«Вопрос-ответ». Выпуск №43
Вопрос: Влияют ли нерабочие дни в марте, апреле, мае и 24 июня 2020 г. на порядок расчета отпускных?
Ответ: Нерабочие дни - с 30 марта по 30 апреля, с 6 по 8 мая и 24 июня 2020 года - и начисленные за это время суммы не должны исключаться из расчетного периода при определении среднего заработка для целей определения размера отпускных. Объявление 1 июля нерабочим днем должно привести к снижению нормы рабочего времени всех работников.
Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), порядок ее исчисления устанавливается статьей 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.
В силу данных нормативных актов для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, включая заработную плату, начисленную работнику за фактически отработанное время.
В то же время в силу п. 5 Положения при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, когда работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ.
Президентские Указы предусматривают сохранение за работниками заработной платы в течение нерабочего периода. Однако, как указывает Минтруд, это сохранение осуществляется путем выплаты работникам той заработной платы, которую они получили бы, если бы фактически отработали это время. Иными словами, Минтруд предлагает относиться к нерабочему периоду как к фактически отработанному работником. Такой подход целесообразно будет распространить и на случаи расчета среднего заработка.
Нерабочий день, невозможно считать периодом освобождения от работы, поскольку освободить работника от работы можно только в тот день, который является для него рабочим. Таким образом, периоды с 30 марта по 30 апреля, с 6 по 8 мая и 24 июня 2020 года и начисленные за это время суммы не должны исключаться из расчетного периода при расчете среднего заработка для целей, предусмотренных ТК РФ, в том числе для расчета среднего заработка при определении размера отпускных.
Вопрос: Каким образом работодателю обеспечить проведение обучения по охране труда в условиях распространения коронавирусной инфекции и режима повышенной готовности?
Ответ: В соответствии со статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан организовать обучение и проверку знаний требований охраны труда.
Согласно статье 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тысяч до 25 тысяч рублей, на юридических лиц – от 110 тысяч до 130 тысяч рублей.
В связи с тем, что в настоящее время прохождение очного обучения не представляется возможным, то в соответствии с пунктом 2.3.5. Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда, утверждённого совместным постановлением министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и министерством образования и науки Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29, допускается обучение в дистанционном режиме. В случае невозможности проведения обучения в очной форме руководителю образовательной организации необходимо подготовить приказ о переносе сроков обучения. Основанием переноса срока обучения может являться ответ обучающей организации о невозможности проведения обучения, а также распорядительный документ главы субъекта страны о введении режима повышенной готовности, временно приостанавливающего посещение обучающимися образовательных организаций.
Одновременно сообщаем, что министерством экономического развития Российской Федерации совместно с министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и другими заинтересованными ведомствами подготовлен законопроект о внесении изменений в отдельные федеральные законы и иные нормативные правовые акты для принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
Данным документом предусмотрены изменения, в том числе касающиеся продления сроков действия результатов проведения специальной оценки условий труда и обучения по охране труда и проверки знаний требованиям охраны труда работников организаций.