Новое в законодательстве. Выпуск №1
Письмо Роструда от 07.03.2018 N 837-ТЗ
"О добровольном внутреннем контроле (самоконтроле) работодателями соблюдения требований трудового законодательства"
Рострудом разработаны рекомендации для работодателей по добровольному внутреннему контролю соблюдения трудового законодательства
Внутренний контроль (самоконтроль) представляет собой добровольную оценку работодателем соответствия своей деятельности обязательным требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством организационных мер, процедур, инструментов.
Работодатель добровольно принимает решение о проведении внутреннего контроля (самоконтроля). Внутренний контроль проводится ежегодно на основании локального нормативного акта работодателя. Внутренний контроль, рекомендации по его результатам, взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляются в электронном виде.
Работодатели, применяющие внутренний контроль, информируют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о результатах проведенной оценки соответствия, планах и сроках устранения выявленных нарушений.
Предусмотрены, в том числе:
- цели и принципы внедрения системы внутреннего контроля;
- процедура создания внутри организации работодателя службы внутреннего контроля;
- основные задачи службы внутреннего контроля;
- порядок использования сервиса "Электронный инспектор" для осуществления работодателями проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства (сервис размещен на электронном портале "Онлайнинспекция.рф" на сайте Роструда, и его использование наряду с другими интерактивными сервисами является бесплатным);
- формы проверочного листа для проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства, акта о результатах предварительной проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства.
Также приведена Методика апробации системы добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) работодателями соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Целью проведения апробации является экспериментальное изучение возможностей внедрения в практическую деятельность хозяйствующих субъектов системы добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) работодателями соблюдения требований трудового законодательства.
Проект Федерального закона N 430596-7 "О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации"
Президент РФ предлагает установить единый срок давности для применения дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения - не позднее трех лет со дня совершения правонарушения.
Проект разработан в целях унификации порядка привлечения государственных и муниципальных служащих, работников государственных корпораций (компаний) и государственных внебюджетных фондов, а также организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения.
Изменениями, предлагаемыми к внесению в статью 193 Трудового кодекса РФ предусматривается, что дисциплинарное взыскание за нарушение запретов, ограничений, неисполнение обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка.
Минтрудом России предложен обновленный порядок организации обучения по охране труда и проверки знания этих требований работниками организаций.
Проект разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и предусматривает обязательные требования к обучению по охране труда и проверки знания требований охраны труда.
Порядок обязателен для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, работодателями (кроме работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем. Порядок не заменяет специальных требований к проведению обучения, инструктажа и проверки знаний работников, установленных органами государственного надзора и контроля.
Согласно проекту, обучение по охране труда подразделяется на следующие виды:
- обучение по охране труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, аккредитованных в установленном порядке и (или) у работодателя;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;
- инструктажи по охране труда (вводный; на рабочем месте; целевой);
- стажировки на рабочем месте;
- обучение оказанию первой помощи пострадавшим.
Определено, в частности, что целевой инструктаж проводят в том числе при проведении массовых мероприятий на подконтрольной работодателю территории или в иных случаях, определяемых руководителем организации.
Также уточнено, что периодичность прохождения обучения оказанию первой помощи пострадавшим определяется с учетом специфики трудовой деятельности работников, но не реже 1 раза в 5 лет.
В приложении к проекту приведены перечни вопросов программы вводного инструктажа по охране труда, программы инструктажа по охране труда на рабочем месте, а также примерный перечень вопросов для включения в программу обучения по охране труда.
Проектом предусмотрено, что удостоверения о проверке знания требований охраны труда, выданные до введения в действие нового порядка, будут действительны до окончания срока их действия.
Минтруд России предлагает наделить трудовую инспекцию правом принудительного взыскания долгов по зарплате без решения суда
Согласно проекту принудительное исполнение работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и указанных выплат будет осуществляться подразделениями ФССП России на основании решения государственного инспектора труда, принятого в случае невыполнения работодателем в срок законного предписания об устранении нарушений трудового законодательства, связанных с выплатой работнику заработной платы.
Работодатель, не согласный с решением о принудительном исполнении, вправе его оспорить в суде в течение десяти дней со дня получения.
Согласно проекту решение о принудительном исполнении не принимается в случаях, когда между работником и работодателем заключено соглашение о реструктуризации выявленной задолженности по заработной плате.
Проектом предусматривается, что положения о взыскании не будут распространяться на лиц, занимающих должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера банка, руководителя, главного бухгалтера филиала банка, членов совета директоров (наблюдательного совета) банка, контролирующих банк лиц, определяемых в соответствии с законодательством о банкротстве.