концу этого года их количество возрастет до 118 площадок в 76 субъектах Российской Федерации.

— Вы отметили, что повышение квалификации педагогов необходимо, например, для преподавания предметной области „Технология” на новом содержательном уровне. Для многих этот урок по-прежнему ассоциируется с умением работать лобзиком и изготовлением табуреток. Какие изменения нас ожидают?

— Профессиональное сообщество вновь и вновь возвращается к вопросу, какой должна быть предметная область „Технология”.
С одной стороны, речь идет о том, что ребенок должен осваивать технологии, которые определяют технологические процессы в окружающем мире. То есть если раньше, чтобы сделать табуретку, нам нужно было научить пилить и строгать, то сегодня для этого необходимо дать навыки работы на лазерном и фрезерном станке; если раньше девочки учились выпекать торты — сегодня они могут напечатать торт на 3D-принтере.
С другой стороны, в преподавании „Технологии” однозначно должен использоваться междисциплинарный подход — там он очевиден, иначе какие у детей могут быть познания о технологии в сфере, с которой они не знакомы. Нам необходимо научить ребят работать на стыке дисциплин: например, разработка материалов для людей с проблемами опорно-двигательной системы — это область биофизики и биохимии. Именно поэтому нельзя изучать ту же биологию и химию как изолированные друг от друга сферы знаний.

В этом смысле в условиях интернета, активного движения технических и естественно-научных кружков и секций, таких как, например, „Кванториум”, мы видим уникальное явление — массовые представления взрослых об уроках технологии сильно отстают от того, что ощущают и делают дети.

Сегодня, для того чтобы освоить технологию программирования или робототехники, честно говоря, достаточно компьютера дома, интернета и почтового отделения, куда могут доставить результаты 3D-печати. А вот научиться работать в команде, используя разные технологии, самому быть изобретателем новых технологий, использовать знания других предметов для своего (или даже чужого) проекта — этому детей смогут научить только в школе.
Мы должны перевернуть саму суть этого предмета, и на это направленно много сил и ресурсов в национальном проекте.

— Какую роль в данном случае играет цифровизация образования?

— Это один из инструментов.
Если говорить об образовании в целом, нам необходимо научить детей не только пониманию того, какие знания, навыки и компетенции им нужны, но и тому, в каком источнике они могут это найти.
В этом случае наряду с традиционными — родители, учитель — на помощь могут прийти новые источники — цифровые инструменты и платформы.
При этом хочу подчеркнуть: цифра в данном случае — это только инструмент, это не сама цель: никто не говорит о замене учителя на робота, учебника — на планшет, а школы — на интернет и онлайн-курсы.

Мы должны четко понимать, что школа ценна сама по себе. У школы есть две важнейшие задачи — базовые фундаментальные знания и социализация: учитель дает новое, знакомит с неизвестным, вдохновляет, помогает построить маршрут, сопровождает в этом процессе — и никакой компьютер заменить его в этом не может.

— Недавно Минпросвещения предложило использовать компьютерные игры в качестве средств обучения. Как это будет работать?

— Сегодня многие игры дадут фору хрестоматиям и энциклопедиям, потому что вбирают в себя и то и другое, при этом зачастую они содержат еще и соревновательный элемент.

С опытом проживания как успеха, так и поражения. Та же олимпиада, по сути, — это игра: однако, когда мы говорим об олимпиадном движении, мы, как правило, имеем в виду индивидуальный зачет.

Сейчас особенно важно воспитать поколение людей, которые умеют и хотят работать в команде, осознают как силу синергии, так и коллективную ответственность.
И здесь нам на помощь могут прийти командные развивающие образовательные игры — причем игры в смысле использования игротехнических практик в образовательном процессе. Но опять же, игры — это всего лишь одна из технологий.

— В другом нацпроекте — „Цифровая экономика” — прописано, что при обучении в школах будут применяться тренажеры и симуляторы…

— В целом в режиме эксперимента мы пробуем посмотреть в сторону цифровых учебных комплексов, их использования и эффективности в образовательном процессе — это и симуляторы, и тренажеры, и курсы, и соответствующие платформы, и дополненная и виртуальная реальность, и еще много того, что дают современные технологии для образования. Представляете, какой это может дать эффект для учителей и детей в маленьких школах или в сельской местности — наглядно показать Эрмитаж или работу атомной станции?

Работа в этом направлении уже ведется: например, один из R&D-центров в сфере образования в нашей стране — ФГАУ „Фонд новых форм развития образования” (является проектным офисом национального проекта „Образование” и федеральным оператором сети детских технопарков „Кванториум” — прим. ред.) уже запускает центр дополнительного профессионального образования, который в своей работе будет использовать технологии total reality (полной реальности — прим. ред.), включающие и VR (виртуальная реальность — прим. ред.), и AR (дополненная реальность — прим. ред.). Попробовать проиграть практическую ситуацию и увидеть несколько вариантов ее решения — это преимущество новых технологий.

— Развитие новых технологий в образовании, о которых вы говорите, заложено в отдельном федеральном проекте „Цифровая образовательная среда” (ЦОС) нацпроекта „Образование”. Как известно, целевая модель ЦОС сейчас находится на стадии разработки. Уже можно говорить о том, какой она будет?

— Речь идет о цифровом пространстве, которое будет создано для объединения всех участников образовательного процесса: управленцев, руководителей образовательных организаций, учителей, детей и их родителей.

ЦОС состоит из трех крупных блоков: первый носит абсолютно управленческий характер — это перевод управления отраслью на систему принятия решений на основе анализа больших данных. Это касается бухгалтерии, отчетности, расписания, электронных дневников и журналов. Сейчас довольно большие суммы уходят на штрафы, когда, например, неверным образом сформирован план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) или когда неправильно составлено расписание и два класса приходят в один и тот же кабинет, в системе же это будет автоматически организовано оптимальным образом. Бесконечные отчеты по поводу и без, которые гнетут учителя, станут машинной задачей. Данные будут вноситься однократно, и далее все необходимые запросы станут формироваться и отправляться по нажатию одной кнопки.

— На что направлены второй и третий блок?

— Второй блок — единая цифровая образовательная платформа, где будут собраны все образовательные сервисы и весь контент, получивший положительную экспертную оценку.
Речь идет об агрегаторе, на котором будут размещены сервисы Российской электронной школы, „Яндекс.Учебник”, „Учи.ру” и другие. Это позволит обеспечить равный доступ к качественному образованию абсолютно для всех детей и учителей.

Конкуренция должна сохраняться и мотивировать авторов бежать вперед, поэтому попасть на платформу можно будет по результатам прохождения экспертного отбора на федеральном уровне: причем для общеобразовательных программ будут одни требования, для программ дополнительного образования — другие.

Третий блок — это платформа для горизонтального обучения и взаимодействия.
Она позволит обмениваться опытом всем участникам образовательных отношений. Такие практики стихийно складывались на протяжении предыдущих лет 10-15, сейчас пришло время перевода опыта в доступные и удобные форматы. Система позволит получать обратную связь от каждого.

Платформа будет формировать „цифровой след” участников и на основе этих данных предлагать им новые возможности для развития: дополнительные программы, проекты, конкурсы, мастер-классы. Мы же понимаем, что рефлексией и самоанализом не сразу все овладеют, как по взмаху волшебной палочки, — технологии помогут.

— Будут ли создаваться какие-либо дополнительные сервисы помимо агрегатора образовательных платформ?

— Важная составляющая цифровой образовательной среды — это налаженный диалог и коммуникация между всеми участниками образовательного процесса: для этого мы разработаем своего рода мессенджер. Например, сейчас учитель в лучшем случае понимает состав своего класса только в конце августа, прямо перед началом учебного года: ему нужно занести все контакты родителей в телефон, создать группы и начать общение. Специальный мессенджер будет подгружать все данные автоматически.
Он же поможет учителям загружать домашние задания в электронный дневник в определенное время. Таким образом, это будет некий органайзер-помощник, который будет не только налаживать общение, но и помогать в организации работы преподавателя.

Еще одним из элементов ЦОС станет так называемый „образовательный HeadHunter”, доступ к которому будет иметь каждый директор школы в стране: это позволит находить лучших специалистов и приглашать их на работу из одного региона или муниципалитета в другой. Такая система должна мотивировать руководителей регионов на создание благоприятных социально-экономических условий для учителей. Когда за хорошего учителя будут бороться, сами учителя на деле ощутят рост значимости профессии в целом и своей роли в ней в частности. И авангард высококлассных специалистов прирастет.

— Сейчас много опасений связано с тем, что предлагаемая вами модель будет собирать различные данные, в том числе об учениках, учителях и родителях. Как планируете защищать эту информацию?

— Я хочу развеять миф о том, что мы пытаемся собирать персональные данные — это неправда.
1 июня был издан приказ об архитектуре цифровой образовательной среды, который регламентирует модель оборота данных и в котором четко прописано, что данные остаются на региональном уровне и на федеральный уровень передаваться не будут.
Информационной безопасности в целевой модели ЦОС посвящен очень важный блок. Мы совместно с Минкомсвязью России проводим сегодня масштабное обследование образовательных организаций, организуем подходы к созданию „кампусной сети”, то есть набора физических и программных средств для обеспечения безусловной защиты данных, благодаря которой к данным пользователей, то есть детей, родителей, доступа из вне в принципе быть не может.

У нас в стране есть Единый портал госуслуг (ЕПГУ), на котором уже 80 млн личных кабинетов наших пользователей. И мы идем ровно по созданной дорожке.
У каждого взрослого и ученика (при желании родителей) может быть создан личный кабинет на ЕПГУ, в котором в зависимости от роли пользователя — учитель, директор школы, поставщик сервисов, родитель — можно будет получить доступ к определенным наборам сервисов и предоставлять необходимые данные: Ф. И. О., паспорт, регистрация, ИНН. Пользователь сам определяет, что делать публичным в своем цифровом профиле, а что нет, какие данные передавать во внешний ресурс или сервис, а какие нет. Поэтому никакие персональные данные императивно подниматься на федеральный уровень не будут!

Министр просвещения дала интервью «Российской газете» о развитии среднего профобразования в стране


В интервью «Российской газете» Министр просвещения Российской Федерации рассказала об обновлении перечня профессий в колледжах и техникумах, мировом чемпионате WorldSkills в Казани и о том, планируется ли введение ЕГЭ для выпускников СПО.

- Ольга Юрьевна, какие профессии или специальности исчезнут?

- С первого сентября 2020 года планируем исключить почти 100 позиций из перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования (СПО). Почему? Мы точно знаем, что за прошедшие 5 лет на них никто или почти никто не поступал. Некоторые устарели содержательно, другие профессии – в принципе исчезают. Третьи изменились так, что необходимые навыки можно получить на краткосрочных курсах. При этом, конечно, человек всегда может продолжить обучение, повышая свою квалификацию.
Что это за профессии? Например, «изготовитель эмалированной посуды», «сушильщик в бумажном производстве», «ткач», «вышивальщица», «сборщик изделий электронной техники»... Или радиооператор – эта профессия тоже устарела технологически. Вместо неё в перечень мы введём, например, новую – «Монтажник оборудования мобильной связи».

- Какие ещё профессии или специальности появятся?

- Среди ближайших или уже состоявшихся обновлений такие специальности, как «Техническое обслуживание и ремонт биотехнических медицинских аппаратов и систем», «Аддитивные технологии», то есть технологии с использованием 3D-печати. Плюс – «Мехатроника и мобильная робототехника», «Графический дизайн». И ещё очень интересная специальность, которая уже сейчас пользуется огромным спросом, – «Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства». По сути, это работа с промышленными роботами, их сборка, установка, запуск... Уже сейчас по этому перспективному направлению в России учится 360 студентов в 10 колледжах, расположенных в 8 регионах. И получается парадокс: образовательная программа есть, а профессии в справочнике ещё нет.

- Почему?

- Дело в том, что каждой новой специальности нужно примерно два года, чтобы «войти» в государственную систему подготовки кадров. То есть ранее мы всё время догоняли запросы экономики и работодателей. Этот разрыв нужно сокращать, причём очень быстро.
В концепцию нового содержания профессионального образования мы заложили механизмы, которые позволят получить «широкую» квалификацию и направленность образовательной программы. Например, «Мастер общестроительных работ» будет включать ранее отдельные профессии «Бетонщик», «Арматурщик», «Каменщик». Также планируется укрупнение профессий и специальностей СПО.
Например, ранее отдельные профессии «Токарь», «Фрезеровщик», «Шлифовщик», «Станочник» объединятся в профессии «Станочник». Кроме этого предусматривается оптимизация сроков обучения по ряду профессий и специальностей СПО.

- 22 августа в Казани стартует чемпионат профессионального мастерства WorldSkills. В каких компетенциях наша команда «покажет класс» всему миру?

- Россия присоединилась к движению WorldSkills только в 2012 году. Мы смогли сделать колоссальный рывок. Сегодня в нём все 85 регионов страны - проведены порядка 500 региональных и национальных чемпионатов профмастерства с участием более 100 тысяч ребят. У нас очень сильная команда. Графический дизайн, мобильная робототехника, сетевое и системное администрирование, веб-разработка, сварочные технологии, инженерный дизайн, фрезерные работы на станках с ЧПУ... Я уверена, что в этих и других направлениях мы будем на высоте.
Ещё раз подчеркну: всего 7 лет назад наша страна вступает в движение WorldSkills, и уже в 2019 году мы проводим чемпионат мира, опередив в заявках Париж и Шарлеруа. Выделено более 28 миллиардов рублей на подготовку фантастической площадки в Казани. Мы построили инфраструктуру. «Казань Экспо» – это 140 тысяч квадратных метров и ещё 99 тысяч квадратных метров дополнительных площадей. Оснастили их передовым оборудованием. Всё это позволит провести чемпионат на высоком уровне.
Соревнования пройдут по 56 направлениям, которые входят в шесть крупных блоков: строительная сфера, информационно-коммуникационные технологии, творчество и дизайн, промышленное производство, сфера услуг и обслуживание гражданского транспорта. Уже сейчас у нас 1400 конкурсантов и примерно столько же экспертов из 69 стран.
Что ещё будет интересного в Казани? Мы специально сделали зону для профессий будущего – FutureSkills. Квантовые и нанотехнологии, реверсивный инжиниринг, машинное обучение и большие данные...

- Сколько колледжей и техникумов в России уже работают по мировым стандартам?

- В течение последних лет мы продвигаем новую форму оценки – демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills. Ребята показывают всё, чему научились, в приближенных к реальным условиям. Экзамен проходит по мировым стандартам на передовом производственном оборудовании. Их оценивают не только преподаватели-эксперты, но и будущие работодатели.
В этом году демонстрационный экзамен в составе итоговой аттестации сдали около 6 тысяч выпускников по 22 профессиям и 5 по специальностям СПО из 59 регионов России. В составе промежуточной аттестации – порядка 50 тысяч студентов из 81 региона.
Напомню, у нас сегодня более 3,3 тысячи колледжей и 348 вузов, в которых учатся на образовательных программах СПО более трёх миллионов ребят. В рамках нацпроекта «Образование» мы планируем, что к 2024 году каждый четвёртый студент СПО будет проходить через демонстрационный экзамен.

- Что ещё нацпроект «Образование» изменит в жизни колледжей и техникумов?

- Наш главный приоритет – инфраструктура. К 2024 году в регионах появится 5000 мастерских, оснащённых по «последнему слову» промышленности. Среди приоритетных направлений – строительство, транспорт, сельское хозяйство, информационно-коммуникационные технологии. На базе этих мастерских студенты смогут сдавать демонстрационный экзамен, учиться по индивидуальным траекториям. 800 таких мастерских откроются уже в этом году. Это особенно важно для малых городов и сельской местности, где материально-техническая база не обновлялась десятилетиями.
Ещё к 2024 году мы должны создать в стране не менее ста центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). Это очень дорогостоящий проект, на него мы планируем потратить 4 миллиарда 300 миллионов рублей. ЦОПП – это новый социальный лифт, который включает, по сути, три составляющих: образовательные организации, работодателей и учащихся. И здесь целевая аудитория не только молодёжь, но ещё и «люди серебряного возраста», предпенсионеры и пенсионеры. 14 регионов уже получили на этот проект субсидии из федерального бюджета. Средства пойдут на закупку оборудования. В том числе тренажёров виртуальной реальности, создание цифровой платформы для колледжей и техникумов.

- А что это за «короткие программы», которые будут развиваться в ЦОПП?

- Это программы профессионального обучения по профессиям рабочих и должностям служащих. Они способны стать драйвером системы СПО.
Например, за несколько месяцев можно получить новые и востребованные квалификации «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом», «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)», «Механик авиационный по технической эксплуатации беспилотных авиационных систем» и многие другие. Сегодня у нас есть почти 5000 профессий рабочих и более 140 должностей служащих, по которым реализуются программы профобучения.
Такие программы уже включены в СПО в качестве модулей, и студент получает квалификацию вместе с основным образованием. Программы отвечают современным требованиям профстандартов. Центром сборки и конструирования таких «коротких программ» как раз и станут ЦОПП.

- Стереотип среднего профессионального образования, как «ПТУ для троечников», уже не актуален?

- Да. Уже сегодня примерно 60 процентов выпускников школ выбирают именно среднее профобразование. Есть организации, где конкурс выше, чем в вузы, где на одно место претендуют минимум 6-7 человек. Сегодня в колледжах даётся образование по таким высокотехнологичным областям, как робототехника, программирование, информационная безопасность. Это действительно качественное образование, которое по сравнению с вузами всё-таки остаётся более доступным для выпускников школ (почти 80 процентов обучающихся в государственных колледжах и техникумах именно бюджетники).
Кроме того, среднее профессиональное образование – это для многих ещё и более быстрый выход на рынок труда. То есть после 11 классов за 10 месяцев можно получить профессию СПО и выйти на рынок труда, после 9 класса это 3-4 года, и ты уже можешь проявить себя. Получаешь профессию, начинаешь работать.

- Но по статистике уровень трудоустройства не очень высокий - всего 55 процентов. Почему?

- На самом деле 55,8 процента. Это хорошая цифра. В этой статистике мы смотрим только первый год работы после обучения, а значительное число молодых людей после колледжей и техникумов продолжают обучение в вузе, таких около 20%, кто-то идёт в армию. Есть и регионы-лидеры по трудоустройству. Допустим, в Томской области у нас трудоустраивается 64,7 процента ребят. В Свердловской области - почти 65,6 процента. А в Архангельской области, там цифра больше - 66,7 процента. Думаю, что такие показатели могут стать реальными не только для отдельных субъектов, но и для всей страны: мы работаем в тесном контакте с центрами трудоустройства, с предприятиями.
Есть прекрасные примеры. В Белгородской области, например, у каждого техникума есть ключевой работодатель, который курирует подготовку в нём. Есть Челябинский трубопрокатный завод с развитой системой поддержки оплачиваемых стажировок для студентов. Ребята защищают свои проекты в области металлургии под руководством опытных наставников. Хотелось бы, чтобы работодатели активнее участвовали в практической подготовке студентов, мы сейчас прорабатываем разные варианты.

- Какие профессии и специальности популярны у абитуриентов?

- Все специальности, которые связаны с нашей с вами жизнью. Стабильно высокий конкурс заявлений на медицину. «Ортопедическая стоматология» - 6,2 заявления на бюджетное место. «Фармация» – 5,9 заявления на место. «Сестринское дело» – примерно 2,9. Особенно отрадно видеть интерес к педагогическим специальностям. «Преподавание в начальных классах» – 2,6. «Дошкольное образование» – 2,4 заявления на место. Технические специальности тоже востребованы. Один из самых высоких конкурсов заявлений в стране на IT специальности. Так на специальность «Информационные системы и программирование» – примерно 3,2 заявления на одно бюджетное место, «Программирование в компьютерных системах» – 3,4.
Ещё конкурс, который для вас будет неожиданным. У нас есть такое замечательное учреждение, как Московская международная киношкола. Там 12 заявлений на место. Есть Уфимский медицинский колледж, там почти 10 заявлений на место. Якутское художественное училище имени Романова – 8,6 заявления на место. И таких образовательных организаций я могу назвать полтора-два десятка точно.

- Планируется ли ввести ЕГЭ для выпускников колледжей и техникумов?

- Если учащийся ушёл после 9 класса в среднее профобразование, то никто не отбирает у него право сдавать ЕГЭ. Оно законодательно закреплено. Другой вопрос – нужен ли этот экзамен выпускникам СПО как обязательный.
Мы создали специальную группу по повышению качества общеобразовательной подготовки обучающихся профессиональных образовательных организаций. Туда мы включили и Рособрнадзор, и Министерство науки и высшего образования, и вузы, и научно-исследовательские институты. И мы действительно рассматривали вопрос обязательного ЕГЭ. Однако приняли решение, что вводить его пока нецелесообразно.

Роспотребнадзор, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российская академия образования подготовили методические рекомендации о порядке использования личных устройств мобильной связи


В представленном документе органам управления образованием субъектов Российской Федерации, местного самоуправления в сфере образования и общеобразовательным организациям с целью профилактики возможного вреда здоровью школьников и повышения эффективности образовательного процесса рекомендуется рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательных организациях.
Методические рекомендации подготовлены на основе анализа международного опыта использования устройств мобильной связи школьниками, а также по итогам опроса общественного мнения, проведённого Минпросвещения России, Рособрнадзором и Роспотребнадзором.

В ходе опроса 61% учащихся, 89% родителей и 90% педагогов поддержали ограничение использования мобильных телефонов школьниками во время уроков. Около трёх четвертей опрошенных считают, что и педагоги должны ограничить использование сотового телефона в школе в присутствии обучающихся в личных целях. Более половины школьников согласны с тем, что неупорядоченное использование мобильных телефонов может нанести вред их здоровью и отвлекает от учебного процесса. Среди взрослых участников опроса (родителей и педагогов) с этими утверждениями согласны 83–90% опрошенных.

Анализ международного опыта использования мобильных телефонов школьниками выявил, что длительное время их использования, а также использование во время пребывания в школе могут привести к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, нарушениям сна, а также снижению умственной работоспособности, ослаблению памяти и внимания.

В подготовленном документе органам управления образованием регионов и муниципалитетов, а также школам рекомендуется рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной организации учащимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (например, для мониторинга сахара в крови при сахарном диабете), а также педагогическими работниками и родителями. В частности, рекомендуется предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при входе в образовательную организацию, а также ограничить использование школьниками устройств мобильной связи во время учебного процесса.

При необходимости и возможности школам рекомендуется предусмотреть места хранения мобильных телефонов учеников во время образовательного процесса, согласовать способы коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости или внештатной ситуации, проводить разъяснительную работу по вопросам профилактики неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи и воспитания культуры пользования такими устройствами.

В течение года Роспотребнадзором будет проведен мониторинг функционального состояния здоровья школьников при ограничении использования мобильных устройств связи, а Рособрнадзором совместно с Российской академией образования – выборочный мониторинг повышения эффективности образовательного процесса.
Методические рекомендации будут направлены в регионы до начала нового учебного года.
Ознакомиться с методическими рекомендациями можно на сайте Роспотребнадзора в разделе «Документы».

Школьная форма кубанского производителя получила высокую оценку Роскачества


Совместно с Минпромторгом России организация проверяет предметы одежды для учащихся школ. По результатам исследования товары десяти производителей признаны качественными и безопасными. В их число вошла армавирская фабрика.

Предприятие Natali-Style стало единственным участником испытания от Краснодарского края.
Результаты ежегодных исследований Роскачества, которые проводятся при поддержке Минпромторга, подтверждают позитивную динамику качества школьной формы. В этом году была протестирована новая категория – пиджаки для мальчиков. Исследование показало, более 60% пиджаков для школьников можно признать безопасными, и этот показатель выше, чем по результатам проверки других элементов школьной формы в прошлые годы, – сказал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Продукция проверялась на токсичность, гигроскопичность и воздухопроницаемость, состав, прочность и качество ткани, качество покроя и пошива, пиллингуемость. Пиджак торговой марки кубанского предприятия успешно прошел проверку по большинству показателей. Кроме того, его стоимость оказалась одной из самых приемлемых среди победителей.

Результаты исследования подтверждают тот факт, что на Кубани производится школьная форма отличного качества по доступной цене. Всего в крае над созданием одежды для кубанских школьников трудится более двух десятков предприятий легкой промышленности. Кстати, при создании своих коллекций региональные производители учитывают не только модные тенденции, но и особенности местного климата, – отметил руководитель департамента промышленной политики края Иван Куликов.

Глава ведомства также напомнил, что для возможности оценить качество и стиль школьной формы кубанского производства, департамент организовывает в муниципалитетах выставки-показы «Дни школьной моды». Мероприятия проходят ежегодно до старта учебного года и собирают коллекции всех ведущих производителей в одном месте.

Кроме того, департамент промышленной политики создал каталог кубанских производителей школьной формы, куда включены все ведущие швейные фабрики, а также памятка для родителей с рекомендациями по выбору качественной одежды для школьников.
Напомним, на совещании в мае губернатор региона Вениамин Кондратьев отметил необходимость поддержки текстильной отрасли края и поручил проработать вопрос создания единой торговой сети для продажи школьной формы. Общим павильоном продукцию можно будет выставлять в крупных торговых центрах, а также в отдельных магазинах, специализирующихся на продаже школьной формы. По мнению Вениамина Кондратьева, край сегодня нуждается в системе, которая позволит не только производить качественную одежду, но и гарантированно ее реализовывать.
Пресс-служба администрации Краснодарского края

Минтруд хочет расширить перечень оснований для досрочного выхода на пенсию


Сейчас государство отказывается засчитывать в трудовой стаж дни, когда работник не выполнял свои обязанности, даже если при этом он платит взносы в ПФР
Министерство труда и социальной защиты предложило изменить правила досрочного выхода на пенсию. Изменения должны коснуться правил начисления периодов работы, которые дают право на досрочное прекращение трудового стажа, сообщает телеканал REN-ТВ.

В ведомстве предлагают засчитывать в стаж период обучения, дни сдачи крови в качестве донора и совмещение отпуска на работе с учебой. Согласно правилам, действующим в настоящее время, периоды, когда работник не выполняет работу – в трудовой стаж не засчитываются, даже если за человеком при этом сохраняется место работы, средняя заработная плата и осуществляется уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В пресс-службе Минтруда отметили, что в настоящее время документ проходит стадию общественных слушаний.

Россияне чаще обращаются в Роструд из-за вопросов оплаты труда


Как сообщили в ведомстве, всего в первом полугодии 2019 года было получено около 200 тыс. обращений
Порядка 200 тыс. обращений от граждан получил Роструд в первом полугодии 2019 года, в основном они связаны с вопросами оплаты труда, увольнением, а также гарантиями и условиями труда отдельных категорий работников. Об этом сообщила в четверг пресс-служба надзорного ведомства.

Больше всего граждане интересуются вопросами, связанными с оплатой труда, охраной труда, увольнением, а также гарантиями и условиями труда отдельных категорий работников, пояснили в Роструде.

Получить бесплатную консультацию можно в самой государственной инспекции труда, по телефону или онлайн, воспользовавшись сервисом «Дежурный инспектор» на портале Роструда, сообщили в Федеральной службе по труду и занятости.

Работодателям разрешат запрашивать у работника справку о диспансеризации


Минтруда и соцзащиты РФ включило в законопроект о прохождении людьми в возрасте от 40 лет диспансеризации право работодателя запрашивать у работника справку из поликлиники
Ранее 12 августа сообщалось, что Минтруд приступил к разработке законопроекта, предусматривающего право работников на освобождение от работы на один рабочий день раз в год при прохождении диспансеризации. Документ предусматривает сохранение за работником места работы (должности) и среднего заработка.

В ведомстве уточнили, что законопроектом вводится норма, согласно которой работодателю предоставляется право предусмотреть в коллективном договоре или локальном нормативном акте обязанность работника подтверждать использование предоставленного освобождения от работы справкой медицинской организации.

В июле премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о проведении всероссийской диспансеризации взрослого населения в 2019-2020 годах. По словам главы кабмина, это поспособствует улучшению демографической ситуации в стране и предупреждению опасных заболеваний.

В Госдуме поддержали введение четырехдневной рабочей недели с сохранением зарплат


Депутаты Госдумы готовы уже в сентябре начать обсуждение разработки законопроекта о сокращении рабочей недели до четырех дней
По словам Андрея Исаева, заместителя председателя ФНПР, первого замруководителя думской фракции «Единая Россия», члена комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, переход на четырехдневную рабочую неделю позволит людям получить большее время для отдыха, которое они смогут провести с семьей, потратить на самообразование или заботу о своем здоровье, например, пройти диспансеризацию.

Он добавил, что «депутаты готовы включиться в обсуждение идеи с профсоюзами и разработку соответствующего законопроекта, дискуссия может стартовать уже в сентябре».
При этом Исаев подчеркнул, что необходимо сохранить существующий уровень зарплаты при сокращении рабочей недели и при этом индексировать её в связи с ростом цен и по мере возможностей предприятий и государственного бюджета.

Исаев также считает, что сокращение рабочей недели будет способствовать уменьшению роста безработицы.
При этом, по его мнению, переход к четырехдневной рабочей неделе должен быть постепенным — в соответствии с возможностями экономики и без потрясений для работодателей.

Исаев напомнил, что с предложением о введении четырехдневной рабочей недели выступила Федерация независимых профсоюзов России. По его словам, аналогичную идею высказал в июне лидер «Единой России», премьер-министр Дмитрий Медведев. Тогда глава правительства отметил, что развитие экономики, информатизация и роботизация производства требует меньшего количества необходимого полезного рабочего времени сотрудников.

Парламентарий отметил, что еще в конце XIX — начале XX века многим казалось невозможным предложение о переходе на восьмичасовой рабочий день. Переход на четырехдневную рабочую неделю при сохранении заработной платы — это также вполне осуществимая инициатива, считает он.

Об этом Андрей Исаев написал в своей статье, опубликованной в газете «Солидарность».
Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) направила в Министерство труда и социальной защиты России предложения о переходе на четырехдневную рабочую неделю.
Во вторник стало известно, что ФНПР направила свои предложения по четырехдневной рабочей неделе в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

Уполномоченный по правам человека в РФ попросила Госдуму внести правки в закон "Об образовании"


Татьяна Москалькова обратилась в Госдуму с просьбой внести поправки в законопроект, предусматривающий изменения в законе "Об образовании", чтобы расширить перечень сотрудников образовательных учреждений, на которых не будет распространяться норма о необходимости диплома, говорится на сайте омбудсмена.

"Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова обратилась к председателю комитета Госдумы РФ по образованию и науке Вячеславу Никонову с просьбой внести поправки в законопроект, предусматривающий изменения в законе "Об образовании". В обращении федеральный омбудсмен подчеркнула, что в целом поддерживает идею законопроекта, смягчающего норму закона об обязательном наличии диплома у сотрудников образовательных учреждений. В то же время Татьяна Москалькова считает, что изменения должны касаться более широкого круга лиц, задействованных в образовательной сфере", - говорится в сообщении.

"На угрозу увольнения из-за отсутствия диплома, обязательного в связи с указанной нормой федерального закона "Об образовании в РФ", уполномоченному жаловались не только воспитатели, но и иные педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность: инструкторы, методисты, библиотекари, вожатые, вынужденные в срочном порядке получать дополнительное образование, а фактически - приобретать за немалые для них деньги необходимые документы о соответствии квалификационным требованиям", — отметила Москалькова, чьи слова приводятся на сайте.

Омбудсмен призвала депутатов расширить перечень сотрудников, на которых не будет распространяться норма о необходимости среднего профессионального или высшего образования, и включить в него всех работников образовательных учреждений, подлежащих периодической аттестации и принятых на работу до вступления в силу закона "Об образовании" 2012 года. По мнению Москальковой, соответствующие поправки должны быть внесены ко второму чтению законопроекта.

В конце июля Госдума на пленарном заседании приняла в первом чтении правительственный законопроект о допуске студентов к работе в школах до получения диплома о высшем образовании. Кроме того, законопроектом устанавливается, что на воспитателей детских садов, принятых на работу до вступления в силу закона "Об образовании" 2012 года, эффективно работающих и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности, не распространяется требование о наличии среднего профессионального или высшего образования.

В Минпросвещения России посчитали, сколько выпускников школ поступают в колледжи


Около 60% выпускников школ выбирают для продолжения образования колледжи, обучение в них более доступно по сравнению с вузами, сообщила глава Минпросвещения РФ Ольга Васильева.

"Уже сегодня примерно 60 процентов выпускников школ выбирают именно среднее профобразование. Есть организации, где конкурс выше, чем в вузы, где на одно место претендуют минимум 6-7 человек", - рассказала она в интервью "Российской газете".
По словам министра просвещения, сегодня в колледжах можно получить образование в сфере робототехники, программирования, информационной безопасности. Она уточнила, что при этом образование в колледжах более доступно по сравнению с вузами: около 80% обучающихся в государственных колледжах и техникумах - бюджетники.

Ольга Васильева также отметила, что процент трудоустройства выпускников колледжей составляет 55,8%. По ее словам, эта статистика учитывает только получивших работу в первый год после обучения, но около 20% после колледжей и техникумов продолжают учиться в вузе, часть выпускников уходит в армию.

Глава Минпросвещения также рассказала, что в колледжах стабильно высокий конкурс заявлений на медицинские направления: 6,2 - на ортопедическую стоматологию, 5,9 - на фармацию, 2,9 - на сестринское дело.

"Особенно отрадно видеть интерес к педагогическим специальностям. "Преподавание в начальных классах" - 2,6. "Дошкольное образование" - 2,4 заявления на место. Технические специальности тоже востребованы", - добавила министр.

Доля молодых педагогов в российских школах колеблется на отметке 11-13 процентов


Число молодых школьных педагогов в возрасте от 29 лет не вырастет до 2029 года, сообщила глава Министерства просвещения Ольга Васильева.
По словам министра, количество учителей этого возраста почти не растет и колеблется в пределах 11-13% от общей доли педагогов из-за того, что всего 70% поступивших на педагогические специальности абитуриентов оканчивают образовательные учреждения. При этом только половина выпускников выбирает работу в школе.

"Что смущает и что пугает: количество молодых учителей в возрасте от 29 лет не изменится до 2029 года включительно. Их процент колеблется от 11% до 13% от общего числа [педагогов] и практически не растет", - сказала Ольга Васильева, выступая на пленарном заседании августовского совещания педагогических работников Республики Алтай.
На сегодняшний день, сообщила глава ведомства, 39% педагогов достигли возраста старше 50 лет. Ольга Васильева отметила, что они представляют собой "золотой фонд" и являются наставниками для начинающих специалистов.

Ольга Васильева также напомнила, что в рамках федерального проекта "Учитель будущего" предполагается развивать профессиональное мастерство педагогов. Для этого по всей стране будут создаваться специальные центры, где учителя смогут выявить свои «профессиональные дефициты» и получить сформированную образовательную траекторию непрерывного повышения квалификации. Планируется, что такие центры начнут свою работу в 11 регионах России уже с сентября текущего года.

Вступил в силу закон, разделяющий полномочия Минобрнауки и Минпросвещения в сфере регулирования нагрузки


13 августа 2019 года вступил в силу закон, который разделил полномочия между Минобрнауки и Минпросвещения в сфере регулирования особенностей труда педагогических работников.
Как сообщает "Парламентская газета", теперь Министерство науки и высшего образования будет устанавливать продолжительность рабочего дня и определять учебную нагрузку для работников из профессорско-преподавательского состава.
Эти же вопросы в отношении иных категорий педагогов, в том числе учителей, будет регулировать Министерство просвещения.

Поправки в Трудовой кодекс внесены в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти в сфере образования и науки. Напомним, в 2018 года в России эти функции были возложены на единое ведомство — Министерство образования и науки. В прошлом году оно было разделено на два ведомства.

Минюст потребовал отказаться от нового федерального перечня учебников


Минюст направил Минпросвещению представление об отмене декабрьского приказа, утвердившего новый федеральный перечень учебников (ФПУ), сообщает РБК. По мнению Минюста, документ был принят с нарушениями.

Директор департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов Минюста Владимир Кочетков сообщил, что приказ должен был пройти процедуру госрегистрации. Однако на утверждение в Минюст он так и не поступил, а значит, по мнению Владимира Кочеткова, не имеет силы.

Минпросвещение считает, что документ не нужно было регистрировать в Минюсте. "Приказ №345 от 28 декабря 2018 года, как и предыдущий приказ от 2014 года, не направлялся в Министерство юстиции в силу разъяснений, данных Минюстом в 2014 году, о том, что подобные приказы регистрации не подлежат",— сообщили в министерстве.

Напомним, последний ФПУ был утвержден министром просвещения РФ Ольгой Васильевой в конце 2018 года. Треть учебников исключили из перечня, а большинство наименований распределилось между двумя компаниями: издательством "Просвещение" (573 наименования) и корпорацией "Российский учебник" (256 наименований, объединяет издательства "Дрофа" и "Астрель", а также группу "Вентана-Граф"). Федеральная антимонопольная служба (ФАС) завела дело против Минпросвещения, чтобы вернуть в перечень пособия других издательств.


Учителям пообещали издать методические рекомендации для помощи в работе с агрессивными подростками


Российские школы получат в ближайшее время разработанные Министерством просвещения после череды громких трагических случаев в образовательных учреждениях методические рекомендации для помощи в работе с агрессивными детьми. Об этом сообщила во вторник в Горно-Алтайске министр просвещения РФ Ольга Васильева

"Совместно с нашими научными институтами - у нас пять институтов, которые входят в систему Российской академии образования, мы разработали для всех регионов методический комплект, использование которого поможет педагогам и родителям разобраться в причинах такого [агрессивного] поведения и научиться с ними справляться. В самое ближайшее время методические рекомендации будут переданы всем регионам для использования в работе для ранней профилактики того самого девиантного, агрессивного поведения", - сказала Ольга Васильева на пленарном заседании августовского совещания педагогических работников Республики Алтай "Реализация национального проекта "Образование" на территории Республики Алтай: задачи и перспективы".

По словам главы Минпросвещения, анализ причин, условий и факторов череды трагических событий в школах доказал, что должно быть усилено комплексное взаимодействие между всеми органами учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

"Также должна повышаться психолого-педагогическая, методическая компетентность наших учителей, администраций, педагогов-психологов и социальных педагогов. Необходимо проявлять внимание на раннюю профилактику, на создание образовательной среды, которая способствует развитию у родителей и педагогов необходимой компетентности по преодолению агрессивного поведения детей, начиная с самого раннего возраста", - отметила Ольга Васильева.

В Минздраве напомнили, как подготовить детей к первому классу


Главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава Юрий Зинченко рассказал, как родителям морально подготовить ребенка к учебе в школе.
Эксперт уверен, что в первую очередь необходимо постепенно снижать родительский контроль и дать ребенку возможность научиться самостоятельно координировать свою деятельность. Зинченко отметил, что дети должны понимать, что школа дает возможность проявить свои способности посредством обучения и соблюдения правил. При этом следует помнить, что учеба требует концентрации внимания и усидчивости.

По мнению специалиста, чтобы наладить отношения со сверстниками, ребенок должен уметь учитывать интересы других детей. Следует узнать, с кем он сидит за партой, чем занимаются его одноклассники, а также что им нравится.
Юрий Зинченко также подчеркнул, что нельзя ругать ребенка без веских на то оснований. Так, при не очень высокой успеваемости, нужно помнить, что это может быть вызвано тем, что ребенку сложно удерживать внимание в течение урока. В связи с этим большая доля материала зачастую не усваивается.

Помимо этого, эксперт напомнил о необходимости хвалить ребенка не только за хороший результат, но и за старания. По его мнению, в младших классах самым важным является именно сам процесс обучения. Иными словами, ребенок прежде всего должен "научиться быть учеником". Именно поэтому в первый год учебы следует обращать особое внимание на сам процесс, прикладываемые старания, выполнение заданий и прочее.

Установлены новые антитеррористические требования для образовательных организаций


Во всех российских школах и детских садах должны появиться системы передачи тревожных сообщений, а если при возможном террористическом акте могут пострадать от ста человек, то в учреждении обязаны оборудовать видеонаблюдение, охранную сигнализацию с тревожной кнопкой и КПП с металлоискателями.

Как сообщает "Парламентская газета", новые правила касаются объектов, территорий и организаций, подведомственных Министерству просвещения и региональным и местным органам в сфере образования. Это школы, детские сады, детские лагеря, организации дополнительного образования.

Требования будут отличаться в зависимости от категории опасности здания.
Самую безопасную, 4 категорию присвоят, если в регионе за последний год не зафиксировали террористические акты и попытки их совершить, прогнозируемое количество пострадавших в случае их совершения меньше 100 человек и ущерб (материальный и окружающей среде) меньше 15 миллионов рублей.

К 3 категории отнесут учреждения, если в регионе, где они находятся, за последние 12 месяцев было 1-2 покушения на террористический акт, пострадать могут 100-800 человек, а ущерб не превысит 15-150 миллионов.

Объекты 2 категории опасности — те, которые находятся там, где совершили или собирались совершить от 3 до 4 террористических актов, прогнозируемое количество пострадавших от 801 до 1100 человек и возможный ущерб от 150 миллионов до 300 миллионов рублей.

К 1 категории отнесут школы и другие объекты, которые находятся в субъекте РФ, где за последний год террористы совершили или предпринимали 5 и более попыток совершить террористический акт, а по прогнозам, могут пострадать минимум 1100 человек и ущерб превысит 300 миллионов рублей.

На всех объектах независимо от категории опасности должны организовать пропускной режим, обеспечить охрану территорий, оснастить их инженерно-техническими системами охраны и оповещения об угрозе. Ответственные за охрану не должны пускать на территорию посторонних и могут анализировать видеосъёмку и скрытое наблюдение, чтобы вовремя выявить неизвестных лиц на территории и неправомерные действия. В образовательных учреждениях должны периодически проверять уязвимые места, подземные коммуникации, стоянки, проводить антитеррористические учения и поддерживать постоянное взаимодействие с органами, ответственными за безопасность. Если на территорию пускают арендаторов, нужно контролировать, как они используют площади, и если обнаружится нецелевое использование, расторгать договор.

Объекты четвёртой категории опасности должны оснастить системами передачи тревожных сообщений, а их территории — наружным освещением. Если объект припишут к третьей категории, добавляется обязанность вести видеонаблюдение, сделать помещение охраны на первом этаже с системой видеонаблюдения, охранную сигнализацию с тревожной кнопкой, оборудовать КПП у основных входов в здания и оснастить металлоискателями. Когда категория опасности повышается до второй, надо оборудовать объекты системой контроля и управления доступом и оснастить въезды воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении. Для объектов первой категории нужны КПП и средствами снижения скорости или противотаранные устройства при въездах на территорию. На каждый объект оформят паспорт безопасности.

Чтобы присвоить объектам категорию, её должна будет обследовать специальная комиссия, которая определит степень возможной угрозы, выявит потенциально опасные участки, например, здания или коммуникации. В результате Комиссия включит объект в одну из категорий или изменит её, если она была присвоена раньше, а потом определит, что нужно сделать для обеспечения антитеррористической защиты, и сроки, в которые надо уложиться с учётом необходимых затрат.

В Комиссию должны входить руководитель органа или организации, являющихся правообладателем объекта, представители территориальных органов Росгвардии и МЧС. К работе также могут привлекать экспертов.
Постановление Правительства вступило в силу 15 августа 2019 года.

Попытки переучить левшу могут привести к серьезным заболеваниям у ребенка


Попытки переучить ребенка-левшу могут стать причиной возникновения у него заикания, нервного тика, энуреза, кожных и психических заболеваний, заявила психолог сектора игровой психотерапии Московской службы психологической помощи Дарья Круть.
По ее словам, подобное переучивание может отрицательно сказаться на развитии ребенка и вызвать осложнения процесса адаптации к школе. Это также может стать причиной возникновения проблем с письмом и чтением.

Круть добавила, что переучиваемый левша может стать капризным и раздражительным, у него могут возникнуть нарушения сна и аппетита, головные боли, тревожность, снижение работоспособности и повышенная утомляемость.

Посетители «Города образования» смогут сдать ЕГЭ по информатике на компьютере


Гости форума «Город образования», который состоится в Москве, смогут попытаться сдать ЕГЭ по информатике на компьютере еще до внедрения такого формата на реальном экзамене.
Кроме того, на стенде Рособрнадзора посетители смогут решить задания экзаменов по базовой и профильной математике, русскому языку, биологии, обществознанию, химии, физике, а также английскому и китайскому языкам, включая устную часть.
Все желающие также смогут ознакомиться с условиями сдачи выпускных экзаменов, приближенными к реальным: увидеть класс с камерами наблюдения, аппаратуру для сканирования и печати бланков, зону аудирования и рабочее место для выполнения заданий по информатике.

Помимо этого, гостям предложат решить варианты ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру для четвероклассников, а также географии, химии, физике и биологии для учащихся одиннадцатых классов.

В России предложили создать школьные факультативы по киберспорту


В Институте развития интернета выступили с предложением проводить в школах факультативные занятия по киберспорту.
Авторы инициативы предположили, что пилотный эксперимент, в который войдут подростковая и юношеская возрастные группы, мог бы быть включен в федеральные проекты «Цифровая образовательная среда» и «Современная школа». Сам эксперимент предлагается проводить в 2020-2025 годах в нескольких образовательных организациях в каждом российском регионе.

В тексте обращения в адрес главы Минпросвещения Ольги Васильевой отмечается, что методические основы факультатива должны согласовываться не только с органами образования, школами и родителями, но также с Федерацией киберспорта России. При этом предполагается, что выбор игр должен осуществляться совместно с педагогами и школьными психологами. Помимо этого, в будущем предлагается проводить турниры между образовательными учреждениями и субъектами РФ.

Авторы инициативы подчеркивают, что таким образом удастся предупредить развитие сетевой зависимости и фобий у школьников. Кроме того, они предположили, что такие занятия могли бы стать альтернативой для социально агрессивных субкультур.

Ученые выяснили, что недостаток сна опаснее для детей, чем соцсети


Ученые уверены, что родителям следует беспокоиться не только о присутствии их детей в социальных сетях, но также о том, чем они жертвуют ради проведения времени в режиме онлайн.
Отмечается, что негативное влияние соцсетей все еще остается недоказанным, а все отрицательные явления являются скорее побочными.
Исследователи из лондонского института по изучению здоровья детей UCL Great Ormond призвали взрослых обращать особое внимание на депривацию сна у детей и подростков.
Один из авторов исследования профессор Рассел Вайнер рассказал, что оно проводилось в два этапа. На первом из них 9797 учеников английских школ в возрасте 13-14 лет проходили опрос о том, сколько они спят, как часто занимаются спортом, как много времени проводят в соцсетях и сталкиваются ли с кибербуллингом. На эти же вопросы дети ответили спустя два года. Делая выводы, эксперты также принимали в расчет статистику, согласно которой около половины психических заболеваний начинаются в 14 лет.

Так, через два года после начала исследования было обнаружено, что у 19% его участников появились нарушения психического здоровья. Отмечается, что этот показатель был значительно выше среди девочек.
Рассмотрев факторы, приводящие к возникновению стресса и проблем с психикой, исследователи заключили, что кибербуллинг и недостаток сна представляют собой наиболее опасные явления для психики подростков.

В России предлагают ввести льготы для абитуриентов, потерявших родителей


Минпросвещения подготовило законопроект, который позволит предоставить совершеннолетним школьникам, а также абитуриентам профучилищ и колледжей такие же льготы, как детям-сиротам.

Согласно российскому законодательству, дети-сироты вправе получать бесплатное питание, комплект одежды и обуви, жилье или возмещение их полной стоимости, а также безвозмездное оказание медпомощи. Помимо этого, им оказывается социальная поддержка до завершения профобразования или прохождения профобучения.
Таким образом, законопроект ведомства предполагает предоставление таких же прав совершеннолетним гражданам, потерявших обоих или единственного родителя в период обучения в школе или учреждении системы СПО.

Аналогичными правами предлагается наделить и абитуриентов в возрасте от 18 до 23 лет, которые потеряли родителей во время поступления на бюджетное отделение очной формы обучения по основным профобразовательным программам или по программам профподготовки по рабочим специальностям и должностям служащих.


Минпросвещения утвердит новые ФГОС до конца 2019 года

 

Минпросвещения планирует утвердить обновленные ФГОС до конца этого года, заявила замминистра просвещения Ирина Потехина.
По ее словам, сразу же после этого стартует работа по обновлению примерных образовательных программ. Предполагается, что этот процесс будет завершен во втором квартале следующего года.
Кроме того, Потехина сообщила, что будет проведено обновление существующих учебников, а действующий перечень будет актуален до 2020 года включительно.

Как проводить педсоветы по-новому, расскажут учителям на форуме «Город образования»


Интерактивный мастер-класс тренеров Московского центра развития кадрового потенциала образования пройдет на площадке «В кадре – кадры!» и будет посвящен эффективным приемам деловой коммуникации в педагогической среде. Об этом сообщает пресс-служба форума «Город образования».

В рамках Московского международного форума «Город образования» учителя смогут принять участие в мастер-классах, касающихся перехода к новому формату проведения педсоветов, который обеспечит вовлеченность, информированность и инициативность каждого сотрудника. Эффективным и современным приемам коммуникации педагогов научат управленческие команды школ.

Групповое взаимодействие полезно, потому что задача важна для всех, каждый участник команды имеет право высказаться, а модератор не навязывает свое мнение. Учитываются не только задачи мероприятия, но и групповая динамика, и качественный продукт такого обсуждения есть всегда, будь то дорожная карта или новые проекты. Любому современному управленцу необходим навык фасилитации. Его освоение зависит от личностных качеств, и в первую очередь – от базового уважения к мнению собеседника - рассказала тренер Московского центра развития кадрового потенциала образования Александра Подымова.
По словам Подымовой, для обновления формата педсовета необходим не модератор, а именно фасилитатор – ведущий, который несет ответственность за процесс, строго придерживается сценария и отвечает за деловой комфорт и вовлечение каждого участника в дискуссию. Освоить ключевые принципы группового обсуждения, составление сценария дискуссии, фасилитацию и другие инструменты современного менеджмента педагоги смогут на мастер-классе «Старый новый педсовет», который пройдет на площадке «В кадре – кадры!» форума «Город образования» 29 и 30 августа.

Число школ с необъективными результатами ВПР незначительно сократилось в 2019 году


Порядка 2,5 тысячи российских школ вошли в список учреждений, где в ходе статистического анализа выполнения ВПР были зафиксированы признаки необъективности полученных результатов.

Комплексный анализ данных ВПР проводился Рособрнадзором в третий раз. Отмечается, что в перечень образовательных организаций, где были выявлены необъективные результаты, включено лишь на 200 школ меньше, чем в 2018 году. При этом 212 учреждений уличались в необъективности в течение всех трех лет наблюдений.

Список образовательных учреждений с необъективными результатами ВПР-2019 размещен на сайте Федерального института оценки качества образования. Кроме того, информация о таких школах с указанием классов и предметов, по которым обнаружены признаки необъективности, направлена в региональные министерства образования.

В ходе проведения анализа учитывались такие критерии, как несоответствие результатов ВПР и школьных оценок, завышенные значения среднего балла ВПР, резкий рост или падение результатов одной параллели от одного класса к следующему. При этом в список включены и школы, которые отмечены региональными координаторами как учреждения, имеющие стабильно высокие результаты.

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил, что на образовательные организации с необъективными результатами ВПР обращено особое внимание. При этом ведомство указывает на необходимость работы администрации регионов с такими учреждениями. Кравцов отметил, что это постепенно дает результат.
Отмечается, что в Республике Татарстан к оценке проверочных работ необъективно подошли в 29 муниципальных районах. Рособрнадзор обнаружил нарушения в 53 школах региона. Глава регионального Минобрнауки Рафис Бурганов призвал районные отделы образования обратить особое внимание на эту проблему, проанализировать ее и провести необходимую работу с педагогами.

Апробация программы воспитания по нацпроекту «Образование» начнется в сентябре


В сентябре 2019 года в рамках нацпроекта «Образование» стартует апробация примерной программы воспитания для начального, среднего и общего уровней образования, заявила замминистра просвещения Ирина Потехина.
Она сообщила, что на данный момент закрепляются пилотные образовательные учреждения. При этом массовое внедрение программы воспитания во всех российских школах начнется в 2020-2021 учебном году.
Потехина также отметила, что опросы среди педагогов демонстрируют потребность в получении знаний по психологии современного подростка в связи с появлением новых вызовов.
По ее словам, совместно с научными институтами был разработан методический комплект, призванный помочь учителям и родителям справляться с проблемами, которые появились в нынешней системе воспитания.

Роспотребнадзор выяснил, сколько времени школьники должны тратить на домашнее задание


Учащиеся второго и третьего классов должны тратить на выполнение домашнего задания не более 1,5 часов в день, заявили в Роспотребнадзоре.
По данным ведомства, ученики четвертого и пятого классов должны тратить на самоподготовку не более 2 часов. С шестого по восьмой классы этот показатель составляет 2,5 часа, а с девятого по одиннадцатый – 3,5 часа.

Кроме того, к выполнению заданий рекомендуется приступать в 15-16 часов дня, а во время занятий не забывать о коротких перерывах и «физкультурных минутках».
Отмечается, что школьникам рекомендуется отдыхать не менее двух часов после занятий, прежде чем приступать к выполнению домашнего задания. При этом большую часть этого времени специалисты рекомендуют проводить на свежем воздухе.

Роспотребнадзор также напомнил родителям первоклассников о необходимости включать дневной сон в детский режим дня. Отмечается, что это способствует сохранению работоспособности учащихся. Кроме того, дневной сон рекомендуется и ослабленным ученикам вторых и третьих классов.

В ведомстве добавили, что рациональный режим для школьника состоит из питания, прогулок, дневного сна для младшеклассников, выполнения домашних заданий, общественно-полезного труда, кружковой работы и участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях.

 

Подбор материалов подготовлен:
комитетом Краснодарской краевой территориальной
организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ