Информационный лист "Обзор печати" 21 ноября - 27 ноября 2022г.

Состоялось селекторное совещание

Комитет краевой организации Профсоюза проводит постоянную работу, способствующую повышению уровня оплаты труда членов Профсоюза, работников отрасли образования. Во многом благодаря многочисленным обращениям Комитета в Законодательное Собрание, министерство финансов, министерство труда и социального развития края, принято решение о выделении дополнительных средств краевого бюджета в размере 3,5 млрд. рублей на повышение средней заработной платы отдельных категорий работников отрасли.


В целях уточнения информации о действиях территориальных организаций Профсоюза, органов местного самоуправления, способствующих обеспечению выполнения целевых показателей оплаты труда педагогических работников муниципальных образовательных организаций, Комитет краевой организации Профсоюза 23 ноября 2022 года организовал проведение селекторного совещания с председателями территориальных организаций.

В работе совещания приняли участие заместитель председателя краевой организации Профсоюза Алексей Едигаров и главный специалист – эксперт правового отдела Светлана Азарова.

В ходе совещания даны рекомендации по обеспечению эффективного расходования выделенных средств, предложены способы предотвращения конфликтных ситуаций, определены первоочередные задачи в целевом освоении бюджетных ассигнований. Также обращено внимание, что анализ проекта краевого бюджета на 2023 год дает основания для уверенности в сохранении достигнутого уровня финансирования отрасли, а также его увеличения.

Взаимная заинтересованность в продолжение сложившегося сотрудничества

Краснодарская краевая организация Профсоюза нацелена на постоянное развитие образовательного сообщества, поиск новых форм и способов облегчить жизнь членов Профсоюза, поднять профессиональный и социальный статус педагогов.

С целью социальной защищённости членов профессионального союза, расширения перечня страховых услуг и улучшения качества медицинского обслуживания краевая организация в рамках договора с 2016 года сотрудничает с кампанией медицинского страхования «АльфаСтрахование – ОМС». За период взаимодействия в «Программе лояльности» партнеров приняли участие 69778 членов Профсоюза, что составляет 38,7% от общего количества членов Профсоюза в организации.

Важным достижением в практике взаимодействия партнёров стала достигнутая договорённость на проведение бесплатных выездных медицинских профилактических осмотров посредством Мобильного центра здоровья. Данной возможностью только в текущем году воспользовались 2973 члена Профсоюза в 11 территориях края. Общее количество членов Профсоюза, охваченных бесплатными медицинскими осмотрами за время взаимодействия, составило 20767 человек из 40 территорий края.

Результаты продуктивного сотрудничества краевой организации и кампании медицинского страхования были заслушаны на расширенном заседании Исполкома Центрального Совета Общероссийского Профсоюза. Сотрудничество неоднократно оценивалось победами в ежегодном Всероссийском конкурсе «Профсоюзная организация высокой социальной эффективности».
Выражая взаимную заинтересованность в продолжение сложившегося взаимодействия, руководители Краснодарской краевой организации Профсоюза образования, Сергей Даниленко, и регионального филиала «АльфаСтрахование – ОМС», Дмитрий Воллин, внесли изменения и подписали Соглашение о сотрудничестве на 2023 год.

Партнёры нацелены на разработку совместных проектов и мероприятий, способствующих повышению качества и доступности предоставляемых медицинских услуг по профилактике и охране здоровья членов Профсоюза образования края.

Подготовка педагогических кадров стала темой дискуссии в общественной палате РФ

? В Общественной палате Российской Федерации состоялось совместное заседание общественных советов при Минпросвещения России, Минобрнауки России и Рособрнадзоре.

Центральной темой заседания стала подготовка педагогических кадров, сообщает сайт Минпросвещения России.✅

? Председатель Общественного совета при Минпросвещения России Виталий Сурвилло обратил внимание на то, что количество бюджетных мест по педагогическим направлениям и специальностям увеличивается.

? «Подготовка педагогических кадров в стране у нас осуществляется на базе 229 вузов и 440 колледжей. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2021 году в них обучалось более 630 тысяч человек, в том числе 440 тысяч по программам высшего образования и около 200 тысяч по программам СПО. Минпросвещения совместно с Минобрнауки осуществляет увеличение бюджетных мест по педагогическим направлениям и специальностям – в 2022 году их количество составило более 75 тысяч».

Виталий Сурвилло также рассказал, что разработана и внедрена система независимой оценки качества подготовки педагогических кадров.

? Профессор кафедры математического анализа Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Сергей Рукшин подчеркнул, что необходимо направить особое внимание на подготовку педагогических кадров в регионах страны, учитывая дефициты и потребности.

Напоминаем, что качественная подготовка педагогических кадров - важнейшая тема в деятельности Общероссийского Профсоюза образования.✅


Выходим из режима «действовать на износ»

25 ноября 2022 года, специально для членов Профсоюза образования проведен бесплатный онлайн-вебинар по теме «Энергия жизни. Как держать себя в ресурсе». Организаторы мероприятия – краевая организация Профсоюза и АНО информационно-просветительский центр «Культура здоровья».

В программе вебинара спикер разъяснила, что является ресурсами человека, выстроила алгоритм выхода из режима «действовать на износ», исходя из семи типов отдыха, обозначила инструментарий самоподдержки.

Провела обучение Мельник Елена, бизнес-тренер, психолог, специалист по психосоматике, автор и ведущий тренингов по навыкам публичных выступлений, профилактике стресса и профессионального выгорания на рабочем месте. В процессе общения с аудиторией традиционно проводились тесты, опросы, упражнения, а по итогам мероприятия спикер ответила на вопросы слушателей.

Сегодняшний тренинг стал логическим продолжением тематической направленности мероприятий в рамках года «Корпоративной культуры», объявленного Общероссийским Профсоюзом. В целом вебинар охватил 1954 члена Профсоюза.


Профсоюзные работники повышают управленческую квалификацию

С 23 по 25 ноября в дистанционном режиме проходила первая сессия обучения по программе «Менеджмент общественной (профсоюзной) организации» для председателей, заместителей председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, актива и других профсоюзных работников.

Программа профессиональной переподготовки направлена на формирование и развитие управленческих компетенций в социальной сфере, необходимых руководителям профсоюзных организаций системы образования в современных социокультурных условиях.

Слушатели получат правовые знания, научатся использовать нормативно-правовые документы, регулирующие социальные и социально-трудовые отношения в сфере образования, вести коллективные переговоры с представителями сторон социального партнерства, разрешать трудовые споры и конфликты, усовершенствуют собственные управленческие способности.

Перед слушателями выступят преподаватели, которые обладают обширными теоретическими знаниями и практическим опытом в сфере своей деятельности, руководители Профсоюза и сотрудники аппарата.

По результатам итоговой аттестации участники в зависимости от выбранной формы обучения получат дипломы установленного образца о профессиональной переподготовке, сертификаты участника обучения или удостоверения установленного образца о повышении квалификации.

По вопросам реализации дополнительной профессиональной программы можно обращаться в Учебный центр Профсоюза.


Заместитель министра Оксана Грушко проверила организацию питания в школах Краснодара

В рамках Недели школьного питания сотрудники министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края совместно с представителями регионального родительского штаба посещают школы Краснодарского края. Сегодня заместитель министра Оксана Грушко проверила организацию питания в новом корпусе гимназии № 69 и в школе-интернате Краснодара.
Просторная столовая гимназии рассчитана на 600 посадочных мест. В школьном меню на завтрак – кефир, творожная запеканка со сметаной, сыр и фрукты.

Заместитель директора Галина Соколова отмечает, что в школе налажен родительский контроль за организацией питания. Желающие могут посетить школьную столовую, попробовать блюда школьного меню и задать вопросы организатору питания.
В рамках тематической недели в гимназии проводятся беседы со школьниками о здоровом и сбалансированном питании. Так, на уроке технологии представители комбината школьного питания рассказали семиклассницам о способах кулинарной обработки овощей, а также дали мастер-класс по фигурной нарезке.

В школе-интернате Краснодара обучаются более 300 детей с нарушениями слуха, из них порядка 200 учащихся находятся здесь круглосуточно. После уроков они посещают дополнительные занятия, кружки и секции, работающие в школе.
Ребята также участвуют в конкурсах рисунков и помогают педагогам оформлять стенды о пользе овощей и фруктов. Второклассники на занятии с сурдопедагогом не только практиковались в чтении, но узнали о пользе витаминов.
Неделя школьного питания проходит в образовательных организациях с 21 по 25 ноября. В тематических мероприятиях участвуют школьники, их родители и педагоги. Для сотрудников пищеблоков проводятся обучающие семинары.

Участникам ОГЭ об информационных ресурсах для подготовки к экзаменам

На сайте министерства образования, науки и молодежной политики опубликованы информационные материалы по вопросам подготовки к ОГЭ.

Выпускники 9-х классов и их родители смогут получить всю необходимую информацию:
о важных датах ГИА-9,
о правилах заполнения бланков ответов ОГЭ,
о продолжительности экзаменов ОГЭ по каждому учебному предмету и о материалах, которыми разрешено и запрещено пользоваться во время экзамена,
о полезных информационных ресурсах для подготовки к экзаменам,
о запрете использования во время экзамена средств связи и справочных материалов и о последствиях нарушения порядка проведения ГИА-9.

Памятки размещены в разделе «Полезная информация для участников ГИА и их родителей» по ссылке.
Напоминаем, что в Краснодарском крае работает региональный телефон горячей линии по вопросам организации и проведения ГИА-9 и итогового собеседования по русскому языку. Всю необходимую информацию и ответы на волнующие вопросы можно получить, позвонив по номеру +7 (928) 42-42-658.


Школа Каневского района стала серебряным призером Всероссийского конкурса на лучшую столовую

Школа № 5 станицы Стародеревянковской Каневского района заняла второе место в номинации «Лучшая столовая сельской школы» по итогам суперфинала Всероссийского конкурса «Лучшая школьная столовая».

В ходе итогового испытания команда представила свой опыт по организации питания и проведению просветительской работы. В школе стали традиционными «Фестиваль национальных культур», проект «Традиции русского чаепития», ярмарка «На Кубани мы живем». Общешкольные воспитательные мероприятия на тему здорового питания объединяют педагогов, учеников и их родителей.
«Еще одной особенностью школы стало взаимодействие с Каневским аграрно-технологическим колледжем, который готовит профессиональных кулинаров. Студенты проходят практику в школьной столовой, а лучшие выпускники колледжа пополняют команду школьных поваров», - отметила министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева.

Всероссийский конкурс «Лучшая школьная столовая» Минпросвещения России проводят с 2021 года. Его цель – выявление и тиражирование наиболее успешных практик организации питания детей и мастерства школьных поваров. В прошлом году победителем в номинации «Лучшая столовая сельской школы» стала школа № 27 села Мысхако.


Учащийся технопарка «Кванториум» из Новороссийска стал победителем федерального конкурса детских технологических проектов

Конкурс SK Kids Challenge проводит ежегодно Технопарк «Сколково». В нем участвуют школьники от 7 до 17 лет. Конкурс включает несколько направлений, участники могут проявить свои таланты в кибертехнологиях, разработке транспорта будущего и развития VR-технологий.

Александр Андреевский из детского технопарка «Кванториум» Новороссийска участвовал в соревнованиях по направлению «Цифровая грамотность» с кейсом «Технологии в образовании». Созданный школьником на языке программирования Python Telegram-бот занял первое место. Наставник учащегося – педагог технопарка Татьяна Собко.

Выполняя проект, Александр не стал выбирать одну из предложенных в задании тем, а взял сразу все четыре и объединил в своем боте материалы по цифровой грамотности, финансовой грамотности, ESG-принципам и развитию гибких навыков. Программа выдаёт ответы по запросам пользователя, при этом обучающая информация представлена в виде текста, картинок и аудиосообщений, которые сгенерированы с помощью искусственного интеллекта.

Это не первый успех школьника, на его счету победы в краевых инженерных хакатонах и третье место на Всероссийской олимпиаде по программированию на языке Scratch «Программный Кот».

Четыре образовательные организации региона получили статус образца регионального уровня в рамках проекта «Бережливая Кубань»

Учреждения признаны лучшими в реализации бережливых проектов и смогут транслировать свой опыт на образовательные организации Краснодарского края.

Партнерские проверки качества образца прошли детский сад № 12 «Сказка» и гимназия № 2 Новокубанска, школа № 34 Новороссийска и Образовательный холдинг «Детство без границ» Усть-Лабинского района. Экспертами выступили представители Госкорпорации «Росатом» и образовательных организаций Белгорода, Липецка и Новогорода, уже имеющих статус образцов регионального уровня.

Для членов комиссии и наблюдателей сотрудники учреждений провели экскурсии по своим образовательным организациям и представили реализованные бережливые проекты. Комиссия оценивала вовлеченность и уровень мотивации персонала, систему управления проектами по улучшению, готовность к тиражированию опыта.

В новокубанском детском саду уже реализовано девять проектов, каждый из них решает какую-то определенную проблему, причем самым эффективным из возможных способов. Так, одной из актуальных задач было сокращение периода адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. В результате работы над проектом период адаптации удалось сократить с 50 до 30 дней, посещаемость детей раннего дошкольного возраста увеличилась с 50% до 85%, а удовлетворенность родителей – с 86% до 100%.

Проекты Образовательного холдинга «Детство без границ» Усть-Лабинского района направлены на повышение качества образования и уровня вовлеченности родителей в образовательный процесс. Также благодаря использованию бережливых технологий были оптимизированы некоторые процессы. Например, удалось ускорить прием и оформление документов при поступлении ребенка в детский сад и уменьшить потребление бумаги и расходных материалов.

Сегодня в Краснодарском крае бережливые проекты уже реализуют более 200 детских садов, школ, колледжей и техникумов. Актуальная задача – тиражировать опыт успешных программ на максимальное количество образовательных организаций региона.

Россия и Китай договорились развивать сотрудничество в области образования

В режиме видеоконференции состоялось 23-е заседание Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Татьяны Голиковой и заместителя Премьера Государственного совета КНР Сунь Чуньлань. В заседании принял участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов. Стороны договорились о развитии гуманитарного сотрудничества в области общего образования и среднего профессионального образования, обмена методиками преподавания и педагогическими практиками.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова отметила, что продолжается активное сотрудничество между странами в области образования. Правительством Российской Федерации гражданам Китайской Народной Республики на обучение в российских вузах на 2022/23 учебный год выделено 940 мест, на 2023/24 учебный год квота увеличена до 1000 мест. Развивается межвузовское сотрудничество в рамках Университета МГУ – Пекинский политехнический институт в Шэньчжэне.

Вице-премьер России Татьяна Голикова отметила важность двустороннего сотрудничества между Россией и Китаем.
«Двустороннее сотрудничество основывается на доверии и взаимопонимании народов наших стран. И сегодня на фоне происходящих в мире трансформаций наше сотрудничество приобретает особую ценность. Значимое место в комплексе российско-китайского многопланового взаимодействия занимают гуманитарные обмены. Несмотря на сложности международной обстановки, они продолжаются и развиваются, что, несомненно, способствует укреплению дружбы и взаимопонимания между нашими народами», – сказала Татьяна Голикова.

Заместитель Председателя Правительства России заявила, что в прошлом году успешно завершились Годы российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества. В этом году дан старт новому межгосударственному проекту – Годам сотрудничества в области физической культуры и спорта.

Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов подчеркнул, что русский язык набирает свою популярность в Китае.

«Сегодня в Китае более 40 тысяч школьников изучают русский язык в более 280 школах. Кроме того, в 168 китайских университетах ведется подготовка по специальности «русский язык». Надеемся, что в ближайшие годы эти цифры будут только расти», – отметил заместитель Министра просвещения России.

Денис Грибов заявил, что Минпросвещения России обеспечивает необходимую среду для качественного изучения китайского языка в России – только в прошлом учебном году более 91 тыс. российских школьников изучали китайский язык. Он сообщил, что с сентября этого учебного года китайские педагоги приступили к преподаванию китайского языка в качестве второго иностранного в Международном центре образования «Интердом» имени Е.Д. Стасовой.

«Мы рады развитию инфраструктуры, позволяющей расширять взаимное изучение языков. Так, в 2021 году на базе Всероссийского детского центра «Орленок» открыт Российско-Китайский центр детских и молодежных языковых и культурных обменов, в 2022 году в «Интердоме» создан Центр китайского языка и культуры, а также в Педагогическом университете имени Герцена открылся Международный институт искусств – структурное подразделение Шаньдунского педагогического университета. В 2022/23 учебном году более 5400 китайских студентов обучаются в педагогических университетах, подведомственных Минпросвещения России», – рассказал заместитель Министра просвещения России.

Денис Грибов добавил, что в 2022 году Минпросвещения России поддержало инициативу китайских коллег о создании Альянса БРИКС по сотрудничеству в сфере среднего профессионального образования.

«Считаем, что указанный формат взаимодействия позволит вывести на новый уровень развитие среднего профессионального образования во всем мире», – заключил заместитель Министра просвещения.

По итогам заседания стороны подтвердили необходимость проведения качественного отбора российских и китайских граждан для направления на обучение в КНР и Россию в пределах квот, устанавливаемых правительствами двух стран, с целью подготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным специальностям.

Россия и Китай поддержали создание совместных образовательных организаций. Стороны отметили, что продолжат развивать сотрудничество в области языкового образования и в сфере среднего профессионального образования.

Россия и КНР договорились содействовать установлению прямых партнерских связей между общеобразовательными организациями двух стран, а также обменам методиками преподавания и педагогическими практиками. Стороны подтвердили свои намерения по укреплению сотрудничества между двумя странами в области физической культуры и спорта и договорились проводить в рамках Годов российско-китайского сотрудничества в области физической культуры и спорта в 2022–2023 годах разнообразные мероприятия.

Первый Чемпионат педагогических компетенций объединил 77 команд из 31 региона России

В городе Верхняя Пышма Свердловской области во Дворце технического творчества, где располагаются детский технопарк «Кванториум» и центр «IT-куб» Минпросвещения России состоялся первый Чемпионат педагогических компетенций. В нем приняло участие более 250 педагогов и методистов – 77 команд из 31 региона России. Мероприятие проводилось при поддержке Минпросвещения России.

К участникам чемпионата обратился первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.
«Ключевой задачей для нашей страны становится достижение технологического суверенитета. Безусловно, важным является участие в формировании актуальной повестки для системы образования частного сектора, государственных корпораций, выступающих лидерами рынка и решающих технологические задачи, стоящие перед нашей страной. Только формат непосредственного взаимодействия этих структур позволит создать систему устойчивого развития каждого субъекта нашей необъятной Родины», – отметил Александр Бугаев.

Главными событиями чемпионата стали хакатон и пленарная дискуссия, посвященная вовлечению школьников в научно-техническое творчество.

Цели чемпионата – формирование педагогического сообщества технической направленности, сплочение региональных педагогических коллективов и установление устойчивых межрегиональных связей.

Участники чемпионата создали проекты для образовательных организаций, промышленных предприятий Свердловской области, интерактивного музея и одного из ведущих уральских вузов.

Работы участников оценивались по таким критериям, как оригинальность идеи, сценарий события, коммуникация с заказчиком, соответствие запросу заказчика и заявленной целевой аудитории, методическое решение, дорожная карта, качество проектирования и презентации.

По итогам защиты эксперты выбрали семь проектов команд-победителей.
Команды – победители Чемпионата педагогических компетенций
«IT-слобода», Воронежская область;
«Скучающие», Московская область;
«Солнышко», Красноярский край;
«Огонь», Кемеровская область;
«Уральский характер», Свердловская область;
«Феерично», Нижегородская область;
«Перезагрузка», Кировская область.

Специальный приз от экспертов чемпионата получила команда «Какао» из Хакасии. Команды «Непались» из Владимирской области и «ЧПУ» из Санкт-Петербурга получили специальный приз от заказчика на разработку своего продукта.
После церемонии награждения работа была продолжена по тематическим секциям. Спикеры представили опыт и программы реализации проектов в сфере развития дополнительного образования на федеральном и региональном уровнях.
Участники чемпионата узнали, как организовывать хакатоны, выстраивать взаимодействие вузов со школьниками, развивать сотрудничество с партнерами, находить ресурсы для реализации проектов, изучили региональные проекты развития и поддержки дополнительного образования.


Сергей Кравцов: «Программа капитального ремонта школ стала народной»

Федеральная программа капитального ремонта школ, которая проводится по всей России с 2022 по 2026 год, задействовала руководство регионов, активных школьников, учителей и родителей и стала по-настоящему народной. Об этом сообщил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов на селекторном совещании с представителями партии «Единая Россия» и регионов о промежуточных итогах проекта.

«На сегодняшний день отремонтировано уже 1100 зданий. Это фактически новые образовательные учреждения. Такой программы нет ни в одной стране мира. Практически все работы завершены. Мы высвободили 15 миллиардов из предусмотренных регионами на капитальный ремонт средств, и порядка 600 школ будут отремонтированы. Важно, чтобы сейчас начались конкурсные процедуры на следующий год», – сказал Сергей Кравцов.

Глава Минпросвещения отметил три региона: Калмыкию, Удмуртию и Тульскую область, где не окончен капремонт в пяти зданиях школ, и попросил ответственных за исполнение работ депутатов проконтролировать завершение ремонтных работ к следующему понедельнику.

«Программа капитального ремонта школ действительно стала народной в прямом смысле этого слова. Потому что и родители, и дети участвовали в дизайнерских проектах и контролировали работы на всех этапах», – добавил Сергей Кравцов.

Секретарь Генерального совета партии «Единая Россия», первый заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Турчак обратился к Минпросвещения России с просьбой составить реестр подрядчиков, которые не справились с выполнением программы капремонта школ. Он отметил, что в 2022 году по плановым показателям программы капремонта были открыты практически все школы в 75 регионах страны, но в ряде регионов есть отставание.

«По «красной» зоне я бы добавил несколько регионов, где есть значительное отставание. Оно будет в ближайшее время наверстано. Это Удмуртия, Забайкальский край, Курская, Новосибирская и Псковская области. По каждому объекту в этих регионах закрепленные депутаты в ручном режиме ведут эту работу, мы на постоянной связи с главами. Уверен, до конца года все работы по этим объектам будут завершены. И нужно индивидуально разбираться в причинах задержек», – подчеркнул Андрей Турчак.

Секретарь Генсовета партии поручил региональным отделениям «Единой России» в новых регионах принять участие в сборе заявок на включение в программу капремонта местных школ. Он подчеркнул, что учебные заведения Луганской, Донецкой народных республик, Запорожской и Херсонской областей и до начала специальной военной операции были в заброшенном состоянии, многие школы пострадали в результате боевых действий и теперь важно включить эти объекты в федеральную программу.

Председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова информировала, что программа капремонта школ с учетом плана на 2023 год за два года будет выполнена практически на 40%.

«Заходя на второй год, предлагаем, чтобы при капремонте строили пищеблоки, создавали комнаты школьника и, что очень важно, музейные пространства. Это могут быть и отдельные пространства, и оформленные фойе. Нужно и с нашими активистами, кто работает в школе, и с родительскими комитетами, и с ребятами поговорить, где оно появится, чтобы в школе появились не только новые стены, но и новое содержание», – сказала она.

В ходе совещания об итогах реализации программы капремонта доложили главы регионов, директора школ, представители родительского сообщества: они рассказали о модернизации учебных заведений в Южно-Сахалинске и Якутске.
Кроме того, и. о. заместителя председателя Правительства Донецкой Народной Республики Лариса Толстыкина рассказала о состоянии зданий школ в регионе. По ее словам, уже заключены договоры с регионами-кураторами о совместном восстановлении школ, до конца 2022 года планируется завершить ремонт 141 школы.

Сергей Кравцов: «В системе общего образования важен комплексный подход – сильные предметные знания и развитие практических навыков»

Министр просвещения России Сергей Кравцов выступил на пленарной сессии «Будущее интеграции общего и профессионального образования» в рамках I Всероссийской конференции «Образовательная инициатива: школа будущего». Мероприятие проходит на площадке Московского государственного института международных отношений (университет) МИД Российской Федерации (МГИМО).

Сергей Кравцов отметил несколько важных составляющих системы школьного образования.
«Первое – это содержание образования: единые программы, единые учебники. Важно, чтобы содержание соотносилось с результатами развития науки. Во многих странах в школах уделяется внимание развитию практических навыков, но важен комплексный подход, который включает сильные предметные знания. И комплексным подходом всегда была сильна наша система образования», – сказал он.

Вторым направлением Министр назвал воспитание. Он напомнил, что с этого года в школах организованы церемонии поднятия Государственного флага и исполнения Государственного гимна.

«Уважение к государственным символам – это уважение к нашей исторической памяти, нашим предкам. Важно, чтобы школьники это знали и процедура не была формальной. Проходят внеурочные занятия «Разговоры о важном». Это общение неформальное по тем вопросам, которые интересуют ребят: вопросы семьи, любви, отношений со сверстниками, родителями», – пояснил Сергей Кравцов.

Он особо отметил работу над проверенным контентом в социальных сетях и подготовку учителей и педагогических кадров.
«Качество образования – это учитель. Если учитель вовлекает школьника, ему интересно на уроке, то это залог успеха. И наша ключевая задача – поддержка учителя, повышение престижа учительской профессии. Следующий год объявлен Годом педагога и наставника, и мы будем делать все, чтобы максимально поддерживать учителей», – добавил Сергей Кравцов.

Ректор МГИМО Анатолий Торкунов отметил, что конференция задумывалась как «площадка для спокойного, непредвзятого диалога, основанного на научном подходе».

«Мы хотели подчеркнуть, что мероприятие имеет важное человеческое измерение. Так, например, пройдет круглый стол по инклюзивному образованию, потому что школа будущего – это школа для всех. Конференция целенаправленно организована в гибридном формате, чтобы как можно больше людей смогли принять участие», – обратился к участникам пленарного заседания ректор.

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал о формировании единой системы оценки качества образования и о тех мониторингах, которые существуют сегодня в системе общего образования.

Конференция продолжится в формате круглых столов, где эксперты обменяются опытом в области современного школьного образования, а также сформулируют новые инициативы по развитию общего образования в России.

Школьное образование может стать темой совместного заседания представителей РАН и Российского союза ректоров

В Императорском зале Московского государственного университета состоялось совместное заседание Российского союза ректоров и Президиума Российской академии наук. Его участники обсудили векторы развития сотрудничества в сфере высшего образования и научных исследований, перспективы работы со школами и планы по проведению предстоящих юбилейных мероприятий.

«За прошедшее время Российский союз ректоров объединил вокруг своих масштабных, востребованных задач руководителей более шестисот высших учебных заведений страны, внес значимый вклад в сохранение и развитие лучших традиций отечественной высшей школы. Отрадно, что вы уделяете приоритетное внимание совершенствованию вузовского образования, повышению его доступности и конкурентоспособности, модернизации профильного законодательства, содействуете духовно-нравственному, патриотическому воспитанию молодежи», – отметил Президент России Владимир Путин, чье приветствие зачитал участникам заседания помощник главы государства Андрей Фурсенко.

Он добавил от себя, что совместное заседание приурочено к 30-летию Российского союза ректоров, который всегда играл важную стабилизирующую роль при самых разных обстоятельствах и исторических событиях.

В свою очередь, Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов отметил, что научные институты, высшая школа – важные уровни образования, для развития которых необходимо взаимодействие в том числе с общеобразовательными учреждениями.

«У нас должна быть неразрывная система. Необходимо провести совместное заседание Российской академии наук и Российского союза ректоров по школьному образованию, потому что это базовый уровень образования. Важно грамотно организовать работу с талантами, в том числе по естественно-научному направлению. У нас очень успешное олимпиадное движение, наши школьники – будущие научные сотрудники. Мы очень надеемся на тесное сотрудничество как с Российской академией наук, так и с Российским союзом ректоров», – сказал он.

В завершение своего выступления он вручил ведомственную награду ректору Московского государственного университета Виктору Садовничему «За верность профессии».

«Такое мероприятие происходит впервые в истории нашего учебного заведения. Мы собираемся вместе, чтобы обсудить ситуацию, наметить планы о сотрудничестве. Рад приветствовать в стенах Московского государственного университета такое представительное собрание – совместное заседание Российского союза ректоров и Президиума Российской академии наук. Участники сегодняшнего заседания – высшее руководство научно-образовательной корпорации нашей страны. Российская академия наук и Российский союз ректоров – две основные силы, которые определяют развитие науки и образования как два главных рычага развития страны. Сам факт нашего совместного заседания, конечно, имеет большое значение», – приветствовал участников заседания ректор МГУ Виктор Садовничий.

В своем докладе ректор МГУ рассказал о возможностях сотрудничества Российского союза ректоров и Российской академии наук в организации производственной практики студентов, деятельности аспирантуры, обозначил перспективы расширения состава диссертационных советов за счет включения в них профильных специалистов из научных организаций и формирования крупных исследовательских коллективов, состоящих из сотрудников вузов и научных институтов. По его словам, важнейшая часть работы двух институций – сотрудничество со школой. Для этого необходим единый план взаимодействия с учительским сообществом, проведения летних школ и съездов учителей-предметников.

Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков обратил внимание, что Российский союз ректоров сильно повлиял на университетское сообщество, выступая консолидирующей площадкой – на протяжении 30 лет Союз ректоров, основываясь на принципах кооперации общества и государства, сохраняет и развивает традиции отечественного образования. Как напомнил Валерий Фальков, позиция Союза ректоров позволила найти оптимальные решения для высшего образования в условиях пандемии и других вызовов.

Президент Российской академии наук Геннадий Красников напомнил, что в следующем году страна будет отмечать трехвековой юбилей академии.

«Российская академия наук отмечает 300-летие со дня подписания Петром I Указа о создании в 1724 году Императорской академии наук и художеств. Тогда же был основан Санкт-Петербургский государственный университет и чуть позднее Московский государственный университет. Между ними существует неразрывная связь. Поэтому я считаю очень правильным наше собрание, в таком составе мы сможем обсудить вопросы образования, подготовки кадров и развития направления науки и техники, которые сегодня как никогда необходимы», – отметил он.

Руководитель Фонда «Талант и успех» и Образовательного центра для одаренных детей «Сириус» Елена Шмелева рассказала, что такие встречи, подобные совместному заседанию, помогают наполнять качественным содержанием каждый уровень образования. Она подчеркнула важность создания и развития площадок для взаимодействия молодежи и научного сообщества, поддержки в этой сфере новых форматов, в том числе с привлечением международных партнеров.

Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования

Рособрнадзор в следующем году планирует поделить регионы страны на три группы. Критериями выступят эффективность работы и показатели качества образования.

Как сообщает пресс-служба ведомства, глава Рособрнадзора Анзор Музаев на конференции по оценке качества образования сказал, что подходы к оценке эффективности механизмов управления в региональных образовательных системах скорректируют с учетом новых задач. В следующем году планируется отказаться от ранжирования регионов по местам, осуществлять будут лишь деление их на три группы согласно показателям эффективности работы и качества образования.

Помимо этого, глава ведомства отметил, что при оценивании качества образования в стране переориентируются на российские мониторинги. В этом удалось накопить значимый опыт, который планируется эффективно применять. По словам Анзора Музаева, в разработке единой системы оценки качества образования эксперты продвинулись довольно далеко. В настоящее время существует широкий спектр необходимых мониторингов.


В России педагогов готовят в 229 вузах и 440 колледжах

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2021 году на педагогических специальностях обучалось более 630 тыс. человек, из них более 400 тыс. – в вузах, и около 200 тыс. – в колледжах.

Сегодня в Общественной палате РФ состоялось совместное заседание общественных советов при Минпросвещения, Минобрнауки и Рособрнадзоре. Обсуждалась очень актуальная на сегодня тема подготовки педагогических кадров. Участники заседания обратили внимание, что необходимо разрабатывать меры по дальнейшему совершенствованию подготовки педагогов и повышению роли учителя в обществе.

Как сообщил председатель Общественного совета при Минпросвещения Виталий Сурвилло, в нашей стране педагогические кадры готовят на базе 229 вузов и 440 колледжей. Министерство просвещения вместе с Минобрнауки регулярно увеличивают количество бюджетных мест по педагогическим направлениям и специальностям. Так, в 2022 году их количество составило более 75 тысяч.
По словам председателя Общественного совета при Минпросвещения, на данный момент разработана и внедрена система независимой оценки качества подготовки педагогов. Также ведомством предпринимаются серьезные усилия по формированию у будущих учителей расширенных цифровых компетенций.

Профессор кафедры математического анализа Российского государственного педагогического университета имени Герцена Сергей Рукшин считает, что в первую очередь внимание на подготовку педагогических кадров нужно направлять в регионы, учитывая их дефициты и потребности.

Как уточнили в пресс-службе Минпросвещения, в ходе заседания была поднята тема повышения престижа учительской профессии в СМИ, литературе, кино и искусстве.

80% учителей в России умеют обращаться с интерактивным оборудованием

Большая часть российских учителей имеют базовый или высокий уровни ИКТ-компетенций.
Как рассказал глава Рособрнадзора Анзор Музаев, около 80% учителей имеют базовый и выше уровни компетенций по информационно-коммуникационным технологиям. Об этом он заявил на первой Всероссийской конференции «Образовательная инициатива: школа будущего».

По словам главы ведомства, было проведено исследование уровня ИКТ-компетенций учителей. В нем приняли участие 5 198 человек из 75 регионов страны – это учителя математики, информатики, истории и биологии. В итоге выяснилось, что 78,5% участников имеют довольно высокий уровень компетенций.

Также во время исследования удалось узнать, что учителя математики лучше владеют ИКТ-компетенциями чем, например, учителя информатики. А хуже всего в подборке дела обстоят у учителей биологии. Причем историки находились примерно на одном уровне с информатиками.

Главными трудностями, с которыми сталкиваются учителя, стали применение интерактивного оборудования на уроке, использование ИКТ в формировании индивидуальных образовательных траекторий обучающихся и использование мультимедийного, цифрового оборудования в образовательном процессе.

В России готовится цикл мероприятий по привлечению молодежи в науку

Все мероприятия будут приурочены к Десятилетию науки и технологий в России.
В рамках Десятилетия запланировано очень много различных мероприятий, в том числе чисто научных. Об этом рассказал вице-президент Российской академии наук, декан Химического факультета МГУ имени Ломоносова академик Степан Калмыков, передают РИА Новости.

Все мероприятия будут построены таким образом, чтобы охватить все этапы привлечения талантливой молодежи в науку, а также, чтобы ребята закрепились в ней – начиная от поддержки интереса к исследованиям в самом юном возрасте и заканчивая уровнем маститых академических ученых.

«И для любого молодого, начинающего исследователя возможность прикоснуться к передовой науке является важнейшей составляющей мотивации для работы науки. Молодые люди на таких мероприятиях жадно ловят возможность личного общения, возможность установления научного сотрудничества с ведущими учеными», – рассказал Калмыков.

По его словам, готовится целый комплекс мероприятий, который охватывает все стадии привлечения молодежи в науку. Одно из таких мероприятий – грядущий II конгресс молодых ученых, который пройдет 1-3 декабря в Парке науки и искусств «Сириус» в Сочи. Планируется, что конгресс посетят не только российские участники, но и представители более чем 40 стран мира. Они смогут неформально пообщаться, обменяться опытом, и конечно же послушать выступления выдающихся ученых.

Также известно, что в перечне мероприятий есть инициативы по вовлечению школьников в исследовательскую деятельность – это «Научные детские площадки», «Наука побеждать» и «Школьники в научно-технической деятельности».

Минпросвещения РФ: под новые федеральные школьные программы создаются учебники

В Минпросвещения России заявили, что под новые федеральные школьные программы будут разработаны учебники, содержание которых будет «максимально выверенным».

Как рассказал министр просвещения Сергей Кравцов на Первой всероссийской конференции «Образовательная инициатива: школа будущего» в МГИМО, новые федеральные школьные программы уже созданы, сейчас под них разрабатываются учебники, содержание которых будет «максимально выверенным».

Как ранее рассказывало сетевое издание «Учительская газета», Президент России Владимир Путин подписал указ о введении единых общеобразовательных программ. Они станут обязательным базовым уровнем требований к содержанию общего образования. Согласно закону, ФООП должны быть утверждены до 1 сентября 2023 года.

Предлагаемый стандарт хотят сделать для преподавания русского языка, чтения и окружающего мира в начальной школе. В средней школе обязательными будут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и основам безопасности жизнедеятельности.

Кроме того, законопроектом вводятся обязательные для исполнения федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы. При этом за школами сохраняется право разрабатывать собственные образовательные программы, но их содержание и планируемые результаты не должны быть ниже планируемых результатов ФООП.

Реестр подрядчиков, не выполнивших обязательства по программе капремонта школ, может появиться в стране

Секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак обратился к Минпросвещения с просьбой составить реестр подрядчиков, которые не справились с выполнением программы капремонта школ.

Как сообщается на официальной странице «Единой России» «ВКонтакте», в 2022 году по программе капремонта было отремонтировано более 1000 учебных заведений по всей стране. Всего в программе участвуют почти 7300 школ.

В этом году по плановым показателям программы были открыты практически все школы в 75 регионах страны. Но по ряду регионов есть небольшое отставание. Как отметил секретарь Генсовета партии Андрей Турчак на совместном совещании с Минпросвещения, есть регионы, где отставание от плана значительное. Это Удмуртия, Забайкальский край, Курская, Новосибирская и Псковская области.

По каждому объекту в этих регионах закрепленные депутаты в ручном режиме контролируют стройку. При этом, Андрей Турчак заверил, что до конца года все работы по проблемным объектам будут завершены. Кроме того, будет создан общий список недобросовестных подрядчиков. А в следующем году власти планируют отремонтировать более 1,5 тысяч школ по всей стране.
1 сентября открыли свои двери 1000 школ, отремонтированных по программе капитального ремонта. Всего в ремонте на момент запуска программы нуждались почти 7300 школ. На реализацию проекта из федерального бюджета было выделено на 2022 год 66,5 млрд рублей.

В библиотеке «МЭШ» появилось пять новых виртуальных лабораторий

В сервисе «Московская электронная школа» появилось пять новых виртуальных лабораторий по технологии и физике.
Как сообщается на сайте правительства Москвы, новые лаборатории позволят применить теорию на практике и самостоятельно провести виртуальные эксперименты на очень сложном оборудовании. Школьники смогут узнать о пространственном моделировании и проектировании объектов на компьютере. Кроме того, теперь ученики старших профильных классов смогут с их помощью научиться проводить эксперименты по физике на профессиональном исследовательском оборудовании.

Как рассказала заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Наталия Киселева, библиотека электронных материалов «МЭШ» регулярно пополняется новыми инструментами. По ее словам, благодаря сотрудничеству с отечественными разработчиками образовательного контента расширяется линейка виртуальных лабораторий. С их помощью школьники могут совершенствовать свои знания и навыки, ставить опыты, которые не всегда возможны на уроке в классе.
Одна из таких виртуальных лабораторий – «3D-моделирование. Силаэдр». Она рассчитана на учащихся с шестого по девятый класс и позволяет научиться основам 3D-моделирования с помощью приемов классического черчения: учебный процесс плавно переходит от восприятия учеником трехмерных объектов к их изображению на чертежах.

В виртуальной среде можно создавать двумерные и трехмерные объекты, изменять их параметры и масштаб, перемещать в пространстве, а также научиться использовать основные инструменты для их моделирования. Кроме того, школьники смогут рисовать фигуры по точкам. Лаборатория помогает развивать образное и пространственное мышление, а также формировать навыки исследователя и конструктора.

В свою очередь лаборатории по физике рассчитаны на учеников 10-11-х классов, которые изучают предмет углубленно и планируют поступать в профильные вузы. Благодаря виртуальному оборудованию школьники самостоятельно могут проводить эксперименты, что раньше не всегда было возможно сделать на уроке из-за сложности и продолжительности настройки реального оборудования. Таким образом учащиеся смогут понять, как математические закономерности описывают реальные физические законы.

Всего в библиотеке «МЭШ» доступны уже 37 виртуальных лабораторий по разным предметам. Для получения доступа к онлайн-симуляторам необходимо авторизоваться на school.mos.ru, перейти в библиотеку «МЭШ» и выбрать вкладку «Каталог», где с помощью удобной системы фильтров можно найти все доступные на сегодня лаборатории.

Магистры и рыцари: педагог из Читы рассказал об авторской системе оценивания школьников

Учитель читинской школы Антон Бушмин на профессиональном конкурсе предложил уникальную систему оценивания школьников. Благодаря этому он стал членом делегации педагогов России, которая совершит просветительскую экспедицию «От учителя к Ученому. Дорогами гражданственности». Делегация посетит коллег педагогов-новаторов в регионах, чтобы познакомиться с лучшими практиками.

Как сообщает РТК Забайкалья, педагог-новатор из Читы Антон Бушмин 12 лет назад привез в регион первого робота – в крае стало развиваться направление «Работотехника». Он решил обучать ребят в более удобной форме, используя цифровые методы – видеоуроки, онлайн-викторины. Антон Бушмин предлагает научить педагогов создавать подобные интеллектуальные продукты, которые затем можно будет собрать в специальном банке и разместить в интернете для общего доступа.

Читинский педагог также предложил авторскую систему оценивания знаний учеников: в завершение занятия школьники сами могут выбрать троих, заслуживающих высшей оценки – «Магистр Йода». Остальные поставят отметки себе сами, выбрав темную либо светлую сторону – в зависимости от того, насколько хорошо усвоен материал, все ли задания выполнены и помогал ли ученик одноклассникам. Стик выбранного героя дети наклеивают на тетрадь. Такая система позволяет ребенку сравнивать себя не с другими, а с самим собой.

По словам учителя, ошибки стоит приветствовать: ведь ошибается тот, кто что-то делает. Ошибки можно исправить. После темного героя будет светлый – ученик увидит, что он вырос. В случае получения темного рыцаря после магистра школьник задумается, почему так вышло. Антон Бушмин считает важным для учителя не столько передавать знания, сколько пробуждать в ребятах интерес. Он готов делиться своим опытом с коллегами.

Уникальный проект всероссийской экспедиции «От учителя к Ученому. Дорогами гражданственности» приурочили к 20-летию Всероссийского конкурса авторских проектов «Моя страна – моя Россия». Данный проект президентской платформы «Россия – страна возможностей» реализуют при поддержке Минобрнауки России в Российском государственном гуманитарном университете.
В 2023 году молодым ученым и специалистам предстоит побывать в российских регионах для ознакомления с лучшим опытом работы. В текущем году при подготовке к экспедиции на конкурсной основе выявили лучший педагогический опыт. В состязаниях участвовали более 3 тысяч учителей из разных регионов страны. Планируется, что результатом проекта станет издание Живой педагогической энциклопедии. В ней соберут лучшие практики российских учителей.

Зачем нужны психолого-педагогические классы: о принципах их организации рассказала Елена Казакова

В современных российских школах многие старшеклассники выбирают профильные направления для обучения. Среди них – психолого-педагогические классы. Как определить предрасположенность ребенка к педагогике, его способности к этой профессии – об этом рассказала член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Елена Казакова.

Российская система образования сегодня решает амбициозную задачу создания профильных психолого-педагогических классов – 5 тысяч таких классов должны быть открыты в ближайшее время в разных регионах страны. Такое движение очень значимо, потому что хорошая мода на педагогику сегодня важна. При этом встает ряд вопросов, на которые российская наука обязана дать ответы, чтобы сделать эту работу качественно. О них Елена Ивановна Казакова рассказала на странице Российской академии образования в социальной сети.

Первый: в конце 20 века педагогические классы уже работали, но они сошли на нет в 90-е годы – почему это произошло? Если не ответить на этот вопрос, существует опасность повторить тот же опыт, и классы также быстро окажутся невостребованными либо неэффективными. Второй вопрос: какие ребята должны поступать в педагогические классы? Есть расхожее представление, что биологу важно любить растения и животных, инженеру должны нравиться механизмы. Обязательная любовь учителя к детям – тривиальный ответ. Как отмечает эксперт, любой здравомыслящий взрослый обычно любит детей. Так возникает третий вопрос: как выявить педагогическую одаренность? Как она себя проявляет в ребенке и в каком возрасте? Есть мнение, что в 10 классе убеждать и вдохновлять на подвиги в области естествознания или лингвистики уже поздновато, надо смотреть на то, как учится школьник в 5–8 классах и принимать осознанное решение.

Важным вопросом является также принципы организации педагогического класса. В Академии просвещения подготовлена общероссийская концепция, в которой учтены мнения специалистов 35 регионов страны. В ней описаны несколько вариантов моделей психолого-педагогического класса.

Проявление педагогической одаренности

Елена Казакова привела два примера из практики. В период ее работы директором школы в коллективе один учитель не умел нырять, но обещал обязательно научить нырять школьников – по инструкции. Мальчишки действительно научились нырять – поэтому опровергать или утверждать, что не умеющий нырять человек может этому научить других, эксперт не берется.
Однако она предложила в качестве второго примера свой личный опыт. На протяжении многих лет педагог преподавала математику. Елене Ивановне нравится вести этот предмет в старших классах, где ребята не склонны к точной науке, ей хочется «подружить» школьников с математикой. При этом учителю не нравится вести математику в 5 классе – вроде бы, в этом возрасте дети еще радостно воспринимают мир. Но педагог уверена, что является плохим преподавателем для пятиклашек – она не воспринимает трудностей, которые они испытывают, у нее нет сочувствия и эмпатии в этом. Она уверена: как только не появляется такого сочувствия, возможности испытать то, что испытывает ученик, исчезает возможность помочь. С 10 и 11 классом она может делиться своими способами разрешать трудности, своими хитростями.

Исходя из данных практических примеров, учитель поделилась гипотезой. В современном непредсказуемом мире на первый план выходит способность человека к самообучению, умение перестраиваться, проявлять гибкость, находить различные пути решения той или иной задачи. Она полагает: главное, что должен любить учитель, – это любить учиться. Ему самому должен нравиться процесс познания. Тогда своим удовольствием и радостью от познания он сможет поделиться с учениками.

Удовольствие от познавательной деятельности – отличительная черта современного учителя. При поиске абитуриентов для педагогического класса стоит искать ребят, которым нравится отвечать на вопросы, связанные с культурой познания: «Что я понимаю, а что не понимаю?», «Как этот вопрос можно объяснить лучше?». Если человеку нравится рефлексировать по поводу познавательного процесса, то возможно, он будет мотивирован к освоению профессии педагога.

О сложности профессии педагога

Профессия педагога непростая: много информации приходится держать в голове, точно понимать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Нужно знать предмет, как построен мыслительный процесс, как работают механизмы восприятия информации, запоминание, внимание и мышление. Учитель организовывает совместную деятельность группы, так что приходится быть специалистом по личностному потенциалу, эмоциональному интеллекту.

Стоит иметь в виду и количество документации, которая сопровождает работу учителя – программы и стандарты, различные формы отчетности, освоение цифровой реальности. Чтобы освоить эту непростую профессию, ее нужно любить. Мотивированный труд всегда эффективнее. Преодоление трудностей будет приносить радость и вести к ощущению достигнутого. Поэтому для педагогических классов необходимо искать детей, которые потенциально могут испытывать радость от того, что сами познают мир и создают условия, в которых это могут делать другие люди.

Кто должен преподавать в педагогическом классе

Важно, кто именно будет преподавать в педагогическом классе. Это должны делать педагоги, которым самим нравится своя профессия. Однажды был проведен эксперимент: на курсах повышения квалификации коллегам задали вопрос, любят ли они учиться. Большинство участников пытались заменить его вопросом «Любите ли вы учить?». Однако важно понимать, любит ли учитель учиться сам, уделяет ли он свободное время для этого. Многие отвечают, что у них вообще нет свободного времени. В итоге выясняется, что небольшой процент учителей любят учиться.

Кроме того, педагогов попросили назвать наиболее интересные формы организации урока, которые они чаще всего выбирают. Лишь 27% опрошенных назвали конкретные формы и методы. Это, с точки зрения Елены Ивановны, тревожно. Она убеждена, что человек, который не любит читать, не сможет вырастить читателя. Математик, которому неинтересно решить еще нерешенную задачу, не сможет заниматься математикой.

Как должен быть организован педагогический класс

Можно назвать две модели организации обучения в педагогическом классе. В одной все предметы ведутся по профилям отдельно. Ребята изучают математику, географию, литературу – каждый углубленно постигает свой предмет, преподавать который он планирует в будущем. Они сходятся все вместе на уроки основ психологии и педагогики. По окончании школы поступают в педвуз по своим направлениям.

Во второй модели весь класс все школьные предметы изучает одинаково. При этом возникает вопрос: должно ли преподавание общих предметов в этом классе отличаться от других классов? Очень сложно обучать предмету и одновременно методике его преподавания. Однако вопрос организации обучения в педагогическом классе требует точного ответа.

Когда учитель входит в профессию, он воплощает не то, что услышал на лекциях, а тот опыт, который сформировался за долгие годы получения образования. Если человек 11 лет учился во фронтальной системе, исключительно в репродуктивной модели, то впоследствии он будет стараться повторить тот же опыт, он устойчив – «меня так учили, и я так учу». Иногда передаются ошибочные технологии, не осваиваются новые перспективные методы. Это большая проблема. Возможно, те два года, которые даются для педагогических классов – это то время, которое нужно использовать, чтобы перестроить способ организации собственного образования. Если решить воспользоваться этим временем эффективно, то вся команда учителей, которые работают в этом классе, должны договориться о важнейших ценностях.

Сегодня существуют такие ценностные тенденции, которые стоит поддержать. Среди них, например, – тенденция совместности. Ранее делали серьезный крен в сторону индивидуализма. Действительно, каждый должен состояться как личность, раскрыть свою уникальность. Однако важно понимать, что личностью становятся в сообществе. Так, сегодня совместная ответственность за планету может спасти ее от катастрофы. Культура совместности является культурой совместного производства. Сплоченные коллективы необходимы так же, как личности, которые умеют развиваться.

Другая тенденция – помощь и волонтерство. Эта ценность должна состояться в педагогических классах. Для таких классов важен развитый эмоциональный интеллект, умение сопереживать и вместе проживать эмоции. Процесс образования нужно организовывать как деятельность, поэтому важен деятельностный подход. Важны благополучие, доверие, дружелюбие. Когда человек понимает, что мир доверяет ему, а он доверяет миру, где к человеку много уважения и требований, он лучше развивается. Эти ценности очень тесно связаны с академическими результатами.

Глава Минобрнауки: в этом году было выделено наибольшее количество бюджетных мест за последние 10-15 лет

В текущем учебном году было выделено самое большое количество бюджетных мест за последние 10-15 лет. В общей сложности – 588 тысяч. Об этом заявил глава Минобрнауки Валерий Фальков.

Он добавил, что это беспрецедентная цифра, если ее сравнить с количеством выпускников школ и добавить еще 30 тыс. дополнительных бюджетных мест в магистратуре по приоритетным для российской экономики программам обучения.
Фальков на заседании комиссии Генсовета партии «Единая Россия» по образованию и науке на тему «Совершенствование механизмов приема на обучение по программам высшего образования» пояснил, что в 2022/23 учебном году количество бюджетных мест было увеличено на 11,5 тыс. по сравнению с прошлым годом. На бакалавриат и специалитет было предоставлено – 426 тыс. мест, что на 3,5 тыс. больше предыдущего года обучения.

Для программ магистратуры между вузами было распределено 192 тыс. бюджетных мест с учетом дополнительных 30 тыс., которые были выделены Минобрнауки в связи со сложившейся ситуацией. По словам министра науки и высшего образования, на данный момент все бюджетные места, включая дополнительный прием на все три уровня высшего образования, заполнены.
Валерий Фальков сообщил о регламенте, который закладывает ведомство в порядок приема в 2023/24 учебном году. С нового года абитуриент сможет выбрать пять специальностей в одном университете вместо 10. Такое решение было принято исходя из предыдущего опыта. В среднем абитуриент выбирает именно такое количество специальностей при подаче заявления в вуз.
Раньше поступающий писал на каждое направление подготовки по заявлению, то теперь все гораздо проще. Абитуриент может подать всего два заявления в вуз, одно – зачисление на бюджетной основе, а второе – на договорной основе. Направления подготовки в заявлении о приеме в университет абитуриент располагает в порядке приоритетности. Ожидается, что приемная кампания в вузах начнется не позднее 20 июня, а срок подачи документов — до 25 июля.

В Госдуму внесен законопроект, направленный на выявление в школах людей с нездоровой психикой

Документ предусматривает выявление граждан, страдающих психическими расстройствами, на этапе обучения в образовательных организациях.

В Государственную думу РФ внесен на рассмотрение законопроект, который направлен на выявление в учреждениях образования тех, кто страдает психическими заболеваниями и может представлять опасность для окружающих. Авторами документа выступили депутаты Самарской губернской думы.

Самарские парламентарии предлагают обязать органы исполнительной власти предпринимать меры по выявлению в образовательных организациях людей с психическими расстройствами. По мысли авторов документа, цель этих мероприятий состоит в том, чтобы включить лиц с указанными заболеваниями в процессы социализации, а также предотвратить негативные последствия, которые могут возникнуть в связи с тем, что такие люди могут представлять известную опасность и для себя, и для окружающих.

Для обеспечения общественной безопасности предлагается применять комплексный подход и работу по двум направлениям. Первое – профилактическое выявление граждан, страдающих психическими расстройствами, на этапе обучения в образовательных организациях. Второе – усиление контроля за лицами, которые имели признаки выраженного психического расстройства и потенциально опасными, за счет бессрочного диспансерного наблюдения за такими людьми. Из пояснительной записки к законопроекту следует, что к работе планируется привлекать сотрудников правоохранительных органов.

Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году

В России работает более четырех тысяч колледжей и техникумов, которые принимают на обучение выпускников как девятых, так и одиннадцатых классов. По статистике Минпросвещения РФ, каждый год в учреждения СПО поступает более миллиона учащихся.
Как ранее уже сообщало сетевое издание «Учительская газета», российские колледжи и техникумы с 1 сентября 2023 года начнут обучать по новым стандартам 82 специальностей. Сроки обучения будут различаться в зависимости от профиля подготовки, а некоторые профессии и специальности можно будет освоить и в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Что еще изменится в СПО в следующем году? По каким правилам абитуриенты будут поступать в колледжи и техникумы в 2023-м?

Начинать мониторить учреждения СПО лучше в марте, когда публикуются списки специальностей, на которые можно поступить, правила и условия приема на первый курс. Обычно эти сведения доступны уже 1 марта. С этого момента есть достаточно времени, чтобы подготовиться к поступлению, поскольку приемная кампания стартует с 20 июня и завершается 15 августа. Документы разрешается отправить сразу в несколько учебных заведений, однако стоит учесть, что могут существовать лимиты на количество направлений, которые доступны для выбора выпускником школы. Чаще всего можно подать заявление на три направления, но есть колледжи, где их меньше, поэтому лучше заранее выяснить нюансы.

Подавать документы можно по-разному. Во-первых, принести их лично в выбранное учебное заведение, а во-вторых, отправить при помощи портала госуслуг. Такая возможность появилась у абитуриентов в 2022 году. К сервису подключились 1 180 колледжей в 36 регионах страны. Его преимущество в том, что число образовательных учреждений не ограничено, абитуриент может выбрать любую специальность и профессию. Кроме того, документы можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении по почте или воспользоваться официальным сайтом колледжа.

Прием без экзаменов

Вступительные испытания при поступлении в российские колледжи отсутствуют. Более того, не имеют значения баллы, набранные выпускником на ОГЭ (ЕГЭ). Конкурс проходит только на основании баллов, которые дает аттестат абитуриента. Чем средний бал по всем предметам школьной программы больше, тем шанс поступить выше, особенно если речь идет о популярных направлениях подготовки. Эксперты советуют также узнать до подачи заявления, будут ли учитываться при поступлении оценки по профильным дисциплинам. Это необходимо сделать, чтобы за оставшееся время успеть исправить школьный результат, если он не очень высокий.

Стоит отметить и исключения из правил. В будущей приемной кампании вступительные испытания все же придется проходить абитуриентам, поступающим на направления: физическая культура, пожарная безопасность, правоохранительная деятельность, лечебное дело, стоматология, реклама и творческие специальности.

Кто имеет преимущество

В ряде случаев преимущество при поступлении имеют члены волонтерских объединений, которые имеют свидетельства и сертификаты об участии в добровольческих проектах, победители и призеры олимпиад, а также абитуриенты, поступающие по целевому набору по договоренности с предприятием – будущим работодателем.

Какие документы необходимы

Пакет документов, которые необходимо предоставить абитуриенту в приемную комиссию, не меняется: заявление, паспорт, аттестат, четыре фотографии размера 3х4. Кроме того, могут понадобится полис ОМС, СНИЛС, медицинская справка, документы, подтверждающие право на льготы и др.

Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов

Педагоги будут вести уроки в старших классах.

В Министерстве финансов РФ идет обсуждение концепции подготовки учителей финансовой грамотности. Специалисты нужны в силу того, что с этого учебного года в средней школе уже введены уроки финграмотности, со следующего они появятся в старших классах.

Подготовкой квалифицированных педагогических кадров в области финансовой грамотности займется Министерство финансов страны. Предполагается, что учителя будут работать в 10–11 классах после того, как уроки финансовой грамотности станут там обязательными. Включение их в программу запланировано на следующий учебный год. Об обсуждении в ведомстве концепции подготовки педагогов сообщил заместитель министра Михаил Котюков на конференции «Повышение финансовой грамотности в Северо-Западном федеральном округе: тренды, задачи, перспективы».

Учебники по финансовой грамотности уже написаны и получили одобрение Минпросвещения РФ. Осталось решить главный вопрос – кадровый. В настоящее время в министерстве финансов прорабатывается вопрос подготовки педагогов, способных на высоком профессиональном уровне передавать школьникам знания по финансовой грамотности. Главное – чтобы теория на таких уроках сочеталась с практикой. Так получаемые знания чаще становятся навыками, отметил Михаил Котюков. Кроме того, он сказал, что даже высокий уровень цифровой грамотности, которым может похвастаться современная молодежь, не спасает их от финансового и кибермошенничества. Именно поэтому надо искать новые каналы и форматы коммуникации, приводятся слова замминистра на сайте ведомства. Например, в Калининградскую область запущен проект онлайн-лекций в социальных медиа, посвященных финансовой проблематике. В Мурманской области создан комедийный сериал «ЭконоМы». Каждый из 12 эпизодов, из которых он состоит, рассказывает о различных финансовых аспектах. По мнению Михаила Котюкова, детей нужно привлекать к финансовым вопросам как можно раньше. При этом родителям нужно понимать, зачем они это делают.

Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации предлагает устранить административные барьеры для участия вузов и компаний-партнеров в реализации сетевой формы образовательных программ.

Документ опубликован на сайте правовой информации. Сетевая форма обучения подразумевает, что студенты осваивают отдельные части образовательной программы — предметы, курсы, дисциплины и практики — с использованием учебной базы нескольких вузов, включая иностранные. Также в этой системе возможно задействование ресурсов компаний-работодателей.
По мнению чиновников, такое взаимодействие способствует повышению качества и доступности высшего образования. А также такая система даст возможность расширить осваиваемые компетенции, которые дают университеты, в том числе добавить больше практики в подготовке квалифицированных специалистов.

Новый проект включает упрощенный порядок реализации сетевой формы обучения. Благодаря этим изменениям в программе смогут участвовать еще больше вузов и компаний-партнеров.

В частности, в документе дается более детальное описание организации-участника. Согласно новой редакции, вуз или компания вправе как реализовывать сетевую программу или ее часть, так и предоставлять свои материально-технические ресурсы для ее реализации. В свою очередь, участник, который предоставляет свои ресурсы, к примеру предприятие-работодатель, вправе осуществлять и образовательную деятельность в рамках сетевой программы.

70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений

Исследователи провели опрос и выяснили, что большинство школьников боятся писать итоговое сочинение по новым правилам.
Такие данные специалисты получили в результате исследования, организованного образовательной компанией MAXIMUM Education, передает портал «Известия». Согласно опросу 51% учеников рассказали, что готовиться к сочинению стало труднее, а 70% ребят признались, что нервничают и испытывают стресс перед экзаменом.

Треть школьников пугает неизвестность, так как комплект сочинения теперь формируется из закрытого банка Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Еще 26% учеников отметили, что им тяжело подбирать аргументы из литературы. А 18% ребят нервничают из-за того, что итоговое сочинение является допуском к ЕГЭ.

Специалисты опросили не только учеников, но и их родителей. Так, по данным опроса, 87% из них недовольны качеством школьного образования. А 23% уверены, что в школах преподают по устаревшим методикам. Пятая часть недовольны учебными материалами и пособиями. При этом родители отмечают, что хотели бы, чтобы в школе царила более дружелюбная атмосфера.
Родителей также спросили, какие предметы, по их мнению, должны дополнить школьную программу. Около, 26% родителей отметили, что предпочли бы добавить профориентацию, 19% заявили о необходимости преподавать детям логику, 16% опрошенных высказались за цифровую грамотность и программирование. Также родители отмечали в качестве нужных предметов психологию, ораторское искусство и половое воспитание.

 

Подбор материалов подготовлен:
комитетом Краснодарской краевой организации
Профсоюза работников народного образования и науки РФ