Информация для обсуждения на собраниях трудколлективов

Опубликовано в СТАТЬИ ДЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ППО

Материалы для проведения мероприятий в рамках Всемирного дня коллективных действий профсоюзов 7 октября 2016 года

Ежегодно 7 октября под эгидой Международной конфедерации профсоюзов (МКП) отмечается Всемирный день коллективных действий профсоюзов за достойный труд. В нем принимают участие трудящиеся 130 странах.

В этот день профсоюзы из разных стран мира призывают к социальной справедливости, обеспечению достойных условий труда для всех, выступают за ликвидацию нищеты и повышение жизненного уровня всех людей на планете, против любых форм неравенства, социального исключения, дискриминации. Звучат требования обеспечить каждому человеку возможность эффективно трудиться в безопасных условиях, на высокотехнологичных рабочих местах и получать за свой качественный, квалифицированный труд достойную оплату.

К сожалению, сегодня вектор развития мировой действительности все больше отдаляет человека от свободы и социальной справедливости. Мировая действительность – это 200 миллионов безработных и огромный гендерный разрыв в оплате труда. Это - 232 миллиона мигрантов и более двух миллионов работников, ежегодно гибнущих на производстве. В глобальных масштабах половина рабочей силы занята в неформальной экономике, которая все больше охватывает даже промышленно развитые государства.

7 октября 2016 года мировое профсоюзное движение отмечает Всемирный день действий за достойный труд в девятый раз.

Впервые идея единого дня действий профсоюзов была высказана и обсуждена в ходе учредительного конгресса Международной конфедерации профсоюзов (далее МКП) в 2006 году. На третьем заседании Генерального совета МКП в декабре 2007 года было утверждено, что Всемирный день действий «За достойный труд!» будет ежегодно, начиная с 2008 года, проводиться 7 октября в странах, профцентры которых являются членами МКП.
За это время десятки миллионов людей приняли участие в различных действиях в поддержку прав профсоюзов и права на достойный труд.
Главной целью Всемирного дня действий признано оказание поддержки со стороны международного профсоюзного движения концепции Достойного труда, разработанной Международной организацией труда на основе Программы целей тысячелетия ООН и утвержденной в качестве приоритета ее деятельности в 21-м веке.

Международная организация труда определяет «достойный труд» как «производительный труд в условиях свободы, справедливости, безопасности и достоинства человека труда», подразумевает соблюдение международно-признанных норм и принципов в сфере труда, расширение масштабов социальной защиты для всех работников, усиление взаимодействия государственных органов, организаций работодателей и работников и социального диалога в решении основных социально-экономических проблем.

В последнее время всё чаще говорится о значении соблюдения на рабочих местах экологических нормативов, повышении социальной ответственности работодателей за создание подобных условий, а также о значении законодательного закрепления норм достойного труда.
Безопасный, высокопроизводительный, хорошо организованный и, естественно, предусматривающий высокую и справедливую оплату труд – это тот идеал, к которому стремятся профессиональные союзы.

Понятие «достойный труд» неотделимо и от таких параметров как социальные гарантии, право на профессиональное обучение и профориентацию, право на социальное, медицинское и пенсионное страхование и обеспечение.
Достойный труд - это, в первую очередь, права человека в сфере труда, которые должны быть гарантированы не только международными нормами, но и национальным законодательством и ежедневной практикой.

Профсоюзы России разработали свои Стандарты достойного труда. Стандарты отличаются от действующих норм трудового законодательства в сторону более справедливой оценки результатов труда. Они основаны, прежде всего, на Концепции достойного труда МОТ и Программе ФНПР «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны», принятой на VII съезде.
Четыре основы формируют каркас достойного труда для достижения устойчивого экономического роста: фундаментальные права в сфере труда, занятость, социальная защита и социальный диалог.

Основные стандарты достойного труда в России, за которые выступают профсоюзы:

Заработная плата

Какой должна быть: должна обеспечивать экономическую свободу работающему человеку и его семье.
Что нужно сделать:
1. Установить минимальный размер оплаты труда на уровне восстановительного потребительского бюджета.
2. Установить минимальную тарифную ставку (минимальный оклад) на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
3. Определить уровень оплаты труда в соответствии с квалификацией работника, сложностью, количеством, качеством и условиями труда.
4. Обеспечить равную оплату за труд равной ценности без какой-либо дискриминации.
5. Установить обязательную систему нормирования труда.

Занятость

Какой должна быть: на предприятиях и в организациях должна быть максимально возможная занятость, обеспечивающая рациональное использование знаний, умений и навыков работника, достойную заработную плату, возможность профессионального роста и повышение квалификации, мотивацию работников к труду, грамотную организацию труда и отдыха работника, безопасные условия труда.
Что нужно сделать:
1. Организовать рабочее место, оснащенное современным оборудованием и технологиями, отвечающее безопасным условиям труда, обеспечивающее стабильную занятость и достойную заработную плату работнику в соответствии с уровнем его квалификации.
2. Обеспечить полную занятость населения (наличие рабочих мест в достаточном количестве для желающего трудиться трудоспособного населения страны, практическое отсутствие продолжительной безработицы, возможность предоставить желающим трудиться рабочие места, соответствующие образованию, опыту работы).
3. Гарантировать стабильную занятость населения (стандартная занятость по трудовому договору с неограниченным сроком действия, заключенному с одним работодателем и предусматривающему защиту от необоснованного увольнения; занятость, обеспечивающая работнику достаточный доход, исключающий необходимость искать дополнительный заработок).
4. Обеспечить востребованность граждан Российской Федерации на рынке труда (востребованность молодежи на рынке труда; оптимизация привлечения иностранной рабочей силы; обеспечение непрерывного профессионального развития работника).
5. Создать достойный уровень жизни безработных граждан: внести изменения в нормативную правовую базу РФ в части установления размера социального базового пособия по безработице на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения, механизмов и сроков его индексации.

Социальное партнерство

Каким должно быть: эффективное социальное партнерство — система взаимоотношений работников, их представителей, работодателей, их представителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, позволяющая учитывать и согласовывать в равной и справедливой степени интересы каждой из сторон и обеспечивающая стабильное социально-экономическое развитие страны.
Что нужно сделать:
1. Принимать законодательные акты и иные нормативные правовые акты в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений на основе согласованной позиции всех сторон социального партнерства.
2. Обеспечить обязательность решения основополагающих (ключевых) проблем в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений через коллективные договоры и соглашения.
3. Гарантировать обязательность выполнения коллективных договоров и соглашений.
4. Добиться обязательности распространения соглашения на каждого работодателя.
5. Создать эффективную систему разрешения коллективных трудовых споров.
6. Добиться реального участия профсоюзов в управлении организацией.

Информация о работе Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям в 2016 году

9 сентября в Чите впервые состоялось большое совещание представителей общероссийских объединений работодателей, профсоюзов, правительства и обеих палат Федерального собрания по вопросам охраны труда и регулирования трудовых отношений.

На совещании обсуждались такие важные темы, как безопасность труда, повышение престижа рабочих профессий и достойная заработная плата, проблемы подготовки квалифицированных кадров рабочих специальностей и развития социального партнерства в области трудовых отношений. Значительный блок вопросов был посвящён практике реализации социального партнёрства. Говоря о вопросах сотрудничества, Председатель ФНПР Михаил Шмаков отметил, что именно к этому механизму работодатели и профсоюзы должны относиться более ответственно: "По моему убеждению, трёхстороннее сотрудничество – хороший инструмент как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. От эффективности работы данного механизма зависит решение многих проблем, которые, на первый взгляд, кажутся нерешаемыми". На совещании было принято решение о проведении 7 октября 2016 года заседания Российской трехсторонней комиссии.

В развитие этого решения на заседании Исполкома Федерации Независимых Профсоюзов России 21 сентября было определено, что основной формой проведения Всероссийской акции профсоюзов 7 октября 2016 года должны стать заседания трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений с анализом эффективности деятельности комиссий на всех уровнях социального партнёрства.

7 октября состоится заседание Российской трехсторонней комиссии, где будет продолжено обсуждение вопросов создания благоприятных условий для достойного труда в России. Представители профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ рассмотрят бюджет страны на будущий год.

В 2016 году состоялось 7 заседаний Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям (РТК) :

29 января 2016 года

На заседании Российской трехсторонней комиссии профсоюзы, работодатели и даже правительственная сторона в лице вице-премьера Ольги Голодец раскритиковали предложение Минфина передать сбор социальных взносов в Федеральную налоговую службу во исполнение Указа Президента РФ от 15 января 2016 года № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платёжной дисциплины при осуществлении расчётов с Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования». В нем содержится поручение правительству до 1 мая 2016 года подготовить законопроекты, предусматривающие возложение функций по администрированию страховых взносов на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Профсоюзная сторона высказалась о том, что Указ № 13 был принят без согласования с социальными партнерами. И профсоюзы, и работодатели и социальный блок правительства видят в нем большие риски.
В решении РТК было записано «рекомендовать Минфину создать рабочую группу по подготовке проектов нормативно-правовых актов по реализации Указа, а также проводить регулярные консультации

26 февраля 2016 года

Несмотря на то, что вопрос передачи Федеральной налоговой службе администрирования сбора страховых взносов в социальные фонды в повестке заседания Российской трехсторонней комиссии 26 февраля не стоял, профсоюзы и работодатели все равно его вернулись к его обсуждению.
Случилось то, чего социальные партнеры и опасались: Минфин РФ предложил приравнять страховые взносы к налогам, отменить пониженную ставку этого платежа для высоких зарплат и снизить общую ставку взноса с нынешних 30% до 28-29%.

Профсоюзы были солидарны с работодателями в негативной оценке предложения Минфина.
Председатель ФНПР М.В.Шмаков сообщил, что предложит президенту Владимиру Путину изменить Указ № 13 в плане сроков: перенести передачу администрирования взносов ФНС на 2018 год. Тогда у соцпартнеров будет время все обсудить и выработать совместно такие решения, которые всех устроят.

29 марта 2016 года

На заседании Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям председатель ФНПР Михаил Шмаков вновь поднял вопрос о передаче Федеральной налоговой службе администрирования страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Он заявил о категорической позиции профсоюзной стороны против передачи сборов взносов в федеральный орган, которым сейчас явочным порядком определяется Федеральная налоговая служба. По мнению профсоюзной стороны, это разрушит выстроенную пенсионную систему, особенно если вместо социальных взносов вновь будет введен единый социальный налог.

Было указано, что решение РТК от 29 января с «рекомендациями Минфину создать рабочую группу по подготовке проектов нормативно-правовых актов по реализации Указа, а также проводить регулярные консультации» не исполнено. Рабочая группа не создана, и никаких консультаций со сторонами социального партнерства не ведется.

29 апреля 2016 года

На комиссии были рассмотрены основные социальные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Члены комиссии заслушали экспертную оценку влияния присоединения к Всемирной торговой организации на экономическую ситуацию в Российской Федерации. Профсоюзная сторона высказала свое мнение о проектах федеральных законов:

- «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование)»;
- «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» и иные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование)»;
- «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование)».
Были рассмотрены проекты федеральных законов: «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте», а также обсуждена ситуация на рынке труда.

27 мая 2016 года

На заседании Российской трехсторонней комиссии (РТК) глава Фонда социального страхования Андрей Кигим отчитался о выполнении бюджета фонда за 2015 год. Бюджет оказался дефицитным. Причем наибольший дефицит был вызван обязательным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Деньги на это все же нашлись во “внутренних источниках финансирования”, однако Кигим предупредил, что в 2017 году могут возникнуть проблемы. Соцпартнеры обсуждали, откуда же взять финансирование.
Три стороны обсудили еще одно проблемное направление: санаторно-курортное обеспечение. Оно тоже традиционно дефицитное и, по мнению главы Фонда социального страхования, необходимо либо монетизировать эту льготу, либо устанавливать право на пользование ею не раз в год, а раз в четыре года.

Профсоюзы высказались о том, что ситуация с детским оздоровлением за год формально не ухудшилась (или ухудшилась незначительно), но добиться главного - доступности отдыха - все равно пока не удается.
Профсоюзная сторона также отметила, что до сих пор не выполнено решение РТК о создании единого органа на федеральном уровне, который бы координировал вопросы детского отдыха. Было также предложено создать аналогичные органы на уровне субъектов РФ, чтобы все работали по единым стандартам. Но мало того, что этого нет, так еще и законопроект по организации детского отдыха готовится без участия социальных партнеров!
Встал вопрос о необходимости рассмотрения тремя сторонами проекта закона-спутника к закону об обязательном медицинском страховании, который предусматривает создание механизма финансового обеспечения высокотехнологичной медпомощи в 2017 году и возможность направлять средства из бюджета фонда медстрахования напрямую в федеральные госучреждения в виде субсидий на оказание высокотехнологичной медпомощи, не входящей в базовую программу ОМС.

8 июля 2016 года

На заседании Российской трехсторонней комиссии председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков обратил внимание социальных партнеров (представителей бизнеса и правительства) на то, что СМИ продолжают активно обсуждать вопросы реформирования пенсионной системы. По информации прессы, Минфин и Центробанк предлагают следующие варианты модернизации: повышение пенсионного возраста, его уравнивание для мужчин и женщин, ликвидация института досрочных пенсий, манипулирование с внедрением накопительного элемента, уплата страховых взносов работниками.

По мнению профсоюзов, под видом экспертных оценок и «точек зрения» продолжается вброс идей, способных дестабилизировать действующую пенсионную систему и, соответственно, значительно ослабить социальную защищенность работников. В связи с этим профсоюзная сторона РТК выступила с требованием наложить мораторий на изменение условий пенсионного обеспечения и всей системы государственного обязательного социального страхования до принятия согласованных законов на основе конвенций Международной организации труда.
«Приоритетными задачами является развитие нормативной базы на основе международного законодательства и практики, восстановления принципа замещения доходов при обеспечении пенсиями. Основами проведения этой работы должна стать утвержденная правительством РФ 25 декабря 2012 года Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы и договоренности социальных партнеров по принципам реформирования обязательного пенсионного страхования в период обсуждения и принятия этой Стратегии». Наша общая задача - развивать и укреплять систему социальной защиты работников, делать ее более эффективной, предсказуемой и надежной», - заявил в ходе заседания РТК председатель ФНПР Михаил Шмаков.

23 сентября 2016 года

На заседании комиссии была заслушана информация социальных партнеров о совещании у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева 9 сентября 2016 года в г. Чита по вопросам охраны труда и трудовых отношений. По итогам трехстороннего совещания, в котором участвовали представители профсоюзов, работодатели, министерства и ведомства РФ, были приняты решения и даны поручения Минтруду РФ, Минздраву РФ, Роспотребнадзору, федеральным органам исполнительной власти. Так Минздраву России, Роспотребнадзору с участием заинтересованных органов исполнительной власти, Федерации Независимых Профсоюзов России, Российского союза промышленников и предпринимателей с учетом состоявшегося обсуждения проанализировать качество медицинской помощи, оказываемой работникам при проведении периодических медицинских осмотров, в том числе провести проверки по выявленным случаям сокрытия медицинскими организациями, проводящими осмотры, профессиональных заболеваний. Минздраву России совместно с федеральными органами исполнительной власти, Федерацией Независимых Профсоюзов России и Российским союзом промышленников и предпринимателей проработать вопрос о механизмах мотивирования работодателями работников к формированию здорового образа жизни. О результатах выполнения поручений должно быть доложено правительству РФ до 1 декабря 2016 года.

На заседании комиссии были рассмотрены: проекты федерального закона «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и в статью 59 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»; проекты распоряжений Правительства Российской Федерации «Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих от имени Российской Федерации функции учредителя автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций», «О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих» и др.

Члены РТК обсудили ход реализации Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, ситуацию на рынке труда.

Совещание у председателя Правительства Российской Федерации представителей рабочих профессий с представителями министерств и ведомств России по вопросу «Создание благоприятных условий для эффективного производственного труда» (9.09.2016 г. Чита)

Во время совещания речь шла о мерах по снижению производственного травматизма. Каждый год работодатели тратят на мероприятия по охране труда более 160 млрд рублей. Кроме того, с апреля 2014 года проведена специальная оценка условий труда на более чем 9 млн рабочих мест. По итогам этой оценки работникам выдаются средства защиты, устанавливаются гарантии и компенсации. В результате количество несчастных случаев и травм на производстве уменьшилось по сравнению с 2006 годом в два раза. Для дальнейшего снижения данного показателя участники совещания предложили не только продолжить модернизацию оборудования на производствах, но и внести изменения в трудовое законодательство, чтобы, с одной стороны, повысить эффективность профилактических мер, а с другой стороны, исключить устаревшие или избыточные требования по обеспечению безопасных условий труда.

На совещании в Чите в центре обсуждения был вопрос заработной платы.

За 2015 год в среднем зарплата в реальном выражении уменьшилась на 9,5% по сравнению с 2014 годом.
Есть случаи, когда зарплата задерживается. С 1 августа суммарная задолженность по заработной плате российских работодателей перед сотрудниками составляет более 3,5 миллиарда рублей. В связи с этим повышена административная ответственность работодателей: тех, кто задерживает зарплату, штрафуют.

Для сокращения разницы в доходах топ-менеджмента и рядовых работников законодательно закрепили требование, по которому зарплата управленцев компаний с государственным участием должна зависеть от результатов их работы, а зарплата руководителей государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий – от среднемесячной заработной платы сотрудников.

Отдельно участники совещания рассматривали вопрос о том, как компенсировать заработную плату работникам обанкротившихся предприятий. В конце августа на встрече с Президентом России председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков предложил включить в Гражданский кодекс положение о приоритете выплаты зарплаты перед другими обязательными платежами, в том числе налогами. По поручению Владимира Путина разрабатываются различные варианты реализации этой идеи.
На встрече с участниками мероприятия в Чите Дмитрий Медведев добавил, что следует продумать механизм компенсации зарплат работникам, основанный на специальных фондах.

Краевое профобъединение, профсоюзы Кубани, подтверждая свою приверженность идеям мирового профдвижения и поддерживая требования, которые выдвигаются 7 октября по всему миру, на заседании Президиума профобъединения приняли решение участвовать во Всероссийской акции.

7 октября 2016 года состоится заседание Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с повесткой дня:
1. Об основных подходах к формированию и социальном разделе проекта краевого бюджета на 2017 год.
2. О деятельности краевой комиссии по приятию мер, направленных на погашение организациями края задолженности по заработной плате
3. О соблюдении трудовых прав несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в организациях Краснодарского края.
4. Об итогах проведения в 2016 году регионального этапа всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» в Краснодарском крае и номинировании победителей для участия в федеральном этапе конкурса.

Социальное партнерство в крае:

Более двадцати лет профсоюзы края совместно с администрацией и объединением работодателей, органами исполнительной и законодательной власти всех уровней выстраивают систему социального партнерства в крае.

Сформирована солидная нормативно-правовая база, созданы надежные предпосылки для многоуровневого социального диалога. Действует вертикаль социального партнерства - от региональных, отраслевых, в том числе краевых отраслевых соглашений, а также соглашений, заключенных на муниципальном уровне, до коллективных договоров на предприятиях и в организациях.

В крае заключены краевое трехстороннее Соглашение; 23 краевых отраслевых соглашения, более 130 отраслевых соглашений на уровне муниципальных образований, практически все муниципальные образования имеют трехсторонние территориальные соглашения.
В хозяйствующих субъектах, находящихся на профобслуживании краевых территориальных организаций профсоюзов, заключено 6974 колдоговоров, что составляет 97,3% от общего их количества.

Деятельность краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений позволяет объективно согласовывать социальные интересы работающих, всего населения края.
Краевое профобъединение сотрудничает на основе долгосрочных соглашений с государственной инспекцией труда по Краснодарскому краю, краевым отделением Пенсионного фонда РФ, с органами прокуратуры, участие в совместных проверках соблюдения трудового законодательства, охраны труда, пенсионного обеспечения.

В крае, - одном из первых субъектов Российской Федерации, по инициативе краевого профобъединения принято Соглашение о минимальной заработной плате. Сторонами социального партнерства достигнута договоренность об установлении ее, за исключением организаций, финансируемых из бюджета, в размере не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, сложившегося в крае в соответствующем периоде. Прожиточный минимум трудоспособного человека в крае за II квартал 2016 г. составил – 10764 руб.

Во многом благодаря партнерским отношениям власти, профсоюзов и работодателей нам многое удается в социальной сфере.
В результате совместных действий трех сторон социального партнерства наблюдается определенная стабилизация в кубанской экономике. Ряд макроэкономических показателей за первое полугодие 2016 года оказался лучше, чем в среднем по стране. ВРП в сравнении с таким же периодом прошлого года вырос на 0,4%.

За 8 месяцев 2016 года индекс промышленного производства составил 105%.
Улучшение экономической конъюнктуры наблюдается в отраслях сельского хозяйства, розничной торговли, транспорта и связи, общественного питания. Лидером роста является санаторно-курортный комплекс-19,4%.
Уровень регистрируемой безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных граждан к численности рабочей силы) – 0,6%, что меньше, чем на начало 2016 года (0,8%) и на 1 сентября 2015 года (0,7%)
Вместе с тем, наблюдаются отдельные негативные тенденции.

За январь-август 2016 г. остались низкими обороты оптовой торговли; объемы выполненных работ в строительстве.
Индекс потребительских цен составляет 107,5%.
Начисленная номинальная заработная плата в крае (27 528 руб.) возросла на 5,7%, но это около 77 % к уровню средней заработной платы в Российской Федерации (35532 руб.). Реальная заработная плата уменьшилась на 1,7%; реальные денежные доходы - на 1% .

В этой связи огромное значение имеет своевременная индексация заработной платы.
Все еще остается проблемным вопрос обеспечения своевременной выплаты заработной платы.
По данным статистики в целом по краю на 1 сентября т.г. задолженность составила 15,1 млн. руб., это более чем в 2 раза выше по сравнению с началом года (на 1 января 2016г. -6,8 млн. руб.). При этом латентная задолженность оценивается администрацией края в 500 млн. рублей.
Важным остается вопрос заключения коллективных договоров в каждой организации.
В крае прошли процедуру государственной регистрации более 143 тыс. юридических лиц, из которых всего лишь в 18 тыс. заключены коллективные договоры (12,6%).

Сегодня главное внимание должно быть сосредоточено на заключения колдоговоров в каждой организации независимо от формы собственности и правового положения.
Дальнейшего совершенствования требует деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Профсоюзы добиваются, чтобы решения трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений имели статус обязательных для выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе при принятии нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых отношений; настаивают на установлении конкретных мер, повышающих заинтересованность работодателей к участию в системе социального партнерства; считают необходимым охват социальным партнерством работников, работающих в условиях нестандартных форм занятости, в малых и средних предприятиях; трудовых мигрантов и других незащищенных категорий работников.
Законопроекты и иные нормативно-правовые акты, касающиеся сферы труда независимо от субъекта права законодательной инициативы должны рассматриваться на заседаниях соответствующих трехсторонних комиссий, как того требует Трудовой кодекс.
Нормой должно стать проведение в коллективах собраний, на которых подводились бы итоги выполнения коллективных договоров, выступали с отчетами руководители и председатели профсоюзной организации. Такая процедура контроля всегда повышает ответственность за исполнение принятых обязательств

Важно укреплять коллективно-договорные отношения по всей вертикали социального партнерства, создавать новые профсоюзные организации, отраслевые и территориальные объединений работодателей.
Отсутствие профсоюзных организаций во многих предприятиях и организациях края не способствует улучшению колдоговорной практики, а значит, не обеспечивает должной защиты интересов работников.
Эффективное социальное партнерство – надежная гарантия социальной справедливости и достойного труда!

Информация о работе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в 2016 году

Краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, является постоянно действующим органом системы социального партнерства в крае. Заседания комиссии проводятся в соответствии с планом работы ежеквартально.

В 2016 году проведено 3 заседания Краснодарской краевой трехсторонней комиссии, рассмотрено 9 вопросов, касающиеся социально-трудовых отношений. Такие как: реализация мероприятий государственной программы Краснодарского края «Содействие занятости населения»; легализация трудовых отношений; исполнение работодателями законодательства Российской Федерации о страховых взносах на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование; проведение специальной оценки условий труда в организациях Краснодарского края и др.
Краевой трехсторонней комиссией ежегодно подводятся итоги выполнения краевого трехстороннего соглашения, выполнение принятых комиссией решений. Все решения краевой трехсторонней комиссии доступны и размещаются на сайтах краевого профобъединения, краевых территориальных организаций профсоюзов.

В целях содействия коллективно-договорному регулированию трудовых отношений, проведению согласованной социально-экономической политики, усиления социальной защиты работников и населения края, предоставления работникам дополнительных по сравнению с действующим законодательством гарантий и компенсаций постоянным комитетом Законодательного Собрания края по вопросам культуры, информационной политики, социальной защиты населения и взаимодействия с общественными объединениями при активном участии краевого профобъединения разработан План мероприятий по реализации Закона Краснодарского края от 7 августа 2000 года № 310-КЗ «О социальном партнерстве в Краснодарском крае».
В соответствии с утвержденным Планом в июле т.г. на заседании краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений был рассмотрен ход его реализации.

Заслушав представленную информацию, Краснодарская краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений рекомендовала всем сторонам социального партнерства активнее проводить разъяснительную работу с населением, работодателями через средства массовой информации, в ходе семинаров, совещаний о колдоговорной кампании, возможностях регулирования социально-трудовых отношений через заключение коллективных договоров.

Охват предприятий малого бизнеса, где наблюдается наибольшее количество нарушений трудового законодательства и прав работников, колдоговорным регулированием социально-трудовых отношений на сегодняшний день задача номер один, стоящая перед соцпартнерами.
В помощь первичным профсоюзным организациям, работодателям краевой трехсторонней комиссией утвержден Макет коллективного договора для использования при подготовке проектов коллективных договоров.

Не решен ещё в крае ряд проблем по формированию отраслевых и территориальных объединений работодателей.
На заседании краевой трехсторонней комиссии органам местного самоуправления, исполнительным органам государственной власти было поручено оказывать содействие в формировании полномочных представителей работодателей на территориальном и отраслевом уровнях, а также способствовать эффективной работе территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальных образованиях, в обязательном порядке выносить на обсуждение комиссий проекты нормативных правовых актов и иных актов органов местного самоуправления в сфере труда.