«Вопрос-ответ». Выпуск №62
Вопрос: Применяется ли к учителям понятие о продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю? Вправе ли директор школы устанавливать фактическое нахождение учителей в школе 36 часов в неделю?
Ответ: Режим рабочего времени учителей имеет особенности, которые регулируются приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – приложение к приказу № 536).
Особенности рабочего времени учителей состоят в том, что, с одной стороны, к учителям не применяется понятие о продолжительности рабочего времени, соответствующей 36 часам в неделю, в течение которого руководители неправомерно иногда обязывают находиться в образовательной организации даже при 18-часовой учебной нагрузке. С другой стороны, рабочее время учителя состоит из нормируемой его части в виде фактического объема учебной нагрузки и части рабочего времени по выполнению иных видов работ, входящих в должностные обязанности учителей согласно квалификационной характеристике, которое по времени не конкретизировано, а также дополнительной работы за дополнительную оплату, выполнение которой по времени также не конкретизировано.
Нормируемая часть педагогической работы учителей согласно пункту 2.2. приложения к приказу № 536 определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между занятиями, установленные для обучающихся, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для обучающихся I класса. Выполнение учителем учебной нагрузки сверх 18-часовой нормы с их письменного согласия естественно увеличивает нормируемую часть его рабочего времени.
Другая часть педагогической работы учителя, требующая затрат рабочего времени, но не конкретизированного по количеству часов, регулируется пунктом 2.3. приложения к приказу № 536. К другой части педагогической работы учителя, выполнение которой увеличивает рабочее время учителя, но не всегда связано с ежедневным, еженедельным его увеличением, относится:
- выполнение должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой (подготовка к занятиям, участие в разработке рабочих программ предметов с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ; - ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме; работа с родителями; участие в работе педагогических и методических советов; кратковременные дежурства в образовательном учреждении); выполнение дополнительной работы за дополнительную оплату (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
Согласно пункту 2.4 приложения к приказу № 536 не требуется обязательное присутствие в образовательной организации учителей в часы, дни недели (в периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные:
- от проведения занятий по расписанию;
- от выполнения непосредственно в организации иных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками, содержащихся в трудовых договорах, регулируемых графиками и планами работ;
- от выполнения дополнительных возложенных обязанностей за дополнительную оплату.
Таким образом, требование руководителя образовательной организации о ежедневном нахождении в ней учителя, в объёме 36 часов в неделю, а также в часы, свободные от выполнения указанных выше обязанностей, регулируемого особым образом рабочего времени, в том числе самим учителем, является неправомерным.
Вопрос: Является ли выступление студента с научным докладом на региональной конференции в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, основанием для назначения повышенной государственной академической стипендии за достижения в научно-исследовательской деятельности?
Ответ: В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2016 № 1663 "Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" повышенная государственная академическая стипендия за достижения в научно-исследовательской деятельности назначается при соответствии этих достижений одному или нескольким из следующих критериев:
- наличие у студента публикации в учебно-методическом ведомственном издании в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии;
- получение студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии:
• гранта на выполнение научно-исследовательской работы;
• приза за результаты научно-исследовательской работы;
• документа, удостоверяющего исключительное право студента на достигнутый им научный результат интеллектуальной деятельности.
Таким образом, выступление студента с научным докладом на региональной конференции не является основанием для назначения повышенной государственной академической стипендии за достижения в научно-исследовательской деятельности.