Новое в законодательстве. Выпуск №43

Автор: admin. Опубликовано в Правовая информация

Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"

Проектом регламентируется порядок оказания физическим и (или) юридическим лицом, осуществляющим на основании лицензии образовательную деятельность, платных образовательных услуг по реализации основных и дополнительных образовательных программ (части образовательной программы) в отношении физического и (или) юридического лица, имеющего намерение заказать либо заказывающего платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора.

Приводятся в числе прочего понятийный аппарат, перечень сведений, подлежащих включению в договор, ответственность исполнителя и заказчика, основания одностороннего расторжения договора по инициативе исполнителя.
Вступление в силу постановления предполагается с 1 января 2021 года.

Постановление Правительства РФ от 11.05.2019 N 652 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 474"

На основании поручений Президента РФ Правительством внесены изменения в Правила осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал.
С учетом внесенных поправок, Правила устанавливают порядок и условия осуществления:
- ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал;
- ежемесячной выплаты, в которых первый ребенок рожден в период с 1 апреля 2017 г. по 1 января 2020 г.;
- единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет.

Ежемесячная выплата в размере 5000 рублей осуществляется в апреле - июне 2020 г. и полагается лицам, имеющим (имевшим) право на меры господдержки, при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 г., а также гражданам РФ, у которых первый ребенок рожден (усыновлен) в период с 1 апреля 2017 г. по 1 января 2020 г., на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, имеющего гражданство РФ.

Единовременная выплата в размере 10000 рублей осуществляется начиная с 1 июня 2020 г. гражданам РФ, на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство РФ, при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 г.
С заявлением о предоставлении выплат можно обратиться в том числе через МФЦ или портал госуслуг, до 1 октября 2020 г.

<Информация> ПФ РФ "Пенсионный фонд упростил получение выплаты 5 тысяч рублей на детей до трех лет"

Выплата в размере 5 тыс. рублей положена всем семьям, у которых право на материнский капитал появилось или появится до 1 июля текущего года. Средства выплачиваются дополнительно к материнскому капиталу, не уменьшая его размер.
Теперь родители могут обратиться за средствами, даже если у ребенка еще нет СНИЛСа, - страховой номер будет оформлен автоматически.

При подаче заявления через личный кабинет на портале es.pfrf.ru достаточно указать имя и дату рождения ребенка, после чего СНИЛС будет найден в базе данных и добавлен к заявлению.
Кроме того, стало удобнее указывать в заявлении реквизиты, по которым перечисляются средства, - при заполнении электронной формы теперь достаточно указать только БИК банка и номер счета, на который необходимо перечислить средства, остальные реквизиты будут заполнены автоматически.

<Информация> Роструда "Роструд напоминает о недопустимости нарушения трудовых прав работников на удаленке"

Сообщается, в частности, что при переводе сотрудников на удаленную работу работодатель определяет порядок организации работы, который подразумевает график, способы обмена информацией о производственных заданиях и их выполнении, возможность использования ресурсов организации на дому. Далее заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, и работодатель издает соответствующий приказ о временном (на период мероприятий, направленных на нераспространение новой коронавирусной инфекции) переходе сотрудников на удаленную работу на дому. С этим приказом работодатель должен ознакомить каждого сотрудника, кто переходит на удаленный формат работы, а также получить его согласие.
При этом работник обязан выполнять весь объем работы в соответствии с его должностными обязанностями, а работодатель - оплачивать его труд в соответствии с условиями трудового договора. Если работник трудится полное время и выполняет объем работы, снижение работодателем его заработной платы в одностороннем порядке будет считаться нарушением трудового законодательства.

<Письмо> Роспотребнадзора от 08.05.2020 N 02/8900-2020-24 "О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций" (вместе с Рекомендациями по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19)

К общим рекомендациям относятся, в частности:
- проведение генеральной уборки помещений с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму перед открытием организации;
- закрепление за каждым классом (группой) учебного помещения (групповой), организация предметного обучения и пребывания в строго закрепленном за каждым классом (группой) помещении, исключение общения обучающихся и воспитанников из разных классов (групп) во время перемен и при проведении прогулок;
- по возможности сокращение числа обучающихся и воспитанников в классе (группе);
- исключение объединения обучающихся и воспитанников из разных классов (групп) в одну группу продленного дня, недопущение формирования "вечерних дежурных" групп;
- исключение проведения массовых мероприятий;
- обеспечение проведения ежедневных "утренних фильтров" с обязательной термометрией (целесообразно использовать бесконтактные термометры) с целью выявления и недопущения в организации обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), сотрудников с признаками респираторных заболеваний при входе в здание, исключив скопление детей и их родителей (законных представителей).

<Письмо> Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с "Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий")

Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи при реализации программ внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных образовательных программ с применением дистанционных технологий.
Реализация указанных программ может быть организована с использованием:
- образовательных технологий (например, мастер-классы, консультации и тренировки, проводимые в режиме реального времени);
- электронного обучения (с применением материалов и онлайн-тренажеров, представленных на сайте Минпросвещения России;
- бесплатных интернет-ресурсов и сайтов учреждений культуры и спорта, открывших трансляции спектаклей, концертов, мастер-классов, а также организаций, открывших доступ к музейным, литературным и архивным фондам;
- ресурсов СМИ (образовательные и научно-популярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении, в том числе эфиры образовательного телеканала "Моя школа в online");
- образовательных и развивающих материалов на печатной основе.
Формы промежуточной аттестации и текущего контроля определяются образовательной организацией.


Приказ Минздрава России от 18.05.2020 N 455н "О внесении изменения в Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.05.2020 N 58430)

Установлено, что в случае введения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации проведение периодических осмотров по решению работодателя может быть отложено, но не более чем на 6 месяцев.

<Письмо> Минпросвещения России от 07.05.2020 N ДГ-422/06 "О мерах поддержки"

В частности, сообщается, что в случае если в перечне наиболее пострадавших отраслей указан целиком класс или подкласс для одной из отраслей, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в перечень.
Так, в перечне обозначен ряд сфер деятельности, встречающихся среди основных видов деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе: культура, организация досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, включая деятельность санаторно-курортных организаций; деятельность туристических агентств и прочих организаций, представляющих услуги в сфере туризма; гостиничный бизнес; общественное питание; деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений.

Проект Постановления Правительства РФ "Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2020 году"

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования проводится в форме промежуточной аттестации, результаты которой являются основанием для выдачи аттестата об основном общем образовании или о среднем общем образовании.

Вступительные испытания при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2020 году проводятся в форме единого государственного экзамена для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в текущем году и предыдущие годы, имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 г.) и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования.

При приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета может быть установлено не более трех вступительных испытаний в форме единого государственного экзамена, за исключением дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности, дополнительных вступительных испытаний профильной направленности.

Вступительные испытания в форме единого государственного экзамена проводятся в порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденном Минпросвещения России и Рособрнадзором.
Предполагается, что проект постановления вступит в силу со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции".

Федеральный закон от 25.05.2020 N 158-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих"

В настоящее время не все профессии рабочих, должности служащих требуют установления разрядов, классов, категорий в соответствии с квалификационными требованиями, так как квалификация в профессиональных стандартах описывается в рамках необходимых умений, знаний и других характеристик.
В связи с этим Закон устанавливает, что документ о квалификации подтверждает получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение (при наличии) разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения.
С учетом внесенных поправок уточнено, что перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утверждается Минпросвещения России.

Федеральный закон от 25.05.2020 N 157-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов"

Предельный возраст повышается с 65 до 70 лет независимо от срока действия трудовых договоров.
С руководителями государственных и муниципальных научных организаций заключаются трудовые договоры на срок до пяти лет.
Одно и то же лицо не может замещать должность руководителя одной и той же государственной или муниципальной научной организации более трех сроков, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Аналогичные положения предусмотрены для замещения должности руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и руководителей их филиалов.

Федеральный закон от 25.05.2020 N 159-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Законом установлено, в частности, что:
- руководитель научной организации назначается (избирается) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном ее уставом, и несет ответственность за руководство научной, научно-технической, организационно-хозяйственной деятельностью научной организации, а также за реализацию программы или плана ее развития;
- полномочия президента вуза, в том числе связанные с его участием в определении программы развития вуза, в деятельности коллегиальных органов управления, в решении вопросов совершенствования образовательной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности, а также связанные с представлением вуза в отношениях с госорганами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, устанавливаются уставом вуза;
- ученые (научные, научно-технические) советы государственных и муниципальных научных организаций разрабатывают и утверждают планы научных работ, программы или планы развития государственных и муниципальных научных организаций гласно, исходя из государственных заданий, профиля государственных и муниципальных научных организаций, их научных и экономических интересов;
- уставы государственных и муниципальных научных организаций, государственных и муниципальных вузов применяются в части, не противоречащей нормам, установленным настоящим федеральным законом, и подлежат приведению в соответствие с указанными нормами в срок до 31 декабря 2021 года.

Постановление Правительства РФ от 23.05.2020 N 744 "О грантах Президента Российской Федерации лицам, проявившим выдающиеся способности и показавшим высокие достижения в определенной сфере деятельности, поступившим на обучение в образовательные и научные организации"

С 1 сентября 2020 года вступает в силу новый порядок предоставления и выплаты грантов Президента РФ лицам, проявившим выдающиеся способности и показавшим высокие достижения в определенной сфере деятельности.
Утвержденным Положением предусмотрен порядок предоставления и выплаты грантов лицам, проявившим выдающиеся способности и показавшим высокие достижения в определенной сфере деятельности, в том числе в области искусств и спорта, поступившим на обучение в профессиональные образовательные организации, вузы, научные организации не только по очной, но и по очно-заочной и заочной формам обучения по программам подготовки специалистов среднего звена, бакалавриата, специалитета и магистратуры за счет бюджетных ассигнований.
Признано утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 19.12.2015 N 1381.

Приказ Минобрнауки России от 28.05.2020 N 692 "О деятельности подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организаций в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации"
Кроме того, необходимо, в числе прочего:
- определить численность работников, обеспечивающих функционирование этих организаций до даты окончания действия ограничительных мер на соответствующей территории РФ;
- численность работников, переводимых на указанный период на дистанционный режим работы;
- обеспечить возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками с установлением контроля за соблюдением этой гигиенической процедуры, контроль температуры тела работников, регулярное проветривание рабочих помещений;
- обеспечить реализацию образовательных программ, в том числе прохождение обучающимися промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- обеспечить проведение приемной кампании с соблюдением мер по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
- обеспечить осуществление научной деятельности с соблюдением мер по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
Настоящий Приказ вступает в силу с 1 июня 2020 года.

<Письмо> Минпросвещения России от 21.05.2020 N ГД-500/05 "О направлении рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями по вопросам трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательными организациями образовательного процесса")

Приводятся меры, направленные на содействие трудоустройству выпускников, на продолжение их обучения, а также примерный перечень ресурсов, который возможно использовать для организации трудоустройства, получения практических навыков и компетенций, организации самозанятости, находящийся в свободном доступе в Интернете.
В частности, в целях содействия трудоустройству выпускников предлагается использовать возможности центров опережающей профессиональной подготовки, в которых должно осуществляться взаимодействие с центрами занятости населения, органами власти, общественными организациями и другими организациями, индивидуальными предпринимателями по вопросам содействия занятости и трудоустройству выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

<Письмо> Минздрава России от 21.05.2020 N 16-0/И/2-7001 "О проведении государственной итоговой аттестации обучающихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий"

Сообщается, что Госдумой 21 мая 2020 г. принят во втором чтении проект федерального закона N 953580-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции". Законопроектом предлагается наделить Правительство РФ правом в 2020 году принимать решения, предусматривающие особенности государственной итоговой аттестации, предусмотренной Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". После принятия данного Федерального закона Правительством РФ будет принято соответствующее постановление.

Проект Федерального закона N 967986-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

Согласно пояснительной записке к законопроекту юридически значимыми сообщениями являются любые акты взаимодействия между сторонами трудового договора, совершаемые ими в целях передачи определенной юридически значимой информации. Передача одной стороной трудового договора другой стороне сообщения любого содержания (заявление, уведомление, обращение, разрешение, требование и т.д.) влечет соответствующее юридическое последствие, предусмотренное трудовым законодательством. Отсутствие в ТК РФ правил, определяющих порядок доставки юридически значимых сообщений, в том числе в случаях, когда такие сообщения направляются не в виде бумажного документа, создает неопределенность в трудовых правоотношениях.

Законопроектом предлагается дополнить ТК РФ новыми статьями 15.1 - 15.3 ТК РФ, которыми закрепляются общие положения о юридически значимых сообщениях.
В частности, предлагается установить, что обмен сообщениями может быть произведен не только в личном присутствии в одном месте работника и работодателя или при направлении сообщения стороне трудового договора в виде бумажного документа с использованием почтовой связи, но также и с использованием электронных или иных технических средств. При этом требования к указанным средствам будут определяться Правительством РФ, если иное не предусмотрено трудовым договором, локальным нормативным актом, коллективным договором или соглашением.

На работодателя возлагается обязанность обеспечить хранение всех поступивших от работника юридически значимых сообщений и копий направленных работнику юридически значимых сообщений в порядке, предусмотренном локальным актом.
Также предусматривается, что правила о юридически значимых сообщениях, содержащиеся в трудовом договоре (а равно и в локальном нормативном акте, коллективном договоре или соглашении), не должны ухудшать положение работника по сравнению с правилами, установленными ТК РФ.

Устанавливается, что юридически значимые сообщения, с которыми трудовое законодательство или трудовой договор связывают возникновение, изменение или прекращение трудовых отношений, влекут такие последствия для получателя соответствующего сообщения с момента его доставки.
Сообщение будет считаться доставленным и в тех случаях, если оно поступило стороне трудового договора, которой оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от нее, не было ей вручено или сторона трудового договора не ознакомилась с ним.

Для установления стороны трудового договора, отправившей сообщение, может быть использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, отправившее сообщение, в том числе простая электронная подпись или усиленная электронная подпись.
В случае если в трудовом договоре или локальном нормативном акте содержится условие об обмене сообщениями с помощью электронных либо иных технических средств, работник имеет право на отказ от такого условия в любой момент после заключения трудового договора.
Работник вправе заявить отказ от условия об обмене сообщениями с помощью электронных либо иных технических средств в любое время путем направления работодателю сообщения с помощью почтовых отправлений или с помощью отправки информации по сети электросвязи, в том числе по электронной почте, а равно путем личной подачи сообщения об отказе в месте нахождения работодателя.
Реализация работником указанного права не будет влиять на действительность остальных положений трудового договора и не может служить основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
Вступление в силу законопроекта предполагается в силу с 1 октября 2020 года.

<Информация> ГД ФС РФ "Внесена новая версия проекта о требованиях к дистанционному общению работодателя и работника"

Юридически значимые сообщения в трудовых отношениях - это любые акты взаимодействия между сторонами трудового договора, совершаемые в целях передачи определенной юридически значимой информации.
Законопроектом предлагается новая статья 15.1 ТК РФ, закрепляющая общие положения о юридически значимых сообщениях, в том числе об их форме. Обмен такими сообщениями может быть произведен не только в личном присутствии или при направлении сообщения почтой в виде бумажного документа, но и с использованием электронных или иных технических средств.

Требования к указанным средствам будут определяться Правительством РФ, если иное не предусмотрено трудовым договором, локальным нормативным актом, коллективным договором или соглашением.
Работодатель будет обязан обеспечить хранение всех поступивших от работника юридически значимых сообщений, а также копии направленных работнику юридически значимых сообщений в порядке, предусмотренном локальным актом.
Предусматривается, что момент доставки сообщения адресату будет считаться точкой отсчета, с которого юридически значимое сообщение влечет юридические последствия.

Предлагается предоставить работнику возможность в любой момент после заключения трудового договора в одностороннем порядке отказаться от условия об обмене юридически значимыми сообщениями в электронной форме.
Также сообщается о предлагаемых поправках в статью 67 ТК РФ, согласно которым трудовой договор может быть заключен в том числе путем обмена документами и информацией посредством электронных и других технических средств.
Устанавливается, что при взаимодействии работодателя и дистанционного работника (заключившего трудовой договор о дистанционной работе) путем обмена электронными документами могут использоваться любые способы, позволяющие достоверно определить лицо, отправившее сообщение. При этом каждая из сторон обязана направлять подтверждение получения электронного документа от другой стороны в срок, предусмотренный трудовым договором о дистанционной работе.

Проект Федерального закона N 966659-7 "О внесении изменений в статью 57 Трудового кодекса Российской Федерации"

Законопроектом предусматривается включение в трудовой договор (приложение к нему либо отдельное соглашение сторон, заключаемое в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора) нормы о возможности временного или частичного выполнения работником своей работы в дистанционной форме.
В таком договоре (приложении к нему либо отдельном соглашении сторон) должны быть определены:
- срок, в течение которого работник временно выполняет работу в дистанционной форме, или график, согласно которому работник частично выполняет работу в дистанционной форме;
- условия выполнения работы в дистанционной форме, в том числе режим рабочего времени, способы и средства связи работника и работодателя, порядок обеспечения работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами и предметами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей, или предоставления соответствующей компенсации;
- порядок представления работником результатов выполненной работы и их приема работодателем.

<Письмо> Минпросвещения России от 03.06.2020 N ВБ-1194/03 "О направлении информации"

В частности, рекомендуется определить формат проведения оценки готовности к началу учебного года: очный (с выездом членов комиссии в образовательную организацию), дистанционный (с использованием средств дистанционного взаимодействия), заочный (путем представления в государственную или муниципальную комиссию пакета документов, подтверждающих готовность организации к началу учебного года).
Обращено внимание на необходимость предусмотреть наличие в образовательной организации плана профилактических мероприятий в условиях новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

<Информация> ФСС РФ от 04.06.2020 "О предоставлении страхователям отсрочек (рассрочек) по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом сложившейся ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации"

Для предоставления отсрочки (рассрочки) страхователю необходимо обратиться в региональное отделение фонда по месту постановки на учет с заявлением (приведена ссылка для скачивания заявления в формате Word), а также с копией решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) налоговыми органами (данное требование действует до установления информационного обмена между фондом и ФНС России).
Подача заявления возможна также в произвольной форме с указанием приведенных реквизитов, в том числе: сумма, срок отсрочки или рассрочки; обязательство при наступлении сроков уплаты задолженности своевременно и в полном размере уплачивать причитающиеся суммы, а в случае отмены налоговым органом решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) незамедлительно известить об этом территориальный орган фонда.

<Письмо> Рособрнадзора от 01.06.2020 N 02-32 (вместе с Рекомендациями по подготовке и проведению единого государственного экзамена в 2020 году в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19))

В частности, перед проведением экзаменов необходимо организовать сбор сведений (в любой форме) о специалистах, привлекаемых к проведению ЕГЭ, о наличии у них в последние 14 дней контактов с людьми, имеющими подтвержденный диагноз COVID-19 или находящимися под наблюдением в связи с имеющимся риском заражения. В случае наличия у специалиста таких контактов необходимо исключить его участие в проведении ЕГЭ или организовать тестирование на наличие коронавирусной инфекции и допускать до проведения экзаменов только в случае отрицательного результата.
Необходимо не допускать скопления участников ЕГЭ и специалистов, привлекаемых к его проведению ЕГЭ, при организации входа в пункт проведения экзаменов (далее - ППЭ) и аудитории, а также исключить сбор участников ЕГЭ в каких-либо помещениях ППЭ.

Также рекомендуется в числе прочего:
- организовать вход в ППЭ малыми группами с соблюдением дистанции не менее 1,5 метра;
- на территории образовательной организации и при входе в ППЭ нанести разметку, на которую необходимо ориентироваться участникам ЕГЭ и специалистам, привлекаемым к проведению экзаменов;
- разработать график прибытия участников экзамена в ППЭ, определив то количество участников ЕГЭ, которое позволит обеспечить соблюдение дистанции не менее 1,5 метра и исключит скопление участников на входе в ППЭ. График прибытия необходимо довести до всех участников ЕГЭ;
- определить время начала прибытия в ППЭ участников ЕГЭ, исключающее длительное ожидание начала экзамена в ППЭ;
- специалистам ППЭ, которые принимают участие в организации входа, необходимо надеть одноразовые медицинские маски и одноразовые перчатки, а также соблюдать установленную дистанцию. Если участник ЕГЭ прибыл в ППЭ в маске, необходимо попросить его снять маску во время прохода в ППЭ;
- при проведении экзамена обеспечить зигзагообразную рассадку участников ЕГЭ;
- при проведении ЕГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение") необходимо обрабатывать дезинфицирующими средствами компьютеры (ноутбуки), а также подключенную гарнитуру (наушники с микрофоном) после каждого участника ЕГЭ;
- рассмотреть возможность организации контроля направления участников ЕГЭ к месту проживания по завершении экзаменов с целью исключения сбора участников ЕГЭ группами.