Без «просто так»: каким должен быть современный учитель

Опубликовано в БИБЛИОТЕКА

Мы много пишем о том, каким должен быть идеальный учитель: осваивать новые подходы и форматы, прислушиваться к детям, следить за новостями образования, разбираться в психологии и многое другое. Но за всем этим мы забываем, почему и зачем учителя должны быть именно такими. Наш блогер, педагог Моисей Богатырёв, пытается разобраться, какие цели преследует учитель в 2020 году.

Недавно ученица после урока спросила у меня: «Зачем вы всё это делаете у нас? Зачем все эти локации из смешанного обучения, обсуждение замыслов и попытки работать с нашей мотивацией? Зачем эта интерактивность и кооперация и проектная деятельность? Почему просто нельзя читать параграф из учебника и показывать презентацию? Почему бы не рассказать лекцию под конспект? Нет, я не против, просто интересно. Вам не лень столько готовиться к каждому уроку? Зачем?»

Серьёзный и актуальный вопрос, ведь ответ на него определяет мою миссию в школе. Образовательный процесс должен быть продуктивным, осмысленным, интересным, полезным и во многом самостоятельным. Только при наличии всех этих пунктов человек становится по-настоящему выдающимся специалистом в своей области. Из этого следует, что вопрос не в том, зачем я это делаю, а в том, зачем нужна школа. Чему мы хотим обучить (или научить) детей в школе? И насколько реализуются на уроках обозначенные выше принципы?

В зависимости от ответа на эти вопросы будет ясно все остальное
Школа — это фундамент. Всё, что мы закладываем в себя в эти годы, будет определять нас всю последующую жизнь. Если на уроках литературы кому-то воспитали отвращение к чтению толстых книжек или художественной литературы, то бороться с этим будет практически невозможно. Если никто из учителей не обучал учиться (и это не тавтология!), то ученик потом не сможет выстроить траекторию освоения профессии. Если на уроках в школе не создавали условия для развития субъектности, то откуда взяться учебной самостоятельности? Откуда у взрослого человека через 15 лет появится представление, что его интеллектуальное развитие должно происходить всю жизнь и делать это надо самому, если он привык за 11 лет в школе, что никакой осмысленной роли в процессе обучения у него нет?

По современным образовательным стандартам в школе существуют три уровня образовательных результатов: предметные, метапредметные и личностные. И только первый уровень нацелен на получение знаний по предмету. В остальном в современной школе учитель должен обучать образовательным навыкам: осмысленному чтению, умению выражать свои мысли связным текстом, аргументировать свою позицию, решать конфликты и вести дискуссию, а также набору ценностных ориентиров: толерантность, патриотизм и проч. Конечно, этот список в зависимости от класса постепенно усложняются. Таким образом уроки оказываются полезными.

Весь образовательный процесс, который выстраивает учитель, должен быть осмысленным. Не должно быть никаких заданий и действий «просто так». Всё должно подчиняться тем задачам, которые продумал учитель. Причем освоение любого навыка можно разбить на последовательность шагов. Прохождению этой последовательности можно посветить целый блок тем из программы. Кроме того, хотя я сторонник большого количества самостоятельной работы со стороны учеников, простые лекции тоже могут работать. Важнее, чтобы была выстроенная система на каждом уроке, на каждой перемене, во всей школе. При наличии такой системы необязательно придумывать «необычные» выкрутасы. Если дети приучены и образовательные результаты достигаются простой лекцией и фронтальным опросом, то зачем изобретать велосипед?! Так уроки становятся продуктивными.

Shutterstock / DLGimages

Что значит система в контексте переменок и всей школы? Очень просто. В крутой школе у крутых учителей взаимодействие педагогов и учеников не ограничивается уроками. Они могут делать совместные проекты в послеурочное время, проводить исследования, придумывать квесты, организовывать выезды и многое другое. Когда вся эта система нацелена на образование, то уроки хотя и остаются важной частью процесса (на них ребёнок получает структуру), но далеко не самой большой. Можно организовать в конце года вместо урока истории рыцарский турнир, на котором ученики будут сражаться на «игрушечных мечах», читать куртуазные романы и т. д. Пока всё это будет готовиться, гарантирую, ученик познакомится со средневековой культурой больше, чем благодаря каким угодно урокам. Но ему нужна структура, на которую наложатся все эти знания. Простые уроки можно разнообразить тематическими квестами. Историю Древней Руси можно превратить в настольную игру о построение государства варягами. А уроки про Холодную войну в открытые дебаты, где каждая сторона будет пытаться защищать свой режим и обличать противника, основываясь на документах эпохи. Таким образом в обучении появляются элементы геймификации (как это сейчас модно называть) и уроки становятся интересными.

Но всё вышеперечисленное должно быть содержательным и осмысленным
Никакая форма не будет работать и давать результата, если у самих учеников не сложился замысел происходящего, если сами ученики не осознают, что происходит, как это их меняет, если они сами не проявляют какое-то отношение к учебному процессу. И теперь, конечно, ключевой вопрос — а есть ли это на самом деле? Неужели мои коллеги не хотят и не делают всё, чтобы соответствовать этим замечательным стандартам? Хочется сразу получить простой ответ: «Нет, не соответствуют, поэтому надо делать вот это и вот это» или «Да, соответствуют, поэтому надо еще доделать вот это». К счастью, в жизни всё как обычно сложнее, и мы с трудом представляем, что реально происходит на уроках в российских школах. У нас проводятся единичные исследования о том, каких ценностей и принципов обучения придерживаются учителя.

Всё это отнюдь не означает, что всё плохо, образование в кризисе, надо собирать чемоданы и бежать. Нет, конечно. Думаю, что миссия таких учителей/детей/родителей/администраторов в том, чтобы сформировать новый запрос и новые представления о роли образования и школы в развитии человека, и помогать другим совершенствоваться.

В тот момент, когда мы честно признаемся себе, что мы не идеальны, что у нас слабо развит кругозор и многие с трудом понимают не только, что происходит в зарубежных науках об образовании, но и отечественные книги по педпсихологии открывали в последний раз лет 20-30 назад, тогда начнутся изменения. И вспоминая вопрос девочки, я могу дать точный и конкретный ответ: «Я не хочу, чтобы школьное образование было бесполезным! Именно по этой причине я стараюсь делать образовательный процесс осмысленным, продуктивным, полезным и интересным. И именно по этой причине я не считаю кого-либо из коллег или родителей неучами или отсталыми, ведь я точно знаю, что подготовить детей к будущему мы сможем только вместе, работая в команде, помогая друг другу становиться лучше».


(с) mel.fm ООО «МЕЛ»