Как говорить с дошкольниками о войне? Советы педагога-психолога

Опубликовано в БИБЛИОТЕКА

Нужно ли родителям говорить с детьми о том, что такое война? Как правильно это делать, чтобы не травмировать ребенка? В каком возрасте лучше обсуждать такую информацию? Ответы на эти вопросы дала Оксана Голерова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра города Москвы.


К сожалению, войны происходят: это часть жизни и правда о мире, в котором мы все живем. Важно, чтобы именно родители – близкие значимые для ребенка люди, которым он доверяет, – стали первыми, кто начнет об этом разговор. Рассмотрим ключевые моменты, на которые родителям нужно обратить внимание.

У детей должно быть право выбирать время и количество информации, которую они готовы принять, должна быть возможность в любой момент сказать «сейчас не хочу».
Лучше, если ребенок сам спрашивает и задает вопросы, например, увидев медали прадедушки или сюжет по телевизору о современной военной спецоперации.
Ответы на первые детские вопросы должны быть простыми и короткими.

Дозированно и по возрасту

Дети дошкольного возраста многому учатся у родителей, в том числе, справляться с различными переживаниями. Они по-разному воспринимают информацию, поэтому необходима поддержка взрослого, который находится рядом и помогает пережить возникшие эмоции и чувства, объяснить их. В этом случае ребенок не остается один на один со своими мыслями и переживаниями, может поделиться ими с родителями.

Маленький ребенок воспринимает в большей степени не содержание информации, а отношение к ней взрослых и чувства, с которыми они о чем-то рассказывают. Говоря о войне, родителям самим нужно быть готовыми обсуждать эту тему, «прожить» ее и принять для себя, быть искренними, не бояться проявлять эмоции, открыто говорить о своих чувствах.

Я рассказываю своей дочери о войне понемногу. Вот ей 6 лет. Мы идем по станции метро «Маяковская» и рассматриваем яркую мозаику на потолке. Быстрые самолеты на синем небе переливаются, отражая свет ламп. И я рассказываю, что создавались эти мозаики в блокадном Ленинграде во время войны. Когда город был окружен со всех сторон, талантливый художник при тусклом свете ламп по крупинкам собирал свои воспоминания о мирном небе над головой, чтобы мы с тобой сегодня могли ими любоваться. Ольга Петренко, мама ученицы 7-го класса Алины Петренко

Ребенку можно рассказать о том, как люди помогали друг другу во время войны, посмотреть семейные фотоальбомы и послушать рассказы дедушек и бабушек о том, как они или их родители справлялись с трудностями военного времени.
Моя дочь в первый раз спросила меня о войне, когда ей было 4 года. Мы рассматривали старые семейные альбомы, и она увидела фотографию прадедушки в военной форме. Я рассказал ей, что он был моряком и воевал на войне. Слово «война» она уже слышала в русских народных сказках и сказках А.С. Пушкина, которые я ей читала, и поэтому просто спросила: «А с кем воевал прадедушка?» Оксана Алферова, мама третьеклассницы Лизы Алферовой

Когда ребенок станет старше, с ним можно обсуждать причины войн, мотивы простых людей, которые берут в руки оружие, понятия гуманизма, толерантности, общечеловеческих ценностей, читать письма с фронта, учить пониманию чувств людей, переживших военное время, а также обсуждать важность умения договариваться с другими. Конечно, такое обсуждение уже будет иметь под собой почву: уроки истории и литературы в школе, участие в городских проектах, патриотических акциях, на которых сформировано понимание, что жизнь – самая главная ценность. Важно донести до детей главное: мы помним про войны, чтобы их не повторять.

Долг памяти

Воспоминания о дорогих и близких людях, о непростых моментах их жизни, о том, что им пришлось пережить, – это самый большой подарок, который мы можем сделать детям. Каждая семья имеет свою историю, связанную с Великой Отечественной войной. Все они разные: есть хроники побед и героизма, есть истории горечи и печали. От сердца к сердцу через поколения тянется тонкая нить, которая крепко связывает в единое целое старших и младших, дает силы и ресурсы преодоления. Долг памяти – именно так мы выражаем уважение к нашим предкам и передаем его детям

(с) activityedu.ru