Новое в законодательстве. Выпуск №69
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2406 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2021 год"
Для трудоспособного населения величина прожиточного минимума установлена в размере 12702 рубля, для пенсионеров - 10022 рубля, для детей - 11303 рубля.
Настоящее Постановление вступило в силу с 1 января 2021 г. и действует по 31 декабря 2021 г.
Федеральный закон от 30.12.2020 N 503-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
Установлено, что в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а условия труда по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми и в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления особых обстоятельств, включающих несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, нарушения государственных нормативных требований охраны труда. В этом случае в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
Предусматривается, что положения настоящего федерального закона о бессрочности действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда применяются также в отношении действующих деклараций, внесенных в реестр деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Федеральный закон от 29.12.2020 N 477-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Целью закона является распространение на социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) регулятивных льгот и преимуществ, установленных в отношении работодателей - субъектов малого и среднего предпринимательства.
Внесенное законом изменение в статью 59 ТК РФ позволит работодателям - некоммерческим организациям, соответствующим установленным требованиям, заключать с работниками срочные трудовые договоры для реализации ограниченных по времени проектов.
Под работодателями - некоммерческими организациями понимаются некоммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных учреждений, госкорпораций, публично-правовых компаний, госкомпаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, потребительских кооперативов, религиозных организаций), среднесписочная численность работников и величина дохода которых за предшествующий календарный год не превышают соответствующих предельных значений, которые устанавливаются Правительством РФ.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 N 40 "Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2020 N 61893)
Санитарные правила устанавливают обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Санитарные правила не распространяются на условия труда водолазов, космонавтов, условия выполнения аварийно-спасательных работ или боевых задач.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять:
- производственный контроль за условиями труда;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, предусмотренные санитарными правилами.
По результатам проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда хозяйствующим субъектом должен быть разработан и выполняться в установленные им сроки перечень мероприятий по улучшению условий труда, направленных на снижение рисков для здоровья человека в части профессиональных заболеваний, заболеваний (отравлений) и инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда.
В приложении приведены требования к условиям труда в зависимости от вида деятельности и особенностей технологических процессов.
Признаются утратившими силу:
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30 "Об утверждении СП 2.2.9.2510-09";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.02.2018 N 26 "О внесении изменений в санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 N 30".
<Информация> Минтруда России от 28.12.2020 "Минтруд планирует запустить пилотный проект по профилактике профзаболеваний и мониторингу состояния здоровья"
Это будут работники, у которых еще нет подтвержденного диагноза профессионального заболевания, однако наблюдается формирование предпосылок его возникновения и признаков неблагоприятного воздействия производственных факторов.
Будут проведены медосмотры работников выбранных сфер, по их результатам будет произведен отбор в пилотный проект. Такие работники будут временно выведены из вредных условий труда для проведения профилактики профзаболеваний. Она будет проходить в выбранных центрах реабилитации ФСС РФ. После нее работник вернется на рабочее место, а сведения о результатах будут отражены в информационных системах медицинских организаций, принимающих участие в пилотном проекте. На основе этих данных планируется осуществлять мониторинг состояния здоровья работников и оценку эффективности профилактического лечения.
Расходы будут осуществляться страхователем из собственных средств. Далее они будут возмещены за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2427 "О функционировании суперсервиса "Поступление в вуз онлайн" (вместе с "Положением о функционировании I этапа суперсервиса "Поступление в вуз онлайн")
Утверждено положение о порядке функционирования I этапа суперсервиса "Поступление в вуз онлайн" для лиц, поступающих на обучение по очной форме обучения в период зачисления на конкурсные места в рамках контрольных цифр приема, оставшиеся после зачисления лиц без вступительных испытаний, в рамках квоты приема для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета, а также в рамках квоты приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки высшего образования, для обучения по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в государственные образовательные организации высшего образования посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Целью реализации I этапа суперсервиса является обеспечение возможности проведения приема на обучение в образовательные организации, в том числе зачисления, в автоматизированном режиме с использованием уникального электронного заявления о согласии на зачисление и уникальной информации о документе установленного образца, полученной из единого портала.
Задачами реализации I этапа суперсервиса являются:
- обеспечение использования дистанционных технологий при приеме на обучение;
- организация взаимодействия единого портала, единой системы справочной информации и сервиса приема с последующей передачей в образовательные организации данных о поступающих, содержащихся в заявлениях, поданных посредством единого портала, для автоматизированной обработки в целях обеспечения:
передачи посредством единого портала и сервиса приема в образовательные организации уникальной информации о документе установленного образца;
заполнения образовательными организациями в сервисе приема и последующего формирования в единой системе справочной информации справочников с информацией по каждой совокупности условий поступления, по которой образовательная организация проводит отдельный конкурс;
формирования заявления о приеме на обучение в образовательную организацию с указанием сведений о документе об образовании и (или) о квалификации;
направления поступающим посредством единого портала уникального электронного заявления о согласии на зачисление в конкретную образовательную организацию не более установленного образовательной организацией количества раз;
возможности отзыва посредством единого портала уникального электронного заявления о согласии на зачисление и уникальной информации о документе установленного образца;
возможности отслеживания поступающим конкурсных списков по каждому отдельному конкурсу в электронном виде на едином портале, обновляемых не реже чем 5 раз в сутки;
записи поступающего на дополнительные вступительные испытания посредством единого портала с выбором поступающим конкретной даты и времени прохождения дополнительного вступительного испытания из предложенных образовательной организацией вариантов;
направления образовательной организацией пользователю единого портала информации о вынесенном решении по итогам рассмотрения заявления о приеме на обучение, уникального электронного заявления о согласии на зачисление и уникальной информации о документе установленного образца, поданных с использованием функционала суперсервиса на едином портале;
- осуществление технической поддержки пользователей единого портала, организационно-технической и методологической поддержки образовательных организаций разработчиками единого портала и сервиса приема, а также федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию функционала суперсервиса.
Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 N 2312 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим мероприятия по содействию развитию дополнительного образования детей и по организации отдыха детей и их оздоровления"
До внесения изменений субсидии предоставлялись на уплату процентов по кредитам (траншам в рамках кредитных линий), полученным за год, предшествующий году предоставления субсидий.
В связи с тем, что возмещение затрат по кредитам только за один год может являться дестимулирующим фактором привлечения инвестиций, настоящим постановлением увеличен срок выплат указанного возмещения.
Дополнены требования к претендентам на получение субсидий, а также уточнена процедура проведения конкурса.
Установлено также, в частности, что показателями, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, являются:
- численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детей, обучающихся на безвозмездной основе;
- численность детей в возрасте от 6 лет и 6 месяцев до 17 лет включительно, направленных на отдых и оздоровление в организацию отдыха детей и их оздоровления, в том числе детей, находящихся на отдыхе и оздоровлении на безвозмездной основе, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- количество реализуемых организацией дополнительного образования дополнительных общеобразовательных программ.
Федеральный закон от 30.12.2020 N 517-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Главной задачей принятого закона является смещение акцента с формальной оценки соответствия программ федеральным государственным образовательным стандартам к оценке уровня научной работы аспирантов и ее результативности, а также качества подготовленных диссертаций на соискание ученой степени.
Согласно закону, интеграция образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании в рамках реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) будет обеспечиваться путем проведения итоговой аттестации в форме оценки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и последующего ее представления к защите.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук, будет присуждаться ученая степень кандидата наук по соответствующей научной специальности и выдаваться диплом кандидата наук.
Положение о подготовке научных и научно-педагогических кадров, порядок проведения итоговой аттестации по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), порядок сопровождения лиц, успешно прошедших итоговую аттестацию, при представлении ими диссертации на соискание ученой степени кандидата наук к защите, а также порядок осуществления контроля за подготовкой научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) установит Правительство РФ.
Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 N 713 "Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61829)
В связи с продолжающейся угрозой распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации и по согласованию с министерством труда и социальной защиты Российской Федерации министерством просвещения Российской Федерации принят приказ № 713 от 11 декабря 2020 года (зарегистрировано в министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный номер 61829 от 25 декабря 2020 года), которым предусмотрено продление действия квалификационных категорий педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сроки действия которых заканчиваются в период с 1 сентября 2020 года по 1 октября 2021 года, до 31 декабря 2021 года.
Таким образом, министерство просвещения Российской Федерации поддержало предложение Общероссийского Профсоюза образования о продлении действия квалификационных категорий педагогических работников до конца 2021 года, а не до 1 апреля 2021 года, как предполагалось ранее.
<Информация> Роструда от 15.01.2021 "Роструд напоминает о необходимости соблюдения режима работы в морозы"
Роструд напоминает работодателям о необходимости исполнения норм трудового законодательства и рекомендаций, связанных с организацией труда в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях.
В соответствии с указанными рекомендациями к работе на холоде допускаются работники, не имеющие каких-либо медицинских противопоказаний для работы на морозе. Также они должны быть обеспечены комплектом средств индивидуальной защиты, соответствующим текущим климатическим условиям.
Привлечение работников к выполнению трудовых обязанностей в холодное время на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях должно сопровождаться специальными перерывами для обогрева. Причем данные перерывы обязательно включаются в рабочее время и подлежат оплате. Продолжительность и количество перерывов зависят не только от температуры воздуха, но и от силы ветра.
Температура воздуха в местах обогрева должна поддерживаться на уровне 21 - 25°C, данные помещения также следует оборудовать устройствами для обогрева кистей и стоп. При этом время пребывания рабочего на холоде должно быть определено в соответствии с допустимой степенью охлаждения человека.
Указанные меры являются частью системы управления профессиональными рисками, которая, в свою очередь, является основой системы управления охраной труда. Бездействие работодателя в вопросе управления профессиональными рисками влечет административную ответственность, а, в случае если бездействие работодателя приведет к причинению вреда здоровья работника, его должностным лицам может грозить ответственность вплоть до уголовной.
Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек"
В соответствии с настоящим проектом работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если работа у данного работодателя является для работника основной (за исключением случаев, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется (не оформляется)).
При дистанционной работе сведения о работе вносятся по соглашению сторон трудового договора.
Устанавливается порядок ведения и хранения трудовых книжек, выдачи дубликата трудовой книжки и трудовой книжки при увольнении или при подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса РФ.
Отменяются следующие устаревшие и избыточные требования, в том числе:
вести приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, а также книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в нее и скреплять их сургучной печатью или опломбировать;
вносить в трудовые книжки записи об общем трудовом стаже, в том числе лицам, отбывшим исправительные работы без лишения свободы, о том, что время работы в этот период не засчитывается в непрерывный трудовой стаж.
Некоторые записи в трудовую книжку проектом актуализированы в соответствии с требованиями принятых новых федеральных законов или изменениями в действующие федеральные законы.
Проект Приказа Минпросвещения России, Минцифры России "Об утверждении стандарта "Цифровая школа"
Проектом устанавливаются требования к оснащению государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы общего и (или) среднего профессионального образования, в целях формирования ИТ-инфраструктуры для обеспечения беспроводного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети "Интернет", создания условий для применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, обеспечения равных доступных возможностей для образования обучающихся вне зависимости от места их проживания.
<Информация> ПФ РФ "Суммы выше, распоряжение быстрее: что изменилось в программе материнского капитала в 2021 году"
Материнский капитал на первого ребенка увеличен на 17,3 тыс. рублей и составляет 483 882 рубля. Столько же полагается, если второй ребенок появился до 2020 года, а родители не оформляли либо не использовали сертификат.
Размер повышенного материнского капитала, который дается, если оба ребенка появились с 2020 года, увеличился до 639 432 рублей.
Для родителей, которые получили капитал на первого ребенка, а затем родили или усыновили еще одного ребенка, объем прибавки к материнскому капиталу составит 155 550 рублей.
С января выросла сумма, которая ежемесячно выплачивается малообеспеченным российским семьям из материнского капитала. Теперь ее размер равен региональному прожиточному минимуму ребенка за второй квартал прошлого года.
Ежемесячная выплата полагается семьям, в которых второй ребенок появился с 2018 года, и предоставляется до достижения им возраста трех лет. Получить средства можно, если месячные доходы в семье не превышают двух прожиточных минимумов на человека.
Оформление материнского капитала и распоряжение его средствами теперь происходит быстрее. На выдачу сертификата отводится не больше пяти рабочих дней вместо пятнадцати, на рассмотрение заявления - не больше десяти рабочих дней вместо одного месяца.
Если ведомства вовремя не представляют сведения по запросам ПФР, допускается оформление сертификата в течение пятнадцати рабочих дней, а в некоторых случаях - в течение двадцати рабочих дней.
После появления ребенка сертификат оформляется автоматически, без заявления, чтобы семья могла сразу направлять средства на выбранные цели.
С прошлого года подать заявление на покупку или строительство жилья с привлечением кредитных средств стало возможным непосредственно в банке.
Также семьям теперь легче оплатить обучение детей, поскольку не нужно представлять в ПФР копию договора о платном обучении, - отделения ПФР сами запрашивают эту информацию в учебных заведениях.