Ежики в банке: как уживаются подростки в школьном коллективе – рассказ психолога
Подростковый возраст – для родителей моментально взрослеющих детей «не сахар». А уж для самих тинейджеров и подавно, особенно в коллективе. От того, как складываются их отношения с одноклассниками, зависит их общий настрой на жизнь и, разумеется, успешность в учебе.
Чем могут помочь родители, когда и как стоит вмешиваться в отношения ребенка с коллективом и стоит ли это делать вообще? Ведь иногда семье сложно понять, капризничает ребенок или его жалобы на одноклассников и учителей обоснованны. Стоит ли в этом случае поменять школу или не следует решаться на столь резкие шаги ради «убегания» от проблем вместо того, чтобы их решать? Вопросов всегда возникает множество, если ваш ребенок – подросток. Поэтому в поисках ответов на них мы обратились к практикующему специалисту.
Екатерина Мурашова — практикующий семейный и детский психолог, писатель, автор детских подростковых книг, а также литературы по психологии. В 2010 году ее включили в число номинантов Международной литературной премии памяти Астрид Линдгрен. На встрече с родителями она предложила им, в первую очередь, обращать внимание на то, какую позицию в коллективе занимает ребенок. Для этого она изложила концепцию «ежиков в банке», которая помогает в групповой работе с подростками.
Представьте, что подростковый коллектив – это банка, полная ежиков. По своей природе они не могут не колоть друг друга. Однако существуют такие геометрические решения, которые позволяют им сосуществовать в относительном комфорте. Что может сделать один конкретный «ежик», чтобы его «кололи» как можно меньше? Екатерина подчеркивает, что задача поиска ответов на этот вопрос имеет именно геометрические решения. Тот, кому удается забраться «наверх» и «высунуть нос» из общей кучи, вовсе не оказывается в комфортном положении, как можно предположить: его колют те, кто внизу, в незащищенный колючками «живот», да еще стараются стянуть его обратно в общую кучу. Однако есть позиции, которые позволят сделать пребывание в этой банке менее болезненным: например, лечь на дно, выставив иголки. По словам Екатерины Мурашовой, подростки обычно сами определяют таких одноклассников, отмечая, что те в подобной позиции находятся уже несколько лет. В ней есть свои минусы: такой ребенок практически не вовлечен в жизнь коллектива, «снизу» не видно, что происходит вокруг. То есть «не колют», но дышать тяжело.
Второй вариант безопасной позиции – найти того, кому доверяешь, и выстроить с ним «круглого ежа», соединившись «брюшками», выставив иголки против остальных. На такое большое круглое и колючее существо никто обычно не покушается. Однако и здесь есть свой риск – предательство. «Мы с Тамарой ходим парой, а она вдруг ушла и стала дружить со Светкой. А еще и рассказала ей все мои секреты». В этом случае риск предательства представляет серьезную психологическую травму. В любом классе, как правило, такие тесные парные взаимоотношения встречаются.
Есть еще относительно безопасное размещение в «банке» – «брюшком» прилепиться к стеклу. В этом случае все интересы подростка находятся вне коллектива, он все время смотрит туда – «за стекло». Такими учениками бывают те, кто серьезно увлекается спортом и в классе находится пару месяцев из учебных девяти. Когда такой ребенок появляется в коллективе после очередных соревнований, ему пытаются рассказать, что за это время произошло, стараются как-то ввести в «тусовку» – в атмосферу коллектива на данный момент. Однако увлеченного спортом это мало интересует, он с трудом адаптируется: все его мысли – в любимом занятии вне класса. Плюсы и минусы этой позиции очевидны: с одной стороны, такого «ежика» не колют, а с другой – он остается по большей части вне коллектива.
Все проблемы в классе можно решить, если перевернуть банку. И она со временем переворачивается – ребята взрослеют, их интересы все больше выходят за пределы коллектива. Родителям подрастающих детей в своем общении с ними стоит набраться терпения и помнить, что этот «колючий» возраст все же проходит. И дети из него выходят с багажом накопленного опыта.
О самооценке ребенка
Многие считают, что меньше проблем в школе бывает у тех детей, которые обладают более высокой самооценкой. Однако такое мнение Екатерина не разделяет. По ее словам, нормальной является как высокая, так и низкая самооценка. И та и другая позволяют адекватно взаимодействовать с миром. Если у ребенка очень высокая самооценка и вдруг случается что-то неординарное, он «падает» – первое, что ему приходит в голову, это мысль о случайности произошедшего. Ребенок поднимается и идет дальше, при этом его самооценка не страдает, она не меняется. Если в такую ситуацию попадет ребенок с низкой самооценкой, он, как правило, решает, что это обычно для него – «так и должно было случиться», все, как всегда, ничего нового. И в этом случае самооценка подростка также не изменится. В первом и втором примерах мир для него остается предсказуем. Так что любая самооценка нормальна – главное, чтобы она была стабильной. Плохо, если она становится скачущей: когда ребенку сегодня кажется, что выше него только звезды, а завтра – что ниже него только мусорная корзина. Плохо также, когда она явно не совпадает с реальными возможностями ребенка.
О травле
В самой некомфортной ситуации в классе оказываются дети, которых одноклассники определяют на роль «козла отпущения». Тогда начинается травля. И единственный правильный выход здесь – забрать ребенка из этого коллектива. В таком случае медлить нельзя: сначала его надо забрать из такого класса, и только затем анализировать ситуацию, особенности характера и помочь ему попробовать себя в разных ролях, которые обычно предлагает детский коллектив.
Чтобы принять такое важное решение, необходимо правильно определить, когда речь идет действительно о ситуации буллинга, а когда просто – о некомфортном пребывании в коллективе – ребенок жалуется, что его дураком сегодня обозвали, а вчера пренебрегли его мнением например. Для этого есть довольно четкий критерий. Травля не означает, что все обязательно объединяются против одного. Далеко не всегда бывает именно так. Самый верный критерий – это отсутствие поддержки, когда ребенка никто не поддерживает в классе. Один или несколько одноклассников могут взять его портфель, вытряхнуть личные вещи или побить, и никто за него не заступится. Если на стороне такого ребенка нет никого, то в данном случае речь, скорее всего, идет именно о буллинге.
Бывают случаи, особенно в 3-4 классах, когда ребенок продолжительное время (например, почти весь учебный год) борется за себя – с обижающими его одноклассниками, иногда даже с учителем, который унижает его перед классом. Как только родитель заподозрит такую ситуацию, психолог советует «вооружиться» доказывающими это фактами и сообщить о них всем заинтересованным лицам – педагогу, администрации, классу. В этом случае нужно заявить о своих намерениях не мириться с существующим положением, а разбираться в нем. Если по итогам будет заметно, что родителя услышали, что отношения в коллективе стали меняться, и ребенок стал спокойнее, то можно дальше продолжать обучение. Если этого не будет, стоит, как в случае травли, забирать ребенка из данного коллектива: ведь роль «козла отпущения», которую в данном случае приходится ребенку выполнять, разрушает личность.
Остается закономерный вопрос: что делать дальше – после того, как такой ребенок переведен в другую школу? Непременно стоит проанализировать причины того, почему он не прижился в прежнем коллективе, понять, почему он не смог справиться ни с одной из существующих в детском социуме ролей и предложить – в некоторых случаях даже научить – его одной из них. В этом может помочь квалифицированный психолог. Екатерина Мурашова также предлагает родителям ознакомиться со стандартным набором ролей детского коллектива, чтобы понять, какая именно может подойти их ребенку – в случае «подкованности» и осведомленности семьи в этом вопросе работа психолога с ребенком может оказаться более эффективной.
(с) ug.ru