Информационный лист "Обзор печати" 27 мая - 2 июня 2019г.

На Кубани началась подготовка экспертов конкурса «Абилимпикс» 2019


В настоящее время проводится обучение 33 экспертов «Абилимпикса» в рамках реализации национального проекта «Молодые профессионалы». Им предстоит оценивать профессиональные компетенции участников регионального этапа конкурса серди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Состязания состоятся в сентябре в городе Армавире.

В рамках курсов работодатели и педагоги профессиональных организаций края изучат методические и технологические основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства людей с инвалидностью. Обучение будет проходить как в режиме дистанционных технологий, так и очно. Завершится итоговой аттестацией 28 июня.

Отметим, национальный чемпионат по профессиональному мастерству «Абилимпикс» - это не только соревнования по профессиям для людей с инвалидностью, но и профориентационная площадка для школьников и родителей будущих абитуриентов. В прошлом году участниками регионального этапа стали 150 кубанцев. Победители представили край на федеральном уровне.

Состоялся краевой семинар для педагогов дополнительного образования детей


На площадке краевого Дворца творчества 100 педагогов дополнительного образования детей из 35 районов края обсудили актуальные вопросы творческого развития школьников.

Участники семинара «Восприятие окружающего мира как основа творческой деятельности детей» делились секретами мастерства в области декоративной композиции, прессованной и полимерной флористики, хохломской техники росписи по дереву и плетения из талаша. Наметили перспективы развития детского декоративно-прикладного творчества.
Отметим, сегодня в домах и центрах детского творчества Кубани занимаются более 350 000 школьников.

Стартовал региональный тренинг «Интеллектуал Кубани»


В город-курорт Анапу для участия в региональном тренинге приглашены 117 лучших школьников 7-8 классов, победителей и призеров региональных олимпиад школьников по географии, истории, химии, русскому языку, математике, а также регионального этапа Всероссийской олимпиады по физике им. Дж. Максвелла.

Для занятий по одноименным предметам, а также для проведения интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятий приглашены лучшие педагоги – преподаватели Кубанского государственного университета, Армавирского государственного педагогического университета, Центра развития одаренности и других образовательных организаций края.

В рамках деловой программы мероприятия - состоялись первые занятия и психологические тренинги, ребята приняли участие в «Интеллектуальном марафоне», в экскурсии по городу-курорту Анапе и на полуостров Большой Утриш.

Впереди учащихся ждет творческий конкурс «Точь в точь» и конкурс печатных изданий «Мои научные открытия».

По итогам общекомандного зачета будет определен лучший отряд смены. Самые одаренные из участников тренинга будут приглашены в краевую летнюю профильную смену общеинтеллектуальной направленности «Летний университет старшеклассников».
Желаем юным интеллектуалам Кубани плодотворной работы!

Школьным активистам презентовали интерактивную карту мемориальных объектов Кубани


Демонстрация интерактивной карты состоялась в рамках молодежного форума «РОСТ» 29 мая в историческом парке «Россия – моя история» в Краснодаре.

Руководитель Центра патриотического воспитания молодежи Кубани Игорь Калинин для активистов Российского движения школьников, представителей регионального отделения всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» и Союза казачьей молодежи Кубани из муниципальных образований региона - продемонстрировал карту мемориальных объектов, посвященную событиям Великой Отечественной войны и локальных конфликтов. На ней отмечены мемориальные комплексы, памятники, обелиски и братские могилы с фотографиями, описанием и указанием адреса.

Игорь Сергеевич объявил о старте проекта «Помним. Гордимся!» На интерактивной карте создан отдельный блок с одноименным названием, начата работа по размещению информации о ветеранах с фотографией и описанием жизненного пути и героических подвигов.

Принять участие в данном проекте может каждый. Для этого достаточно прислать историю своих родных и близких, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, помогали восстановлению страны в послевоенные годы или были задействованы в локальных конфликтах, – отметил Игорь Калинин.

Во время форума «РОСТ» работали три тренинговые площадки: «Личностный рост» и «Командообразование», способствующие развитию лидерских и гражданских качеств путем вовлечения молодежи в общественную деятельность, а также площадка «Социальное проектирование», призванная вовлечь молодежь в проектную деятельность.

Отметим, молодежный форум «РОСТ» («Расти. Обучайся. Совершенствуйся. Твори») проводится министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в рамках реализации национального проекта «Образование», регионального проекта «Социальная активность». Мероприятие направлено на вовлечение обучающихся в деятельность общественных объединений и организаций.
Интерактивная карта мемориальных объектов Краснодарского края расположена на сайте http://www.patriotkuban.ru/map/ .
Информация по проекту «Помним, Гордимся» принимается по адресу электронной почты Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Рособрнадзор призвал родителей не допускать детей до ЕГЭ при плохом самочувствии


Рособрнадзор в связи со смертью школьницы из Чебоксар во время сдачи Единого госэкзамена по математике призвал родителей внимательно следить за состоянием здоровья детей и не допускать их до экзаменов при плохом самочувствии.

"Мы выражаем соболезнования родственникам и друзьям. К сожалению, обстоятельства сложились трагически для одной из участниц экзаменов. Мы призываем всех, и в первую очередь родителей, внимательно относиться к состоянию здоровья своих детей и не допускать для них рисков, связанных с излишним напряжением и волнением при опасных медицинских показаниях. Рособрнадзор, в свою очередь, всегда будет относиться к таким случаям с особым вниманием и прилагать все усилия, чтобы избежать подобных рисков и создать необходимые условия для участников экзаменов, испытывающих проблемы со здоровьем", - приводятся слова замруководителя Рособрнадзора Анзора Музаева.

В пресс-службе подчеркнули, что родителям, организаторам и медработникам необходимо внимательно относиться к состоянию здоровья участников итоговой аттестации. Любой участник экзаменов, который испытывает проблемы со здоровьем в дни проведения ЕГЭ или ОГЭ, может перенести срок сдачи выбранных предметов на резервные дни, предоставив медицинскую справку.
Для участников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов также могут быть созданы особые условия прохождения итоговой аттестации, учитывающие их состояние здоровья, в том числе могут быть организованы пункты проведения экзаменов в медицинских учреждениях и на дому, если организаторы будут заведомо уведомлены о такой необходимости.

"Безусловным приоритетом для нас являются здоровье и благополучие всех выпускников, создание для них комфортных и безопасных условий прохождения итоговой аттестации. Рособрнадзором созданы для этого все необходимые механизмы: возможность переноса сроков экзамена при болезни, организация процедуры сдачи ЕГЭ и ОГЭ с учетом состояния здоровья и рекомендаций медицинских работников, если участник экзаменов нуждается в особых условиях из-за ограниченных возможностей здоровья или инвалидности. Важно, чтобы организаторы, медицинские работники, и, конечно, родители внимательно относились к состоянию здоровья выпускников и не допускали рисков при сдаче экзаменов", - заявил Музаев.

Всероссийский семинар-практикум об актуальных вопросах молодежной политики


В Московской области прошел Всероссийский семинар-практикум с представителями молодежной политики субъектов Российской Федерации по вопросам реализации федерального проекта «Социальная активность», стратегиям Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия».

В семинаре принимали участие представители регионов, аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также сотрудники Федерального агентства по делам молодежи и подведомственных ему учреждений.

Краснодарский край на семинаре-практикуме представлял заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Евгений Бардиж.

Мероприятия образовательной программы ознакомили участников семинара с последними тенденциями и лучшими практиками в области построения, управления и мотивации команд, а также влиянием эмоционального интеллекта на успешность профессиональной деятельности, выстраивание деловой коммуникации на основе разных стилей поведения.

Руководитель Росмолодежи Александр Бугаев акцентировал, что создание рабочей группы Государственного совета по молодежной политике – это возможность улучшить жизнь молодых людей.

Отметим, Всероссийский семинар-практикум с представителями молодежной политики субъектов Российской Федерации проходил с 27 по 29 мая на базе Мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия – страна возможностей». Во всех федеральных округах РФ с апреля по май прошли окружные семинары-совещания.

Проведение демонстрационного экзамена в поле зрения участников Всероссийского вебинара


Вопросы проведения государственной итоговой аттестации с использованием механизмов демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс предложили обсудить специалисты Министерства просвещения РФ участникам Всероссийского вебинара: руководителям органов исполнительной власти регионов в сфере образования, техникумов и колледжей, а также ответственным за проведение данного вида государственной итоговой в регионах России.
В ходе вебинара были затронуты вопросы модернизации системы профессионального образования на основе лучших практик подготовки и проведения демонстрационного экзамена, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Директор департамента государственной политики Инна Черноскутова обратила внимание на необходимость создания для выпускников условий для реализации профессиональных навыков.
Отметим, на Кубани демонстрационные экзамены в рамках государственной итоговой аттестации пройдут для выпускников Сочинского торгово-технологического техникума и Успенского техникума механизации и профессиональных технологий. Свои профессиональные компетенции продемонстрируют 50 будущих поваров кондитеров и электромонтеров. В формате апробации сдадут демонстрационный экзамен по собственному желанию еще 1000 учащихся из других кубанских колледжей и техникумов.

Напомним, демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования. Она предусматривает моделирование реальных производственных условий. Пройдя испытание, выпускники не только подтверждают уровень освоения образовательной программы, но и свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов Ворлдскиллс без прохождения дополнительных аттестационных испытаний.

Получив Паспорт компетенций, выпускники вносятся в базу данных молодых профессионалов, доступ к которому предоставляется ведущим предприятиям-работодателям для осуществления поиска и подбора персонала.

Школы края наградили за лучшую организацию преподавания шахмат


Результаты конкурса на лучшую организацию преподавания шахмат в государственных и муниципальных образовательных организациях Кубани были оглашены на церемонии его закрытия в лицее № 4 города Краснодара.

Участников конкурса приветствовали заместитель регионального министра образования, науки и молодёжной политики Андрей Цветков, заместитель главы горда Краснодара по социальным вопросам Лилиана Егорова и президент Краевой общественной организации «Федерация шахмат Краснодарского края» Владимир Сметана.

Андрей Цветков отметил:
- Сегодня подводим итоги конкурса на лучшую реализацию проекта «Шахматы в школу». Шахматы – это феномен, о котором не утихают споры. До сих пор не определено: это искусство, спорт или наука? Ответа однозначного нет. И в этом прелесть шахмат. Сегодня занятиями шахматами увлечены более 76 тысяч ребят в 818 школах края. Кубань является в России лидером проекта «Шахматы в школу». Не случайно площадкой для проведения престижного турнира «Белая ладья», который пройдет с 3-7 июня, выбран именно наш край… Дагомыс… И в этом немалая заслуга профессионального мастерства педагогов, которые прививают детям любовь к традиционному для России интеллектуальному виду спорта и щедро делятся с ними секретами своего гроссмейстерского мастерства... Шахматы помогают нашим детям не только осваивать науку, но и расширяют кругозор, формируют своеобразную картину мира. Проект «Шахматы в школу», безусловно, будет расти. И мы уверены, что количество мастеров и гроссмейстеров будет увеличиваться…

Отметим, программа «Шахматы в школе» третий год реализуется в Краснодарском крае. Члены жюри из числа педагогов и представителей шахматной федерации оценивали успехи воспитанников образовательных учреждений в различных шахматных турнирах, системность и качество их занятий.

Победителем краевого конкурса на лучшую организацию преподавания шахмат в государственных и муниципальных образовательных организациях признан лицей № 4 города Краснодара. Серебряными призёрами стали педагоги лицея «Технико-экономический» города Новороссийска. Третья место присуждено школе № 40 имени Михаила Капитоновича Видова города Новороссийска.

Образовательные учреждения награждены ноутбуками, шахматными досками, методическими материалами, а педагоги - денежными премиями.
Учащиеся лицея № 4 отправятся в Дагомыс представлять край на престижном Всероссийском турнире «Белая ладья».
Поздравляем победителей конкурса и желаем дальнейших достижений в шахматной игре!

В Москве прошло заседание по вопросам улучшения здоровья и качества жизни граждан


29 мая в рамках Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России» прошло пленарное заседание «Здоровье и качество жизни граждан – в центре национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года». В мероприятии приняла участие заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России Ж.В. Садовникова.

Выступая с докладом, Ж.В. Садовникова подчеркнула, что сохранение здоровья детей является приоритетным направлением государственной политики. Один из результатов этой деятельности – утверждённый в апреле план реализации проекта по здоровьесбережению учащихся, который включает работу с родителями, детскими общественными и профессиональными образовательными организациями, уроки для педагогов, осуществление проекта «Школа – территория здоровья» и усилия по укреплению здорового образа жизни.

- Важные условия сохранения здоровья учащихся – применение педагогами здоровьесберегающих технологий обучения, единая система требований, предъявляемых к ученикам, и чёткая структура организации учебно-воспитательного процесса, – отметила заместитель директора Департамента.

Ж.В. Садовникова рассказала, что ведомство предпринимает шаги по повышению эффективности взаимодействия между различными организациями, оказывающими учащимся медицинскую помощь, внедрению системы мониторинга здоровья, решению проблем обучения длительно болеющих детей, организации горячего питания и физкультурно-оздоровительной работы.

Справочно

Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России» проходит с 29 по 31 мая в Москве. Его организаторами выступают общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» и Министерство здравоохранения Российской Федерации при поддержке Правительства Москвы, Минпросвещения России и других федеральных органов исполнительной власти. Центральная тема форума – обсуждение хода реализации национальных проектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жильё и городская среда» и «Экология».

Прошла VIII Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста»


30 мая в Москве в МГИМО МИД России прошло торжественное открытие VIII Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (Early Childhood Care and Education – ECCE 2019).

Приветствие Министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой участникам форума зачитал Советник Министра В.С. Басюк. В канун 70-летия Международного дня защиты детей он поздравил собравшихся в зале делегатов от регионов и отметил важность конференции ECCE для педагогического сообщества.

В программе конференции состоялись научные секции по содержанию и психолого-педагогическим аспектам дошкольного образования, а также круглые столы по лучшим педагогическим практикам с привлечением ведущих независимых российских и международных экспертов.
В конференции принимали участие 750 представителей из 38 стран и 62 субъектов Российской Федерации: исследователи детства, психологи, заведующие и педагоги. Фокус-регионом выбрана Саха (Якутия).

Делегация из 100 человек на конференции представила достижения в дошкольном образовании, результаты новейших исследований.
Конференция продлилась до 31 мая. В этом году она приурочена к 70-летию Международного дня защиты детей и Десятилетию детства в России.

Справочно

Мероприятие проходит при поддержке Минпросвещения России, Минобрнауки России и Российской академии образования.
Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (Early Childhood Care and Education – ECCE 2019) – крупнейшее российское мероприятие, посвящённое педагогике и психологии детства, содержанию и организации дошкольного образования.
Цель конференции – формирование сообщества ведущих исследователей и практиков в сфере дошкольного образования, амбициозных лидеров, которые стремятся к постоянному развитию и готовы взять на себя ответственность за будущее образования в стране.
В течение нескольких дней конференции ученые, психологи, педагоги и управленцы разных стран обсуждают актуальные проблемы дошкольного образования в России и в мире, делятся опытом, обмениваются мнениями.
Языки конференции – русский и английский. Все мероприятия конференции проходят с полным синхронным переводом.
Организаторы конференции – Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО), МГИМО МИД России и Ассоциация развития качества дошкольного образования (АРКАДО).

В Москве прошло заседание Совета Минпросвещения по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов


28 мая состоялось заседание Совета по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов (детей-инвалидов) под председательством Министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой. В заседании приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгина.

Открывая заседание, глава Минпросвещения подчеркнула, что одна из главных задач ведомства – обеспечение всех учащихся с ОВЗ и инвалидностью необходимым психолого-педагогическим сопровождением для получения ими качественного доступного образования вне зависимости от того, где оно организовано – в коррекционном детском саду или школе или в условиях инклюзии. И важный шаг здесь – утверждение нормативов штатной численности профильных специалистов: психологов, дефектологов, логопедов, тьюторов.

- Раньше регулирование штатного расписания проводилось только на школьном уровне. Но в этом году мы утвердили похожие нормы и в дошкольном образовании. Нормы этих приказов должны исполняться органами управления образованием и образовательными организациями. «Необходимо обеспечить психолого-педагогическую помощь не только в крупных городах и социально благополучных регионах, но и в отдалённых малочисленных районах», – сказала Министр.

В ходе своего выступления Т.Ю. Синюгина отметила, что главная цель психолого-педагогического сопровождения – создание системы социально-психологических и педагогических условий, которые способствуют коррекции, реабилитации, интеграции и социализации детей с ОВЗ и инвалидностью. По её словам, этот процесс должен начинаться с раннего возраста и продолжаться на протяжении всей жизни человека.

- Нам важно соединить все составляющие и выстроить необходимую цепь и модель взаимодействия, начиная с центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогической комиссии, и заканчивая образовательными организациями, которые должны иметь в своём штате соответствующих специалистов или службы сопровождения, психолого-педагогические консилиумы, – сказала она.

Т.Ю. Синюгина также подчеркнула, что итогом создания этой модели должна стать доступность психолого-педагогического сопровождения для всех без исключения детей с ОВЗ и инвалидностью, независимо от места их проживания.

- Одна из ключевых задач – настраивать систему под каждого конкретного ребёнка, под его образовательные потребности, а не пытаться сделать так, чтобы он подстраивался под систему, – подытожила заместитель Министра.

О региональном опыте организации психолого-педагогического сопровождения рассказали директор Городского психолого-педагогического центра города Москвы Л.Е. Олтаржевская и Министр образования и науки Хабаровского края А.Г. Кузнецова.

Также во время заседания Совета поднимался вопрос профессиональной подготовки специалистов в области психолого-педагогического сопровождения.

Ректор Московского педагогического государственного университета А.В. Лубков сообщил о подготовке кадров для психолого-педагогического сопровождения в вузе.

- С 2019 года мы меняем подход к набору абитуриентов на направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Мы отказались от вступительного экзамена ЕГЭ по профильной математике, заменив его на более значимый предмет для дефектологов – обществознание. На первом курсе мы не распределяем студентов на профили подготовки, а даём им возможность познакомиться с будущей профессией, что позволяет сделать осознанный выбор. Также мы запускаем двухпрофильные программы бакалавриата, в том числе «Начальное образование и специальная педагогика» и «Русский язык и инклюзивное образование», – сказал А.В. Лубков.

Члены совета поддержали необходимость модернизации дефектологического образования, обновления содержания программ и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, без которых система образования обучающихся с особыми образовательными потребностями не получит специалистов, чьи компетенции соответствуют современным требованиям и особенностям современных детей.

Более 1,4 тысячи организаций в России осуществляют постинтернатное сопровождение детей-сирот


29 мая в МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол по проблемам обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В мероприятии, организованном по инициативе Счётной палаты Российской Федерации, принял участие директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Е.А. Сильянов.

В России ведётся активная работа по профилактике социального сиротства В России ведётся активная работа по профилактике социального сиротства

Пресс-служба Минпросвещения России

Выступая на круглом столе, Е.А. Сильянов рассказал, что в настоящее время в стране ведётся работа по профилактике социального сиротства и решению проблем, связанных с сохранностью жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая предотвращение незаконных сделок с этой недвижимостью.

Он также отметил, что пристальное внимание уделяется вопросу социализации и постинтернатного сопровождения детей.
- Мы внесли изменения в постановление Правительства № 481, которое регламентирует деятельность организаций для детей-сирот, прописав постинтернатное сопровождение в качестве одной из функций этих организаций. В субъекты направлены модельные программы, а также рекомендации. Некоторые субъекты пошли по пути создания региональных центров по постинтернатному сопровождению, которые аккумулируют абсолютно всю информацию. Только за предыдущий год различными формами постинтернатной адаптации охвачено более 37 тысяч выпускников. Необходимо использовать и более широкие формы сопровождения, такие как наставничество, – сказал он.
В ходе круглого стола его участники обсудили комплексное решение проблем обеспечения жильём детей-сирот.

Генпрокуратура РФ проведет комплексную проверку образовательных организаций


Генеральный прокурор Юрий Чайка, выступая в Госдуме, сообщил о планах ведомства провести в этом году комплексную проверку образовательных учреждений России. Ведомство намерено уделить особое внимание вопросам безопасности.

"В этом году мы планируем проведение комплексной проверки в образовательных организациях, в ходе которой будут изучены вопросы не только физической защищенности учащихся, но и безопасности, питания, профилактики правонарушения и устранения ранее выявленных нарушений", – цитирует генпрокурора ТАСС.

Юрий Чайка назвал обстановку с безопасностью в школах сложной.
"Проблема очень острая. Мы наблюдаем большое количество школ, где отсутствуют система видеонаблюдения и охрана, не соблюдается пропускной режим, не работает оборудование, необходимое для обеспечения систем пропуска. Поэтому сейчас мы проводим комплексную проверку", – сказал генеральный прокурор, отвечая на вопрос.

Всего за прошлый год прокуроры выявили 56 тысяч нарушений закона в этой сфере, в суды они обратились с исками почти в 5 тысячах случаев.

Кроме того, была проведена проверка в сфере декриминализации среди молодежи. По ее итогам министру просвещения и руководителю Роскомнадзора направлена информация с предложениями Генпрокуратуры о необходимости принятия дополнительных мер. За 2018 год прокурорами выявлено почти 100 тысяч нарушений закона в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетними. К дисциплинарной и административной ответственности привлечены 32 тысяч лиц.

Стобалльники ЕГЭ по литературе и географии получат поощрения


Стобалльников ЕГЭ по литературе или географии отметят призами. Директор Центра дополнительного образования "Лаборатория путешествий" Матвей Шпаро пообещал подготовить для ребят специальное путешествие, а главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков – опубликовать их художественные произведения.

Как рассказал Матвей Шпаро, выпускников, набравших максимальный балл на экзамене по географии, наградят поездкой.
"Кавказский биосферный заповедник, может быть, пойдут через горы к морю. Это будет поход с палатками – настоящее активное путешествие. Потому что, если ты любишь географию и собираешься поступить, например, на географический факультет МГУ или геодезию и картографию, ты все-таки должен уметь работать в поле. Кроме того, нужно знать свою страну, а когда ты ходишь по ней – ты узнаешь ее больше ", – цитирует директора "Лаборатории путешествий" "Интерфакс".

Главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков пообещал стобалльникам публикацию.
"Если среди них есть те, кто пишет стихи или прозу, мы стобалльников напечатаем на страницах легендарной "Литературки", основанной Пушкиным", – сказал Юрий Поляков.
Экзамены по географии и литературе 27 мая открыли основной период ЕГЭ-2019. Свои результаты их участники узнают не позднее 11 июня.

Менее 20% взрослых в России охвачены дополнительным образованием


Накануне в Минобрнауки России состоялась экспертная сессия, в ходе которой обсуждался федеральный проект "Новые возможности для каждого" нацпроекта "Образование".

В рамках федерального проекта должна быть создана система, при которой каждый работающий человек сможет непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые профессиональные навыки, включая компетенции в области цифровой экономики.

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов подчеркнул значимость федерального проекта и сложность задач, которые он решает: "На сегодняшний день в России лишь 17-19 процентов взрослого населения охвачено дополнительным образованием. Если сравнить со средними показателями стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), мы по этому направлению отстаём в 2,5-3 раза".

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская, в свою очередь, отметила необходимость эффективного использования ресурса национального проекта.

Лучшие студенты российских вузов смогут пройти стажировку в CERN


Выпускники первой совместной образовательной программы НИТУ "МИСиС" и Европейской организацией по ядерным исследованиям (CERN) "Перспективные решения, технологии, методики и материалы для поиска новых физических эффектов" получили дипломы. Лучшие студенты получили приглашение на стажировку в CERN с возможностью дальнейшего трудоустройства.

В апреле 2019 года было подписано соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области физики высоких энергий и других областях взаимного интереса между правительством РФ и Европейской организацией по ядерным исследованиям. Работа НИТУ "МИСиС" в проектах CERN началась ещё в 2015 году, а в 2017 году между университетом и CERN было подписано соглашение о сотрудничестве. Сейчас вуз является активным членом коллаборации LHCb на Большом адронном коллайдере (БАК), а также коллаборации SHiP на ускорителе SPS.

28 мая прошла торжественная церемония награждения выпускников образовательной программы, реализуемой совместно с CERN. Дипломы об успешном прохождении курса получил 21 студент ведущих российских вузов МГУ, МФТИ, НИТУ "МИСиС", НИЯУ МИФИ, РХТУ им. Д.И. Менделеева, сообщает пресс-служба вуза.

Образовательная программа "Перспективные решения, технологии, методики и материалы для поиска новых физических эффектов" была разработана НИТУ "МИСиС" совместно с CERN, с привлечением в качестве лекторов ведущих ученых Европейской организации по ядерным исследованиям и партнёрских университетов: университета Цюриха, университета Неаполя, Федеральной политехнической школы Лозанны, Имперского колледжа Лондона и других.

Теперь НИТУ “МИСиС” – не только университет, блистающий в области новых материалов и технологий, но и организация, имеющая отношение к участию России в самых ярких проектах в области физики частиц, – отметил, выступая на торжественной церемонии, первый заместитель министра науки и высшего образования РФ Григорий Трубников.

Основная цель курса – подготовка молодых специалистов для разработки перспективных технологий и материалов для поиска новых физических эффектов в экспериментах CERN. Вручение сертификатов об успешном прохождении совместной с CERN образовательной программы – опыт, первый для России.

Совместная образовательная программа НИТУ "МИСиС"–CERN получит свое продолжение уже через несколько месяцев. В новом учебном году ее планируется не только усовершенствовать, но и, возможно, расширить до уровня магистерской.

Ольга Васильева ответила на предложение отказаться от шестидневки в школах


Глава Минпросвещения России прокомментировала предложение депутата Госдумы Виталия Милонова отказаться от шестидневной учебной недели в школах. Она отметила, что родители имеют право выбирать школы с пятидневкой, однако углубленное изучение предметов в этом случае невозможно.

Ранее депутат Госдумы Виталий Милонов предложил отказаться от шестидневной недели в школах и провести по этому вопросу в каждом регионе "общероссийский школьный референдум", сообщает РИА Новости.

"В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации относятся к компетенции образовательной организации (статья 28 Федерального закона)", - цитирует РИА Новости официальный ответ Ольги Васильевой.

В письме министерства поясняется, что образовательная программа включает объем, содержание, планируемые результаты, а также организационно-педагогические условия и формы аттестации, которые представлены в виде учебного плана.

Министр добавила, что родители и законные представители учеников имеют право выбирать школы с пятидневной учебной неделей.

"В соответствии со статьей 44 Федерального закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка общеобразовательную организацию, в том числе с организацией образовательной деятельности при пятидневной учебной неделе", - отметила она.

При этом Ольга Васильева подчеркнула, что углубленное изучение отдельных предметов в школе возможно только при шестидневной учебной неделе.

Анна Кузнецова рассказала президенту о проблемах детей в российских школах и интернатах


Накануне Дня защиты детей Владимир Путин провёл рабочую встречу с уполномоченным по правам ребёнка Анной Кузнецовой. Омбудсмен рассказала президенту о том, с какими проблемами сталкиваются дети в России, в том числе в сфере образования и соцподдержки.

В частности, Анна Кузнецова сообщила о том, что увеличилась доля обращений от несовершеннолетних. За этот год дети стали жаловаться в аппарат уполномоченного на 14,5% чаще. Среди обращений – вопросы имущественного характера и воспитания.

С одной стороны, это положительный сигнал, что дети доверяют и пишут нам. Но это и тревожный сигнал о том, что дети сегодня не нашли тех взрослых, кто может услышать их проблемы, – прокомментировала Анна Кузнецова, добавив, что однажды к ней пришел целый класс, столкнувшийся с проблемой взаимодействия с администрацией школы.

В качестве примера решения проблем школьников омбудсмен привела подростковой центр в Башкирии: "Этот проект – это кризисный центр для детей подросткового возраста и их родителей, который помогает наладить и устранить проблемы детско-родительских отношений, конфликты, которые есть. Туда могут обратиться как родители подростков, так и сами дети".

Такая работа совместно с созданием большой комплексной программы созидательного развития детства могла бы решить вопросы, в том числе и те тревожные сигналы, которые приходят из общеобразовательных учреждений, – убеждена омбудсмен.

Она рассказала, по итогам последнего мониторинга Рособрнадзора только 16,5 процента воспитательных программ в школах соответствуют тем нормам, которые есть.

К сожалению, в этом направлении предстоит ещё большая работа. Но я уверена, что ресурсы тоже есть. В новых нацпроектах, например, стоит такой очень важный, на мой взгляд, КПД, как повышение числа детей, занятых в допобразовании, с нарастающим итогом. Считаю, это огромный ресурс, который нужно использовать, – отметила омбудсмен.

Отдельно Анна Кузнецова остановилась на вопросах защиты детей в детских домах-интернатах и совершенствовании социальной поддержки семей с детьми. Она рассказала, что в прошлом году омбудсмены выявили целую массу нарушений в интернатах.

"Не оказанная вовремя медицинская помощь, отсутствие специалистов, которые могли бы реализовать их право на образование, на иные виды поддержки, не оставляют детям шансов", – констатировала Анна Кузнецова.

Она обратилась к президенту с просьбой дать поручение Правительству РФ и решить вопрос с реформированием детских домов-интернатов. Таковых в России 109, в них находятся 13 тысяч детей.

Еще одна проблема – оставление детей родителями. В аппарате омбудсмена попытались выяснить причины этого явления. "К сожалению, отчасти это просто нехватка информации о том, какую помощь эта семья может получить. Эту информацию она не получила вовремя, от этого отчаяние, непонимание, куда идти и так далее", – рассказала Анна Кузнецова.

Она сообщила о том, что разработан проект "Социальный навигатор", предполагающий создание единого телефонного номера. Все поступающие на него сигналы координаторы будут распределять по соответствующим ведомствам. Цель проекта – информирование населения обо всех льготах и пособиях. В аппарате омбудсмена хотели бы охватить проектом не менее 10 пилотных регионов в этом году, "чтобы точно оценить, в какой форме, в каком виде это может быть реализовано".

Мы следим за этим проектом и внедрили уже в одном из регионов России, видели на деле, как это работает. Разработана вся нормативная база, и сейчас у нас есть готовый инструмент, инновационный подход к управлению в социальной сфере, который даёт обратную связь и человеку, и, самое главное, руководителю региона. Он чувствует, какие сигналы о социальной помощи приходят, – добавила Анна Кузнецова.

Владимир Путин, в свою очередь, согласился с предложением детского омбудсмена.

Следственный комитет России сообщил о снижении преступлений в отношении числа детей


В День защиты детей Следственный комитет России представил статистику, касающуюся несовершеннолетних граждан. В 2018 году следователи СК России возбудили 20642 уголовных дела о преступлениях, совершенных в отношении детей, это на 3,5% меньше, чем в 2017 году.

В суды направлено 10 470 уголовных дел. Большая часть из них – о преступлениях против половой свободы и неприкосновенности. В 2018 году общее количество таких дел составило 6417. Кроме того, несмотря на ежегодное снижение их числа, остаются довольно распространёнными преступления против собственности детей. Только в 2018 году следователи СК России направили в суды 955 уголовных дел о совершенных в отношении детей грабежах. Наряду с этим отмечаются факты истязаний – 419, причинения тяжкого вреда здоровью – 276 и убийств – 277.

В ведомстве также рассказали о том, как ведется розыск пропавших детей. В частности, Следственный комитет России активно сотрудничает с поисковыми отрядами "Лиза Алерт", содружеством волонтеров "Поиск пропавших детей", региональной общественной организацией "Питер-Поиск", общественным движением "Легион" и другими.

"При поступлении информации о пропаже ребенка в большинстве случаев возбуждается уголовное дело. В 2018 году всего в правоохранительные органы поступили сообщения о безвестном исчезновении более 21 тысячи несовершеннолетних. Следственными органами проведено 13 840 проверок. К счастью, в подавляющем большинстве случаев местонахождение пропавших детей устанавливается в течение первых суток или даже нескольких часов после самовольного ухода из семьи либо социального учреждения", – говорится в сообщении ведомства.

Из пропавших в прошлом году до настоящего времени остаются ненайденными 32 ребенка. Еще 29 несовершеннолетних погибли в результате совершения преступлений.

В ЮНИСЕФ впервые объявили "родительский месяц"


В этом году Всемирный день родителей, который вот уже семь лет ежегодно отмечается в ООН 1 июня, откроет целый месячник, посвященный родителям. Он проводится впервые, а инициатором стал Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

"Цель и Дня, и месяца – подчеркнуть роль родителей в воспитании детей и призвать правительства оказывать им всестороннюю поддержку", – говорится в сообщении Центра новостей ООН.

В ЮНИСЕФ подчеркивают, что в первые годы жизни ребенка, его мозг развивается с невероятной скоростью – каждую секунду образуется более миллиона новых нейронных связей. В этот уникальный период закладываются самые важные способности ребенка – учиться, развиваться и, в конечном итоге, вносить вклад в жизнь общества. Для этого каждому ребенку нужно полноценное питание, внимание и стимуляция со стороны родителей или других воспитателей. А родителям нужно время: на то, чтобы просто быть с малышом, кормить его, играть, знакомить с окружающим миром.

Но не все могут позволить себе посвящать столько времени ребенку – отнюдь не все работодатели предоставляют адекватный отпуск по уходу за ребенком, еще реже им могут воспользоваться отцы. Не везде родителям разрешают работать в более гибком режиме или дистанционно. В Детском фонде убеждены, что инвестиции в программы поддержки семьи, окупятся с лихвой.
В ЮНИСЕФ намерены в течение первого «родительского месяца» донести заботы, проблемы и требования родителей до политиков, принимающих решения.

Роскомнадзор рекомендует не размещать фотографии детей в соцсетях


Ведомство рекомендует родителям сохранять конфиденциальность детей и не выкладывать фотографии в социальных сетях, которые могут быть использованы недоброжелателями или преступниками.

"Дорогие родители, не забывайте, ваш ребенок имеет все те же права на конфиденциальность, как и вы, - говорится в сообщении ведомства, опубликованном в социальной сети "ВКонтакте" 1 июня. - И то, что он не может их сознательно выразить, не означает его одобрения ваших публикаций".

Отмечается, что каждый день на лентах в соцсетях можно встретить множество фотографий детей, которые публикуют их родители. Однако, законные представители несовершеннолетних "к сожалению, не осознают всех связанных с такой контент-стратегией рисков", констатируют в ведомстве. "Повзрослев, ваш ребенок столкнется с разбросанными по Сети своими младенческими и детскими фотографиями. Вы задавались вопросом, как он к этому отнесется? Тем более что Сеть помнит все, ничего удалить оттуда невозможно", — говорится в сообщении ведомства.

Роскомнадзор предупреждает также, что одноклассники могут найти фотографии ребенка и использовать для травли. Но, как сообщают в ведомстве, самое страшное происходит, когда выложенные на всеобщее обозрение фотографии используют преступники. "Например, в последнее время мы фиксируем много сайтов, на которых педофилы публикуют собранные в соцсетях фото детей", - подчеркнули в ведомстве.

В Санкт-Петербурге подвели итоги международного конкурса воспитателей "Мастерство без границ"


Финальные мероприятия Международного конкурса профессионального мастерства специалистов дошкольных образовательных организаций стран СНГ "Мастерство без границ" состоялись в Санкт-Петербурге на площадке инновационно-образовательного центра "Северная столица".
Конкурс учрежден центром "Северная столица" и проводится им уже четыре года при поддержке Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, Педагогического общества России, министерств образования и науки стран СНГ.

Как рассказала председатель жюри конкурса, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Вера Деркунская, конкурс включает в себя три этапа: "Дошкольное современное детство: контуры портрета ребенка XX века", "Театрализованная деятельность в решении методических и управленческих задач в ДОО", "Необычная услуга в обычном Детском саду". Конкурсанты при этом могут представлять свои наработки в любом формате: от видеороликов до стихов.

В этом году в конкурсе приняли участие 89 специалистов дошкольных образовательных организаций из России, Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизия. Впервые в конкурсных испытаниях участвовали "дошкольники" из Таджикистана. В следующем, юбилейном, конкурсе также ожидается участие специалистов из Молдовы.

Поздравляя участников конкурса и гостей, генеральный директор ИОЦ "Северная столица" Татьяна Табунова заметила, что конкурс ассоциируется у нее со стихотворением Эдуарда Асадова "Остров романтиков". За четыре года существования состязание действительно стало конкурсом профессиональных романтиков в огромном океане дошкольного образования. Здесь есть место и "робинзонам", и "донкихотам", и чудакам.

Вера Деркунская, в свою очередь, заметила, что год от года конкурсантов оценивать все труднее, поскольку налицо их профессиональный рост, творческое развитие и обилие неожиданных идей и приёмов. По сути, это наглядное подтверждение того, что конкурс является прекрасной возможностью двигаться вперед профессионально, а главное, общаться и учиться друг у друга.
Непрерывность процесса профессионального роста, когда педагог, специалист, управленец без нажима, давления, указки сверху ищет пути самосовершенствования – самое ценное достижение конкурса.

Еще одной особенностью конкурса "Мастерство без границ" является то, что в 11 номинациях в его рамках могут продемонстрировать свои профессиональные достижения не только педагоги, но остальные категории специалистов дошкольного образования, в том числе помощники воспитателей, логопеды, педагоги-психологи и методисты.

На Кубани реализуют региональный проект «Жилье»


Более 900 млн рублей направят на строительство школ и детских садов в Краснодаре
О реализации регионального проекта «Жилье» губернатору Вениамину Кондратьеву доложил его первый заместитель Андрей Алексеенко.

Первый вице-губернатор отметил, чтов 2019 году в краевом центре в рамках регионального проекта реализуются пять инвестиционных проектов. Общий объем финансирования – более 900 млн рублей, из которых свыше 680 млн рублей – средства федерального бюджета.

По его словам, строительство ряда соцобъектов будет продолжено в рамках заключения соглашения с Минстроем РФ. В их числе – строительство школы на 1550 мест по ул. Восточно-Кругликовская, на 1100 мест по ул. Изобильной, общеобразовательной организации на 1100 мест в Прикубанском округе, также это образовательное учреждение на 1100 мест по ул. Красных Партизан.

В рамках поручения губернатора в ближайшее время начнется строительство нового объекта школы на 1100 мест в поселке Знаменский. Планируется, что объект будет введен в эксплуатацию в 2021 году. В результате появятся около шести тысяч новых мест.

Андрей Алексеенко также сообщил, что в рамках госпрограммы в текущем году будут введены в эксплуатацию пристройка в краснодарской гимназии № 23, детские сады по улице Красных Партизан и поселке Индустриальный, блок начальных классов в поселке Пригородном, а также образовательная организация на 852 места в Славянском районе.

Разрешить пересдавать ЕГЭ по всем предметам неограниченное количество раз призвали в Госдуме


Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов (ЛДПР) уверен, что необходимо разрешить выпускникам пересдавать единый госэкзамен по всем предметам неограниченное количество раз.

Кроме того, по мнению Чернышова, пересдачи должны проходить в том же году, чтобы у выпускников сохранялась возможность поступления в вуз сразу после окончания школы.
На данный момент при получении неудовлетворительной оценки за экзамены по основным предметам (математике и русскому языку), их можно пересдать в дополнительные сроки. Однако если неудовлетворительным оказался результат по выборным предметам, то пересдать их можно лишь через год.

В России могут запретить доступ посторонних к пляжам детских лагерей


Минпросвещения и Минприроды предлагают запретить посторонним находиться на пляжах детских лагерей. Ведомства подготовили соответствующие поправки в Водный кодекс.
Глава Национального родительского комитета Ирина Волынец уверена, что детские пляжи в лагерях нужно огородить, так как это поможет уберечь детей от злоумышленников и позволит вожатым легче контролировать ребят.

Эксперты согласны с тем, что нововведение сделает отдых детей более безопасным, однако они опасаются увеличения количества пляжей за забором.

Кроме того, появление новых ограждений вряд ли обрадует местных жителей.
Сейчас каждый житель страны имеет право на бесплатный доступ к водоему и береговой линии (20 м).

Ранее вице-премьер РФ Татьяна Голикова заявила, что этим летом в лагерях отдохнут более 5,8 миллиона детей. По ее словам, в 2019 году к открытию готовятся 45,343 тысячи организаций отдыха и оздоровления детей.

Кузнецова предложила каждый месяц проводить день детской безопасности


Детский омбудсмен Анна Кузнецова выступила с предложением каждый месяц проводить в стране день безопасности детей, в ходе которого для них будут организовывать различные акции и мероприятия.

Кузнецова призвала власти регионов не только предупреждать детей и их родителей о возможных рисках, но также предлагать альтернативные возможности времяпрепровождения.
По мнению омбудсмена, основой детской безопасности является их максимальный охват разнообразными видами деятельности и формами досуга.

Кроме того, Кузнецова призвала СМИ больше рассказывать о хороших поступках детей. По ее мнению, это поможет снизить уровень насилия в образовательных организациях. Она уверена, что необходимо чаще говорить о ребятах, совершивших героические поступки и преодолевших трудности.

Законопроект о бесплатном проезде школьников на общественном транспорте разработала «Справедливая Россия»


Детям в возрасте 5-16 лет могут предоставить право бесплатного проезда на общественном транспорте. Соответствующий законопроект разработали и планируют внести в Государственную Думу депутаты фракции «Справедливая Россия».

Изменения предполагается внести в ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова отметила, что законопроект был разработан в связи с возникновением во многих субъектах РФ «проблематичных ситуаций», касающихся проезда детей в общественном транспорте.

Епифанова напомнила о ряде случаев, произошедших в осенне-зимний период, когда водители или кондукторы средств общественного транспорта высаживали детей, не оплативших проезд.
По словам парламентария, это происходит из-за того, что контролеры не имеют права взыскивать штраф за безбилетный проезд на месте. Они составляют протокол об административном правонарушении и направляют его перевозчику. При этом штраф взимается с кондукторов.
Именно поэтому, подчеркнула вице-спикер Госдумы, кондукторы высаживают безбилетных из транспорта, в частности, несовершеннолетних.

Ранее власти Тимашевска сделали бесплатным проезд в общественном транспорте для учащихся школ за полученные «пятерки». Акция продлится до конца учебного года.

Путин: нужно запустить программы переобучения в цифровой сфере


Президент России Владимир Путин призвал запустить программы переобучения специалистов в цифровой сфере. Об этом он заявил на совещании по развитию технологий искусственного интеллекта, состоявшегося на базе основанной Сбербанком школы программирования «Школа 21».
Путин также подчеркнул, что Россия за 5 лет должна стать лидером в IT-сфере и одной из ключевых площадок для решения сложнейших научных задач с привлечением ученых со всего мира.

По его словам, эта работа может идти в рамках международных математических центров, которые в будущем году откроются в Москве, Петербурге и Сочи и «будут дополнять то, что уже есть».

О недостаточном количестве психологов в школах заявили в Совете Федерации


В Совете Федерации сообщили о нехватке детских психологов в образовательных организациях. Об этом заявила член комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова.

В рамках круглого стола, посвященного совершенствованию мер ответственности в сфере противодействия наркомании, парламентарий отметила, что первичную профилактику должны проводить школьные психологи. Она также подчеркнула, что в образовательных организациях их не хватает, а имеющиеся специалисты обладают недостаточной квалификацией для осуществления этой работы.

Рукавишникова добавила, что другая немаловажная проблема заключается во взаимодействии с родителями. Она полагает, что с целью профилактики наркомании взрослые должны проводить разъяснительные беседы со своими детьми, особенно вступающими в подростковый возраст.

Ранее председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец обратилась к министру просвещения Ольге Васильевой с предложением ввести в образовательных организациях должность психолога для преподавателей. Автор инициативы предполагает, что психологи для преподавателей займутся проведением обучения по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также будут оказывать содействие в решении проблем, касающихся отношений учителей с учащимися.

Машков предложил вернуть в школы театральные кружки


Худрук Театра Олега Табакова Владимир Машков предложил вернуть в школы театральные кружки. Об этом он заявил в ходе совещания общественного совета при комитете по культуре в Госдуме.

По его словам, руководить кружками должны «учителя словесности, МХК, истории, артистов, студентов театральных училищ, которые могут проверять знания, делиться упражнениями». Он выразил уверенность, что это позволит сделать перфомансы школьников более яркими и осмысленными.

Говоря о скандальном флешмобе учащихся во Владивостоке, Машков отметил, что они просто проявили творческий характер.


Россияне рассказали, как ЕГЭ влияет на поступление в вузы

 

Мнения россиян о влиянии ЕГЭ на поступление в вузы значительно разделились: 39% из них считают, что поступить в университет теперь сложнее, чем при прежней экзаменационной системе. При этом 30% уверены, что поступить стало легче, а 31% затруднились с ответом. Таковы результаты опроса фонда «Общественное мнение».

Кроме того, исследование показало, что более половины участников опроса (64%) не одобряют формат единого госэкзамена. При этом 71% полагает, что традиционная форма проведения экзаменов лучше демонстрирует знания учащихся, и только 15% считают, что ЕГЭ объективен.
Среди респондентов, не одобряющих сегодняшнюю систему итоговой аттестации, 15% уверены, что такой формат ориентирует на получение лишь поверхностных знаний, 13%, в свою очередь, считают, что результаты ЕГЭ не отражают реальных знаний учащихся, а по мнению 7% опрошенных, традиционная форма сдачи экзаменов лучше тестов.

Кроме того, более половины опрошенных (56%) полагают, что за последние 3-5 лет отношение к единому государственному экзамену не изменилось, менее трети респондентов (27%) уверены, что отношение к нему ухудшилось.

Следует отметить, что многие респонденты считают, что с введением сегодняшней системы уровень коррупции в сфере образования не изменился или повысился (по 32%) и только 10% высказались о том, что ЕГЭ привел к его снижению.

В опросе приняли участие 1,5 тысячи респондентов из 104 населенных пунктов в 53 российских регионах.

Ранее стало известно, что среди главных достоинств экзаменов в виде ЕГЭ по мнению россиян, это то, что после них не нужно сдавать вступительные испытания в вузы, а результаты можно подать сразу в несколько образовательных организаций. Таковы результаты опроса, проведенного ВЦИОМ.

Рособрнадзор рассказал о самых распространенных нарушениях на ЕГЭ-2019


В связи с нарушениями во время первых ЕГЭ был удален 141 участник, чаще всего выпускники использовали шпаргалки и средства связи.

Кроме того, в одном из регионов организаторы помогали участникам экзаменов. Результаты всех нарушителей были аннулированы, пересдать ЕГЭ по этим предметам они смогут не раньше следующего года.

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов отметил, что система контроля за ходом единого госэкзамена надежна и отработана, с ее помощью можно оперативно выявить почти все нарушения. В ведомстве также отметили, что анализ видеозаписей с прошедших экзаменов все еще продолжается.

Васильева рассказала об итогах выполнения нацпроекта «Образование»


Итоги выполнения национального проекта «Образование» достаточно ощутимы, заявила глава Минпросвещения РФ Ольга Васильева.

Министр рассказала, что на реализацию нацпроекта в 2019 году предусмотрено 75,7 млрд рублей. Она отметила, что эти средства уже направлены в регионы.

Кроме того, Васильева сообщила, что доступность дошкольного образования для детей с инвалидностью и ОВЗ выросла почти на треть в 2018 году по сравнению с 2017 годом. При этом она подчеркнула, что Минпросвещения планирует нормативно закрепить и защитить от сокращений перечень организаций,ведущих программы для обучающихся с ОВЗ.

Она также заявила, что на 2019 год в систему допобразования в России вовлечены 16,4 млн детей.
Говоря о модернизации оборудования в колледжах и техникумах, Васильева рассказала, что на эти цели до 2024 года планируется направить 26 млрд рублей.

Кроме того, министр сообщила, что в ведомстве продолжается работа над проектами новых ФГОС.
Васильева напомнила, что главная цель нацпроекта «Образование» - вхождение России в топ-10 ведущих по образованию стран. Сейчас наша страна располагается на 14-м месте.

Бесплатные лекции от преподавателей ВШЭ выложены в открытый доступ


Лекции по литературе (https://www.hse.ru/lectorian/literature), истории (https://www.hse.ru/lectorian/history), культуре восточных стран (https://www.hse.ru/lectorian/asian), игровой индустрии (https://www.hse.ru/lectorian/games) и психологии (https://www.hse.ru/lectorian/psychology) стали доступны для бесплатного прослушивания и скачивания на сайте Высшей школы экономики.

На сайте представлено более 40 лекций. Здесь можно найти материалы о русских писателях, включая Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, Н.С. Гумилева, различных исторических событиях, непослушании детей и многом другом.

Материалы могут оказаться полезными как для педагогов при подготовке уроков, так и для любознательных школьников.

В России может появиться "отцовский капитал"


В России могут появиться дополнительные субсидии для многодетных семей, пишет газета "Известия" со ссылкой на доклад комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, материнства и детства.

Речь идет о так называемом отцовском капитале, который будет выплачиваться при появлении третьего и последующего ребенка при условии, что все дети родились и воспитываются в одной семье, а родители состоят в зарегистрированном браке.

Размер выплаты многодетным отцам будет сопоставим с маткапиталом и составит 453 тысячи рублей. При этом "отцовский капитал" не будет исключать выплаты материнского.
Реализацию проекта предлагается начать с Дальнего Востока, Калининградской области, Севастополя и Крыма, а в случае успеха продолжить и в других регионах.

Такие меры, как ожидается, помогут достичь к 2024 году среднего коэффициента рождаемости на уровне 1,92-2,05 детей на одну женщину, чего требует национальный проект. На эту программу предположительно потребуется более триллиона рублей в течение пяти следующих лет.
Позднее в министерстве труда сообщили, что не получали предложений о введении в России "отцовского капитала".

Вожатых в детских лагерях обучат оказывать первую помощь


Власти РФ планируют обучать вожатых оказанию первой помощи, следует из комплекса мер по обеспечению организованного отдыха и оздоровления детей на 2019-2023 годы.
"Разработка и направление в субъекты Российской Федерации учебно-методического комплекса по обучению вожатых организаций отдыха детей и их оздоровления навыками оказания первой помощи", - следует из документа. Отмечается, что ответственным исполнителем назначено министерство здравоохранения РФ.

Госдума поддержала проект о работе региональных омбудсменов


Госдума приняла в первом чтении законопроект о работе региональных уполномоченных по правам человека.

Ранее группа сенаторов внесла на рассмотрение нижней палаты парламента пакет соответствующих законопроектов.

Согласно законопроекту, на должность уполномоченного может быть назначен гражданин РФ, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты; законом субъекта РФ минимальный возраст для кандидата на должность омбудсмена может быть увеличен, но не более чем на 5 лет.

Проект также определяет требования, ограничения и запреты, связанные с замещением данной должности, определяет порядок подачи омбудсмену и рассмотрения им жалоб, предложений или заявлений.

Инициатива также предусматривает, что по результатам рассмотрения жалобы уполномоченный вправе направить соответствующему органу власти, организации или должностному лицу свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд с административным иском в защиту нарушенных прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), обратиться в соответствующие компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства, производства по делу об административном правонарушении или уголовного дела в отношении должностного лица, в действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Институт детских омбудсменов доказал свою востребованность, заявил Путин
Документ предусматривает и гарантии деятельности омбудсмена, в том числе: предоставление ему органами власти и должностными лицами по его запросам необходимой информации; право безотлагательного приема руководителями и иными должностными лицами органов власти и администрациями мест принудительного содержания и другие.

Кузнецова отметила важность дополнительного образования для детей


Дополнительное образование важно для обеспечения безопасности детей, заявила РИА Новости уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова.

"Доступность допобразования, на мой взгляд, такая принципиально важная вещь, мы недооцениваем ее важность для безопасности детей. Мы не просто говорим о том, что они должны чем-то увлекаться, развлекаться, это еще условие безопасности личности ребенка, подростка", - сказала Кузнецова.

По ее словам, летом 2018 года более 800 детей погибли, неорганизованно проводя время.
Также Кузнецова привела данные Росстата, согласно которым за три последних года на 7,3% снизилась доля детей, занимающихся в бесплатных секциях. При этом число детей, посещающих платные секции, возросло.

"Запрос на допобразование большой, огромный, а удовлетворение он не находит и секции допобразования, может быть, не актуальны, тематика их может быть не актуальна для детей, на мой взгляд, они должны предоставлять свободу выбора", - добавила она.

Ректор МГУ рассказал о преимуществах включения в стаж учебы в аспирантуре


Раньше аспирантура засчитывалась в рабочий стаж, что давало дополнительный мотив обучения в ней, сейчас такого нет, считает ректор Московского государственного университета имени Ломоносова Виктор Садовничий.

"Аспирантура раньше попадала в стаж. Это мы уже работали, и это было тоже мотивом, - у нас уже три года стажа в университете, а потом ещё пошел ассистент - четвёртый год и так далее. Сегодня этого нет. По моей оценке, то, что я вижу, работодатель сейчас в очень малой степени смотрят - кандидат ты или нет. Ему важнее что-то другое, что я не берусь судить", - сказал Садовничий на заседании совета Российского союза ректоров.

Ранее министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков отмечал, что есть три ключевых направления, которые должны позволить решить задачу притока в исследовательский сектор дополнительно более 30 тысяч человек за ближайшие пять лет. Речь идет о совершенствовании института аспирантуры. Еще одним направлением является поддержка перспективных исследовательских проектов. Также важнейшей составляющей в части притока молодых исследователей Котюков назвал рабочие места. Согласно нацпроекту, должно быть создано не менее 900 новых лабораторий. Пилотный эксперимент в институтах РАН уже проведен. Также принято решение о выделении специальных средств на исследования из резервов правительства.

Эксперты рассказали, с какого возраста детям нужны карманные деньги


Основы финансовой грамотности детей нужно закладывать еще до школы, а карманные деньги можно выдавать по достижению школьного возраста, но важно, чтобы эти средства носили целенаправленный характер и родители вели совместные расчеты, считают опрошенные РИА Новости эксперты проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности.

"Лучше всего начинать обучать финансовой грамотности детей еще в дошкольном возрасте. Это можно делать на практике. Когда ребенок ходит с родителями в магазин, учится разбираться в монетах и купюрах, считать деньги, получать сдачу, или когда просит купить новую игрушку, тогда уже можно объяснять, сколько это стоит и что не все можно купить сразу, что деньги родители зарабатывают на работе", - отметила советник директора проекта Минфина Анна Зеленцова.

При этом важно уделять внимание элементарной финансовой безопасности, добавила советник директора проекта Минфина Екатерина Лавренова. "Где и как хранить деньги, где и как совершать покупки, чтобы не обманули. Отдельно нужно обсуждать вопрос разглашения семейной информации - где хранятся деньги и ценности семьи, какие зарплаты у родителей и другое", - добавила эксперт.

На детские мечты
Единого рецепта для всех, с какого возраста можно давать карманные деньги ребенку, нет, во многих случаях это индивидуально. Но в целом можно начинать эту практику со школьного возраста, добавила Зеленцова.

Объем средств, которые может получить ребенок от родителей, зависит в том числе от достатка семьи, пояснила Лавренова. "Но, во-первых, это точно не должны быть большие деньги, даже если они есть в семье. Во-вторых, траты ребенка должны иметь целенаправленный характер. Не так чтобы "возьми две тысячи, купи себе что-нибудь". Нужно исходить из потребностей и мечт ребенка", - добавила она.

"При этом следует обсуждать, как их разумно тратить, сравнивать "умные" и "неумные" покупки. Обсуждать, как можно накопить, как составить план, помогать копить, контролировать", - отметила она.

Банковские карты
"С 10-12 лет у многих детей есть электронные кошельки. Они очень легко управляются с ними, таким образом приобретая опыт совершения покупок и распоряжения деньгами. Банковская карта для них не так интересна. Но она дает больше возможностей для оплаты", - добавляет Лавренова.
Дети сегодня с довольно раннего возраста самостоятельно делают покупки, в том числе, в интернете, пользуются банковскими картами, отмечает Зеленцова.

Поэтому если есть необходимость совершать покупки, то нужно оформить привязанную к родительскому счету карту хоть в 10, хоть в 12 лет, продолжает она. "Самостоятельную карту можно оформить и в 14 лет. Но если ребенку с ней неудобно, она ему не нужна, то, конечно, принуждать не стоит", - добавляет эксперт.

Однако прежде чем включить ребенка в какие-либо финансовые отношения и дать ему свободу или ее часть, нужно удостовериться, что он знает правила пользования этим финансовым продуктом, последствия возможных неправомерных действий, правила безопасности и финансовые риски. "Например, если у ребенка есть банковская карта и пин-код он написал в дневнике на последней странице, то есть риск того, что, если карта вместе с портфелем будет украдена, то и деньги могут быть украдены", - пояснила эксперт.

Детский омбудсмен призвала учиться доброте у героев мультфильмов


Уполномоченный по правам ребенка при президенте России Анна Кузнецова призвала учиться доброте и дружелюбию у героев мультфильмов.

В Международный день защиты детей, который отмечается 1 июня, Кузнецова с семьёй посетила фестиваль анимации и мультфильмов "Мультимир" на ВДНХ.

"Я заметила одну интересную вещь: в процессе общения разные люди цитируют философов, историков, известных докторов, а родители, особенно многодетные, цитируют мультики. В них тоже много мудрости. На мой взгляд, у персонажей мультфильмов есть, чему поучиться. Например, фразе "Давайте жить дружно!". Хочется, чтобы наши дети учились у героев мультфильмов дружелюбию, доброте", - сказала Кузнецова журналистам.

Вместе с детьми она осмотрела стенды фестиваля, посвященные персонажам мультфильмов.
Детский омбудсмен также поучаствовала в празднике для пациентов Национального медицинского исследовательского Центра здоровья детей, где ей вручили национальную общественную премию в области редких заболеваний "Синяя птица" и подарили календарь с рисунками пациентов.

Гимнастика для ума: как детский сад влияет на успеваемость ребенка в школе


Во многих семьях вопрос о необходимости отдавать ребенка в детский сад решен заранее. Маме нужно выходить на работу, и нет бабушки, готовой сидеть с внуком до школы. Но полезен ли сад ребенку? И каким он должен быть, чтобы в будущем ребенок был успешнее в школе и в жизни? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказала руководитель масштабного проекта "Эффективное дошкольное, начальное и среднее школьное образование" в Великобритании, известный психолог, профессор Оксфордского университета Кэти Сильва.

— Профессор Сильва, расскажите, пожалуйста, о вашем исследовании, посвященном эффективному дошкольному, начальному и среднему школьному образованию.

— Это исследование было инициировано правительством Великобритании в конце 1990-х. В то время существовал очень большой разброс в качестве и объеме дошкольного образования, которое получали дети в стране. Одни посещали частные детские сады, другие – государственные. Кто-то ходил в сад в течение одного года, кто-то – в течение двух лет, кто-то вообще был на домашнем обучении.
Правительство заинтересовалось эффективностью различных форм дошкольного образования. Для того чтобы решить эту задачу, на протяжении 17 лет мы исследовали три тысячи детей, которые к моменту начала исследования посещали 141 детский сад. Это были самые разные детские сады в различных регионах страны.

— Каковы основные результаты исследования?

— К нашему удивлению, мы обнаружили, что от дошкольного образования, которое мы начинаем с двухлетнего возраста, выигрывают все дети. Мы сомневались, получают ли от него пользу дети из обеспеченных семей – те, у кого дома большие библиотеки, планшеты и так далее. Но мы обнаружили, что дошкольное образование влияет на всех детей – на богатых, бедных, из сельской местности, из городов, из более успешных районов, из менее успешных, мигрантов, коренного населения, у кого английский язык родной и не родной. Получается, дошкольное образование вносит важный вклад в развитие детей.
Второй результат: качество дошкольного образования очень важно. Если дети посещают плохой детский сад, то это абсолютно неэффективно, они практически ничего от него не получают. Мы обнаружили, что в плохих детских садах дети могут играть со своими сверстниками и достаточно благополучно социально развиваться, но сад абсолютно не влияет на их интеллектуальное развитие и на их последующую академическую успешность.
Возможно, эта новость несколько разочаровала наше правительство, но детские сады должны быть, как минимум, среднего или хорошего качества, чтобы оказывать влияние не только на социальное развитие, но и на когнитивное развитие ребенка и его дальнейшие успехи в учебе.

— Какие инструменты оценки качества дошкольного образования вы использовали в своем исследовании?

— Мы использовали известную американскую методику ECERS ("Шкала для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях" – прим. ред.). Это очень хорошая методика, но каждая страна обладает культурным своеобразием и имеет свои предпочтения в дошкольном образовании. Поэтому для Великобритании мы расширили эту методику, создав дополнительные шкалы оценки в соответствии с ценностями британского дошкольного образования.
Мой учитель Джером Брунер (американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов – прим. ред.) учил меня, прежде всего, подходу к когнитивному развитию выдающегося швейцарского психолога Пиаже, но он также был очень большим поклонником подхода, который развивался в России Львом Выготским и его последователями.
Мои коллеги в Московском городском педагогическом университете глубоко понимают детское развитие и существенно важных для него вещей. Мне кажется, что им следует сделать подобное расширение методики ECERS для России. Вообще, должна сказать, что приезд в Россию для меня в этом смысле – как паломничество в Мекку для мусульманина.

— Вы сказали, что на успешность ребенка влияет его пребывание в хорошем детском саду. Какие отличить хороший детский сад от плохого?

— Первый совет – это посмотреть, как дети в саду играют. В Великобритании было создано электронное приложение, в котором размещены видео для родителей, в которых показывается, как играть с ребенком. Например, есть видео про "кухонный оркестр", там бабушка с внуком расставили разные кухонные принадлежности – металлические и деревянные ложки, дуршлаги, кастрюли – и играют на них, имитируя партии разных музыкальных инструментов.
Или, например, есть видео, где мама с ребенком сидят под столом, мама говорит: "Мы в Африке наблюдаем за дикими животными". Затем мама смотрит в воображаемый бинокль: "Смотри, лев выходит из кухни". Ребенок подхватывает игру и говорит: "А вон слон по лестнице спускается". Мама спрашивает: "Слон такой огромный, как же он сюда поместится?" Ребенок думает и отвечает: "Так ведь это слоненок".
В этом примере мы видим, как мама своим вопросом озадачила ребенка, а он сообразил, как в этой ситуации сформулировать адекватный ответ. Такая игра – своего рода интеллектуальная гимнастика. Важно, чтобы и в детских садах были игры такого типа.

— Может ли родитель успешно заниматься с ребенком в игровой форме дома, или детский сад – это принципиально важный элемент образования?

— Для детей образованных родителей детский сад и семья играют примерно равную роль. Для детей, которые растут в семьях с невысоким уровнем образования, детский сад имеет критически важное значение.
Приведу в пример своих собственных детей. Я думаю, что мой дом с образовательной точки зрения очень богатый, но в детском саду дети получали то, чего я им предоставить не могла. Они участвовали в подготовке кукольных спектаклей, придумывали сюжет, делали декорации, устраивали представления с музыкой… Всего этого я не смогла бы обеспечить им дома.
Кроме того, в саду возникают различные сложные социальные ситуации. Например, моя дочь думала, что она лучшая певица, а на концерте петь доверили другой девочке. И воспитательница смогла объяснить моей дочери, что она очень важна в какой-то другой функции. Воспитание великодушия и благородства – это тоже очень важная часть образования. В идеале, семья и детский сад должны подходить друг другу, по английской поговорке, как рука и перчатка.

— Вы проводили исследования среди детей с трехлетнего и до 18-летнего возраста. Можно ли было проследить влияние дошкольного образования на их успех в последующем обучении, вплоть до конца школы?

— Действительно, дети, которые посещали хороший детский сад, лучше учились, вернее, лучше умели учиться.

— Как результаты исследований повлияли на развитие дошкольного образования в Великобритании?

— Правительство в течение десяти лет в три раза увеличило затраты на дошкольное образование в стране.

— Как вы оцениваете влияние российских ученых на мировую науку в области развития детей и дошкольного образования?

— Думаю, российская психология повлияла, в первую очередь, на европейскую науку, которая, на мой взгляд, глубже американской в теоретическом плане. Очень большое влияние оказали труды Льва Выготского, переводы его работ можно найти везде. Его мощные идеи о зоне ближайшего развития и роли игры для ребенка очень востребованы на Западе и сильно повлияли на развитие детской психологии.

Интервью подготовлено в дни работы Двадцать первой международной конференции ECERS, которая прошла в Московском городском педагогическом университете 27-29 мая.

Голикова прокомментировала проект о допуске студентов к работе в школах


Вице-премьер РФ Татьяна Голикова надеется, что поправки в законопроект "Об образовании" в части допуска студентов к официальной работе в школах в РФ пройдут первое чтение в Государственной думе летом.

"Подготовлен законопроект о внесении изменений в закон "Об Образование", который позволит школам привлекать к занятиям специалистов из других сфер, студентов, аспирантов, не имеющих педагогического образования, но имеющих специализацию по предмету. Мы очень рассчитываем, что первое чтение, запланированное Государственной думой на июнь 2019 года, пройдет, и мы быстро продвинем этом законопроект", - заявила Голикова на коллегии министерства просвещения.

Проект о внесении изменений в федеральный закон "Об образовании в РФ" инициирован правительством и был внесен на рассмотрение в Госдуму в мае. В настоящее время к работе в школах допускаются только педагоги с высшим или средним профессиональным образованием. При одобрении поправок нижней палатой парламента студенты смогут работать по профессии и получать заработную плату, а не только проходить практику, сообщается в релизе. При этом профильные ведомства - Минпросвещения, Минтруд и Минобрнауки - разработают условия и порядок приема студентов на работу в школы.

В России защитят от сокращения организации для детей с инвалидностью


Министерство просвещения РФ планирует нормативно закрепить и защитить от сокращений перечень организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья, заявила глава ведомства Ольга Васильева.

"Включение детей с инвалидностью в систему образования должно осуществляться с раннего возраста. В соответствии с концепцией "Ранней помощи" у нас все регионы включены в процесс создания и развития сети ранней коррекционной помощи. На сегодняшний день это 3 тысячи 253 службы на базе детских садов, 712 служб на базе школ, 349 служб в качестве структурных подразделений на базе региональных и муниципальных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи", - сказала Васильева на заседании коллегии Минпросвещения.

"Мы продолжаем развивать сеть инклюзивных школ и детских садов, при этом сохраняем деятельность специализированных образовательных организаций, нормативно закрепив и защитив от сокращений перечень организаций, ведущих программы для обучающихся с ОВЗ – это 1 923 образовательные организации", - добавила она.

 

Подбор материалов подготовлен:
комитетом Краснодарской краевой территориальной
организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ