В помощь молодым учителям
5 способов помочь молодым учителям
Несмотря на то, что во многих школах наставничество опытным учителям не оплачивают, тем не менее практика помощи молодым учителям окончательно из российской школы не ушла. Опытные педагоги, на основе своего опыта, сформулировали пять способов помочь начинающему учителю.
1. Будьте честным и прямым
Когда ученики в вашем классе делают что-то не правильное или, наоборот, отвечают совершенно верно на ваши вопросы, вы же реагируете на это указанием на ошибки или похвалой? Молодым учителям от вас нужно тоже самое.
Хвалите то, что они делают хорошо, но не бойтесь говорить и об их ошибках, даже, если вы не хотите их расстраивать.
Да, молодые учителя – это ваши коллеги. Но еще они – и ваши ученики. Ученики в профессии. И, если уж вы взялись помочь им встать на ноги, как учителям, то вы должны быть по отношению к ним строги, честны, справедливы.
Некоторые люди рождены, чтобы преподавать, в то время как другим нужно время и усилия, чтобы стать хорошими учителями. Если ваш подопечный из вторых, как никогда важно быть честным и прямым. Вы не поможете ему, пытаясь защитить его чувства или уверенность в себе.
2. Моделируйте правильное поведение
«Практика, практика и еще раз практика» - часто советуют начинающим учителям. И это правильно. Но если вы действительно хотите помочь учителям, покажите им, как это делается! Прежде чем попросить их продемонстрировать навык, сначала смоделируйте его для них.
Если молодой учитель испытывает проблемы с определенными навыками, попросите его отойти в сторону и покажите ему наглядный пример. Это не значит, что вы должны делать его работу, конечно. Воспринимайте этот момент, как обучение сложному танцевальному движению - намного легче понять это правильно, если вы сначала видите, как это делается, в исполнении опытного человека.
3. Помогите им не утонуть в бумагах
Большинство молодых учителей, придя в школу, неприятно поражаются количеству обязательной бумажной работы. Помогите им научиться минимизировать время и усилия, требующиеся для бумажной работы, ведь, наверняка, у вас уже есть свои хитрости и способы побыстрее справляться с планами, отчетами и справками.
4. Используйте совместное обучение, особенно в начале
Многие опытные педагоги используют совместное обучение или групповое обучение, чтобы помочь молодым учителям. Не пожалейте времени, чтобы вместо со своим юным коллегой подготовиться к его уроку и провести его вместе. Даже, если вы просидите весь урок на задней парте, помечая для себя ошибки и находки коллеги, а потом вместе разберете весь урок, это будет огромным подспорьем для начинающего учителя.
5. Обеспечьте постоянную обратную связь
С одной стороны, вы можете опасаться подорвать авторитет молодого учителя в глазах его учеников, но с другой – стоит помнить, что некоторые ошибки лучше предотвращать. Если вы видите, как ваш юный коллега совершает большую ошибку (обычно, морально-этического плана в общении с учениками), не надо молча проходить мимо, откладывая разговор на потом. Имеет смысл именно в этот момент тактично указать коллеге на допущенный просчет.
По возможности, уделите время в конце дня более тщательному обсуждению того, что происходило на уроках и между ними. Старайтесь делать заметки, наблюдая за юным коллегой, чтобы вы помнили, чем хотели поделиться.
Еще один эффективный способ обучения молодого учителя – сделать видеозапись его урока, а затем внимательно вместе просмотреть, отмечая все ошибки и удачи.
Четыре идеи для поддержания дисциплины в классе
Решение вопросов школьной дисциплины является одной из самых стрессовых частей работы учителя. Никто не любит звонить родителям с плохими новостями или наказывать учеников за хулиганство. Предлагаем 4 идеи для тех, кто хочет справедливо и конструктивно решать проблему дисциплины школьников.
1. Все время анализируйте
Посмотрите внимательно на данные о дисциплинарных проступках учащихся. Кто чаще фигурирует в этих данных? Что известно и семьях и условиях жизни нарушителей? С кем они дружат в классе, с кем враждуют? Как отзываются о них ваши коллеги? Анализ всей этой информации может подсказать наиболее подходящую стратегию в общении с этими детьми, в решении проблемы их поведения.
2. Требования к поведению должны быть последовательными и прозрачными
Нередко в школах учителя основывают требования к поведению учеников на собственных симпатиях и антипатиях. Получается, что то, что прощается одним (за какие-то заслуги, например, хорошую успеваемость или приветливость с учителями), ставится в вину другим ученикам. Такие разные подходы никогда не остаются незамеченными детьми. И сильно влияют на дисциплину в классе. Только тогда, когда требования к поведению и система поощрений и наказаний предсказуемы и понятны, учащиеся будут следовать дициплинарным правилам.
3. У нарушителей дисциплины тоже есть достоинство, и его надо уважать
Отчитывание нарушителей дисциплины при всем классе, возможно, и оказывает какое-то воспитательное влияние на присутствующих, но довольно часто вызывает ровно противоположную реакцию у самих провинившихся. Вместо попытки осознать свою ошибку и сделать выводы на будущее, вы можете получить от них озлобленность и желание вести себя плохо и дальше, именно вам на зло. В подростковом возрасте дети очень болезненно воспринимают ущемление их достоинства, что и происходит при публичном воспитательном разговоре. Еще одна ошибка, которую может совершить учитель, - это озвучивание негативных характеристик нарушителей дисциплины. Оценивать надо проступок, а не того, кто его совершил.
4. Не забывайте про конфиденциальность
Если ваши ученики будут уверены в том, что их ошибка, проступок, нарушение не станут предметом обсуждения в учительской за чашкой кофе или на родительском собрании, или в разговоре с другими детьми, то больше шансов, что у них появится желание выполнять ваши дисциплинарные требования, потому что ваше уважение по отношению к ним будет вызывать в них уважение к вам.