А если опять удалёнка? Как сделать дистант эффективным — 8 советов педагогов

Опубликовано в БИБЛИОТЕКА

Несмотря на вопросы, которые в целом остались у родителей после прошлогодней удаленки, появилось немало семей, которые поняли: дистант — рабочий вариант для их детей. Ведь, обучаясь онлайн, можно путешествовать, брать детей в командировки и не переживать из-за отношений в классе. Мы решили поговорить с педагогами из Онлайн-школы № 1 о том, что необходимо для успешной удаленной учебы и на что стоит ориентироваться, выбирая онлайн-обучение.


Представьте, что на уроке появился бесконечно обновляющийся ватман, к которому могут «подойти» сразу все ученики. На нем можно увидеть интерактивные приложения и игры, которые уже оформлены и просто ждут, когда к ним подключатся участники. Можно рисовать карту знаний всем классом, проводить опросы, квизы и ролевые игры. В онлайн-классе ученики могут разыграть исторический сюжет по ролям, «переодеваясь» в исторических персонажей — здорово, правда? Современные IT-решения для онлайн-обучения позволяют организовать в его рамках все, что ребенок может получить в традиционной школе. Но прежде чем сделать выбор, необходимо изучить — на какой платформе работает онлайн-школа и как в ней все устроено.

Онлайн-класс не должен быть большим

Особенно в начальной школе. Оптимально — не более 10 человек в началке, в средней и старшей школах — не более 25. Это позволяет использовать различные игровые и интерактивные инструменты ведения урока. В начальной школе важно, чтобы учитель мог контролировать все элементы урока лично, использовал игровой контент, максимально вовлекая детей в образовательный процесс.

Необходимы кураторы, которые всегда будут на связи с учеником и родителями

В онлайн-обучении не должно оставаться «серых зон», учебный процесс необходимо организовать максимально прозрачно и понятно. Во многом для этого и нужен личный куратор — человек, к которому по любым учебным вопросам могут обратиться ученики и родители и получать от него грамотные развернутые ответы. Куратор знакомит учеников с функционалом обучающей платформы, объясняет родителям ключевые моменты для организации комфортного дистанционного обучения, проводит «кураторские часы» — специальные занятия, на которых ученики делятся своими успехами, общаются на отвлеченные темы, участвуют в соревновательных квизах.

Не только физика — математика — русский

Если ребенок полностью перешел на онлайн-обучение, не стоит ограничиваться только обязательными предметами и подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ, дистанционно можно заниматься и тем, что интересно помимо школьных уроков. Многие онлайн-школы сейчас разрабатывают курсы по программированию, финансовой грамотности и другим интересным предметам.

Атмосфера в классе. Да, виртуальном!

Ученики, которые встречаются на виртуальном уроке, могут жить в разных концах страны и даже мира. Чтобы создать правильную рабочую и дружескую атмосферу и объединить ребят в коллектив, необходимы искать и подчеркивать не то, что их разъединяет (расстояния, часовые пояса, уровень знаний), а наоборот — то, что объединяет (настроение, желание разобраться в чем-то, ожидание справедливого и уважительного отношения к ним). Важны «кураторские часы», на которых ребята могут пообщаться на отвлеченные темы, рассказать истории, во что-то сыграть или презентовать собственный проект.

Давать высказаться каждому

Со времени удаленного обучения, на котором все побывали в прошлом году, учителя и ребята хорошо помнят, что «отсидеться на задней парте» с выключенной камерой можно легко. Необходимо вовлекать «молчунов» в коллективную работу, давая высказаться каждому. Просить ребенка, который стесняется или не понимает, отвечать в личных сообщениях преподавателю. Верить в ученика, даже если он сам в себя не верит.

Максимально эффективно организовывать учебное время

При обучении из дома в онлайн-школе у ребенка появляется примерно в 2 раза больше свободного времени, которое можно посвятить любимому делу, прогулке или отдыху. При этом важно, чтобы учебные часы проходили максимально эффективно.
Следить за всем, что происходит в современном образовании и тестировать новые форматы

Учиться нужно не только детям, но и взрослым. Педагогам, которые работают в онлайн-школах, важно изучать ed-tech проекты, опыт лучших учителей России, находиться в поиске полезных приложений и сайтов, смотреть и анализировать предметные онлайн-уроки, а также уроки по педагогике и детской психологии.

Учителя Онлайн-школы № 1 регулярно проходят курсы повышения квалификации, сами сдают ЕГЭ, мониторят, как меняется процедура прохождения аттестации учеников.

Быть на связи с родителями, чтобы организовать правильный режим дня

Во время пандемии многие дети подключились к первому уроку, не вставая с кровати. Чтобы этого не происходило, нужно договориться о правилах заранее и взаимодействовать с родителями, которые могут в этом помочь. Вставать нужно минимум за час до занятий, умываться, делать зарядку, переодеваться и завтракать. Ребенку нужно знать свое расписание на весь день, у него должно быть нормальное рабочее место, прибранный стол. Как и в школе, важно проветривать помещение на «переменках» и стараться проводить учебные часы при включенном свете. В школе на уроках в кабинете всегда горит свет, даже если за окном солнечно, это настраивает организм на включение в рабочий процесс.

Онлайн-школа № 1 начала работать с форматом дистанционного обучения задолго до пандемии — в 2017 году. Запуску предшествовало два года подготовки: за это время было были созданы и протестированы программы обучения с 1 по 11 класс. Учебный процесс выстроен таким образом, что дети могут заниматься как самостоятельно на платформе, так и на онлайн-уроках с преподавателями. Обучение, промежуточная аттестация, подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ, дополнительные курсы по программированию, шахматам, мнемотехнике, финансовой грамотности, бизнесу для школьников, рисованию, иностранным языкам — в онлайн школе есть все, причем подключиться к уроку можно из любой точки мира, а по окончании получить аттестат государственного образца.

 

(с) mel.fm