«Фотографировали меня, чтобы сделать мемы». Как жить учителям, если дети постоянно снимают их на смартфон
Подростки любят транслировать свою жизнь в соцсетях — показывать еду, покупки, как проходит день. Когда наступает учебный год, большая часть таких видео записывается в школе. Это нравится не всем учителям, поскольку нередко именно они становятся главными героями съемок. Разбираемся, законно ли это вообще — снимать и выкладывать в интернет видео из школы — и что в таких случаях могут предпринять педагоги.
Мнение учителей: «Было неприятно и непонятно, зачем они это делают»
1 сентября в хабаровской школе № 76 педагог дополнительного образования на школьной линейке перед детьми и родителями исполнила восточный танец в довольно откровенном сценическом костюме. Кто-то из присутствующих заснял это на телефон и выложил в интернет. Видео быстро разлетелось по социальным сетям — случился большой скандал, пользователи, а затем и СМИ, стали возмущаться — это, мол, неэтично и вообще разврат.
На следующий день педагог попросила прощения: «Я хочу искренне принести извинения всем детям, родителям, бабушкам, дедушкам и всем тем, у кого мое выступление вызвало какие-то негативные эмоции, непонимание, недоумение, какие-то чувства, которые ввели вас в резонанс. Своим творческим номером, изображая птицу счастья, я никого не хотела оскорбить и обидеть ваши чувства. Я хотела принести вам радость». Директор этой школы и вовсе написала заявление об увольнении.
Это не единственный случай, когда учитель попал сначала в объектив, а потом — на растерзание публики. В 2019 году школьники сняли на видео, как педагог читает отрывок из рассказа американского писателя Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху», и выложили это в интернет. Через несколько дней его уволили. В 2018 году ученики выложили в сеть, как их обзывает учительница музыки. Родители подали жалобу, педагога вызвали в прокуратуру. И таких историй очень много.
Екатерина (имя изменено. — Прим. ред.), учительница из Краснодара, рассказала «Мелу» про свой опыт: «У меня были ситуации, когда ученики снимали меня на видео. Сначала я этого не замечала, думала, что они сидят в телефоне или списывают. Через некоторое время это стало происходить в более наглой форме. В основном снимала небольшая компания, которой было не совсем интересно то, что происходит на занятиях, и которая не боялась плохих оценок.
На уроках я старалась всячески это пресекать: забирала телефон, делала замечания. Было неприятно и непонятно, зачем они это делают. В конце концов я не выдержала и попросила эту компанию остаться после занятий.
Я старалась спокойно обсудить сложившуюся ситуацию и объяснить им, что это неприлично. Мы долго разговаривали, в итоге они признались, что фотографировали меня, чтобы делать мемы для школьной группы во «ВКонтакте». Они показали мне эту группу, там я нашла фотографии своих коллег. Мемы никаким образом не оскорбляли нас как личностей и не высмеивали, они были иллюстрацией к шуткам по нашим предметам. Однако я попросила ребят больше этого не делать, они согласились. Если бы у других учителей возникла подобная проблема, я бы посоветовала им спокойно обсудить все с учениками, поскольку другие меры в моем случае не сработали бы».
Мнение учеников: «Общество уже привыкло к тому, что камеры нас окружают»
Иногда дети снимают друг друга и тоже становятся героями скандалов. Например, в мае 2021 года в Таганроге третьеклассник пригрозил начать «тр****ь училку» у доски. Одноклассники это засняли и выложили в сеть. Видео набрало много реакций в тиктоке. Родители других учеников написали жалобу в МВД с просьбой разобраться в ситуации.
А в 2019 году группа подростков начала травить мальчика из-за того, что он увлекается музыкой и хотел пойти заниматься в ансамбль Ильи Резника. Ученики школы № 1536 устроили буллинг младшего ученика, окунули его головой в школьный унитаз и сняли все это на видео. После этого инцидента трудовые отношения были расторгнуты и с директором школы, и с классным руководителем.
Восьмиклассница Карина тоже любит снимать видео на телефон. Она объяснила «Мелу», зачем это делает:
«Мне нравится снимать и монтировать видео, распространять их в социальных сетях. В школе я часто снимаю просто истории в инстаграм. Например, как мы с друзьями проводим перемену: можем подурачиться, подойти к одноклассникам, позадавать им какие-нибудь глупые вопросы. Нам кажется это смешным. Учителей стараемся в кадр не брать, потому что они к этому относятся по большей части негативно.
Обычно разрешения у людей в кадре я не спрашиваю, потому что люди видят, что я делаю. Некоторые просто обходят, некоторые проходят в кадре, некоторые просят пройти. Но если человек не замечает, что попадает в кадр, я не вижу в этом ничего критичного. На улицах, в магазинах — везде есть камеры, и люди постоянно в них попадают. Мне кажется, общество уже привыкло к тому, что камеры нас окружают».
Почему мы вообще снимаем всё на камеры
Нейробиолог Татьяна Смирнова считает, что в желании делать фотографии или видео нет ничего плохого: с древних времен люди пытаются тем или иным способом сохранить информацию. Другой вопрос, что смартфоны вывели эту практику на новый уровень.
«Прежде всего имеет значение сама связь со смартфоном. Исследование, проведенное Университетским колледжем Лондона сразу в 9 странах по всему миру, показало, что мы относимся к своим телефонам так же, как и к своему дому. Смартфон буквально становится местом, где мы живем. Соответственно, возникает желание все хоть сколько-нибудь значимое «принести домой».
Помимо этого, люди зачастую боятся, что образы, воспоминания, эмоции сотрутся из памяти, и полагают, что большое количество фото и видео предотвратит это. Устройства воспринимаются как «внешняя память», расширяющая и дополняющая объёмы памяти в мозге. К сожалению, дело обстоит с точностью до наоборот: показан эффект «угасания памяти» при частом обращении к записи фото и видео. В попытке сохранять всё подряд в памяти смартфона мы делаем собственную память хуже.
Тем не менее попытка поймать и зафиксировать эмоцию, которую мы испытываем в тот или иной момент, — это одна из ведущих причин, по которым мы достаем телефон, как только видим что-то привлекающее внимание.
И, наконец, не последнюю роль играет стремление к сопричастности. Мы становимся зрителями какого-то события, рядом с нами что-то происходит, и это повышает и нашу значимость, даёт нам ощущение принадлежности к чему-то большему. Я был там, я это видел, а вот и доказательство. Для этого даже не обязательно делиться снятыми кадрами, хотя многих привлекает именно социальное одобрение. Сам факт наличия «вещественных доказательств» заставляет тянуться к телефону просто на всякий случай.
Однако, по сути, если мы ловим момент с помощью камеры, мы не ловим его с помощью мозга, систем внимания и концентрации. Мы сосредоточены не на событии, а на том, как его преподнести».
Законно ли пользоваться телефонами в школе и может ли учитель отобрать их
Адвокат Максим Крупский:
Согласно действующему законодательству, этот вопрос должен решаться самим образовательным учреждением. Правила пользования средствами мобильной связи, как и другие правила внутреннего распорядка, должны быть прописаны в уставе образовательного учреждения.
Статья 43 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что ученики обязаны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность. Поэтому если в уставе школы будет содержаться запрет на использование средств мобильной связи, например во время урока, то ученики обязаны будут подчиниться такому требованию.
Кроме того, согласно той же статье, ученики обязаны уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования.
Если та или иная форма использования мобильного телефона или смартфона вступает в конфликт с этими требованиями, это нарушение. Например, в случае, когда ученик вместо того, чтобы заниматься делом на уроке, громко слушает музыку на своем смартфоне, мешая как учителю, так и одноклассникам.
Учитель не имеет права силой отбирать мобильный телефон у ученика
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ и ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом и каждый может обладать имуществом, пользоваться и распоряжаться им.
При этом необходимо понимать, что перечисленные права не являются абсолютными и их реализация не должна нарушать права других лиц. В ситуации, когда ученик злоупотребляет своими правами, учителю следует использовать имеющиеся в его распоряжении легальные механизмы урегулирования конфликта.
Например, поставить вопрос перед администрацией образовательного учреждения о применении к нарушителю мер дисциплинарного взыскания — замечания, выговора или отчисления из школы в установленном законом порядке.
Конечно, у учителей и так не хватает времени на то, чтобы дать материал в сжатые временные рамки урока, и тратить время на выяснение отношений с учениками никому не хочется, однако насильственные методы решения конфликтов в школе вряд ли можно считать эффективными средствами поддержания дисциплины и уважения между учителем и учениками, не говоря уже об их незаконности.
Еще более сложным представляется вопрос о допустимости осуществления видеосъемки учителя или учеников в стенах школы
С одной стороны, действующий закон гарантирует право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются*.
Более того, ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ гласит, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, на которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.
Однако дьявол, как обычно, в деталях. Та же норма Гражданского кодекса РФ предусматривает, что такое согласие не требуется, в частности, в случаях, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также если изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.
Территория школы в целом подпадает под определение места, открытого для свободного посещения, поэтому осуществление видеосъемки в школе, в том числе во время урока, само по себе не противоречит закону. Тем более такая видеосъемка допустима в случаях, когда на ней запечатлено нарушение прав обучающихся или самих учителей: в интернете есть множество примеров, когда на видео попало избиение, оскорбление или иное унижение ученика или учителя.
Такое использование изображения гражданина, очевидно, осуществляется в общественных и иных публичных интересах, поскольку выступает в качестве доказательства противоправного деяния.
Другой вопрос, если видеосъемка осуществляется с целью последующего использования изображения учителя, например, в качестве мема. В таком случае учитель будет иметь полное право потребовать удаления этого изображения. Перечисленные требования к порядку получения и использования изображения учителя или учеников распространяются на учителей, родителей учеников и самих обучающихся. Здесь также могут быть применены и уже упомянутые нормы ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка. Если фото- или видеосъемка будет осуществляться с нарушением прав учителя или обучающихся, то это будет являться нарушением закона и также может привести к дисциплинарному взысканию.
Для того чтобы защитить свои права, учителю необходимо либо обратиться к сервису, на котором размещено видео, с заявлением об удалении видео в связи с нарушением права на частную жизнь, либо обращаться в суд.
(с) mel.fm