Информационный лист «Обзор печати» 29 апреля - 05 мая 2019 г.

Губернатор встретился с профсоюзами Кубани


30 апреля, накануне Всероссийского праздника Весны и Труда, в Доме союзов состоялась встреча губернатора края Вениамина Кондратьева с лидерами кубанских профсоюзов.
В разговоре приняли участие вице-губернаторы Анна Минькова и Алексей Копайгородский, председатель краевого профобъединения Светлана Бессараб, председатель краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Сергей Даниленко, председатели краевых организаций отраслевых профсоюзов.

Глава региона обсудил с руководителями краевых организаций профсоюзов социально-экономическую обстановку, обозначил наиболее проблемные моменты в экономике и производственной сфере края, в сфере социально-трудовых отношений.

Губернатор Кубани, открывая встречу, высоко оценил значимость профессиональных объединений в общественно-политической жизни края. Вениамин Иванович отметил, что там, где созданы и действуют профсоюзные организации, нет нарушений трудового законодательства, задолженности по заработной плате, серых зарплат. Он подчеркнул, что профсоюзы, защищая права работников на достойную жизнь, играют огромную роль в сохранении стабильности в трудовых коллективах, в крае и стране.

Вениамин Кондратьев поздравил профсоюзы с предстоящим праздником Весны и труда и пожелал успешно провести первомайские мероприятия. Обращаясь к профсоюзным лидерам, он призвал активнее отстаивать идеалы справедливости и быть одной из движущих сил в решении экономических проблем и укреплении региональной экономики.

Губернатор отметил, что эту задачу можно выполнить лишь совместными усилиями, на основе конструктивного диалога, развивая и совершенствуя социальное партнерство.
На встрече с главой региона профсоюзные лидеры задали Вениамину Кондратьеву социально значимые вопросы о заработной плате работников бюджетных отраслей, о занятости и рабочих местах для молодых специалистов, подготовке квалифицированных кадров, организации детского отдыха, а также говорили о проблемах, с которыми сталкиваются работники частных и государственных предприятий края.

Сдача ГИА учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами – в центре внимания участников селекторного совещания в Рособрнадзоре России


Заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Андрей Цветков, начальник отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования Светлана Савельева, начальник отдела государственной итоговой аттестации Руженна Гардымова приняли участие в селекторном совещании Роспотребнадзора под председательством заместителя начальника Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора Нино Бугуловой Участники совещания – директора школ и представители региональных отраслевых министерств и ведомств - обсудили вопросы организации государственной итоговой аттестации для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидов и детей-инвалидов.

По словам Нино Бугуловой, в 2019 году государственную итоговую аттестацию после 11 класса будут проходить 6742 участника с ограниченными возможностями здоровья. Около трех четвертей из них намерены сдавать экзамены в форме ЕГЭ. 16 пунктов проведения экзаменов будет организовано в медицинских учреждениях.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Олег Смолин, возглавляющий рабочую группу по дошкольному и общему образованию при президентской комиссии по делам инвалидов, сообщил, что особые условия для сдачи экзаменов с учетом состояния здоровья необходимы примерно 4% участников ОГЭ и 1% участников ЕГЭ.

Представители Рособрнадзора рассказали об особенностях организации итоговой аттестации для разных категорий участников с ОВЗ, процедуре допуска к экзаменам таких участников, особенностях экзаменационных материалов для проведения государственного выпускного экзамена (ГВЭ) и ответили на вопросы директоров школ.

Нино Бугулова попросила региональные министерства образования после завершения экзаменационной кампании 2019 года провести совещания со всеми директорами школ, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, и направить в Рособрнадзор предложения по совершенствованию всех процедур государственной итоговой аттестации и допуска к ней.

Итоги досрочного периода ЕГЭ и подготовка к основной волне аттестации – в повестке дня краевого селектора
На селекторном совещании под председательством вице-губернатора Анны Миньковой руководители краевых министерств и ведомств, заместители глав муниципалитетов по соцвопросам подвели итоги досрочного периода экзамена и подготовку к основной волне аттестации.

Досрочный этап ЕГЭ прошел с 20 марта по 10 апреля. В это время в Краснодарском крае сдали экзамен 850 человек, в основном выпускники прошлых лет.
В целом все прошло в штатном режиме, однако два человека были удалены с экзамена, и едва не сорвалось участие в ЕГЭ по математике одной выпускницы, – сообщила министр образования, науки и молодежной политики региона Елена Воробьева.

Анна Минькова напомнила, что уровень проведения ГИА во многом зависит от подготовки организаторов на местах, их в крае порядка 35 тысяч. Они несут персональную ответственность. В преддверии экзаменов организаторы проходят специальное обучение.
С 24 мая по 2 июля на Кубани пройдет Государственная итоговая аттестация более чем 60,5 тысяч девятиклассников.

Основной период ЕГЭ для одиннадцатиклассников продлится с 27 мая по 1 июля. Экзамен сдадут более 24 тысяч человек, из них подавляющее большинство – выпускники 2019 года. Всего в крае будут работать 132 пункта проведения экзаменов и девять пунктов на дому для детей с ограниченными возможностями здоровья.

С нынешнего года в аудиториях и помещении для руководителя пункта должна не только осуществляться видеозапись, но и вестись интернет-трансляция. В апреле-мае проходит техническая экспертиза готовности всех систем, – акцентировала Елена Воробьева.

По словам министра, если средства видеонаблюдения выйдут из строя и трансляция прервется, это станет основанием для остановки экзамена и аннулирования его результатов. Поэтому муниципалитеты должны обеспечить бесперебойное снабжение пунктов электроэнергией, установить генераторы автономного питания.

Чтобы оценить готовность специалистов к использованию новых технологий, 19 апреля на Кубани прошла региональная технологическая тренировка. Вторая проверка состоится сегодня, 30 апреля.
В середине мая запланировано федеральное тестирование системы видеонаблюдения. Кроме того, на 15 и 16 мая назначены федеральные апробации ЕГЭ во всех пунктах края с участием выпускников.

Также на совещании шла речь об обеспечении безопасности в пунктах проведения экзаменов, организации межведомственного взаимодействия для успешного проведения ГИА.

Президент Российской Федерации В.В. Путин провёл совещание с членами Правительства


29 апреля в Москве Президент Российской Федерации В.В. Путин провёл совещание с членами Правительства. В мероприятии приняла участие Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева.

Одним из вопросов заседания Президент обозначил работу по подготовке летнего отдыха детей. О.Ю. Васильева сообщила, что сегодня в России функционируют 45300 лагерей.
В этом году организации детского отдыха планируют принять свыше 5,8 миллионов детей, на 200 тысяч больше, чем в прошлом году. Свыше 1,7 миллиона путёвок мы выделяем для детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Это дети-сироты, это дети-инвалиды, дети с особенностями здоровья. Важно отметить, в этом году, регионы выделили 58 миллиардов 783 миллиона на детский отдых, что на 10 миллиардов больше, чем в прошлом году, – отметила Ольга Юрьевна.

Также на совещании обсудили вопросы безопасности детского отдыха, безопасности дорожного движения и социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны.

Четыре тысячи молодых ученых пройдут обучение в центрах развития компетенций


В Минобрнауки России состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по формированию и развитию Центров развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий. Его участники отметили важность формирования таких центров для реализации мероприятий национального проекта "Наука".

В центрах будут запущены образовательные программы, направленные на развитие у молодых российских исследователей компетенций научно-исследовательской и инновационной деятельности, навыков подготовки заявок и отчетности в соответствии с требованиями российских фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности и других ресурсных организаций.

Молодые исследователи освоят принципы эффективной организации научных исследований и формирования научных коллективов лабораторий, методологии организации проектной деятельности, правила подготовки статей для ведущих российских и зарубежных научных журналов, механизмы правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, взаимодействия с компаниями высокотехнологичного сектора экономики, способы трансфера технологий, развития межсекторного взаимодействия.

К преподаванию планируется привлекать ведущих ученых и преподавателей научно-образовательных центров мирового уровня, а также высококвалифицированных российских и зарубежных экспертов в сфере исследований и разработок, в том числе представителей организаций и фондов, поддерживающих деятельность в научной и технологической областях, исследовательских центров и подразделений госкорпораций, высокотехнологичных компаний.
"Данные меры будут способствовать повышению качества научных исследований, привлечению молодых ученых к инновационной деятельности, развитию у них самостоятельности, ответственности и предпринимательской инициативы, станут частью успешной научной-исследовательской карьеры", – сообщает пресс-служба Минобрнауки России.
К 2024 году обучение в центрах развития компетенций пройдут не менее четырех тысяч человек.

Минпросвещения предлагает расширить перечень состязаний, победители которых смогут получить президентские гранты


На портале проектов нормативных правовых актов опубликован приказ Минпросвещения России, расширяющий перечень олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов на 2018-2019 учебный год, по итогам участия в которых будет формироваться список претендентов на получение президентских грантов.

Перечень предлагается увеличить с 224 до 279 позиций. При этом конкурс творческих работ "Физическая культура XXI века" для студентов колледжей и техникумов будет исключен, сообщает ТАСС.

Действующий список утвержден в ноябре 2018 года. Сбор предложений на включение в перечень проводился до 1 июня 2018 года. По итогам обсуждений, проведенных экспертной группой Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России, из 312 предложенных мероприятий было отобрано 224.

По данным Минпросвещения, каждый год 1200 студентов становятся получателями гранта президента РФ в размере 20 тыс. рублей в месяц на протяжении всего обучения в вузе или колледже.


В Госдуму внесен законопроект об изменениях в порядке допуска к педагогической деятельности

 

Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в порядке допуска к педагогической деятельности. Они касаются права заниматься ею воспитателей детсадов с педагогическим опытом, но без необходимого образования. Также закон разрешает студентам преподавать в школах и организациях дополнительного образования.

Законопроект разработан во исполнение решения Конституционного Суда, который в прошлом году вынес вердикт о защите от увольнения аттестованных воспитателей детсадов с педагогическим опытом, но без необходимого образования. Сегодня ФЗ "Об образовании в РФ" устанавливает, что заниматься педагогической деятельностью могут лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие соответствующим квалификационным требованиям. В связи с изменениями эта норма не будет распространяться на воспитателей детсадов, принятых на работу до дня вступления в силу закона "Об образовании в РФ", "эффективно осуществляющих профессиональную педагогическую деятельность и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности".

Вторая часть законопроекта касается студентов и разработана в связи с поручением президента, подписанным в июле 2017 года. Ранее эта тема поднималась в ходе встречи главы государства с классными руководителями выпускных классов. Одна из участниц встречи отметила, что сегодня установлен запрет для преподавания студентов в школах, и несмотря на то, что ведение кружков к преподаванию де-факто не относится, учащиеся вузов не допускаются и до него.

В частности, изменения дают студентам право преподавать в школах и в системе дополнительного образования, – пояснил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании Правительства России. – Речь, конечно, не идёт о том, чтобы студенты, у которых пока нет педагогического образования, заменили опытных учителей. Да это и невозможно. Но многие из них действительно увлечены своим предметом, к старшим курсам уже владеют профильными знаниями, готовы заниматься со школьниками. Им в чём-то даже проще наладить контакт с ребятами, заинтересовать их, поэтому можно привлекать их к педагогической деятельности, прежде всего к работе кружков различных направлений.

По словам Дмитрия Медведева, это поможет сделать дополнительное образование более современным и доступным для детей, что является одной из целей национального проекта.
Министерство просвещения, Минобрнауки по согласованию с другими ведомствами должны определить чёткий порядок и условия допуска студентов к такого рода преподавательской деятельности, – добавил председатель правительства.

Законопроектом предлагается установить возможность допуска студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в течение периода прохождения ими обучения к занятию педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам в порядке и на условиях, установленных Минпросвещения совместно с Минобрнауки по согласованию с Минтрудом России.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства РФ 25 апреля 2019 года.

Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» состоится в Москве


С 29 мая по 1 июня в столице пройдет VIII Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2019).

Конференция ЕССЕ пройдет при поддержке Минпросвещения и Минобрнауки России. Главное предназначение конференции – обмен научным и практическим опытом между исследователями из разных стран, интеграция усилий на решение методологических проблем, разработка новых тенденций в образовании. Мероприятие стало рабочей площадкой международного уровня, где выстраивается конструктивный диалог всех участников образовательного процесса: ученых из 80 субъектов многонациональной России и иностранных коллег из 40 других государств, педагогов-практиков, представителей власти. Дискуссии проходят в рамках научных секций и круглых столов по 25 наиболее актуальным темам развития и образования детей младшего возраста.
Страна-партнер ЕССЕ 2019 – Турция

Конференцию посетит делегация ученых и педагогов-практиков из Турции. Турецкие специалисты много лет посвятили исследованию и формулировке этических норм в детской психотерапии. Все психологические исследования регулируются этическими принципами, но детский возраст имеет самую сложную специфику, требующую большого внимания специалистов и вместе с тем, вызывает глубокий интерес международного психологического сообщества. Свой доклад об этических нормах в проведении психологических исследований детей младшего возраста представит Заместитель председателя Турецкой психологической ассоциации Илькиз Алтиноглю Дикмеер, известный исследователь в области детской и подростковой психологии и психиатрии.
Фокус-регион – Республика Саха (Якутия)

Впервые в конференции наряду со страной-партнером выбран фокус-регион Саха (Якутия). Саха относится к числу передовых и инновационных регионов России в области дошкольного образования. С 1990-хх гг. здесь успешно реализуется уникальная региональная программа образования детей младшего возраста по 5 приоритетным направлениям. Конференцию посетит действующий Министр образования Якутии, член Оргкомитета конференции ECCE, Владимир Егоров.

По его инициативе, внутри Малой академии наук, выступающей контрагентом Министерства образования Якутии, было создано дошкольное отделение. Оно специализируется на развитии когнитивного мышления и одаренности у детей младшего возраста.

В Якутии традиционно сильны педагогические сообщества. В ноябре 2018 года по инициативе современных учителей-практиков в республике был создан Якутский институт современного образования и инноваций. Его главная цель — создавать ракурсы профессионального развития педагогов с помощью активной поддержки коллег и наставников.

Проекты ЮНЕСКО в деловой программе ECCE
Важнейшая тема конференции ECCE 2019 - сотрудничество России и ЮНЕСКО в области дошкольного образования. С 2018 года мероприятие проходит под эгидой ЮНЕСКО и эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. В 2019 году Ответственный секретарь Комиссии Григорий Орджоникидзе стал членом Оргкомитета ECCE. Отдельную секцию деловой программы следующего года впервые посвятят Проекту «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» (ПАШ), призванному способствовать распространению глобальных ценностей ЮНЕСКО. Проект имеет широкое распространение во всем мире, в него интегрированы более 9000 организаций в 180 странах.

Благодаря недавно достигнутым договоренностям между Председателем Оргкомитета конференции Николаем Вераксой и Национальным координатором проекта ПАШ в РФ Нэллой Прусс, в 2019-20 гг. число ассоциированных школ увеличится за счет дошкольных организаций, принимающих участие в конференции ECCE. Ранее дошкольный блок в проекте был представлен крайне ограничено.

Отдельно на конференции обсудят работу кафедр ЮНЕСКО на базе российских вузов. Совсем недавно, в 2018 году новая кафедра ЮНЕСКО открылась на базе организатора конференции ECCE, Международной педагогической академии дошкольного образования.

Иностранные ключевые спикеры 2019:

Профессор факультета образования и развития детей Оксфордского университета, Ирам Сираж (Великобритания).
Эксперт в области вычислительной когнитивистики, профессор Калифорнийского университета в Беркли, Фей Ксю (США).
Профессор Нового Университета Лиссабона, Директор Института Выготского, Хоаким Квинтино-Айрес (Португалия) и др.

Эксперты из России:

Председатель Оргкомитета Международной конференции ECCE, Ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, профессор Николай Веракса.
Заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития Уральского федерального университета Сергей Киселев.
Руководитель начальной школы Новой школы и регионального проекта по дошкольному образованию в г. Альметьевск Сергей Плахотников и др.

К участию в мероприятии приглашаются эксперты в области дошкольного образования, специалисты высшей школы, руководители, методисты и воспитатели ДОО. Организатором мероприятия выступает Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО).

В рамках конференции пройдет выставка «Современное дошкольное образование», где более 50 компаний представят новейшие разработки и методики в области образования детей младшего возраста.

Минпросвещения утвердило критерии оценки качества образовательной деятельности в сфере СПО


Министерством просвещения утверждены критерии оценки качества образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования, основных программ профобучения и допобразования. Соответствующий приказ вступил в силу сегодня, 7 мая.
Приказ устанавливает, что сведения о деятельности организации, которые размещены в Сети, должны соответствовать информации, содержащейся на информационных стендах на территории колледжа или училища.

На официальном сайте образовательного учреждения должны быть указаны номер телефона и адрес электронной почты, а также организована возможность для подачи электронного обращения и получения консультации относительно услуг, предоставляемых этим учреждением. Помимо этого, следует указывать число получателей образовательных услуг в этой организации.

Документом устанавливаются и требования к условиям получения образования. В каждой организации должны быть зоны отдыха и санитарно-гигиенические помещения. Наличие питьевой воды также является обязательным условием.

Кроме того, в организациях должны быть пандусы, стоянки для инвалидов, а также адаптированные для них лифты и сменные кресла-коляски. К тому же необходимо иметь возможность дублировать информацию для инвалидов по слуху и зрению, а также создать альтернативную версию сайта для слабовидящих. Помимо этого, должна быть предоставлена возможность получения образования на дому.

В документе отмечается, что абсолютно все работники образовательного учреждения обязаны быть вежливыми и доброжелательными.

Рекомендации для педагогов по ведению соцсетей могут появиться в России


К началу следующего учебного года Минпросвещения совместно с экспертами может создать особые рекомендации для учителей по ведению аккаунтов в социальных сетях. Об этом говорится в ответе руководителя ведомства Ольги Васильевой на запрос депутата Государственной думы Дмитрия Свищева.

В конце марта Свищев выступил с предложением разработать концепцию по самовыражению педагогов в соцсетях и внести соответствующие пункты в «Кодекс профессиональной этики педагогических работников».

Ранее министр образования Алтайского края Максим Костенко заявил, что властями региона принято решение проводить такую работу с педагогами и директорами образовательных организаций. Причиной для этого стал скандал с барнаульской учительницей Татьяной Кувшинниковой, вынужденной уволиться из-за фото в спортивном купальнике.

Васильева в своем ответе подчеркнула, что в условиях повсеместного распространения социальных медиа тема формирования имиджа педагогов приобретает особую важность.
Ранее сообщалось, что ряд зарубежных стран вводят правила пользования соцсетями для учителей и учеников.

Путин подписал закон об ужесточении госзакупок для организации отдыха детей


Президент России Владимир Путин подписал закон, ужесточающий условия госзакупок услуг по организации отдыха и оздоровления детей, соответствующий документ опубликован на портале правовой информации в среду.

Документ, проект которого был внесен группой депутатов-единороссов во главе с Сергеем Неверовым, разработан во исполнение поручения президента РФ в целях обеспечения надлежащего уровня безопасности, педагогическо-воспитательной работы, медицинского и социального обслуживания детей.

Закон допускает госзакупки услуг для организации отдыха и оздоровления детей лишь на конкурсах с ограниченным участием, в том числе в электронной форме, а также путем проведения запроса котировок и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом к участникам закупок путем запроса котировок и у единственного поставщика не будут применяться дополнительные требования, установленные законом для участников закупок, осуществляемых только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Действующий закон о контрактной системе допускает закупки услуг по организации отдыха детей путем проведения аукционов, запросов котировок и предложений. Как пояснял ранее один из авторов законопроекта, первый замруководителя фракции "Единая Россия" Андрей Исаев, согласно действующей общей норме закупка путевок для детей осуществляется у того, кто предложил самую низкую цену.

Безопасностью и здоровьем детей недопустимо пренебрегать ради экономической выгоды, подчеркивал спикер Госдумы Вячеслав Володин.

 Подбор материалов подготовлен:

комитетом Краснодарской краевой территориальной организации
Профсоюза работников народного образования и науки РФ