Новое в законодательстве. Выпуск №47

Автор: admin. Опубликовано в Правовая информация

Письмо Роструда от 20.07.2020 N ТЗ/3780-6-1 "Об оплате труда"

Указами Президента РФ и Законом от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ с 30 марта по 30 апреля, 6 - 8 мая, 24 июня и 1 июля 2020 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Порядок исчисления средней заработной платы установлен статьей 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 922.

Согласно разъяснению, при исчислении среднего заработка период, когда работник освобождался от работы, и суммы, фактически начисленные за этот период, в соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Положения N 922 не учитываются.
Если работники в период действия Указов и Закона не освобождались от работы и в табеле учета рабочего времени у них указаны рабочие дни, то этот период и суммы выплат за него учитываются при исчислении среднего заработка в установленном порядке.

Федеральный закон от 31.07.2020 N 268-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Федеральным законом от 16 декабря 2019 года N 439-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс РФ в части формирования сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде.
Настоящим федеральным законом уточняются положения отдельных законодательных актов РФ в части, касающейся вопросов предоставления основной информации о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, обозначенной в новой статье 66.1 Трудового кодекса РФ как сведения о трудовой деятельности.

Также из перечня документов, обязательных к представлению гражданином при обращении в органы, оказывающие государственные и муниципальные услуги, исключаются документы о трудовой деятельности и трудовом стаже за периоды с 1 января 2020 года. Такие документы будут представляться в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.


Проект Приказа Минздрава России "Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работах, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры"

Настоящим проектом устанавливаются:
- порядок проведения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами, а также работах, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (в т.ч. периодичность и объем медицинских осмотров);

- перечень медицинских противопоказаний к работам с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
В связи с разработкой настоящего проекта устанавливается порядок применения аналогичного Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

<Информация> Минтруда России от 28.07.2020 "Работодатели и профсоюзы поддержали инициативу Минтруда по сокращению административной нагрузки на предприятия"

Речь идет о поправках в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда". Российская трехсторонняя комиссия по регулированию трудовых отношений поддержала данную инициативу Минтруда России по снижению административной нагрузки на предприятия.

Сейчас период действия декларации соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда составляет пять лет. По истечении этого срока необходимо проводить обязательную специальную оценку условий труда и продлевать ее срок даже в том случае, если за это время не было выявлено каких-либо нарушений.
Поправками предлагается установить бессрочное действие декларации в случае сохранения условий и организации труда на данном рабочем месте. Работодатель сможет не проводить специальную оценку по истечении срока действия декларации, если условия труда на рабочих местах не изменились.

Вместе с тем если условия труда изменились, на производстве были выявлены нарушения правил охраны труда, имели место несчастные случаи на производстве или были выявлены профзаболевания сотрудников из-за воздействия вредных производственных факторов, то необходимость проведения внеплановой специальной оценки условий труда сохраняется.

Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

Выделяется 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, которые оцениваются в процентах и устанавливаются в диапазоне от 10 до 100 процентов с шагом в 10 процентов:

I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, в диапазоне от 70 до 80 процентов;
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
Степень снижения способности к профессиональной деятельности определяется в рамках установленной степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, на основании анализа характеристик профессиональной деятельности.

Характеристиками профессиональной деятельности являются:
- квалификация пострадавшего;
- объем (тяжесть) выполняемой работы;
- условия труда.

Снижение квалификации определяется с учетом установленных тарифных, квалификационных разрядов, профессиональных квалификационных групп в рамках соответствующей профессии (должности).
Необходимость изменения условий труда в целях создания доступности для выполнения профессиональной деятельности, непосредственно предшествующей несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию, определяется с учетом характера (вида), степени выраженности нарушенных функций организма человека, обусловленных несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, и действующих медицинских противопоказаний для конкретного рабочего места.

Признаются утратившими силу Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18 июля 2001 г. N 56, с внесенными изменениями.

Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2020 N 35-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Р.М. Четыза"

Конституционный Суд РФ признал часть первую статьи 392 Трудового кодекса РФ не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она не содержит указания на сроки обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда, причиненного нарушением трудовых (служебных) прав в тех случаях, когда требование о компенсации морального вреда заявлено в суд после вступления в законную силу решения суда, которым нарушенные трудовые (служебные) права восстановлены полностью или частично.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что предоставление работнику права требовать компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя, будучи направленным на достижение социально необходимого результата, вместе с тем не должно нарушать баланс прав и законных интересов работников и работодателей.
Реализация такого права без установления разумных сроков обращения в суд, тем более после того как нарушенные трудовые права восстановлены в судебном порядке, вела бы к несоразмерному ограничению прав работодателя как стороны в трудовом договоре и субъекта экономической деятельности.
Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

Впредь до внесения соответствующих изменений требование о компенсации морального вреда, причиненного нарушением трудовых (служебных) прав, может быть заявлено одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав с соблюдением сроков, предусмотренных частью первой статьи 392 Трудового кодекса РФ, либо в течение трехмесячного срока с момента вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично.

<Письмо> Минпросвещения России от 28.05.2020 N ВБ-1159/08 "О направлении разъяснений" (вместе с "Разъяснениями по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций")

Данная выплата осуществляется дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года, из бюджета субъекта РФ, снижение размера которой не допускается. При этом рекомендуется установить порядок такой выплаты из бюджета субъекта РФ, который не должен зависеть от количества обучающихся в классе.

Одновременно рекомендуется не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.
Денежное вознаграждение в размере 5000 рублей выплачивается ежемесячно за классное руководство, но не более 2-х выплат ежемесячного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства в 2-х и более классах.
Классное руководство и в одном, и во втором классе осуществляется только с письменного согласия работника с установлением денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый из двух классов.

Федеральный закон от 13.07.2020 N 210-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части предоставления гарантий работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации"

Для работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации, закрепляются законодательные гарантии получения всех причитающихся им выплат после прекращения деятельности юридического лица:
- устанавливается обязанность работодателя по выплате среднего месячного заработка за второй месяц после увольнения, а также в исключительных случаях при наличии решения органа службы занятости населения - за третий месяц после увольнения (или соответствующую часть среднего заработка, пропорциональную периоду трудоустройства);
- работодателю предоставляется право выплатить увольняемому работнику единовременную компенсацию в размере двукратного месячного заработка.

Выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) выплата единовременной компенсации в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации.
Аналогичные изменения вносятся и в статью 318 ТК РФ, устанавливающую гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

<Письмо> Минпросвещения России от 22.06.2020 N ВБ-1352/08 "О направлении разъяснений"

Минпросвещения России обращено внимание, в частности на следующее:
- статьей 124 ТК РФ запрещено не предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд;
- отзыв работника из отпуска и его согласие необходимо оформлять соответствующим распорядительным документом образовательной организации;
- по письменному заявлению работника часть отпуска, превышающая 28 календарных дней может быть заменена денежной компенсацией, в том числе и в период работы (в таком случае за один и тот же период работнику должна производиться двойная выплата - компенсация и заработная плата).

Сообщается также, что в некоторых случаях работники просят заменить часть отпуска денежной компенсацией, соглашаясь выполнять работу не по занимаемой должности, например, в оздоровительном лагере на оплачиваемой должности. В таких случаях нет необходимости осуществлять замену части отпуска на денежную компенсацию, поскольку законодательство не запрещает работнику в период его отпуска выполнять другую оплачиваемую работу.

Проект Приказа Минпросвещения России "О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413"

Согласно проекту, государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших основную образовательную программу, будет проводиться в обязательном порядке по учебным предметам "Русский язык" и "Математика".
Обучающийся самостоятельно выбирает уровень (базовый или профильный), в соответствии с которым будет проводиться государственная итоговая аттестация по учебному предмету "Математика".
Допускается прохождение обучающимися государственной итоговой аттестации по завершении изучения отдельных учебных предметов на базовом уровне после 10 класса.

Решение Верховного Суда РФ от 01.06.2020 N АКПИ20-129 <О признании частично не действующими абзацев первого и третьего пункта 14, пункта 16 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32>

Верховный Суд РФ указал, в частности, следующее.
13 декабря 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 411-ФЗ, согласно которому пункт 2 статьи 54 Семейного кодекса РФ дополнен новым абзацем вторым, а статья 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дополнена частью 3.1 следующего содержания: "Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры".

Оспариваемые взаимосвязанные нормативные положения Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32, регламентирующие срок приема заявлений в первый класс отдельно для граждан, проживающих на закрепленной территории, и для детей, не проживающих на закрепленной территории (абзацы первый и третий пункта 14), а также закрепляющие преимущественное право детей граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в образовательном учреждении в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, при приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории (пункт 16), не предусматривают указанного права преимущественного приема на обучение проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства детей по основным общеобразовательным программам начального общего образования.

Требуемые дополнения в указанный порядок до настоящего времени не внесены.
В этой связи Верховный Суд РФ признал не действующими с 13 декабря 2019 г. абзацы первый и третий пункта 14, пункт 16 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32, в той мере, в какой данные нормативные положения в системе действующего правового регулирования не предусматривают право преимущественного приема проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства детей на обучение по основным общеобразовательным программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

Приказ Минтруда России от 23.06.2020 N 365н "О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. N 580н" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.07.2020 N 59058)

С заявлением в ФСС о финансовом обеспечении предупредительных мер необходимо обратиться до 1 октября 2020 года.
Финансовому обеспечению за счет средств страховых взносов подлежат следующие расходы:
- приобретение средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок, респираторов и (или) многоразовых тканых масок), а также щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов;
- приобретение дезинфицирующих салфеток и (или) дезинфицирующих кожных антисептиков для обработки рук работников и дозирующих устройств (оборудования) для обработки рук;
- приобретение устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, и (или) дезинфицирующих средств вирулицидного действия для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей;
- приобретение устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работника и (или) термометров;
проведение лабораторного обследования работников на COVID-19.
Приведен перечень документов для обоснования финансового обеспечения соответствующих мероприятий. Настоящий приказ действует до 31 декабря 2020 года.