Информационный лист «Обзор печати» 29 августа – 10 сентября 2017г.
Госдуме предложили "гибко подходить" к решению вопроса о начале учебного года
Депутаты Госдумы Вадим Деньгин, Михаил Дегтярев и Борис Чернышов (ЛДПР) внесли на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект, закрепляющий за органами местного самоуправления право переносить дату начала учебного года в образовательных учреждениях на 1 октября, заканчивая учебу в соответствии с учебным планом.
По мнению авторов инициативы, внесение поправок в закон об образовании позволит более гибко подходить к решению вопроса о начале и окончании учебного года в образовательных организациях, а также более эффективно использовать теплое время года для отдыха детей.
«В образовательных организациях учебный год начинается 1 сентября, если орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования в силу климатических или иных условий не установит дату начала учебного года с 1 октября», — поясняется в тексте законопроекта.
В пояснительной записке к проекту закона также отмечается, что во некоторых странах отсутствует фиксированная дата начала учебного года, и школы самостоятельно устанавливают даты начала и
окончания учебного года, продолжительность каникул. Например, в Индии и Японии учебный год начинается 1 апреля, а в Испании установлена плавающая дата начала учебного года.
Профсоюз отстаивает права учителей на этапе обсуждения НСУР
28 августа в международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня" прошёл круглый стол на тему "Модель национальной системы учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога: вопросы для обсуждения", в котором приняли участие министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева, заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Тимирхан Алишев, Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова, директор школы № 109 города Москвы, президент Педагогической ассоциации "Педагог XXI века" Евгений Ямбург, главный редактор "Учительской газеты" Пётр Положевец, ректоры педагогических вузов, победители Всероссийского конкурса "Учитель года России". Участники мероприятия обсудили возможные риски и перспективы формирования НСУР.
Мероприятие состоялось по инициативе Педагогической ассоциации "Педагог XXI века" при поддержке министерства образования и науки Российской Федерации, Общероссийского профсоюза образования и "Учительской газеты". Фактически в рамках этого круглого стола началось широкое экспертное обсуждение вопросов формирования, развития и внедрения национальной системы учительского роста (НСУР) и разработки уровневого профессионального стандарта педагога.
В рамках разработки национальной системы учительского роста и уровневого профессионального стандарта педагога (воспитатель, учитель) Педагогическая ассоциация привлекла профессиональное педагогическое сообщество и общественность к дискуссии и сотрудничеству для получения ответов на основополагающие вопросы:
-Что должна включать в себя национальная система учительского роста?
-Что несёт в себе проект уровневого профессионального стандарта педагога?
-Как оценивать квалификацию педагогических работников в рамках НСУР?
-Что необходимо для объективного роста престижа профессии педагога?
-Каковы риски и перспективы НСУР?
Открывая встречу, министр Ольга Васильева отметила, что круглый стол - это первое из большого числа мероприятий, которое посвящено очень важной задаче - разработке и введению национальной системы учительского роста, которая поставлена перед профессиональным сообществом президентом России Владимиром Путиным.
- Это не только поручение, но и наши профессиональные вызовы, и ответ на решение тех вопросов, которые поставила нам система образования. Работа эта сложная, ювелирная, потому что затрагивает деятельность миллионов наших учителей и их семей. Мы должны быть готовы к тому, что эта работа будет проходить взвешенно, никаких огульных решений в ней быть не должно.
Напомним, что модель НСУР на сегодняшний день предполагает введение нескольких новых учительских должностей, позволяющих осуществить более эффективный профессиональный рост, а её введение запланировано на 2020 год.
Председатель Профсоюза Галина Меркулова, принявшая активное участие в дискуссии, сделала акцент в своём выступлении на необходимости корректного проведения очередных новаций в системе образования, а также уважительного отношения к потребностям учителя в профессиональном росте.
- К сожалению, так сложилось, что каждое новшество российский учитель воспринимает очень настороженно. Важно, чтобы НСУР учительство не воспринимало, как очередную карательную меру.
Также Галина Ивановна остановилась на вопросе диагностического тестирования предметных знаний, методических умений и навыков учителей, предусмотренного в пилотных регионах.
- С первого сентября начинается тестирование по двум предметам: математике и русскому языку. Отмечу, что ни в коем случае нельзя допускать его принудительного характера. Кроме того, на сегодняшний день отсутствуют правовые основания для возможности обязательного учёта итогов тестирования в аттестации. Порядок аттестации, утверждённый приказом министерства и являющийся нормативным правовым актом прямого действия, не предполагает возможность учёта результатов какого-либо тестирования. В связи с этим Профсоюз подчёркивает, что тестирование может являться для учителей сугубо добровольным, а его результаты - конфиденциальными для работодателей.
По итогам проведения круглого стола принято решение продолжить дискуссии по разработке и внедрению национальной системы учительского роста на площадке МИА "Россия сегодня" - следующая встреча пройдёт 27 сентября и будет посвящена дошкольному образованию.
Стань "артековцем" с Профсоюзом
Проект "Другая школа", который Профсоюз реализует второй год подряд в Крыму - это уникальная возможность для учителей и детей побывать в знаменитом международном детском центре "Артек": учителям, которым в детстве не посчастливилось попасть в Артек - в качестве педагогов, детям - как победителям Всероссийского конкурса - фестиваля обучающихся организаций дополнительного образования детей "Арктур" ("Арктур-Артек").
В этом году в Артеке уже замечены Александр Шагалов - абсолютный победитель конкурса "Учитель года России" - 2016 и даже шеф-редактор "Моего Профсоюза", приложения к "Учительской газете", Наталья Бунякина! Также все с нетерпением ждут Игоря Карачевцева, Наталью Тихонову, Аллу Волкову и Елену Давыдову. Ну а специалисты Общероссийского Профсоюза образования, понятно, уже здесь, и не только в качестве сопровождающих, но и в качестве ведущих мастер-классов и сетевых образовательных модулей (СОМов).
Справочно:
15-16 января 2016 года в международном детском центре "Артек" проходила конференция с тематическими партнёрами "Артек: тематические образовательные программы 2016", на которую прибыли 48 потенциальных партнёров. На конференции была представлена производственная программа Артека на 2016 год, обсуждались вопросы реализации программы с участием постоянных партнёров, презентовались проекты потенциальных будущих партнёров.
Общероссийский Профсоюз образования выступил с инициативой проведения тематической смены с программой "Артек: строим школу будущего" (проекту было присвоено название "Другая школа"). Цели данного проекта - повышение статуса педагога и педагогической профессии в ученической среде, формирование новых форм взаимодействия учащихся и педагогов; содействие учащимся в своевременном и осознанном выборе педагогической профессии.
Способы реализации "Другой школы": проведение на базе артековской специализированной школы и лагеря "Полевой" совместно с лучшими педагогами России (участниками, лауреатами и победителями Всероссийских конкурсов профессионального мастерства "Учитель года России", "Педагогический дебют" и "Сердце отдаю детям") учебно-воспитательных модулей для обучающихся, встреч лучших учителей России с учащимися в формате бесед по теме "Профессия учитель!". В целях обмена опытом и повышения профессионализма педагогов проект предусматривает проведение открытых уроков, мастер-классов и семинарских занятий для педагогов школы.
Предложение Профсоюза было рассмотрено и принято (стоит заметить, что не все предложения партнёров нашли отклик у руководства Артека, и новыми тематическими партнёрами из заявлявшихся стали только 20 организаций), даже, несмотря на то, что одно из главных требований партнёрства - это "вклад в инфраструктуру/развитие материально-технической базы МДЦ "Артек" по тематике сотрудничества". Интеллектуальный вклад, предложенный Профсоюзом, вызвал интерес как у руководства международного центра, так и у руководства школы. Проекту было присвоено название "Другая школа", и после заключения Соглашения о сотрудничестве между МДЦ "Артек" и Общероссийским Профсоюзом образования от 17 марта 2016 года № 157 началась работа по подготовке его проведения.
1 сентября 2016 года на открытии нового учебного года в МДЦ "Артек", на котором присутствовало 3600 обучающихся из всех субъектов Российской Федерации, 140 педагогов артековской специализированной школы, приглашённые партнёры и гости, старт профсоюзному проекту дал Сергей Кочережко, абсолютный победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2015.
20 декабря 2016 года в Москве состоялась I церемония награждения лауреатов премии международного детского центра "Артек" "Архитектор знаний", которыми стали 15 наиболее активных партнёров "Артека": представители общественных, государственных и отраслевых организаций, принявших активное участие в реализации образовательных, творческих и спортивных программ, содействии развитию качества условий пребывания детей в детском центре и осуществлении его перспективных проектов. Одним из таких лауреатов стал Общероссийский Профсоюз образования - как раз за реализацию программы "Другая школа".
В 2017 году учебный год в "Артеке" и проект "Другая школа", который проходит под девизом "Школа размером с Артек" открыл абсолютный победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2016, учитель русского языка и литературы из Армавира Александр Шагалов.
Позиция Профсоюза по вопросу сокращения федерального перечня учебников
Центральный Совет Общероссийского Профсоюза образования рассмотрел запрос о представлении позиции по вопросу сокращения федерального перечня учебников и сообщает.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания.
Следовательно, каждый учитель должен иметь гарантированный выбор между несколькими учебниками по каждому предмету. При этом, по мнению Профсоюза, перечень учебников не должен быть чрезмерно избыточным, так как это затрудняет практическую реализацию права учителей на соответствующий выбор. С этой позицией полностью согласны и 89 % из 108 учителей, принявших участие в блицопросе Профсоюза в сети Интернет 29-30 августа 2017 года. Так, в частности, были представлены следующие мнения:
"С инициативой министра по поводу сокращения учебников согласен, - заявил победитель регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2014 в Тульской области, учитель русского языка и литературы Сергей Карпачёв, - Я за то, чтобы было меньше учебников и чтобы они проходили строгую проверку со стороны министерства. Если у кого-то имеются опасения относительно возможного ущемления творчества и права выбора учителя, то хороший учитель обязательно найдёт, чем дополнить учебник".
Ольга Васильева выступила за пятидневную учебную неделю для младшеклассников
Министр образования и науки России Ольга Васильева выступила за пятидневную учебную неделю для младшеклассников.
Об этом она заявила в ходе Общероссийского родительского собрания.
«Малыши должны все свои программы, мне кажется, укладывать в пять дней, а старшие, если требует необходимость, могут прийти и в субботу», - сказала Васильева.
Министр добавила, что решение о пятидневной или шестидневной учебной неделе должна принимать школа при активном участии родителей.
В РФ может появиться Российское студенческое педагогическое движение
30 августа состоялось официальное закрытие Российского студенческого педагогического слета, в котором приняли участие более 200 студентов из 18 педвузов страны, сообщает пресс-служба Министерства образования и науки РФ.
Слет проходил на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.
Участники форума выступили с инициативой по созданию Российского студенческого педагогического движения. Это неформальное межвузовское объединение может стать эффективной площадкой для профессионального становления опыта будущих учителей и для обмена опытом.
В рамках слета будущие педагоги приняли участие в круглых столах, обсудили актуальные для молодежи проблемы, представили свои проекты в различных направлениях деятельности на суд экспертов – ученых и «целевой аудитории» - самих детей, для которых эти проекты создавались.
Кроме того, они участвовали в экскурсионной программе и смогли пообщаться с первой женщиной-космонавтом, Валентиной Терешковой.
В РФ разработано мобильное приложение «Атлас дополнительного образования для детей России»
В России разработано мобильное приложение «Атлас дополнительного образования для детей России», сообщает пресс-служба Министерства образования и науки России.
Оно содержит исчерпывающую информацию по организациям, секциям, программам дополнительного образования конкретного региона.
«Для получения информации достаточно ввести запрос, например, «хоккей в Ульяновске» или «Кванториум робототехника в Калининградской области», после чего пользователю будет представлен полный перечень организаций дополнительного образования по данному направлению с адресами, контактами и описанием программ», - говорится в сообщении.
По данным разработчиков, в данный момент информация собрана и обобщена по пяти пилотным регионам: Владимирская область (город Ковров), Калининградская область (город Калининград), Новгородская область (город Великий Новгород), Ульяновская область (город Ульяновск) и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (города Сургут и Югорск). В дальнейшем перечень регионов будет расширен.
Скачать мобильное приложение можно в iTunes и Google Play.
Атлас разработан Фондом новых форм развития образования в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», курируемого Минобрнауки России.
В Краснодарском крае с 16 по 24 сентября пройдет финал конкурса «Студенческий лидер-2017»
В Краснодарском крае с 16 по 24 сентября состоится юбилейный финал XV Всероссийского конкурса «Студенческий лидер-2017», сообщает пресс-служба Министерства образования и науки России.
В нем примут участие 500 студентов, представляющих более 150 вузов из 70 регионов России.
Целью конкурса является выявление и поддержка заинтересованной и талантливой молодежи, способной в дальнейшем профессионально заниматься реализацией государственной молодежной политики в студенческой среде, а также активизация работы студенческих и объединенных первичных профсоюзных организаций вузов по защите прав и интересов студенчества, выявление и обобщение передового опыта, повышение мотивации членства в профсоюзе, развитие инновационных форм работы студенческих и объединенных первичных профсоюзных организаций.
«По результатам конкурентной борьбы на региональных и окружных этапах конкурса в финал вышли 14 студенческих профсоюзных лидеров из семи федеральных округов, обладающие профессиональными навыками и компетенциями», - говорится в сообщении.
Организаторами конкурса являются Центральный Совет Общероссийского Профсоюза образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет и Студенческий координационный совет Общероссийского Профсоюза образования.
Конкурс проходит при поддержке Министерства образования и науки России, Российского союза ректоров, Российского студенческого центра.
Стипендии российских студентов повышаются на 5,9%
Ранее решение об индексации стипендий было принято в Министерстве образования и науки России.
«С одной стороны, нельзя сказать, что стипендиальный фонд обновился достаточно сильно. Но с другой, надо понимать, что происходит индексации именно стипендиального фонда, это означает, что нет привязки к конкретным цифрам. Если, к примеру, произойдет сокращение некоторого числа студентов из-за отчисления за неуспеваемость, то денежные средства в фонде не возвращаются в бюджет, а распределяются между студентами», - сказал студенческий омбудсмен РФ Артем Хромов.
По его словам, несколько лет назад наблюдались проблемы с индексацией стипендий.
«Тогда стипендиальный фонд не индексировался, или с задержками, но последние годы Минобрнауки уделяет этому большое внимание», - добавил Хромов.
Объявлены темы итогового сочинения на 2017/18 учебный год
Объявлены темы итогового сочинения на 2017/18 учебный год, сообщает пресс-служба Министерства образования и науки России.
«Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой», - говорится в сообщении.
Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
«Верность и измена»,
«Равнодушие и отзывчивость»,
«Цели и средства»,
«Смелость и трусость»,
«Человек и общество».
Итоговое сочинение (изложение) введено в 2014 году. Работа оценивается по системе «зачет-незачет». Для школьников, которые получили на сочинении «незачет», установлены два дополнительных дня пересдачи: 1 февраля 2017 года и 3 мая 2017 года.
Результат итогового сочинения, в случае представления его при приеме в вуз, действителен четыре года, следующих за годом получения.
В Сочи с 9 по 13 октября пройдет XI Международный конгресс лагерей
В Сочи с 9 по 13 октября на базе курорта «Роза Хутор» пройдет XI Международный конгресс лагерей, сообщает пресс-служба Министерства образования и науки России.
«Цель проведения конгресса – продвижение России как страны, ориентированной на создание условий для всестороннего развития человеческого капитала и опережающего образования детей и подростков, в том числе в системе дополнительного образования, знакомство мировой общественности с системой отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации, обмен опытом и передовыми идеями в указанной сфере», - говорится в сообщении.
Основные задачи проведения конгресса: подведение итогов летней оздоровительной кампании 2017 года; демонстрация современных образовательных практик; обеспечение международного диалога участников по вопросам сотрудничества и развития инновационных образовательных проектов и др.
Планируется, что в конгрессе примут участие около 1500 человек из более чем 40 стран.
Организаторами конгресса являются Министерство образования и науки России, Межрегиональная общественная организация «Национальная ассоциация детских лагерей», организация «Международное содружество лагерей».
В школы могут вернуть медкарты
Министерство образования и науки РФ сможет разрешить школам требовать медкарты учащихся, сообщает РИА Новости.
«Мы с Министерством здравоохранения работаем в этом направлении. Сегодня образовательная организация не вправе требовать медкарту и некие выписки, мы реально оцениваем, что это не то что усложняет работу школы, а делает по каким-то направлениям невозможным принятие решений. Тех решений, которые бы сохраняли здоровье и жизнь детей», - цитирует агентство замглавы Минобрнауки России Татьяну Синюгину.
На встрече с журналистами в рамках Восточного экономического форума Синюгина уточнила, что вопрос будет обсуждаться с регионами, согласовываться с родительской общественностью.
«Мы послушать хотим их мнения. Следующим шагом - при поддержке Госдумы - вносить необходимые нам изменения», - заявила она.
Кроме того, Синюгина сообщила, что в настоящее время Минобрнауки России предоставило Правительству и Президенту РФ ряд предложений по совершенствованию школьных учебников.
Ольга Васильева заявила о необходимости сокращения числа защит диссертаций в аспирантуре
Министр образования и науки России Ольга Васильева заявила о необходимости сокращения числа защит диссертаций в аспирантуре, сообщает ТАСС.
Об этом она заявила на встрече с молодыми учеными Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в рамках Восточного экономического форума.
«Вы знаете, что принято положение, и я с радостью об этом говорю, что любая аспирантура должна заканчиваться защитой диссертаций», - сказала Васильева.
По словам министра, справка, которую можно получить, закончив аспирантуру, является профанацией.
«Явление, которые было в нулевых, когда была девальвация дипломов, от этой истории нужно отходить. Их может быть в разы меньше, но они должны быть качественнее», - заявила Васильева.
Министр подчеркнула, что число аспирантов в вузе должно быть взвешенным.
«Каждая кафедра знает, сколько ей нужно аспирантов. Сейчас безотчетного количества бюджетных мест нет. Не может быть огромное количество исследователей, я убеждена, что аспирантура заканчивается диссертацией, если не можешь защититься - значит, тебе не быть ученым», - заявила Васильева.
Глава Минобрнауки России также отметила низкое качество работ по общественно-гуманитарным наукам.
«Я вам приведу цифры. В 2015 году 26 человек лишены званий кандидатов и докторов наук, 24 из них защищались по общественно-гуманитарным наукам, в 2016 году научных званий лишены 16 человек, 15 из них – по общественным наукам. У нас качество и количество резко сократилось на сегодняшний день. Число отклоненных работ в этой области говорит о том, что качество оставляет желать лучшего», - сообщила Васильева.
В мае заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки России Сергей Пилипенко сообщил, что ведомство планирует к 1 сентября 2017 года представить новую модель функционирования аспирантуры.
По его словам, в настоящее время аспирантура является третьим уровнем высшего образования наравне с бакалавриатом и магистратурой. Это закреплено законом «Об образовании в РФ», который вступил в силу 1 сентября 2013 года.
Согласно закону, государственная итоговая аттестация аспиранта в конце третьего года предусматривает лишь защиту выпускной квалификационной работы, не являющейся эквивалентом кандидатской диссертации. После окончания аспирантуры выпускник получает квалификацию «преподаватель-исследователь», а не научное звание.
В начале апреля министр образования и науки России Ольга Васильева предложила сократить число аспирантов в вузах до двух-трех человек на кафедру.
По словам министра, она не согласна с тем, что аспирантура – это третья ступень образования без обязательной защиты диссертации.
На Кубани будут развивать сервисы дистанционного обучения
«Ростелеком» и «Просвещение», создав совместное предприятие, взялись за развитие единого электронного образовательного пространства.
В июле 2017 года «Ростелеком» и АО «Издательство «Просвещение» подписали Соглашение о сотрудничестве. Одним из первых его результатов стало совместное предприятие ООО «РТК.Просвещение». Основными целями нового предприятия станут деятельность по обработке данных, предоставлению услуг по размещению информации, разработка ПО, консультативная работа в области компьютерных технологий, а также образовательная и научная работа.
- Совместное предприятие создано в целях объединения компетенций компаний для создания и продвижения образовательной платформы, которая, в свою очередь, сделает образование более доступным и качественным, что особенно актуально для удаленных регионов. Работа «РТК.Просвещение» также будет направлена на развитие инфраструктуры системы образования Российской Федерации, - рассказал генеральный директор ООО «РТК.Просвещение» Юрий Бушин.
Компания «РТК.Просвещение» будет заниматься развитием сервисов электронного образования, внедрением решений для школьных информационно-библиотечных центров и комплектованием фондов библиотек образовательных организаций электронными образовательными ресурсами. Сотрудничество также направлено на развитие единого электронного образовательного пространства, внедрение электронных форм учебников, книг, методических материалов и курсов, а также обеспечит основу для создания комплексных сервисов организации дистанционного обучения и повышения квалификации педагогов с участием Академии «Просвещение».
В настоящее время «РТК.Просвещение» разрабатывает проекты по развитию сервисов дистанционного обучения и создания информационно-библиотечных центров в Новосибирской области, Краснодарском крае, Забайкальском крае, Красноярском крае и ряде других субъектов Российской Федерации.
Необходимо обеспечить равное образование для школьников
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ Сергей Кравцов заявил, что необходимо обеспечить равное образование для всех школьников – это будет одним из важных тем форума «Город образования».
«На форуме «Город образования» мы будем обсуждать, как обеспечить равное образование для школьников вне зависимости от места их проживания, достатка и социального достатка у его родителей. Качество среднего и высшего образования не должно от этого зависеть», - цитирует главу Рособрнадзора АГН «Москва».
Форум «Город образования» открылся в Москве 7 сентября 2017 года. Здесь будет проведено 150 мероприятий с участием 250 спикеров из разных стран.
На форуме представлено 80 экспонатов высокотехнологичных компаний, работающих в сфере образования, а такое экспозиции, посвященные Московской электронной школе и профессиональному образованию.
Свыше 2500 тысяч работников образования встретятся в Артеке
Международный детский центр "Артек" - официальный партнёр Общероссийского Профсоюза образования проводит 5-7 октября II Всероссийский форум "Детский лагерь - новое образовательное пространство".
Форум - это объединение школы, учреждений дополнительного образования, детских лагерей и организаций-партнёров в единое образовательное пространство, реализация неформальных образовательных практик и много-многое другое…
Международные эксперты обсудили вызовы, стоящие перед системой образования в XXI веке
Участники III Международной конференции по оценке качества образования, которая прошла в Москве по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, обсудили вызовы, стоящие перед системой образования в XXI веке: чему должна учить современная школа, по каким критериям оценивать образовательные результаты, как сделать качественное образование доступным каждому школьнику.
В области оценки качества образования накоплен значительный опыт, отметили участники конференции, но развитие технологий и средств коммуникации заставляет меняться систему школьного образования и предъявляет новые требования к обучающимся.
Руководители авторитетных международных организаций по оценке качества образования отметили успехи, достигнутые в организации итоговой аттестации школьников в России.
«Я был здесь, когда только начинались разговоры о ЕГЭ. Тогда Россия изучала опыт других стран. И я помню все трудности, которые удалось преодолеть на этом пути. Сегодня коллеги говорят: «Учитесь у России, как можно построить систему экзаменов, которая будет прозрачной, значимой, показательной и объективной», - сказал директор Департамента образования и профессиональной подготовки ОЭСР Андреас Шляйхер. «Мы находимся под большим впечатлением от того, как Россия проводит свою образовательную реформу и формирует свою систему оценки качества образования», - поддержала его президент Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA) Анне-Берит Кавли.
Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал о задачах, которые стоят перед системой управления качеством образования в России на нынешнем этапе. «Для нас важен опыт, который накоплен по эффективному управлению образованием, достижению высоких образовательных результатов для того, чтобы этот опыт мог реализовываться повсеместно, чтобы каждый школьник получал качественное образование вне зависимости от того, где он проживает, социального положения и достатка родителей. Мы понимаем, к чему нам нужно стремиться, какие вопросы нужно решать, прежде всего, в ряде субъектов Российской Федерации, в сельских школах», - сказал руководитель Рособрнадзора.
По его словам, сейчас идет процесс совершенствования и развития инструментов, призванных развивать российское образование и поддерживать высокий уровень его качества. Хорошо работающая система должна быть залогом успешной реализации образовательных возможностей для каждого обучающегося. Составляющие этой системы: объективное оценивание по итогам каждого года обучения по всем предметам, эффективные учебные пособия, современные образовательные стандарты, механизмы развития компетенций учителей, вовлечение экспертного сообщества в обсуждение изменений, происходящих в системе образования. «Все эти элементы очень важны и должны работать в единой системе», - заявил Сергей Кравцов.
Он рассказал, что следующим этапом в деятельности Рособрнадзора станет разработка новых подходов к инспекции школ, механизмов помощи их директорам в улучшении качества образования.
Директор Департамента образования и профессиональной подготовки ОЭСР Андреас Шляйхер уделил основное внимание в своем выступлении изменениям, происходящим в системе школьного образования, которые требуют выработки новых подходов к оценке успешности обучающихся.
По его словам, некоторые вещи, которым традиционно обучали в школах, становятся теперь ненужными. На передний план выходит не знание фактов, а мышление. Простое заучивание материала может быть полезно для решения обычных задач, но неэффективно для решения задач сложных. «В мире завтрашнего дня нужно, чтобы люди разбирались в политической и социальной жизни, в творчестве, в эстетике, дизайне. Обучать нужно немногому, но обучать глубоко и хорошо. На передний план выходит умение конструировать знание. Нужно продвинуть оценивание образования на новые рубежи, и мы в ОЭСР это делаем: оцениваются теперь не только знания и умения, но также подходы и ценности», - заявил Андреас Шляйхер.
Он рассказал, что в рамках исследования PISA в 2015 году оценивались не только знания школьников, но и их социальные навыки, умение работать в команде. В исследовании 2018 года будет изучаться «глобальная компетентность» - понимание, способность увидеть разные точки зрения. В рамках исследования PISA 2021 года особое внимание будет уделено творчеству, способности к креативному мышлению.
Глава образовательного департамента ОЭСР также отметил, что современная школа не должна отсеивать слабых учеников, необходимо давать возможности для развития каждому. «Сегодня все изменилось – нам нужны все», - сказал он.
Его поддержала президент Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA) Анне-Берит Кавли. «Страны с наивысшими показателями в исследованиях качества образования смогли улучшить результаты группы наименее успевающих учеников», - констатировала она.
Анне-Берит Кавли отметила, что современный мир сталкивается с быстрыми переменами в технологиях, способах общения людей, с новыми угрозами. Это должно отражаться на школьном образовании и оценивании его результатов. По ее словам, необходимо актуализировать тесты для оценки знаний обучающихся, внедрять в систему оценки знаний современные информационные технологии.
Генеральный секретарь Сингапурского профсоюза учителей Майк Тируман рассказал, какие факторы обеспечивают успешность модели образования Сингапура, который находится в лидерах по данным исследований PISA, TIMSS и PIRLS. По его словам, на передний план в обучении сейчас выходит формирование у школьников навыков и ценностей. «Чего мы хотим добиться от школьников после 10-12 лет обучения? Мы хотим, чтобы наши школьники стали уверенными в себе людьми, людьми с широким кругозором, которые могут мыслить и действовать, понимают сами себя и понимают, чего они хотят. Чтобы они были готовы продолжать учиться всю жизнь, стремились к самосовершенствованию, были активными членами общества и ответственными гражданами», - рассказал Майк Тируман.
Он особо остановился на роли учителей в современной школе и развитии их профессиональных компетенций. По его словам, учитель должен быть не только компетентным профессионалом, знающим свой предмет, но и наставником, способным привить ценности и принципы. Учитель должен уметь сформировать в классе коллектив и быть лидером перемен, привносящим изменения и новации в свою школу. Учителям необходимо иметь возможность постоянно обмениваться опытом со своими коллегами, присутствовать на их уроках и обсуждать эти уроки, чтобы получать обратную связь от других компетентных специалистов.
В ходе конференции ее участники также уделили внимание использованию современных технологий в образовательном процессе, новым формам учебных пособий. Представители Франции и Японии рассказали о системах образования своих стран.
В работе III Международной конференции "Образование с высокими возможностями для каждого: международный опыт, оценка, внедрение" приняли участие около 700 педагогов и экспертов в области образования из разных стран.
Пять пабликов в "ВКонтакте", которые помогают учиться
О "поколении ЕГЭ" принято тяжело вздыхать: музеям они предпочитают социальные сети, Пушкину — Оксимирона. Но нет ничего странного в том, что дети, выросшие в обнимку с планшетами, мыслят по-другому. "Каждое следующее поколение школьников воспринимает информацию иначе, чем предыдущее, — говорит преподаватель истории московского Лицея Высшей школы экономики Василий Кузнецов. — Вы умеете считать на счетах? А логарифмической линейкой воспользоваться сможете? У современного школьника в кармане лежит девайс, который все посчитает сам, надо только на кнопку нажать. У него другое восприятие реальности". Василий знает, как подстроиться под это восприятие: он тот самый учитель, что в январе этого года прочитал школьникам рэп об Иване Грозном. Можно ворчать по поводу того, что современные дети вместо учебников читают паблики в соцсети "ВКонтакте". А можно сделать так, чтобы эти паблики их не только развлекали, но и учили — и школьников, и студентов, и тех, кто давно вырос. Мы сделали подборку таких публичных страниц, доказывающую: мемы и смешные картинки могут быть полезными. Авторы большинства из них — студенты. Создавая мемы об истории, философии или физике, они не только помогают учиться другим, но и учатся сами. "Человек лучше усваивает информацию, которую получает в момент какого-то эмоционального переживания, — говорит Василий Кузнецов. — Это может быть страх, а может быть радость".
Рассказываем, как смех и радость помогают учиться.
Она развалилась
Паблик существует с 2014 года, он посвящен эпохе распада СССР и началу 1990-х годов. В постах — архивные фотографии, вырезки из газет и киноподборки.
Аудитория — более 100 тыс. человек, в основном мужчины 24–35 лет. Женщин среди читателей 16%, а школьников обоих полов — всего 5%. "Часть нашей аудитории — это те, кто ностальгируют по эпохе, для них 1990-е — это детство или отрочество, — говорит создатель страницы историк и журналист Евгений Бузев. — Вторая категория — молодежь, которая родилась либо в конце десятилетия, либо в начале нулевых. Они не находят ответов на свои вопросы в учебниках". В этом году по материалам "Она развалилась" вышла книга.
«Историю последних лет у нас преподают слабо. Многие вопросы совершенно не раскрываются. Для ответа на какие-то политические вызовы сегодняшнего дня необходимо заглянуть в прошлое, понять биографию определенного человека. Так, сами того не желая, мы отчасти стали образовательным проектом».
Физтехи шутят
Слоган паблика — "Мы несем "Аш Ню" (hν — это произведение постоянной Планка h на частоту излучения ν. Так в физике принято записывать энергию кванта света). "Это метафора — мы несем просвещение в массы, — говорит создатель паблика, выпускник Московского физико-технического института Михаил Ерохин. — Хотя, возможно, для некоторых "Аш Ню" звучит по-дурацки".
"Нести "Аш Ню" студенты МФТИ начали в 2010 году с онлайн-радио, которое делалось "на коленке". Сейчас в вузе есть целая медиакоманда, которая занимается и радио, и видеоблогами на YouTube, и страницами в социальных сетях. А у паблика в "ВКонтакте", который создавался как развлечение для студентов МФТИ, более 57 тыс. подписчиков. Теперь его читают и школьники, и студенты, и просто "мимопроходящие" пользователи. Аудитория в основном мужская: 66% мужчин против 34% женщин.
«Сейчас наш паблик — скорее развлечение. Однако мы стараемся делать его более глубоким и просветительским, и местами это уже получается. Иногда люди пишут в комментариях: "Я не понял шутку, объясните". И другие пользователи объясняют: смотри, есть такая штука, она работает так, поэтому шутка вот так построена. Наша сверхзадача — популяризация научного образа мысли среди молодежи. А еще мне хотелось бы раскачать паблик так, чтобы это онлайн-собрание "технарей и сочувствующих" можно было вывести в полноценное офлайн-сообщество».
Comedic History
Паблик создан в 2016 году, и у него уже более 19 тыс. подписчиков. В основном это юноши, учащиеся в школе. Но более 10% читателей — мужчины старше 45 лет.
Контент — смешные картинки с комментариями и историческими аллюзиями. В альбоме группы есть шаблоны для создания мемов, и каждый подписчик может предложить свою шутку. Создатель группы — тренер по боксу Виктор Жуков, его помощник и администратор Валентин Войтенко учится на журналиста. Человеку, не увлекающемуся историей, понятен не каждый мем. Но многое проясняется в комментариях пользователей.
«Мы любим историю и все, что с ней связано. Поэтому если есть возможность рассказать о каком-то историческом событии и подать это в веселом ключе, то почему бы ею не воспользоваться? Конечно, на особо значимую роль в образовании мы не претендуем, но нередко после публикации каких-то постов подписчики, не поняв шутки, идут шерстить "Википедию". Это, как мне кажется, уже неплохо».
Лев Толстой. Секрет успеха
Паблик существует с 2015 года, у него более 16 тыс. подписчиков. Как говорит его создатель, выпускник литературного института имени Горького Иван Роговой, никакой рекламы не понадобилось — "удивительно быстро разлетелось только на репостах".
Авторы выбирают цитаты из дневников и записных книжек русского писателя, сопровождая их иллюстрациями. В первом посте была запись: "22 сентября. Я очень опустился". Подписчики узнают, сколько Толстой проигрывал в карты и как он "тяготился одиночеством, праздностью и отсутствием женщин". Это возможность узнать неизвестного Толстого — хотя все дневники давно опубликованы, мало кто их читает. Основная аудитория паблика — девушки от 18 до 27 лет.
«Я очень люблю Льва Николаевича Толстого. Я читал все его главные произведения. И видел, что многие из них сильно различаются — как будто их два разных человека писали. Я захотел понять, в чем дело, и стал читать его дневники. И узнал совсем не того Толстого, к которому мы привыкли в школе. А еще у меня много друзей, которые много работают и ненавидят себя за каждый момент безделья. И мне казалось, что пример Льва Николаевича, который тоже не всегда мог заставить себя работать, но стал великим, может кого-то поддержать. Он мог писать в дневнике, что "сегодня опять ничего не делал". Но при этом у него есть 90-томное собрание сочинений»
Философия для тупых
"Тут мы будем обрисовывать простым языком сложные мысли всяких там философов. Чисто раскидаем на пальцах об истории философии, ее предназначении, персоналиях", — пообещал создатель паблика Владислав Зубов в первом посте. Он был опубликован совсем недавно — в мае этого года.
За несколько месяцев существования у паблика набралось чуть более тысячи подписчиков, в основном это юноши от 18 до 21. Сам Владислав Зубов — студент, он учится на экономиста. Как признается сам — "для галочки": философия и психология ему гораздо интереснее.
«Я считаю, что философия — это наука о жизни. Но если ты читаешь какого-нибудь Канта, то ничего не поймешь. Простых разъяснений философских теорий я в интернете не видел. Мне всегда приходилось читать много материалов, чтобы что-то понять. А еще говорят, что, если хочешь чему-то научиться, надо учить этому других. Я начал растолковывать теории простым языком. Сначала это было просто хобби. Теперь я сижу и "катаю" статьи»
Подбор материалов подготовлен
комитетом Краснодарской краевой территориальной
организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ