Информационный лист «Обзор печати» 21 мая – 27 мая 2018г.

Для кубанских выпускников прозвучал последний звонок


На торжественном мероприятии в МБОУ СОШ №13 города Армавира с окончанием учебного года школьников поздравил председатель краевой организации Профсоюза Сергей Даниленко.

Как отметил Сергей Николаевич, последний звонок – праздник школьников, который означает для ребят не только завершение школьных лет, но и первые шаги на пути к взрослой жизни. Председатель пожелал выпускникам успешной сдачи государственной итоговой аттестации: "Осталось совершить маленький шаг навстречу взрослой жизни. Это будет сложное испытание, но каждый из вас уже к нему готов и покажет свой самый лучший результат".

В этот торжественный день выражаю признательность учителям, которые на протяжении всего школьного пути были рядом с вами. Примите искренние слова благодарности за ваш профессионализм, стремление всегда быть рядом с детьми, желание открывать новые горизонты знаний, учить добру и милосердию! – обратился к присутствующим Сергей Даниленко.

После торжественной линейки состоялся традиционный Всекубанский классный час. В этом году он прошел под девизом «Спешите делать добрые дела» и был посвящен волонтерскому движению.

В этом году со школой прощаются более двадцати трех тысяч одиннадцатиклассников края. Последний звонок – особенный и для пятидесяти восьми тысяч учеников 9-х классов. Мероприятие станет для ребят главным торжественным событием накануне ответственного периода сдачи экзаменов. Уже 25 мая ребята сдавали свой первый экзамен ГИА по иностранному языку, а выпускники 11-х классов готовятся к ЕГЭ по географии и информатике, которые состоятся 28 мая.  

Всероссийский семинар-совещание профсоюзной инспекции труда


21-23 мая в Учебном центре Московской областной организации объединения профсоюзов проходит Всероссийское совещание технических инспекторов труда Общероссийского Профсоюза образования.
В совещании принимает участие 70 профсоюзных технических инспекторов труда и специалистов, курирующих это направление в аппаратах региональных организаций Профсоюза, а также гости из Республик Азербайджан и Беларусь. Среди участников семинара и главный технический инспектор труда аппарата комитета краевой организации Профсоюза - А.Г. Притюхов.
Пленарное заседание открыли Председатель Профсоюза Галина Меркулова и заместитель председателя Профсоюза Вадим Дудин.

В первый день работы в рамках совещания состоялось совместное заседание представителей инспекции Профсоюза с коллегами - главными техническими инспекторами труда общероссийских профсоюзов, которые принимают участие в мероприятии Федерации независимых профсоюзов России, приуроченном к 100-летию инспекции труда в России.

В заседании также участвовали представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, других федеральных органов.

Второй день, 22 мая, открыла Председатель Профсоюза Галина Меркулова с докладом "О реализации мероприятий Года охраны труда в Профсоюзе" выступил заместитель председателя Профсоюза Вадим Дудин. С информацией о состоянии работы по защите прав членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда в свете реализации мероприятий декабрьского пленума ЦС Профсоюза 2017 года выступил заведующий отделом охраны труда и здоровья аппарата Профсоюза - главный технический инспектор труда ЦС Профсоюза Юрий Щемелёв.

"Учитель года России" в 2018-м ждут перемены


21 мая в Минобрнауки России состоялось заседание организационного комитета Всероссийского конкурса "Учитель года России", на котором обсуждался ход подготовки к состязанию 2018 года, которое пройдёт осенью в Санкт-Петербурге, и предлагаемые изменения в порядок проведения заключительного этапа конкурса.
В заседании принимала участие министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева. Вела мероприятие заместитель министра образования и науки Российской Федерации Татьяна Синюгина.
В работе оргкомитета конкурса участвовали заместитель председателя оргкомитета конкурса, Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова и член оргкомитета конкурса, секретарь – заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Профсоюза Елена Елшина.
Ольга Васильева отметила, что конкурс имеет традиции, которые "сохраняются уже на протяжении более четверти века".

- И мы сделаем всё возможное, чтобы достойно справиться с возложенной на нас обязанностью, а именно – проведением этого мероприятия. Напомню, главные задачи оргкомитета – это тщательная проработка проведения конкурса, содержания его испытаний, чтобы конкурс стал ещё более профессиональным. Необходимо, чтобы "Учитель года России" соответствовал новым веяниям развития образования в нашей стране и главное – повышал престиж профессии наших учителей, – подчеркнула министр.

О предлагаемых изменениях в порядок проведения заключительного этапа Всероссийского конкурса в этом году рассказал директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Андрей Петров.

– Мы провели очень плодотворные встречи с победителями конкурса, представителями предметных ассоциаций, и появился целый комплекс предложений. Уже в этом году мы предлагаем внести некоторые изменения в конкурсные испытания. Интернет-ресурс, сайт, который сейчас демонстрирует конкурсант, живёт несколько месяцев, а затем за ненадобностью "умирает". Все, с кем мы обсуждали эту тему, говорят, что учитель живёт в соцсетях, общается с педагогами, коллегами, учениками, даже администрацией – в соцсетях. В связи с этим предлагаем конкурсантам 2018 года продемонстрировать вместо сайта свои страницы или группы в социальных сетях.

Он также сообщил о предлагаемых изменениях в конкурсные испытания второго и третьего очного туров федерального этапа конкурса. В 2017 году испытания второго очного тура включали три конкурсных испытания: "Мастер-класс", "Педагогический совет" и "Образовательный проект". В текущем году формат "Мастер-класса" предлагается оставить без изменений, а "Педагогический совет" и "Образовательный проект" предложено переформатировать. В ходе заседания оргкомитета его члены высказали свои позиции по предложенным названиям и формату данных конкурсных испытаний.

Стратегию информационной поддержки Всероссийского конкурса "Учитель года России" в 2018 году участникам заседания представил директор Департамента информационной политики Минобрнауки России Андрей Емельянов.

Помимо традиционного освещения в газетах и на телеканалах, нами уже достигнута договорённость с "Русским радио" о поддержке конкурса. Конечно, все ресурсы созданного Министерства просвещения будут также работать на благо этого конкурса, уделять ему необходимое внимание, но акцент мы хотим сделать на социальных сетях. Также предлагаем ввести уникальный хэштэг и публиковать под ним интервью, мнения и факты, организовывать прямые эфиры, лекции и мастер-классы финалистов с возможностью ответов на вопросы пользователей. То же самое касается онлайн-трансляции в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники" финального испытания конкурса, трансляции торжественной церемонии награждения победителей и праздничного концерта. Мы также прорабатываем вариант, что трансляция пройдёт и на федеральном канале, – резюмировал Андрей Андреевич.

В ходе заседания обсудили подготовку к проведению в Санкт-Петербурге I и II туров федерального этапа конкурса и торжественной церемонии его открытия. Участникам оргкомитета был представлен план мероприятий по проведению федерального этапа конкурса и программа семинара для его участников.

На заседании выступили представители соучредителей конкурса – Общероссийского Профсоюза образования и Издательского дома "Учительская газета". Председатель Профсоюза Галина Меркулова отметила, что изменения, вносимые в порядок проведения конкурса, касаются в основном организации состязания, а не его содержания. Профсоюз оценивает все предложения с точки зрения полезности и приемлемости для участников – педагогов.
Подводя итоги заседания, Татьяна Синюгина попросила членов оргкомитета направить до 28 мая свои предложения в адрес Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России по поводу озвученных изменений в Порядок проведения конкурса, плана мероприятий проведения федерального этапа и программы семинара для его участников.

Мы будем ещё некоторое время обсуждать порядок проведения конкурса, чтобы потом, согласовав его, окончательно утвердить. Мы рассмотрим предложение о возможности создания мобильной рабочей группы, которая систематизирует все предложения всех членов оргкомитета, чтобы всё упорядочить и привести в соответствие. Чтобы порядок конкурса, который будет утверждён, соответствовал всем необходимым требованиям и отвечал всем вызовам, – информировала Татьяна Юрьевна.    

Стартовал Всероссийский конкурс "Траектория успеха" - 2018


В целях повышения профессионализма, социальной репутации и имиджа первичных профсоюзных организаций работников вузов, поиска эффективных форм и способов защиты прав и интересов членов Профсоюза, обобщения и распространения имеющегося опыта работы, Координационный совет председателей первичных профсоюзных организаций в профессиональных образовательных организациях Общероссийского Профсоюза образования проводит в 2018 году V Всероссийский конкурс "Траектория успеха".

Конкурс проводится в два этапа: заочный (с 10 мая по 15 июля) и финальный (сентябрь).
Обращаем внимание, что в этом году внесены ряд изменений в Положение о Всероссийском конкурсе "Траектория успеха" (см. Постановление Исполнительного комитета Профсоюза от 28 марта 2017 года № 12-7 "Об организации и проведении Всероссийского конкурса "Траектория успеха"", с приложениями, г. Москва.).

Заявки на участие в конкурсе на бумажных носителях (один экземпляр) направляются в оргкомитет конкурса по адресу: 117342, г. Москва, улица Бутлерова, дом 17, корпус С, Общероссийский Профсоюз образования, Отдел профессионального образования, в срок до 17:00 МСК 15 июля 2018 года.
В электронном варианте заявки направляются на адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. с пометкой "Всероссийский конкурс "Траектория успеха"".

Заявки, поданные позднее указанного срока, к участию в конкурсе не допускаются.
Дополнительную информацию можно получить по телефонам отдела профессионального образования аппарата Профсоюза: 8 (495) 134-30-10 доб. 304, 305.

Кубанские школы стали победителями конкурса Министерства образования и науки РФ


Федеральное Министерство образования и науки подвело итоги конкурса на предоставление грантов образовательным учреждениям. Жюри оценивало их инновационные проекты, направленные на развитие внеурочной деятельности, цифровой образовательной среды и электронного обучения, а также естественно-научного и инженерно-математического образования.

Свои разработки представили 33 кубанские школы. Так, школа №11 города Ейска направила на конкурс проект по созданию сети школ с инженерным образованием. «В нашей школе мы не первый год проводим инженерные соревнования. Ученики активно пишут проектные работы, занимаются моделированием. Наша задача - дать ребятам инструментарий инженерного образования. Методикой, которая уже дала результат, мы хотим поделиться с другими педагогами. Планируем выпустить методические пособия, провести вебинары, приобрести оборудование», - рассказал директор школы Андрей Семке.

По итогам конкурса шесть образовательных учреждений края были признаны победителями. Это школы №11 Ейского района, №27 города Новороссийска, №19 Усть-Лабинского района имени В.П. Стрельникова, №13 имени Героя Советского Союза Г.К. Кулика Тимашевского района, №89 города Краснодара и №8 имени Ц.Л. Куникова города-курорта Геленджика.

Каждая получит грант в размере более одного миллиона рублей из федерального и краевого бюджета на развитие своих инновационных проектов.

Делегация Краснодарского края приняла участие в VII Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста»


С 16 по 20 мая 2018 года в Москве состоялась VII Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2018). Это крупнейшее Российское мероприятие, посвящённое педагогике и психологии детства, содержанию и организации дошкольного образования.
Организаторы конференции: МГУ имени М.В. Ломоносова и Московская педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО).

Конференция проходила под эгидой ЮНЕСКО, входит в План мероприятий Евразийской ассоциации университетов, План мероприятий, посвященных Году культуры в Содружестве Независимых Государств.
В ней приняли участие ведущие эксперты в области дошкольного детства и детской психологии более 30 стран и регионов России, в том числе делегация из Краснодарского края.

В рамках конференции проведена «Открытая образовательная программа», ориентированная на педагогов-практиков. Направления дискуссий отражали актуальные мировые научные тренды. Участникам предоставлена возможность познакомиться с современными достижениями ведущих специалистов, представлены новейшие результаты исследований, интересные инициативы, проекты и методики.

В России снизилось число воспитанников в специальных учебно-воспитательных учреждениях


18 мая в Республике Адыгея состоялся круглый стол на тему «Актуальные вопросы совершенствования законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений для обучающихся с девиантным поведением». Мероприятие провели Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей и Минобрнауки России.    

На заседании выступила заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгина. Она привела примеры успешного опыта работы специальных учебно-воспитательных учреждений (СУВУ), в том числе Майкопского специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, которое, по её словам, является флагманом среди учреждений для обучающихся с девиантным поведением. В учреждении проходят реабилитацию 137 человек из 48 регионов страны. Для них созданы необходимые условия для получения рабочих профессий, занятий спортом, действует система дополнительного образования.
Татьяна Юрьевна отметила высокую роль руководителей таких учреждений в организации работы по профилактике правонарушений среди подростков.

В России снизилось число воспитанников в специальных учебно-воспитательных учреждениях, что является результатом большой профилактической работы в данном направлении. Вместе с тем, руководство Минобрнауки России считает, что сегодня нужно находить новые формы работы спецучреждений, изменять деятельность, связанную с коррекцией поведения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, – заявила Т.Ю. Синюгина.

Круглый стол прошёл в рамках VII Всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам для обучающихся СУВУ, которая проходила с 15 по 19 мая в Майкопском специальном учебно-воспитательном учреждение для обучающихся с девиантным поведением закрытого типа.

В программу олимпиады были включены два тура выполнения заданий по пяти предметам – русский язык, математика, биология, история, трудовое обучение (технология), а также культурно-массовые и спортивные мероприятия. Всего в олимпиаде приняли участие 53 человека из 28 субъектов Российской Федерации.
Также заседание круглого стола прошло совместно с Всероссийским совещанием руководителей СУВУ. В рамках заседания обсуждались актуальные вопросы совершенствования законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений, современные технологии профилактики девиантного поведения.

Для руководителей и педагогических работников прошли круглые столы, семинары и мастер-классы. В мероприятиях приняли участие 146 человек.

Справочно

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона № 300343-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации», который позволит обеспечить единые подходы к вопросам профилактики преступлений и правонарушений, ресоциализации несовершеннолетних, помещённых в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов на федеральном и региональном уровнях.

В Москве обсудили механизмы независимой оценки качества услуг в социальной сфере


22 мая в Москве состоялось экспертное совещание «Проблемы проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы, выявленные в ходе реализации проекта Общероссийского народного фронта «Народная оценка качества».

В совещании приняла участие директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки Российской Федерации А.В. Хамардюк.

Планы по повышению качества связаны с реальными проблемами, выявленными по итогам оценочных процедур формальных и неформальных, но, так или иначе, вся работа должна коррелировать с существующими ведомственными планами, а главное – быть синхронизирована с бюджетным планированием. Если граждане в ответах на вопросы анкет указывают на ненадлежащее состояние инфраструктуры, плохие условия в школах, детских садах, вузах, отсутствие в них условий для инвалидов – это должно не просто приниматься к сведению и быть зафиксированным. Независимая оценка существует для принятия решений, для исправления ситуаций. Это тоже предмет мониторинга со стороны Министерства и региональных органов власти, – подчеркнула А.В. Хамардюк.

На совещании обсудили новые положения законодательства по реализации механизма независимой оценки качества, вопросы эффективности деятельности общественных советов и достоверности результатов независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы.

Справочно

Общероссийский народный фронт – общественное движение, созданное в мае 2011 года по инициативе президента Российской Федерации В.В. Путина, которое объединяет активных и неравнодушных жителей страны. Среди целей движения: вовлечение граждан, организаций и институтов гражданского общества в постоянную совместную работу по определению приоритетов развития России, содействие расширению возможностей народовластия, реальному участию всех активных и неравнодушных граждан в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; укрепление социального партнёрства и гражданской взаимопомощи, поддержка общественной самоорганизации, социального творчества, добровольчества, иных созидательных гражданских инициатив по решению важнейших вопросов развития страны.

Стартовала подготовка к Всероссийскому съезду работников дошкольного образования


23 мая в Минобрнауки России состоялось первое заседание оргкомитета V Всероссийского съезда работников дошкольного образования, который пройдёт в ноябре текущего года в Москве.

В состав оргкомитета Съезда вошли представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, экспертного сообщества, политические и общественные деятели.
На первом заседании оргкомитета был представлен проект программы Съезда, состоялся предметный анализ предлагаемых для обсуждения на Съезде тем, направлений работы, дискуссионных площадок и секций, которые предложили члены координационной группы по вопросам дошкольного образования.

Также на заседании оргкомитета был заявлен к обсуждению проект программы Съезда, который приняли за основу для окончательной доработки с учётом предложений членов оргкомитета.
Следующие заседания оргкомитета запланированы на  июнь и сентябрь 2018 года.

Справочно

В соответствии с пунктом 52 Плана деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утверждённого 22 февраля 2018 г. № ОВ-4/02вн, 23-24 ноября 2018 года в Москве состоится V Всероссийский съезд работников дошкольного образования.

Съезд является значимым мероприятием, направленным на обсуждение научно-практических, учебно-методических вопросов дошкольного образования с целью содействия модернизации содержания дошкольного образования, развития образовательных технологий в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, распространения лучших педагогических практик.
В работе Съезда примут участие делегаты из всех регионов Российской Федерации, в том числе победитель и лауреаты IX Всероссийского конкурса «Воспитатель года России 2018 года».  

«Цифровая школа» изменит роль педагогов в образовательных организациях


25 мая в работе Петербургского международного экономического форума принимает участие Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева. На полях форума она прокомментировала, что изменит в сфере образования реализация проекта «Цифровая школа».

О.Ю. Васильева уточнила, что в настоящее время ведомство дорабатывает паспорт проекта с учётом приоритетов, обозначенных в новых майских указах Президента Российской Федерации.

- Работа над проектом «Цифровая школа» важна для всех, кто сегодня задействован в системе образования. Проект позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возможность нашим школьникам свободно и в тоже время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Благодаря проекту у родителей появится больше возможностей изучать интересы и способности своего ребёнка. Для педагогов цифровизация снизит административную нагрузку, высвобождая время для повышения качества своих образовательных программ, - пояснила Ольга Юрьевна.

Министр просвещения подчеркнула, что реализация проекта «Цифровая школа» предусматривает также повышение квалификации педагогов.

- «Цифровая школа» обеспечит повышение квалификации педагогов и оснащение школ необходимой инфраструктурой, что в свою очередь позволит максимально эффективно использовать ресурсы еще одного нашего масштабного ресурса – Российской электронной школы, в которой заключен значительный объем онлайн-материалов для учащихся и учителей, - сказала Ольга Юрьевна.

Министр просвещения сообщила, что запуск приоритетного проекта «Цифровая школа» - важнейший этап на пути реализации программы «Цифровая экономика в Российской Федерации». В рамках проекта будет создана цифровая экосистема, благодаря которой станет возможным переход к автоматизированному делопроизводству, работе с цифровыми инструментами, использованию широкого спектра современных методик и технологий обучения.

Реализация проекта повлечёт за собой обновление содержания образования и изменение роли учителя, который станет куратором, ориентирующим ребёнка в соответствии с его запросами и приоритетами, максимально индивидуализирует траектории обучения школьников. Появится возможность прохождения аттестации и сдачи государственной аттестации в цифровой форме. Родители смогут в режиме реального времени узнавать, находится ли ребёнок в школе, и какие результаты он показывает в образовательной деятельности.

В рамках проекта будут созданы цифровая платформа и информационный ресурс «Цифровая школа», которые обеспечат возможность использования и интеграции существующих на рынке решений (в том числе электронных журналов и дневников), будут обеспечены конкурентная среда и возможность взаимодействия государственного и частного сектора в сфере образования.

- Благодаря реализации проекта российские школьники смогут применять полученные компетенции в условиях стремительно развивающегося цифрового мира. Таким образом, будет сформирована преемственная линия подготовки кадров, способных решать глобальные задачи для нужд цифровой экономики, - резюмировала Министр просвещения.  

В Париже прошла конференция министров образования стран-участниц Болонского процесса


24-25 мая российская делегация во главе со статс-секретарем – заместителем Министра образования и науки Российской Федерации П.С. Зеньковичем приняла участие в конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса в Париже. Юбилейная 10-я конференция министров объединила руководителей ведомств из 70 стран мира, включая 48 представителей стран Болонской группы.

В рамках пленарных заседаний участники конференции подчеркнули необходимость развития академической мобильности и целесообразность применения инструментов Болонского процесса, обеспечивающих безбарьерную академическую среду. Кроме того, большинство докладчиков отметили важность таких направлений развития высшего образования, как поддержка инклюзивного обучения, расширение возможностей электронных образовательных ресурсов и интенсификация научной мобильности.

Российский национальный доклад о внедрении инструментов Болонского процесса получил положительную оценку, что свидетельствует об успешной интеграции России в Европейское пространство высшего образования.
В своем выступлении П.С. Зенькович отметил достижения Российской Федерации в области высшего образования и приоритетные направления работы, такие как обеспечение качества и доступности образования, трудоустройство выпускников, а также разработка новых образовательных стандартов в соответствии с современными потребностями экономики и рынка труда.

В последующие 2 года странам предстоит сосредоточиться на реализации положений Парижского коммюнике – итогового документа, принятого Министрами по завершении мероприятия. В частности, в коммюнике подчеркивается особое значение качества высшего образования, развития цифровых технологий, соблюдения положений Лиссабонской конвенции о признании, а также усиление социального аспекта высшего образования.

Справочно

Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран с целью построения Европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса является 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.

На сегодняшний день он включает в себя 48 государств, которые за последние 20 лет осуществили значительные преобразования в своих национальных системах образования. Российская Федерация является участницей Болонского процесса с 2003 года.

Основные принципы Болонского процесса - создание трехступенчатой системы университетского образования, обеспечение его качества, внедрение Европейской системы переводных зачетных единиц (ECTS) и европейского приложения к диплому Diploma Supplement. Кроме того, приоритетными задачами в рамках Болонского процесса стали разработка национальных квалификационных рамок, развитие академической мобильности, а также реализация концепции «обучения в течение всей жизни» и реформ в области социального измерения.

Перспективы развития образования вошли в повестку Петербургского международного экономического форума


Комментируя в ходе проведения форума основные направления работы создаваемого в настоящее время Министерства просвещения, О.Ю. Васильева отметила, что кампания по проведению ЕГЭ в 2018 году будет проанализирована, а результаты переданы заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой.

Мы проведём анализ кампании ЕГЭ этого года и представим все необходимые материалы Татьяне Алексеевне Голиковой. Я думаю, что качественные изменения будут, потому что они необходимы. Время меняется, появляются новые вызовы, поэтому, конечно, нужно менять и экзамены, которые являются нашим главным инструментом оценки качества образования. Оно растёт, и мы должны расти вместе с ним, – подчеркнула О.Ю. Васильева.

Также на полях работы форума О.Ю. Васильева сообщила, что «проблему разобщённости региональных образовательных программ начнут решать сразу после реорганизации Минобрнауки России».

- Эта проблема назрела, и когда будет сформирована структура нового министерства, мы сразу к этому вопросу вернёмся и будем решать. Это то самое образовательное пространство, о котором мы говорим постоянно, и которое невозможно без образовательных стандартов, федерального перечня учебников, высококвалифицированных педагогов, без координации всей школьной жизни, - сказала Ольга Юрьевна.

Ранее заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голикова, выступая на ПМЭФ, среди основных проблем, тормозящих развитие российского образования, назвала существующее в настоящее время разделение полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти.

Вице-премьер пояснила, что качественные изменения, в том числе сдерживаются разобщённостью региональных программ дошкольного и школьного образования, и программы, подготовленные по федеральным образовательным стандартам, выглядят «весьма по-разному».

- Мне кажется, что нужно переосмыслить то, что происходило в последнее время, и достаточно предметно заняться этим, в том числе и потому, что предполагается, что в эту сферу придут дополнительные деньги, а значит, неминуемо встанет вопрос эффективности их использования, - заявила Т.А. Голикова.

Справочно

Петербургский международный экономический форум – уникальное событие в мире экономики и бизнеса. ПМЭФ проводится с 1997 года, а с 2006 года проходит под патронатом и при участии Президента Российской Федерации.

Форум является ведущей мировой площадкой для общения представителей деловых кругов и обсуждения ключевых экономических вопросов, стоящих перед Россией, развивающимися рынками и миром в целом.
В 2018 году ПМЭФ проходил с 24 по 26 мая. Основная тема форума «Создавая экономику доверия».

Президент России провёл первое совещание с новым составом Правительства


26 мая в Кремле состоялось первое совещание Президента Российской Федерации В.В. Путина с новым составом Правительства Российской Федерации, где обсуждались основные приоритеты и направления деятельности обновлённого кабинета министров на период до 2024 года. Участие в совещании приняла Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева.

Открывая совещание, глава государства поздравил членов нового состава Правительства России и пожелал успехов в предстоящей работе.

- Вы вошли в состав Правительства России, перед которым стоят не просто сложные, а крайне ответственные задачи. Это цели принципиально нового уровня, от их достижения зависит жизнеспособность нашей страны, энергия её развития, её будущее – без всякого преувеличения, - сказал В.В. Путин.

Президент России подчеркнул, что Правительству предстоит максимально быстро разработать и утвердить основные направления своей деятельности и ключевые проекты в соответствии с майским указом о национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года. Он обозначил, что соответствующую работу нужно будут завершить до 1 октября текущего года.

В.В. Путин отметил, что ждёт от членов нового состава Правительства «современного стиля управления» с умением проявлять инициативу и находить нестандартные подходы.

- Вы должны также подавать пример конструктивного сотрудничества со структурами гражданского общества, политическими партиями, в том числе и с Общероссийским народным фронтом как одной из наиболее массовых общественных организаций. Активисты ОНФ уже накопили большой опыт контроля за реализацией майских указов 2012 года. Уверен, такую практику гражданского, общественного мониторинга и контроля нужно продолжить, - заявил В.В. Путин.

Президент России акцентировал внимание, что «Правительство, министерства должны быть настроены на максимальную открытость, постоянный диалог с людьми, объяснять все свои действия, в этом в значительной степени залог успеха действий Правительства».

- Нужно вовлекать как можно больше граждан в реализацию задач развития, укреплять их стремление вместе добиваться нужных нам целей. Одним словом, работа предстоит большая, содержательная и очень интересная, - заключил В.В. Путин.

Российские школы получат доступ к платформе "Яндекс.Просвещение" в сентябре


Российские школы в сентябре смогут подключиться к образовательной платформе, созданной издательством "Просвещение" совместно с компанией "Яндекс", заявил президент издательства Владимир Узун.
"Платформа проходит апробацию. В эксперименте участвуют 100 классов из разных школ в нескольких регионах страны, и первые результаты проекта в апреле этого года были представлены на Московском международном салоне образования. Мы планируем, что уже в сентябре 2018 года каждая школа получит возможность подключиться к программе", — приводятся слова Узуна в журнале ПМЭФ-2018, подготовленном фондом "Росконгресс".

Это, с его точки зрения, поможет сформировать для каждого ребенка индивидуальную образовательную траекторию. Платформа рассчитана на учеников начальной школы. Для учеников средней и старшей школы в проекте предусмотрен мини-курс, которые поможет им подготовиться к ЕГЭ.

        
Глава издательства "Просвещение" рассказал о роли современного учителя


Современный российский учитель должен быть одновременно наставником для детей и менеджером, использующим новые технологии, считает президент издательства "Просвещение" Владимир Узун.

"Недавно меня спросили, как я представляю себе учителя будущего. Помните Стива Джобса, который в джинсах и черной водолазке ходил по сцене и представлял свои новые гаджеты? Помните залы с толпами людей, внимательно слушавших его? Вот это и есть новый тип учителя – наставник, менеджер, использующий новые технологии. Тот же Джобс, представляя айпод, не предлагал вам слушать конкретную музыку, он демонстрировал возможность, инструмент. Так и учитель будущего должен объяснить ученикам, что у них есть этот инструмент, с которым можно научиться любой новой профессии", — приводятся слова Узуна в журнале ПМЭФ-2018, подготовленном фондом "Росконгресс".

Узун также отметил, что современная школа не должна быть просто местом, где детей готовят к взрослой жизни.
"Я убежден, что в школе дети живут. И наша задача – использовать комплекс современных технологий, чтобы, с одной стороны, школьная жизнь у детей была комфортной и насыщенной, а с другой – чтобы готовить их к тем профессиям будущего, которые ни вы, ни я пока не можем себе даже представить", — подчеркнул он.  

В РПЦ прокомментировали разделение Минобрнауки на два ведомства


Разделение Минобрнауки на два ведомства — министерство просвещения и министерство науки и высшего образования – является "оправданным и важным логичным шагом", который позволит чиновникам "сосредоточиться и более глубоко заниматься" проблемами отечественного образования, заявил глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

"Мне разделение науки и образования в плане создания двух разных министерств кажется оправданным и важным логичным шагом… Чем уже участок, на котором тебе нужно сосредоточиться, тем более глубоко ты можешь этим заниматься", — сказал Легойда, слова которого приводит в понедельник синодальный отдел.
При этом представитель Русской православной церкви выразил обеспокоенность слабой, на его взгляд, проработанностью целей отечественного образования "на концептуальном уровне" и его чрезмерную ориентированностью на международные рейтинги.

"В принципе попадание в рейтинги — это не цель, а задача, и не факт, что самая главная. Поэтому если мы не формулируем стратегических целей, то тут можно создавать сколько угодно министерств или сохранить одно — само по себе это проблему не решает. Говорю это не в упрек, очень надеюсь, что появление двух новых министерств позволит сосредоточиться и более глубоко заниматься этими важнейшими для будущего нашего общества вопросами", — отметил Легойда.

Выступая в эфире передачи "Светлый вечер" на радио "Вера", он также напомнил, что эксперты в области рынка занятости сформулировали ряд условий для успешной подготовки современного специалиста, среди которых — важность обретения навыка принятия решений в условиях неопределенности, развития скорости реакции и непрерывного обучения на протяжении всей жизни.

"Это свидетельствует о том, что мы живем в интереснейшую эпоху, которую, прежде всего, определяет никогда не встречавшаяся ранее скорость происходящих изменений", — добавил глава синодального отдела.

На прошлой неделе президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому Минобрнауки разделяется на два ведомства: министерство просвещения и министерство науки и высшего образования. Первое займется госполитикой в сфере общего и среднего образования, второе — научной и инновационной деятельностью. Кроме того, Рособрнадзор и Росмолодежь перейдут в подчинение правительству. Также Путин упразднил Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), передав его функции новому министерству науки и высшего образования.

Совет по правам человека (СПЧ) при президенте РФ в понедельник проводит специальное заседание, посвященное вопросам реализации права на образование и защиты прав участников образовательного процесса.     

Майские указы 2012 года не решили вопрос зарплат педагогов, заявили в СПЧ


"Майские указы" президента России от 2012 года не улучшили ситуацию с оплатой труда педагогов, официальная статистика по средним зарплатам сильно завышена, у большинства они не изменились, а у некоторых даже снизились, заявила член президентского Совета по правам человека Анита Соболева, возглавляющая в СПЧ постоянную комиссию по культурным правам, образованию и науке.

По ее словам, двумя самыми актуальными проблемами в сфере образования сейчас остаются бюрократизация и низкое финансирование. Требует решения проблема и с нагрузкой на преподавателей, и с оплатой их труда, подчеркнула она.

"Майские указы президента, изданные в 2012 году, которые с такой надеждой восприняли все преподаватели, не привели к улучшению ситуации с оплатой труда. Лишь немногие стали получать больше, у большинства зарплата осталась на том же уровне или даже понизилась", — сказала Соболева в понедельник на специальном заседании СПЧ, посвященном проблемам в сфере образования.

Она отметила, что на деле нет таких цифр, которые показывает официальная статистика по средним зарплатам учителей.
"Красивые цифры в 130 тысяч средней заработной платы преподавателей вузов в Москве, 60-80 тысяч — в регионах, которые мы видим в публикуемой отчетности, это сплошное очковтирательство. Эти якобы средние цифры вызывают раздражение людей, которые никогда таких сумм на руках и в ведомости не видели", — заявила правозащитница.

Методика расчета средней зарплаты по школе или вузу такова, что позволяет манипулировать этими подсчетами, "посылая наверх красивые цифры", утверждает она. Соболева привела в качестве примеров лишь несколько таких способов, в частности, переход на пониженную ставку, увеличение нагрузки.

"Способ первый: всем преподавателям или научным сотрудникам добровольно-принудительно предлагают написать заявление о переходе на 0,3 ставки или на 0,7 ставки при полном сохранении объема работы и прежних размеров выплат. Человек ничего не теряет в зарплате, но по расчетам "наверх" он приобрел", — рассказала она.
Вторым подобным вариантом может быть увеличение нагрузки на учителей, уточнила член СПЧ, — когда человек работает на две ставки по внутреннему совместительству, увеличивается количество часов обязательной нагрузки. "Практически, человек работает на двух работах. Но при этом все равно эта зарплата учитывается как одна", — добавила Соболева.

Третьим путем завышения статистики является перевод на гражданско-правовой договор тех педагогов, которые не получили стимулирующей надбавки.
"В этом случае в зарплате человек не теряет, но он теряет, естественно, многие другие права и льготы. Но это тоже не учитывается в общих красивых цифрах, которые идут наверх", — рассказала она.
Еще один способ: "учитываются суммы всех стимулирующих выплат — за статьи, по грантам — и в какой-то год у человека выходит очень хорошая и красивая зарплата, но надо понимать, что гранты не каждый год и не на всех получаются".

Методолог QS: подчинение вузов РФ министерству науки поможет им развиваться


Важно, что в рамках реорганизации правительства российские университеты оказались в одном министерстве с научными учреждениями, иначе это помешало бы их развитию, заявил РИА Новости Бен Саутер, руководитель отдела исследований британской рейтинговой компании Quacquarelli Symonds (QS).

На прошлой неделе президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому Минобрнауки разделяется на два ведомства: министерство просвещения и министерство науки и высшего образования. Первое займется госполитикой в сфере общего и среднего образования, второе – научной и инновационной деятельностью.

Рособрнадзор и Росмолодежь переходят в подчинение правительства. Также Путин упразднил Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), передав его функции новому министерству науки и высшего образования. "Когда я услышал эти слухи о том, что министерство будет разделено, я был озабочен тем, что, возможно, было бы, если в РФ бы разделили науку и высшее образование. Думаю, вот это было бы ошибкой — в контексте развивающегося рынка, когда университеты пытаются что-то привнести в развитие науки. Для России, думаю, это важно, что высшее образование объединяют с наукой", — считает Саутер.

"В разных странах ситуация разная — все меняется в зависимости от контекста. В Великобритании раньше было министерство университетов и науки, сейчас у нас министерство высшего образования. В Японии это министерство образования, науки и культуры. Конфигурация в разных странах разная, но для России, как мне кажется, важно, что высшее образование связано с наукой. Если бы это было не так, то развиваться в этом контексте российским университетам было бы трудно", — отметил эксперт.

Ежегодно Quacquarelli Symonds составляет рейтинг лучших университетов мира на основе шести критериев: авторитетности в области научных исследований, соотношения профессорско-преподавательского состава к числу студентов, репутации вуза среди работодателей, индекса цитируемости научных публикаций, доли иностранных студентов и доли иностранных преподавателей.


В Минобрнауки рассказали о грантах на проекты по математике и чтению


Школы, гимназии и лицеи России получат по миллиону рублей на проекты по математике и чтению, сообщили в Минобрнауки РФ.

"Школы, лицеи и гимназии России получат по миллиону рублей на проекты по математике и чтению. Всего на 2018 год выделено 65 грантов на пять крупных проектов в сфере школьного образования", — говорится на официальном аккаунте ведомства в Twitter.

В пресс-службе ведомства добавили, что по результатам экспертизы заявок конкурсная комиссия решила утвердить количество общеобразовательных организаций — победителей конкурсного отбора по лотам исходя из количества заявок, поступивших в Минобрнауки РФ по каждому лоту.

"Первый лот – 16 общеобразовательных организаций, второй лот – 13 общеобразовательных организаций, третий лот – 18 общеобразовательных организаций, четвертый лот – восемь общеобразовательных организаций, пятый – десять общеобразовательных организаций", — говорится в сообщении.

В российских школах введут внеурочную программу "Права человека"


В Совете федерации (СФ) планируют ввести в школах внеурочную образовательную программу "Права человека" с начала следующего учебного года, сообщила во вторник член комитета Совета Федерации по законодательству и государственному строительству Людмила Бокова.

"Мы поддерживаем разработку программы "Права человека" во внеурочной деятельности. На данный момент программа проходит проверку экспертов, и мы будем стремиться, чтобы с начала учебного года данная программа начала свою реализацию", — сказала Бокова на конференции "Правовое просвещение и образование в области прав человека: опыт и перспективы современной России".

Она также добавила, что в рамках летней школы СФ планирует провести обучение педагогов по вопросам прав человека и в частности — прав детей. По словам Боковой, более 300 тысяч педагогов пройдут соответствующее обучение и в следующем году смогут принять участие в проведении единого урока "Права человека" в России.
1 декабря 2017 года уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова провела открытый урок по правам человека в МГИМО для 700 российских школьников, чьи учебные заведения участвуют в школьной модели ООН.

В 2017 году российский омбудсмен обратилась к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой включить дисциплину "Права человека" в государственную программу высшего образования. Инициативу Москальковой поддержало министерство образования и науки РФ и региональные уполномоченные. Осенью омбудсмен прочитала ряд лекций о правах человека в московских вузах. На данный момент аппарат уполномоченного планирует создать общую образовательную программу по данной дисциплине.

Эксперты обсудили, как включать основы семейного уклада в учебный процесс


Общероссийская общественная организация "Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей" (НРА) разработала методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования по подготовке и апробации элективных курсов, посвященных основам семейного уклада и семейных традиций для обучающихся образовательных организаций и их родителей. Общественно-педагогическое обсуждение документа прошло в среду в МИА "Россия сегодня".

Документ разработан в рамках проекта Минобрнауки "Методическое обеспечение взаимодействия общеобразовательных организаций и родительской общественности в рамках урочной и внеурочной деятельности по вопросам формирования и популяризации семейных ценностей".

По словам ответственного секретаря координационного совета НРА Алексея Гусева, методические рекомендации отражают ключевые принципы вовлечения родителей в образование детей и развития диалога семьи и школы. "Должен быть не отдельный школьный предмет о семье, а все предметы в форме урочной и внеурочной деятельности, в том числе в каникулярный период должны включать семейную тематику", ‒ отметил эксперт.

Документ предусматривает проведение детско-родительских мероприятий и активное вовлечение родителей в образование детей. В частности, подготовлен комплекс типовых сценариев детско-родительских мероприятий, посвященных формированию семейных ценностей, информационной культуре, здоровому и безопасному образу жизни семей. Кроме того, разработаны рекомендации по организации и проведению в каникулярный период форсайт-игр, коммуникативных тренингов, деловых игр по тематике семейных ценностей и детско-родительских отношений.

В рамках проекта разработан комплект методических пособий для классных руководителей, социальных педагогов и вожатых по организации детско-родительских мероприятий "Школа будущих родителей".
Говоря о ключевых методических подходах, эксперт НРА подчеркнул недопустимость унификации и формализации семейной тематики. "Семья ‒ слишком тонкая материя, и любая формализация убьет идею на корню", ‒ сказал он, добавив, что родительская организация выступает за разнообразие практик и максимальное расширение инструментария для родителей.

В Минобрнауки рассказали о новых элективных курсах для школьников


Министерство просвещения совместно с Национальной родительской ассоциацией собираются ввести в российских школах элективные курсы, посвященные основам семейного уклада и семейных традиций, сообщает в четверг пресс-служба Минобрнауки.

Ранее президент РФ Владимир Путин подписал указ "О структуре федеральных органов исполнительной власти", разделив Минобрнауки на министерство просвещения и министерство науки и высшего образования и передав последнему функции упраздненного им Федерального агентства научных организаций (ФАНО).

"Министерство просвещения РФ разработало рекомендации по подготовке и апробации элективных курсов, посвященных основам семейного уклада и семейных традиций, для обучающихся образовательных организаций и их родителей… Подготовленные Национальной родительской ассоциацией методические рекомендации по организации работы с детьми и родителями по воспитанию семейных ценностей будут представлены на общественное обсуждение, по окончании которого будут рассмотрены министерством просвещения", — говорится в сообщении.

По словам министра просвещения Ольги Васильевой, родители обязаны участвовать в процессе воспитания ребенка ни чуть не менее, чем педагоги. "Мы в этом случае выступаем, безусловно, за развитие диалога семьи и школы", — приводит пресс-служба ее слова.

Васильева отметила, что речь идет не о конкретных уроках, а о "рекомендациях, программах, сценариях, которые позволят родителям восполнить востребованные знания, умения и навыки через совместную деятельность с детьми".

"Семья на протяжении последних 40 лет занимает лидирующую позицию среди основных жизненных ценностей молодежи", — заявила министр. По ее словам, чтобы быть современным компетентным и ответственным родителем, надо осознать роль родителя "как главную роль в жизни".
"Планируется, что в апробации примут участие свыше 15,7 миллиона человек, в том числе более 1,3 миллиона педагогов", — отметили в пресс-службе.

"Просвещение" и "Артек" вместе реализуют образовательные программы


Группа компаний "Просвещение" и "Международный детский центр "Артек" на Петербургском международном экономическом форуме подписали соглашение о совместной разработке и реализации федеральных и региональных программ и проектов, направленных на развитие потенциала образовательных организаций и профессиональный рост педагогов, говорится в сообщении "Просвещения".

Сотрудничество предполагает совместную работу по модернизации и повышению качества системы образования, в том числе дополнительного образования. Планируется проведение образовательных мероприятий и развивающих программ для детей и подростков, информационных кампаний, социальных акций.

"Для нас подписание соглашения с "Артеком" — это знаковое событие. Мы сотрудничаем не первый год, вместе сделали музей "Артека". В рамках соглашения мы планируем и дальше продолжать, расширять и развивать наше сотрудничество с одной из самых уникальных детских организаций", — заявил первый вице-президент группы компаний "Просвещение" Михаил Кожевников, слова которого приводятся в сообщении.

По словам директора "МДЦ "Артек" Алексея Каспржака, в "Артеке" существует сложившаяся уникальная технология развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

"Нам нужен партнер, заинтересованный в распространении этой технологии. Уверен, что "Просвещение", как компания, которая заинтересована в том, чтобы предлагать на рынок конкурентные продукты, будет являться двигателем технологий "Артека" в своих учебниках, в средовых решениях, в различных инструментах, в том числе и в IT-решениях", — прокомментировал Алексей Каспржак перспективы сотрудничества с "Просвещением".

Больше четверти расходов регионов идет на образование, заявила Голикова


Больше четверти расходов консолидированных бюджетов российских регионов уходят на образование, но претензии к образованию все равно есть, заявила на ПМЭФ вице-премьер РФ по социальной политике Татьяна Голикова.

"Сегодня, задумайтесь над этой цифрой, финансирование образования — это больше четверти расходов консолидированных бюджетов регионов, но претензий к образованию достаточно большое количество", — сказала Голикова.

ПМЭФ-2018 проходит в Петербурге 24-26 мая. МИА "Россия сегодня" выступает информационным партнером форума, транслируя новости на информационных экранах и рассказывая о ключевых событиях на своем флагманском сайте.

Фурсенко заявил о недостаточном финансировании образования


Российское образование в настоящее время недостаточно финансируется, однако излишний экономизм может тоже навредить; инвестициями являются не только деньги – важен так называемый человеческий капитал, считает помощник президента РФ, экс-министр образования и науки Андрей Фурсенко.

"Излишний экономизм может только навредить… Мы говорим только о деньгах. С одной стороны, и я, может быть, рискну вызвать несогласие — не столько отсутствие денег главная проблема. Хотя я полностью согласен с тем, что образование недофинансировано в России, есть и другие проблемы", — сказал Фурсенко на панельной сессии в рамках ПМЭФ.

Он напомнил слова президента РФ о новом качестве человеческого капитала и его важности в целом. "Инвестиции без соответствующих инвестиций в качестве людей, в качестве новых знаний, даже не технологий — знаний, причем деньги тут играют, конечно, важную, но не единственную роль, об этом мы говорим гораздо меньше", — сказал он.

По словам Фурсенко, можно вложить "даже очень большие деньги" в новые подходы, инфраструктуру, технологии, которые во многом копируют другие или косметически улучшают образование, "которое в свое время было очень неплохим в Советском союзе", однако решит ли это стоящие перед страной задачи — большой вопрос. "Я в этом случае хотел бы сказать, что инвестиции — это не только деньги, оборудование, сооружения и так далее", — подчеркнул экс-министр.

Помимо отсутствия средств, отметил помощник президента, проблемой является и свойственный образованию консерватизм. Он отметил, что в этом есть свои плюсы, но консерватизм "мешает делать решительные шаги не только в системе перестройки инфраструктуры". Например, уточнил Фурсенко, часто говорят о непосильной учебной нагрузке на преподавателей в высших учебных учреждениях. Тем не менее, обратил внимание помощник президента, зачастую преподаватели сами отказываются перестроить учебный процесс.

"Тут играют самую серьезную роль не нормативные ограничения, а именно отказ преподавателей перейти от классической модели к, скажем, установочным лекциям, к консультациям, к партнерским отношениям со студентами. То же самое мы можем сказать и про школу", — заключил Фурсенко.

Путин назвал основные принципы развития страны


Развитие страны базируется на четырех ключевых принципах, среди которых интересы человека, расширение пространства свободы, открытость страны и восприимчивость к новым идеям и технологиям, заявил президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума в пятницу.

Интересы и благополучие

Первым принципом Путин назвал намерение строить политику государства вокруг человека, его благополучия, интересов и запросов.

"Убежден — только та страна может быть сильной и успешной, где люди могут в полной мере реализовать все свои способности. Для этого нам предстоит продолжить модернизацию экономики и создание новых рабочих мест, обеспечить рост доходов граждан, сделать отечественное здравоохранение и образование одним из лучших в мире", — сказал глава государства.

По словам Путина, власти намерены использовать передовые практики в обустройстве городов и поселков, в организации комфортных пространств для жизни, работы и отдыха людей, а также нарастить объемы строительства и решить проблемы доступности жилья для семей с детьми, семей со средним достатком. Важнейшим направлением Путин назвал улучшение состояния окружающей среды, что станет вкладом России в решение глобальных экологических проблем, а также создание возможности для людей проявить себя в общественной, волонтерской деятельности, на производстве, в бизнесе или на государственной службе для каждого гражданина.

"Социальная мобильность, укрепление кадрового потенциала, связь поколений — залог уверенного развития страны, движения ее вперед. Мы запустили целую линейку по поддержке и продвижению талантливой, целеустремленной молодежи, школьников, студентов и уже состоявшихся профессионалов, а также по развитию движения наставничества. Чтобы поставить всю эту работу на системную основу, создается автономная НКО "Россия-страна возможностей", — напомнил президент.
        
Расширение пространства свободы

Вторым принципом новой политики является расширение пространства свободы, о чем, по словам Путина, российские власти говорят не в первый раз.

"Это принципиально важно для становления сильного гражданского общества, для развития экономики и социальной сферы, науки и культуры. Курс на снятие барьеров, на либерализацию законодательства отвечает прежде всего интересам и запросам наших граждан", — подчеркнул президент.

В результате следования этому принципу, в России будут формироваться такие условия для ведения бизнеса и работы, которые будут соответствовать самым высоким стандартам, отметил Путин.

"В том числе, это касается и поддержки деловых инициатив. Год назад, выступая здесь, я подчеркивал необходимость активно использовать инструменты проектного финансирования. Сегодня это и позитивный факт: можно говорить о запуске нового механизма, своего рода фабрики проектного финансирования", — сказал глава государства.

Президент подчеркнул, что многое в реализации планов и проектов развития в экономике, в социальной сфере и в инфраструктуре будет зависеть от усилий регионов, в связи с чем отметил важность продолжения качественного обновления региональных команд. Президент также отметил рост конкуренции между регионами за качество деловой среды, за инвесторов и кадры.

"Именно на этом уровне сейчас формируется новая управленческая культура, современные подходы к решению экономических, социальных задач. Складываются открытые форматы взаимодействия государства и общества, участие граждан в самоуправлении повседневных задач. И вы знаете, что ряд успешных губернаторов вошли в состав нового правительства РФ", — подчеркнул Путин.

Восприимчивость к идеям и технологиям и открытость страны

Президент подчеркнул, что в современном мире особое значение приобретает восприимчивость и открытость к новым идеям и технологиям.

"Третье — для технологического прорыва, для того, чтобы быть конкурентоспособными, в современном динамичном мире мы должны быть восприимчивыми для новых идей, для технологий, которые меняют жизнь людей, определяют будущее страны и мира", — продолжил президент.

Путин напомнил, что одним из приоритетов на предстоящие годы станет комплексная программа цифрового развития. "Речь идет, прежде всего, о разработке и использовании сквозных цифровых решений в системе государственного управления, экономике, коммунальной, социальной сфере, энергетике и промышленности, транспорте", — сказал он.

Четвертым ключевым принципом развития страны Путин назвал ее открытость и нацеленность на участие в мировых процессах и интеграционных проектах, что, по его словам, предполагает реализацию масштабных инфраструктурных проектов.

"Это важнейшая часть нашей национальной повестки. Развивая транспортный, энергетический, цифровой каркас России, мы намерены эффективно встроить его в глобальную инфраструктуру, и тем самым открыть новые возможности для наших граждан, для отечественного и иностранного бизнеса в России", — заключил глава государства.

Кожевников: цифровая среда должна формировать у школьников навыки XXI века


Современная образовательная среда должна подстраиваться под требования завтрашнего дня — заявил первый вице-президент Группы компаний "Просвещение" Михаил Кожевников на панельной сессии "Будущее экономики: образование как сфера инвестиций" в ходе Петербургского междунеродного экономического форума.

"Частные инвестиции необходимы для создания в массовой школе современной образовательной среды, — заявил первый вице-президент Группы компаний "Просвещение" Михаил Кожевников. — Эта среда должна быть цифровой и способствовать формированию у школьников навыков и компетенций завтрашнего дня. Так инвестиции будут способствовать улучшению качества человеческого капитала", — сказал он.

По мнению Кожевникова, частные компании смогут не только поставлять в школы комплексные образовательные продукты, но и обеспечивать их обслуживание, учить преподавателей работе с ними. Ключевой задачей инвестора будет повышение образовательных результатов, а также рост удовлетворенности населения качеством работы системы образования. Для этого необходимо объединить усилия государства и бизнеса, распределив между ними возможные риски и зоны ответственности.


Глава РАН отметил падение уровня выпускников российских университетов


Имевшая место в начале нынешнего века "мода" на развитие науки и инноваций в российских вузах в ущерб их основной образовательной функции привела к тому, что сейчас уровень выпускников отечественных университетов сильно упал, заявил РИА Новости на Петербургском международном экономическом форуме глава Российской академии наук Александр Сергеев.

Сергеев напомнил, что в конце 1990-х и начале 2000-х годов в России была программа интеграции академических институтов с университетами в научно-образовательные консорциумы. В рамках этой программы предполагалось, что взаимодействие научных институтов и вузов усиливалось бы по мере успешного выполнения сторонами своей основной задачи — соответственно, процессов исследований и обучения.

"Но затем эта программа, к сожалению, закончилась. В 2000-2010-е годы университеты пустились в гонку по другим направлениям — они стали конкурировать друг с другом в науке, потом в инновациях, часто забывая, что их основное дело — готовить кадры. И в результате то, что мы сейчас имеем, та статистика, которая есть по человеческому капиталу, который мы получаем в начальной и средней школе, она не в пользу университетов", — сказал Сергеев.

"И я могу сказать, как ученый, у которого есть аспиранты, я очень тесно сотрудничаю с университетской системой — качество выпускников университетов здорово упало. Все это признают. Это вопрос серьезный", — добавил глава РАН.

По словам Сергеева, необходима новая программа "интеграция плюс", чтобы к академической науке и университетам подключился высокотехнологичный бизнес, который ставил бы перед учеными и вузами задачи, позволяющие получать и новые разработки, и высококвалифицированные кадры. И с помощью которых можно было бы осваивать эти разработки и выводить на рынок.

Как считает Сергеев, такую программу можно реализовать во исполнение нового майского президентского указа, в соответствии с которым, в частности, в России предстоит создать не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики.

Васильева заявила о возможном появлении смешанных "цифровых" уроков в школе


Министр просвещения Ольга Васильева заявила, что в школах России могут появиться смешанные типы уроков, где учебная программа будет включать цифровые технологии и объяснения педагогов, рассказала она в интервью телеканалу Россия-24.

"Один из наших последних проектов — это Цифровая школа. Цифра все равно в школу войдёт, она уже вошла… Сейчас вот, для того чтобы делать качественный скачок именно в работе с детьми, у нас сейчас очень важная задача, и она тоже стоит в нацпроекте, это переподготовка наших педагогов — 50%, для того чтобы они были готовы к тому новому. Наверное, мы придем к смешанному типу уроков, о том, что это цифра и учитель, может, это смелое заявление, но тем не менее, я думаю, что нам придется об этом думать… То, что смешанный тип урока рано или поздно придет, это очевидно", — заявила Васильева.

Ранее Васильева отмечала, что одним из главных направлений работы Министерства просвещения станет цифровизация школ.

Нужно активное участие университета в международной образовательной жизни


Нужно активное участие университета в международной образовательной жизни, сообщил советник руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Дмитрий Гужеля.
Об этом он заявил в ходе круглого стола «Экспорт высшего профессионального образования в мире: какие стратегии работают».

«Позиция в рейтингах, качественный образовательный продукт и качественный сопутствующий продукт – это важно. Но университеты никто не узнает, если вы не будете представлять себя на международной арене, нужно активное участие университета в международной образ жизни, участие в выставках, конференциях и т.д. Характеристики узнаваемости университетов – это самый понятный показатель», - сказал Гужеля.

Он подчеркнул, что в настоящее время рынок международного образования загружен.
«Только собственными активными действиями университет может стать интернациональным, про него узнают, В него придут учиться, с ним будут активно работать другие вузы», - заявил Гужеля.

На одиночество жалуются 40% школьников


На одиночество жалуются 40% школьников, сообщает пресс-служба Общероссийского народного фронта.
В ноябре-декабре прошлого года эксперты ОНФ провели опрос, в котором приняли участие 2,7 тысяч школьников от 13 до 18 лет из 81 региона. Участники опроса  дали свою оценку качеству знаний по предметам, уровню безопасности в школе, рассказали о своем участии в общественной и политической жизни страны, а также о сложностях в выборе профессии.

В ходе опроса 32% подростков отметили, что им не хватает глубоких знаний по предметам. 40% респондентов жаловались, что чувствуют себя одинокими, несмотря на общение со сверстниками и активность в социальных сетях. 18% рассказали, что им не хватает занятий в интересных кружках, секциях, клубах.

Кроме того, многих школьников очень волнует состояние инфраструктуры в школах: нехватка бесплатных учебников, оборудования в классах, книг в библиотеке, спортивных объектов в школе, доступного интернета.
Школьники не только критиковали ситуацию в образовании, но и предлагали свои варианты ее исправления.
«Школьники надеются на позитивные изменения в системе образования. Ко многим своим инициативам они готовы подключиться и сами. Большинство подростков отметили, что они любят свою страну и готовы уже сейчас, в школе, делать пусть и небольшие, но конкретные дела для ее блага. Надеемся, что результаты огромной работы, которую мы провели вместе с подростками, не останутся без внимания», – сказала зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» Любовь Духанина.

Брошюры с обобщенными итогами опроса эксперты также направят в Министерство просвещения Российской Федерации.

Вопросы поддержки семьи и детства всегда были приоритетными для нашего государства


Вопросы поддержки семьи и детства всегда были приоритетными для нашего государства, сообщила  уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.

Об этом она заявила на XV Всероссийском съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации на тему «Вектор десятилетия детства: счастливые дети – счастливая страна».
Кузнецова уточнила, что мероприятий, направленных на защиту детей, станет еще больше. Она отметила, что они станут еще значимее и масштабнее.

«Главное не количество, а качество этих мероприятий. Наши дети – наше будущее, чем счастливее мы сможем сделать их детство сегодня, чем благополучнее будет наша страна дальше», - сказала Кузнецова.

  

Подбор материалов подготовлен:
комитетом Краснодарской краевой территориальной организации
Профсоюза работников народного образования и науки РФ