Новое в законодательстве. Выпуск №8

Автор: admin. Опубликовано в Правовая информация

Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 N 17-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Жарова"

Выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера, не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п.

Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Конституционный Суд РФ в ряде своих решений сформулировал следующие правовые позиции относительно института минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте РФ:

институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление от 27 ноября 2008 года N 11-П);

вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; это согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени (Постановление от 7 декабря 2017 года N 38-П);

положения статей 129 и 133 Трудового кодекса РФ не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (Определения от 1 октября 2009 года N 1160-О-О и от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О);

в механизме правового регулирования оплаты труда дополнительная гарантия в виде минимальной заработной платы в субъекте РФ должна в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (Постановление от 7 декабря 2017 года N 38-П).

Из приведенных правовых позиций следует, что оспариваемые положения статей 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса РФ в системной связи с его статьями 149, 152 - 154 предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при работе в ночное время, сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.

Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с установленными Конституцией РФ общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.

<Письмо> Рособрнадзора от 12.01.2018 N 05-5
"О направлении запросов по вопросу наличия сведений о документах об образовании в ФИС ФРДО"

Заинтересованным лицам рекомендуется самостоятельно осуществлять проверку сведений о выдаче документа об образовании на официальном сайте Рособрнадзора в сети "Интернет"
Согласно Правилам формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 729, сведения о документах об образовании, выданных после 1 сентября 2013 года, подлежат внесению в информационную систему в течение 60 дней с даты их выдачи. В информационную систему также включаются сведения о документах, выданных:

с 1 января 2009 по 31 августа 2013 г. включительно - до 31.12.2014;
с 1 января 2004 по 31 декабря 2008 г. включительно - до 31.12.2016;
с 1 января 2000 по 31 декабря 2003 г. включительно - до 31.12.2018;
с 1 января 1996 по 31 декабря 1999 г. включительно - до 31.12.2020;
с 10 июля 1992 по 31 декабря 1995 г. включительно - до 31.08.2023.

Сведения о документах, выданных ранее 10 июля 1992 г., в информационную систему не вносятся.
Рособрнадзор не наделен полномочиями по подтверждению подлинности документов об образовании и (или) квалификации, по подтверждению (опровержению) факта обучения в образовательной организации, а также предоставлению заверенных в установленном порядке архивных справок об обучении граждан. Информацию о документах об образовании можно получить на официальном сайте Рособрнадзора в сети "Интернет". При этом отсутствие сведений о документе об образовании на официальном сайте не опровергает факт выдачи указанного документа. В этом случае необходимо обратиться в образовательную организацию, выдавшую документ об образовании, а при ее ликвидации - в муниципальный или государственный архив субъекта РФ, на территории которого находилась образовательная организация, или в Росархив.
Для подтверждения факта изготовления бланка документа об образовании необходимо обратиться в организацию-изготовитель соответствующего бланка.


<Письмо> Рособрнадзора от 01.02.2019 N 10-51-127/10-129
"Об участии в ЕГЭ обучающихся, не имеющих среднего общего образования"

Разъяснен порядок допуска к сдаче ЕГЭ обучающихся по программам среднего профессионального образования, не имеющих среднего общего образования
Сообщается, что в соответствии с Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 N 190/1512 обучающиеся по программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования (далее - обучающиеся СПО), вправе пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА), которой завершается освоение образовательных программ общего среднего общего образования.

Обучающиеся СПО, получающие среднее образование экстерном, вправе сдавать ГИА при условии получения отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации и получения "зачета" за итоговое сочинение (изложение). В качестве результатов промежуточной аттестации обучающемуся СПО могут быть зачтены результаты освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях. Для допуска к экзамену экстерну необходимо предъявить справку, подтверждающую освоение образовательных программ среднего общего образования или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем году. При этом требования о выдаче указанной справки только организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам среднего общего образования, среднего профессионального образования (имеющим государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования), не установлено.

Обучающиеся СПО имеют право участвовать в ЕГЭ, минуя процедуру регистрации в качестве экстернов в образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего общего образования. В таком случае обучающиеся СПО участвуют в итоговом сочинении (изложении) по желанию, кроме того, обучающиеся СПО выбирают только те предметы ЕГЭ, которые им необходимы для поступления в ВУЗы. При подаче заявления на участие в ЕГЭ в таком случае необходимо предъявить справку из образовательной организации, в которой лицо проходит обучение, подтверждающую освоение образовательных программ среднего общего образования или завершение освоения программ среднего общего образования в текущем учебном году. Предъявление справки освоения СПО в указанном случае не допускается. Аттестат о среднем общем образовании в таком случае не выдается.

Лица, получившие документ об образовании, подтверждающий получение среднего профессионального образования, могут участвовать в ЕГЭ, в том числе при наличии у них действующих результатов ЕГЭ прошлых лет. В этом случае предъявляется диплом о среднем профессиональном образовании. При подаче заявления обучающемуся СПО необходимо предъявить справку из образовательной организации, в которой он проходит обучение, подтверждающую освоение образовательных программ среднего общего образования или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году. Предъявлять академическую справку обучающегося СПО не требуется.