«Вопрос-ответ». Выпуск №60

Вопрос: Работаю в школе учителем с нагрузкой 24 часа в неделю. Правомерны ли утверждения директора школы о том, что в соответствии с Трудовым кодексом России продолжительность рабочего времени учителя с учётом выполнения иных должностных обязанностей (кроме установленной учебной нагрузки) должна составлять 36 часов в неделю?

Ответ: Прежде всего, следует учесть, что предусмотренное частью первой статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) положение о том, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, на которое, по всей видимости, ориентируется руководитель образовательного учреждения, к учителям школ, а также к некоторым другим категориям педагогических работников, не применяется.


Основанием для такого утверждения является часть третья этой же 333 статьи ТК РФ, в соответствии с которой в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда все вопросы, связанные с конкретизацией продолжительности рабочего времени либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, с порядком определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основаниями ее изменения, а также случаями установления верхнего предела учебной нагрузки, урегулированы приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – приказ № 1601).

Учитывая наличие более 30 наименований должностей педагогических работников, продолжительность их рабочего времени либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы дифференцируются в зависимости от должности в диапазоне от 18 до 36 часов в неделю (18, 20, 24, 25, 30, 36 часов).

При этом согласно пункту 2.8 приложения 1 к приказу № 1601 для учителей норма 18 часов в неделю является нормируемой частью их педагогической работы. При увеличении объема учебной нагрузки нормируемая часть рабочего времени увеличивается, а при уменьшении – уменьшается. Выполнение учителями другой части педагогической работы, предусмотренной квалификационной характеристикой (подготовка к занятиям, работа с родителями, участие в методической работе, в работе педагогических советов и т.п.) какими-либо нормами времени не регулируется, что предусмотрено приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», (далее – приказ № 536). Эта ненормируемая часть педагогической работы также учитывается при регулировании рабочего времени учителей и других педагогических работников в различные периоды деятельности. Пунктом 2.4 приказа № 536 установлено, что в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), являющиеся свободными для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ, осуществляемых за дополнительную оплату, обязательное присутствие этих работников в организации не требуется.

Таким образом, утверждения директора школы о продолжительности рабочего времени учителя, с учётом выполнения должностных обязанностей в объёме 36 часов в неделю, не соответствуют приведенным выше положениям действующего законодательства, и, следовательно, являются неправомерными.

Вопрос: В законодательстве Российской Федерации отсутствует положение о дистанционной форме обучения. Вместе с тем, в период эпидемии коронавируса система образования, по сути, была организована полностью в режиме электронного формата и удаленно. Планируется ли внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части изменения статуса дистанционного образования?

Ответ: Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. При этом под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (часть 1 статьи 16 Федерального закона № 273-ФЗ). В целях реализации указанных положений Федерального закона № 273-ФЗ был разработан Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом 19 Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816. Дополнительно, с целью прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был разработан и реализуется в настоящее время национальный проект «Образование», составляющей частью которого является федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Задачей данного федерального проекта является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Таким образом, возможность реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий закреплена законодательно, широко поддерживается на государственном уровне и является одним из приоритетных направлений современной государственной политики в сфере высшего образования.