«Вопрос-ответ». Выпуск №113

Вопрос: К какой ответственности могут привлечь руководителя за отсутствие воинского учета в организации?

Ответ: В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ), подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"

(далее - Закон N 31-ФЗ), Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) все организации, независимо от форм собственности, обязаны вести воинский учет работников.

Согласно п. 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ, п. 9 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение), организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с законодательством РФ, Положением и Методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны РФ.

Воинский учет граждан осуществляется организациями по месту их работы. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают их руководители (п. 9 Положения, также смотрите п. 9 Методических рекомендаций Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях, далее - Методические рекомендации). Ответственность также предусмотрена в отношении должностных лиц организации, ответственных за военно-учетную работу. например, в случае если обнаружено, что у работника отсутствует военный билет, то лицо, ответственное за ведение воинского учета в организации, обязано в двухнедельный срок направить в военный комиссариат сведения о выявлении гражданина, не состоящего на воинском учете, но обязанного состоять. Вручить гражданину, не состоящему на воинском учете, но обязанному состоять направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет (п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ).

В соответствии с п. 33 Положения контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами субъектов РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Минобороны России. Показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки их деятельности определены в Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 (далее - Инструкция). За правонарушения в области воинского учета установлена административная ответственность.

Согласно нормам главы 21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) к административной ответственности за правонарушения в области воинского учета может быть привлечен руководитель организации или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации.

Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1 КоАП), влечет наложение штрафа от 1000 до 3000 рублей.
Не оповещение руководителем или другим должностным лицом организации, ответственным за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а также необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет (ст. 21.2 КоАП) влечет наложение штрафа от 1000 до 3000 рублей.

За несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете (ч. 3 ст. 21.4 КоАП), предусмотрено наложение штрафа от 1000 до 5000 рублей.

Если проверка военкомата выявит нарушения в организации воинского учета, организацию привлекут к ответственности за каждое отдельное правонарушение. Срок давности привлечения к административной ответственности за все указанные административные правонарушения в области воинского учета составляет три года.
Таким образом, за нарушения в области воинского учета руководители и иные должностные лица организации, ответственные за военно-учетную работу, несут административную ответственность, предусмотренную главой 21 КоАП РФ.

Вопрос: Могут ли студента выселить из общежития на время летних каникул?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют каждому нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилое помещение в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций. В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона об образовании жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона об образовании при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). Частью 2 статьи 39 Закона об образовании установлено, что с каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии в порядке, установленном жилищным законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период обучения.

Таким образом, решение о предоставлении жилого помещения, в том числе в каникулярное время, определяется договором найма и локальными нормативными актами, при принятии которых необходим учет мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся.