Упражнения для мозга. Часть пятая
В данной статье мы сосредоточимся, по большей части, на поиске решений личных и исследовательских проблем, а также уделим внимание эмоциям и чувству юмора. Не забывайте и о том, что при развитии одного навыка, прокачиваются другие. Большинство проблем можно решать при помощи разных методов. Человеческий разум способен на многое, стоит лишь уделить немного времени, практиковаться и не тратить его впустую. Приступим.
1. Brutethink
Сложность: 7 из 10
Время: 30 минут
Возьмите любое слово из вашей проблемы (или связанное с ней ассоциативно).
Думайте о вещах, которые ассоциируются с этим словом.
Усильте связи между случайным словом и проблемой, а также между ассоциированными словами и проблемой.
Запишите все решения.
Первым делом нужно дать несколько определений своей проблеме с разных точек зрения. Чем больше слов, метафор и аналогий, тем лучше. Если у вас встречаются такие слова как «деньги», «любовь», «саморазвитие», «здоровье», поместите их в центр листа и примените метод ментальных карт, рисуя стрелки в разные стороны, получая новые ассоциации, от которых снова рисуйте стрелки и получайте новые ассоциации. Употребляйте глаголы и ищите связанные с ними.
Чем сложнее и важнее проблема, тем больше времени на это нужно выделить. Формулировка важна, потому что именно в ней и находится решение. Есть одна цитата, автора которой мне установить не удалось: «Ответ всегда находится в вопросе, ему больше негде находиться». Поэтому чем больше вопросов и формулировок, тем больше шансов получить нечто ценное.
Чем полезно это упражнение?
Особенно полезно данное упражнение писателям, бизнесменам, дизайнерам и всем творческим личностям. Оно развивает ассоциативную память, логику, фантазию и концентрацию.
2. 100 вариантов использования предмета
Сложность: 8 из 10
Время: 60-90 минут
Подумайте о каком-либо предмете. Чем он проще, тем лучше. Например: подушка, гвоздь, кирпич, ручка, кружка, бумеранг. Условие в том, чтобы придумать не десять, не пятьдесят, а сто или более вариантов его использования. Лучшие, выстраданные решения приходят в голову уже после того как все очевидные варианты исчерпаны.
Мне удалось придумать 120 вариантов использования кирпича. Я его крошил, сверлил в нем дыры, уменьшал и увеличивал в размерах, красил, бросал, ломал, применял во всех гипотетических ситуациях — от космоса до рекламы (все эти слова, естественно, в кавычках). Абсурд и юмор особенно приветствуются.
Чем полезно это упражнение?
Раньше люди умели придумывать себе развлечения на ровном месте, потому что ничего другого у них не было, сейчас же эта способность утрачена. Вы будете развивать творческое мышление, чувство юмора и научитесь размышлять. Как было сказано: чем проще предмет, тем лучше. Данные ограничения будят фантазию и позволяют увидеть совершенно неожиданные применения. Кирпич настолько прост, что вы, так или иначе, начнете задумываться над тем, чтобы изменить его форму или использовать в нестандартной ситуации.
3. Совмещение двух предметов
Сложность: 6 из 10
Время: 45 минут
Наверняка вы знаете, что все новые идеи создаются на основе старых. То же самое происходит и с предметами: изобретатели совмещают их друг с другом и получают совершенно новый продукт. Вам необязательно быть реальными изобретателями.
Сочетание предметов может быть любым: бутылка кефира и канализационный люк, микроволновка и книга, удочка и зеркало. Как и в предыдущем упражнении, вы можете делать с этими предметами все что угодно. Необязательно использовать целую микроволновую печь, достаточно ее части или свойства. Например, тепло, объем, вес, цвет.
Задайте определенную тему. Используйте комбинированный предмет для исследования космоса, самообразования, охраны окружающей среды, выживания.
Чем полезно это упражнение?
В первую очередь это ассоциативное мышление. Предметы — совсем не предметы в чистом виде, а то применение, которое им можно найти. Вы перестанете смотреть на стол как объект для трапезы, если начнете думать о нем иначе. А при комбинировании нескольких сможете найти нечто новое и уникальное. Также это упражнение позволит вспомнить физику, химию и применить эти знания (пусть и небольшие) для творчества.
4. Смайлики
Сложность: 4 из 10
Время: 20 минут
Найдите в Гугле (Вайбере, Вконтакте) все возможные смайлики.
Объедините их в количестве двух, трех или четырех.
Попытайтесь понять, что означает эта картина.
Например, вы выбрали грустный смайлик, танцующий и ошеломленный. Что это может значить? Что тут происходит? День рождения, лекция, рок-концерт или распродажа? Найдите около 20 объяснений. Затем выберите другие смайлики и повторите процесс.
Чем полезно это упражнение?
Первое, что прямо напрашивается — чувство юмора. А значит и творческое, и ассоциативное мышление. Смайлики представляют собой набор эмоций, поэтому вы также будете развивать эмоциональный интеллект. Человек грустит по разным поводам, а ваша задача придумать небольшую историю, следовательно, и для писателей упражнение отлично подойдет.
Желаем вам удачи!
Продолжение следует…