Хочу свой блог! Как учителю запустить канал в соцсети
Автор книги «Мой блог — мой стиль» Аня Гетьман и Инстаграм-продюсер Катя Аликина дают советы педагогам, которые собираются сделать первые шаги в блогинге.
Определите вашу цель
Первый шаг — определиться, зачем вам блог, и к чему вы хотите прийти. Набрать миллион подписчиков? Или собрать профессиональное коммьюнити из 500 учителей, которые будут реагировать на ваши истории и обсуждать их? От этого зависит концепция блога, его содержание и стратегия развития.
Если вы занимаетесь репетиторством, и ваша цель — заявить о себе и найти новых учеников, это будет один контент. Если хотите создать сообщество коллег и единомышленников, это другое наполнение. Если собираетесь рассказывать об образовании непрофессиональной аудитории — третье.
Определили цель? Теперь напишите 15-20 тем, о которых хочется рассказать. Помните, никто не обязывает учителя-блогера вести канал про свой предмет.
«Вы свободны в выборе темы: будет ли это ваша личная жизнь или что-то экспертное, истории из будней учителя географии или что-то про саму географию — зависит только от вас», — напоминает Аня Гетьман.
Будьте собой
Прежде чем запускать свой канал, ответьте себе всего на один вопрос: готовы ли вы быть искренними по отношению к своей аудитории?
«Вести блог стоит всем, кто этого хочет. Самое главное — хотеть поделиться со всеми тем, что для тебя важно. Если рассуждать так: «У всех есть блоги, мне тоже нужен блог, но я не готов ничего рассказывать про себя, про свою работу», — то ничего хорошего не выйдет», — замечает Аня Гетьман
Бывает и по-другому: человек хочет рассказывать про свою жизнь, но тут же ловит себя на мысли: «Да кому это может быть интересно?».
«Учителям, которые долго работают в школе, кажется, что у них ничего интересного не происходит. Ну, проходит через них по 100-200 детей в день, ну проверяют они сотни тетрадей, ну есть у них там сплетни и чаепития в учительских. Ну и что? Когда ты каждый день этим занимаешься, это как руки помыть. Но на самом деле, именно это жутко интересно!», — уверена Аня Гетьман.
В блогинге очень ценится именно личный опыт. Не превращайте ваш блог в паблик, даже если даете полезную информацию по своему профилю. Ваш канал — это личное пространство: тут важен ваш голос — самое уникальное, что вы можете дать.
Не бойтесь неудач
Все не может быть гладко. В ведении блога тоже. Но если знать о возможных сложностях заранее, будет меньше шансов перегореть и забросить свою страничку.
Какие трудности ждут новичка?
1. Нехватка времени и эмоциональных ресурсов.
Ведение блога — это трудоемкий процесс: нужно постоянно придумывать контент, оформлять его в текст или видео, заниматься продвижением.
2. Зажимы.
Многие начинающие блогеры испытывают стеснение — особенно если вы снимаете видео или записываете «сториз».
«Почти у каждого человека возникают сложности с восприятием себя на видео. Кажется, что голос звучит странно, а выглядим мы ну вообще ужасно. На самом деле, все в порядке. Просто мы не привыкли слышать свой голос со стороны и наблюдать за живостью своей мимики. Стоит поснимать и понаблюдать за собой какое-то время, и вы привыкнете», — уверена Катя Аликина.
3. Хейтеры.
Недоброжелатели есть у каждого заметного блогера. Если принимать все комментарии близко к сердцу, то вашей Интернет-карьере быстро придет конец. Чтобы этого не случилось, нужно сохранять уверенность в себе.
«Напишите на листочке цель, с которой вы завели блог. Когда вам будет казаться, что вы занимаетесь какой-то ерундой, эта бумажка напомнит вам, зачем вы все это начали», — советует Аня.
В целом, никто не застрахован от неудач, и не стоит долго зацикливаться на том, что у вас не получилось выдать идеальный контент.
«Не надо быть к себе слишком требовательным. В первую очередь вы человек, а не учитель. У вас могут случаться неудачи — это тоже можно показывать в блоге», — напоминает Катя Аликина.
Не стесняйтесь зарабатывать
Не забывайте, что блог может стать источником дополнительного дохода и работать на вас.
«Многие учителя занимаются репетиторством. И блог удобно использовать как платформу для развития личного бренда: это позволит поднять цены на свои услуги и привлечет больше клиентов. Даже если вы занимаетесь просветительской работой и всего лишь хотите увлечь людей своим предметом, можно создать на базе блога платные курсы или марафоны», — напоминает Катя Аликина.
Кроме того, блог — это еще и вложение в себя. Личный канал поможет вам расти личностно и профессионально.
«Это такая win-win ситуация: пока ты ведешь блог, ты прокачиваешь и свои навыки письма, и сторителлинг, и ораторские навыки. Ты совершенствуешься благодаря блогу, и он тоже развивается, потому что растешь ты. Это работает в обе стороны, и это круто», — замечает Аня Гетьман.
Еще один приятный бонус — шанс стать медийной, узнаваемой личностью. Пример — Екатерина Тихонова — автор Инстаграм-блога о начальной школе, у которого 23 тысячи подписчиков. Сейчас Екатерина - частый спикер крупных педагогических форумов и семинаров, а блог приносит ей хороший доход.
Примеры удачных учительских блогов:
@english.maria.batkhan — блог преподавателя английского языка с почти 2 млн подписчиков
@uch.tochka — блог учителя русского и литературы
@kate_happy_teacher — блог учителя начальных классов
@anasteach — неформальный блог учительницы в Инстаграм и ТикТок
Что почитать по теме:
«Продвижение личных блогов в Инстаграм» Александры Митрошиной
«Блог на миллион долларов» Наташи Кортни-Смит
«Как стать блогером с миллионной аудиторией, создать успешный стартап, покорить Америку, если ты девочка из обычной семьи» Марины Могилко
«Мой блог — мой стиль» Ани Гетьман
«Текстофабрика» Марии Санакоевой
(с) pedsovet.org