Информационный лист «Обзор печати» 19 октября – 31 октября 2017г.
Профсоюзы и вузы: перспективы развития
17-20 октября в Новочеркасске в Южно-Российском государственном политехническом университете (НПИ) имени М.И. Платова прошла Международная профсоюзная научно-практическая конференция «Формирование стратегии развития деятельности первичной профсоюзной организации в обеспечении конкурентоспособности высшего образования». Конференция посвящена 110-летию образования вуза и Профсоюзной организации в вузе.
На открытии мероприятия его участников поприветствовала председатель первичной профсоюзной организации работников ЮРГПУ (НПИ), председатель Координационного совета, председатель профсоюзных организаций работников вузов Ростовской области, член Президиума Ростовского областного комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ Елена Лазарева. Она отметила, что работа конференции началась в день празднования 110-летия университета, и такой выбор даты не случаен. История развития вуза неразрывно связана с профкомовским движением.
- Я очень рада, что сегодня к нам прибыло столько гостей не только из университетов Ростовской области, но и из других регионов нашей страны, и даже из Луганской Народной Республики, - подчеркнула Елена Александровна. – Нам есть, что обсудить, есть общие проблемы, которые надо решить, на которых надо сфокусироваться. Я уверена, мы будем работать плодотворно, а неформальное общение в ходе конференции станет важным инструментом развития профсоюзной среды во всех вузах.
Елена Александровна представила членов президиума конференции, а также ее организаторов и участников.
- Я приветствую вас, коллеги, в этом прекрасном вузе в день его славного юбилея. И уверен, что наша встреча в эту юбилейную дату даст замечательные плоды, - отметил в своем приветствии заместитель Председателя Общероссийского Профсоюза образования Вадим Дудин. – Сегодня профсоюзная работа – это очень актуальная, я бы даже сказал злободневная тема, которая крайне важна для всех вузов. От нас с вами, от нашей компетентности, активности и готовности доводить начатое до конца зависит будущее наших университетов и высшего образования в целом. Сфера высшего образования переживает нелегкие времена перемен и развития, и задача профсоюзного движения – активно работать для укрепления позиций каждого университета.
Председатель Федерации независимых профсоюзов Ростовской области Александр Лозыченко также поприветствовал коллег, поздравил ЮРГПУ (НПИ) с юбилеем и отметил, что надеется на продуктивную и насыщенную работу конференции, а главное – рассчитывает обменяться с коллегами мнениями и опытом в деле развития первичных профорганизаций вузов, как важного механизма укрепления позиций высшего образования в целом.
Также с приветствиями и напутствиями к коллегам обратились председатель Ростовской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Игорь Лалетин и председатель КСП Профсоюза Магомед Магомедов.
В рамках рабочей программы конференции с первым докладом выступил заместитель Председателя Общероссийского Профсоюза образования Вадим Дудин. Он рассказал об итогах и достижениях организации за год, а также об основных показателях, с которыми первичные профсоюзные организации вузов завершают 2017 год. Кроме того, Вадим Николаевич сформулировал основные вопросы, на которые участникам конференции предстояло найти ответы.
После пленарного заседания работа конференции продолжилась по секциям.
Сергей Кравцов обозначил основные задачи по подготовке к ЕГЭ-2018
Основной акцент при подготовке к кампании ЕГЭ 2018 года будет сделан на обеспечении полной технологической готовности всех пунктов проведения экзаменов (ППЭ) и подготовке специалистов, задействованных в организации ЕГЭ и обработке его результатов. Об этом объявил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов в ходе всероссийского совещания с руководителями и специалистами региональных центров обработки информации (РЦОИ) «Основные направления развития технологии проведения государственной итоговой аттестации в 2018 году».
«Четыре года подряд мы удерживаем высокую планку при организации проведения экзаменов, и наша задача – сохранить этот уровень», - заявил Сергей Кравцов.
Глава Рособрнадзора подчеркнул, что ЕГЭ по своей организации является очень высокотехнологичным экзаменом. В следующем году продолжится работа по внедрению в организационный процесс новых технологических решений. Все пункты проведения экзаменов (ППЭ) должны перейти на технологию печати экзаменационных материалов для участников ЕГЭ в аудиториях (в 2017 году экзамены с использованием этой технологии во время основного периода ЕГЭ проводились примерно в половине). При этом в пунктах будут печататься не только контрольные измерительные материалы, а полный комплект материалов для участников ЕГЭ, включая бланки.
Пресс-служба Рособрнадзора добавила, что для подготовки всех категорий специалистов, участвующих в проведении ЕГЭ, в декабре 2017 года запустится Федеральный обучающий портал, на котором будут размещены обучающие видеоролики, учебные материалы, тренажеры по работе с программным обеспечением. Эти материалы будут использоваться при подготовке руководителей ППЭ, членов государственных экзаменационных комиссий, организаторов ЕГЭ в аудиториях и вне аудиторий, специалистов РЦОИ, технических специалистов и ассистентов.
Обучающие мероприятия будут организованы также для общественных наблюдателей и для членов предметных комиссий.
Участники совещания обсудили темы организации контроля за проведением ЕГЭ, взаимодействия РЦОИ с предметными комиссиями и ППЭ, основные направления развития технологии проведения государственной итоговой аттестации.
Учительский рост связан с получением новых компетенций – Минобрнауки России
Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Андрей Петров заявил о важности переподготовки кадров и получения новых компетенций педагогов.
«Самое главное для нас сегодня – создание системы учительского роста. Это не только новый механизм аттестации, не только новый механизм оплаты труда: учительский рост связан прежде всего с получением новых компетенций, возможностей, знаний», - заявил Петров на Всероссийском совещании руководителей государственных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального педагогического образования в субъектах РФ.
Он уточнил, что каждое содержательное изменение ведет за собой переподготовку кадров, и Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования успешно реализует эту работу.
«Надо чутко прислушиваться к пожеланиям учителей, и без инновационных предложений, которые сформулируют работники Академии, мы не создадим полноценную систему НСУР», - подчеркнул Петров.
Он напомнил также, что сегодня главная государственная задача – развитие и сохранение единства образовательного пространства, и образовательный процесс находится в сфере особого внимания на государственном уровне.
В курс ОБЖ может войти интернет-безопасность
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова предложила расширить программу курса основ безопасности жизнедеятельности, сообщает ТАСС.
«Министерству образования мы предлагаем дополнить программу ОБЖ на основе современных выводов в части интернет-безопасности, добавить знания об опасных криминогенных, чрезвычайных ситуациях. Слово «криминогенный» поможет нам дополнить образовательную программу с учетом новых вызовов времени», - заявила Кузнецова, выступая на рабочем заседании в Государственной Думе.
Она также подчеркнула, что законодательство должно отвечать на вызовы времени и призвала разработать меры регулировке интернет-пространства с целью безопасности детей и подростков.
«Интернет-пространство открыто до сих пор. Поэтому меры, которые помогут ограничить им вот это поле для несовершеннолетних, безусловно, нужны», - считает омбудсмен.
Ольга Васильева встретилась с Ником Вуйчичем
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева встретилась с всемирно известным мотивационным спикером Ником Вуйчичем, сообщает пресс-служба Минобрнауки России.
Ольга Васильева поблагодарила Ника Вуйчича за готовность открытого общения со студентами и школьниками.
«Встреча с вами очень важна, чтобы дети и молодежь с особенностями здоровья могли видеть таких людей, как вы, и понимали, что в жизни есть цель и как к этой цели надо стремиться», - сказала она.
В ходе встречи стороны обсудили перспективы взаимодействия по проектам для детей и молодежи с ОВЗ, направленным на поддержку их в самореализации и достижение успехов.
Вуйчич заявил, что готов приезжать в Россию и встречаться с молодыми людьми, он поблагодарил за возможность выступить на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи.
«Для молодых очень важны ценности и мотивация. И чтобы мечтать о великом, правильный процесс принятия решений тоже важен», - подчеркнул он.
Вуйчич рассказал также, что, побывав в 68 странах мира, видел различные варианты интеграции людей с особыми нуждами в жизнь общества. По его мнению, у России, как и у других стран, которые идут по пути выстраивания такой интеграции, есть ключевые направления для перемен. «Общество должно осознавать, что есть люди с особенностями, что ценен каждый человек», - заявил он.
В этой работе играют важную роль СМИ, которые публикуют истории успеха людей с ограниченными возможностями, поддержка родителей детей с особыми потребностями и качественное образование.
В свою очередь Ольга Васильева проинформировала, что в России в последние годы была проведена существенная работа по расширению возможностей для личностного и профессионального роста детей с ОВЗ. Один из примеров такой работы – чемпионат по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью «Абилимпикс».
Сборная России заняла 1 место в общекомандном зачете WorldSkills
Национальная сборная России завоевала рекордное число наград на чемпионате мира по профессиональному мастерству в Абу-Даби, сообщает официальный сайт движения WorldSkills.
«Россия завоевала 11 медалей и 21 медальон за профессионализм. В медальном зачете российская сборная заняла 5 место», - указано в информационном релизе.
Шесть золотых медалей получили россияне в компетенциях "ИТ-решения для бизнеса", "Веб-разработка", "Ювелирное дело", "Холодильная техника и системы кондиционирования", "Сетевое и системное администрирование", "Экспедирование грузов".
Четыре серебряные медали Россия завоевала по компетенциям "Мобильная робототехника", "Парикмахерское искусство", "Визуальный мерчандайзинг и витринистика", "Обслуживание грузовой техники".
Единственная «бронза» досталась России по компетенции Россия завоевала 11 медалей и 21 медальон за профессионализм «Камнетесное дело».
Награду «Best of nation» как лучший представитель страны получил обладатель золотой медали по веб-разработке Константин Ларин.
В копилке наград сборной – 21 медальон за профессионализм, которые по традиции присуждают конкурсантам, которые полностью справились с заданиям и показали качественный средний уровень профессиональной подготовки.
В рамках церемонии закрытия WorldSkills Abu Dhabi 2017 флаг чемпионата мира торжественно был передан России как хозяйке следующего, 45-ого первенства.
Лучший представитель России среди победителей WorldSkills Abu Dhabi 2017 доставит флаг чемпионата на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Сочи.
Там состоится официальное чествование флага WorldSkills, где будет дан старт проекту «Эстафета флага WorldSkills». Далее флаг чемпионата отправится на Международную космическую станцию и вернется на Землю 27 февраля 2018. После этого флаг охватит 33 предыдущих города-организатора и все 85 субъектов РФ, откуда отправится на церемонию открытия чемпионата WorldSkills Kazan 2019.
В образовании должен присутствовать элемент творчества
Президент РФ Владимир Путин заявил, что в образовании должен присутствовать элемент творчества, сообщает официальный сайт Кремля.
«Все-таки, образование не должно быть конвейером. Это не просто конвейер знаний, не просто начетничество. Всегда в образовании должен присутствовать элемент творчества, конечно ЕГЭ ограничивает это творчество. Это понятно. Но нужно придавать этот элемент, совмещая с глубокой специализацией», - сказал глава государства на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай».
Он подчеркнул, что в настоящее время существуют современные методики обучения, одна из которых заключается в том, что нужно выбирать самое важное и перспективное, при этом «нельзя глубоко забираться в каждый предмет».
«Нужно дать общий обзор и потом выбирать самое важное, самое нужное, самое перспективное для конкретного молодого человека, для конкретного ребенка, который проявляет интерес и способности к определенному виду деятельности, к определенному знанию. По такому пути надо идти», - резюмировал Президент РФ.
Он напомнил также, что академик РАН Юрий Толстой сказал о том, что при всех нововведениях беспокоит только одно: как бы образование не потеряло душу, и призвал прислушаться к этому тезису.
Профсоюз поздравил с 90-летием флагмана дополнительного профессионального педагогического образования России
19–20 октября в Москве на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования состоялось V совещание руководителей государственных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального педагогического образования в субъектах Российской Федерации. В рамках мероприятия также прошло торжественное заседание по случаю 90-летия АПК и ППРО, участие в которых приняли представители Минобрнауки России, Рособрнадзора и Общероссийского Профсоюза образования.
В поздравлении, адресованном ректору Евгению Малеванову и коллективу АПК и ППРО, Председатель Профсоюза Галина Меркулова отметила высокий уровень социального партнёрства Академии с Профсоюзом в настоящее время: открытый конструктивный диалог и совместное участие в выработке оптимальных подходов к формированию национальной системы учительского роста, модернизации профессионального конкурсного движения педагогических работников и других проектах. Так, важной страницей этого плодотворного сотрудничества является многолетнее деятельное участие руководства и сотрудников АПК и ППРО в методическом сопровождении и совершенствовании организационно-технологической модели проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России», одним из учредителей которого является Профсоюз.
С учётом изложенного и в связи с юбилеем Исполком Профсоюза наградил отдельных сотрудников АПК и ППРО Знаком Профсоюза «За социальное партнёрство» и Почётной грамотой Центрального Совета Профсоюза. Почётной грамотой была награждена и сама Академия как организация. Вручение наград Профсоюза было поручено заместителю Председателя Профсоюза Татьяне Куприяновой.
Татьяна Куприянова и специалисты аппарата Профсоюза приняли участие в педагогических дебатах «Единое образовательное пространство как залог устойчивого развития российского образования», заседании Совета Национальной ассоциации дополнительного профессионального педагогического образования и панельной дискуссии «Дополнительное профессиональное педагогическое образование в контексте национальной системы учительского роста».
Белоруссия и Краснодарский край обсудили совместное развитие системы образования
Министр образования Республики Беларусь Игорь Карпенко и исполняющий обязанности Министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Константин Федоренко провели рабочую встречу в Сочи - в рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Лидеры образовательной и молодежной сферы обсудили вопросы обмена опытом для совместного развития общего и среднего профессионального образования, студенческих трудовых отрядов, чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills International, работы с одаренными детьми и многих других направлений.
– Сегодня мы обсудили проблемы обеих стран различного уровня образования, наметили ряд определенных путей развития. Радует то, что мы говорили не общими фразами, а обсуждали конкретные мероприятия, – рассказал Константин Федоренко.
Республика Белоруссия и Краснодарский край взаимодействуют в сфере образования и молодежной политики не первый год, однако раньше такие встречи носили частный характер и проводились на уровне образовательных организаций. Теперь министерства планируют наладить прямую работу и подписать соответствующее соглашение.
– Мы конкретизировали многие вопросы развития образования для совместной работы в данном направлении, обсудили широкий спектр вопросов, который даст новый импульс развитию образования и молодежной политики, – отметил Игорь Карпенко.
В завершении общения министры выразили уверенность, что обмен успешным опытом работы и реализация совместных проектов окажет положительное влияние на дальнейшее развития системы образования, науки и молодежной политики в Белоруссии и Краснодарском крае.
В России появится социальная сеть для молодых ученых
Министерство образования и науки РФ планирует запуск ScienсeID – национальной сервисной платформы для молодых ученых, инженеров и технологических предпринимателей, сообщает газета «Известия».
Эта платформа даст возможность студентам, преподавателям и научным сотрудникам обменяться контактами, начать общение, а также подать заявку на получение гранта, получить доступ к международным базам данных, зарегистрироваться на симпозиум или конференцию, устроиться на работу в научную организацию или высокотехнологичную корпорацию.
Запуск проекта ожидается до конца 2019 года, к нему предполагается подключить не менее 100 кампусов ведущих российских университетов.
В состав ScienсeID Минобрнауки России также планирует включить систему программ лояльности — скидок, бонусов, премиальных миль и т.д. для молодых ученых. В отличие от зарубежных аналогов, льготы будут распространяться только на обучение и занятия наукой: на специальную литературу, программное обеспечение или на стимулирование мобильности молодых исследователей.
Систему планируют интегрировать с единой государственной информационной системой учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР), а также с базами научных работ (Web of Science, Russian Science Citation Index, Scopus) и патентной информации.
Систему общественного наблюдения за качеством образования обсудили в Краснодаре
23 октября, в краевой столице, в Кубанском государственном университете состоялся семинар по созданию системы общественного наблюдения за Общим государственным экзаменом (ОГЭ), Единым государственным экзаменом (ЕГЭ) и Национальными исследованиями качества образования (НИКО).
Инициатором проведения семинара выступил Российский союз молодежи (РСМ) – одна из самых массовых, негосударственных и некоммерческих молодежных организаций России.
Участниками стали представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, представители общественных организаций (в том числе региональные координаторы Корпуса общественных наблюдателей), представители образовательных организаций.
Эксперты сферы делились наиболее успешными практиками, применявшимися в Южном федеральном округе для контроля за важнейшими экзаменами в средней школе. Методики, о которых говорилось на семинаре, используются в республике Адыгея, Волгоградской, Ростовской областях и Краснодарском крае. Также были озвучены результаты мониторинга эффективности Региональных систем общественного наблюдения за процедурами оценки качества общего образования. Стоит отметить, что студенческое и волонтерское участие в проведении ЕГЭ И ОГЭ было признано одним из наиболее продуктивным.
В работе семинара приняли участие – Михаил Астапов, ректор ФГБОУ Кубанского государственного университета», Павел Красноруцкий, руководитель Российского союза молодежи, Нино Бугулова, начальник отдела информационного и организационного обеспечения Управления оценки качества общего образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
По итогам семинара – предпоследнего из цикла, который проходил в федеральных округах России, принято коллегиальное решение создать перечень методических рекомендаций, которые стали бы универсальным пособием для участников общественного наблюдения. Опорным высшим учебным заведением проекта в Краснодарском крае стал Кубанский государственный университет.
Завершится цикл семинаров итоговыми встречами в Москве 26 и 27 октября 2017 года, на которых будут определены основные стратегические задачи развития Региональных систем общественного наблюдения за процедурами оценки качества общего образования.
Возведение школ - ключевая задача российской системы образования, считает Никонов
Председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов уверен, что возведение школ является ключевой задачей российской системы образования. Об этом сообщил ТАСС.
«Проблема строительства новых школ - это действительно сейчас, наверное, ключевая задача для системы образования и науки. В последние годы динамика, конечно, хорошая - мы открываем больше школ, чем когда-либо в постсоветское время. Но в то же время темпы решения этой проблемы пока отстают от намеченных темпов и реальных потребностей, которые сейчас существуют в системе образования», - констатировал председатель комитета Госдумы РФ.
«Финансы, которые выделяются на решение этой проблемы федеральным центром, явно отстают от тех темпов, которые сейчас нужны, учитывая демографические достижения. И это действительно очень важно», - констатировал он.
13 октября на встрече с главой Чеченской Республики премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил, что правительство РФ продолжит выделять деньги на строительство школ, с тем, чтобы как можно скорее решить проблему обучения в три смены.
Рособрнадзор готов обнародовать список школ-нарушителей ГИА
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки планирует опубликовать в открытом доступе список школ, проводящих государственную итоговую аттестацию в 9 классах с нарушениями, сообщил глава ведомства Сергей Кравцов в интервью газете «Известия».
«В следующем году я планирую опубликовать список школ, которые, по нашему мнению, необъективно проводят итоговую аттестацию в девятых классах и всероссийские проверочные работы», - заявил он.
Кравцов отметил, что итоги ВПР «заставляют задуматься»: в 2016 году необъективные результаты продемонстрировали 50% школ, в 2017 – 40%.
Он также сообщил, что половина аттестационных школьных работ в 2018 году будет направлена в другие регионы – таким образом, по его мнению, удастся избежать вмешательства в результаты экзамена.
В прошлом году число работ, проверяемых в другом регионе, составляло 25%.
Руководитель Рособрнадзора подчеркнул также, что в целом итоги экзаменационной кампании свидетельствуют об улучшении качества образования.
«В этом году впервые 23 человека набрали 300 баллов по трем предметам. В регионах Северо-Кавказского федерального округа стало в три раза меньше неуспевающих школьников», - рассказал Кравцов.
Всего в России не прошли аттестацию 0,7% от общего числа выпускников – 4265 человек (с учетом сентябрьских результатов).
Минобрнауки России завершает работу над предметными концепциями
В Московском государственном психолого-педагогическом институте состоялась Всероссийская конференция по обсуждению результатов комплексного проекта по модернизации образования.
На пленарном заседании «Итоги и перспективы развития педагогического образования в РФ» выступила министр образования и науки РФ Ольга Васильева.
Она напомнила, что в мае 2014 года Правительство РФ приняло комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников общего образования, и одной из ее подпрограмм является модернизация педагогического образования.
«Это, безусловно, социально значимый проект, он аккумулирует ряд государственных мер, которые повышают качество подготовки наших педагогов, поддержку всего российского учительства», - заявила министр. Она добавила, что основной целью модернизации является содержание программ подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального стандарта педагога.
Васильева сообщила также, что к концу 2017 года во все стандарты общего образования будет внесено содержание по всем образовательным областям, а в настоящее время завершается работа над предметными концепциями. Ведется работа и по другим направлениям: завершилось общественное обсуждение нового уровня профессионального стандарта педагога, приняты дорожные карты по формированию и внедрению национальной системы учительского роста.
«Для нас очень важно сейчас синхронизировать процессы развития педагогического образования, обновления стандартов общего образования, формирования национальной системы учительского роста, модернизации профессионального стандарта наших педагогов. Все это сегменты единой системы, поэтому для нас так важна согласованная работа по всем направлениям», - резюмировала министр.
Сертификатами для оплаты допобразования воспользовались более 30 тыс. детей
Более 30 тысяч детей в 9 субъектах РФ уже воспользовались сертификатами для оплаты программ дополнительного образования, сообщила координатор проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) "Равные возможности - детям", зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
«Механизм персонифицированного финансирования программ дополнительного образования запускался в пилотных регионах при поддержке активистов ОНФ. В настоящее время он проходит апробацию в девяти субъектах РФ, сертификаты на бесплатное посещение детьми кружков и секций уже используют более 30 тыс. детей», - информировала она.
Духанила добавила, что механизм финансирования дополнительного образования при помощи сертификатов разрабатывался в течение полутора лет экспертами ОНФ совместно с представителями Минобрнауки России. В настоящий момент ОНФ совместно с Минфином готовит поправки в законодательство, которые позволят закрепить механизм персонифицированного финансирования допобразования.
Деньги – в образование!
Больше 140 млн рублей – на образование и науку! Именно такую сумму выделят из федерального бюджета нашему региону в следующем году. Об этом в своем докладе о внесении изменений в госпрограмму «Развитие образования» говорит и.о. министра образования, науки и молодежной политики края Константин Федоренко. Обсуждалась тема на очередной сессии Законодательного собрания края. В частности, большую часть этой суммы - около 63 млн рублей - получит проект по развитию техно-парка «Кванториум».
Деньги выделяются на условиях софинансирования с краевым бюджетом. 42 млн будет направлено на целый комплекс мер по подготовке кадров для преподавания русского языка и литературы. Больше 22 млн рублей направят на то, чтобы на селе создавать условия для занятий физкультурой и спортом. Еще одно направление, которое получит финансовую поддержку – это повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, которые находятся в неблагоприятных социальных условиях.
Средства также решено выделить и на развитие в системе среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий. В своем докладе и.о. министра образования и науки Константин Федоренко отметил, что все эти деньги наш регион получил благодаря тому, что стал победителем в конкурсном отборе. На получение федеральных субсидий претендовали многие субъекты, однако наша заявка оказалась лучшей.
Приоритетные проекты Минобрнауки России: год 2017
О промежуточных итогах реализации приоритетных проектов Минобрнауки России, актуальных проблемах и путях их решения на брифинге в Правительстве РФ рассказала министр образования и науки РФ Ольга Васильева.
Она подчеркнула, что в настоящее время Министерство реализует шесть приоритетных проектов:
- «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»
- «Вузы как центры пространства создания инноваций»
- «Рабочие кадры для передовых технологий»
- «Доступное дополнительное образования для детей»
- «Создание современной образовательной среды для школьников»
- «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»
Министр напомнила, что, несмотря на ряд сложностей, связанных со строительством школ в регионах, уже удалось достичь результатов, которые превышают плановые показатели, - 8 тысяч новых школьных мест.
Кроме того, практически во всех субъектах РФ закрывается третья смена, а во многих – и вторая.
«Почему это один из важнейших наших проектов? Потому что это не только создание абсолютно новых школьных зданий, это школьные здания с новым оснащением – лабораторным оснащением, это абсолютно другая концепция строительства школ. Поэтому для нас, конечно, это очень важно», - подчеркнула Василева.
В сегменте дополнительного образования одним из самых ярких проектов она назвала создание детских технопарков «Кванториум», число которых должно к концу года достичь 44.
«Мы планируем, что через разные направления этой деятельности будут задействованы 400 тысяч наших детей от 5 до 18 лет», - заявила министр.
Она уточнила, что проект не только направлен на выявление талантливых школьников, но и на их дальнейшее развитие.
Ведется активная работа и по проекту «Рабочие кадры для передовых технологий»: в субъектах РФ на условиях софинансирования создаются принципиально новые центры компетенций, новые конгломерации СПО, оснащенные самой современной техникой. «В этом году тысячи организаций среднего профессионального образования у нас получили лицензии, чтобы преподавать по новым специальностям, которые вошли в «5-100». Это тоже для нас большое продвижение вперед», - сообщила Васильева.
Ведется работа и по другим направлениям: подготовка и переподготовка кадров СПО в соответствии с актуальными вызовами времени, совершенствование нормативной базы.
В рамках проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» результаты снова опередили ожидания: планировалось, что в топ-100 войдет четыре университета, а по итогам составления рейтинга число вузов-лидеров достигло 5. Кроме того, 9 вузов вошли в топ-300 мирового рейтинга.
Параллельно Минобрнауки России ведет работу над созданием опорных вузов в регионах.
«Главная цель – получить все то новое, что уже сделано вузами, входящими в «5-100», и стать центром социокультурного и экономического развития региона. Это очень большая задача, но вполне решаемая. Результаты даже первой и второй волны показывают, что мы на правильном пути», - подчеркнула министр.
В проекте цифровое образование также в 2017 году произошел значительный качественный сдвиг: велась работа не только над созданием онлайн-курсов среднего и высшего образования, но и работа над нормативной базой. Кроме того, планируется, что участниками таких образовательных решений могут стать все граждане нашей страны – вне зависимости от возраста они смогут повышать свою квалификацию и получать образование.
«Мы хотим создать специальные серверы и системы для оценки качества всех онлайн-курсов. В этом проекте по созданию так называемого одного окна на сегодняшний день участвуют 17 университетов», - рассказала Васильева.
И, наконец, в рамках проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» планируется к 2025 году увеличить число иностранных студентов в России почти в три раза по сравнению с 2017 годом – до 720 тысяч человек.
«Наше образование остается очень качественным. Его фундаментальность и использование новых технологий – как раз то, что и будет двигать нас вперед», - резюмировала министр образования и науки РФ.
Генсовет ФПНР поставил задачи будущему Президенту РФ
25 октября Генеральный совет ФНПР определил задачи профсоюзов в современных социально-экономических условиях и обратился к Владимиру Путину с предложением выдвинуть свою кандидатуру на выборах Президента Российской Федерации в марте 2018 года.
В докладе Председателя ФНПР Михаила Шмакова и выступлениях членов Генсовета отмечалось, что в период президентства Владимира Путина был утвержден политический суверенитет России, вектор развития экономики стал смещаться в сторону поддержки отечественных производителей, начал укрепляться экономический суверенитет страны. Многие вопросы социально-трудовой сферы профсоюзам удалось решить благодаря конструктивному диалогу ФНПР с президентом.
«Считаю, что профсоюзы России, Федерация Независимых Профсоюзов России должны настаивать на том, чтобы в качестве кандидата на выборах 2018 года баллотировался Владимир Владимирович Путин», - призвал Михаил Шмаков, - «Основания для этого просты: именно он выступил со стороны государства в качестве ответственной инициативной стороны социального партнерства. Собственно, именно в период его руководства окончательно оформилась как реальный работающий механизм система трехсторонних комиссий в центре и регионах. Именно его деятельность и решения привели к росту доходов граждан России. Майские указы, подписанные Владимиром Путиным, стали стимулом для федеральных и региональных властей, чтобы те воспринимали именно доходы работников бюджетной сферы как реальные критерии успешности или неуспешности работы. Более того, государство, являясь по сути крупнейшим работодателем в стране, задает тем самым курс на повышение зарплат во всех секторах экономики».
Члены Генсовета проголосовали за предложение В.В. Путину выдвинуть свою кандидатуру на выборах Президента Российской Федерации в марте 2018 года. Будущему президенту России предстоит обратить особое внимание на необходимость решения задач: преодоления бедности работающего населения; обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы; установления базовых окладов по профессиональным квалификационным группам не ниже МРОТ; ликвидации долгов по заработной плате; обязательности решения проблем в сфере социально-трудовых отношений через систему социального партнерства; создания реальных инструментов защиты безработных граждан; поддержки реальной, а не спекулятивной части экономики; построения нового цифрового будущего страны, в котором защищены права и растут доходы работников.
Участники заседания отметили определенную положительную динамику в экономике страны: рост ВВП, промышленного производства и инвестиций в основной капитал, замедление инфляции. Одновременно отмечалось, что правительство России по-прежнему не обеспечивает выполнение заданий Президента РФ по повышению темпов экономического роста. Остается отрицательной оценка антикризисных действий финансово-экономического блока Правительства РФ, в результате которой продолжается сдерживание роста заработной платы, сокращение доходов населения, падение оборота розничной торговли, увеличение количества бедных в стране. Не ослабевают попытки, направленные в обход системы социального партнерства на снижение занятости, сокращение издержек на оплату труда, а также контроль и надзор в трудовой сфере.
Выступая в дискуссии по докладу, заместитель министра труда и социальной защиты Любовь Ельцова рассказала о сегодняшних проблемах социально-трудовых отношений в стране и путях их решения, стоящих перед министерством, профсоюзами и работодателями.
Члены Генсовета проанализировали действия членских организаций и ФНПР в целом на данном этапе, которые сосредотачивались на увеличении реальной заработной платы, повышении доходов и покупательной способности населения сохранении социальных гарантий, защите трудовых прав работников и прав профсоюзов.
На заседании Генерального совета ФНПР был намечен комплекс мер, направленных на обеспечение защиты социально-трудовых прав работников и членов профсоюзов.
В российских школах появится учебник по психологии
В 2017 году для российских школьников 3-11 классов будет подготовлен учебник по психологии, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на главного психиатра Минздрава России, главу центра психиатрии им. Сербского Зураба Кекелидзе.
«Мы сейчас ведем работу, и до конца года, я надеюсь, мы завершим учебник школьный по психологии с 3 по 11 класс. Речь идет не о том, чтобы основы психологии какие-то преподавать, речь идет о том, что ребенок должен знать о себе, как он будет развиваться, о переходном периоде», — заявил он на пресс-конференции.
Следующий этап подготовки учебника – экспертное обсуждение с участием представителей Минобрнауки России и уполномоченного по правам ребенка.
Специалисты планируют также подготовить учебник для родителей 3-4 класса.
«Не только надо иметь этот учебник для школьников, но мы еще полагаем, что там должен быть учебник для родителей, 3-4 класс», - уточнил Кекелидзе. Он сообщил, что преподавание курса психологии предполагается ввести в рамках ОБЖ, 20 учебных часов в год.
Курс психологии также будет введен в педагогических вузах для студентов всех специальностей.
Итоги конкурса «Учитель здоровья России – 2017»
Лучших учителей здоровья определили в крае. Ими стали Дмитрий Завертаный, учитель физической культуры школы № 2 им. А.В. Суворова (Динской район) и Анжелика Богомацегора, учитель математики школы № 5 им. В.И. Данильченко (Каневской район). Педагоги прошли серьезный отбор и жесткий конкурс. Министерством образования, науки и молодежной политики совместно с институтом развития образования Краснодарского края сначала проводился заочный тур регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России-2017». В нем участвовали 66 педагогов из муниципальных и государственных школ, учреждений дополнительного и профессионального образования. Все они предоставили на суд жюри творческую презентацию «Я – учитель здоровья» и конспект урока или занятия. В итоге – были отобраны 10 лауреатов заочного этапа. Ими стали педагоги из Армавира, Краснодара, Новороссийска, Сочи, Апшеронского, Белореченского, Гулькевичского, Динского и Каневского районов. Все они сошлись в очном конкурсе, который прошел на базе лицея № 48 г. Краснодара. Участники представили свои презентации и творческую импровизацию «Культура здоровья». В итоге абсолютными победителями Дмитрий Завертаный и Анжелика Богомацегора. Теперь они будут представлять Краснодарский край на финальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России – 2017» , который состоится в ноябре-декабре в Воронеже.
Программы кубанского ИРО – лучшие в России!
В Москве прошел Всероссийский конкурс на лучшую программу повышения квалификации работников образования. На суд жюри были представлены более 60 разработок. В итоге – во второй этап конкурса прошли 10 программ. И уже в финале – назвали имена победителей. Инновационная программа двух сотрудников Института развития образования Краснодарского края завоевала третье место. Ее тема - «Методологические основы и технологии реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью». Авторы программы : Кузма Левонас Прано, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии, и Людмила Шевченко, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. Их труд опубликуют на сайте Федеральной Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и программа будет рекомендован всем регионам России для использования. Поздравляем коллег с заслуженной победой!
В Москве прошла конференция «Религия и русская революция»
Министр образования и науки РФ, доктор исторических наук Ольга Васильева выступила с докладом на конференции «Религия и русская революция», которая открылась в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Доклад Васильевой был посвящен истории православной церкви в период революции 1917 года и гражданской войны – над этой темой она работала в 80-90-е годы.
«Что произошло с религиозным сознанием? Что произошло с тем количеством православных — 83 миллиона на 1910 год? С тем святейшим синодом, с теми людьми, о которых можно писать огромные фолианты? Тема моего выступления посвящена проблематике «церковь и гражданская война». И я хочу сделать попытку для себя, в первую очередь, ответить на вопрос, что произошло?»— подчеркнула она.
Министр рассказала также, что долгое время работала над темой, посвященной религии, истории церкви, деятельности религиозного государства – в конце 80-х годов открылись архивы, и это позволило ликвидировать для ученых пробелы в истории церкви.
В этот период Ольга Васильева вела научную работу, занималась темой изъятия церковных ценностей, второй половиной ХХ века и внешнеполитическими отношениями государства и церкви.
Конференция «Религия и русская революция» проходила в РАНХиГС 26-28 октября 2017 года. В ее работе принимают участие ведущие историки и культурологи из России и стран ближнего и дальнего зарубежья.
В центре внимания правовые и налоговые изменения в 2017 году
23-27 октября в Москве прошел семинар-совещание заведующих финансовыми отделами и главных бухгалтеров региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза по теме «Финансовая работа в Профсоюзе. Правовые и налоговые изменения в 2017 году». В нём приняли участие руководители финансовых служб Профсоюза из более 70 регионов России. В рамках мероприятия проведена встреча его участников с Председателем Профсоюза Галиной Меркуловой.
Семинар-совещание открыл заместитель председателя Профсоюза Михаил Авдеенко. Он прокомментировал программу семинара, рассказал о приоритетах в организации финансовой работы в рамках решений, принятых Центральным Советом Общероссийского Профсоюза образования в декабре 2016 года по вопросу организационно-финансового укрепления Профсоюза. Михаил Васильевич также пожелал участникам успешной работы на семинаре.
В преддверии семинара-совещания состоялось заседание Совета по финансовой работе при ЦС Профсоюза, также пройдёт серия круглых столов по вопросам Централизованного бухгалтерского учёта в Общероссийском Профсоюзе образования, автоматизации бухгалтерского учёта, другим актуальным темам.
В завершении работы была встреча Председателя Общероссийского Профсоюза образования Галины Меркуловой с участниками семинара-совещания, также перед руководителями региональных (межрегиональных) финансовых служб организации выступил заместитель председателя Профсоюза Вадим Дудин, который рассказал об особенностях работы в первичных профсоюзных организациях учреждений профессионального и высшего образования.
Родитель в образовательной организации: права, обязанности, формы взаимодействия
Национальная родительская ассоциация при поддержке министерства образования и науки Российской Федерации, реализуя проект "Организация и проведение мероприятий, посвящённых распространению успешных механизмов вовлечения родителей в образование", разработала модель системы общественно-государственного управления образованием с участием родительской общественности, а также комплект методических рекомендаций для педагогических работников, памяток, наглядных информационных материалов по участию родительской общественности в общественно-государственном управлении образованием, независимой оценке качества образования.
Указанные материалы написаны в доступной и наглядной форме, имеют большое просветительское значение для повышения уровня родительских компетенций, развития системы участия родителей в ключевых процессах развития системы образования.
Общероссийский Профсоюз образования, являясь партнёром национальной родительской ассоциации, предлагает педагогическим работникам руководствоваться методическими рекомендациями при проведении работы с управляющими советами образовательных организаций, родительской общественностью по проблемным вопросам мотивации родителей к участию в управлении образованием и независимой оценке качества образования.
Коллегия Министерства
В Министерстве образования, науки и молодежной политики Краснодарского края прошла очередная коллегия. Ее провели в обновленном составе. Теперь в составе коллеги есть представители Общественной палаты России, некоммерческих образовательных организаций, поисковики и даже уполномоченный по правам ребенка на Кубани. В работе коллегии принял участие председатель краевой организации Профсоюза С.Н. Даниленко. Собравшиеся обсудили итоги работы по повышению качества общего образования в 2017 году и задачи на 2018-ый. Говорили и о том, как прошла приемная кампания и каковы итоги целевого приема студентов, как в крае поддерживают талантливую молодежь и формируют кадровый потенциал. Завершили работу коллегии приятным моментом – собравшиеся утвердили список «О награждении работников отрасли образования».
Утвержден план организации отдыха и оздоровления детей до 2020 года
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил план государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей на 2017-2020 год. Соответствующее распоряжение организовано на сайте Правительства РФ.
«План направлен на совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для организации качественного и доступного отдыха и оздоровления детей в России», - указано в информационном релизе.
В документе зафиксировано 15 мероприятий, в том числе принятие нормативных правовых актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей, обеспечение безопасности детей, ежегодный мониторинг оздоровительной кампании, утверждение профессиональных стандартов, организация дополнительного профессионального образования работников организаций отдыха и оздоровления детей.
Определены направления взаимодействия Минобрнауки России и Уполномоченного по правам ребенка
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева и Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова подписали соглашение о взаимодействии по вопросам защиты прав и интересов ребенка в сфере образования, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, сообщает пресс-служба Минобрнауки России.
В документе зафиксированы основные направления взаимодействия, в том числе совершенствование законодательства РФ в области образования, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних обмен информацией о нарушениях прав и охраняемых законом интересов ребенка в области образования и сфере разрешения международных семейных споров; консультативная, организационная, информационно-аналитическая и методическая помощь по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов детей в сферах образования, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, а также проведение совместных мероприятий.
В Подмосковье пройдет Всероссийская конференция по поощрению лучших учителей
1-2 ноября в Доме Правительства Московской области пройдет Всероссийская конференция по результатам и перспективам деятельности субъектов Российской Федерации по мероприятию, направленному на поощрение лучших учителей.
Организаторами мероприятия выступают Минобрнауки России и ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика».
На конференции планируется обобщить и распространить инновационный опыт поощрения лучших учителей, а также сформировать информационное пространство для эффективного взаимодействия лучших учителей, а также специалистов, осуществляющих управление в сфере образования.
Участники мероприятия обсудят организационное сопровождение поощрения лучших учителей, методическое сопровождение проведения экспертизы и оценки конкурсных материалов, а также лучшие практики подготовки конкурсных материалов участниками конкурса.
На конференции соберутся лучшие учителя, эксперты в области образования, а также представители органов исполнительной власти.
В первый день проведения мероприятия эксперты и представители Минобрнауки России выступят с докладами, во второй день по итогам конференции пройдут круглые столы, на которых будут обсуждены перспективы реализации мероприятия «Поощрения лучших учителей» на 2018 год.
Доклады выступающих можно присылать на Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Родительское собрание «Внимание, дети!»
На Кубани состоялось краевое родительское собрание. В этом году мероприятие прошло под названием «Внимание – дети!». И это неслучайно. Основные вопросы, которые обсуждались - это именно безопасность детей, контроль за их времяпровождением, решение конфликтных ситуаций.
Собрание прошло в режиме видеоконференции и транслировалось в прямом эфире из Министерства образования, науки и молодежной политики края. В обсуждении приняли участие почти 2000 родителей со всей Кубани и около 600 специалистов – это педагоги, психологи, заместители директоров по воспитательной работе, представители районных органов образования. Много внимания в ходе собрания уделили психологическим особенностям современных школьников – как они общаются друг с другом, какие конфликты возникают с родителями, как педагогам работать с подростками. Кроме того, обсудили и вопросы безопасности. На Кубани начались осенние каникулы, и статистика детского травматизма на дорогах в это время обычно растет. Родителям дали советы – как разъяснить школьникам правила дорожного движения, научить быть внимательными и не играть вблизи трасс. Экспертное сопровождение краевого родительского собрания осуществлялось при поддержке Управления на транспорте МВД России по Южному федеральному округу, краевого Института развития образования, краевого Центра диагностики и консультирования, а также родительской попечительской общественной организации Краснодарского края.
Кубанский педагог-психолог – в тройке сильнейших!
Роман Омельченко, сотрудник Центра дополнительного образования детей «Ориентир» (г. Сочи) стал третьим во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-психолог России-2017". Сегодня в Москве прошел финал состязания. По итогам двух этапов из 53 педагогов-психологов в финал прошли десять лучших специалистов. Все они собрались в столичном драматическом театре "Модерн".
В ходе финала участники представили авторитетному жюри свои конкурсные презентации, которые раскрывали их профессиональные качества. В итоге – победу присудили трем педагогам.
I место - Елена Болдырева, средняя школа г. Правдинска Калининградской области;
II место - Ирина Ногай, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи города Ростова-на-Дону Ростовской области;
III место - Роман Омельченко, Центр дополнительного образования детей "Ориентир" города Сочи Краснодарского края.
Поздравляем коллег из Калининградской и Ростовской областей и, конечно, Романа Геннадьевича с заслуженной победой!
Справочно
Конкурс профессионального мастерства "Педагог-психолог России" является межрегиональной площадкой для масштабной демонстрации профессиональных возможностей педагогов-психологов образовательных организаций и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Конкурс проводится по инициативе Министерства образования и науки РФ и Общероссийской общественной организации "Федерация психологов образования России". На Кубани его начали проводить в 2007 году. Основная цель - повышение профессионального уровня и наиболее полной реализации творческого потенциала педагогов-психологов, рост престижа службы практической психологии в системе образования Краснодарского края.
Медведев назначил Сергея Кравцова заместителем министра образования
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев распорядился в субботу назначить заместителем министра образования и науки Сергея Кравцова, документ опубликован на сайте правительства в понедельник.
"Назначить Кравцова Сергея Сергеевича заместителем министра образования и науки Российской Федерации… освободив его от занимаемой должности", — говорится в документе.
Кравцов с 8 августа 2013 года исполнял обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ.
Определены лучшие коллективные договоры образовательных организаций Краснодарского края
В малом зале краевого Дома работников образования 27 октября состоялось заседание экспертной комиссии по подведению итогов краевого конкурса «Лучший коллективный договор образовательной организации Краснодарского края».
Конкурс был организован и проведен комитетом краевой организации Профсоюза в целях совершенствования системы социального партнерства, повышения роли коллективного договора в защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли.
На региональный этап были представлены документы из всех 44 муниципальных образований края. В августе-сентябре месяце - проведена экспертиза документов образовательных организаций территориальными конкурсными комиссиями.
Коллективные договоры организаций показали высокий уровень социального партнерства, достигнутый профсоюзными комитетами и администрациями образовательных учреждений.
Эксперты из числа специалистов министерства образования науки и молодежной политики, аппарата краевой организации, председателей районных и городских организаций Профсоюза определили финалистов Конкурса. По результатам рейтинга шесть коллективных договоров, набрали максимальное количество баллов. Это коллективные договоры детских садов №6 Калининского района, №9 Староминского района, №18 Кавказского района, №26 Павловского района №76 города Сочи и гимназии №6 города Новороссийска.
Финалисты Конкурса представят опыт своей работы в ходе научно-практического семинара на тему: «Перспективы развития социально - партнерского взаимодействия».
Поздравляем финалистов!
Краснодарская краевая организация общероссийского профсоюза образования победила в конкурсе на получение грантов администрации Краснодарского края
5 октября 2017 года распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 297-р утвержден список победителей конкурса на получение субсидий (грантов) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных общественных и религиозных организаций.
В числе победителей - Краснодарская краевая организация Общероссийского Профсоюза образования и науки РФ с общественно полезной программой «Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся».
Программа направлена на решение актуальной проблемы совершенствования программ и учебных пособий по духовно-нравственному воспитанию обучающихся общеобразовательных организаций края, для создания в них эффективных условий, социально ориентированных на формирование духовности и нравственности обучающихся, а также на внедрение в систему духовно-нравственного образования новых форм работы.
Программа включает в себя публичное обсуждение проблематики преподавания курса «Основы православной культуры» в школах, анализ и обмен лучшими практиками по реализации данного предмета, а также повышение педагогического мастерства учителей посредством проведения мероприятий, ориентированных на духовно-нравственное воспитание и прививание православной культуры и этики.
В рамках реализации программы с 15 по 17 ноября 2017 г. (с 10.30 до 16.00 час.) в здании краевой организации Профсоюза по адресу: г. Краснодар, ул. Красноармейская, д. 70 запланировано проведение форума «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения» с участием 100 педагогических работников образовательных учреждений края, преподающих модуль «Основы православной культуры».
В завершении мероприятий форума (после 16.00 час.), участникам и гостям будет предоставлена возможность просмотра православных фильмов в рамках XIX Кубанского фестиваля «Вечевой колокол».
В работе форума планируется участие представителей краевой организации Профсоюза, Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, духовенства.
Подбор материалов подготовлен
комитетом Краснодарской краевой территориальной
организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ