Конфликты между родителями. Три сценария, что делать классному руководителю

Опубликовано в БИБЛИОТЕКА

Педсовет узнал у педагогов, психологов, юриста и конфликтолога, как предотвратить разногласия и что делать, если учителю приходится разрешать ссору между родителями учеников.


Сценарий первый. Расследовательский

Автор учебника по конфликтологии Анатолий Анцупов составил алгоритм, который поможет разрешить любое столкновение.
Выслушать обе стороны конфликта: что произошло на самом деле и чего хочет каждый участник ссоры.

Побеседовать с самым непредвзятым и рациональным свидетелем конфликта, чтобы понять скрытые причины.
Предложить сторонам решение-компромисс, которое удовлетворит их скрытые потребности. Если не сработает, обратиться к другим родителям или директору.

Эта методика действительно помогает помирить родителей. Своим опытом поделилась Татьяна Петровец, учительница начальных классов из Тюмени. Мама одной ученицы увидела, как одноклассница ее ребенка в интернете выразилась неприличным словом. На родительском собрании женщина прилюдно обвинила маму девочки, что та плохо ее воспитывает. Она провела с дочкой беседу и забыла о произошедшем. А первая родительница никак не могла успокоиться, настаивала, чтобы девочку исключили из школы, ходила к завучам.

«Тут я не могла не вмешаться. Очевидно, что конфликт односторонний, но последствия могут быть страшные. Мне захотелось восстановить справедливость», — рассказывает педагог.

Татьяна поговорила с учениками и родителями, которые были ближе знакомы с зачинщицей ссоры. Оказалось, причина конфликта была глубже: родительница обиделась, что главную роль в спектакле для новогоднего утренника дали не ее дочке, а другой ученице, которая потом написала что-то не совсем приличное в интернете.

«Когда я поняла, что к чему, ко мне пришла идея компромисса. Мы разделили спектакль на две части, где обе девочки по очереди играют главную роль», — делится Татьяна.

Сценарий второй. Юридический

Педагог вправе отказаться решать конфликт, если родители или ученики не нарушили закон. «По статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации, учитель не обязан решать личные конфликты между родителями, если не было нарушено никаких законов страны, — рассказывает юрист Юлия Симакова. — Также по этому закону педагог имеет право поставить в известность директора, который обязан разобраться с ситуацией».

Юлия считает, что если учитель не хочет привлекать директора, то стоит спокойно поговорить с самым конфликтным родителем.
«Советую пригласить его в школу и при завуче или других учителях мягким тоном попросить его больше так не делать. Важно объяснить, что этика школы не допускает такого поведения», — говорит юрист.

В противозаконной ситуации педагог обязан вмешаться. Например, когда родители так настойчиво просят учителя решить конфликт школьников, что присылают скриншоты из личной переписки детей. В практике Юлии Симаковой был такой случай. Родители нарушили ч. 3 ст. 137 УК РФ — «Незаконное распространение в информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста». Такое правонарушение наказывают штрафом. По статье 48 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «о соблюдении педагогическим работником нравственных, правовых и этических норм», учитель обязан передать информацию о правонарушении в ОВД или в Следственный комитет.

Сценарий третий. Профилактический

Преподаватель педагогики Надежда Проняева считает, что конфликты между родителями часто начинаются из-за разных представлений о средствах воспитания и личной неприязни. А еще — из-за несправедливого отношения других детей и учителей к ребенку. Чтобы эти факторы меньше влияли на взаимоотношения, классному руководителю важно проводить профилактику конфликтов.

Учитель начальных классов Брянского городского лицея им. Ломоносова Ирина Захарова рассказала, как она создает комфортную среду на родительских собраниях.

«В начале учебного года я равномерно распределяю роли родителей в делах класса. При этом учитываю индивидуальные особенности школьников и родителей, особенно активистов», — делится педагог.

Чтобы сократить конфликты, Ирина рекомендует придерживаться четырех принципов:
Всегда относиться к родителям вежливо и терпимо.
Принимать и уважать мнение родителя, даже если оно не совпадает с мнением педагога.
Не ставить человека в неловкое положение перед другими.
Не перебивать собеседника, искренне вникать в его проблемы.

Чтобы избежать недопониманий, Ирина советует своевременно информировать родителей обо всех изменениях в жизни класса.
«Важно четко и логично выстроить обучение. Тогда у родителей будет меньше противоречий. Творческие мероприятия помогут создать теплую атмосферу в классе. Полезно также спрашивать родителей на собрании, все ли устраивает в учебном процессе».

 

(с) pedsovet.org