Новое в законодательстве. Выпуск №84

Автор: admin. Опубликовано в Правовая информация

Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении требований к организациям или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда, для осуществления которых необходима аккредитация, правил аккредитации организаций или индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, их регистрации в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, а также порядка формирования и ведения указанного реестра"

В настоящее время вопросы допуска к деятельности по оказанию услуг в области охраны труда регулируются нормами Приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда".


Нормы проекта постановления уточняют требования к организациям или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда для внесения сведений о них в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, состав документов, представляемых в Минтруд России в целях регистрации в реестре, порядок формирования и ведения реестра, включая вопросы приостановления деятельности и исключения из реестра организаций, допустивших нарушение установленных требований.
Вводится разграничение видов обучения по охране труда. К каждому виду обучения в части допуска в реестр предъявляются особенные требования для организаций, претендующих на проведение обучения того или иного вида.
Вводится новое дополнительное требование о наличии в штате организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, лиц, прошедших подготовку и контроль знаний на сайте Единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда.

Проект Постановления Правительства РФ "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Настоящим проектом в числе прочего:
- устанавливается порядок подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в форме электронного документа с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или регионального портала государственных и муниципальных услуг;
- определяется порядок подачи гражданином резюме в форме электронного документа с использованием единой цифровой платформы;
- предусматривается разделение потоков граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, в зависимости от их мотивации к трудоустройству (претендующих и не претендующих на признание безработными);
- уточняются категории граждан, которые не могут быть признаны безработными, в связи с новым порядком взаимодействия органов службы занятости с гражданами с использованием единой цифровой платформы;
- устанавливаются сроки, в которые должна быть направлена информация в органы службы занятости гражданином, претендующим на признание безработным, о выборе вариантов подходящей работы, о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы;
- устанавливается порядок перерегистрации безработных граждан и подбора работы между датами перерегистрации с использованием единой цифровой платформы.

Также предусматривается, что подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся на единой цифровой платформе.

Согласно проекту, органами службы занятости субъектов РФ прекращается использование региональных информационных систем (за исключением региональных порталов государственных и муниципальных услуг) для целей реализации положений порядка регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, порядка регистрации безработных граждан, требований к подбору подходящей работы:
со дня вступления в силу соответствующего постановления - в Калужской, Ленинградской, Самарской областях, в Ставропольском крае;
с 1 ноября 2021 года - во Владимирской, Рязанской, Ульяновской, Кемеровской, Воронежской, Нижегородской, Саратовской, Тюменской, Московской областях, в Красноярском, Краснодарском и Пермском краях, в республиках Башкортостан, Мордовия, Татарстан, в городе федерального значения Санкт-Петербурге;
с 1 января 2022 года - в остальных субъектах РФ за исключением города федерального значения Москвы;
с 1 января 2023 года - в городе федерального значения Москве.
Проектом признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".

Постановление Правительства РФ от 24.07.2021 N 1250 "Об отдельных вопросах, связанных с трудовыми книжками, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Имеющиеся у работников трудовые книжки ранее установленного образца действительны и обмену на новые не подлежат, а имеющиеся у работодателей бланки трудовых книжек и бланки вкладышей в них старого образца действительны и могут использоваться без ограничения срока.
Минфин России уполномочен на установление порядка изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей.
Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках".
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2021 г., за исключением пункта 2 Постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования Постановления.

<Письмо> Минтруда России N 15-2/10/В-8809, Минздрава России N 28-5/И/2-10974 от 16.07.2021 <Об обязательных медицинских осмотрах>

Сообщается о вступлении в силу совместного Приказа Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020 и Приказа Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, разработанных в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" взамен аналогичного Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
К категориям работников, которые проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры за счет собственных средств работодателя, относятся, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.
Перечислены основания включения работников в список работодателя для прохождения обязательных медицинских осмотров.

Проект приказа Минтруда России "Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и численности работников службы охраны труда"

Рекомендации предназначены для применения работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности при формировании структуры службы охраны труда, определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей и их распределения между указанными работниками с учетом специфики деятельности работодателя.
Рекомендации содержат условия формирования структуры службы охраны труда (специалист, бюро, отдел, управление/служба, департамент и т.п.), методику расчета минимальной нормативной численности работников службы охраны труда в зависимости от выполняемых данными категориями работников основных функций.
Согласно проекту, с 1 марта 2022 г. утрачивают силу:
Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации";
Постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях".

Проект Постановления Правительства РФ "О порядке исчисления среднего заработка для случаев определения его размера, предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"

Согласно проекту, средний заработок гражданина по последнему месту работы исчисляется органами службы занятости на основе сведений о выплатах и иных вознаграждениях по последнему месту работы, на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в следующем порядке:
- средний заработок исчисляется за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, за исключением среднего заработка гражданина, уволенного в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, который исчисляется за 3 месяца, предшествовавших календарному кварталу перед месяцем призыва на военную службу;
- в случае, если в каком-либо из месяцев у гражданина отсутствовал доход, на который были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, то при исчислении среднего заработка данный месяц (месяцы) исключается из расчетного периода;
- средний заработок исчисляется путем деления суммы дохода гражданина, на который были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период, на количество месяцев в расчетном периоде;
- в случае, если период, приходящийся на трехмесячный срок, предшествующий календарному кварталу перед месяцем подачи заявления, относится к периоду незанятости гражданина, то средний заработок определяется за предшествующий период, равный расчетному.
Также приводится порядок исчисления среднего заработка в случае нахождения гражданина в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком в периоде, приходящемся на трехмесячный срок, предшествующий календарному кварталу перед месяцем подачи заявления, а также в случае, когда доход гражданина за период трех месяцев, предшествовавших календарному кварталу перед месяцем подачи заявления, не подлежал обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Проектом признается утратившим силу постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 г. N 62 "Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости".

Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"

Государственный контроль (надзор) осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов.
Объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): высокий риск; значительный риск; средний риск; умеренный риск; низкий риск.
Предусмотрена периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной категории риска.
Определены виды профилактических мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзора), а также виды контрольных (надзорных) мероприятий. Срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10 рабочих дней.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 1 июня 2023 года.
Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875.

"Профилактика нарушений. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за II квартал 2021 года. Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования. Руководство по соблюдению обязательных требований" (утв. Рострудом)

Сообщается, в частности, что работник может быть уволен по указанному основанию при условии неоднократности (два и более раз) его привлечения к дисциплинарной ответственности. Неоднократным будет привлечение к ответственности как в случае продолжения работником своего неправомерного поведения (например, при уклонении от прохождения обязательного медосмотра), так и в случае совершения нового нарушения, никак не связанного с первым, (например, опоздания на работу).
Для увольнения по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работник должен иметь не снятое или не погашенное дисциплинарное взыскание (замечание, выговор). Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания, поскольку взыскание погашается.
Представлены разъяснения:
- по вопросу сокращенного рабочего времени для несовершеннолетних работников, для работников, являющихся инвалидами, для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, для медицинских работников, для педагогов;
- даны ответы на вопросы, в том числе касающиеся сокращенного рабочего времени для несовершеннолетних работников, трудящихся в сельской местности, неполного рабочего времени при приеме на работу и др.

Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"

Разработан соответствующий законопроект, вносящий изменение в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
С 2021 года размер МРОТ исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации.
С 1 января 2021 г. размер МРОТ составляет 12 792 рубля в месяц. Увеличение МРОТ в 2022 году составит 825 рублей (рост на 6,4%).

Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников"

Под учетом понимается процедура сбора и регистрации информации о микроповреждениях (микротравмах).
Рекомендации содержат примерный перечень рекомендуемых мероприятий, направленных на оказание содействия работодателям в осуществлении самостоятельного учета и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников.
Учет микроповреждений (микротравм) работников позволит работодателю на регулярной основе выявлять и идентифицировать опасности и потенциальные риски травмирования, минимизировать уровни профессиональных рисков, обеспечивать улучшение условий и охраны труда.
В приложениях приведены рекомендуемые образцы:
- справки о рассмотрении причин и обстоятельств, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы) работника;
- журнала учета микроповреждений (микротравм) работников.

Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей"

Классификация опасностей необходима для их достоверного выявления (идентификации) на рабочих местах в рамках процедуры управления профессиональными рисками в системе управления охраной труда.
Опасности классифицируются тремя следующими способами:
- по видам профессиональной деятельности работников;
- по источникам возникновения опасностей на рабочих местах;
- по видам причиняемого ущерба здоровью работника (профессиональные заболевания, травмы).
Работодателю рекомендуется, исходя из специфики своей деятельности, сформировать классификатор опасностей путем их группировки по тем или иным признакам, например по значимости выявленной опасности.
В проекте приведены в числе прочего рекомендации:
по нахождению и распознаванию опасностей;
по сбору исходной информации, необходимой для нахождения и распознавания опасностей на рабочих местах;
по нахождению и распознаванию опасностей на основе анализа государственных нормативных требований охраны труда;
по нахождению и распознаванию опасностей на основе обследования рабочих мест путем их обхода и осмотра;
по описанию опасностей.
В приложениях приводятся в числе прочего:
классификатор источников опасностей;
классификатор опасных факторов;
протокол осмотра рабочего места (зоны) нахождения работников при выполнении работ;
анкета опроса работника об опасностях;
пример оформления перечня опасностей, выявленных на рабочем месте.

<Письмо> Минобрнауки России от 02.07.2021 N МН-18/1541-АО "О направлении информации" (вместе с "Разъяснениями по вопросам разработки положений об оплате труда в учреждениях, подведомственных Минобрнауки России (далее - учреждения)")

Приказами Минобрнауки России от 01.02.2021 N 70, N 71, N 72 и N 73 (зарегистрированы в Минюсте России 20 апреля 2021 г.) утверждены примерные положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Минобрнауки России, по отдельным видам экономической деятельности.
Приводятся разъяснения по вопросам разработки положений об оплате труда в учреждениях.
При разработке положения необходимо соблюдать следующие принципы:
обеспечение равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений;
обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников учреждений и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Федеральный закон от 02.07.2021 N 311-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

В частности:
разграничены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда;
в перечень основных понятий добавлен термин "опасность", сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда - предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников;
в новой редакции изложены государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда, а также порядок осуществления государственной экспертизы условий труда;
установлен порядок соответствия зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям охраны труда;
в новой редакции изложены обязанности и права работодателя, а также обязанности и права работника в области охраны труда;
регламентирован порядок введения запрета на работу в опасных условиях труда. Работодатель обязан приостановить работу, если по результатам спецоценки условиям труда на рабочем месте присвоен 4-й класс. При этом в случае выявления такой опасности на рабочих местах за работниками на время приостановки работ сохраняется место (должность) и средний заработок. Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности;
в новой редакции изложены гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
закреплены права работников на получение информации об условиях и охране труда, а также права работников на санитарно-бытовое обслуживание;
установлен порядок управления профессиональными рисками на рабочих местах. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере труда;
в новой редакции изложены правила обучения по охране труда, правила проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников, правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (в частности, обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов, а не в зависимости от профессии занятого на конкретном рабочем месте работника), порядок обеспечения работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
определен порядок создания службы охраны труда у работодателя, а также комитетов (комиссий) по охране труда. Структуру и численность работников службы охраны труда устанавливает работодатель с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти в сфере труда. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию;
определены порядок и условия финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников, добровольных взносов организаций и физических лиц, а также работодателей;
установлен порядок расследования, оформления (рассмотрения), учета микроповреждений (микротравм), несчастных случаев на производстве.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 года.
Предусматривается, что в целях обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также смывающими средствами работодатели вправе использовать типовые нормы, изданные в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее 31 декабря 2024 года.

Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 N 1133 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Выплаты предназначены для педагогов, осуществляющих классное руководство (кураторство) в учебных группах очной и очно-заочной формы обучения, в которых обучающиеся осваивают в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Установлен порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура на обеспечение указанных выплат.
<Письмо> Минобрнауки России от 05.07.2021 N МН-5/2865 "О направлении разъяснений"
Этот Порядок утвержден Приказом Минобрнауки России от 21.08.2020 N 1076.
Даны ответы на следующие вопросы, в том числе:
о внесении изменений в информацию о приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;
об информировании поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования;
о проведении многопрофильного конкурса;
о поступлении на базе среднего профессионального образования;
об указании поступающими предметов по выбору при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета.

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)

ФГОС устанавливает требования к структуре программы основного общего образования, требования к условиям ее реализации и результатам освоения.
Срок получения основного общего образования составляет не более пяти лет.
При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, организация вправе применять:
различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение, дистанционные образовательные технологии;
модульный принцип представления содержания указанной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий.
Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении, должны предусматривать возможность приема и передачи информации в доступных для них формах.
Установлено, что образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с ФГОС обучение:
лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, - с их согласия;
несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, - с согласия их родителей (законных представителей);
прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897, прекращается 1 сентября 2022 года.

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100)

Образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с настоящим ФГОС обучение несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с согласия их родителей (законных представителей).
Прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373, прекращается 1 сентября 2022 года.

<Письмо> Минпросвещения России от 01.06.2021 N 05-603 "О направлении информации о Федеральном законе от 26 мая 2021 г. N 144-ФЗ"

Даны разъяснения о применении изменений, внесенных Федеральным законом от 26 мая 2021 г. N 144-ФЗ (далее - Федеральный закон N 144-ФЗ) в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 144-ФЗ федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования с 1 сентября 2021 года разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством.
Утратит силу часть 7 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2021 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" о формировании требований ФГОС профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).
В свою очередь, примерные образовательные программы среднего профессионального образования будут разрабатываться в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона N 144-ФЗ порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ будет установлен Правительством РФ взамен действующего порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. N 816.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона N 144-ФЗ с 1 сентября 2023 года организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, реализуемым на базе основного общего образования или интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования используют учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Вместе с тем учебники, которые используются 1 сентября 2021 года, образовательные организации вправе применять до 1 сентября 2025 года.

Федеральный закон от 02.07.2021 N 310-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 36 и 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Ранее к условиям преимущественного приема детей на обучение в организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры, относилось проживание в одной семье и наличие общего места жительства.
Также установлено, что размер, условия и порядок денежных выплат обучающимся общеобразовательных организаций со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус", "кадетский (морской кадетский) корпус", "казачий кадетский корпус" и профессиональных образовательных организаций со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", находящихся в ведении соответствующих федеральных государственных органов, определяются Правительством РФ.

Федеральный закон от 02.07.2021 N 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Законом установлено, что в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, формируются попечительские советы. Исключение составляют образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Попечительский совет осуществляет рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также решение иных вопросов.
Кроме того, расширены полномочия наблюдательных советов образовательных организаций.
Согласно закону, к компетенции наблюдательного совета образовательной организации, являющейся автономным учреждением, помимо вопросов, предусмотренных Федеральным законом "Об автономных учреждениях", относятся рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также иные вопросы, отнесенные уставом к компетенции наблюдательного совета.
Уставы государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования подлежат приведению в соответствие с новыми требованиями до 31 декабря 2022 года включительно.

<Письмо> Минздрава России от 16.07.2021 N 30-4/И/2-11042 <О новой редакции Порядка проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19>

В рекомендациях учтен, в числе прочего, опыт применения вакцин для профилактики COVID-19 у беременных женщин и лиц с онкологическими заболеваниями, а также порядок оформления медицинских отводов от профилактических прививок.

<Письмо> Роспотребнадзора от 22.07.2021 N 02/14750-2021-24 "О подготовке образовательных организаций к новому 2021 - 2022 учебному году"

Сообщается, что работа образовательных организаций в новом учебном году предполагает особый режим функционирования в соответствии с действующими санитарными правилами СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - санитарные правила СП 3.1/2.4.3598-20).
В целях минимизации рисков осложнения эпидемиологической ситуации руководителям субъектов РФ необходимо в числе прочего:
- своевременно вводить ограничительные мероприятия;
- обеспечить неукоснительное выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в образовательных организациях в период подготовки к эпидемическому сезону заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями 2021 - 2022 годов, в том числе новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), с учетом требований санитарных правил СП 3.1/2.4.3598-20, включающих в себя, в частности:
- организацию ежедневных "утренних фильтров" при входе в здание с обязательной термометрией с целью выявления и недопущения лиц с признаками респираторных заболеваний с использованием всех входов в здание (по возможности) и недопущением скопления обучающихся при входе;
- усиление дезинфекционного режима (проведение уборок с использованием дезинфекционных средств, наличие антисептических средств для обработки рук, использование приборов для обеззараживания воздуха);
- использование средств индивидуальной защиты (маски и перчатки) персоналом пищеблоков;
- закрепление за каждым классом отдельного кабинета (за исключением кабинетов, требующих специального оборудования), проведение занятий в актовом и спортивном залах, библиотеке только для одного класса;
- организацию учебного процесса по специально разработанному расписанию уроков, графику посещения столовой с целью минимизации контактов обучающихся;
- запрет на проведение массовых мероприятий между различными классами (школами) (проведение праздничных мероприятий 1 сентября организовать по классам или параллелям на открытом воздухе с использованием средств индивидуальной защиты (маски) для родителей).