Информационный лист «Обзор печати за неделю» 10 июля – 19 июля 2017г.

Стартовало общественное обсуждение нового проекта профстандарта педагога

Общественное обсуждение нового проекта уровневого профессионального стандарта педагога и модели Национальной системы учительского роста продлится до 20 августа, сообщили РИА Новости в пресс-службе Ассоциации "Педагог XXI века".

"Мировой опыт показывает, что профессиональные стандарты внедряются, когда люди информированы о его содержании. Они именно тогда воспринимаются профессиональным сообществом, когда само сообщество принимает участие в их формировании", – отметил руководитель группы разработки профессионального стандарта, академик РАО, директор Центра образования №109 города Москвы Евгений Ямбург.

"Общественное обсуждение – важный для нас способ получить обратную связь", – подчеркнул эксперт, напомнив, что профессиональный стандарт призван повысить престиж учительской профессии, стимулировать их качественную подготовку, обеспечив новые возможности профессионального роста.
Отдельный важный аспект, учтенный в проекте, касается реформирования системы оценки качества работы педагога. Разработчики отмечают, что национальная система учительского роста предусматривает создание единых подходов к аттестации педагогов и внедрению новых дифференцируемых должностей в зависимости от сложности выполняемых задач и степени ответственности. Оба проекта тесно связаны друг с другом. "Разработанный проект может быть использован для создания новой модели аттестации педагогов", – выразил мнение Евгений Ямбург.
Оба документа подготовлены рабочей группой Ассоциации "Педагог XXI века", созданной не только для содействия в применении профессионального стандарта педагога, но и для вовлечения признанных экспертов в этой области, в том числе учителей года России, к оценке деятельности своих коллег и разработке новой модели аттестации.

Создать систему профессионального роста учителей впервые предложил президент России Владимир Путин в конце 2015 года. Заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина в рамках межрегиональной конференции "Развитие единой системы оценки качества образования: опыт и перспективы" отметила, что "для того чтобы эта система заработала, необходимо доработать профессиональные стандарты педагога. Это позволит выделить уровни квалификации и построить модель роста от выпускника педагогического вуза до педагога-наставника".

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться на сайте, оставить свои замечания или предложения в соответствующем разделе. Рабочая группа Ассоциации "Педагог XXI века" обобщит все комментарии и учтет их в последующей работе над проектами.

На Юге определили финалистов Всероссийского конкурса «Студенческий лидер – 2017»

С 12 по 16 июля 2017 года в г. Элиста Республики Калмыкия на базе Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова прошел окружной этап Всероссийского конкурса «Студенческий лидер - 2017» Южного федерального округа, участие в котором приняли более 200 студентов из 16 образовательных организаций высшего образования.  Делегацию Краснодарского края на Конкурсе представляли председатели и активисты первичных профорганизаций Армавирского государственного педагогического университета, Кубанского государственного университета и Кубанского госудаственного технологического университета.

Основной целью конкурса является укрепление и развитие деятельности студенческих профсоюзных организаций, вовлечение студенческих лидеров в процесс организации собственной деятельности, стимулирование к реализации лидерских качеств.

На торжественном открытии Конкурса глава Республики Калмыкия Алексей Маратович Орлов обратился к финалистам окружного этапа: «Уважаемые участники! Вы прошли горнило региональных конкурсных испытаний, а значит, вы уже победители. Самое главное вы уже сказали самим себе: "Я хочу, могу и буду лидером!"». В завершении Алексей Маратович по калмыцкой традиции пожелал конкурсантам удачи и белой дороги во всех начинаниях.
В адрес организаторов и участников Конкурса поступила правительственная телеграмма от председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Вячеслава Алексеевича Никонова.

На протяжении трех дней 8 конкурсантам из Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей, Краснодарского края, Республики Калмыкия, Республики Адыгея, Республики Крым и Севастополя предстояло пройти 9 конкурсных испытаний.

В первый конкурсный день участники в рамках этапа «Профтест» продемонстрировали свой уровень знаний законодательства РФ в сфере образования, а также умений и навыков использовать эти знания для разрешения конфликтных ситуаций. Во второй день конкурсанты дали характеристику себя как студенческого лидера, осветили свои лучшие лидерские качества, продемонстрировали, как реализуется комплекс мероприятий, направленный на создание положительного имиджа профсоюзной организации во внешней и внутренней среде, а также показали уровень своих профессиональных компетенций в ходе этапов «Автопортрет», «Заседание профсоюзного комитета», «Своя игра», «Изложение». В заключительный третий день участники прошли конкурсные испытания «Инфографика», «Блиц» и «Сюрприз», направленные на выявление у конкурсантов умения быстро ориентироваться в экстремальной обстановке и знаний законодательства, и нормативно-правовых актов в сфере образования и внутрисоюзной деятельности.

Все конкурсные испытания оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли Екатерина Владимировна Сидоренко, заместитель председателя Студенческого координационного совета Общероссийского Профсоюза образования, председатель профсоюзной организации студентов Сибирского федерального университета, Денис Вячеславович Гизатулин, главный советник комитета Государственной Думы по образованию и науке, Рустам Ахметрашидович Муртазин, председатель Студенческого координационного совета Уральского федерального округа, председатель профсоюзной организации студентов и аспирантов Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, Александр Евгеньевич Манзула, председатель Студенческого координационного совета Иркутской области, начальник Управления социальной и внеурочной работы Иркутского государственного университета, заместитель председателя профсоюзной организации студентов Иркутского государственного университета, Григорий Петрович Савенко, председатель  профсоюзной организации студентов и аспирантов Северо-Кавказского федерального университета, Ольга Сергеевна Такунова, председатель профсоюзной организации студентов Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

«Участие в конкурсе – это не только большая ответственность, но и слаженная командная работа. Каждый конкурсант и его команды за время конкурса научились новому, раскрыли свой лидерский потенциал и доказали, что сегодня студенчество – это продвинутая часть общества, которая действительно способна сделать нашу страну лучше», - подчеркнула Екатерина Владимировна Сидоренко, заместитель председателя Студенческого координационного совета Общероссийского Профсоюза образования, председатель Первичной профсоюзной организации студентов Сибирского федерального университета.

По итогам Конкурса, в Южном федеральном округе победителем окружного этапа стала Иляна Юсурова (Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова); второе место заняла Татьяна Захарова (Ростовский государственный экономический университет (РИНХ); третье место занял Анатолий Савинков (Волгоградский государственный университет), четвертым стал Владислав Сергеев (Армавирский государственный педагогический университет).

На закрытии Конкурса с приветственным словом выступили почетные гости.

«Наше с вами мероприятие удалось, а удалось оно, потому что здесь собрались сильнейшие лидеры, лучшие члены жюри. Я хочу сказать, что каждый, кто побывал на этом конкурсе, кто попробовал свои силы и принял участие, - приобрел частичку своего успеха», - отметил председатель Студенческого координационного совета Общероссийского профсоюза образования, проректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Владимир Леонидович Марченко.

Своими выступлениями участников удивили творческие коллективы и народные ансамбли, которые приобщили участников к уникальной культуре Республики Калмыкия.

Ректор КалмГУ, заслуженный учитель Республики Калмыкия, заслуженный работник народного хозяйства Республики Калмыкия, депутат Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, ректор Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова Бадма Катинович Салаев поблагодарил всех конкурсантов, представителей делегаций, членов жюри, почетных гостей за большой праздник под названием «Студенческий лидер-2017». По словам ректора, три конкурсных дня пролетели незаметно, но в то же время они были наполнены огромным содержанием. «Студенты говорили о главном - быть полезными обществу, своему университету через принятие решений в вопросах защиты студенчества. Все вы – одна команда единомышленников, замечательные лидеры, умеющие отстаивать интересы студенчества», - подчеркнул Бадма Катинович.

Самым долгожданным и волнительным моментом стало награждение, в ходе которого компетентные члены жюри повели итоги и наградили конкурсантов дипломами и призами.
Победительница Окружного этапа Всероссийского конкурса «студенческий лидер – 2017» Южного федерального округа Иляна Юсурова, председатель Первичной профсоюзной организации студентов Калмыцкого государственного университета поделилась: «Я искренне благодарна членам жюри, организаторам, всей моей команде. До последнего момента я сомневалась в своей победе, так как все конкурсанты – достойные соперники. На Всероссийском конкурсе я приложу все усилия и постараюсь достойно представить наш округ».

Итоги Конкурса подвел председатель Студенческого координационного совета Южного федерального округа, председатель Первичной профсоюзной организации студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Илья Юрьевич Дробязко: «Уверен, что каждый конкурсант смог повысить уровень своих профессиональных компетенций, перенять положительный опыт и, по возвращении, сможет применить его на уровне своего вуза и региона, а также приумножит свои достижения в профсоюзной деятельности».
Справочно: Организаторами Конкурса являются Отдел профессионального образования и научных учреждений Центрального совета Профсоюза, Студенческий координационный совет Южного федерального округа Общероссийского Профсоюза образования, Калмыцкая республиканская организация Профсоюза работников образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова», Первичная профсоюзная организация студентов КалмГУ.

Конкурс проводится при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского союза ректоров, в рамках реализации программы развития деятельности студенческих объединений ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» на 2017 год.

Рособрнадзор продолжает сбор предложений по совершенствованию ЕГЭ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки продолжает сбор предложений по совершенствованию единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Предложения принимаются до 11 августа по электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..  
Замечания и пожелания по улучшению ЕГЭ Рособрнадзор ежегодно собирает после завершения основного периода экзаменационной кампании. Затем они анализируются, проходят экспертное обсуждение. В этом году уже поступило несколько десятков предложений, в основном они касаются совершенствования заданий по отдельным предметам. Свои предложения присылают бывшие выпускники, сдававшие ЕГЭ в 2017 году, родители, преподаватели школ и вузов.
Все изменения в ЕГЭ, которые будут введены в следующем учебном году, должны быть утверждены и опубликованы до 1 сентября.

Владимир Путин ответит на вопросы школьников в прямом эфире

Российские школьники смогут задать свои вопросы главе государства в ходе программы "Недетский разговор с Владимиром Путиным". Учащиеся образовательного центра "Сириус" пообщаются с главой государства лично, а все остальные - с помощью социальных сетей.
21 июля Владимир Путин посетит образовательный центр "Сириус" в Сочи, где пообщается со школьниками из 66 регионов России. Прямую трансляцию "Недетского разговора с Владимиром Путиным" будет вести телеканал НТВ и сайт НТВ.Ru.

На встрече с президентом воспитанники центра смогут задать свои вопросы лично. Однако возможность задать главе государства вопрос есть у каждого. Для этого необходимо отправить свой вопрос через официальный аккаунт НТВ в соцсети "ВКонтакте": http://vk.com/ntv. "Самые интересные вопросы, присланные нашими юными зрителями, попадут в программу "Недетский разговор с Владимиром Путиным", - говорится в сообщении телеканала.

Ученые ВШЭ выяснили, какие регионы России больше всего теряют абитуриентов и выпускников вузов

Меньше всего выпускников вузов теряют регионы с небольшой системой высшего образования. Ученые Высшей школы экономики проанализировали образовательную миграцию в регионах России. Они выяснили, что лишь единицы из российских регионов не только притягивают выпускников школ в вузы, но и сохраняют их после окончания университетов. Большинство субъектов РФ теряет молодежь, либо играя роль "перевалочных пунктов", либо одновременно сталкиваясь с оттоком и абитуриентов, и выпускников.

В частности, эксперты выделили четыре категории регионов: "магниты", "транзиты", "экспортеры" и "замкнутые".
Следующие регионы оказались привлекательными как для абитуриентов вузов, так и для их выпускников: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленобласть, Свердловская область и Татарстан.

"Иными словами, среди "отличников" — высокоразвитые территории с самыми сильными вузами, а также высоким валовым региональным продуктом на душу населения, - пояснили в пресс-службе вуза. - У каждого участника этой группы число студентов-первокурсников превышает число выпускников школ — то есть удается привлекать учащихся из других регионов".
Показатель послевузовской миграции среди регионов в среднем составляет 33%. Это значит, что регионы "отдают" другим территориям не более трети выпускников. Некоторым регионам везет меньше. Например, из Адыгеи, Ханты-Мансийского автономного округа и Ивановской области уезжают более половины выпускников.

По данным НИУ ВШЭ, меньше всего выпускников вузов теряют регионы с небольшой системой высшего образования: Камчатский край (15%), Сахалинская область (14%), Республика Ингушетия (12%) и Республика Тыва (8%). Небольшое количество вузов полностью "работает" на регион, кроме того, наблюдается большой поток выпускников из других регионов. Высок показатель сохранения выпускников вузов также в Пермском и Красноярском краях, где несмотря на относительно крупные системы высшего образования, в другом регионе находят работу не более 20% выпускников вузов.

Еще одна группа регионов играет роль "перевалочных пунктов" для мигрирующей молодежи. Так, Томская, Тюменская, Омская, Орловская, Воронежская, Ивановская области привлекают немало студентов, но трудоустраиваться большая часть выпускников предпочитает в других регионах. Таким образом, эти субъекты РФ работают и на локальный, и на внешний рынок труда.
"Такая ситуация объясняется тем, что на этих территориях расположены исторически сильные университеты, что и привлекает абитуриентов. Однако не во всех этих регионах уровень экономического развития и структура экономики позволяют "удержать" молодежь", - отмечают в вузе.

Часть регионов теряет абитуриентов, но имеет невысокий показатель послевузовской миграции, то есть обеспечивает молодыми кадрами местный рынок труда. Это "замкнутые" регионы — Пермский край, Магаданская и Мурманская области, Краснодарский край, республики Коми, Алтай и Кабардино-Балкария.

Еще одна группа регионов — "экспортеры". Они теряют и потенциальных студентов, и выпускников вузов. В этой группе Псковская, Владимирская, Тверская, Курганская, Волгоградская области, а также Чувашия и Адыгея. Часть этих регионов отдают абитуриентов двум столицам (Тверь и Владимир — Москве, Псков — Санкт-Петербургу). А другая часть не может обеспечить привлекательность ни за счет вузов, ни за счет рынка труда.

Кроме того, специалисты выделяют "пограничные регионы", значения показателей по которым близки к средним. "Эта группа неоднородна и по характеристикам системы высшего образования региона, и по экономическому развитию территорий. Она требует отдельного изучения, поясняют исследователи", - подытожили в НИУ ВШЭ.
Результаты исследования представлены в докладе "Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов".

"Парк будущего" открылся на базе Всероссийского детского центра "Смена" в Анапе

Центр включает в себя образовательные павильоны шести направлений.
15 июля на базе ВДЦ "Смена" в Анапе торжественно открылся "Парк будущего" - всероссийский учебно-тренировочный центр профессионального мастерства и популяризации престижа рабочих профессий.

"Парк будущего" создан в соответствии с поручением Президента России и распоряжением Правительства РФ.
Центр оснащен современными техническими средствами и объектами инфраструктуры для практического освоения профессиональных компетенций, в их числе станки с ЧПУ, тренажеры, 3D-принтеры и сканеры, станции подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов и другое оборудование.

Как сообщили в пресс-службе Минобрнауки России, центр станет базовой площадкой для подготовки национальной сборной по профмастерству для участия в европейских и мировых чемпионатах Worldskills.

В 2017 году в профориентационных сменах центра примут участие 5400 детей, программами центра будет охвачено 40 регионов России. Планируется, что до 2025 года до 1 миллиона детей должны пройти подготовку по соответствующим программам по всей стране.
Всероссийский учебно-тренировочный центр профессионального мастерства и популяризации престижа рабочих профессий включает в себя Тренировочный комплекс национальной сборной и Центр профессий "Парк будущего" — образовательные павильоны, сгруппированные по шести направлениям: "Промышленность", "Строительство", "Сервис и дизайн", "Информационные технологии", "Транспорт", "Профессии будущего". Каждое направление представлено главным отраслевым павильоном и павильонами профессий.

Минобрнауки России намерено создать конкурентоспособную систему среднего профобразования к 2020 году

Министерство планирует добиться увеличения числа выпускников СПО к 2020 году.
К концу 2020 года Министерство образования и науки РФ намерено создать конкурентоспособную систему среднего профобразования в России и добиться увеличения числа выпускников колледжей и техникумов. В ведомстве прошло заседание Координационного совета по модернизации системы подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО.

Открывая заседание,  министр образования и науки России Ольга Васильева сообщила, что проект по созданию Межрегиональных центров компетенции (МЦК) реализуется в 7 субъектах Российской Федерации.
- МЦК отводится ведущая роль в  выявлении, формировании и широком распространении в системе профессионального образования лучших практик подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями не менее чем в 50 процентах профессиональных образовательных организаций, - сказала Ольга Васильева.

Министр отметила, что деятельность МЦК направлена на достижение нового уровня качества СПО и ориентирована на самые передовые рубежи в подготовке рабочих кадров и специалистов.
Министр подчеркнула, что при внедрении новых ФГОС СПО созданные в рамках МЦК учебные центры выполняют функции экспериментальных и координационных площадок федеральных учебно-методических объединений среднего профессионального образования.
- Это  обеспечивает необходимую основу для сохранения единого образовательного пространства в условиях перехода системы СПО на новые содержание и технологии обучения, - сказала министр.
Ольга Васильева акцентировала внимание еще на одной важной задаче деятельности МЦК – создании условий для подготовки национальной сборной и команд отдельных субъектов РФ к участию в национальных и международных чемпионатах профессионального мастерства Ворлдскиллс.

- В МЦК аккумулируются необходимая современная технологическая база и кадры, что формирует принципиально новую инфраструктуру для  реализации новых ФГОС и организации тренировок, - подчеркнула министр.

Министр также сообщила о заинтересованности предприятий  в развитии деятельности МЦК. По ее словам, уже обозначился спрос на программы подготовки и повышения квалификации действующего персонала по профессиям и специальностям ТОП-50.
Врио директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Инна Черноскутова в своем докладе сообщила о роли Межрегиональных центров компетенций в реализации задач курируемого Минобрнауки России приоритетного проекта "Рабочие кадры для передовых технологий".

Она отметила, что большинство поступивших от 23 регионов заявок (15 заявок, или 65,2%) составлено по  техническим профессиям и специальностям.
- Выбор регионов совпадает с тенденцией увеличения объемов подготовки по техническим профессиям и специальностям СПО, сложившейся в последние 5 лет в системе профессионального образования. В результате конкурсного отбора 7 регионов (Республики Татарстан и Чувашия, Московская, Ульяновская, Тюменская, Свердловская области, Хабаровский край) получили государственную поддержку на создание МЦК по 6 группам компетенций, - сказала Инна Черноскутова.

Инна Анатольевна проинформировала, что общий объем средств, направленных на создание МЦК, составил: в 2016 году – один миллиард девятьсот семьдесят два миллиона двести тысяч рублей. В 2017 году запланировано выделение одного миллиарда трехсот семидесяти двух миллионов девятисот тысяч рублей.

Глава департамента отметила, что сеть партнерских организаций МЦК в настоящее время включает 358 профессиональных образовательных организаций, расположенных в 68 субъектах РФ.
- В 2018 году регионам будет оказана государственная поддержка на внедрение программ модернизации систем профессионального образования в части совершенствования содержания профессионального образования, внедрения актуальных методик, образовательных технологий и нового инструмента оценки качества подготовки кадров – демонстрационного экзамена, - сообщила врио директора Департамента.

В качестве цели было отмечено создание к концу 2020 г. конкурентоспособной системы СПО и увеличение числа выпускников организаций СПО.

 

Подбор материалов подготовлен
комитетом Краснодарской краевой территориальной
организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ