«Вопрос-ответ». Выпуск №109

Вопрос: Правомерно ли принять на практику в организацию (без заключения трудового договора) несовершеннолетнего (17 лет) – учащегося колледжа?

Ответ: В соответствии с п. 7 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля.

Положение о практической подготовке обучающихся утверждено приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 N 885/390 (далее - Положение). Под практической подготовкой понимается форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы (п. 24 ст. 2, п. 6 ст. 13 Закона N 273-ФЗ, п. 2 Положения). Практическая подготовка является составной частью освоения основных профессиональных программ, то есть программ высшего и среднего профессионального образования, реализуемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования. Вид, сроки, продолжительность практической подготовки определяются образовательной программой.

Практическая подготовка обучающихся может быть организована непосредственно в образовательной организации либо в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (далее - профильная организация), в том числе в структурном подразделении профильной организации, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией (п. 7 ст. 13 Закона N 273-ФЗ, п. 3 Положения).

Таким образом, обязательного заключения трудового договора с обучающимся не требуется. Он направляется на практику в рамках договора между образовательной и профильной организацией, наличие которого обязательно.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, каковы действия работников в случае, если после переговоров о заключении коллективного договора работодатель отказался от его заключения? Может ли он быть привлечен к ответственности за отказ от подписания колдоговора в согласованной сторонами редакции?

Ответ: Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, по установленному частью второй статьи 36 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) правилу обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. При этом ТК РФ не уточняет, в какой форме направляется ответ инициатору переговоров. По нашему мнению, стороне, получившей предложение о проведении коллективных переговоров, лучше отреагировать на полученное уведомление письменно (рекомендуется при этом указать дату и предложить совместную встречу). Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

В момент совместной встречи представителям сторон необходимо создать комиссию на равноправной основе, призванную вести коллективные переговоры, подготовить проект коллективного договора и заключить коллективный договор (ст. 35 ТК РФ). В соответствии с частью девятой ст. 37 ТК РФ сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Согласно ст. 42 ТК РФ порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (главы 6, 7 ТК РФ). В связи с этим сторонам рекомендуется достигнуть соглашения о порядке работы комиссии. В соглашении, в частности, могут быть определены следующие вопросы: сроки и регулярность заседаний; место и порядок проведения коллективных переговоров; порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения; порядок ведения протокола; круг обсуждаемых тем; порядок сбора предложений; порядок принятия решения и т.п. При этом отсутствие указанного соглашения не означает, что комиссия не была создана - факт заключения и подписания надлежаще уполномоченными представителями работодателя и работников коллективного договора сам по себе означает, что такая комиссия фактически создавалась и работала.

Имеющуюся у сторон информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров, стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса (часть седьмая ст. 37 ТК РФ). Обращаем внимание, что за нарушение этого срока ответственность установлена только для работодателя (ст. 5.29 КоАП РФ). Во избежание обвинений в том, что это именно работодатель виновен в затягивании переговоров, работодателю рекомендуется документировать все этапы ведения переговоров (обмен письмами, протоколы совместных заседаний представителей сторон). Подготовленный в окончательном виде проект коллективного договора подписывается сторонами комиссии, участвовавшими в его разработке. При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Иными словами, срок ведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора - три месяца со дня начала переговоров. Он исчисляется со дня, следующего за днем получения согласия инициатором проведения коллективных переговоров. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами (часть вторая и часть третья ст. 40 ТК РФ).
Анализ содержания указанных выше норм позволяет сделать вывод о том, что недостижение согласия по отдельным положениям (условиям, пунктам) проекта коллективного договора не является обстоятельством, освобождающим стороны от обязанности подписать такой договор на согласованных условиях.

Таким образом, если по отдельным вопросам стороны все же не смогут прийти к согласию в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, они должны подписать коллективный договор до окончания указанного срока на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. По несогласованным условиям стороны могут начать процедуру рассмотрения коллективного трудового спора (ст. 398-418 ТК РФ).

В дальнейшем первоначальная редакция заключенного коллективного договора может быть изменена в установленном трудовым законодательством порядке (ст. 44 ТК РФ). В заключение отметим, что для работодателя установлена административная ответственность за уклонение от участия в переговорах и за отказ от подписания коллективного договора предусмотрена только для работодателя (ст. 5.28 и 5.30 КоАП РФ). Соответственно, если работодатель (его представитель) отказывается от подписания согласованной редакции коллективного договора, представители работников вправе обратиться с жалобой в Государственную инспекцию труда для привлечения работодателя и его должностных лиц к административной ответственности.

Вопрос: Подскажите, в каком порядке осуществляется прием на работу беженцев с Украины.

Ответ: В настоящее время временное пребывающий в РФ гражданин Украины (то есть не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание) вправе осуществлять трудовую деятельность при наличии у него патента.
При этом, постановлением Правительства РФ от 22.07.2014 N 690 (в редакции от 05 марта 2022 г.) утверждены Временные правила предоставления временного убежища на территории РФ гражданам Украины, Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР) и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территориях Украины, ДНР или ЛНР, прибывшим на территорию РФ в поисках убежища, в упрощенном порядке. Согласно п. 5 Временных правил решение о предоставлении временного убежища (смотрите ст. 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах") принимается территориальным органом МВД РФ по месту подачи лицом письменного заявления в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня подачи заявления.

Если иностранным гражданином получено свидетельство о предоставлении временного убежища либо статус беженца, он вправе работать на территории РФ без оформления патента (подп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") и полиса ДМС. В остальном, порядок трудоустройства указанной категории лиц ничем не отличается от трудоустройства гражданина Украины, получившего патент для работы в РФ.
Уведомление органов МВД о заключении (расторжении) трудового договора с указанными лицами также является обязательным.
Обращаем внимание, что для беженца документом, удостоверяющим личность, является удостоверение беженца, для иностранца, который получил временное убежище, - свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ.