«Вопрос-ответ». Выпуск №103
Вопрос: Работаю в специальной коррекционной школе учителем – логопедом (1,5 ставки) и веду предметные области (8 часов) (40 мин урок- занятие, перемена 10-20 мин). Администрация школы требует отработки в школе оставшиеся минуты от уроков и перемен, ссылаясь на то, что у педагога астрономический час и обязательно быть на рабочем месте, а всю методическую работу делать в школе. Правомерно ли это? Спасибо.
Ответ: Прежде всего, следует учесть, что предусмотренное частью первой статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) положение о том, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего
времени не более 36 часов в неделю, на которое, по всей видимости, ориентируется руководитель Вашей образовательной организации, к учителю-логопеду, а также к некоторым другим категориям педагогических работников, не применяется.
Основанием для такого утверждения является часть третья этой же 333 статьи ТК РФ, в соответствии с которой в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда все вопросы, связанные с конкретизацией продолжительности рабочего времени либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, с порядком определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основаниями ее изменения, а также случаями установления верхнего предела учебной нагрузки, урегулированы приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – Приказ № 1601).
Учитывая наличие более 30 наименований должностей педагогических работников, продолжительность их рабочего времени либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы дифференцируются в зависимости от должности в диапазоне от 18 до 36 часов в неделю (18, 20, 24, 25, 30, 36 часов).
При этом согласно пункту 2.3 приложения 1 к Приказу № 1601 для учителя-логопеда норма 20 часов в неделю является нормируемой частью их педагогической работы. При увеличении объема учебной нагрузки нормируемая часть рабочего времени увеличивается, а при уменьшении – уменьшается. Выполнение другой части педагогической работы, предусмотренной квалификационной характеристикой (Извлечение из Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н: участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, проведении методической и консультативной помощи и т.п.) какими-либо нормами времени не регулируется, что предусмотрено приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», (далее – Приказ № 536). Эта ненормируемая часть педагогической работы также учитывается при регулировании рабочего времени учителя-логопеда и других педагогических работников.
Вместе с тем, пунктом 2.4 Приказа № 536 установлено, что в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), являющиеся свободными для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ, осуществляемых за дополнительную оплату, обязательное присутствие этих работников в организации не требуется.
Таким образом, утверждения администрации школы об отработке оставшихся минут в школе, не соответствуют приведенным выше положениям действующего законодательства, и, следовательно, являются неправомерными.
Вопрос: Считается ли магистратура вторым высшим образованием?
Ответ: В соответствии с пунктом 8 статьи 69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 - ФЗ вторым (или последующим) высшим образованием является получение магистерского образования лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра. Продолжение учебы в магистратуре после бакалавриата получением второго высшего образования не считается.