Впервые на рынке труда. Как помочь подросткам найти призвание
Нынешние подростки куда лучше взрослых адаптируются к переменам и ориентируются в реалиях современного мира. Однако шансы на успех в поиске первого рабочего места у них катастрофически малы. Результаты исследования «Молодежь на старте карьеры», проведенного благотворительным фондом КАФ, свидетельствуют о том, что лишь 45% молодых людей находят постоянную работу по профессии. Что уж говорить о подростках с низкими стартовыми возможностями – выпускниках детских домов, детях с инвалидностью или из многодетных семей. В их среде доля счастливчиков, нашедших свое призвание, составляет лишь 30%.
Замкнутый круг
Результаты доклада были представлены на онлайн-конференции «Молодые люди с низкими стартовыми возможностями в начале карьеры», подготовленной БФ КАФ и АО «Ситибанк» в партнерстве с ведущими российскими НКО. Опрос молодых людей от 14 до 25 лет из малообеспеченных семей, живущих в небольших городах (до миллиона человек), показал комплексную картину проблемы. Лишь те, чьи семьи отличаются материальным достатком, кто выбрал статусное учебное заведение и дополнительное образование, могут рассчитывать на успех. Большинство юных соискателей недостаточно мотивированы, не уверены в себе, зависят от внешних факторов: например, больше половины (51%) надеются на трудоустройство по знакомству. Понятие «блат», распространенное в советские времена, устарело, но трудоустройство по звонку «от Ивана Ивановича» по-прежнему остается обычной практикой для России. И это несмотря на обилие поисковых интернет-ресурсов и очных ярмарок вакансий.
Подростки еще не умеют подходить к выбору сознательно, ставить долгосрочные цели, проявлять твердость в принятии решений. Очень часто выбор делается спонтанно, под влиянием родителей или друзей, и годы жизни теряются впустую. Первая работа не имеет никакого отношения к будущему призванию, это всегда близорукая цель заработать немного денег на что-то сиюминутное – новый телефон или поход в ночной клуб.
Самостоятельный поиск работы у молодых соискателей часто сопровождается неудачей, а первые попытки хоть где-то потрудиться – фиаско и полнейшим разочарованием. Ведь отсутствие опыта – это препятствие для приема на работу. А поскольку никому не понятно, где брать этот самый опыт, получается заколдованный круг: на работу не берут, потому что нет опыта, а опыт можно получить только на работе, а туда не берут...
Проблемы успешного старта
Однако подростки и сами порой проявляют инертность в попытках расширить свой кругозор и получить дополнительные навыки. Основные источники знаний для них – это их образовательные организации. Профориентационные мероприятия затронули всего около 40% подростков. Только 15% пользовались дистанционными курсами, и лишь 4% находили дополнительное образование по будущей профессии.
Кстати, даже столь полезная для развития личности деятельность, как волонтерство, также не находит широкого применения в среде подростков. Всего 9% из них принимали участие в волонтерских проектах, несмотря на то, что это сегодня считается «крутым» и модным. А ведь это отличный способ формирования soft skills: отношений в команде, ответственности за выполнение поручений, пунктуальности, надежности и обязательности. Практика и стажировки также не слишком обогащают, поскольку на молодежь часто перекладывают непопулярные у штатных сотрудников обязанности мальчиков или девочек на побегушках.
Проблема усугубляется еще и тем, что рынок труда меняется под влиянием цифровизации. В «Атласе новых профессий», подготовленном Московской школой управления «Сколково» совместно с Агентством стратегических инициатив, упоминается, что с лица земли исчезнут и будут заменены искусственным интеллектом более 50 привычных нам профессий, в числе которых и такие популярные в последние годы, как юрист, турагент, бухгалтер, риэлтор и даже журналист. Понятно, что сегодняшние юноши и девушки зачастую растеряны и не понимают, стоит ли останавливаться на «умирающих» профессиях, а если нет, то в какой сфере найти себе применение.
Юлия Ходорова, консультант КАФ, автор исследования «Молодежь на старте карьеры», отмечает: Новые возможности несут новые сложности и вызовы. Рынок труда отражает эти изменения в огромной мере. Когда мы анализировали информацию, наши представления о прекрасном будущем молодежи в цифровом мире разбились о страхи, фрустрацию и неумение вписаться в это надвигающееся будущее. Молодым людям нужна поддержка на этапе планирования карьеры, и это системная задача и для образовательных учреждений, и для работодателей, и для некоммерческих организаций.
Инклюзивное трудоустройство – это не благотворительность
Как мы уже говорили, особенно сложно приходится молодым людям с низкими стартовыми условиями – юношам и девушкам с инвалидностью, из малоимущих и многодетных семей. К примеру, безработица среди молодежи с инвалидностью в четыре раза выше, чем в среде «нормотипичных» людей. Им требуется особая поддержка для адаптации и закрепления на рабочем месте. Многие некоммерческие организации в сотрудничестве с бизнесом взяли курс на создание программ профориентации и последующей помощи в трудоустройстве таким сложным категориям подростков. Причем, по мнению Инны Ширшовой, руководителя программы «Инклюзивная среда» благотворительного фонда «Сбера» «Вклад в будущее», когда речь идет о поиске эффективных системных решений, следует понимать, что трудоустройство людей с инвалидностью – это не вполне благотворительность:
Ученые Вологодского научного центра РАН подсчитали, что потери в виде недопроизводства ВВП неработающими инвалидами составили в одном только 2015 году 11,3 трлн рублей. А средства на социальную сферу составляют 13 трлн! Суммы вполне сопоставимые. Просто надо совершенствовать систему трудоустройства и занятости, доказывать, что инклюзия на рабочих местах – это выгодно, воздействовать одновременно и на работодателя, и на соискателя. В мировой практике это называется сопровождаемое трудоустройство.
Программа «Инклюзивная среда» – это технология жизненного цикла трудоустройства, сервис, который состоит из ряда услуг: психологические и образовательные тренинги и экскурсии в компании, поиск работы, сопровождение особенного сотрудника на рабочем месте, наставничество, осуществляемое сотрудниками компании, а с другой стороны – работа с работодателями и с коллективом. Ведь иногда они сами еще не готовы принять не похожего на них человека, не знают, как с ним общаться.
Кандидат приходит сначала в фонд с еще не вполне ясным желанием найти себя. Там компетентные сотрудники-консультанты помогают ему сформулировать запрос, подбирают рабочее место, затем несколько месяцев длится адаптация, человек учится соблюдать дисциплину, поскольку цель – не занять новичка абы чем, а подготовить из него эффективного сотрудника.
Промежуточный результат – когда молодой человек выходит на рабочее место и выполняет задания при поддержке как сотрудников программы, так и наставников на работе. Если он проработает больше полугода, можно говорить, что социальные паттерны поведения у него изменились и он готов быть полноценным сотрудником. Кандидат получает рабочее место, но за ним остается право в любое время обратиться к сопровождающему или наставнику. С 2014 года около 600 ребят с ментальной инвалидностью и сирот получили места и опыт работы. Фонд поддержал проект сопровождаемого трудоустройства выпускников детских домов, реализованный совместно со «Сбером», благотворительным фондом «Рауль» и центром «Работа-i» в Санкт-Петербурге. Выпускникам предоставлялась информация о доступных вакансиях, оказывалась необходимая консультационная поддержка, они самостоятельно обращались к работодателям и проходили собеседования в назначенное время.
История успеха
Кирилл, выпускник коррекционной школы, получал образование в профессиональном реабилитационном лицее по специальности «наладчик технологического оборудования». Задумываясь о карьере, он мечтал работать с компьютерами. Ему предложили пройти стажировку в офисе центра «Работа-i». В рамках партнерства с центром занятости населения Санкт-Петербурга «Работа-i» имеет возможность принимать молодых людей без опыта в формате транзитного, то есть временного трудоустройства. Это стало регулярной практикой центра, и десятки будущих кандидатов получили возможность проверить свои силы.
За три месяца стажировки Кирилл работал за компьютером, обрабатывал данные в электронных таблицах и документах. Он неплохо справлялся с задачами, но понял, что сидячая работа его сильно утомляет. И ему подобрали другой вариант. Парень снова проходил довольно сложную для него стажировку на крупном городском фестивале, затем были тренинг по целеполаганию и экскурсия в компанию ИКЕА. Она-то и стала для Кирилла поворотным пунктом в судьбе, он загорелся желанием стать частью огромного коллектива. Сейчас молодой человек трудится в одном из ресторанов ИКЕА и очень доволен тем, что на работе постоянно занят. Он показал себя дисциплинированным и исполнительным работником и прекрасно вжился в коллектив. А главное, разобрался в своих предпочтениях и нашел работу по душе.
Специалисты по трудоустройству говорят, что трудовой путь человека начинается не в момент, когда он переступает порог отдела кадров с трудовой книжкой в руках, а когда сидя в коляске разглядывает забавную погремушку. Просыпается и расцветает, словно бутон, юная личность, а значит, можно начинать и раннюю профориентацию... Проблема трудоустройства молодежи, особенно с низкими социальными возможностями, – междисциплинарная, многослойная и требует пристального внимания всего общества.
(с) activityedu.ru