Информационный лист "Обзор печати" 07 ноября - 11 ноября 2022г.

Команда Краснодара стала победителем конкурса «Флагманы образования. Муниципалитет»

Финальные соревнования Всероссийского профессионального конкурса проходили на площадке Центра знаний «Машук» в Ставрополье. Краснодарский край представляли команды Краснодара и Новороссийска.


По итогам конкурса объявлены пять победителей, в числе лучших – команда «КрасноОбраз» департамента образования Краснодара. В её составе управленцы разного уровня: заместитель директора департамента Наталья Полякова, начальник отдела общего образования департамента Татьяна Петрова, директор Краснодарского научно-методического центра Андрей Шевченко, директор гимназии №25 Светлана Краева, директор школы №35 Ирина Захарова.

Команда Новороссийска «Город Н» получила благодарность за работу по созданию символа конкурса и за большой личный вклад в проведение финала. Участники команды также стали призерами викторины по истории России и отмечены за активное участие в программе по гейм-технологиям. В состав команды вошли начальник управления образования Новороссийска Елена Середа, заместитель начальника управления образования Людмила Елчина, главный специалист управления образования Татьяна Новоселова, директор Центра развития образования Елена Тимченко, директор лицея «Технико-экономический» Елена Степанова.
Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования. Муниципалитет» ориентирован на управленческие команды муниципальных органов управления образованием. В ходе конкурса оценивались профильные компетенции участников мероприятия, лидерские качества, умение выделить основные показатели, проблемные зоны и приоритетные направления развития системы образования.

Победители конкурса получат возможность войти в кадровый резерв, пройти обучение по программам переподготовки и повышения квалификации на базе Института управления образованием РАО, пройти стажировку в лучших образовательных организациях страны, а также получить призы от партнеров конкурса. Лауреаты проекта также смогут бесплатно отправиться в туристические поездки по России в рамках программы президентской платформы «Россия – страна возможностей» «Больше, чем путешествие».

Напомним, что Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования. Муниципалитет» входит в президентскую платформу «Россия – страна возможностей» и реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».

Подведены итоги краевого конкурса среди педагогов-мужчин

Участниками профессионального конкурса «Мужская профессия» стали 34 педагога из 25 муниципальных образований Краснодарского края. Конкурсанты представили и защитили свои видиоролики в конкурсном задании «Медиавизитка» и представили педагогический опыт в конкурсном задании «Методический прием». Семь лауреатов провели уроки и внеурочное мероприятие.

В результате победителем краевого конкурса стал учитель физики школы № 39 Краснодара Назарян Ерванд Минасович. Призерами признаны учитель математики школы № 2 Динского района Овчаренко Сергей Николаевич и учитель географии школы № 6 Ленинградского района Худенко Александр Алексеевич.

В число лауреатов вошли тренер-преподаватель спортивной школы №7 Краснодара Бездрабко Сергей Иванович, воспитатель детского сада №24 Краснодара Воеводов Станислав Александрович, учитель математики школы №3 Брюховецкого района Исаев Владислав Эдуардович и преподаватель-организатор ОБЖ школы №18 Выселковского района Гребенюк Игорь Григорьевич.
Награждение победителя, призеров, лауреатов и участников краевого конкурса «Мужская профессия» состоялось на площадке краевого Института развития образования. Всем конкурсантам были вручены подарки и дипломы.


«Сферум» запустил проект по психологической поддержке учителей

На платформе «Сферум» стартовала работа мастерской психологической поддержки учителей «К себе». Проект реализуется совместно с онлайн-ресурсом психологической поддержки работников сферы образования «Вариант».
Педагоги могут принять участие в мастер-классах и вебинарах, прослушать лекции и получить бесплатные анонимные индивидуальные консультации психологов.

Участие в программе поможет педагогам определить важные этапы личного и профессионального развития, актуализировать систему ценностей и составить алгоритмы действий в различных ситуациях, найти точки опоры и проработать приемы психологической поддержки, а также различные приемы работы со школьниками.
Занятия продлятся до 24 декабря. Подробнее о проекте можно узнать, перейдя по ссылке https://prof-sferum.ru/ .


На Кубани начала работу горячая линия по вопросам снижения бюрократической нагрузки на педагогов

В министерстве образования, науки и молодежной политики Краснодарского края открыта горячая линия по вопросам документационной нагрузки на учителей. С вопросами педагоги могут обратиться по телефонам: 8(989)198-12-56 и 8(861)298-26-07.
Ранее Минпросвещения России совместно с Рособрнадзором выпустили рекомендации, чётко ограничивающие бюрократическую нагрузку на педагогов. Перечень необходимой для заполнения учителем документации ограничен пятью пунктами:

1) рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
2) журнал учета успеваемости;
3) журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность);
4) план воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководителя);
5) характеристика на обучающегося (по запросу).

Ведение остальной документации в школах должно быть возложено на иных административных работников. Введение дополнительного перечня возможно на уровне региона только по согласованию с Минпросвещения России.


При Минпросвещения России создан Молодежный совет

Молодежный совет при Минпросвещения России станет постоянно действующим совещательным органом, созданным для рассмотрения вопросов развития профессионального, интеллектуального, нравственного и творческого потенциала работников Минпросвещения России и подведомственных ему организаций в возрасте до 35 лет включительно. Для них будут выработаны предложения рекомендательного характера.

«Основная деятельность Молодежного совета будет направлена на создание условий для профессиональной адаптации молодых специалистов, их самореализации как в профессии, так и в других сферах жизни. Для нас очень важно выстроить систему преемственности тех традиций, которые сложились в ведомстве, сформировать четкие подходы к развитию молодых специалистов, а также способы их поддержки. В Министерстве сформировалась амбициозная команда, и мы очень ждем новых идей и инициатив от будущих членов Молодежного совета, которые также могли бы, учитывая опыт более старших коллег, предложить новое видение государственного управления в сфере образования», – отметил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

Молодежный совет будет также заниматься рассмотрением вопросов, связанных с мероприятиями, направленными на формирование у молодых специалистов мировоззрения, включающего патриотизм, семейные ценности, здоровый образ жизни и экологическую культуру.

Новый совещательный орган также будет заниматься обеспечением участия молодых специалистов в организации и проведении научно-практических конференций, социально значимых мероприятий.
Состав молодежного совета утверждается и изменяется приказом Министерства.


Министр Елена Воробьева приняла участие в заседании Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России

Мероприятие прошло на базе образовательного центра «Сириус» под председательством главы Минпросвещения России Сергея Кравцова и Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова. В дистанционном формате в заседании приняла участие министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева.

Ключевыми темами для обсуждения стали показатели эффективности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи и методика рейтинговой оценки мероприятий, победителями которых стали претенденты на получение грантов Президента Российской Федерации.

«Совместно с фондом «Талант и успех» в течение года мы провели большую работу по уточнению данных государственного информационного ресурса об одаренных детях. Сегодня он содержит 373,6 тыс. сведений о победителях, призерах олимпиад и иных конкурсов. С прошлого года количество призеров и победителей выросло на 130 тыс. человек», – сказал Сергей Кравцов.
Министр просвещения России сообщил, что утвержденный перечень олимпиад и конкурсных мероприятий в области науки, искусства, спорта на 2021/22 учебный год включает 854 мероприятия. В аналогичном перечне на 2022/23 учебный год на данный момент 615 позиций.

Кроме того, были затронуты вопросы создания и развития региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданных с учётом опыта Фонда «Талант и успех».

Руководитель Образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева отметила, что на сегодняшний день в России созданы и успешно развиваются 70 центров, работающих в регионах по модели «Сириуса». Они становятся экспертными центрами в субъектах Российской Федерации, где могут обучаться не только дети, но и педагоги, в том числе школьные учителя, преподаватели колледжей и высшей школы.

В Краснодарском крае учреждение начнёт работу 1 сентября 2023 года.
«Ведущие педагоги вузов и школ Кубани будут проводить занятия для талантливых школьников со всего края. Повышать квалификацию преподаватели будут на базе образовательного центра «Сириус». К работе с одаренными школьниками также будем активно привлекать научные, образовательные, культурные, спортивные и общественные организации, промышленные предприятия региона», - отметила министр Елена Воробьева.

Работа регионального центра будет направлена на развитие в Краснодарском крае системы выявления, сопровождения и поддержки способных и талантливых детей и молодежи по направлениям «Наука», «Спорт» и «Искусство».


В Краснодарском крае работает региональный родительский штаб по организации школьного питания

В состав регионального штаба вошли представители родительской общественности из всех городов и районов Краснодарского края, сотрудники муниципальных управлений образованием и общественных организаций. Возглавляет его председатель Краснодарской городской общественной благотворительной организации инвалидов детства и детей-инвалидов «Помоги и обретешь» Людмила Надержинская.

Ежемесячно проходят встречи активных членов регионального родительского штаба с представителями министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, а также осуществляются выезды в муниципальные образования, где были выявлены замечания по организации школьного питания.
Так, в ходе выезда в Тихорецкий район представители регионального и муниципального родительского штаба в одной из школ не нашли нарушений, а руководству другой дали рекомендации по повышению эстетики питания и обучению школьников культурно-гигиеническим навыкам приема пищи.

«Благодаря тесному сотрудничеству с родительской общественностью система образования оперативно получает информацию о нарушениях в организации школьного питания. И директорский корпус, и муниципальные управления образованием готовы обсуждать проблемы и совместно с родителями находить эффективные решения», - отметила заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Оксана Грушко.

В Краснодарском крае перед началом учебного года были разработаны методические рекомендации по обеспечению питанием обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях. Они объединили в себе всю имеющуюся нормативную базу, а также конкретизировали имеющиеся региональные особенности организации школьного питания.

В общеобразовательных организациях реализуется единое муниципальное меню. Перед началом учебного года в каждом муниципалитете прошли презентации школьных меню и дегустации блюд представителями родительской общественности.


Укрепление единого образовательного пространства обсудят в Москве на съезде работников дошкольного образования

17–18 ноября в Москве пройдет VII Всероссийский съезд работников дошкольного образования. Мероприятие организовано Минпросвещения России. Темой съезда станут стратегические приоритеты государственной политики в сфере дошкольного образования. В пленарном заседании примет участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева.

«Система дошкольного образования в нашей стране – одна из самых сильных и признанных во всем мире. Мы уделяем ее развитию и вопросам поддержки воспитателей по всей стране самое пристальное внимание. Это и новая инфраструктура, и развитие конкурсного движения, и повышение квалификации воспитателей. Подобные площадки, как съезд работников дошкольного образования, позволяют обсудить планы и новые инициативы, дают возможность обменяться опытом», – сказал в преддверии съезда Министр просвещения России Сергей Кравцов.

В течение двух дней в работе съезда примут участие 250 делегатов и более 20 тысяч участников в дистанционном формате из всех субъектов Российской Федерации, а также республик Беларусь, Абхазия и Южная Осетия.

Участники обсудят вопросы обеспечения доступности качественного дошкольного образования, укрепления единого образовательного пространства России, преемственности уровней дошкольного и начального общего образования, формирования развивающей предметно-пространственной среды современного детства. Они также затронут проблему организации дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью и подготовки современного педагога дошкольного образования.

Трансляция мероприятий съезда будет доступна на сайте https://ruseduforum.ru/ . Регистрация делегатов и участников открыта с 20 октября по 17 ноября по ссылке https://ruseduforum.ru/ .


В Армавирском педуниверситете обсудят вопросы педагогического сопровождения добровольчества

16 ноября в Армавирском государственном педагогическом университете состоится масштабное научное событие, посвященное обмену опытом в области педагогического сопровождения добровольчества. АГПУ выступит в качестве коммуникационной площадки, на которой представители педагогической общественности, органов власти, некоммерческих организаций и учреждений культуры обсудят стратегии и формы развития добровольческих (волонтерских) социально-значимых инициатив.

В рамках треков запланированы дискуссии по вопросам актуальных волонтерских практик, направленных на патриотическое воспитание. А также будут представлены лучшие волонтерские проекты ЮФО, связанные с сохранением историко-культурного наследия регионов. Реконструкция старинных игр и танцев, уникальные экскурсионные маршруты и многие другие самобытные практики ждут участников.

Так, уникальный волонтёрский культурно-исторический проект «Иди и смотри НЕобычный Армавир», реализуемый университетом, стал успешным примером синтеза эффективных социальных практик, игровых технологий и партнерства.

Будут презентованы наиболее яркие, креативные проекты историко-культурные волонтерские проекты, в том числе вошедшие в ТОП лучших проектов Фонда президентских грантов и победившие во Всероссийском конкурсе социальных инноваций и качества услуг «Все лучшее – детям!», организованном Общественной палатой Российской Федерации.

Спикеры мероприятия:
- Наталия Наумова, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России
- Марина Боровская, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО, президент Южного федерального университета, председатель Совета ректоров вузов ЮФО
- Лоточникова Юлиана Андреевна, начальник отдела гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственной работы Центра гражданского воспитания молодежи Кубани, председатель Краснодарского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы».

Участниками конференции станут представители 18 волонтерских центров России из Москвы, Санкт-Петербурга, Республик Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия (Алания), Краснодарского и Ставропольского краев, Луганской Народной Республики, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Тульской, Томской, Ростовской областей.


Финалистами «Большой перемены» стали 54 студента колледжей и техникумов Краснодарского края

В Нижнем Новгороде стартовал финал Всероссийского конкурса «Большая перемена» для студентов учреждений среднего профессионального образования. Конкурс входит в линейку президентской платформы «Россия – страна возможностей» и проводится при поддержке Министерства просвещения РФ.

В число 600 финалистов вошли 54 студента из 20 учреждений среднего профессионального образования Краснодарского края. По числу участников финала лидируют Армавирский юридический техникум, Краснодарский архитектурно-строительный техникум и Вознесенский техникум пищевых производств.

Участникам предстоит решать кейсовые задания в командах и защищать их перед экспертами. В рамках образовательной программы для финалистов традиционно пройдут встречи с известными гостями и представителями партнеров «Большой перемены», командообразующие игры, творческие мастер-классы и экскурсии по Нижнему Новгороду.

Победителями «Большой перемены» среди учащихся СПО станут 300 человек – 150 студентов выпускных курсов получат по 1 миллиону рублей, 150 студентов не выпускных курсов – по 200 тысяч рублей. Ребята смогут потратить выигранные средства на образование, саморазвитие или вложить деньги в запуск собственного стартапа. Все участники финала получат сертификат на поездку категории «Красивые места» в рамках программы развития молодежного туризма «Больше, чем путешествие».

Педагоги-наставники, подготовившие победителей конкурса среди старшеклассников и студентов СПО, получат по 150 тысяч рублей и возможность пройти образовательную программу от партнеров «Большой перемены». Также по итогам конкурсных испытаний будут определены 20 лучших образовательных организаций СПО по рейтингу «Большой перемены», которые получат по 2 миллиона рублей.

Всероссийский конкурс «Большая перемена» реализуется в рамках Национального проекта «Образование». Его организаторами выступают Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), АНО «Россия – страна возможностей», АНО «Большая Перемена» и Российское движение школьников. «Большая перемена» является соучредителем Российского движения детей и молодёжи.

Утверждены демоверсии, спецификации и кодификаторы КИМ ЕГЭ и ОГЭ на 2023 год

Демоверсии, спецификации и кодификаторы контрольных измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ на 2023 год опубликованы на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
Утвержденные документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ и ОГЭ, были доработаны по результатам общественно-профессионального обсуждения и согласованы научно-методическими советами ФИПИ.
С материалами можно ознакомиться на сайте ФИПИ в разделах Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ и Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ.

В Москве состоялась презентация просветительских проектов, претендующих на премию «Знание» в 2022 году

В Москве прошло очное заседание почетного жюри просветительской премии «Знание» 2022 года», на котором государственные деятели, лидеры бизнеса и общественных организаций, а также выдающиеся деятели науки, культуры и искусства определили лучших просветителей и просветительские проекты в 12 номинациях.

Далее жители России смогут выбрать лауреатов в 13-й номинации «За общий вклад в просвещение по версии слушателей» – народное онлайн-голосование пройдет с 10 ноября по 5 декабря. Имена 22 лауреатов премии станут известны 13 декабря на торжественной церемонии в Государственном Кремлевском дворце.

Заседание почетного жюри просветительской премии Российского общества «Знание» открыл Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко. Он подчеркнул важность просветительской деятельности для современного российского общества.

«В противостоянии, которое происходит сейчас, известная аксиома «знание – сила» становится реальностью. И то, что делают сегодня российские просветители – учителя школ, преподаватели вузов, лекторы общества «Знание» и наставники на производстве, – это борьба за будущее», – отметил Сергей Кириенко.

Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков пожелал успехов Российскому обществу «Знание», а также всем номинантам, выступавшим перед членами почетного жюри.

«Много узнаю здесь нового, и хочется, чтобы эти просветители с такими горящими глазами продолжали работать и нести знание людям. Просвещение – это то, что делает общество целостным и придает ему динамику развития», – подчеркнул Дмитрий Песков.

Очную защиту проектов номинантов из шорт-листа оценивали члены почетного жюри: заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации – пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, Министр просвещения России Сергей Кравцов, Министр здравоохранения России Михаил Мурашко, Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, а также главы крупнейших корпораций, руководители вузов, выдающиеся культурные деятели.

«Российское общество «Знание» реализует много важных проектов. Мы со своей стороны поддерживаем их уже второй год, привлекаем лекторов к проведению уроков в школах. Более того, создается ГИС «Моя школа», и лучшие лекции будут там представлены. Важно, что сегодняшняя номинация и те предложения, инициативы, которые озвучены, находят поддержку, а общество «Знание» позволяет талантливым людям реализовать себя», – сказал Министр просвещения Сергей Кравцов.

Среди участников очного питчинга номинантов – 68 просветителей и проектов из 19 субъектов Российской Федерации, а также восемь компаний, которые претендуют на звание лауреатов в 12 номинациях. После голосования почетного жюри свой выбор в специальной 13-й номинации «За общий вклад в просвещение по версии слушателей» могут сделать все жители России.
Народное онлайн-голосование пройдет в сообществе Российского общества «Знание» в социальной сети «ВКонтакте» с 10 ноября по 5 декабря.


Сергей Кравцов обсудил с депутатами фракции КПРФ вопросы доступности образования в сельской местности

В преддверии «Правительственного часа» Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов провел в Госдуме встречу с депутатами фракции КПРФ. Темами для обсуждения стали доступность образования и историческое значение роли учителя в развитии страны.

«Минпросвещения России взаимодействует со всеми парламентскими партиями, собирает предложения и старается воплощать их в жизнь. Мы видим, что депутаты партии КПРФ с особым вниманием относятся к развитию системы образования в нашей стране, вносят нужные предложения. Так, Олег Смолин приложил много усилий, чтобы в нашей стране были созданы все необходимые условия для детей с ОВЗ и с инвалидностью. Мы открыты к сотрудничеству и надеемся на дальнейшую совместную плодотворную работу, ведь от образования зависит будущее нашей страны», – подчеркнул Сергей Кравцов.

Лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов напомнил, что педагогическая профессия в нашей стране всегда была очень значимой: именно эти специалисты обеспечивали не только образование граждан, но и рост экономики, они внесли свой вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

Геннадий Зюганов вручил Министру просвещения Российской Федерации Сергею Кравцову памятную медаль ЦК КПРФ в честь 100-летия образования СССР.

В ходе встречи также были затронуты темы доступности образования в сельской местности и перспективы расширения программы по обеспечению школьников бесплатным горячим питанием.


Сергей Кравцов: «Нам интересны решения молодых дизайнеров для школ и детских садов»

Минпросвещения России уделяет особое внимание созданию современных пространств в школах, колледжах, детских садах и организациях дополнительного образования. Вопросы, связанные с архитектурными и дизайнерскими решениями для социальных объектов, обсуждались на форуме DESIGN ACT, который стартовал в Москве 10 ноября в рамках одноименного фестиваля.
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов поприветствовал участников сессии «Город будущего 2070».
«Это очень важное мероприятие: нужно задумываться о том, что ждет нас в будущем, какие пространства будут окружать. Нам интересны решения молодых дизайнеров, архитекторов, мы ждем предложений для школ и детских садов, чтобы вместе строить наше будущее», – подчеркнул Сергей Кравцов, добавив, что новые идеи и проекты будут востребованы в рамках масштабных программ по строительству образовательных объектов и капитальному ремонту школ.

Глава Минпросвещения также осмотрел экспозицию форума в сопровождении инициатора и соорганизатора фестиваля, Депутата Государственной Думы Российской Федерации Дениса Кравченко и Серегея Смирнова, промышленного дизайнера, руководителя студии SmirnovDes, ознакомился с проектами, представленными профессиональными архитекторами и студентами профильных вузов. Выставка «Ревизия: История» посвящена истории отечественного дизайна в период с 1917 по 2017 год, она охватила пять периодов: авангард, индустриализация, оттепель, застой и новая Россия. На выставке «Ревизия: Настоящее» представлены проекты, реализованные современными дизайнерами и дизайн-студиями в течение последних пяти лет.

Сергей Кравцов отметил актуальность развития программ промышленного дизайна для создания удобной, экологичной и технологичной среды в будущем.


Министр просвещения Сергей Кравцов встретился с депутатами фракции «Справедливая Россия – За правду»

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов провел встречу в Госдуме с депутатами фракции «Справедливая Россия – За правду», в ходе которой ответил на вопросы парламентариев о развитии школьного образования в стране, в том числе на территории новых субъектов.

«Мы должны заложить тот фундамент, который позволит ребенку получить дальнейшее профессиональное образование, быть успешным в жизни. Речь идет о школьном образовании, где все предметы важны: история, русский язык, математика. А также мы ввели внеурочные занятия «Разговоры о важном», чтобы ребята могли обсуждать те проблемы, которые их интересуют», – сообщил Сергей Кравцов.

Также он отметил, что воспитание нравственных принципов у детей и их приобщение к традиционным ценностям будут оставаться в приоритете школы, чтобы ребята вырастали трудолюбивыми, честными, уважали взрослых, любили свою Родину.

Как рассказал глава Минпросвещения России, все школы в ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областях оснащены учебниками – это более 7 млн единиц. Поставлена необходимая техника для компьютерных классов, проведены текущие ремонтные работы, организовано бесплатное горячее питание для школьников. Кроме того, более 30 тыс. учителей прошли курсы повышения квалификации.

Летом была организована работа со старшеклассниками, ребята могли поучаствовать в проекте «Университетские смены». В ходе него российские вузы приняли более 13 тыс. школьников.

На быстровозводимые лагеря в 2023 году предлагают направить миллиард рублей

Минпросвещения предложило определить правила распределения субсидий из федерального бюджета на создание быстровозводимых детских лагерей, в том числе палаточного типа

«Парламентская газета» пишет, что соответствующий проект постановления Правительства опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Документом предлагается утвердить правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета на мероприятия, направленные на создание новых организаций отдыха детей и их оздоровления из быстровозводимых конструкций, в том числе палаточного типа.

Субсидии смогут получить регионы, заявки которых прошли отбор в установленном Минпросвещения порядке. Распределять средства будут по специальной формуле, в которой в том числе учитываются доля детей в регионе, не охваченных различными формами отдыха, средняя стоимость одного места, предназначенного для отдыха и оздоровления, общий объем бюджетных ассигнований.

Минпросвещения будет оценивать эффективность использования выделенных средств. Если они были использованы для других целей, к региону применят бюджетные меры принуждения.

В частности, в 2023 году планируется построить 100 новых детских лагерей из быстровозводимых конструкций, а также палаточного типа, следует из пояснительной записки к проекту документа. На реализацию этого предлагается в следующем году направить миллиард рублей.

Как ранее сообщала «Парламентская газета», глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко заявила, что в 2023 году на первом этапе федеральной программы модернизации объектов детского отдыха нужно строить в регионах детские палаточные лагеря и кемпинги.

С начала года более 800 работников соцсферы Кубани получили по 1 млн рублей

Чтобы привлечь в бюджетные учреждения врачей, учителей и соцработников в крае создали для них дополнительную меру поддержки в размере 1 млн рублей

Губернатор Вениамин Кондратьев рассказал журналистам о предоставлении краевой социальной выплаты. Как отметил глава региона, один из приоритетных вопросов для края – полноценное обеспечение кадрами школ, больниц и поликлиник. Он уточнил, что мера оказалась востребованной. Поступило много заявок. 848 работников соцсферы деньги уже получили, еще более 50 получат до конца года.

По словам губернатора, субсидия будет действовать и в следующем году. Предоставить ее планируют 900 кубанцам.
Право на выплату в 1 млн рублей имеют соцработники, у которых нет собственного жилья, либо площадь имеющегося не превышает 10 квадратных метров на одного члена семьи. После получения средств специалист должен отработать 5 лет в бюджетных учреждениях края по профессии.

Средства можно использовать для первоначального взноса по ипотеке при приобретении жилья как на первичном, так и вторичном рынках, постройку или реконструкцию дома.


В Совете Федерации обсудили вопросы дефицита кадров

В настоящий момент особое внимание необходимо уделить подготовке не только IT-кадров, но и врачей, учителей, управленцев, госслужащих и других специалистов

Важно также помогать юным талантам подниматься по карьерной лестнице, заявил в Совфеде генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров. Он выступил перед сенаторами на пленарном заседании 2 ноября в формате «Время эксперта».

По результатам последних опросов 9 из 10 российских компаний уже столкнулись с кадровым голодом, и дефицит специалистов будет нарастать, прогнозируют эксперты. Такая тенденция наблюдается не только в России, но и в других странах. Проблема кадрового дефицита связана не только с демографической ситуацией и качеством образования, отметил Комиссаров. «Россия богата талантами. Важно дать им возможность проявить себя и выйти на рынок», — отметил он.

Еще в 2018 году в то, что у молодых россиян есть возможность найти и реализовать себя, верили только 37 процентов россиян, рассказал Комиссаров, ссылаясь на результаты опросов. По его словам, сегодня платформа АНО «Россия — страна возможностей» объединяет 26 конкурсов, проектов и олимпиад, каждый из которых предлагает различные пути к успеху. За четыре года работы платформы участниками ее проектов стали 15 миллионов человек из всех регионов России и 150 стран мира, а партнерами — более 1500 компаний, вузов, государственных и общественных организаций.


Благодаря советникам по воспитанию в некоторых регионах количество правонарушений школьников сократилось на 15%

В Минпросвещения России заявили, что количество правонарушений школьников стало на 15% меньше в тех регионах, где появились советники по воспитанию.

Как сообщается в пресс-службе Министерства просвещения РФ, количество правонарушений среди учащихся школ с 2021 года снизилось на 15% в десяти регионах России, где появились советники директоров школ по воспитательной работе.

Появление такой должности в том числе поможет бороться с буллингом в школах, от которого могут страдать молодые люди. Также в ведомстве отметили, что сейчас реализуется целый комплекс мер, направленный на усиление воспитательной работы в школах. А для урегулирования спорных ситуаций, по словам министра просвещения Сергея Кравцова, в школах должно работать специальные комиссии.

Как отмечают в самом Министерстве, по итогам работы советников в десяти пилотных регионах заметно меняется в лучшую сторону климат в школе. Руководитель департамента проектов и программ в сфере воспитания администрации президента РФ Ирина Плещева сообщила, что в 2022 году к проекту присоединятся еще 35 российских регионов. А первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Любовь Глебова рассказала, что сегодня в российских регионах нужно возрождать «тот запас, который истощился за последние 30 лет».

Закон о статусе учебно-производственных комплексов приняли в России

На пленарном заседании Государственной Думы принят закон о статусе учебно-производственных комплексов. Они создаются в организациях среднего профессионального образования.

Учебно-производственные комплексы предоставляют возможность студентам образовательных организаций СПО получать доход от своей работы. Новый закон закрепляет необходимость колледжей и техникумов помогать трудоустройству студентов и выпускников – в частности, в профильные структурные подразделения этих образовательных организаций. Помогать трудоустраиваться можно также в хозяйственные общества и партнерства, учредителями или участниками которых являются данные образовательные организации.

Законом предполагается, что учебно-производственные комплексы будут приносить доход от деятельности, которая связана с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг согласно профилю образовательных программ колледжа или техникума. Эта прибыль будет направляться исключительно на развитие самих учебно-производственных комплексов и создавших их образовательных организаций.

Как сказано в пояснительной записке к документу, полномочиями по утверждению положения об учебно-методическом комплексе законопроектом наделяется Министерство просвещения России.

В рейтинге самых благородных профессий 2022 года лидируют врачи, учителя и военнослужащие

Под финиш уходящего года социологи составили список самых благородных и самоотверженных профессий, по мнению россиян. Рейтинг ожидаемо возглавили медицинские и педагогические работники, а также военнослужащие.

Эксперты Исследовательского центра сервиса SuperJob с 1 по 7 ноября 2022 года опросили 1,6 тысячи совершеннолетних россиян, живущих в 376 городах всех округов страны, чтобы узнать их мнение о самых благородных и самоотверженных профессиях по итогам нынешнего года. Первые три места в престижном рейтинге соотечественники отдали медработникам, педагогам и военнослужащим.

Топ-3 почетного списка профессий возглавили врачи, традиционное уважение к которым многократно увеличилось в период пандемии коронавируса. Каждый четвертый россиянин (26%) отдал за них свой голос. Второе и третье место в рейтинге по достоинству заняли учителя и военнослужащие – 10 и 9 процентов соответственно.

Трудящиеся рабочих специальностей, а также спасатели служб МЧС получили от респондентов по четыре процента голосов. Многие сограждане назвали самоотверженным труд дворников – 3% участников анкетирования. Работу инженеров и волонтеров оценили по два процента соотечественников.

В число благородных профессий 2022 года попали также водители, журналисты, социальные работники, правозащитники, космонавты, художники, повара. Почти каждый десятый респондент (9%) справедливо полагает, что в любой сфере деятельности немало достойных граждан, которые самоотверженно трудятся на своем рабочем месте.

В российских школах могут появиться уроки игры на народных инструментах

Любовь к русской народной музыке школьникам будут прививать через уроки игры на народных инструментах.
Как сообщается на сайте департамента информационной политики Свердловской области, участники II Уральского форума национальных оркестров России предложили ввести в общеобразовательных школах уроки игры на народных инструментах.
По мнению инициаторов идеи, это поможет привить школьникам любовь к русской народной музыке. Предложение было внесено в резолюцию участников форума. Далее документ будет направлен в адрес Министерства культуры РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ, Министерства культуры Свердловской области, Союза концертных организаций России и Союза композиторов.

Кроме вышеупомянутой идеи, участники форума также обсудили вопросы детского образования в области русской народной инструментальной музыки. В частности, речь шла о том, чтобы сделать обязательными посещения концертов народных исполнителей в детских школах искусств.

II Уральский форум национальных оркестров России собрал в Екатеринбурге около 200 исполнителей из разных регионов. Мероприятие стартовало 3 ноября на базе Уральского центра народного искусства имени Е.П. Родыгина. Участниками дискуссии и ведущими мастер-классов стали видные деятели искусств и культуры из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Челябинска, Краснодара и Красноярска – руководители концертных организаций и национальных оркестров, директора и преподаватели детских школ искусств.

Госдума приняла закон о зачислении приемных детей в одну школу

Ранее такое преимущественное право было только у родных братьев и сестер. Теперь оно появится и у ребят, находящихся под опекой.

Сегодня на пленарном заседании Госдума приняла закон, который предоставит преимущественное право на зачисление приемных детей в одну школу или детский сад. Изменения будут внесены в статью 54 Семейного кодекса РФ и в статью 67 закона «Об образовании в РФ».

Согласно документу, ребенок, в том числе усыновленный, находящийся под опекой или попечительством в семье, включая приемную или патронатную, имеет право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам в государственную или муниципальную школу, в которой учится его брат и (или) сестра (полнородные и неполнородные, усыновленные), приемные дети или родные дети родителей, которые являются опекунами или попечителями этого ребенка.

Глава Минобрнауки рассказал о мерах, направленных на поддержку молодых талантов

Формирование эффективного механизма по выявлению и поддержке молодых талантов является совместной задачей Минобрнауки, вузов, школ, институтов развития и «Сириуса». Об этом заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Сегодня на базе образовательного центра «Сириус» прошло заседание национального координационного совета по поддержке молодых талантов под председательством главы Минобрнауки Валерия Фалькова и главы Минпросвещения Сергея Кравцова.
Фальков отметил, что «формирование эффективной системы выявления и поддержки талантливой молодежи – совместная задача Минобрнауки, университетов, школ, институтов развития и «Сириуса». При этом сегодня важно создать систему, которая будет направлена на самоопределение и профессиональное ориентирование, добавил он.

Фальков напомнил, что Минобрнауки вместе с Минпросвещения реализует проект «Университетские смены» для старшеклассников из Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. С середины июня по конец сентября более 10,5 тыс. ребят отдохнули и прошли обучение на базе 42 вузов из 28 регионов России.

В январе этого года в стране стартовал конкурс студенческих научных обществ. Впервые на поддержку коллективов молодых исследователей было направлено 100 млн рублей. На конкурс пришло 292 заявок от университетов со всей страны. «Мы считаем, что и в школе, и в студенчестве можно не только прикоснуться к науке, но и проявить себя в ней», – приводит пресс-служба Минобрнауки слова министра.

Поэтому ведомство планирует данную инициативу развернуть. После первого отбора на следующий этап прошли 244 конкурсанта. Победителями стали 40 вузов с сильнейшими студенческими научными обществами, которые получили: 10 грантов по 5 млн рублей, 10 грантов по 3 млн рублей и 20 грантов по 1 млн рублей.

В стране есть и еще одна инициатива, помогающая выявить талантливую молодежь. Это федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». В рамках проекта была запущена в 2022 году 151 акселерационная программа, порядка 3,5 тыс. команд зарегистрировали проекты для участия в них. По всей стране открыто 60 «Предпринимательских Точек кипения».

Фальков уточнил, что по программе «Студенческий стартап» были выбраны лучшие проекты, которым предоставили на развитие по 1 млн рублей. В результате 619 победителей первой волны уже получили гранты. По итогам второй волны отобрано еще 380 победителей. В общей сложности 1 тыс. стартапов получат грантовое финансирование.

Руководитель «Сириуса» Елена Шмелева также напомнила о проекте «Сириус.Лето», который проводится совместно с Минобрнауки. В 2022 году поступило более 10 тыс. заявок от школьников из всех российских регионов.

Оценки вне закона: учителям напомнили о нелегитимности оценок за поведение

Оценки за поведение учителя ставить не в праве – это является нарушением закона. Как педагог может отреагировать на плохое поведение ученика рассказываем в нашем материале.

В Министерстве образования Московской области напомнили о том, что педагог не в праве поставить школьнику оценку за поведение. Согласно сообщению, которое было опубликовано в Telegram-канале ведомства, такая педагогическая практика незаконна, а оценки в школьный дневник выставляются исключительно за знания.

«Ставить оценку «за поведение» категорически запрещено. Если такое случилось, то родителям следует обратиться к классному руководителю или директору школы», — отметили в сообщении.

Однако, у педагога есть и другие способы донести до ученика, что его поведение неприемлемо. Если ребенок нарушает дисциплину, учитель может сделать ему замечание. А в том случае, если школьник систематически не желает выполнять требования, учитель может пригласить его родителей в образовательное учреждение или обсудить ситуацию на школьном совете по профилактике правонарушений.

Минпросвещения закрепило в приказе понятие «домашнее задание»

Приказ Минпросвещения закрепляет определение термина «домашнее задание» и рекомендует педагогам, какой объем работы можно давать на дом.

Минпросвещения России закрепило понятие «домашнее задание». Под ним подразумевается самостоятельная подготовка ученика к урокам во внеучебное время, следует из приказа министерства, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации.

Отмечается, что подготовка «домашнего задания» осуществляется учеником дома или в иных условиях, в том числе в цифровой образовательной среде. И предусматривают выполнение обучающимися письменных и устных, практических, творческих, проектных, исследовательских работ.

В том числе в документе есть рекомендации для учителей по тому, какой объем домашних заданий можно давать ученикам. Отмечается, что объем домашних заданий педагог определяет в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и правилами, гигиеническими нормативами с учетом возрастных, психофизических особенностей, способностей и интересов обучающихся.

Минобрнауки рекомендовало вузам использовать российские средства видеоконференцсвязи

Министерство науки и высшего образования утвердило методические рекомендации для формирования единых подходов к выбору поставщиков программного обеспечения.

Рекомендации были разработаны для применения технических средств, которые нужны для обеспечения объективности результатов при проведении промежуточной аттестации, а также ОГЭ и ЕГЭ. В Министерстве сообщили, что одна из рекомендаций касается применения вузами отечественных средств видеоконференцсвязи, которые внесены в единый реестр российского софта и баз данных Минцифры.

В ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минобрнауки сообщили, что на данный момент большинство высших учебных заведений уже используют российские решения видеоконференцсвязи. Это – TrueConf, VideoMost, Видеоселектор, IVA MCU, Vinteo.

В России планируют обязать будущих приемных родителей проходить психологическое обследование

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект об изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей.

Документом предлагается ввести социально-психологическое обследование граждан, которые хотят принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и проживающих с ними других лиц. Также предлагается ввести аналогичную процедуру для усыновляемых детей-сирот.

Как сообщается на сайте Госдумы, законопроект вводит обязательную подготовку близкими родственниками детей-сирот, которые хотят принять ребенка в свою семью на воспитание. Также подготовку будут проходить лица, которые являются или являлись опекунами (попечителями).

Авторы законодательной инициативы предлагают, чтобы граждане, которые живут совместно с будущим усыновителем, не имели судимости и уголовного преследования. Также предполагается установить требования к состоянию жилья усыновителей и опекунов. У бабушек и дедушек, у совершеннолетних братьев и сестер появится преимущественное право стать опекунами или попечителями.

Кабмин предлагает прописать в документе, чтобы органы опеки и попечительства оказывали помощь опекунам несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных, в том числе в форме сопровождения. И еще предлагается ввести возможность «одномоментного усыновления только одного ребенка, за исключением случаев усыновления братьев и сестер, а также детей, которые ранее находились под опекой или были усыновлены одним лицом или супругами, воспитывались вместе в одной семье или находились под надзором в одной организации».

Большинство родителей поддерживают введение курса начальной военной подготовки в школах

Депутаты Госдумы выдвинули инициативу ввести в учебные программы школ, училищ, техникумов и колледжей курс начальной военной подготовки. Социологи узнали отношение россиян к подобной идее.

Курс начальной военной подготовки (НВП) являлся составной частью общеобразовательных программ средних и высших учебных заведений бывшего Советского Союза. По инициативе депутатов Госдумы, эту дисциплину вернут в российские школы для обучения старшеклассников уже в следующем учебном году. Об этом, как ранее рассказало сетевое издание «Учительская газета», сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Эксперты Исследовательского центра портала SuperJob в первой декаде ноября 2022 года опросили совершеннолетних россиян, в том числе родителей старшеклассников и учащихся ссузов, из 374 городов во всех округах страны, чтобы узнать их мнение по поводу возвращения НВП в учебные программы.

Большинство респондентов (67%) поддерживает это решение, поскольку считают, что молодым людям не помешает освоить азы военного дела. Речь идет не только о строевой подготовке, но и начальных навыках службы в армии, которые «всегда могут пригодиться в жизни».

Однако практически каждый пятый опрошенный гражданин (22%) высказался против такой инициативы, полагая, что полезнее было бы обучать учащихся правилам дорожного движения, урокам вождения и навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Многие участники анкетирования (17%) воздержались от однозначного ответа на поставленный вопрос.

Во всех российских регионах будут созданы координационные центры по профилактике экстремизма

Сейчас очень важно своевременно оценивать риски деструктивных проявлений и вырабатывать эффективные превентивные меры. Об этом заявил глава Минобрнауки Валерий Фальков на координационном совете по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма.

Министр отметил, что особое внимание нужно уделять противодействию деструктивным и криминальным проявлениям среди молодежи, которые представляют реальную опасность для общества. Именно поэтому, как одна из мер по профилактике, начали создавать координационные центры по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма. В этом году уже начали работать 43 центра.

Также на базе координационных центров идет обучение государственных и муниципальных служащих, преподавателей, специалистов, которые отвечают за профилактическую работу с молодежью. В 2022 году обучение уже прошли более 6 тыс. слушателей, до конца декабря планируется обучить 10 тыс. человек. В прошлом году отучились более 3,6 тыс. слушателей. Как пояснили в пресс-службе Минобрнауки, на специально разработанных курсах обучающиеся изучают межнациональные и межконфессиональные отношения в нашей стране, учатся диагностировать и проводить профилактику деструктивного поведения среди молодежи и многое другое.

Когда балльная система не работает: советы учителям, как оценивать знания школьников эффективней

Подготовка к урокам, проверки домашних и контрольных работ зачастую не позволяют педагогам уделить достаточно времени на обсуждение с учениками их успехов и неудач в освоении школьной программы. При этом образовательный процесс не может существовать без развернутой обратной связи. Почему пятибалльной системы оценивания знаний порой недостаточно и как педагогу выстроить индивидуальные образовательные траектории для детей, разбираемся с Еленой Краевской, методическим руководителем Яндекс Учебника.

Проблемы «оценкоцентричности»

Современная система оценивания знаний в школах позволяет быстро дать обратную связь и показать, справился ли ребенок с конкретным заданием. При этом от педагога не требуется подробных объяснений, почему он поставил ту или иную отметку.
«Но многие коллеги согласятся, что пятибалльная система не совершенна. К примеру, она не учитывает прогресс ребенка в рамках одной оценки. Допустим, если ученик сделает 20 ошибок в диктанте, он получит “2”. На пересдаче он напишет его значительно лучше и допустит всего 8 ошибок, но ему все равно поставят “неуд”. Также оценки не дают учителям и родителям реального представления о пробелах в знаниях школьников. Если ребенок написал контрольную на двойку, вполне возможно, что он запутался не в конкретной теме проверочной работы, а в предыдущих».

В современных реалиях учителю сложно глубоко погрузиться в образовательный трек каждого ребенка — из-за отсутствия времени единственным инструментом оценивания знаний становится цифра в рабочей тетради или дневнике. Ученики же начинают либо бояться ошибок, потому что за ними следуют плохие оценки, либо расслабляются, привыкая к постоянным «неудам». А некоторые теряют интерес к учебе, потому что схватывают программу «налету», но при этом у них нет возможности отточить навыки на более сложных индивидуальных заданиях.

По мнению Елены Краевской, существует несколько способов построить образовательный процесс так, чтобы педагог смог высвободить время для проработки персональных траекторий обучения.

Лайфхак 1: Оценивать меньше, но качественнее

Первый способ довольно нестандартный – сократить количество домашних заданий в рамках некоторых тем.
«Учителям часто страшно отказаться от домашнего задания после каждого урока: “вдруг я не объяснил тему за 45 минут хорошо, поэтому пусть еще и дома потренируются”. Огромное количество “домашек” приводит к тому, что ученики получают усеченную обратную связь, которая им никак не помогает, и уставшего педагога, который с ужасом думает о том, что сегодня предстоит проверить еще несколько стопок тетрадей. Если же учитель проанализирует свои возможности и поймет, сколько работ он может вдумчиво и глубоко оценить за раз, образовательный процесс будет работать лучше: появится больше времени на то, чтобы проверить выполнение заданий, проанализировать, у кого из детей знания по программе “западают”, а кому можно предложить упражнения “со звездочкой”, и поделиться со всеми своими рекомендациями. При этом снизится и тревога учеников, которые будут знать, что не каждый урок подкрепляется проверкой пройденного, а оценка идет в журнал».

Формат обратной связи может быть разным: от небольших заметок прямо в тетради до устного обсуждения. Для учеников, которых нужно «подтянуть», отлично подойдет следующая техника: сначала нужно пояснить, что удалось хорошо, затем — какие моменты стоит подтянуть, и только потом можно переходить к рекомендациям по отработке навыков. Возьмем тот же диктант: даже если ученик допустил 20 ошибок, всегда нужно начинать с того, что получилось. Например, подсветить, что школьник хорошо освоил правописание «жи/ши». Затем стоит сказать, в каких именно словах и конструкциях возникли проблемы. К примеру, «хромают» безударные гласные. И третье – самое главное – объяснить, что с этим делать. Здесь можно попросить ученика выполнить дополнительные упражнения по конкретной теме.

Лайфхак 2: Раскрывать, по каким критериям оцениваются работы

Сейчас образовательный процесс чаще всего устроен так: ученику объясняют тему и дают задание на ее отработку. Ребенок редко задает дополнительные вопросы — просто делает, как знает. Это не всегда плохо, например, если нужно развить логическое мышление и увидеть, как ученик справляется с нетривиальными заданиями. Но в большинстве случаев отсутствие вводных о том, какой результат должен получиться на выходе и по какими параметрам будет оцениваться работа, порождает у ребенка тревогу.
Чтобы снизить напряжение и сделать процесс более прозрачным, можно внедрить критерии оценивания для конкретных заданий и показывать их школьникам перед выполнением той или иной работы.«Допустим, мы учим детей анализировать текст. Внутри одного задания нужно выделить несколько небольших подзадач, которые будут совпадать с изначальной целью и раскрывать ее, например, определить жанр, выделить структуру, узнать больше контекста о жизни героев и так далее. Эти параметры важно показать ребенку заранее и, получив работу, оценивать именно по ним. Так будет гораздо проще дать объективную обратную связь и объяснить школьнику, почему он получил именно такую отметку».

Образовательный стандарт довольно широко описывает систему оценивания знаний и навыков школьников, поэтому параметры на каждое конкретное задание учителю придется разрабатывать самостоятельно. Очевидно, что придумывать критерии для любой задачи в рамках учебного процесса слишком трудозатратно, но для начала можно попробовать внедрить систему оценки контрольных работ. Благодаря этому и педагог, и ученики будут понимать, какие знания и навыки оцениваются в рамках конкретных заданий, и как сформировалась оценка.

Лайфхак 3: Использовать цифровые инструменты

Совсем недавно учителям стал доступен инструмент, который позволит автоматически выстраивать индивидуальные траектории обучения для каждого ребенка в классе. Специалисты Яндекс Учебника, НИУ ВШЭ и ведущих педагогических вузов изучили предметные навыки из ФГОС для начальной школы, разложили их на тысячи более мелких, а затем соединили их с каталогом заданий по математике и русскому языку Яндекс Учебника.

Теперь, когда ученики занимаются на платформе, система автоматически определяет, как ребята усваивают учебную программу — кому можно дать задание посложнее на закрепление материала, а с кем — повторить пройденное, потому что ребенок допускает ошибку в каком-то конкретном месте. Причем технология способна не только фиксировать ошибки, но и определять причины их появления, даже если пробелы в знаниях тянутся с прошлого года.

«Если ребенок не справляется с какой-то темой, система не будет заставлять его прорешивать одно и то же задание, пока методом проб и ошибок ученик, наконец, не найдет правильный ответ. Вместо этого технология выделит навыки, которые не дают ребенку освоить новую тему. Например, система выявила, что у школьника проблемы с дробями. Следующим шагом она предложит ему повторить деление чисел. Если и там возникли сложности, технология проверит навыки вычитания и так далее. Получается, ребенок поэтапно восполняет те части образовательной программы, которые он не освоил вовремя. Это очень помогает не терять мотивацию, ведь постоянные неудачи из-за накопленных пробелов в знаниях часто вызывают у детей фрустрацию».
Статистика по усвоенным и неусвоенным навыкам в рамках школьной программы, а также рекомендации по заданиям для каждого ученика доступны педагогам в личном кабинете Яндекс Учебника.

Оценка в образовательном процессе не должна превращаться в наказание. Это, в первую, очередь, инструмент, который призван дать быстрый ответ, какие части школьной программы даются хорошо, а над чем еще нужно поработать. Но чтобы помочь ученикам повысить успеваемость и интерес к учебе, без более развернутой и четкой обратной связи никак не обойтись.

Студенты вузов дали несколько важных советов своим будущим работодателям

Участники шести сезонов олимпиады «Я – профессионал» рассказали, чего они ждут от будущего места работы и работодателя.
Студенты российских вузов и дипломанты Всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал» рассказали, какие ожидания связывают с будущей работой, а также заявили, что не боятся бороться с трудностями и готовы решать даже самые сложные задачи.

У участников опроса поинтересовались, чего они ждут от своего работодателя. На первом месте по популярности ожидаемо оказался ответ: хорошую зарплату на уровне рынка. Пальму первенства с ним разделил ответ: иметь возможность учиться, развиваться и подниматься по карьерной лестнице. Данные исследования, которые приводит пресс-служба президентской платформы «Россия – страна возможностей», показывают: 68,7% студентов интересуют сложные и интересные задачи. Чуть меньше респондентов (59,3%) отметили, что хотели бы работать в дружном коллективе, 56% заявили о важности предоставления работодателей соцпакета. О престиже будущего места работы и занимаемой должности заявили 40,6% студентов. Гораздо меньше (21,8%) высказались о том, что хотели бы иметь гибкий график и комфортные условия работы, среди которых назвали современные офисы и технику. Опытный и внимательный наставник нужен 18,7% студентов. В числе других условий будущего сотрудничества с работодателем студенты назвали возможность совмещать работу и учебу, а также возможность трудиться без опыта.

На вопросы отвечали студенты старших курсов бакалавриата, специалитета и магистратуры и выпускники российских вузов. Средний возраст респондентов – 23 года. 78% из опрошенных имеют опыт работы во время обучения в вузе, 84% из них работают в настоящее время.

Почти половина российских студентов находит работу через знакомых

Одна из главных проблем при трудоустройстве молодежи – низкая зарплата.
Студенты старших курсов бакалавриата, специалитета и магистратуры, а также выпускники российских вузов рассказали о своем опыте трудоустройства. Большинство из опрошенных молодых людей признались, что искали работу своими силами.
Почти половина российского студенчества ищет и находит работу с помощью ближнего круга своего общения. 48% опрошенных участников шести сезонов Всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал» президентской платформы «Россия – страна возможностей» указали, смогли начать свой трудовой путь по рекомендации знакомых или преподавателей. Интернет-сервисами вакансий воспользовались для этой цели 19% опрошенных. 16% из участвовавших в исследовании студентов после окончания обучения в вузе получили приглашение остаться на кафедре, на которой они защищали свою выпускную работу. Остаются работать в организации, где проходила стажировка, 14% студентов, приводит данные исследования пресс-служба АНО «Россия – страна возможностей».

Студенты не только ответили на вопросы, касающиеся способов поиска работы, но и сообщили о проблемах, которые возникают при трудоустройстве. Среди самых главных – маленькая заработная плата. Кроме того, студенты отметили, что на стажерских позициях они часто не ощущают поддержку наставников, которые молодыми сотрудниками просто не занимаются.

Почти четверть детей в России не приобретает в школе базовых навыков

В целом мире больше половины учеников ходит на уроки без всякого толка.
Специалисты экономического центра ifo Institute (Мюнхен, Германия) выпустили препринт исследования, которое называется «Глобальные универсальные базовые навыки: их текущий дефицит и влияние на мировое развитие». Экономисты связали падение мирового ВВП с базовыми навыками, получаемыми детьми в школе. Результаты анализа показали, что к концу столетия мировой ВВП может снизиться не менее чем на 11,4%, это около 700 трлн долларов непроизведенной добавленной стоимости.

Причину падения ученые видят в том, что многие дети не могут освоить школьную программу в полной мере и приобрести навыки, которые могли бы сделать их конкурентоспособными на рынке труда. По данным на 2020 год, в среднем 62% детей во всем мире ходят в школу зря, поскольку не приобретают ко времени ее окончания необходимые компетенции, в том числе такие, как умение понимать текст. К такому выводу авторы исследования пришли после изучения результатов двух международных систем тестирования школьников PISA и TIMSS, а также региональных тестов.

В 101 стране из 159 обследованных базовые навыки не получили более половины детей, в 36 странах – более 90%, приводит результаты «Коммерсантъ». В странах с высоким доходом базовые навыки не осваивают четверть школьников. Россия вошла в эту группу стран и показала результат в 24%, такой же – в Северной Америке. В Гонконге – 11%, в странах Северной Африки – 89%.

 

 

Подбор материалов подготовлен:
комитетом Краснодарской краевой организации
Профсоюза работников народного образования и науки РФ